Номинация № 20. Включение — 1979г. Критерии I, II, III, IV, VI
«Старый город Дамаска».

Краткая характеристика Комитета ВН: «Основанный в 3-м тысячелетии до н.э. Дамаск является одним из старейших городов на Ближнем Во-стоке. В Средние века он был центром процветающих ремесел, специа-лизирующихся на изготовлении мечей и кружев. В городе находится около 125 памятников разных периодов его истории. Один из наиболее впечатляющих — Большая мечеть Омейядов, построенная в VIII веке на месте ассирийского святилища».

Дамаск — Damascus (франц. Дамас — Damas , араб. Димешк — Dimashq , или Димешк-аш-Шам, в более ранние периоды также Демшак, Димаску, Дурмешк и др.) — столица Сирийской Арабской Республики, отдельное столичное губернаторство (мухафазат) и центр Дамасского сельского мухафазата, расположен на 33,5°с.ш. и 36,25° в.д., на Сирийском плато, на высоте 690 м над уровнем моря, на пересекающих город реке Барада и её протоках, в центре цветущего оазиса Гута, в окружении пустынь и полупустынь, в зоне высокой сейсмической активности.


Во всех направлениях из города расходятся автомобильные дороги: автострады на север до Халеба (с ответвлением к Средиземноморскому побережью до Латакии), на юг до границы с Иорданией (от Дамаска около 250 км до Аммана), на запад до границы с Ливаном (до Бейрута всего около 80 км), шоссе на восток ведёт через Сирийскую пустыню в Пальмиру, к реке Евфрат и далее в Ирак. Дамаск — это также железнодорожный узел и, в частности, начальный пункт Хиджазской железной дороги, введённой в действие в 1908г. для доставки мусульманских паломников на хадж в Мекку.

Дамаск — главный политический и культурный центр страны, крупный промышленный комплекс — машиностроительная, текстильная, пищевая, кожевенная, мыловаренная, цементная промышленность, самое разнообразное ремесленное производство, строительство. Население Дамаска все последние десятилетия быстро растёт и к началу ХХI века превысило 2000 тыс. человек, а вся агломерация Дамасского оазиса имеет до 4 млн. жителей, что составляет более четверти населения всей страны.

Город возник в очень давние времена (археологи называют 3-е или даже 4-е тысячелетия до н.э.). Первое письменное упоминание относится к ХVI веку до н.э., когда Дамаск был под властью египетских фараонов. В ХI-VIII вв. до н.э. он был столицей сильного арамейского государства — Дамасского царства. Затем наступили многие века владычества здесь целого ряда сменявших друг друга доминировавших в Передней Азии держав, среди которых наибольшее влияние на развитие города оказали ассирийцы, персы, Селевкиды и Римская империя.


В 635г. продолжающих древнеримскую градостроительную традицию византийцев сменили арабские последователи Мухаммеда, и Дамаск с тех пор относится к Исламскому миру. В 661-750 гг., при династии Омейядов, он даже был столицей всего огромного Арабского халифата. После того, как следующая династия Аббасидов перенесла столицу в Багдад, Дамаск остался хотя и провинциальным, но важным центром халифата, а затем центром многих небольших феодальных владений, сначала арабских, а с ХI века — сельджукских династий.

ХII век был особо значимым в истории города. В это время он оказался одним из главных центров борьбы мусульманских владетелей с крестоносцами, захватившими в начале ХI века всё восточное побережье Средиземного моря, Палестину и Ливан. Дамаск на какое-то время стал опорным пунктом и резиденцией наиболее значимых и успешных борцов с крестоносцами — последнего сельджукского правителя из династии Зенгидов Нур-ад-Дина (в 1150-х — 1170-х гг.) и основателя новой династии Айюбидов Салах-ад-Дина (Саладина, 1170-е — 1190-е гг.).

В дальнейшем Дамаск последовательно был провинциальным центром двух крупных мусульманских держав, долгое владение каждой из которых внесло многое в развитие города и, по сути, наложило наибольший отпечаток на современный архитектурный облик его старой части. Это были государства египетских мамелюков (1260-1516) и османских турок (1516-1918). Долгое время особая роль Дамаска в Исламском мире заключалась в том, что здесь собирались паломники из множества стран, чтобы затем в составе охраняемых караванов двинуться через Сирийскую пустыню на юг в направлении Мекки.


