Туркменабад – это главный город восточного Туркменистана, расположенный на левом берегу Амударьи. По количеству населения в стране он второй. Ранее назывался Чарджоу и имеет богатую историю длинной в два тысячелетия.

Туркменабад не может похвастаться большой территорией, роскошными достопримечательностями и густонаселенностью. Но важнее то, что город смог преодолеть такие трудности, которые рушили целые империи. Он пережил даже нашествие армии Чингисхана. Город научился приспосабливаться и возродился даже после полного уничтожения. Весь секрет был в удачном месторасположении – пересечении важных торговых путей. Поэтому Чарджоу являлся незаменимым городом, который должен был существовать. Но через некоторое время Великий Шелковый Путь потерял актуальность. Чарджоу пережил и это.

Современный Чарджоу популярен своей плодородной землей, с которой собирают небывалые урожаи бахчевых культур. Также в городе много фабрик по обработке каракуля. Но у него отличные перспективы на будущее, возможно еще через 2 тысячелетия о нем будут восхищаться еще больше, чем сейчас.


Климатические особенности
В городе резко континентальный климат, осадков выпадает мало. Зима мягкая, а лето жаркое. Температура в июле достигает +32,2°С, но это средний показатель. Холодней всего в январе.

История и название
Амуль – это первое название, которым город называли до XV столетия. Потом до 1924 годы именовался как Чарджуй («4 канала»). Затем непродолжительное время был Ленинском и потом снова стал Чарджуем. Только в годы независимости его переименовали в Туркменабад (в 1999 году).

Амуль появился в III веке до н.э. в качестве удобного пункта пересечения для торговых караванов. В IX-X веках город продолжает свое развитие за счет хорошего месторасположения. Позже становится частью Хорезмского государства и в это время достигает своего наибольшего процветания и развития.

XIII век стал черной полосой, которая проявилась в виде войск Чингисхана, разоривших город. Но развитие торговли и ремесленничества продолжилось.

В XVI веке Амуль стал частью узбекского государства и получил название Чахар-джуй. Город вошел в Бухарский Эмират, где царили феодальные порядки. Власть эмира не ограничивалась и опиралась на духовенство. Наблюдалось классовое деление. В этот период Чарджуй стал центром торговли, население которого состояло в основном из купцов и мастеров разных ремесел. Наместником от эмира, правивший в городе назывался беком. У него имелась резиденция, выстроенная как хорошо охраняемая крепость, защищенная рвом. До наших дней крепость частично сохранилась и является важных архитектурно историческим памятником, который изучается археологами.


Большую часть населения города составляли узбеки, также были туркменские племена (самое многочисленное эрсари). Туркмены возделывали здесь землю и разводили скот.

XVIII век – это «золотой» век развития туркменской поэзии, где она проявилась наиболее плодотворно. Большей частью благодаря поэтам Махтумкули и Сейди, проживавшим в этой местности.

В XIX столетии Чарджоу вошел в состав Царской России. Сюда в 1875 были насильно переселены казаки-старообрядцы с Урала. Они не хотели нести воинскую службу исходя из своих религиозных верований.

На берегах реки Амударьи появлялись новые селения, в результате реку начали использовать для судоходства. Вскоре одна из пристаней города выпустила пароход «Самарканд», так начал развиваться паровой флот на Амударье.

Вскоре началась прокладка рельсов железной дороги для обеспечения быстрого пути от Каспия до Чарджоу.

Интересно, что в 1896 году к названию города была добавлена приставка «Новый». Он отличался от «Старого» варианта увеличением русскоязычного населения. До этого здесь проживали в основном коренные национальности. В 1898 года через реку построили мост, который стал самым протяженным не только в Царской Империи, но и занял третье почетное место среди всех мостов мира.


