Ранее археологические данные об этом затерянном городе, расположенном на северо-востоке от города Ангкор-Вата, ограничивались лишь несколькими относительно изолированными святынями. Однако воздушное лидарное сканирование с вертолета, на которое ушло семь дней, в сочетании с наземными методами съемки выявило «расширенную городскую сеть», датируемую IX веком н. э.. Именно её археологи считают городом Махендрапарвата.


Лидарные снимки позволили обнаружить на плато городскую территорию площадью около 40-50 квадратных километров. Как выяснилось, Махендрапарвата представляла собой первый крупномасштабный город, построенный Кхмерской империей на массиве Пном-Кулен.


Более того, ученые установили, что древний мегаполис появился здесь задолго до того, как был построен знаменитый храмовый комплекс Ангкор-Ват, которым правил король Джаяварман II. Обнаруженный город был основан в 802 году, что на 350 лет раньше.



Не менее важна была «наземная» часть исследования, которая подтвердила снимки лидара наглядными фактами. Маршрут экспедиции был непростым –приходилось идти по козьим тропам, через болота и даже минные поля, оставшиеся со времен войны. Сначала археологи обнаружили пять новых храмов, в итоге же – используя данные лидара, – удалось отыскать в общей сложности три десятка ранее неизвестных храмов древнего города. Можно только догадываться, каким масштабным по площади был Махендрапарват!


– Как оказалось, город имел сложную сеть крупных транспортных магистралей, разделявших центральную зону на «сеточную» систему, фактически поделенную на городские кварталы, – поясняют исследователи этой местности.


Практически на всей территории древнего города сканеры зафиксировали ряд гражданских и культовых архитектурных сооружений – святилищ, курганов, прудов, большую водохозяйственную систему плотин и крупный недостроенный резервуар в предполагаемом административном центре города, а также королевский дворец и массивный храм-пирамиду.

Интересно, что, несмотря на расширенную городскую сеть, центральная часть города не была обозначена ни стеной, ни рвом, как это наблюдается в Ангкоре и всех других более поздних кхмерских городах. Этот факт исследователи считают абсолютно уникальным для кхмерского мира.


Кстати, по словам доктора Эванса, работающего над проектом, упадок этой древней цивилизации мог произойти в результате вырубки лесов и проблемы обеспечения водой.



Надо сказать, это уже не первый случай обнаружения на территории Камбоджи так называемых затерянных городов. Например, австралийский археолог, доктор Дамиан Эванс некоторое время назад сообщал, что, благодаря воздушному лазерному сканированю, в дебрях тропических лесов выявлено несколько городов в возрасте от 900 до 1400 лет, и некоторые из них по своим размерам могут соперничать со столицей Камбоджи Пномпенем. Однако, если еще несколько лет назад самым большим древним городом и храмовым комплексом, построенным в Ангкорский период, считался Преах-Хан (его площадь составляет 22 квадратных километра), то после обнаружения нового древнего мегаполиса» «лидеру» пришлось подвинуться, ведь Махендрапарвата – вдвое крупнее.


Данные лидарного исследования позволили ученым завершить 150-летнюю археологическо-картографическую работу, проведенную в обширном регионе Ангкор.



– Теперь, используя более тонкие демографические модели, можно, наконец, более подробно изучить историю Ангкора: узнать, как он расширялся, разрушался и перестраивался на протяжении веков, став когда-то одной из крупнейших цивилизаций Древнего мира.

Текст: Анна Белова

Читайте также о том, где и для чего строили пирамиды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Ангкор-Ват — История открытия затерянного города Ангкор


Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).


Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

 «Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.


Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом, а также храма Ангкор-Ват.

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват — самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV—XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод — «храм Ангкор».

Почему самый большой храм в мире покинули люди?


Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства — Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.


Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона.


чать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано — «страна Камбу аналогична небу».

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма — символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная.  Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор — не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.


В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель — Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона… 21-angkor-wat-013 Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.


Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра — травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад. То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) — срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года — земная ось проходит 1 эклиптики).

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей — созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион — наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216:3=72), (216:2=108). 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  •  Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват — представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II — основателя храма Ангкор-Ват.