После крушения Оттоманской империи в 1-й мировой войне и последовавшим за этим периодом французского колониального управления на основе мандата (в Дамаске была большую часть времени резиденция губернатора) в 1946г. Сирия обрела независимость, и Дамаск стал её столицей.

Первоначально Дамаск возник как сельское поселение — небольшое укрепление и место стоянки караванов в самом центре оазиса Гута, на южном бе-реге одного из протоков реки Барада — Баниас. Все последующие века он расши-рялся сначала на восток, а затем главным образом в западном и южном направле-ниях, осваивая относительно более пологие территории вдоль южных склонов отрога Антиливанского хребта — горы Кассиун, а затем и поднимаясь на эти склоны. На вершине горы, возвышающейся над центральной частью города на 450м, сейчас находится телебашня и видовая площадка, откуда открывается изумительный вид на город, в том числе, на его исторический центр.

Долгое время застройка города оставалась в пределах территории, ограниченной крепостной стеной, сохранившиеся части которой относятся в основном к периоду римского владычества, хотя она обновлялась, и усиливалась позже многими мусульманскими правителями.


а территория, и являющаяся, собственно Старым городом — объектом Всемирного наследия, имеет неправильную, в чём-то среднюю между прямоугольником и овалом, форму. Она вытянута в широтном направлении и имеет наибольшие поперечники 1500 и 800 м. Весь Старый город имеет площадь порядка 95 га. Сейчас здесь проживает не менее 100 тыс. человек, а также располагается значительная часть традиционной рыночной торговли и ремесленного производства всего Дамаска.

Исторически в разных частях Старого города достаточно обособлено проживали: мусульмане — на западе, христиане — на северо-востоке, иудеи — на юго-востоке, курды и черкесы — на севере. Соответственно, в этих частях города возводились свойственные этим группам населения здания и сооружения.

Особенностью планировки Старого города Дамаска является соединение в ней характерных черт регулярной прямоугольности, унаследованной ещё от эл-линистического градостроительства Селевкидов, и стихийной запутанности тра-диционного мусульманского города. Главная широтная улица пересекает весь Старый город. На западе — это Мадхат-Баша, на востоке — Баб-Шарки, но есть и её полуофициальное общее название — Прямая улица. Несколько меридиональных более коротких улиц пересекают её под прямым углом. А остальная планировка — это множество очень узких улочек и переулков. Некоторые из них также сохра-няют в плане черты прямоугольной системы, но другие идут как бы совершенно бессистемно, имея множество изгибов, разветвлений и тупиков.


Северо-западный угол Старого города занят Цитаделью — наиболее сильной крепостью и резиденцией бывших властителей города. В том виде, в котором её сооружения дошли до настоящего времени, она была возведена в 1076-78 гг. и затем еще не раз разрушалась, восстанавливалась и укреплялась. В начале 2000-х годов этот прямоугольный в плане комплекс, имеющий площадь около 3,5 га, с 12 башнями, тремя воротами и остатками дворца, интенсивно реставрируется и должен стать важным объектом посещений туристами.

Значительная часть территории на западе Старого города, к югу от Цитадели, та, куда прежде всего попадают в Старый город из современного центра Дамаска, занята системой рынков. Эта часть имеет прямоугольную планировку, ряд её улиц перекрыт металлическими полуцилиндрическими кровлями. Самая знаменитая и выразительная по облику — Сук аль-Хамидия — приобрела современный вид во второй половине ХIХ века. Она имеет длину около 400м и соединяет главный вход в Старый город с площадью перед наиболее выдающимся памятником архитектуры Дамаска — Мечетью Омейядов.

На этом месте всегда располагалось главное святилище города: арамей-ское — бога Хадада, древнеримское — Юпитера Дамасского, византийское — базили-ка Св.Иоанна Крестителя. От всех них сохранились, как в самой мечети, так и в её ближайшем окружении, некоторые материальные свидетельства — сам план комплекса, основания, фрагменты колоннад, арок, встроенные в современное зда-ние мечети архитектурные детали.