Коммунисты захватили власть в 1920 году, свергнув эмира, в результате появилась Бухарская Народная СР, куда попал и Чарджуй. Через четыре года после размежевания среднеазиатских государств город стал частью Туркменской ССР. В 20-30 годах быстрыми темпами началась индустриализация. Наличие рядом с городом районов с производствами хлопка и коконы, привело к тому, что здесь построили хлопкоочистительный и гренажный заводы.

В Туркменабаде красивые парки, приветливые люди и чистые городские пляжи, где с удовольствием отдыхают посетители.

Достопримечательности города
Заповедник под названием Репетекский организован в 1928 году. Находится в юго-западном пригороде Чарджоу в песках Каракумов. Там песчано-пустынная местность, один из самых знойных районов в среднеазиатском регионе. Заповедник создали для сохранения пустынного ландшафта, а так же уникальных животных и растений.

Амуль-Чарджуй – это руины городища с крепость владыки Амуля, постройки периода XI столетия. Он расположен недалеко от города. В X столетии городище выглядело как массивная крепость квадратной конфигурации из глиняных кирпичей, обнесенная рвом, заполненный водой. С каждой стороны этой крепости имелись отдельные ворота, которые охраняли воины. Внутри стен крепости были площадь, дворец бека и жилье его приближенных, казармы и складские помещения, а так же тюрьма в виде глубокого колодца с дном, выложенным камнями. С западной и восточной сторон крепости размещались дома, в которых жили торговцы и мастера. Сохранились до наших дней только отдельные элементы крепости. Около Туркменабада расположен город Атамурат. Тут можно посмотреть несколько мавзолеев, где регулярно собираются паломники.


Усыпальница Алламбердара входит в комплекс Атамурат. Это здание возвели в XI столетии в Северном Хорасане. Архитектурный стиль постройки отличается значительными габаритами и уникальным оформлением фасадной части. Фасад богато украшает декоративная орнаментальная кладка, с использованием резных кирпичиков. Кирпичная фактура внутреннего убранства придает зданию мавзолея строгость и торжественность. В мавзолее только одно помещение, где находится ложное надгробие без захоронения. Вероятно, останки погребенного были перенесены в другое место, но точных сведений об этом не сохранилось.

Мавзолей Астана-баба тоже является частью Атамурат. Он построен в 11 столетии. В комплекс входит мечеть и усыпальница. Приезжие паломники тут часто проводится ритуал «зыярат», который заключается в поклонении святым. Кем при жизни был Астана-баба точно никто не знает, но место мавзолея считается священным, и тут многие получают исцеление. С каждым днем число верующих мусульман, которые сюда приезжают, увеличивается.

На территории «Астана-баба» есть еще несколько красивейших мавзолеев Зейд-Али и Зувейд-Али. Люди рассказывают о них красивую легенду. В ней говорится, что у владыки Балха была дочка по имени Зувейда невероятной красоты, которую выдали замуж.
после свадебной церемонии девушка внезапно умерла. Убитый горестным известием отец решил увековечить память своей любимицы, построив великолепный мавзолей. Но как только мавзолей построили, он разрушился. Так повторялось трижды, вновь построенные здания рушились. Отец не знал что делать, но ему приснился сон, в котором старец посоветовал построить здание мавзолея из глины и воды, которые привезти из Мекки. Он послушался этого совета и в землю добавляли глину и воду, доставленные из Мекки. Мавзолей был построен, и после кончины правителя его похоронили в помещении, расположенном рядом с захоронением дочери. Специальную воду для строительства мавзолея слили в колодец. И сегодня вода из этого колодца святая.

