Limon.KG — Джалал-Абад является третьим по величине городом Кыргызстана. «Абад» с персидского языка переводится как «место где живут люди»,а «джелал» как «слава, святыня, величие». Название города может обозначать «место славы» или «святое место».

002

Через город проходил один из главных путей Великого Шелкового пути , Джал-Абад на протяжении многих столетий гостеприимно принимал путешественников и торговцев. Город возник как кишлак возле целебных источников. Потихоньку рост населения начал увеличиваться, начали появляться мастеровые: гончары, ремесленники, развивались кустарные мастерские, которые дали начало небольшим перерабатывающим предприятиям. Местные жители занимались сельским хозяйством и обслуживали паломников, которые приезжали в город к минеральным источникам. В девятнадцатом веке на месте кишлака была построена кокандская крепость. В 1876 году она стала частью России, через два года в 1878 году прибрела статус города.


Что говорят ученые о Джалал-Абадских источниках?

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, который вышел в 1890 году так описывают минеральные источники Джалал- Абада: « Минеральные источники пользуются большой известностью в Фергане. С появлением этих весьма древних источников связана местная легенда об исцелении водой их многострадального Иова. С 1884 года для оздоровления хронически больных людей посылают в Джалал- Абад. Начиная с 1885 года учреждена санитарная станция, а на время сезона открывается лазарет на 25 человек».

800px-Въезд_в_Джалал-Абад_(Киргизия)

Путешественник, географ В.П. Вощинин тоже писал о Джалал-Абадских источниках

«А именно, у самого Джелалабада возвышается небольшая гора — около 4.000 футов над уровнем моря — на которую необходимо подняться, так как на вершине этой горы находятся известные в крае теплые и холодные серные и железные источники, привлекающие множество туземцев для пользования купанием и поклонения гробнице туземного пророка Иова. По преданию этот пророк исцелился Джалал- Абадскимим источниками. Говорят, что совсем в скором времени к Джелалабаду будет подведена железная дорога. Тогда, надо думать, на этот туземный курорт будет обращено должное внимание, и, быть может, он расцветет и прославится».


jalal-abad7

Телеграмма Михаила Фрунзе

В 1918 году басмачи Мадаминбек захватил Ош и Джалал-Абад. В ответ на это войска под командованием Михаила Фрунзе выехали на юг Кыргызстана. М. Фрунзе 27 мая 1920года выступал на железнодорожной станции и послал телеграмму В .И. Ленину о положение в Туркестане.

Arbakeshs_of_Djalal-abad_1918

Железнодорожная дорога Джалал-Абада протяжностью 14 км в 1928 году была дана на эксплуатацию. С целью обеспечения Джалал-Абада и Узбекистана углем железнодорожную дорогу продлили на 15 км. Пассажирский поезд дальнего следования Джалал-Абад — Ташкент-Бишкек был отменен в 1993 году.

jalalabat2008_20

В 1991 году городу Джалал-Абад был дан статус областного центра.


jalal-abad4

Всесоюзная здравница «Джалал-Абад»

Курортный комплекс «Джалал-Абад», который расположен в 5 км от города, в советский период считался всесоюзной здравницей. Тысячи туристов со всего СССР приезжали на курорт с гинекологическими, кожными и желудочно-кишечными заболеваниями

Лечебные грязи и минеральные источники курорта «Джалал-Абад» и сегодня привлекают иностранных туристов. На территории курортного комплекса находится множество минеральных источников с лечебной водой.

Гости оздоровительного комплекса набирают целебные воды в различные емкости и увозят домой. Вода всегда теплая и соленая. На курорте функционирует санаторий на 450 мест летом и 150 мест зимой.

17207_watermark_12_12_rightbottom

На территории курорта проводятся дискотеки и обустроены места для отдыха. Круглогодично работает бассейн с лечебной водой, имеются также лечебно-диагностические кабинеты и лаборатории. Санаторий славится также своими грязевыми ваннами, которые были очень популярны в советское время.

17201_watermark_12_12_rightbottom

В 1991 году городу Джалал-Абаду дали статус областного центра. Осенью 2007 года город отпраздновал свой 130- летний юбилей. Климат города континентальный, лето и осень жаркая и засушливая, зима малоснежная и особо не холодная.