Однако в основном Большая мечеть Омейядов обрела сохранившееся до настоящего времени архитектурно-планировочное решение в 705-715 гг. при ха-лифе Валиде I. Весь её ансамбль: огромный прямоугольный двор, окружённый с трёх сторон двухярусными аркадами с великолепными мозаиками VIII века, об-наруженными под слоем штукатурки только в 1927г., и фигурным мраморным мощением; восьмигранный на колоннах, также украшенный мозаиками, павильон сокровищницы в центре двора; три мощных, но разных по архитектуре, разновременно возведённых минарета; многоколонный, также великолепно укра-шенный, молитвенный зал площадью более 5000 кв. м, — производит неизгладимое впечатление «одного из чудес света». Здание мечети неоднократно тщательно реставрировалось (в том числе, после сильного пожара в конце ХIХ века) и в начале ХХI века находится в прекрасном состоянии.

Помимо двух названных уникальных архитектурных ансамблей, Старый город Дамаска обладает огромным количеством интересных в архитектурном и мемориальном отношении зданий и сооружений, органично «встроенных» в его историческую среду. На схеме памятников Старого города нанесены 250 объектов — почти 50 мечетей, около 20 медресе, более 20 гостиниц «ханов», более 20 фонтанов, 12 церквей, 9 ворот в крепостной стене и 85 жилых домов самой разной величины и богатства оформления.


Немыслимо здесь даже просто перечислить их. Но нельзя не назвать хотя бы некоторые. Среди них: мавзолей Салах-ад-дина (1195г.), больница-маристан Нур-ад-дина (1154-64 гг., ныне здесь музей арабской медицины и служба охраны памятников Старого города), медресе аль-Адилия (1171-1222 гг., ныне — академия наук), медресе аз-Захирия (1277г., ныне — национальная библиотека).

Вблизи Большой мечети в переулках таится вход в роскошный комплекс дворца Каср-аль-Азем (1749г., бывшая резиденция одного из турецких губернаторов) с несколькими богато озеленёнными и обводнёнными дворами. В середине 1950-х гг. этот комплекс, ранее бывший в запустении, был тщательно отреставрирован. Позже высокое качество этой реставрации было отмечено премией Ага-хана. В богато украшенных комнатах дворца сейчас располагаются экспозиции музея искусств и народных традиций Сирии.

Турецкий период в истории Дамаска в архитектуре Старого города представлен сравнительно поздними купольными мечетями Синан-паша (1586-1591 гг.) и Дервиш-паша (1574г., исключительно интересные фаянсовые декора-ции в интерьере), караван-сараями — ханами аль-Харир (1572г.), Асаад-паша (1752г.) и др., несколькими банями — хаммамами, фонтанами и многими жилыми домами, в том числе — дворцового типа, как например, Джабри-хауз (ныне – попу-лярный и доступный для молодежи ресторан в национальном духе), аль-Ширази, аль-Куатли, Принс-Абдул-Кадир и др.

В восточных христианских кварталах Старого города находятся здания христианских церквей множества религиозных направлений: Св.Марии (ныне — резиденция Антиохийской патриархии Греческой православной церкви), Св.Сергия (Армянская патриархия), Св.Георгия, Францисканская церковь католиков и др.


подземелье под «Домом Св.Анания» — одного из первых святых в христианском синодике, находится капелла, посвящённая апостолу Павлу. Ему же посвящена уже в 1939г. церковь, расположенная внутри бывших ворот Баб аль-Кисан в городской стене (ведь именно отсюда, согласно легенде, Св.Павел сумел чудесным образом спастись от преследования).

И вся архитектурная среда Старого города обильно насыщена множеством малых форм и деталей — айванов, михрабов, балконов со сложными решётками, перекрывающих переулки арок, фонтанчиков. Большую специфику облику города придаёт цветовое решение фасадов многих зданий, в котором чередуются светлые и тёмные горизонтальные полосы — так называемый стиль «аблак». А весь старый город окружён сохранившейся на большом протяжении стеной с целым рядом башен, как, например, башня Нур-ад-дина (1163-1173 гг.), и ворот — Баб аль-Сагир, Баб аль-Шарки, Баб аль-Тума и др., воздвигнутых в основном в ХII-ХIV вв., причём некоторые ещё на римских основаниях.

За пределами стен Старого города находится ещё некоторое количество древних памятников: в бывшем северном пригороде, на склонах горы Кассиун в районе Салихия, а также находящаяся западнее Старого города знаменитая мечеть Такия-Сулеймания, построенная в 1554г. великим турецким архитектором Синаном.


