Название Библ обозначает «гора», что отражает характер финикийской территории (например, Тир — «скала»). Ландшафт сильно изрезан горами, которые затрудняют передвижение. Поэтому в Финикии большое значение имело именно мореходство. К тому же на побережье было мало пахотной земли. Финикийцы были вынуждены закупать хлеб в других странах, что также способствовало совершенствованию и развитию торговых морских путей.

Труднопроходимая территория была главной причиной того, что Финикия представляла собой разрозненные города-государства, не объединенные под единой властью. Города находились поблизости друг от друга, но сухопутные пути сообщения появились здесь лишь в римскую эпоху. Долгое время основным и более легким каналом общения между городами являлось море. Города-государства были автономными, хорошо развитыми центрами, соперничающими между собой.

Собственно финикийских письменных источников сохранилось очень мало. Основные сведения об истории Финикии содержатся в египетских и ассирийских хрониках, сообщениях античных авторов. При глубоком анализе информацию можно почерпнуть из библейских текстов.


Археологические раскопки на территории древнего города Библа начались в середине XIX в. и связаны с именем Наполеона III. В 1860 г. он направил французские войска на территорию бывшей Финикии под предлогом защиты христиан. По распространенной традиции в армии находились ученые, среди них востоковед Жозеф Ренан, который интересовался историей христианства. В этой связи его заинтересовал город Библ. В Библии он упоминается как Гебал, его изучение могло разрешить некоторые проблемы в истории христианства. К тому же от названия города происходит и само слово «Библия» и «bibilion» (книга).

На предполагаемом месте нахождения города находилось небольшое селение Джубейль. Ренан тщательно изучал все прилегающие территории в поисках остатков Библа. Наконец, в развалинах крепости крестоносцев он нашел гранитные столпы, явно древнего происхождения. Главной находкой был барельеф с изображением рогатой богини. Впоследствии было установлено, что это — верховная богиня Библа Баалат-Гебал, покровительница неба и любви.

Вследствие того что остатки Библа находились прямо под селением, Ренану больше ничего не удалось обнаружить. К тому же местные жители использовали обнаруженные мраморные или каменные фрагменты в строительстве. Ценные находки продавались.


Масштабные раскопки были продолжены лишь в 1921 г. и возглавлялись также французским ученым П. Монтэ. Работы продолжались три года, было обнаружено большое количество обломков с египетскими печатями, что подтверждало наличие тесных торговых контактов древнего Библа с Египтом. Главная находка Монтэ была обнаружена случайно: в результате сильнейшего ливня на побережье с обрыва сошел большой пласт земли, открыв пещеру искусственного происхождения. Пещера оказалась древнейшей гробницей. В гробнице был обнаружен каменные саркофаг, окруженный погребальными дарами. Всего археологами были обнаружено девять аналогичных гробниц, представляющих собой шахты, расширявшиеся в основании. Находка стала мировой сенсацией, гробницы были названы «царскими». К сожалению, четыре из них уже были в прошлом разграблены. Но и остальные дали богатый археологический материал: сосуды из драгоценных металлов, золотой щит, глиняные и бронзовые кувшины, медные трезубцы, различные мелкие украшения.

При тщательном изучении найденных сокровищ было установлено, что подлинным египетским предметом был лишь обсидиановый футляр. Остальные изделия были либо эгейского и месопотамского, либо местного происхождения. Такой вывод проистекал из многочисленных ошибок в египетских надписях на предметах. Раскопки царских гробниц позволили составить представление о погребальном обряде древнего населения Библа. Церемониал напоминал египетский, но имел и существенные отличия. Цари не были мумифицированы. В большом количестве в гробницах находились украшения, а утварь и предметы обихода были представлены в меньшей степени, чем в египетских гробницах.


Саркофаги представляли собой одинаковые гладкие каменные ящики. Исключение составляет саркофаг из пятой гробницы, ставший самой ценной находкой археологов. Он находился на четырех львах очень изящной работы. Поверхность саркофага была украшена искусными рельефами, на которых была изображена ритуальная процессия. Красота и сложность рельефов свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников из Библа. Саркофаг датируется 1300-1000 гг. до н. э. Помимо псевдоегипетских культурных наслоений на саркофаге была обнаружена надпись на финикийском языке, сообщающая, что умершего звали Ахирам. Надпись сообщала о суровой божественной каре тому, кто попытается вскрыть саркофаг.