16912_watermark_12_12_rightbottom

Источник: limon.kg

Город расположен в предгорьях Тянь-Шаньского хребта у подножья небольших гор Аюб-Тау на высоте 763 м над уровнем моря в Когартской долине. Расстояние до столицы Киргизии Бишкека ~605 км. В 105 км юго-западнее расположен город Ош. Климат субтропический, сухой, с жарким до +43˚С летом, солнечной осенью с редкими ливневыми дождями и теплой зимой с повышенной влажностью и средней температурой около 0˚С. Относительная влажность с июня по октябрь небольшая — 30 %, в жаркие летние месяцы ещё ниже. Осадков за год выпадает около 460 мм. Удаленность от значительных водных пространств обуславливает континентальность и засушливость климата. Среднегодовая температура составляет +13°С, в июле +25 +30°С, в январе −3 −5°С.
Местность, в которой расположен город, широко известна минеральными источниками, а также лечебной грязью.
Возник он как кишлак возле целебных источников расположенных на горе Аюб-тау над Кугартской долиной которые посещали больные со всей Ферганской долины.


начале XIX века здесь была построена крепость Кокандского ханства. Местные жители обслуживали паломников к минеральным источникам и занимались сельским хозяйством. С ростом населения кишлака в нем появились мастеровые: гончары, ремесленники, развивались кустарные мастерские, которые впоследствии дали начало небольшим перерабатывающим предприятиям.
В 1870 году, в городе появились российские переселенцы, пришедшие вместе с российским гарнизоном. Был построен военный госпиталь. С 1876 Джалал-Абад — в составе Кокандского уезда Ферганской области Российской империи, с 1877 получил статус города. К этому же времени относится и первое упоминание о поселении с названием Джeлалaбад в официальных исторических документах.

В 1915 году был открыт участок железной дороги Андижан — Карасу — Джалал-Абад. Линия являлась частной и была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железнодорожная линия была национализирована.
В середине 1918 года басмачи Мадамин-бека вместе с остатками белой армии захватили Ош и Джалал-Абад. В ответ на это войска под командованием Михаила Фрунзе выехали на юг Киргизии и к концу 1919 года выдавили отряды басмачей в горы. 27 мая 1920 года Михаил Васильевич Фрунзе выступал на железнодорожной станции перед рабочими железнодорожниками и послал телеграмму № 00031 Владимиру Ильичу Ленину о положении в Туркест.


кой долине. До станции Кок-Янгак следовали только пригородные поезда, на участке Карасу — Ош) также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движение прекратилось (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, и численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше численности населения Оша). Среди причин — наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и мастерских для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу — Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции — станция Джалал-Абад возникла раньше, чем станция Ош. Город Джалал-Абад исторически является основными «железнодорожными воротами» региона.

Источник: www.open.kg

Великий Шелковый путь проходил через Джалал-Абад, который гостеприимно принимал путешественников в течение многих столетий. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, проведенные в Чаткальской долине. А еще Джалал-Абад знаменит курортами и минеральными источниками.


Как добраться

В 1915 году открыт участок железной дороги Андижан — Карасу — Джалал-Абад. Линия являлась частной и была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции ее национализировали. В 1993 году отменен последний пассажирский поезд дальнего следования Джалал-Абад — Ташкент — Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов со станции «Джалал-Абад».

После развала Советского Союза хотели построить транскыргызскую железнодорожную магистраль по направлению Балыкчи — Кочкор — Джалал-Абад (предположительно, с использованием части существующей линии Джалал-Абад — Кок-Янгак). На практике реализация проекта ограничилась укладкой нескольких сотен метров пути у станции в Балыкчи.

В 2000 году возобновилось движение пригородных поездов по маршруту Джалал-Абад — Карасу — Ош. К сожалению, возрождение пассажирского движения было недолгим.

Теперь добраться в Джалал-Абад можно только автомобильным транспортом. Чтобы избежать изнурительной езды по серпантинам, можно из Бишкека перелететь в Ош, а оттуда уже поехать в Джалал-Абад.

Что посмотреть

Через весь Джалал-Абад проходят железнодорожные пути, где-то они поросли травой и деревьями. Город стал конечным пунктом первой в Кыргызстане железной дороги.