Старый город Дамаска продолжает и ныне выполнять свои функции как традиционный религиозный, торговый, ремесленный и развлекательный центр города. Он полон жизни, звуков, запахов, движения. Недаром в Дамаске еже-годно проводится Международная ярмарка цветов, а символом города является Дамаская роза. Здесь оживает память о событиях многовековой истории, о великих деятелях, бывших здесь — полководцах и властителях, апостолах и фило-софах.

Ист.: Keenan B. Damascus, hidden treasures of the Old City [?].
Damascus Tourist Map // New Culture House, Division of Daadouche Inc. Damascus [?].
Syria. Damascus and Damascus Countryside. Map // Minisry of Tourism. Damascus, 2001.
Old Damascus – the unknown (within the Walls), by arch. Z.M.Kibrit. Damascus, 2002.

Доступность

Международный аэропорт Дамаска расположен в 26км к юго-востоку от центра города. По-лётами самолетов сирийской и ряда иностранных авиакомпаний Дамаск связан с большин-ством стран Ближнего Востока, Европы, Северной Африки, Пакистаном и Индией.

Действующий железнодорожный вокзал расположен на южной окраине города. Междуна-родные сообщения по железной дороге имеются с Иорданией и Турцией.

Автобусные вокзалы расположены на окраинах города (основной – на западе). Маршруты автобусов и микроавтобусов соединяют Дамаск со всей страной, Ливаном, Иорданией и Ираком.


Источник: infoisto.ru

Дамаск — история, достопримечательности, карта, фото. Дамаск сегодня.

Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Расположен в юго-западной Сирии рядом с восточным предгорьем Восточно-ливанской горной гряды на Восточном плато (высота 680 метров над уровнем моря) в нижнем течении реки Ба́рада, где она разделяется на семь рукавов. Дамаск территориально расположен в субтропическом поясе, тем не менее, несмотря на близость Средиземного моря, климат жаркий и засушливый. Площадь: 118 км². Население: 1 754 000 человек (2011). Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3. Телефонный код: +963 11. Координаты: 33°30′00″ с. ш. 36°18′00″ в. д.


Просмотреть увеличенную карту

Дамаск относится к числу старейших городов мира. Первые упоминания о городе встречаются ещё в 2500 году до н.э. Средневековый историк Ибн Асакир утверждал, что корни происхождения Дамаска уходят в далекое IV тысячелетие до н.э. С XV по I столетия до н.э. город попеременно находился во власти Египта, Ассирии, Израильского царства, Нововавилонского царства.

Частью римской империи Дамаск стал в 64 году до н.э. Римляне разместили в городе штаб-квартиру своего легиона. В 395 году Дамаск вошел в состав Византии. Крестоносцами было осуществлено три безрезультатных попытки захватить город. В 1260 году Дамаск завоевали египетские мамлюки, принесшие расцвет искусству и ремеслу.

1920–1943 годы Дамаск являлся административным центром подмандатной территории Сирии, которая подчинялась Франции. В 1943 году Дамаск стал столицей независимой Сирии.

Дамаск — крупный культурный и религиозный центр Леванта. Доминируют текстильная, химическая, пищевая, цементная промышленности. В Дамаске изготавливают прекрасные драгоценные изделия, ткут ковры и ткани.

В черте города расположен международный аэропорт. Общественный транспорт представлен микроавтобусами.

Дамаск особенный город. Главная достопримечательность столицы Сирии — это гора Кассион. Библия гласит, что убийство Каином Авеля произошло на этой горе. Отсюда открывается прекрасный вид на город.

Очень необычна мечеть Омейядов. На месте мечети издавна стояли храмы. Особенность достопримечательности в том, что некоторые части ранее находившегося здесь собора Святого Иоанна остались нетронутыми.

В городе есть несколько мавзолеев. Самым известным считается мавзолей Салах Эддина, расположенный в старинном медрессе (1193).

Одно из печальных мест столицы — Сайеда Рукыя. В этой мечети покоится тело правнучки пророка Мухаммада. Четырехлетняя девочка умерла от ужаса, увидев отсеченную голову отца. Мечеть является обязательным местом посещения для паломников. В Дамаске есть ещё одна мечеть, возведенная в честь внучки Мухаммада — Сайеда Зейнаб.

Источник: www.placename.ru

Географические данные

Город находится в южной Сирии. Он построен на реке Барада, дававшей воду для оазиса на самом краю пустыни.

Площадь города 43 км². Население в муниципальных границах в 2009 году составляло 1,711,000 чел,[1] вместе с агломерацией в 2013 году 2.527 млн. чел.[2] — второй по величине город страны.

