Израиль – небольшое государство на Ближнем Востоке. В стране проживает всего лишь 8,68 миллиона человек. Столицей является Иерусалим, хотя фактический деловой центр – город Тель-Авив. С марта 2009 года пост премьер-министра занимает Биньямин Нетаньяху.

Это промышленная страна, со стабильно развивающейся экономикой. В ней самый высокий уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока, хотя декларация о независимости была провозглашена только в 1948 году. Страна является многонациональной, здесь проживает только 75,4 % евреев.

Административное деление

В Израиле 7 округов. Но статус одного из них является спорным. В округах выделяют 15 подокругов, в состав которых входит 50 естественных регионов. В списке всех городов Израиля числится 75 населенных пунктов. В этой стране статус города присваивается, если население в нем превышает 20 тысяч человек. Поэтому поистине крупных населенных пунктов в Израиле не так уж и много, но в них проживает около 90 % всех граждан.

Иерусалим


Это самый большой населенный пункт в списке крупных городов Израиля, здесь проживает 865 721 человек. Это один из древнейших городов на Ближнем Востоке. Израильское правительство получило полный контроль над Иерусалимом только в 1967 году.

Город является священным не только для иудеев, но и для христиан и мусульман. Раскинулся на отрогах Иудейских гор, на высоте над уровнем моря от 650 до 850 метров, между Мертвым и Средиземным морями.

Уже к XI веку поселение заняли евреи и провозгласили его Израильским царством. Хотя относительно существования великой еврейской державы на протяжении нескольких веков ведется множество споров. Тем не менее город часто захватывали, это были войска Вавилона и Персии, Египта и Македонии, Рима. В середине нашего тысячелетия Иерусалим входил в состав Османской империи.

Сейчас это святое место. На Храмовую гору и к Стене плача съезжаются туристы разных верований.

Тель-Авив

Вторым в списке самых крупных городов Израиля значится Тель-Авив, здесь проживает 432 тысячи человек. Называют его еще Тель-Авив-Яффа, и находится он на побережье Средиземного моря. Когда-то это был еврейский квартал города Яффы. А современное название появилось только в 1910 году (решение было принято единогласно всеми жителями поселения) и переводится оно как «холм весны» или «курган возрождения». В 30-е годы прошлого столетия началась активная застройка, теперь этот район называется «Белым городом», и он даже занесен в список ЮНЕСКО. Все дома здесь двух- или трехэтажные, построены параллельно или под прямым углом по отношению к побережью.


Изначально после окончания войны и провозглашения независимости именно Тель-Авив был столицей, но со временем ее перенесли в Иерусалим. В городе по сегодняшний день работает большинство посольств.

Тель-Авив – настоящий город контрастов, где перемешаны небоскребы со старыми постройками, рядом живут очень богатые и очень бедные люди, а границы с близлежащими поселениями практически исчезли, поэтому непонятно, где начало, а где конец населенного пункта.

Хайфа

Третьим в списке самых больших по населению городов Израиля идет Хайфа. Население – 278 903 человека. Это портовый город в Хайфском заливе Средиземного моря.

До V века на этих землях жили евреи, основав небольшое поселение. Во времена крестовых походов оно превращается в региональный порт. Кстати, именно в тот период времени на горе Кармель появляется монашеский орден, который существует и по сегодняшний день. А в XIX веке город превращается в главный палестинский порт.

Сейчас Хайфа – это не только порт, но и современный курорт с развитой инфраструктурой и великолепным средиземноморским климатом. Здесь множество исторических мест, куда съезжаются туристы: руины крепости, пещера пророка Ильи, мечети, храмы и, конечно же, гора Кармель и храм Бахаи.

Ришон-Ле-Цион

Список городов и историю Израиля уже тяжело представить без Ришон-Ле-Циона – самого «молодого» населенного пункта страны и одного из первых сионистских поселений.


есь проживает почти 244 тысячи человек. Основан город в 1882 году благодаря одному из поселенцев, который осмелился обратиться к французскому барону Э. де Ротшильду за ссудой. А деньги требовались для обустройства колодца, так как территории оказались непригодны для ведения сельского хозяйства, воды катастрофически не хватало. И уже через год был вырыт 45-метровый колодец. Это радостное событие зафиксировано на гербе города в виде надписи: «Мацану маим!», то есть «Нашли воду!». Барон активно занялся руководством поселка, сюда приехали агрономы и другие специалисты из Франции, чтобы наладить процесс выращивания винограда. Тогда же был основан завод по изготовлению вина, кстати, работающий по сей день.