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги — две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище — пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват — сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру — центра мироздания.

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности — душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии,  символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

3D Видеопанорама храмового комплекса Ангкор-Ват (снято с вертолета)

Документальный фильм «Ангкор-Ват — Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват — Дом достойный богов» — Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности«, посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами — это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Источник: planetaduha.com

Древний город в камбодже

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) — города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.

Древний город в камбоджеКликабельно 3000 рх

Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже — это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей.

Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.

Древний город в камбодже

Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) — находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями.

Древний город в камбодже

Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов. Самая популярная фигура, которая здесь встречается — это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.

Древний город в камбодже

Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.

Древний город в камбодже

Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura — подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.

Древний город в камбодже От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.

Древний город в камбодже

Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания — это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками — два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).

Древний город в камбодже

Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.

Древний город в камбодже

Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая — одна в центре каждой стороны и 2 по углам — поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.

Древний город в камбодже</cut>

Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы.

Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно — примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») — жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

Древний город в камбодже

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап [Tonle Sap]. Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита – «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.

Древний город в камбодже

Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города — еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э.

Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите.

Древний город в камбодже

Как возводился комплекс не известно — не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват. Древний город в камбодже

Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина — почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса — различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами — соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …

Древний город в камбодже

Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.

Древний город в камбодже Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.

Древний город в камбодже

Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Древний город в камбодже

Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles – довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Древний город в камбодже

Такси – довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.

Древний город в камбодже

Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.

Древний город в камбодже

Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса – приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) – приблизительно 50$ в день. Древний город в камбодже Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день. Древний город в камбодже Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей. Древний город в камбодже Древний город в камбодже Древний город в камбодже Древний город в камбодже Древний город в камбодже Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

014SC BF0086D007

Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

Древний город в камбодже

Кстати,  буквально  в  Августе  2014  года в  Сием  Рипе открылся гестхаус, называется Snow River, там управляющий русский. Можно множество вопросов теперь решить прямо на месте. Плюс до храмов не далеко, и сам гестхаус вполне приличный, интернет быстрый, полы из хорошего дерева, красиво.

Вот зацените фотографии:

001

004

standardroom1

Источник: masterok.livejournal.com

Зачем ехать в Ангкор

Древний город в камбодже
Нажмите на фото, чтобы в соседней вкладке открылись самые дешевые билеты в Камбоджу

Ангкор — самый большой доиндустриальный город планеты, с 9 по 15 века он был столицей процветающей Кхмерской империи. До нас от древнего города дошли в основном храмовые постройки. А их было много: каждый правитель возводил себе новый храм, да такой, чтобы наверняка затмить предшественников. Подключились и брахманы: так на территории Ангкора появились и буддистские, и индуистские святилища, всего порядка сотни.

Со временем древние постройки утонули в зелени джунглей, и к причудливым барельефам и изящным статуям добавились прорастающие сквозь камни корни деревьев — эдакое противостояние природной мощи и силы созданного человеком.

Теперь храмы Ангкора под защитой ЮНЕСКО, и реставрацией занимаются специалисты со всего мира. В древние сооружения можно заходить, подниматься на площадки и отыскивать потаенные святилища посреди джунглей — настоящий рай для исследователя.

Ангкор-Ват — название главного храма, но не всего комплекса. Археологический парк Ангкор включает сотни святилищ, многие из которых не менее интересны, чем самый знаменитый храм.

11 величайших городов прошлого, где интересно и сегодня

  • Когда и как ехать в Камбоджу
  • Билеты в Ангкор: где покупать, сколько стоят, на сколько дней брать
  • Транспорт в Ангкоре: как добраться и на чем перемещаться по комплексу
  • Где жить и что есть в Ангкоре
  • Что посмотреть в Ангкоре за 1 или 3 дня
  • Лайфхаки и подводные камни

Как и когда ехать в Камбоджу

Древний город в камбодже
По клику на фото откроются дешевые билеты к самым красивым местам Камбоджи

Для въезда в Камбоджу россиянам нужна виза. Она стоит 30 $ и позволяет находиться в стране 30 дней. Можно оформить электронную визу заранее на сайте или получить ее по прибытии на границе.