Дамаск в древности

Город основан в доисторические времена. Древнейшие следы человеческого поселения, найденные там, датируются IX тысячелетием до н.э. Это делает Дамаск древнейшим известным науке непрерывно населённым городом мира.[1]

В начале II тысячелетия до н.э. была создана сеть оросительных каналов, питавшая поля и сады вокруг него. Дамаск был крупным торговым городом на границе Ханаана и Месопотамии.

Упоминается обычно под именем דַּמֶּשֶׂק (Дамесек), но один раз как דּוּמֵשֵׂק (Думесек) в II Цар. 16:10 и как דַּרְמֶשֶׂק (Дармесек) в II Хроник 16:02, а также в свитках Мёртвого моря и раввинских источниках.

Смысл названия неясен; предположительно, слово из семитских языков, но этимология названия остается неопределенной. Египетские Тексты проклятий и документы Мари (все 18-го века до н.э.) относятся к области Дамаск как «Земле Апума», управляемой западносемитскими князьями.

Первое упоминание города — в списке городов Сирии, захваченных фараоном Тутмосом III (15 в. до н. э.). В Эль-Амарнских письмах упомянут несколько раз. Имена правителей этого региона, написанные там — явно индоевропейские.

В Библии впервые приводится в повествовании об Аврааме (Быт. 14:15; 15:2). В книге Чисел Дамаск отнесён к ханаанской земле (Числа 34). Время от времени его захватывали хетты.

В 12 в. до н. э. Дамаск стал одним из центров пришедших в Сирию арамеев. В начале 10 в. до н. э. был захвачен Давидом, назначившим в Дамаск своего наместника (II Цар. 8:5-6), но уже в эпоху Соломона (середина 10 в. до н. э.) стал столицей независимого царства Арам-Дамесек, которое постоянно угрожало Израильскому царству.

Он достиг своего апогея в 9 веке до н. э. в качестве важного политического, экономического и культурного центра. Несмотря на это, Дамаск был вынужден предоставить израильским купцам особые права в городе, на что указывает письмо арамейского царя Бен-Хадада к Ахаву: «… вы можете установить базары для себя в Дамаске, как отец мой имел в Самарии» (I Царств 20:34).

На город неоднократно нападали ассирийцы. После разгрома ими Арам-Дамесека в 732 г. до н. э. Дамаск вошёл в состав Ассирии. Он упоминается в ассирийских документах как важный торговый центр. Там находился центр поклонения богу Хададу («Кузнецу»), он же Римон (II Царств 5:18).

Раскопки древнего Дамаска ещё не проводились Одно из случайно найденных произведений искусства 9 века до н.э. — изображение херувима в финикийском стиле, встроенное в мечеть Омейядов (см. ниже), построенной, вероятно, на месте древнего храма Хаддада-Римона.

В последующие века Дамаск последовательно включался в сменявшие друг друга царства, владевшие Сирией: Нововавилонское, Персидское и Селевкидское.

В период Хасмонеев иудейские цари пытались овладеть Дамаском: Ионатан Хасмоней предпринял несколько победоносных походов на Дамаск (I Макк. 11:62); Саломея-Александра пыталась распространить на Дамаск свою власть, но безуспешно (Иосиф Флавий, Древн. 13:418).

В этот период в Дамаске начала складываться еврейская община; приток евреев в Дамаск объясняется, по-видимому, выгодным для торговли местоположением города.

В 64 г. до н. э. Дамаск был захвачен Помпеем. После раздела Римской империи на Западную и Восточную в 4 в. н. э. Дамаск вошёл в состав последней.

Большая дамасская община упомянута в первых христианских текстах. Накануне восстания против Рима в 67 году жители Дамаска убили евреев (Иосиф Флавий, Иудейская война, 2:559-561; Жизнь, 27).

В талмудической литературе Дамаск упоминается только в экономической сфере. Его называют воротами райского сада (Эр. 19а) и перечисляют, что там растёт. Качество воды рек Дамаска и её пригодность для ритуальных омовений также обсуждаются (Иерусалимский Талмуд, Бежах 3:02, 62а; Парах 8:10, «Керамион» и «Пуга»).