В 1930 г. французское правительство скупило все дома в поселении Джубейль, и раскопки стали проводиться с еще большим масштабом. Главным археологом, сменившим Монтэ, стал М. Дюнан. Им был обнаружен древнейший культурный пласт, датированный VII тысячелетием до н. э. На месте Библа изначально образовался рыбацкий поселок, состоящий из нескольких примитивных овальных хижин. Умершие похоронены прямо под жилищами.

Развитие поселка привело к тому, что около IV тысячелетия до н. э. вокруг него была возведена стена, что стало началом образования города. В нем начинают селиться ремесленники и торговцы. Жилища становятся более основательными деревянными домами прямоугольной формы. Масштабная застройка привела к тому, что город стал хаотичным скоплением домов с многочисленными запутанными переулками и тупиками. В городе в большом количестве появляются изделия из меди, встречаются предметы из драгоценных металлов.


Совершенствуется похоронный обряд. Останки умерших теперь помещают в большие сосуды из керамики; захоронения содержат кувшины, в которых, вероятно, находились пища и питье. Жители Библа, таким образом, придерживаются традиционной для многих народов практики снабжения умерших всем необходимым в загробной жизни.

В III тысячелетии до н. э. Библ переживает расцвет. Вокруг города была построена мощная оборонительная стена с выходами в море и на сушу. Жилища становятся каменными, достаточно благоустроенными домами. Застройка становится более упорядоченной. Появляются широкие улицы, которые сходятся в центре города. Возникает система сточных канав. Захоронения выносятся за пределы города и приобретают более пышный характер, что свидетельствует о значительном росте благосостояния населения.

Своим экономическим подъемом Библ был обязан прежде всего торговле лесом в Египет. Территории, окружавшие город, были богаты лесом, среди которого пользовались большим спросом ливанские кедры. Именно они были главным материалом для строительства местного и египетского флота. Кедр использовался в Египте не только для кораблестроения, из него изготавливали специальную смолу, использующуюся для окуривания помещений и для мумифицирования.


территории Египта не было достаточного количества строевого леса, поэтому фараоны покупали его в Финикии. В египетских письменных источниках сохранились подробные записи о подобных торговых экспедициях. Характерно, что египтяне называли территорию Финикии «плато кедра». О важной роли кедра в финикийской экономике свидетельствует его упоминание в библейских текстах, как о царском дереве.

В центре Библа было расположено священное озеро с подземным источником, а рядом с ним два основных святилища. Одно из них — древнейший финикийский храм, построенный по аналогии с египетскими и посвященный уже упоминаемой богине города Баалат-Гебал. Египтяне, прибывая в Библ, приносили богине дары, она пользовалась их особым расположением. Называли ее египтяне Хатхор и считали, что под ее покровительством совершается торговля кедром. Другим храмом было святилище, посвященное богу войны и бури — Решефу, который изображался в боевом вооружении. На территории святилища находилось большое количество священных камней, что дало повод археологам назвать его «храмом обелисков».

Египет имел огромное влияние на Библ. Как упоминалось выше, жители города пользовались египетскими иероглифами. Египетские культурные традиции проникали в Библ через предметы роскоши, ремесленную продукцию и т. д. Для Финикии культура Египта стала образцом, на который нужно было равняться высшим слоям общества.


В конце III тысячелетия до н. э. Палестина и Ливан были захвачены волной кочевников — ханаанеев. Библ подвергся основательному разрушению, его главный храм богини Баалат был сожжен. Археологические находки этого периода представлены совершенно иным типом керамики. Очевидно, что город был заселен завоевателями- семитами, которые вели полукочевой образ жизни.

К этому периоду относятся надписи в Библе на до сих пор нерасшифрованном алфавите, названном протобиблским шрифтом. Некоторые символы этого письма впоследствии перешли в финикийский алфавит.

Прекращается торговля с Египтом, которые также переживает тяжелые времена, связанные с распадом Древнего царства.

Отношения с Египтом были восстановлены в начале II тысячелетия до н. э. Среди археологических находок вновь появляются богатые дары египетского происхождения. Возобновляется торговля лесом, что подтверждается египетскими источниками.