Караван-сарай Даяхатын стоит на пересечении дорог в Амуль и Хорезм. Это уникальный памятник архитектуры 11-12 столетий. До наших дней сохранились только руины рабата из сырцового кирпича, который когда-то связывали круглые башни. Арки, и купола здания построены из глиняного кирпича. Облицовка стен фасада – камни, выложенные в необычной орнаментальной манере. Рабат в отдельных фрагментах демонстрирует обрывки текстов с именами халифов. Люди сложили легенду о строительстве караван-сарая, в которой говорится, что давным-давно один богач решил, что жена ему изменяет. На самом деле женщина была верна мужу, но он был удручен подобными домыслами, и ушел из дома в нищенском одеянии. Его жена много лет ждала его и чтобы помочь его скитанию по пустыне, она построила огромный и восхитительный караван-сарай. Кирпичи для него были изготовлены в Мерве. Рабочие становились шеренгой и передавали кирпичи из рук в руки непосредственно к стройке. Ее муж тоже был в числе этих рабочих. Он после долгих странствий по разным городам мира все же возвратился к себе домой.


Источник: ru.sitara.com

Туркменабад – это второй по величине город Туркмении. Он располагается на левом берегу реки Амударьи и является центром восточной части страны. Туркменабад имеет статус административного центра Лебапского велаята. Долгое время город был известен под названием Чарджоу. Туркменабад имеет давнюю историю, он располагает богатым историческим и культурным наследием. Этот город во многом отражает в себе традиции и культуру Туркмении, проявляя гостеприимство по отношению к гостям. Туркменабад и его окрестности воплощают историю Чарджоуского края, представляя огромный интерес для многих путешественников.

Общие сведения

Туркменабад – это город с красивым названием и интересным прошлым. Его более чем двухтысячелетняя история способна удивить даже равнодушного человека. Туркменабад никогда не выделялся внушительными размерами, большим количеством населения, невероятными памятниками архитектуры.


Однако, это все не так уж существенно. Важно, что этот древний город, невзирая на все события, происходящие с ним на протяжении длительного времени существования, умел достойно преодолевать жизненные трудности, даже приход Чингисхана и его армии. Немногие смогли выдержать эти нашествия, некоторые исчезли навсегда. Но только не Чарджоу. В этом и есть его отличительная черта – адаптироваться к условиям, какими бы суровыми и непреодолимыми они ни были. И даже после монгольского бедствия 13-го века ему удалось возродиться. Поэтому и возникает вопрос, в чем же секрет его способности к выживанию. А никакого секрета и нет, все дело в расположении Чарджоу.

Для города благоприятным местом расположения является естественное пересечение караванных дорог – маршруты, которые длительное время были каналом связи между Европой и Азии, Востоком и Западом. Именно из-за этого Чарджоу всегда служил местом, необходимым для существования. Также для измученных дорогой путников этот оазис в пустыни был уголком, где можно было спрятаться от жары, погрузиться в прохладу и забыть на время о дороге.

Позже дороги Великого Шелкового Пути были забыты. Но и это не развалило город. Он и сейчас стоит, о нем знают и его помнят. Много загадок и тайн хранит в себе Чарджоуская земля, где многое еще не открыто и не исследовано.

Название

Город неоднократно переименовывался. Старое его название – Амуль, начиная с конца 15-го века и до 1924-го года, современный Туркменабад был известен как Чарджуй. С персидского Чарджуй переводится как «четыре канала». В 1924-1927-м годах он был Ленинском (Ленинском Туркменским), с 1927-го по 1940-й годы снова стал Чарджуем, после был назван Чарджоу. С 1992-го по 1999-й годы его официально называли Чарджев. А с 1999 года город стали именовать Туркменабад.


Население

Туркменабад – второй по численности населения город Туркменистана после Ашхабада. В нем проживает 670 тысяч человек.

Климат

Климат в этом городе Туркмении резко континентальный, сухой, со существенными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима – теплая, а лето – знойное. Самая высокая среднемесячная температура зафиксирована в июле (+32 С). Самым холодным месяцем является январь. Осадков выпадает от 70 до 120 мм в год, в горах – до 350 мм.

История

История современного города начинается с истории древнего города Амуль, который возник в 3-м веке до н.э. Своим появлением он обязан известным дорогам Великого Шелкового Пути, на пересечении которых он и был. Между прочим, именно Амуль в прошлом дал название реке Амударье, название которой означает как река Аму. До этого река называлась Окс.