Из России с одной пересадкой можно долететь в Сиемреап — город, из которого ближе всего до Ангкора. Еще в Камбоджу удобно добираться прямым автобусом из Хошимина (Вьетнам) и Бангкока (Таиланд).

Лучшее время для посещения Камбоджи — зима, когда не так жарко и нет дождей. В марте и апреле долгим прогулкам не способствует палящее солнце, а в летние месяцы в Камбодже сезон дождей. Это не значит, что ливни идут круглосуточно, но если едете в Ангкор всего на день, лучше не рисковать. Кроме того, в это время почти бесполезно охотиться на зрелищные рассветы и закаты: небо часто затянуто тучами.

Что посмотреть и чем заняться в Камбодже, кроме Ангкора

Где покупать билеты в Ангкор и сколько они стоят

Билет в Ангкор продают только в официальных кассах в 4 км от центра Сиемреапа по трассе Road 60, слева от музея Ангкор-Вата. Заблудиться сложно: на дороге стоят указатели, а если едете с водителем, просто предупредите, что у вас еще нет билетов — он знает, что делать.

В кассах вас сфотографируют: въезжать и выезжать по одному билету можно несколько раз за день, и на каждом проездном печатают фото обладателя, чтобы билетом не мог воспользоваться кто-то еще. Оплатить покупку можно наличными или банковской картой.

Билетные кассы работают с 5 утра до 17:30. Если вы купили билет после пяти вечера, он действует весь следующий день.

Древний город в камбодже
Кликните на фото, чтобы открыть билеты в Камбоджу

Есть три типа билетов в храмовый комплекс Ангкор Ват:

  • на 1 день: стоит 37 $, можно въезжать и выезжать с территории сколько угодно раз в течение дня;
  • на 3 дня: стоит 62 $, действует 10 дней, можно выбрать для посещения любые 3 дня, необязательно подряд;
  • на 7 дней: стоит 72 $, действует месяц, можно выбрать для посещения любые 7 дней, необязательно подряд.

На сколько дней покупать билет, зависит от времени, которым вы располагаете, и от того, насколько активно хотите изучать Ангкор. В расслабленном режиме, когда вы исследуете храмы утром, пережидаете дневную жару в Сиемреапе и возвращаетесь в комплекс вечером, удается осмотреть 3-4 крупных храма за день: больше и не нужно, если хотите сохранить свежесть восприятия.

В турборежиме с утра до вечера можно объехать с десяток храмов: сколько успеете вы, зависит от транспорта и того, как много фотографируете и насколько детально изучаете каждое место. 

Ангкор — жилая территория, на которой находятся поселения местных. Это не музей за забором, поэтому не удивляйтесь, что с древними храмами соседствуют дома камбоджийцев, а возле грандиозных статуй мирно пасутся коровы. Вход на территорию для местных бесплатный, и пикник в парке с видом на Ангкор-Ват — обычный выходной любого камбоджийского школьника.

Четких границ у территории Ангкора нет. Наличие билета проверяют на постах, которые расположены на любой дороге к Ангкор-Вату. По пути есть указатели, а если едете с водителем, он обязательно завезет вас на пункт контроля.

На ваш билет поставят штамп с датой, но даже если вы едете в Ангкор второй раз за день, нужно снова заехать на контрольный пункт для проверки. Наличие штампа на билете проверяют на входе в каждый храм.

Транспорт в Ангкоре

Древний город в камбодже
Нажмите на фото, чтобы открыть билеты к самым потрясающим храмам Ангкора!

Ангкор расположен в 8 км от города Сиемреап. Территория комплекса большая, и обойти пешком даже основные храмы — задача для самых выносливых. Весь комплекс делят на два круга дороги, вдоль которых расположены основные храмы. Длина большого круга 26 км, малого — 17 км.

Решить транспортный вопрос легко прямо в Сиемреапе. Тут есть несколько опций.