Видимо, Йеhуда hа-Наси имел землю к западу и к югу от Дамаска, и во время поездок туда он посетил этот город, а также еврейские общины в окрестностях (Санг. 5б), многие из которых упоминаются (Хова, Кохева, Кфар-Авраам, Кфар Kaринос, Ром, Бет-Анат, Аратрис, Ифаркорис, Сахута и т.д.).

Можно предположить, что по пути из Эрец-Исраэль в Вавилон ученые проезжали через эти места. Но не было учебных заведений ни там, ни в городе Дамаске, и можно сделать вывод, что евреи Дамаска были заняты в сельском хозяйстве, а также в торговле и стали знамениты именно этим.

В Средние века

В 613 г. Дамаском овладели персы. По сообщению армянского историка 7 века Себеоса, евреи сотрудничали с персами в войне против христиан. Дамасские евреи участвовали в персидском походе в Эрец-Исраэль и в Тир.

В 635 г. город перешёл в руки арабов и вскоре стал столицей халифата Омейядов. Арабские власти передали в управление евреям юго-воточную часть города, где они жили. Бурный расцвет Дамаска в этот период благоприятно отразился на еврейской общине города.

В нём процветала еврейская интеллектуальная жизнь, работала йешива. Но борьба в еврейской общине Вавилонии отражалась и на Дамаске. Якуб аль-Киркисани написал о присутствии остатков секты Исауия в Дамаске.

После образования халифата Аббасидов (750) столица была перенесена в Багдад (762); евреи Дамаска в это время подвергались экономическим притеснениям. Тем не менее, туда бежали евреи из Багдада, охваченного войной между арабскими претендентами на власть. Они создавали свои общины и свои синагоги.

Завоевание Дамаска Фатимидами (969), известными своей толерантностью к немусульманам, принесло еврейской общине новый период процветания. В конце 10 в. еврей Манассе ибн Ибрахим ал-Каззаз даже занимал пост главы финансового ведомства.

В первой половине 12 в. еврейская община Дамаска пополняется беженцами из завоеванной крестоносцами Эрец-Исраэль, и в Дамаске разместилась иерусалимская йешива. В это время в Дамаске проживало около трех тысяч еврейских семей. Биньямин из Туделы записал в 1173 году, что в городе 3000 евреев. Петахия из Регенсбурга записал число 10000. Причины такого расхождения неизвестны.

В 1174 г. Дамаск захватил Саладин, правление наследников которого — Айюбидов (12–13 вв.) — отмечено процветанием Дамаска и его еврейской общины. Старший сын Саладина назначил главу дамасской общины нагидом всех евреев Сирии всех направлений (рабанитов, караимов, самаритян).

Кроме ремесленников и мелких торговцев, в Дамаске были и врачи и интеллектуалы, которые писали стихи на иврите. Поэт Йеhуда Аль-Харизи, посетивший Дамаск в 1217 году, упоминает эксиларха Йосиа бен Ишая и врачей Моше бен Садада и Ицхака бен Баруха как жителей города.

Владычество над Дамаском мамлюкских султанов Египта (1250–1571) ознаменовалось притеснениями немусульманского населения, в том числе евреев, которые становились жертвами наветов, грабежей, погромов, насильственного обращения в мусульманство.

Мусульманское духовенство взяло большую власть и проводило новые указы против евреев. В 1321 году разрушили синагогу. Был проведён обыск (фактически — разгром) винных магазинов по обвинению евреев в спаивании мусульман. Еврейским женщинам предписали носить обувь разных цветов, а мужчинам дудеть в свисток при входе в баню. В 1392 евреи Дамаска были обвинены в поджоге центральной мечети. Один еврей был сожжен заживо, лидеры общины были подвергнуты пыткам, и синагога превращена в мечеть (возвращена через два года).

Несмотря на это, общинная жизнь евреев Дамаска не угасала; некоторое время в Дамаске даже находилась резиденция эксилархов. Евреи Дамаска регулярно совершали паломничество в Иерусалим.

Краткое владычество Тимура, захватившего Дамаск в 1401 г., было периодом жестоких притеснений всего населения города, но особенно пострадала еврейская община, которая сумела оправиться лишь через многие годы.

Во второй половине 15 в. для евреев Дамаска вновь наступила пора экономического подъема: город стал центром ремесленного производства и караванной торговли, в которых евреи принимали активное участие. Путешественники этих времён отмечали зажиточность дамасских евреев и наличие среди них учёных.