Библ начинает рассматриваться как равноправная часть Египта, а его правители именуются номархами. В городе отмечаются египетские праздники и соблюдаются обычаи египтян, широко применяется египетская иероглифическая письменность.

В начале II тысячелетия Библ превращается в развитый центр ремесленного производства из металлов. В святилищах обнаружено большое количество фигурок из драгоценных металлов и бронзы. Они очень искусно изготовлены и представляют собой, скорее всего, изображения богов. Найдено множество предметов вооружения, различных украшений и металлических сосудов. Библское ремесленное производство было очень высокого качества, особенно в области драгоценных металлов. Город активно избавляется от последствий разрушения. Ведется активная застройка, святилища ремонтируются, к ним добавляются новые элементы. Наиболее масштабные работы ведутся в «храме обелисков».


С 1700 г. до н. э. правители Библа, почувствовав свою силу, решили избавиться от египетского влияния и стали вести независимую внешнюю политику. Главной причиной обострения отношений стала торговля ливанским кедром с другими державами. Эта торговля считалась монополией Египта, поэтому ее нарушение вызвало гнев фараонов. Библ даже подвергся особой процедуре жреческого проклятия со стороны Египта.

Еще одной причиной стремления Библа к независимости стало внутренняя междоусобица в Египта, которой воспользовались кочевые племена гиксосов. Они вторглись в Египет и практически без сопротивления захватили власть на севере государства. Господство гиксосов продолжалось до 1580 г. до н. э., пока правитель Верхнего Египта не изгнал их из дельты Нила. Последовало возвышение Египта в эпоху Нового царства.

Фараоны новой династии снова обратили внимание на богатое левантийское побережье. Грабительский набег египетской армии привел к открытой войне с коалицией сирийских вождей. Тутмос III при Мегиддо одержал победу над коалицией, что дало возможность присоединить к Египту Палестину и Финикию.


бл стал важным египетским стратегическим и торговым портом. Прежнее добрососедское отношение с поднесением даров сменилось военным угнетением и взиманием дани. Власть Египта в регионе не была устойчивой, фараоны были вынуждены постоянно совершать походы для усмирения населения. Поэтому грабительская политика постепенно сменяется нормальными торговыми отношениями. В целом потеря независимости не сказалось негативно на экономическом развитии Библа. Наоборот, нахождение под властью обширной державы увеличило количество рынков сбыта, морской товарооборот стал интенсивнее.

Завоеватели-ханаанейцы смешались с местным населением, в результате сложился финикийский народ. Начинается эпоха наивысшего развития Финикии. Города-государства стремительно богатеют, а финикийцы пользуются славой величайших мореходов. Библ является одним из главных центров морской торговли. Египет еще сохраняет свою власть над городом, но она носит больше условный характер. Однако культурное египетское влияние преобладает.

В VIII в. до н. э. Финикия была захвачена Ассирией, а затем Вавилоном. В дальнейшем Библ переходил из рук в руки сменявших друг друга империй: Персии, империи Александра Македонского, держав Птолемеев и Селевкидов. В 64 г. до н.э. он официально вошел в состав Римской империи.

С завоевания Александром Македонским, финикийские территории, среди которых и Библ, окончательно утратили независимость. Их влияние начало снижаться. Римское завоевание включило города-государства в единую административную систему с централизованным управлением. Библ теряет свое значение и постепенно превращается в незначительный второстепенный город. Сохраняется, однако, финикийская культура.


В VII в. территория бывшей Финикии была захвачена арабами. Арабская культура вытесняет сохранявшиеся финикийские традиции. Библ постепенно окончательно разрушается, недалеко от него во время крестовых походов была воздвигнута крепость крестоносцев.

В настоящее время для туристов доступны результаты археологических работ, позволяющие в какой-то степени наглядно представить величие древнего города.

Источник: ancientcivs.ru

Речь идёт не только о самом древнем городе, но и о городе, который всё это время был непрерывно заселён.

Библ находится в Ливане, в 32 км от Бейрута. Его современное название — Джебейль, и люди живут здесь уже 7500 лет, причём непрерывно.

Библ был так назван, потому что в этом городе был порт, через который в Грецию поставлялся папирус. Греки так и называли папирус — "библос". Слово "библия" (книга) тоже происходит от названия этого города.

