Чем заняться в Дашогузе – туры и достопримечательности

Расположен в северной части Туркменистана. На территории Дашогузского велаята расположена столица древнего Хорезма — одной из самых сильных средневековых империй в Средней Азии — город Куня-Ургенч. От 995 г ., когда Гургандж был столицей государства Хорезмшахов и являлся вторым по величине и значимости после Бухары — алмазного венца династии Саманидов, этот город сохранил до наших дней великолепные архитектурные памятники — мавзолей иль Арслана и хорезмшаха Текеша, датируемые XII веком. Особенно значимыми памятниками Куня-Ургенч, относящимися к XIV веку, являются мавзолей Тюрабек-ханым с мозаичным панно на внутренней стороне купола, которое представляет шедевр ориентального искусства, не имеющий аналогов во всей средневековой архитектуре, а также грандиозный 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, самый высокий в Центральной Азии. Также здесь расположены величественные древние города-крепости Дэвкесен, Шасенем, Змукшир, Кеневас и многие другие.


Куня-Ургенч

Почти в ста километрах от города Дашогуза (в 480 км от Ашхабада) располагается древний город Куня-Ургенч (Старый Ургенч). Сегодня это городище – государственный историко-культурный заповедник с площадью около 640 га (создан в 1985 г.)

Название города Ургенч вписано в историю Центральной Азии золотыми буквами. В конце X века Ургенч (тогда Гургандж) был столицей огромного и процветающего государства Хорезмшахов, занимавшего целую область дельты Амударьи в Северной Туркмении и западном Узбекистане.

Куня-Ургенч занимал крайне выгодное географическое положение. Он находился на пересечении двух важнейших караванных путей: на восток, в Китай, и с юга — на северо-запад, к Волге. Такое положение не могло не сказаться на темпах роста, и город рос, быстро расширяя свои владения, превращаясь в настоящий центр цивилизации. В начале XI века Гургандж стал настолько известным, что затмил славу Бухары. Сюда съезжались ученые и поэты, прославившие город как «столицу тысячи мудрецов». Здесь творили гениальный естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина (Авиценна) и великий энциклопедист Абу Рейхан Беруний.

В течение всего XIII-го столетия Гургандж был сердцем «исламского мира», пока его правитель не восстал против Чингизхана. Монголы полностью разрушили славный город, не оставив на нем и камня на камне. Вот почему современный Куня-Ургенч довольно сильно разрушен. Многие исторические здания Куня-Ургенча остались со времен Хорезмшахов. На их примере можно наблюдать все многообразие исламской архитектуры Центральной Азии. Различные типы строительных конструкций, редкостной формы купола, потрясающей чистоты цвета – вызывают восхищение у всех.


Особого расцвета Ургенч достиг при правителе Кутлуг Тимуре и его жене Тюрабек-ханым. В этот период строятся самые великолепные архитектурные памятники Ургенча.

Прежде всего, это жемчужина Древнего Хорезма — мавзолей Тюрабек-ханым и минарет Кутлуг-Тимура. Также здесь расположены величественные древние города-крепости Дэвкесен, Шасенем, Змукшир, Кеневас и многие другие.

Одним словом, Куня-Ургенч – уникальное место на земле. Величина и значение его памятников неоспоримы. Не зря архитектурные шедевры Куня-Ургенча внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: www.advantour.com

 

Дашогуз (также имеет варианты Дашховуз и Ташауз) — это город в Туркменистане, столица Дашогузского велаята. Расположен город на обоих берегах канала Шават (ирригационное ответвление реки Амударья). Дашогуз насчитывает почти 330-летнюю историю. Несмотря на то, что сам город относительно молод и почти никому за пределами Туркменистана не известен, практически на его территории, или точнее в 100 км от него, находятся развалины древнего города, некогда столицы могущественного Хорезма — Куня-Ургенча — памятника, являющегося достоянием ЮНЕСКО и государственным историческим заповедником Туркменистана.
нако о Куня-Ургенче немного позднее, а сейчас остановимся на современном Дашогузе — городе, который, хоть и не может поравняться со своим давним предшественником, все же заслуживает внимания, так как за недолгое время своего существования также добился некоторых успехов.

Обозначение
С туркменского название города Daşoguz буквально переводится как «каменный рот», «каменное отверстие» или в данном случае «каменный водоем». На самом деле, «Дашогуз» значит вовсе не «каменный рот» (иначе было бы «Даш агыз») и не «каменный бассейн» («Дашховуз»), а происходит от имени огузского племенного объединения «Дыш Огуз» (или «Даш Огуз»), что значит «Внешние Огузы», описанного еще в эпосе «Деде Коркут».