  • Групповая экскурсия: тур, который можно заказать в отеле или агентстве. Комфортно, дорого, мало свободы перемещений. Цена зависит от агентства и маршрута конкретной экскурсии.
  • Машина с водителем: не самый бюджетный вариант, но один из самых комфортных. Можно найти водителя, который выступит и гидом. Цена от 25-35 $ в день.
  • Тук-тук с водителем: самый популярный среди туристов вариант, азиатская «карета», которую везет водитель-мопедист, он же может выступать гидом. Дешево и сердито, но зачастую после пары храмов водитель устает и срочно хочет обедать, спать и обратно в город — или просит доплату за посещение других храмов. Четко оговаривайте маршрут и стоимость еще при посадке, а в случае возражений настаивайте на своем. В среднем осмотр Ангкора на тук-туке обойдется в 15-20 $ в день.
  • Велосипед: дешево и очень сердито. Полная свобода перемещений, но учтите, что крутить педали придется долго, пыльно и по жаре. Прокат велосипеда в Сием Рипе обойдется от 2 $ в день
  • Мопед: самостоятельный въезд в Ангкор на скутерах туристам разрешили только в 2016 году. Если водите байк, это оптимальный вариант: довольно бюджетно (от 10 $ в сутки за обычный мопед, 15 $ за электроскутер, 1 $ за литр бензина), быстро и с полной свободой перемещений.

Приложения для заказа такси в Камбодже и других странах мира

Где жить и питаться при посещении Ангкора

Древний город в камбодже
По клику на фото — билеты в азиатскую экзотику

Ближайший к Ангкору город — Сиемреап. Он довольно крупный, туристический и развитый, со всем необходимым для комфортной жизни: от аптек и супермаркетов до баров и йога-классов.

В Сиемреапе много отелей на любой вкус, есть бюджетные хостелы и роскошные виллы. Почти все варианты размещения предлагают ранний завтрак для туристов, которые чуть свет отправляются исследовать Ангкор. Многие виды жилья располагают бассейном на территории: настоящее спасение после жаркого дня с прогулками по руинам.

Есть отели и на трассе между Сиемреапом и Ангкором, и даже на самой территории археологического комплекса. С инфраструктурой там хуже, чем в городе, но если приезжаете на день и хотите пожить в необычном месте, это хороший вариант.

В Сиемреапе полно кафе и ресторанов на любой кошелек, есть и греческая, и кхмерская, и мексиканская кухня. Еще местные знают толк в коктейлях и хорошем кофе, так что проблем ни с завтраком, ни с вечерним досугом не будет. Если собираетесь провести в Ангкоре весь день и не хотите мотаться на обед в город, на территории комплекса есть кафе — в основном это пластиковые столики под тентом или фургоны с хот-догами, но можно найти и что-то более солидное. Например, кафе-булочную Blue Pumpkin, где с утра можно выпить кофе с видом на Ангкор-Ват, а днем перекусить салатом из цветков банана или фирменным рыбным блюдом амок.

Завтрак в небе, ужин под водой: самые необычные кафе мира

Что посмотреть в Ангкоре. Примерные маршруты на 1 и 3 дня

Древний город в камбодже
Нажмите на фото, чтобы перенестись к закатам и рассветам над Ангкором!

Храмов в Ангкоре сотни — всех мест не обойти, даже если взять билет на неделю. 

Хорошая новость: все смотреть и не нужно, многие храмы похожи, а чтобы вы не пропустили самые интересные, мы составили чек-лист. 

Плохая новость: самые интересные места — самые популярные, а проникнуться даже красивейшими храмами в толпе сложно.

Если хотите полюбоваться красотой барельефов и прочувствовать атмосферу, лучше приезжать в Ангкор к рассвету или вечером. С 5 до 9 утра даже по центральному Ангкор-Вату удается погулять без толп и сфотографировать храм с разных ракурсов. 

После успеете осмотреть еще пару святилищ, а потом с чистой совестью поехать в отель завтракать, отмокать в бассейне и досыпать.

Вторую вылазку в Ангкор оптимально планировать часа на 4 дня, когда уходят и жара, и изнуренные солнцем экскурсионные группы. Доступ в храмы открыт до 17:30-19:00, как раз успеете посетить пару мест и насладиться закатом.