Город существовал уже в позднем каменном веке. Тогда здесь было крупное поселение эпохи неолит. Однако со временем по какой-то причине люди ушли из этого места, и здесь появились финикийцы.


Финикийцы обнесли поселение стеной, и древний Библос cтал настоящим городом. В центре были построены два храма главным божествам. Один из них был посвящён богине Баалат-Гебал. Этот храм считается одним из первых монументальных сооружений в сирийско-палестинском регионе.

От центра радиально расходились улицы, где располагались дома местных жителей. Некоторые из этих домов были довольно богатые, наподобие дворцов. Главные залы были настолько большие, что потолки внутри них поддерживались колоннами.

Чистоту улиц обеспечивали дренажные канавы — всё это свидетельствует о благоустройстве города уже в раннем периоде его существования.

Город снабжал водой источник, называемый сегодня Царский. Это была искуственная подземная пещера с водой, которая находилась на глубине 20 м и в которую можно было попасть, спустившись по спиральной лестнице. Подобный источник существовал в древней Вирсавии.

Библ превратился в крупный средиземноморский торговый центр. Больше всего город торговал с Египтом. Египтяне были заинтересованы в поставках дерева — прежде всего для строительства судов. От них жители Библа получали папирус, который могли перепродавать дальше.

В те времена Библ был процветающим городом-государством. Однако конец этому процветанию положило вторжение аморейцев, которые сожгли город дотла. Слой пепла покрывает практически всю территорию раннего города. В то же время погиб и храм.

Однако вскоре на пепелище стали повляться новые дома. На этот раз они скромнее и беднее предыдущих. Были воссозданы и храмы — они стояли на том же месте и были посвящены тем же божествам.

Ко 2 тысячелетию до н. э. город снова становится крупнейшим центром торговли. У него были тесные связи с Египтом, даже библосские цари вели корреспонденцию на египетском.

К этому времени относится постройка в Библосе Храма обелисков.

Здесь же было найдено большое количество фигурок людей, сделаных из бронзы и покрытых сусальным золотом.

Их высота около 30 см и в основном они представляют мужчин в высоких конических шляпах. В руках у многих есть оружие.

Эти фигурки были найдены и в Баалат-Гебал, только в меньшем количестве. Скорее всего, они представляли собой вотивные дары — изображение воина должно было напоминать богам о конкретном человеке, который хотел получить их защиту. Сейчас фигурки выставлены в Национальном музее Бейрута.

В Библосе была и своя собственная письменность, состоящая из 133 знаков. Она отличалась и от месопотамской клинописи, и от египетских иероглифов. Протобиблосская письменность употреблялась во втором тысячелетии до н. э. и до сих пор не расшифрована.

Во время вторжения персов город подчиниля персидскому царю Киру. Здесь началось масштабное строительство, которое указывает на то, что в целом город переживал благополучный период. Тем не менее город потерял своё былое могущество.

В 333 году в Финикию вторглась армия Александра Македонского, и Библ покорился новому завоевателю. С тех пор он переходил от правителя к правителю вплоть до присоединения к Риму. Во времена христианизации город пережил очередной расцвет, потому что здесь был основан епископат.

Библос, вернее Джебейль, сегодня представляет собой живописный городок, который притягивает путешественников со всего мира.

Если Вам понравилась статья, ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал! Вы также можете поддержать его развитие, угостив автора чаем:

Источник: zen.yandex.ru

Финикийцы — древние торговцы-мореплаватели считаются одним из очагов человеческой цивилизации на нашей планете. Их города и колонии были одними из первых населенных пунктов на земле. И Библ, или Библос с греческого, был одним из главных городов Финикии. Название города отождествляется с понятиями бумаги и Библии, так как именно Библ практически монопольно торговал египетским папирусом, ставшим первой бумагой человечества. Ныне это город Джейбель в центре Ливана, но тут до сих пор сохранились руины античного Библа.