В конце прошлого столетия началось стремительное развитие города, он отстраивается, появляется новое жилье, инфраструктура, открываются предприятия.

Петах-Тиква

Еще один крупный город Израиля, в котором проживает 230 984 человека. Очень красиво переводится название города с иврита – «Врата надежды». Находится около Тель-Авива, на расстоянии 10 километров. Помощь в налаживании сельского хозяйства и осушении болот оказал все тот же барон Э. де Ротшильд, однако между управителем и местным населением очень быстро испортились отношения. Барон передал город под власть Еврейского колонизационного общества. Долгое время на город нападали арабы. После Первой мировой войны в поселении появляется множество новых репатриантов.

После провозглашения независимости Петах-Тиква начинает активно развиваться, границы расширяются за счет близлежащих населенных пунктов.

Ашдод


Следующий в списке крупных городов Израиля – Ашдод, промышленный и портовый центр страны. В городе насчитывается 220 174 жителей.

Находится всего лишь в 30 километрах от Тель-Авива. Пропускная способность порта очень высокая: 60 % всех ввозимых грузов в страну проходит именно через него.

Поселились люди на этих землях достаточно давно, о здешнем поселении упоминается несколько раз в Библии. Здесь жили филистимляне, византийцы и израильтяне, арабы и крестоносцы.

В Ашдоде часто проводятся праздничные и концертные мероприятия. Именно в этот город каждую осень съезжаются музыканты на Джазовый фестиваль. Также на регулярной основе проводятся международные конкурсы бального танца.

Нетания

Следующий крупный город Израиля – Нетания с населением 207 946 человек. Находится населенный пункт в самой известной средиземноморской долине – Шарон. Это очень молодой город, основанный только в 1929 году как сельскохозяйственный поселок. А название дано в честь мецената города – Натана Штрауса (американский промышленник). Помимо того что город является курортным, здесь до сих пор выращивают цитрусовые культуры и делают ювелирные украшения из алмазов. В городе огромное количество музеев, кроме того, туристов возят на цитрусовые плантации.

Беэр-Шева


Крупный город Израиля с населением в 203 тысячи человек. Населенный пункт упоминается в Библии под названием Вирсавия, именно здесь Исаак и Авраам вырыли колодец. Таким образом, городу около 4 тысяч лет, хотя, если опираться на данные археологических раскопок, то на этой земле люди поселились намного раньше. На раскопках также найдены следы первого металлургического производства в Израиле.

С городом связаны более поздние и достаточно трагические события. В XIII веке все жители ушли из поселения, так как на него постоянно нападали крестоносцы и мусульмане. Возрождение началось только в 1900 году. После новых военных действий в 1917 году город попадает под власть Великобритании и только в 1948 становится израильским.

Сюда приезжают полюбоваться развалинами Вирсавии и колодцем Авраама, увидеть коллекцию Негевского музея искусств (Дом наместника) и самый большой зоопарк во всей стране.

Холон

В округе Тель-Авива находится город Холон с численностью населения 188 834 человека. Это промышленный и культурный центр. Город не может похвастаться древней историей, так как возник лишь в 20-х годах прошлого столетия.

Холон еще называют «Детской столицей Израиля»: в городе огромное количество парковых зон, аттракционов и музеев, преимущественно предназначенных для детей. Также работает самый большой водный комплекс страны «Ямит 2000».

Бней-Брак


Следующий в списке городов Израиля – Бней-Брак с населением почти 183 тысячи человек. На его территории находится огромных размеров промышленная зона. Местное население преимущественно представлено религиозными евреями (около 95 %). Здесь практически нет никаких развлекательных заведений, но есть множество религиозных школ.

Рамат-Ган

В городе проживает 152 596 человек, название переводится как «Садовая возвышенность». Основали его в 1921 году как сельскохозяйственный поселок. Со временем начали строиться заводы, а обработка полей отходит на второй план. Именно здесь находится известный стадион «Маккабиады», где соревнуются все евреи мира. Также расположен университет «Бар-Илана», медицинский центр «Тель-ха-Шомер» – самый крупный на всем Ближнем Востоке. В городе великолепный сафари-парк. А система образования в Рамат-Гане признана лучшей во всей стране.

Сложно перечислить все города Израиля, но самые известные и крупные мы назвали.