Происхождение
Родился город в 1681 году, но лишь в качестве караван-сарая, располагавшегося на окраине Хивинского Ханства. В 1873 году, будучи в составе Хивинского ханства город был принят под протекторат Российской империи. Был центром Ташкентского бекства. С 1920 находился в составе Хорезмской Народной Советской Республики, с 1924 город — центр Туркменской области. С октября 1924 он был в составе Туркменской ССР, с 1925 — окружной центр; в 1939-1963 — областной; с 1970 — вновь центр области. В 1992 году город назывался Ташауз, позднее его название было изменено на Дашховуз, а в 1999 был снова переименован, и превратился в известный нам сейчас Дашогуз.


Сейчас город хорошо озеленен, прорезан многочисленными арыками. Каналом Шават делится на Северную и Южную части.

Транспорт
Городской общественный транспорт представлен муниципальными автобусами, маршрутными такси, муниципальными и частными такси.

В городе имеется один из старейших аэропортов Туркменистана, из которого выполняются локальные авиарейсы в Ашхабад, Туркменабад, Туркменбаши и Мары. В 1994 году было решено построить даже троллейбусное депо, но по неизвестным причинам его так и не построили.

Железнодорожный вокзал «Дашогуз» является самым крупным и современным не только в Туркменистане, но и во всем регионе приаралья.

Население
Население Дашогуза составляет 166,5 тысяч человек.

Событие
5 сентября 1998 в черте города Дашогуз произошла довольно занимательная история — с неба упал метеорит, который впоследствии назвали просто H5.

Достопримечательности Дашогуза


Куня-Ургенч
Впервые письменные упоминания о Куня-Ургенче («Старом Ургенче») были сделаны в 10 веке, когда город являлся столицей северного Хорезма. Как раз в этот период он и приобретает особое значение для всего восточного мира. Город занимал очень выгодное географическое положение (пересечение караванных дорог), и благодаря этому, слава и популярность его росли, и с течением времени он затмил собой даже Бухару. Сюда начала съезжаться так называемая исламская «элита» — ученые, поэты, философы, и вскоре Гургандж (как тогда назывался Куня-Ургенч) стали именовать «городом тысячи мудрецов», что вполне соответствовало тому, какой контингент составлял основу общества Гурганджа.

11 век Гурганджа — это та эпоха, когда в городе жили и творили такие великие ученые Востока, как Абу Али ибн Сина (Авиценна) и Абу Райхан Бируни.

Особого расцвета Ургенч достиг при правителе Хорезма Кутлуг-Тимуре и его жене Тюрабек-ханым. В этот период строятся великолепнейшие архитектурные памятники Ургенча. Два самых замечательных и самых знаменитых из них — это минарет Кутлуг-Тимура, который является самым высоким сооружением средневековья, и мавзолей его жены Тюрабек-ханым по красоте и величию не уступающий ни какому другому сооружению.

Вплоть до 13 столетия Гургандж оставался сердцем Востока, пока его правитель не восстал против Чингизхана. Под предводительством великого полководца монгольские воины до основания разрушили великолепный город. Особенно их жестокость отразилась на постройках. Поэтому многие средневековые памятники не смогли дойти до нас в их первоначальном виде.


Итак, в 1221 году город был завоеван и стал частью Золотой Орды. Затем, освободившись от власти монголов, Ургенч снова становится столицей Хорезма, позднее он завоевывается Амиром Тимуром, а в 17 веке приходит в окончательный упадок, так и не сумев обрести былого величия после разрушений и по причине изменения природных условий: начался процесс опустынивания местности.

Конечно, многое монголы сумели уничтожить, забрать вместе с собой в небытие, но кое-что все же сохранилось, и эта малая часть, оставшаяся нам в память о былых временах, могучих государствах и прекрасных правителях есть все, о чем можно было бы только мечтать нашему поколению. И сегодня наша задача — сохранить то, что имеется, этим самым, отдавая дань прошлому.

Исторические памятники древнего Ургенча, дошедшие до нас:

Мавзолей Иль-Арслана. Также имеет название «мавзолей Фахреддина Рази». Монумент, построенный почти 700 лет назад, еще до прихода в Ургенч монголов, чудом сохранился до наших дней. Постройка являет собой абсолютно уникальное произведение искусства древних зодчих, работа которых по сей день поражает своим изяществом и совершенством.

Мавзолей Фахраддин-Рази (вторая половина 12 века) — представляет собой кубовидный объём с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане, главный фасад которого украшен резной терракотой.


Мавзолей Текеша (конец 12 — начало 13 века) — это монументальное сооружение, в основании которого квадратная призма, на ней — массив оформленного ребристыми гофрами барабана, несущего конический купол. Главный фасад выделен глубокой нишей со сталактитовым заполнением. Господствует фактура жженого кирпича. Барабан украшен вставками голубых изразцов; над трехлопастными завершениями его гофр сохранились фрагменты эпиграфического фриза с голубой поливой. Купол имеет выкладки из голубых кирпичей: по ромбической сетке, «в елку» и сплошным ковром. В нишах интерьера и в углах перехода от квадрата к восьмиграннику расположены сталактиты, а под куполом — шестнадцать ракушеобразных сводиков.

