Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав. XIX, 29). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (II Цар. V, 11; IIIЦар. V, 1). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис. XXIII, 1, Иер. XXV, 22, Ам. I, 9–10, Иез. XXVI, 2 и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.


Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (Нав.XIX, 29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской, а другая на южной – Египетская. Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.


О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (Иез. XXVII). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (Иез. XXVII, 2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои… За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (Иез. XXVI:1–5, 12–14, XXVII:26–36, XXVIII:6–19; Ис. III). Все это в свое время исполнилось.


Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель.


баки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля (Иез. XXVII) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими.


гатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. XI, 21–22, Лк. X, 13–14).

Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк. III, 8, Лк. VI, 17).


В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной сирофиникиянки, которая, несмотря на то что была язычница, имела великую веру в Него как Спасителя (Мф. XV, 21–28).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян. XXI, 3–6).

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый Ориген.

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Источник: azbyka.ru

Тира – один из городов, основанный греками из г.Милета  в VI в. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье. Его развалины находятся на западном берегу Днестровского лимана. В те времена лимана не было, а река под названием Тирас (древнее название р. Днестр) впадала в море двумя рукавами. Долго никто не подозревал о существовании этого города, так как его руины были перекрыты прикрепостным валом и сооружениям грозной Аккерманской крепости.


Тира представляла собой обычный греческий рабовладельческий полис, т.е. город-государство. Верховная власть в Тире, как и в большинстве греческих полисов, принадлежала народному собранию. Главным органом исполнительной власти была коллегия архонтов.

Во времена своего расцвета, IV в. до н.э., Тира была довольно крупным античным городом, обнесенным оборонительными стенами. Застройка города осуществлялась по гепподамовой системе прямоугольными кварталами, дома были наземные одноэтажные с внутренними двориками и подвальными помещениями.

Сохранившиеся надписи свидетельствуют о развитии торговли с античными центрами Понта Эвксинского и Средиземноморья: Ольвией, Томисом, Родосом, Кизиком, Афинами, Александрией Египетской и др.

В 80-70-х г.г. II в. до н. э. Тира попадает в сферу влияния Понтийского государства. После смерти Митридата VI Евпатора Тира подверглась нападению гетов под предводительством царя Буребисты, но Тира один из немногих центров Северного Причерноморья, который довольно быстро восстанавливается, жизнь в городе не прекращается.

В I в до н.э. – I в.н.э. античные города Северо-Западного Причерноморья испытывают все большее давление со стороны Римской империи. Римляне постепенно продвигаются на восток и создают в Дунайском бассейне провинцию Нижняя Мезия. В 56-57 гг. н.э. в  Тире вводится новое летоисчисление, что связано с подчинением города Римом.


В I — III вв. Тира, хотя и входила в состав римской провинции Нижняя Мезия, обладала определенной автономией. Она сохраняла свою сельскую округу, право гражданства. Действовали прежние государственные институты: Совет, Народное собрание, коллегия архонтов. Продолжается чеканка монет с изображением римских императоров. В период правления императора Антония Пия было подтверждено право граждан Тиры на льготы при ввозе и вывозе товаров (о чем свидетельствует надпись на мраморной плите). Однако эта «самостоятельность» ограничивалась присутствием в городе римского гарнизона и постоянным контролем со стороны администрации Нижней Мезии.

В это время Тира представляла собой довольно крупный центр  для Нижнего Поднестровья с населением около 5 тыс. человек. В этническом отношении население был неоднородным. Граждане полиса носили римские, греческие, варварские (скифо-сарматские, фракийские) и смешанные имена.

В середине III в. из Тиры был выведен римский гарнизон, город подвергается нападениям варваров – готов, позже гуннов, с этим событием связывают прекращение существования античного города.


Археологические раскопки города ведутся с начала XX века. Некрополь города до сих пор не обнаружен. Окончательное местоположение города было установлено Э. Р. Штерном, обнаружившим в результате раскопок 1900 и 1912 гг. на территории дворов Аккерманской крепости и прикрепостной площади мощный слой античного периода.

Раскопки Тиры не были систематическими и носили эпизодический характер. В 1918, 1927—1930 гг. исследования проводились румынскими археологами, в 1932, 1935, 1940 гг. — учёным, хранителем Аккерманского музея В. А. Шахназаровым. После Великой Отечественной войны к систематическим исследованиям Тиры приступил Институт археологии АН УССР. С 1945 по 1950 гг. работы велись под руководством Л. Д. Дмитрова. В 1953, 1958-1960 гг. эти раскопки были продолжены под руководством А. И. Фурманской. Останки и артефакты скудны из-за полного уничтожения или недоступности культурного слоя греческого и римского периодов, так как на его территории была построена большая средневековая крепость, в разные времена называемая Maurocastro, Cetatea Alba (молд. «Белый город»), затем Аккерман (тур. «Белая крепость»), теперь Белгород-Днестровский.