Города с населением от 100 до 150 тысяч человек

Реховот

Население – 132 671 человек. Достаточно молодой город, основан только в 1890 году выходцами из Польши. Здесь есть Институт естественных наук и факультет Университета сельского хозяйства. Базовая отрасль города – высокие технологии и выращивание цитрусовых культур. На высоком уровне в городе и медицина, именно здесь находится известная клиника «Каплан».


Ашкелон

Население – 130 660 человек. Это очень зеленый город, а история его появления начинается еще в эпоху неолита. В 2000 году до наступления нашей эры здесь был крупный населенный пункт. На сегодняшний день это хорошо развитый город с двумя промышленными зонами и очень крупной электрической станцией. Туристы являются частыми гостями, они едут посмотреть Древний город в Национальном парке.

Бат-Ям

Здесь проживает 128,892 тысячи человек. Название переводится как «Дочь моря». Здесь живет много выходцев из бывшего СССР. Местные власти много вкладывают средств в дошкольное и школьное образование.

Бейт-Шемеш, или «Дом Солнца»

Население – 103,922 тысячи человек. Это древнее поселение, первое упоминание о котором есть в Ветхом Завете. Здесь много репатриантов из Румынии и восточных стран. Это развивающийся город, где ведется масштабное жилое строительство.

Источник: FB.ru

Иерусалим

Еврейские города

Иерусалим – едва ли не самый знаменитый город Мира. К началу 2019 года в нем проживало 915 тысяч жителей. Время основания на его месте первого поселения отстоит от нас на 5, а то и на целых 6 тысячелетий.


авным городом евреев он стал после войны Царя Давида с иевусеивами, и с тех пор приобретя у евреев статус Священного, который сохранялся, не смотря на то, что Иерусалим несколько раз полностью разрушался. Даже сам факт того, что Израиль, а после него Иудея как государства на длительное время исчезали с политической карты мира, Иерусалим продолжал оставаться для евреев, а впоследствии и представителей возникших несколько позже христианской и мусульманской религий важнейшим символом. Именно здесь располагаются важнейшие мировые святыни: Храм Гроба Господня, Гробница Богородицы, Стена Плача, Мечеть Аль-Акса и т.д.

Тель-Авив

Еврейские города

Тель-Авив в свое время возник как еврейский пригород порта Яффо. Сейчас его населяют порядка 452 тысячи жителей. По величине он уступает Иерусалиму, но если к нему прибавить пригороды, то по количеству жителей он в разы обгонит столицу. После провозглашения Государства Израиль и его реального возрождения в 1948 некоторое время этот город исполнял роль столицы, пока основные государственные институты не были перенесены в Иерусалим. Для абсолютного большинства стран мира статус Тель-Авива как столицы Израиля до сих пор считается официальным, и именно в нем располагается большинство иностранных посольств. Но, несмотря на утрату столичного статуса, в городе и сейчас располагаются Генеральный штаб ЦАХАЛ и Министерство обороны страны. Многоликий мегаполис притягивает туристов, прежде всего, Старым Яффо с уютными улочками, храмами различных направлений, мастерскими, галереями. Мы уже писали большой пост о достопримечательностях Тель-Авива.

Хайфа


Еврейские города

Хайфа – третий по размерам израильский город с населением 274 тысячи жителей. Располагается на севере страны на побережье Средиземного моря вокруг залива, с трех сторон защищаемого горой Кармель и ее отрогами. Как процветающий морской порт Хайфа существовала еще в эпоху римского владычества. Город и сейчас является ведущим портом страны. В культурном плане одной из главных достопримечательностей является храмовый комплекс религиозного движения Бахаев, расположенный на склоне горы Кармель. Сама же гора прославилась как место жительства пророка Илии и точка основания в XIII веке монастыря Ордена босых кармелитов. Город известен также тем, что в 1930-1940-е года именно через него в подмандатную Англии Палестину прибывала большая часть нелегальных еврейских эмигрантов из Европы.

Петах Тиква

Еврейские города

Петах Тиква – город, располагающийся восточнее Тель-Авива, входящий в агломерацию Гуш-Дан. Основанный вначале как сельскохозяйственное поселение, сейчас он разросся до площади в 39 кв. км, давая возможность проживать на своей территории 242478 жителям. Интересен тем, что в нем действуют крупнейшие в стране и на Ближнем Востоке медицинские центры: имени Ицхака Рабина и детский имени Шнайдер. В Петах-Тикве, единственном из израильских городов, сохранились телефонные будки красного цвета, аналогичные стоящим в Лондоне.