В 1-4-х веках Амуль был в составе Кушанского Царства, о чем говорят медные монеты, которые найдены археологами на этой территории. После распада государства Кушанов Амуль стал самостоятельным. Но это продолжалось недолго, и вскоре он стал частью Арабского Халифата. Тогда по утверждению арабских историков Амуль представлял собой культурный центр, из которого «вышло много ученых».

В 9-10-х веках город достиг дальнейшего развития благодаря расположению на пересечении торговых путей. Позже он попадает в зависимость от крупнейшего тогда на Востоке Хорезмского государства. Это время можно считать самым значительным в истории Амуля, он достигает своего расцвета и разрастается до больших масштабов.

После наступает 13-й век, время трудностей и страданий. На территорию Хорезма наступают завоевательные армии под предводительством Чингисхана. В 1221 году Амуль был захвачен штурмом и разорен. Но это не остановило развитие в городе торговли и ремесел.

В начале 16-го века Амуль вошел в подчинение появившегося узбекского государства во главе с Шейбаниханом, а после в состав Бухарского Эмирата. В это время Амуль прекращает свое существование, и вся слава достается новому названию города Чахар-джуй (или Чарджуй). Отсюда берет начало и другое его имя – Чарджоу.

Бухарский Эмират, в составе которого был город, являлся феодальным государством.
ир имел неограниченную власть, которую поддерживало духовенство. Самым низшим классом считались рабы. В это время Чарджуй был одним из центров, где их покупали и продавали. В основном город населяли купцы и ремесленники. Главой города являлся бек – наместник бухарского эмира. Резиденция бека представляла собой глинобитную крепость, которая была обнесена широким рвом с водой. Остатки крепости сохранились, они являются ценным историческим памятником и археологами там обнаружено много интересных предметов.

В городе и в его окрестностях проживали узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена. Наиболее многочисленным было племя эрсари, которое осело здесь во второй половине 17-го века. Туркмены занимались разведением скота и возделыванием земли.

Во второй половине 19-го века Чарджоу был прикреплен к России. Это оказало существенное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь города и всей Центральной Азии.

На берегах Амударьи были образованы новые поселения, что в будущем позволило применять реку для судоходства. Позже из Турткуля до Чарджоу дошел пароход «Самарканд». Затем начали прокладывать железнодорожные пути, которые позволили движение по рельсам от Каспия до Чарджоу.

В 1896 город стали называть «Новый Чарджуй». От «Старого» он отличался тем, что теперь в нем проживало больше русскоязычного населения, тогда как ранее его население было из представителей коренных национальностей.

После свержения власти эмира с приходом советской власти в 1920 году была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика. В нее вошел и Чарджуй. В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного разграничения Чарджуй входит в состав Туркменской ССР. Позже Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики. В настоящее время Туркменабад – приветливый город с парками отдыха и городским пляжем, которые так нравятся посетителям.

Достопримечательности

Репетекский заповедник является песчано-пустынным заповедником, который организован в 1928 году. Он находится в 70-и км юго-западнее Чарджоу в Юго-Восточных песках Каракумов вокруг станции Репетек. Приходится самым жарким местом в Средней Азии. Заповедник был организован для того, чтобы сохранить пустынный ландшафт с ее животным и растительным миром, многие представители которого включены в Красную книгу.

Городище Амуль-Чарджуй – это развалины крепости правителя Амуля, которые датируются 10-11-м веками.  Располагается  недалеко от въезда в Туркменабад – всего в 10-и км.

В десятом веке городище представляло собой большую квадратную глинобитную крепость, окруженную широким рвом с водой, который служил преградой противникам в случае нападения. Каждая из сторон крепости располагала своими воротами. Они круглосуточно охранялись воинами.