Ученик раввина Овадии Бертиноро посетил Дамаск в 1495 году и был гостем главы общины, Моше Макрана. Он сообщил, что в Дамаске проживало около 500 еврейских семей, не считая караимов и самаритян. Все они были купцами, ремесленниками и финансистами.

В Новое время

В начале 16 в. в Дамаск прибыли изгнанные из Испании евреи.

В 1516 г. Дамаск был покорен турками, владычество которых характеризуется высокой степенью терпимости к немусульманскому населению. Евреи Дамаска вели оживленную торговлю со всеми частями Османской империи. В 1521 году раввин Моше Басола обнаружил в Дамаске 500 семей еврейских беженцев и синагоги испанских, сицилийских и иракских евреев.

Испанские и сицилийские евреи образовали отдельные общины со своими учтеждениями, включая бейт-дин. Впоследствии они перешли на арабский язык и слились с общиной Дамаска, оказав значительное влияние на духовную жизнь евреев города.

Турки установили правовое государство и соблюдали еврейский статус зимми. Когда в 1570 году турецкий комиссар приказал разрушить синагогу иракских евреев, ему предписали заплатить им компенсацию.

После разрушения друзами Цфата (1604), в то время важнейшего еврейского центра Эрец-Исраэль, многие евреи бежали оттуда в Дамаск, куда еще в конце 16 в. переселились выдающиеся каббалисты Моше Алшех и Хаим бен Иосеф Витал. В 1605 г. сыновья цфатского печатника Аврахама Ашкенази основали в Дамаске еврейскую типографию.

В 18 в. в еврейской общине Дамаска наступил упадок: на протяжении всего 18 в., в отличие от предшествующего периода, там не появилось ни одного выдающегося раввина или ученого.

В конце 18 в. в Дамаске приобрела сильное влияние группа еврейских банкиров, среди которых наиболее известны члены семьи Фархи. Еврейские финансисты занимали ключевые позиции в местной администрации, оказывали материальную помощь общине и ее учреждениям.

XIX век

В недолгий период владычества Египта над Сирией (1832–40) еврейские финансисты были отстранены от дел, однако после восстановления турецкой власти возобновили свою деятельность.

В 1840 г. возникло так называемое Дамасское дело — процесс по обвинению местных евреев в ритуальном убийстве. В 1860 г. была предпринята попытка свалить на евреев Дамаска вину за учиненную мусульманами и друзами резню христиан, что привело к аресту многих членов еврейской общины.

С открытием в 1869 г. Суэцкого канала уменьшилось международное значение торговых дорог, проходивших через Дамаск, что привело к экономическому застою города, имевшему серьезные последствия для еврейской общины.

В 1840 году был образован Ваад рухани (духовный комитет), решавший религиозные вопросы. Ближе к концу века дамасские евреи начали европеизироваться.

В 1870 году британский консул в Дамаске занялся подстрекательством против евреев. Дамасская община через Моше Монтефиоре связалась с британским правительством, и консула уволили.

В начале 80-х гг. 19 в. Альянс открыл в Дамаске школы для еврейских мальчиков и девочек. В соответствии с османской переписью 1882 года, в Дамаске в то время насчитывалось 3177 еврейских мужчин и 3088 еврейских женщин.

В два последних десятилетия XIX в. началась эмиграция евреев из Дамаска в Бейрут и в страны Америки.

XX век

Из-за эмиграции численность еврейской общины перестала расти, а затем стала быстро сокращаться.

Еврейское население Дамаска в 1907—1958 гг.

Год Еврейское
население, чел.
1907 12000
1918 16000
1926 12000
1930 8000
1943 6000
1948 5000
1958 3500

В 1911 году хахам-баши Дамаска перестроил систему преподавания в талмуд-торах, пригласив учителей из Эрец-Исраэль. У них учились до 1917 года 300 учеников, и 200 детей посещало детские сады при них.

Во время Первой мировой войны в Сирии был экономический кризис. До 70% дамасских евреев стали бедняками. К 1918 году из 15-17 тысяч евреев Дамаска только две семьи были богаты, 300 семей принадлежали к среднему классу, и 600 семей были нуждающимися. В 1919 году Джойнт начал помогать нуждающимся.

Попытка сионистов создать в 1919 году две школы с преподаванием на иврите не увенчалась успехом. В 1925 году они были закрыты, поскольку община расторгла контракт с сионистским движением.