Ришон ле-Цион


Еврейские города

Ришон ле-Цион был основан в 1882 году как сельскохозяйственное поселение. На момент образования Государства Израиль в нем проживало порядка 10 тысяч человек. Сейчас в городе, входящем в топ промышленных, деловых и торговых центров Израиля 241 тыс. жителей. Интересно, что на винодельческом заводе «Кармель Мизрахи», основанном всего через 5 лет после основания поселения, работал будущий первый премьер-министр страны Давид Бен-Гурион. В Израиле Ришон ле-Цион считается городом с самым молодым населением: средний возраст его жителей – 33 года.

Ашдод

Еврейские города

Ашдод – город, стоящий на берегу Средиземного моря южнее Тель-Авива. В этом районе люди начали селиться еще в эпоху нижнего палеолита, однако первое действительно серьезное поселение с укреплениями известно только со второй половины XVII века до н.э. Сначала им владели хананейцы, потом их сменили филистимляне. Современный город Ашдод начали строить рядом с древним городом в 1956 году. Сейчас он стал шестым по численности населения, имея 225073 жителей, причем большая часть из них – выходцы из республик бывшего СССР, эмигрировавших в Израиль в период с 1991 по 2000 годы. Известен, прежде всего как красивый курорт, крупнейший морской порт. А еще здесь находится холм Ионы, где, по преданию, погребен пророк.

Натания

Еврейские города

Натания – крупнейший курортный город средиземноморской зоны. Длина его пляжей составляет 14 км, что наряду с разветвленной сетью отелей и современных рекреационных сооружений, является важным фактором, притягивающим сюда туристов. Город основан выходцами из Восточной Европы в начале 1929 года как сельскохозяйственное поселение. Со временем он превратился в крупный центр цитрусоводства. Сейчас в нем проживают 214 тыс. жителей, сферой деятельности которых является туризм и работа в двух крупных промышленных зонах города.

Беэр-Шева

Еврейские города

Беэр-Шева – город, расположенный в Северном Негеве, по библейским источникам, известный как Вирсавия. Здесь Авраам, заключив союз с царем Герара Авимелехом и пожертвовав ему 7 овец, вырыл колодец. Впервые наименование Беэр-Шева этой местности дал сын Авраама Исаак, повторно заключивший союз с Авимелехом. Имеет длительную историю, хотя и был период, когда он прекращал существовать. Возрожден турками в 1900 как небольшое поселение, из которого контролировались местные племена бедуинов. Сейчас это – крупный торговый и промышленный центр, называемый южной столицей Израиля, в котором проживает 197 тыс. человек.

Бней-Брак

Еврейские города

Бней-Брак известен с древности как филистимский город, который во времена Второго Храма стал еврейским. Современный Бней-Брак основан заново в 1924, а статус города получил лишь спустя четверть века – в 1950-м. Он известен тем, что большую часть его жителей, а их 196 тыс. человек, составляют религиозные евреи-хасиды, которые не приветствуют наличие в своем населенном пункте никаких развлекательных учреждений. Планируется, что сюда должна будет в будущем протянуться одна из линий Тель-Авивского метрополитена.

Холон

Еврейские города

Холон – довольно крупный город, входящий в агломерацию Гуш-Дан. Основан в 1937 году после слияния воедино пяти сельскохозяйственных поселков на пустынных землях несколько южнее Яффо, выкупленных у арабов. Статус города присвоен в 1950, в котором в настоявшее время сейчас проживает 186 тыс. жителей. Пользуется популярностью как «детская столица» Израиля за то, что здесь сконцентрировано большое количество детских образовательных и развлекательных учреждений. Кроме того, в Холоне во время праздника Пурим проводится самый большой карнавал в стране.

Источник: IsraLove.org

Будни и праздники в штетле

Еврейские города
Молитва в синагоге. Мукачево, 1935–1938 годы humus.livejournal.com

День

Жизнь штетла определяло расписание молитв в синагоге. Мужчины посещали синагогу три раза в день, женщины — в основном в Шаббат или на большие праздники. День начинался со стука в оконные ставни: это шамес после рассве­та будил жителей местечка. Мужчины вставали и отправлялись на утреннюю молитву — шахрис, а после нее возвращались домой, завтракали и начинали заниматься делами. Две другие молитвы назывались минха и майрев. Чтобы не ходить в синагогу три раза в день, минху читали перед самым закатом, а майрев — сразу после него. Так возникло понятие «минха-майрев». Обычно между минхой и майревом проходило 30–40 минут: в это время происходил асифе («сход» на идише), на котором решали общин­ные дела, сплетничали, рассказывали исто­рии и общались. После вечерней молитвы мужчины и мальчики возвращались домой.