В Джалал-Абаде находится источник Чашма-Аюб (источник Иова). Многие из источников известны со II века до н.э. и считаются священными. В пяти километрах от города расположен одноименный курортный комплекс.

В Джалал-Абаде есть областная библиотека, фонд которой составляет 126 тысяч экземпляров. Городской музей основан в 1972 году. Он состоит из девяти залов и является одним из старейших в области.

Привокзальная площадь – одно из городских мест, богатых историческими событиями. Вокруг площади, которая получила свое окончательное очертание в 1986 году, размещались пункты по сбору и хранению хлопка, скотобойня, десятки мастерских ремесленников и лавок мелких торговцев. Именно отсюда Михаил Фрунзе отправил Владимиру Ленину срочную телеграмму о борьбе с басмачеством в Ферганской долине и недобитыми белогвардейцами в 1920 году.

Отсюда в 1941 году провожали на фронт, в 1943-м – комсомольцев на восстановление Сталинграда, весной 1954-го – на освоение целинных и залежных земель, в 1955-м – на строительство Каражальского металлургического комбината в Казахстане.

В 1936 году построен железнодорожный клуб с рестораном и танцплощадкой. В 1973-м возвели новое здание вокзала. Оно было третьим по счету вокзальным строением.


В семи странах мира существуют города со схожим названием. В Иране 19 населенных пунктов Джалалабад, в Индии – четыре, один — в Бангладеш. В Азербайджане есть город Джалилабад, в Афганистане – Джелалабад. В Пакистане есть деревня Джелалабад и четыре населенных пункта Джалалабад.

Самая известная зона отдыха — Арстанбап. Она расположена в 70-ти километрах от Джалал-Абада у подножия пика Вебера на хребте Бабаш-Ата. Здесь можно осмотреть малый и большой водопады высотой 35 и 80 метров. В зоне отдыха несколько озер, где распространена рыбалка.

По легенде первое ореховое дерево посадил Арстан-Бап. Он был приближенным слугой пророка Магомета, что сделало его святым человеком. В центре села расположен мавзолей, в котором находятся останки Арстанбап-Ата. В шести часах ходьбы от села находится скала Намаз Таш – молитвенный камень, где по преданию его убили во время молитвы.

Что привезти

Площадь лесов в долине Арстанбап достигает более 600 тысяч гектаров. Местные жители уверены, что грецкий орех попал в Грецию именно из этих мест. По другой легенде, Александр Македонский, возвращаясь из похода на Восток, взял с собой фрукты и орехи из местных лесов.

Однако ученые определили, что исторической родиной грецкого ореха является Малайзия. Возможно, в Кыргызстан его завезли в период расцвета Великого шелкового пути. В долине растут гигантские деревья, возраст которых достигает тысячу лет.


Ежегодно Кыргызстан экспортирует в Иран, Турцию, Китай, Южную Корею, Францию и Голландию до 4-5 тысяч тонн грецких орехов. В Джалал-Абаде производят местный деликатес – так называемый ореховый джем, приготовленный из незрелых орехов и меда.

Благодаря богатому химическому составу ореховое варенье можно использовать в лечебных целях. Оно улучшает работу сердечно-сосудистой системы и кровообращение в организме, выводит радионуклиды, активно применяется при лечении заболеваний щитовидной железы, рекомендуется в диетическом питании при гипо- и авитаминозах, при дефиците солей железа и кобальта, в качестве общеукрепляющего средства для профилактики и лечения атеросклероза.

Полулитровую баночку варенья можно купить за 200 сомов.

Несомненно, из Джалал-Абада стоит привезти лечебно-столовую минеральную воду. В советские годы ее поставляли первым лицам Кремля.

Источник: 24.kg

В статье рассмотрены исторические основы формирования города Жалал-Абад и взгляды автора по этому поводу, а также основные моменты развития города. Автором исследованы легенды, исторические документы об основании города, их роль. Изучены материалы об условиях жизни населения города, о роли города в социально- экономическом развитии региона, о дальнейшем его развитии и о заселении города и региона русскоязычным населением. Дано сведение о причинах восстание южной части Кыргызстана против Коконского ханства. Заключи- тельную часть статьи завершает сведение о современном состоянии города. 