Внутри крепости находились площадь, склады с продовольствием, казармы, дома родных и приближенных бека, его дворец. Была тут и тюрьма, которая представляла собой глубокий колодец, где на дне томились заключенные. С запада и востока крепость окружали дома торговцев и ремесленников. До нынешнего времени остались только некоторые фрагменты крепости, которые и представляют сейчас важный исторический и археологический памятник.

В окрестностях Туркменабада есть город-музей Атамурат, где можно посмотреть мавзолеи Аламбердара и Астана-баба. Они являются священными для многих верующих.

Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) выступает частью города-музея Атамурат. Это здание построено в 11-м веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей выполнен в стиле архитекторов времен правления Сельджукидов и характеризуется внушительными размерами, а также необычным дизайном фасада. Фасад здания шикарно украшен декоративной кладкой с использованием резных фигурных кирпичиков. Портал словно выступает из основного объема здания. А чистая кирпичная фактура всего интерьера добавляет мавзолею немного строгий и торжественный характер.

Внутри мавзолея есть одно помещение с ложным надгробием – никакого захоронения ни рядом, ни под ним археологи не нашли. Вероятно, останки того, что когда-то было погребено, перенесено в другое место, но об этом никому не известно.

Мавзолей Астана-баба входит в состав города-музея Атамурат. Он состоит из мечети и гробницы, которые относятся к 11-у веку. Тут иногда проходит «зыярат» – ритуал поклонения тому или иному святому, который совершается приезжими паломниками. Достоверно никому неизвестно кем при жизни был Астана-баба, но место где мавзолей находится является священным и приносит исцеление. Оно считается особенной чашей исламского святого Грааля, прикосновение к которому освобождает от бед и приносит долгожданное облегчение. Число паломников тут растет каждый день.

В комплексе «Астана-баба» также есть мавзолеи Зейд-Али и Зувейд-Али. О них была сложена красивая легенда. Она рассказывает о том, что когда-то у правителя Балха (средневекового Хорасана) была прекрасная дочь Зувейда. Ее выдали замуж за наместника этих мест, но после свадьбы девушка умерла. Огорченный отец привез лучших мастеров из Самарканда и Мерва, чтобы возвести в память о дочери красивый мавзолей. Но по завершению строительства мавзолей рухнул. Снова построенное здание одолела такая же участь, и так продолжалось три раза.

Отец тогда уже потерял надежду, но как-то во сне к нему пришел старец и порекомендовал построить мавзолей из глины и воды, которые привезенные из Мекки. Огорченный отец так и поступил. В землю стали подмешивать глину, привезенную из Мекки, а воду из Мекки вылили в колодец, откуда брали ее для стройки. Так мавзолей был закончен и после смерти правителя его тело погребли в помещении, которое смежное с усыпальницей дочери. Вода в колодце, из которого брали воду для возведения мавзолея Зейд-Али и Зувейд-Али является святой.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) находится на дороге, которая ведет из Амуля в Хорезм и является уникальным памятником зодчества 11-12-го веков. В настоящее время остались только обширные развалины караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то он был укреплен круглыми башнями. Своды, арки и купола караван-сарая выложены из обожжённого кирпича. Стены фасада украшены кирпичом в оригинальном стиле. В некоторых местах остались рельефные фрагменты текстов с именами арабских халифов Абубакра, Омара и Али.

С одной легендой связана постройка этого караван-сарая. В ней говорится о том, как однажды богатый человек заподозрил жену в неверности. Но никакой измены не было и человек ушел из дома в одежде нищего дервиша. Его жена длительное время ждала возвращения супруга. Чтобы сделать его странствия в пустыне легче, она построила большой и красивый караван-сарай. Кирпич для него сделали в Мерве и к месту постройки передавали по живой цепи из рук. Среди рабочих был и ее супруг, который после странствований вернулся в родной дом.

Сегодня Туркменабад – это современный и солнечный город, который помнит свою историю и с радостью ждет гостей.