Еврейские города
Возвращение домой на Шаббат. Мукачево, 1935–1938 годы humus.livejournal.com

Неделя

Неделя в штетле была продиктована тем, что он выполнял функцию торгового и ремесленного центра сельскохо­зяйственной округи. Один или несколько дней — вторник, четверг, а иногда воскре­сенье — были базарными и делились на две части. Утром крестьяне торговали на рынке, а после полудня свора­чивали торговлю и отправлялись в еврейские лавки покупать товары и заказывать изделия у еврейских ремесленников. Как пишет американский исследователь Самуэль Кассов, крестьяне приезжали в местечко на лошадях, которые стояли на базар­ной площади или рядом с ней. На площади гудела толпа. Все это создавало особенную атмосферу и специфи­ческий запах штетла, о котором часто рассказывается в мемуарах.

В обычные дни в штетле было тихо и спо­койно. В пятницу местечко начинало оживать. Хозяйки готовились к Шаббату: устраивали уборку, готовили еду и пекли хлеб, мужчины спешили в баню и микву. В пятницу вечером и в суббо­ту евреи выхо­дили на прогулку — в основном по Главне-гос («главная улица» на идише). Старики выносили стулья, усаживались около дома или на его галерее и обсуждали новости.

Год

Годовой цикл определялся еврейскими праздни­ками, хотя некоторые празд­ники этнических соседей также оказывали влияние на местечковый цикл жизни. Год начинался в месяце тишрей, совпадающем с сентябрем-октябрем.

Рош ха-Шана

Еврейские города
Открытка, изображающая празднование Рош ха-Шаны. Начало XX века College of Charleston Libraries

Праздник Рош ха-Шана (буквально «голова года» на иврите) открывал цикл осенних праздников. Перед их наступлением, в месяце элуле (август-сентябрь), жители подольских местечек отправлялись на клад­бища к могилам предков, а хасиды ездили в паломничество к своему ребе. Вечером на Рош ха-Шану жители местечка в наряд­ных одеждах отправлялись к ближайшему водоему, чтобы совершить обряд ташлих: они выворачивали карманы, символически осво­бождаясь от грехов прошлого года. Обычно ходили семьями.

Йом-Киппур

Еврейские города
Евреи молятся в синагоге в Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год ‏מוזיאון תל אביב לאמנות‏‎ (Тель-Авивский музей изобразительных искусств)

Через десять дней, которые называются днями трепета, наступал один из важнейших в году праздников — Йом-Киппур («судный день» на иврите). Считается, что в Рош ха-Шану Бог определяет судьбу человека на следующий год, а в Йом-Киппур ее утверждает. Это был день строгого поста: в течение суток ничего не ели и не пили, мужчины и женщины обычно надевали белую одежду. Многие мужчины проводили все 24 часа Йом-Киппура в синагоге.

Суккот

Еврейские города
Суккот. Рисунок Морица Даниила Оппенгейма. 1868 год © ‏הספרייה הלאומית (Национальная библиотека Израиля)

Еще через пять дней начинался Суккот. Крестьяне привозили на местный рынок камыш или еловые ветви, чтобы было чем покрыть крышу сукки. В шалашах, строив­шихся в память исхода из Египта и скитания по пустыне, ели, а иногда и спали. Суккот, в библейские времена обозначавший окончание сбора урожая, длился семь дней, причем часть из них были полупраздничные: можно было торговать в своей лавке, заниматься ремеслом. Многие торговцы при этом носили праздничную одежду. На этот праздник евреи должны были приобрести четыре растения: этрог Этрог — плод цитрона из семейства цитрусовых. , лулав  Лулав — пальмовая ветвь. , мирт и иву.

Симхас-Тойре (Симхат-Тора)

Еврейские города
Открытка с изображением празднования Симхат-Торы. Конец XIX — начало XX века Yeshiva University Museum

Цикл осенних праздников заканчивался веселым праздником Симхас-Тойре, или Симхат-Тора («радость Торы» на иврите). В этот день заканчивался и начи­нался заново годовой цикл чтения Торы. Из арон а-кодеша выни­мали свитки Торы, танцевали с ними в синагоге, целовали их. Кроме того, в этот день в синагогу брали детей. Детям давали специальные флажки: к древку крепилось яблоко, в которое втыкали свечку.