Город библ

Финикийский город (хотя само понятие Финикия появилось только начиная с XII века до н.э., но мы будем именовать всех корреных жителей этой местности финикийцами, хотя правильнее их называть ханаанцами) появился в этом месте около 6000 лет назад, хотя было поселение и намного раньше. Перед холмом, на котором был построен город и который финикийцы обнесли стеной, шла береговая линия с двумя удобными для кораблей бухтами. Вокруг плодородная равнина, а сзади горы с непроходимыми лесами из ливанского кедра — место хорошо было защищено со всех сторон. В центре города находились два храма главным богам, от них лучами исходили улицы с жилыми домами. Несколько веков спустя жители Библа налаживают торговые контакты с Древним Египтом и начинают поставлять туда свой лес, а также некоторые другие товары, в частности металлы. Этим объясняется большое количество египетских находок в городе. По легенде именно здесь Исида обнаружила тело Осириса, которого разделили на несколько частей и спрятали в разных концах мира. Однако в конце Древнего царства (конец III тысячелетия до нашей эры) в Египте наступает упадок и торговля с Библом останавливается. На смену египетским торговым партнерам приходит Месопотамия, хотя тамошние государства не только торгуют с финикийцами, но и подчиняют их.

Однако вскоре на эти земли вторгается кочевое племя амореев, которое разрушает многие античные центры в регионе, пожару придается и Библ. Но вскоре, в начале II тысячелетия, город восстанавливают сами амореи, и Библ потихоньку возвращает свои былые торговые связи. Правда, Египет уже рассматривает финикийское побережье Средиземного моря как свою колонию. В 1200 годы, в ходе Великого переселения народов, в эти земли прибывают, так называемые "Народы моря", которые и формируют финикийскую нацию. В начале I тысячелетия до н.э. Египет уступает этот регион Ассирии, которой жители Библа начинают платить дань. В VI веке город переходит к персам, во главе с Киром Великим. Затем в 333 году до нашей эры эти земли заняли македонцы Александра Великого, после его смерти побережье отошло Птолемию, а затем вошло в державу Селевкидов. В 64 году Библ стал частью завоеваний Рима, а его последнего правителя казнил полководец Гней Помпей. Во времена владычества Рима значение Библа сильно упало, это был обычный небольшой город — один из центров культа Адониса (любовника Афродиты). В 551 году город сильно пострадал от землетрясения. После арабского завоевания в VII веке о городе ничего не было известно, пока в XII веке здесь не появились крестоносцы, которые построили свою крепость, давшую название всему поселению — Гибелет. После европейцев и арабов город с арабским названием Джейбель стал частью Османской империи.

Город библ
План Древнего Библа

Руины античного периода нужно искать в центре Старого города сразу за морским портом города. В центре археологической зоны возвышается замок крестоносцев, о котором я уже рассказывал. Цена билета здесь — 8000 ливанских фунтов, то есть, 5.5 долларов. Также нужно отметить, что руины Библа — самое древнее, что осталось от финикийцев в Ливане. Сидон, Тир и Баальбек сохранили только греко-римские руины конца I тысячелетия до н.э. — начала I тысячелетия нашей эры, хотя в Сидоне нет и этого. Храм Эшмуна всего лишь VI век до н.э. В Батруне, что севернее Библа, есть финикийская стена и пара более поздних развалин. И только в Библе сохранились объекты, которым 4-5 тысяч лет, то есть, в два раза старше всего вышеназванного. Более того, большая часть из того, что вы увидите — старше пирамид.  Но в остальном Библ — это смешение разных эпох.

Город библ
Реконструкция внешнего вида Библа

Начнем мы обход развалин города: справа от входа на территорию, здесь находятся  хорошо просматриваемые укрепления, а точнее северные стены города

Город библ
Рельсы между стенами — узкоколейка археологов

За стенами находится северный городской квартал, здесь, в основном, двухкомнатные дома. Все это ранний Бронзовый век — начало III тысячелетие до нашей эры

Город библ
Северный квартал и ряд стен

Первые стены здесь появились около 2900 года до нашей эры, в 2700 году их немного перестроили. Во первой половине II тесячелетия до н.э. еще одну линию укреплений возвели амореи, а точнее уже гексосы

Город библ
Схема Северного квартала со стенами

Город библ
Реконструкция квартала

Город библ
Жилые дома Северного квартала. Ранее в этом месте были небольшие ворота, но потом их переместили дальше

Южнее жилого квартала находился главный храм города в честь богини Баалат Гебал. Это финикийский вариант Астарты/Иштар/Афродиты/Венус. Она считалась покровительницей города. Храм построен в начале III тысячелетия до н.э. и просуществовал до римского периода, хотя в XXIII-XXI вв. до н.э. он, как и многие другие постройки в городе были уничтожен огнем. Египтяне также молились в этом храме, так как для них Баалат Гебал была египетской Хатхор. В храме были найдены алебастровые вазы — подарок родоначальника II династии фараонов — Хотепсехемуи. Кроме того, в храме был обнаружен древнеегипетский иероглиф с изображением Хатхор. Во времена Рима храм был перестроен.