На юге Кыргызстана в живописной местности, утопая в тени садов, раскинулся город Жалал-Абад. Город расположен на высоте 730 метров над уровнем моря в восточной части Кок-Артской долины у подножья небольших гор Аюб-Тоо, переходящих восточнее в Маркайские горы, достигающие 2077  метров над уровнем моря. Если поднятся на холмы Аюб-Тоо, то с них хорошо видно на западе невысокие Сузакские горы с ярко выраженными красноцветными толщами медового периода. На севере высятся покрытие вечными снегами Ферганский хребет и горы Бабаш-Ата с величественным трехглавым пиком Ветера.

На юге в ясную погоду хорошо в голубой дымке видны покрытие вечными снегами  вершины Алайского хребта. В пяти километрах от города на высоте 975 метров над уровнем моря находится Жалал-Абадский курорт – главная примечательность города.

Об основании города Жалал-Абада существуют три легенды. Одна из легенд связывает  название города с именем хорезмского героя XIII века Жалал эд-Дина. В ней рассказывается о том, что  когда войска монгольского завоевателя Чингиз-хана захватила Хорезм, Жалал эд-Дин, сын шаха  Мухамеда бежал в Афганистан и там в долине реки Кабул собрал войска, с которыми перешел через горы Гиндукуш и вышел в Кугартскую долину. И здесь, на месте расположения города произошла кровопролитная битва между войсками Жалал эд-Дина и монгольскими завоевателями. В этой битве было  разбито  войско Жалал эд-Дина, а сам он погиб в схватке.

Легенда гласит, что на месте гибели Жалал эд-Дина возник город Жалал-Абад, а в Афганистане – на месте сбора войска возник другой город, носящий имя Жалал-Абад (1, с.23).

Другая легенда тесно связывает историю возникновения города с курортом, в котором рассказывается, что на месте нынешнего курорта во второй половине XVII века Кокандский хан имел собственную дачу, где он лечился. Дачей управлял писарь (секретарь) по имени Жалалид-дин. Жалал ид-дин переселил из нынешней территории Узбекистана 40 хозяйств безземельных дехкан, среди  которых  разделил  по жребию заболоченную территорию. Отсюда пошло название места Чек-Кишлак. После осушки и освое- ния в отдельных местах болот появились посевы и кибитки. В последствии кишлак стал называться Жалал-Абадом или благоустроенным Жалалом.

Третья легенда повествует о том, что в период Кокандского ханства в Узгене жил богатый бек, у которого был красивый слуга по имени Жалал (красивый). Бек приревновал его к своей жене и приказал Жалала убить. Предупрежденный женою бека, темной ночью Жалал бежал и скрылся в камышах (на территории нынешнего города), сделал себе шалаш и стал в нем жить. Для того, чтобы питаться, он стал  из камыша плести берданы и обменивать их у пастухов на скот. Постепенно рядом с кибиткой Жалала появились другие строения. Так появился кишлак названный по имени Жалал (2.с, 8-9).

Однако, все легенды противоречивы и не имеют серьезных обоснований, можно лишь согласиться с тем, что название города связано с именем мужчины, по всей вероятности, первым со своей семьей поселившимся из-за нужды в таком заболоченном месте, какой она была не более 200 лет назад или же с названием красивой местности.

На наш взгляд, история города тесно связана с курортом, или же источником Хазрети-Аюб, минераль- ная вода которого обладает большимы лечебными свойствами для многих болезней. Слово “Абад” в переводе с персийского языка означает “обжитое людми место”. Кроме этого, слово Желал на языке урду, персийском и арабском, означает “слава, святое место, величие”. Таким образом, имя города могла бы означать или “место славы”, или “святое место”, или же “место, поименованное именем Желала” (3,с.2). По нашему мнению, название “святое место” ближе к истине, так как народ считал источник, носящий имя пророка Аюба, имеющий целебную минеральную воду, “святым местом” и приходили сюда к паломничеству. И по сей день много людей приходят сюда к паломничеству как на святыню.

По материалам архива, город Жалал-Абад возник во время Кокандского ханства в первой половине XIX века. В то время по Кок-Артской долине шел торговый путь из Ферганской долины, по которому перегоняли скот на Памир и обратно и первое время кишлак Жалал-Абад играл роль караван-сарая для проезжающих купцов, а в последствии пунктом оптовой продажи скота.