Портал караван-сарая (14 век) — руины главного фасада с поливными многоцветными облицовками.

Минарет Мамуна — расположен недалеко от мавзолея Иль-Арслана. Оказалось, что разрушился он всего около века назад, а построен был в 1011 году шахом Мамуном. Возле минарета также были найдены останки мечети, возможно датирующейся тем же периодом.

Мавзолей Наджиметдина Кубры. Мавзолей был возведен примерно в 12-13 веках, и до нас дошел почти в целости. Наджиметдин Кубра являлся мусульманским святым, погибшим от рук монголов-завоевателей.
сле его смерти на кладбище построили мавзолей, который до сегодняшнего дня является святыней, куда стекаются паломники. Мавзолей представляет собой трёхкупольное портальное сооружение, надгробия которого были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растительным орнаментом и каллиграфической вязью. Существует легенда, повествующая о славном падении суфийского шейха Наджиметдина Кубры. В ней говорится, что Хорезмшах Мухаммед II казнил по ложному доносу одного из лучших учеников Кубры, после чего святой сильно разгневался и проклял Хорезм. Проклятие вскоре сбылось — могучее государство пало в результате нашествия монголов. Сам Кубра и его 360 учеников вышли с оружием в руках на защиту родного города. Этот бой был последним подвигом Наджиметдина во славу ислама: монгольский воин снес мечом голову великому святому. На месте патриотического подвига и было основано кладбище, где ныне высятся мавзолей Наджиметдина Кубры, а также мавзолеи Султана Али и Пирярвали. К ним примыкает отдельная могила юноши Джамильджана — любимого ученика Наджиметдина Кубра.

Минарет Кутлуг-Тимура. Минарет, высотой в 60 метров представляет собой высочайший исторический памятник древнего Востока, превосходящий по высоте даже мавзолей Султана Санджара. К вершине минарета ведет винтовая лестница в 145 ступеней, попасть на которую можно только с крыши мечети, которая, к сожалению, не сохранилась.
зраст минарета датируется 12-14 веками, но этот вопрос остается до сих пор поводом для дискуссий в ученых кругах. Одни полагают, что закладка и строительство минарета были произведены в правление Кутлуг-Тимура, по приказу самого правителя. Другие, что начали его строить еще при шахе Мамуне (9 век). Также имеются сведения, что он построен во времена султана Махмуда Газневи (998-1030). Установлено лишь, что именно он, а не минарет Мамуна уцелел после разрушения города монголами в 1221 году. Но купол минарета, представляющий собой ценный образец архитектуры сильно пострадал и был впоследствии отреставрирован.

Мавзолей Тюрабек-ханым. Мавзолей является священным местом паломничества мусульман. К сожалению, до сегодняшнего дня постройка практически не сохранилась. Но совершенно точно можно сказать, что он являлся самым великолепным строением во всем Хорезме. Изумительный по красоте и изяществу мавзолей с богатейшей отделкой внутри и снаружи, с удивительно открытым светлым шестигранным залом площадью около ста квадратных метров, украшенным резной мозаикой. Венчал все это великолепие огромный купол мавзолея. Он был, пожалуй, самым совершенным куполом во всем Центральноазиатском Туране. Сверху он был покрыт черепицей, что являлось довольно редкой традицией архитекторов того времени. Внутренняя сторона купола покрыта мозаичным панно тончайшей работы с орнаментом из звезд и цветов. Панно являет собой шедевр ориентального искусства, не имеющий аналогов во всей средневековой архитектуре. Над зданием на высоком барабане с двенадцатью проемами когда-то возвышался синий глазурованный шатер.


Интересно, что Тюрабек-ханым — это реальная историческая личность. Она была монгольской принцессой, любимой дочерью правителя Золотой Орды — Узбек-хана и супругой его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура. Со временем она была канонизирована и объявлена святой. Также она являлась покровительницей женщин. Существует много красивых легенд относительно этой интересной и загадочной фигуры. Одна из них повествует о том, что Тюрабек-ханым пообещала влюбленному в нее мастеру Гулгардану выйти за него замуж, но только при одном условии: он должен построить для нее прекраснейшее в мире здание. И Гулгардан честно выполнил это условие. Его руками был возведен замечательный мавзолей, ставший впоследствии усыпальницей царей династии Суфи и самой Тюрабек-ханым. Он до сих пор поражает людей точностью линий, богатством внутреннего убранства и красотой многоцветных орнаментов. Но гордая красавица предала наивного юношу и не сдержала обещанного слова. Вместо простого строителя она предпочла выйти замуж за правителя Хорезма Кутлуг-Тимура. Обманутый мастер не смог пережить горя и бросился вниз с вершины мавзолея.