Город библ
На переднем плане финикийский храм Баалат Гебал

Город библ
Руины храма

Город библ
Реконструкция храма

Город библ
Руины храма

Однако мы вернемся к северной стене и пройдемся вдоль нее. Здесь можно увидеть единственный в Библосе объект, относящийся к эллинистическому периоду, то есть, ко времени Александра Македонского и его военачальников, вплоть до завоевания региона римлянами

Город библ
Стены города первой половины II тысячелетия

Этот объект — это некая квадратная площадка с выходящей за стены желобом

Город библ
Желоб

Город библ

Город библ

Город библ

Город библ

Город библ

Далее в северо-западной части города можно увидеть лестницу, а точнее вход в город. Это были ворота со стороны порта, относящиеся к финикийскому периоду

Город библ
Лестница-вход в город

Город библ

Город библ

Рядом с северо-западными воротами находился королевский некрополь финикийского периода, но более позднего времени  — 3-4 тысяч лет назад. Некрополь весьма необычный, так как представлен шахтными гробницами. В земле пробивалась прямоугольная шахта 9-12 метров в глубину, на дне которой в нише стоял саркофаг. Затем шахту засыпали.

Город библ

Город библ
Шахтная гробница I и II были соединены друг с другом туннелем. Принадлежали правителям Библа — Аби Чему и его сыну Ип Чему Аби, которые представляли XII Египетскую династию (1900-1880 гг до н.э.)

Город библ

Город библ
Справа в дыре еще одна гробнице другого периода

Город библ
Саркофаг на дне шахты. Вокруг него лежали амфоры, украшения, оружие, предметы культа. В данном случае лежал еще подарок от египетского фараона.

Город библ
Дно шахты

Город библ
Стены шахты

Город библ

В этом районе можно найти 9 подобных шахт, а также несколько саркофагов. Часть были обчищены давным-давно, а часть сохранила свои сокровища. На одном из саркофагов, принадлежащих царю Ахираму была высечена надпись на финикийской языке, ставшим одним из первых свидетельств его существования в то время. До этого местные жители использовали египетские иерогливы и аккадскую клинопись.

Город библ

Город библ

Город библ

Город библ

Город библ

К королевскому некрополю примыкает часть города, относящаяся к самому позднему — римскому времени. Этот период представлен небольшим театром, а также улицей колонн

Город библ

Город библ
Римский театр

Театр в Библе был построен около 218 года н.э., но изначально он находился между городской стеной и храмами L-образной формы и Храма обелисков, к которым мы еще подойдем, сюда его перенесли уже археологи. Обычно размер театра отражал размер города. По театру видно, что жителей в Библе в то время было немного. Правда, сохранившаяся часть — всего 1/5 от реальной. В центре на песке перед сценой находилась еще мозаика с изображение бога виноделия — Бахуса, которая сейчас находится в Национальном музее в Бейруте

Город библ

Город библ

За театром проходила улица колонн, которая вела с храму Баалат Гебал. Колонны были сделаны из египетского гранита

Город библ
Улица колонн

С холма улицы колонн открывается отличный вид на замок крестоносцев, а также Северный квартал перед ним

Город библ

Город библ

Далее мы проследуем к музею Библа, здание которого было построена в период Османской империи. Рядом с музеем, который давно не работает, находится самая древняя часть Библа — жилой квартал, в котором жили люди еще до Бронзового века, то есть, в Медный и Каменный века. Этим строением от 6 до 7 тысяч лет

Город библ
Вид на самую старую часть города

По пути к зданию музея вы увидите еще множество руин раннего Бронзового века (начало III тысячелетия до н.э.), тут размещался квартал периода амореев (конец III — начало II тысячелетия до н.э.).

Город библ

Город библ

Город библ

Источник: think-head.livejournal.com


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.