Слава источников, расположенных на склонах Аюб-Тоо распространилась далеко за пределы города, к ним стали стекать больные со всей Ферганской долины. В начале XIX века здесь была  построена  крепость Кокандского ханства. Кроме обслуживания приезжих паломников на минеральные источники, местное население занимался выращиванием сельскохозяйственных культур. С увеличением населения кишлака развивался гончарное дело, появились мастерские, оказывающие услуги населению. В дальнейшем появились промышленные мастерские, которые создали условия появлению малых предприятий перерабатывающей отрасли.

До 1876 года южная часть Киргизии находилась под властью кокандского хана. Местное население жестоко эксплуатировалось. Особенно тяжелой была для народов налоговая политика кокандского хана. Зякет, фитир и ушур – виды налогов и податей, ежегодно собираемые в пользу кокандского хана,  являлись чрезмерно обременительными. Сбор их носил характер массового вымогательства и грабежа.

Возмущение народных масс выливалось против кокандского восстания. Особенно сильным восста- нием против кокандского хана было восстание кыргызов в 1873-1874 годах, которым была охвачена вся Южная Киргизия. К восставшим присоединились узбекское население южных районов Киргизии, г. Оша, Сузака, Андижана. В восстании принимали участие кыргызский народ кыргыз-кыпчак. “В это трудное и злостное время, — писал Худояр-хан, — люди, которых я считал верными и надежными…, с войском перешли на сторону моих врагов – бунтовщиков кыргызов, и соединившись с ними, пошли на меня войной” (4, с.242).

Восставшие были разгромлены, но оно расшитало устои кокандского хана и усилило тягу населения Южной Киргизии к принятию русского подданства.

В 1870 году в городе появились первые русские переселенцы, прибывшие вместе с русским гарнизо- ном. Был построен военный госпиталь. С 1876 года город Жалал-Абад был включен в состав Кукандского уезда Ферганской области Российской империи, а в 1877 году получил статус города. Именно в этом году и появились сведения в официальных документах о населенном пункте по имени Желал-Абад (6, с.2). Вследствии массововго переселения русского народа в долине Кок-Арт возникли русско населенные села Благовещенко, Ивановка (нынешний Көк-Жаңак), Михайловка (Жерге-Тал), Дмитриевка (Таран-Базар), Архангельское (Жоон-Кунгой) (4, с.43).

Участок железной дороги Андижан – Карасу – Джалал-Абад был открыт в 1915 году. Линия являлась частной, была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железно- дорожная линия была национализирована.

В 1928 году был введён в эксплуатацию участок Джалал-Абад – Багиш (протяжённость 14 километ- ров), в 1932 году – участок Багиш – Кок-Янгак (протяжённость 15 километров). Линия на Кок-Янгак предназначалась в первую очередь для вывоза угля.

На протяжении длительного времени станция Джалал-Абад была конечным пунктом маршрутов пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. До станции Кок-Янгак следовали  только пригородные поезда, на участке Карасу – Ош также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движения не стало (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше числен- ности населения Оша). Среди причин такого положения – наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и сооружений для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу – Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции – станция Джалал- Абад   возникла   раньше,   чем   станция   Ош,   город   Джалал-Абад   исторически   является   основными «железнодорожными воротами» региона.

В разное время от Джалал-Абада отправлялись прямые поезда (либо прицепные вагоны) до Москвы, Фрунзе (Бишкека), Куйбышева (Самары) и других городов СССР.

В  1993  году  был  отменён  последний  пассажирский  поезд  дальнего  следования  Джалал-Абад  – Ташкент – Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов.

Город Жалал-Абад, вносивщий немалый вклад в развитие бывшего СССР и заодно процветающийся сам, перенес немалые трудности в начале приобретения независимости. Пережив немалые потрясения в условиях перехода к рынку, все таки город встал на путь развития.

В 1991 году, с принятием независимости, Джалал-Абад получил статус областного центра, а в 2007 году, город отпраздновал свое 130-летие.

Сегодняшний Джалал-Абад, вполне современный индустриальный город, с хорошо развитой социальной инфраструктурой.