Ханука

Еврейские города
Девушка, отмечающая Хануку. Гданьск, 1925 год The United States Holocaust Memorial Museum

Следующим праздником была Ханука, которая обычно приходилась на декабрь и также длилась восемь дней — все они были рабочими. По преданию, празд­ник Хануки появился после восстания Маккавеев во II веке до н. э., которые смогли вернуть Иерусалимский храм иудеям и очистить его. Чтобы освятить оскверненный храм, нужно было зажечь масло в меноре Менора — золотой семирожковый светиль­ник или подсвечник на семь свечей. Один из древнейших символов иудаизма и еврей­ских религиозных атрибутов. , но, увы, нашелся только совсем крошечный кувшинчик. Масла хватило бы только на день, но все-таки его налили в менору и зажгли. И тогда случилось чудо: масло горело восемь дней, пока не было изготовлено новое. В память об этом чуде в Хануку каждый вечер зажигают специальный светильник — ханукию. У богатых были красивые серебряные подсвечники, бедные разрезали на две половинки картошку, выскребали в ней углубление и наливали масло. Детям на Хануку выдавали хануке-гелт («ханукаль­ные деньги» на идише). Дома и в хедере в этот день играли в разные игры: дрейдл (волчок), орехи и карты.

Пурим

Еврейские города
Еврейские мальчики в праздничных костюмах по случаю Пурима. До 1914 года © The Jewish Chronicle Archive

Самым веселым временем были конец февраля и март. В эти дни наступал Пурим, который отмечали не дома, а на улицах. Многие жители местечка переодевались в праздничные костюмы, на улицах и в бога­тых домах ставили пуримшпили — специаль­ные пуримские спектакли, по штетлу ходили ряженые и пели песни, получая взамен угощение или деньги. Считалось, что в этот день обязательно нужно напиться. А еще дети и взрослые ходили в синагогу со спе­циальными трещотками. Обычно в этот день читали Книгу Эстер  Мегилат Эстер («Cвиток Эстер») — книга, входящая в состав Танаха, где рас­сказывается о событиях праздника Пурим. Главная героиня книги — еврейка Эстер, жена царя Артаксеркса. Царский советник Аман задумал уничтожить евреев, но Эстер помешала осуществлению его плана и вместе со своим дядей Мордехаем спасла еврейский народ. В ре­зуль­тате вместо евреев были повешены Аман и его сыновья. , где расска­зывается история Пурима. Когда произносят имя главного злодея Амана, нужно трещать трещоткой, топать ногами и плеваться, чтобы заглушить его.

Песах и другие весенние праздники

Еврейские города
Празднование Песаха. Лубок неизвестного автора. Украина, XIX век Wikimedia Commons

После Пурима начиналась подготовка к Песаху — празднику, символизи­ро­вавшему избавление евреев от рабства и исход из Египта. Детям заказывали и шили новую одежду, дом убирали или ремонтировали, пекли мацу. Песах, один из самых важных еврейских праздников, длится восемь дней и приходится на весну. Главная его особенность — запрет на употребление квасного  То есть дрожжевого, заквашенного, того, что подверглось брожению.. Поэтому евреи старались доесть хлеб до Песаха, а если это не получалось, хлеб символически продавали соседям-неевреям. Для Песаха существовала специ­альная посуда: в богатых семьях был полный комплект, у бедных — отдельные предметы Если чего-то не хватало, брали обычную посуду и кошеровали, то есть обраба­тывали специальным образом, окуная в кипяток. . Для соседей-неевреев это тоже было особое время: жители штетла угощали их мацой. Между Песахом и следующим за ним Шавуотом, праздни­ком дарования Торы, было 49 дней: в это время нельзя было играть свадьбы, стричься, покупать новую одежду и плавать в реке. Но и на этот период прихо­дился еще один праздник — Лаг ба-Омер. В этот день ученики хедеров вместе с учителями шли в лес, а в некоторых местечках, например в Восточной Белоруссии, — на кладбище.

Тиша бе-Ав

Еврейские города
Праздничная открытка к Тиша бе-Аву. 1903 год‏הספרייה הלאומית (Национальная библиотека Израиля)

На конец июля или август приходился траур­ный день — Тиша бе-Ав, или девятое Ава. Считалось, что в этот день были разрушены первый и второй Иерусалимские храмы. Мужчины ходили на кладбище, а ученики хедера — в лес, где устраивали сражения. Для этого делали специальные деревянные мечи, луки и стрелы.

Источник: arzamas.academy


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.