Такой план годится, если у вас билет на 3 или 7 дней и достаточно азарта, чтобы в отпуске вставать по будильнику.

Лучшие храмы Ангкора, которые нельзя пропустить

Храм Часы работы Чем интересен
Ангкор-Ват С 5:00 до 17:30 Главный храмовый комплекс Ангкора. Считается самым большим религиозным сооружением мира. У Ангкор-Вата встречают рассветы и делают те самые кадры с отражением храма в воде.
Байон С 7:30 до 17:30 «Храм с лицами».
Та Пром С 7:30 до 17:30 «Храм с корнями».
Пре Руп С 5:00 до 19:00 Грандиозный индуистский храм, где раньше проводили обряд кремации. Здесь встречают рассветы и любуются закатами.
Слоновьи террасы и храм Бапхуон С 7:30 до 19:00 Фигуры слонов по периметру террасы, высокий храм с лестницей, по которой можно подняться и полюбоваться окрестностями.
Бакенг С 5:00 до 19:00 Храмовая гора, с которой открывается живописный вид. К храму можно подняться пешком или на слоне. Здесь встречают рассветы и закаты, но учтите — предстоит довольно крутой подъем.

Еще одно популярное место для встречи рассветов — Сра Сранг. Это не храм, а бывшая королевская купальня. Если повезет с погодой, застанете красивое отражение солнца в воде.

Что еще посмотреть в Ангкоре

Экскурсионные группы возят ограниченными туристическими маршрутами, поэтому в Ангкоре легко найти малопопулярный храм, где вы окажетесь в полном одиночестве. Из интересных мест, до которых не доезжают автобусы с туристами:

  • Ворота Мертвых Khmotch Gate посреди джунглей: таинственные ворота с красивой лепниной и действующими алтарями посреди лесной тропы.
  • Храм Неак Пеан на воде: имейте в виду, в сухой сезон с ноября по апрель вода высыхает, и храм выглядит не так эффектно.
  • Бантей Кдей и Преа Кан: менее популярные, чем Та Пром, храмы с корнями на камнях.
  • Восточный Мебон: храм-близнец Пре Рупа, но тут обычно меньше людей.

Примерные маршруты по Ангкору на 1 или 3 дня

Древний город в камбодже
Нажмите на картинку, чтобы запланировать яркое путешествие в Камбоджу!

Маршрут по Ангкору на 1 день

  1. Рассвет перед Ангкор-Ватом, прогулка по храму, завтрак с видом на Ангкор-Ват.
  2. Байон, «Храм с лицами»: лучше приходить к открытию в 7:30 утра, до наплыва туристов.
  3. Слоновьи террасы и храм Бапхуон.
  4. Обед на территории Ангкора.
  5. «Храмы с корнями»: Та Пром, Преа Кан, Бантей Кдей.
  6. Закат у храма Пре Руп.

Маршрут по Ангкору на 3 дня

День 1

  1. Рассвет у Ангкор-Вата, осмотр храма, завтрак и кофе с видом.
  2. «Храм с лицами» Байон в 7:30 утра, пока не нахлынули толпы.
  3. Отдых: можно переждать жару в отеле или пообедать в Ангкоре.
  4. Подъем на храмовую гору Бакенг, закат.

День 2

  1. Рассвет у храма Пре Руп.
  2. Завтрак.
  3. Слоновьи террасы и храм Бапхуон.
  4. Отдых.
  5. «Храмы с корнями»: Та Пром, Преа Кан, Бантей Кдей.

День 3

  1. Подъем на храмовую гору Бакенг на встречу рассвета.
  2. Завтрак.
  3. Ворота Мертвых Khmotch Gate в джунглях.
  4. Храм на воде Неак Пеан.
  5. Отдых.
  6. Храм Восточный Мебон.
  7. Закат на храме Пре Руп.

Мы привели далеко не полный список интересных храмов. Если позволяют время и финансы, не сомневайтесь: в Ангкоре найдется чем заняться и 7 дней!

10 маршрутов для путешествия на велосипеде

Источник: www.skyscanner.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.