Источник: www.miraterra.ru

В туркменских регионах с фотографией  дела обстоят  намного хуже, чем в том же Ашхабаде. Если в столице полиционеры более-менее привыкли видеть полтора туриста в неделю и даже разрешают кое-что фотографировать (не забывая пристально наблюдать, конечно), то в других городах страны человек с фотоаппаратом в руках вызывает большое раздражение у представителей охраны правопорядка. Ну а стоит ли говорить о том, что на железнодорожном вокзале сложность съемки увеличивается прямо пропорционально количеству людей в грязно-синей форме? Вот так летом прошлого года, во время первого своего пребывания в стране, товарищ ТomkaD вышел из поезда на платформу станции Туркменабат, сделал всего один кадр и едва вернулся обратно в поезд. Отбою от милиционеров, восхищенных его смелым поступком,  просто не было! Притом фотографировал он не вокзал и не поезд, и вообще находился на привокзальной площади…  А ведь это не хухры-мухры, а настоящий крупный город — центр велаята (области), больше известный всем нам под старым названием ЧАРДЖОУ.

В следующие разы я уже был немного более подкованным в вопросе нахождения в Туркменабате.  За время сорокаминутной стоянки поезда я успевал постоять в настоящей азиатской очереди, бесмыссленной и беспощадной, вырвать-таки парочку контейнеров с отменным свежим пловом, затем минут 10 отводил на рождение одного-двух кадров, ну и минут 10 оставлял про запас на случай если опять доколупаются бдительные товарищи.

(без названия)

Под катом находится всего парочка снимков привокзального Чарджоу.

Вот та самая летняя фотография, сделав которую, я чуть было не поимел немало проблем. В результате сошлись с полицейскими  на том, что в их городе категорически нельзя ничего фотографировать. Я откланялся и удалился.  А в кадре, между прочим, находится беломраморное здание музея Лебапского велаята. Оно выходит прямо на привокзальную площадь.

(без названия)

Осенью я изголялся со съемкой из окна вагона поезда. Может кто-нить сосчитать количество военных и полицейских в кадре?  У меня получилось — 6 человек.

(без названия)

Самое обидное заключается в том, что нужно одновременно уворачиваться и от ментов, и от проводников поезда, потому как последние в первую очередь сдадут тебя первым. О как))

Водонапорная башня станции Туркменабат

(без названия)

Маневровый тепловоз CKD6E-0049

(без названия)

Уже этой весной, прибывая в Туркменабат, я заметил из окна поезда мемориал, расположенный на некотором удалении от вокзала. Уже как бывалый, я отхватил свои несколько порций плова в придорожной кафехе и бегом отправисля к мемориалу, где меня ждал очередной "золотой" памятник Туркменбаши

Город чарджоу туркменистан

Мне повезло: сторожевая милицейская будка, которых очень много раскидано по крупным городам страны, была пуста, поэтому я даже смог приблизиться к Сердару вплотную)

(без названия)

Сейчас только жалею, что саму типовую будку не сфотографировал. Когда еще такая возможность представится?

(без названия)

Ну вот пока у меня в загашнике всего парочка привокзальных фотографий из Чарджоу, но я не теряю надежды разжится парочкой сотен снимков из этого города. Реальнее всего это можно осуществить, если отказаться от уютного поезда в пользу самолета местных авиалиний "Туркменабат — Ашгабат".  Тогда надо будет ехать около 500 км со стройки на такси (а это целых 200 манат — 58 долларов), искать ночлег и затем добираться в аэропорт. Вот тогда-то и можно будет попробовать выделить несколько полноценных часов на осмотр города велаятского образца. Но пока мне тупо денег жалко и времени. Билет на поезд до самого Ашхабада стоит всего 10 долларов и идет целых 17 часов, а это значит, что со стройки можно пораньше свалить 🙂

Источник: tomkad.livejournal.com


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.