Подробнее об истории города и результатах раскопок можно почитать здесь.

Ссылка на источник текста 1, ссылка на источник текста 2.

Древний город тира


Древний город тира

Древний город тира

Древний город тира

Древний город тира

Источник: www.shukach.com

После блестящей победы при Иссе, Александр Македонский продолжил захват прибрежных поселений, дабы обезопасить свою армию от персидского флота. Теперь его путь лежал через Финикию. Практически все финикийские города сдались без боя, но правитель Тира отказался служить македонскому царю.

Арвад, Библ и Сидон покорились Александру

Зачем Александру захватывать Тир?

Александр считал, что продвигаться дальше, оставив Тир за спиной опасно. На море господствует персидский флот, а Тир — это самая крупная военно-морская база персов. Если македоняне пройдут мимо Тира, то персы смогут собрать большие силы и вернуть себе побережье, а затем перенести военные действия в Элладу. Этим воспользуются греки и нападут на Македонию, потому что от войны их удерживает страх, а не дружба. Тогда провалится не только восточный поход, но и существование государства будет под угрозой.

Захватив Тир, Александр получил бы контроль над всей Финикией, что позволит беспрепятственно отправиться в Египет, а потом и в Вавилон. Побежденные города могли обеспечить Александра кораблями. Решение было принято, армия готовилась к осаде.

В чем особенность древнего города?

А особенность в том, что город был неприступный. В 586 году до н.э. жители прибрежного города Тир, спасаясь от вавилонского царя Навуходоносора перенесли город на скалистый остров, да еще и построили вокруг него стены. Так появилось 2 части города: Старый Тир на берегу и Новый Тир на острове.

Двумя веками ранее Вавилонский царь потратил на осаду Тира 13 лет, осада закончилась компромиссом.

Для захвата такого города нужно было не только как-то добраться до острова мимо персидских кораблей, но еще и перевезти осадные машины, а затем преодолеть высокие стены. Ариан пишет, что стены Тира достигали 45 метров, но современные ученые с ним не согласны. Считается, что стены имели высоту 8-10 метров (это все равно очень высоко).

План Александра

Первым делом Александр разрушил Старый Тир. Флота у него уже не было, поэтому нужно было организовать бой на суше. Напомню, что речь идет о городе, омываемом морем со всех сторон. Для выполнения этой задачи македонцы начинают строить насыпь, чтобы соединить остров с материком. Длина насыпи должна была составить около 700 метров, а ширины в 60 метров вполне хватило бы для переброски армии и осадных машин.

план Александра

За работу взялись десятки тысяч человек. По началу строительство шло очень быстро, но чем дальше македонцы уходили от берега, тем глубже становилось море. С каждым днем работа шла все медленнее и медленнее, благо с ресурсами проблем не возникло. Насыпь строили из обломков Старого Тира.

Почему план не сработал?

Достичь успеха не удалось. Тирийцы вовсе не собирались сидеть за стенами и смотреть, как к их городу медленно ползет земляная насыпь. Они регулярно делали вылазки и мешали строителям продолжать работу. Для защиты от осажденных, прямо на насыпи были построены деревянные башни, а чтобы враг не смог их поджечь горящими стрелами, сверху их обшили кожей.

Тирийцы же подожгли корабль, доверху начиненный горючими веществами, и отбуксировали его прямо к деревянным башням. Одновременно с этим они обстреливали строителей с триер, а когда македонцы были вынуждены вернуться на материк, подошли к насыпи на челноках и разрушили ее. Вот так пропали месяцы тяжелой работы.

Работа над ошибками

Александр понял, что без флота взять Тир у него не получится. Цари покоренных городов предоставили ему по разным данным от 180 до 225 кораблей. Тирийцы не стали сражаться на море и спрятали свои корабли в гавани. Александр приказал строить новую насыпь, еще шире предыдущей. Многие корабли оснастили осадными орудиями, теперь македонцы таранили стены с моря.

Тирийцы делали вылазки, ныряльщики подплывали к кораблям и перерезали якорные канаты. Македонцы стали использовать вместо канатов цепи. Стены были слишком прочными и пробить их с моря не удавалось. Неожиданно, тирийцы атаковали кипрский флот, создав огромную дыру в блокадном кольце, но были вынуждены отступить и понесли потери.

Наконец, южная стена не выдержала и в ней появился разлом, но взять город штурмом не получилось. За ночь тирийцы восстановили стену. Через 3 дня Александр возобновил штурм. Сначала расшатали стену возле южной гавани, затем к проделанному пролому подошли корабли с мостками и пехотой. Первым взошёл на стену Тира македонец Адмет со своими щитоносцами. Вскоре македоняне захватили все стены с башнями и проникли в город.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.