Здесь функционируют банки и другие финансовые объекты, широко развита оптовая и розничная торговля. Промышленность представлена заводом по переработке древесины, предприятиями пищевой, легкой, хлопковолоконной, мукомольной и машиностроительной  отраслей.  Основным  источником дохода для города служит кыргызско-канадское нефтеперерабатывающее СП – «Кыргыз Петролеум Компани».

В Джалал-Абаде расположены библиотеки, разбиты парки,  существует  городской  исторический музей, организованный в 1971 году.

 

  1. Материалы Жалал-Абадского исторического краеведческого музея. — Джалал-Абад, – 123 с.
  2. Чормонов Б., Тимирбаев В. Город Жалал-Абад (краткие очерки по краеведению). — Ф.: “Кыргызстан”, 1973. —С. 8-9.
  3. История Узбекистана. — Том II. — С.
  4. Вощинин В. Очерки новога Туркестана. – СПб., — С. 43.
  5. Болащенко С. Железнодорожная линия Карасу – Джалал-Абад – Кок-Янгак. —
  6. www.faktyo.ru. Факты о Жалал-Абаде.

Источник: articlekz.com

Если вы собрались на юг Кыргызстана, ни в коем случае не покупайте билет на самолет. Полететь, конечно, тоже можно, чтобы налюбоваться горными вершинами, но уже на обратном пути. До города Джалал-Абад, что находится в 700 км от столицы, ехать надо на машине, особенно в теплое время года.

Ваше путешествие на юг начнется достаточно прохладно, с перевала, высота которого 3,5 тыс. метров над уровнем моря. Здесь вокруг еще лежит снег, дует холодный ветер и температура -2 градуса. Сначала, ощущения, что вы едете в теплые края, совсем не будет.

И это одна из поразительных особенностей этого места. За два часа, что длится поездка через перевал, во время подъемов и спусков, можно увидеть все времена года: солнце, ветер, туман, дождь и даже снег. За бесконечную череду горных вершин перевал назвали Тоо-ашу – «верблюжьим». Несколько десятков крутых поворотов и резкие подъемы – серьезное испытание для водителя и его транспорта. А спустившись с перевала, путешественник сразу попадает в Суусамырскую долину. Она считается одной из самых холодных точек в стране, температура зимой тут опускается до -30. А летом сюда приезжают за грибами и на кумысолечение.

В этом месте не фотографируются и не гуляют, там останавливаются, чтобы поесть или починить машину. Водители дальнобойщики 25 лет назад прозвали это место «Парижем» за яркие и единственные ночные огни в бескрайней долине. За это время местные повара накормили 1 млн путешественников, а местные СТО починили тысячу машин.

Тогда, в 90-е, по всей трассе больше не было других точек для перекуса. Поэтому путники и полюбили этот островок жизни за его гостеприимство. Но, по словам местного жителя Айбека Акматова, сегодня «Париж» уже не тот – осталось только название. Оно-то туристов так и привлекает.

Путешествие по Джалал-АбадуПутешествие по Джалал-Абаду

Постепенно похожие «Парижи» открылись по всей трассе. Обойти конкурентов и стать лидером получилось у тех, кто действительно вкусно кормил. Как, например, это получилось у пельменной в ущелье «Чычкан». И если в кыргызских кафе привычнее всего на обед заказать манты, плов или лагман, то в этом придорожном кафе 24 часа в сутки подают пельмени. Вот такая кулинарная оригинальность. И, судя по тому, какое тут количество посетителей, эти пельмени действительно какие-то особенные. Пустых столиков там практически не бывает.

Так же быстро как голодные путники съедают пельмени, девушки на этой кухне в режиме нон-стоп лепят новые порции. Их главная задача, чтобы клиентам не приходилось долго ждать. Но в летнее время, когда людей очень много, даже в 12 рук управиться не получается – приходится звать подмогу.

Но врачи известного на всю страну санатория, который находится уже в самом Джалал-Абаде, напоминают: переедать вредно, а есть жирное, да еще и ночью, вообще не рекомендуется. 
Новый день пациенты этой здравницы встречают на улице во время занятий йогой. Пока на зарядку выходит только часть отдыхающих. Те, кто уже понял, в чем суть этих странных движений. 
После занятий йогой и плотного здорового завтрака часть пациентов отправляется в специальные грязелечебницы. Многие приезжают сюда именно за этими ваннами. Всего 10 минут – и тело прогревается настолько, что выходит вся хворь.