Медресе Дашмечеть. Медресе располагается в 80 метрах на восток от мавзолея Наджмеддина Кубры. Построено оно было в 1908 году для Мухаммад-Амина в качестве медресе, включающей в себя помещение мечети. Содержит 19 комнат, которые охватывают внутренний двор по периметру.

Городище Дашкала. Городище Дашкала существовало не только во время Хорезмшахов, но также и при монголах, тимуридах и в посттимуридский период. На его территории были найдены останки минарета Мамуна и Джума-мечети, а также фрагмент «Ворот караван-сарая» — пештак. С внешней стороны он покрыт декором из фигурных резных кирпичиков бежевого цвета с узорными вставками синего, белого и бирюзового цветов. Дольшинство ученых, исследовавших этот пештак, сходятся во мнении, что он слишком роскошен для караван-сарая и, скорее всего, принадлежал дворцу Хорезмшахов или крупному медресе. Известно лишь то, что он был намеренно разрушен Амиром Тимуром, и вокруг уцелевшего портала позже был отстроен караван-сарай.

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

вверх

Город дашогуз

Источник: www.centralasia-travel.com

Экскурсия по городу Дашогуз.

«Не заботятся о приобретении почета в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется»

 Паскаль Блез.

Дашогуз – это город на северо-востоке Туркменистана, административный центр Дашогузского велаята (области). Название города происходит от имени огузского племенного объединения «Даш огуз», т.е. «Внешние огузы», описанного еще в эпосе «Деде Коркут».
В Средние века предки туркмен огузы разделялись на два крыла «Ич огуз» («Внутренние огузы») и «Дыш огуз» («Внешние огузы»)  — город на севере Туркмении, центр Дашогузского велаята.
Расположен на обоих берегах канала Шават (ирригационное ответвление реки Амударья). Находится в экологически неблагоприятном районе Аральского моря. Расстояние до столицы Туркменистана — города Ашхабада прим. 500 км, до Нукуса — столицы Республики Каракалпакстан 76,6 км, до Ургенча — столицы Хоерзмской области Республики Узбекистан — 80 км.
Железнодорожная станция. Аэропорт расположен в 12 км. от города,(реконструирован в 2009 – 2010 г.г.). Город расположен на северо-востоке Туркменистана, имел несколько названий, пока не обрел нынешнее имя (Дашховуз и Ташауз).
Столица Дашогузского велаята. С туркменского Dasoguz буквально звучит — «каменный водоем». Город основан в 1681 как караван-сарай (придорожный пункт отдыха) с колодцем на окраине Хивинского ханства.
В 1992 году первоначальное русское название Ташауз было изменено на туркменскую версию Дашховуз, в 1999 город получил новое название — Дашогуз. В 1873 в составе Хивинского ханства принят под протекторат Российской империи.
Был центром Ташкентского бекства. С 1920 в Хорезмской народной советской республике, с 1924 город, центр Туркменской области. С октября 1924 в составе Туркменской ССР, с 1925 окружной центр, в 1939 — 1963 областной, с 1970 — вновь центр области.
В 1994 году было решено о строительстве троллейбусного депо, но оно не построено по неизвестным причинам. Железнодорожный вокзал «Дашогуз» является самым крупным и современным не только в Туркменистане, но и в регионе Приаралья.
Каналом Шават город Дашогуз делится на Северную и Южную части. Дашогуз насчитывает почти 330-летнюю историю. Несмотря на то, что сам город относительно молод и почти никому за пределами Туркменистана не известен, практически на его территории, или точнее в 100 км от него, находятся развалины древнего города, некогда столицы могущественного Хорезма – Куня-Ургенча — памятника, являющегося достоянием ЮНЕСКО и государственным историческим заповедником Туркменистана.
5 сентября 1998 в черте города Дашогуз — с неба упал метеорит, который впоследствии назвали просто H5.
Население Дашогуза составляет 166,5 тысяч человек. Со времен СССP хорошо известны в регионе базары Дашогуза, где царит изобилие. Самый большой из них «Бай-Базар», находится в центральной части города, «Шор-Базар» на северо-востоке, «Ныгмат» — в микрорайоне «Центр-2», «Ак-Базар» — на востоке, и др.
В период гласности и перестройки в городе была построена мечеть. Имеется также православный храм, который построен в 2010 г. в западной части города. В городе выходит единственная в области газета «Дашогуз хабарлары» (в переводе с туркм. «Дашогузские вести»).

Источник:
По материалам информационного отдела Государственного комитета Туркменистана по туризму и спорту.

Источник: silkadv.com


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.