«Грязь лечебная! Мы ее берем с грязевого поля. В ее составе есть и гормоны, и антибиотики, и минералы. Она оказывает очень хороший эффект на суставы и опорнодвигательную систему», – рассказала главная медсестра санатория Джалал-Абад Назгуль Орозматова.

Путешествие по Джалал-АбадуПутешествие по Джалал-Абаду

На территории курорта есть два источника минеральных вод. По словам врачей, в их составе содержатся все минералы из таблицы Менделеева. Если пить эту воду утром, перед завтраком, решится большая часть проблем, связанных с пищеварением и работой кишечника.

Если путешественники не ограничены во времени, поправив здоровье и прогулявшись по самому Джалал-Абаду, можно сесть в машину и поехать дальше – осматривать окрестности. В первую очередь стоит увидеть Арстанбап. Здесь, на площади больше 600 тыс. гектаров, растут самые большие в мире естественные ореховые леса. Попадаются экземпляры высотой в 30 метров, возраст некоторых достигает тысячи лет. Говорят, Александр Македонский привез в Грецию орешины, взятые именно отсюда. И так они стали грецкими, а могли бы быть кыргызскими. Но, не смотря на возраст, одно такое дерево ежегодно дает по 300 кг орехов. В начале осени местные жители традиционно выходят на сбор урожая целыми семьями. Урочище Арсланбап – это не только ореховые леса. По горным склонам тут растут больше 100 видов растений: фисташка, миндаль, груша, яблоня, вишня. А еще тут есть красивые водопады.

Если подняться на несколько километров выше, можно найти небольшое озеро и еще один водопад, высота которого в пять раз больше этого. Поэтому местные жители советуют гулять по Арстанбопу не торопясь. И лучше взять с собой палатку, что бы можно было заночевать на природе. 

А вот ночевать в завершающем наше путешествие туристическом пункте обычному туристу, скорее всего, станет жутко. Хотя оно и считается святым, но многих пугает своими легендами. Однако побывать здесь однозначно стоит, чтобы почувствовать время и узнать историю, которая дошла до нас сквозь 12 веков.

Речь идет о государственном мемориальном комплексе «Шах Фазиль». Он стоит в очереди на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Это место считается святым, потому как именно отсюда, еще в VII веке, арабы начали распространять ислам в Центральной Азии», – объяснил ведущий специалист по туризму Азим Касымов.

Тогда здесь жил народ, который проповедал зороастризм. Принимать новую религию никто не хотел. Пришедшие арабы построили для себя на этом месте мечеть. Во время одной из пятничных молитв на них напали местные. Было убито почти 3 тыс. молящихся. 

Путешествие по Джалал-АбадуПутешествие по Джалал-Абаду

«У одного из арабов была служанка. Маленькая темнокожая девочка, 12 лет. Она пришла к месту убийства и стала искать своего хозяина. Головы были отрезаны и испачканы. За ночь она перемыла их все, но так и не нашла кого искала. Легенда гласит, что после этого кожа и волосы ее стали белоснежными», – рассказал Касымов.

Девочку звали Булан. После этой истории ей дали имя Сафед Булан – «Белая Булан». Она стала символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. И возвели скромный кумбез.

Спустя 40 лет после трагедии арабы снова вернулись на эти земли. Со второй попытки у них получилось распространить в чужих краях ислам. Предводителя арабов звали Шах Фазиль. Зная историю Сафед Булан, он пожелал быть похороненным рядом с ней. И если сам комплекс носит имя Шах Фазиля, то село, на территории которого он расположен, так и осталось носить имя смелой девочки. Перед въездом в село, по случайному совпадению или нет, растет молодая яблоня, весной она покрывается белоснежными цветами.

Вот такая она Джалал-Абадская область Кыргызстана. Разная, интересная, со своими легендами, историями и героями. Поэтому приехать сюда обязательно стоит!

Путешествие по Джалал-Абаду

Источник: mir24.tv


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.