В 1925 году во время восстания друзов против французских мандатных властей еврейский квартал подвергся разгрому. Было несколько убитых и десятки раненых, многие магазины были разграблены.

В 1930 году директор Альянса заметил, что сионисты не пользуются влиянием в Дамаске. В школах Альянса училось большинство еврейских детей, осваивая там французскую культуру (что помогало эмигрировать). Дети богатых евреев учились в католических школах, а 150 детей из совсем бедных семей — в школе протестантской миссии.

Во время кризиса 1930-го года многие евреи уехали в Эрец-Исраэль или в другие страны. В 1936 году евреев начали преследовать за сионизм, и многие бежали из Дамаска. Сионисты ушли в подполье.

В 1941 году Дамаск был занят британскими войсками в ходе Сирийской кампании 1941 года, сменившими пронацистскую администрацию Виши на деголлевскую. В 1942 году из-за бедности большинство детей 10-12 лет работали и не учились. В том же году был убит директор отделения Альянса в Дамаске.

После получения Сирией независимости город стал её столицей.

Большинство евреев переселилось из Дамаска в Бейрут сразу же после начала Войны за Независимость, другие переехали в Израиль, европейские страны и страны Америки. В 1948 году еврейский квартал был обстрелян, десятки людей были убиты. В 1949 году в синагогу подложили бомбу.

Пустующие дома в еврейском квартале были заняты арабскими беженцами из Израиля. Между ними и оставшимися евреями сложились напряженные отношения. Выезд из страны был закрыт, но евреи тайно бежали в Ливан и Израиль. Пойманные попадали в тюрьмы.

У многих евреев отобрали имущество, превратив их в нищих. Большая часть помощи Джойнта уходила на взятки. В последней талмуд-торе было только 170 учеников; она работала на средства, поступавшие из США.

Евреи преследовались сирийскими властями и часто подвергались арестам (в частности, во время суда над израильским разведчиком Эли Кохеном и в период Шестидневной войны).

В 1968 г. в Дамаске проживало около 1000–1500 евреев.

После массовой эмиграции евреев из Дамаска некоторые еврейские девушки перешли в мусульманство с целью вступления в брак. Единственная еврейская школа в 1970/71 учебном году насчитывала 480 учеников.

К началу 1975 г. в Дамаске оставалось около трех тысяч евреев, оказавшихся, как и еврейское население других городов Сирии, в положении заложников. Выезд за границу им был запрещен, и лишь немногим удавалось нелегально покинуть страну.

В 1992 г. правительство Сирии, под давлением США, разрешило евреям эмигрировать без ограничений в любую страну, за исключением Израиля. В 1994 году была проведена операция по эвакуации евреев Сирии — в основном в США. Часть из них, в том числе раввин Дамаска Авраам Хамра, оттуда отправились в Израиль.

К середине 1995 г. в Дамаске оставалось около 300 евреев.

Современное состояние

В 2008 году в последней синагоге Дамаска праздновали Песах около ста евреев — все, кто ещё остались.[3]

В ходе гражданской войны в Сирии в марте 2013 года сирийская армия разрушила старейшую в стране синагога Элияhу hа-нави на окраине Дамаска, построенная в XVI веке.[4]

Источники

  • КЕЭ, том 2, кол. 272–274
  • Damascus — Encyclopædia Britannica
  • Virtual Jewish World: Damascus, Syria

Источник: www.ejwiki.org

Объявление столицей и дальнейшая судьба

С X в. до н. э. город обретает статус столицы Дамасского государства арамейского народа. Но по прошествии двух веков ассирийские захватчики покоряют эти земли. Происходят казни, разгромы и с этого момента город становится частью Ассирии. Но это продолжается недолго. В VI в. до н. э., после упадка Ассирии, Дамаск отходит к Нововавилонскому царству, а после него к персидским завоевателям.

Именно после этого события часто задавали вопрос ученики общеобразовательных школ: «Дамаск – столица какой страны?». Точный ответ можно найти ниже.

Спустя несколько столетий отряды Александра Македонского занимают город. Греки, несмотря на воинственность, относятся довольно уважительно к постройкам и жителям завоеванной местности. Именно в это время Дамаск растет, улучшается качество дорог, городских построек. После ухода из жизни Александра Македонского происходит разделение империи на множество мелких владений. А в 64 году до н. э. завоеватель Гней Помпей присоединяет территорию города к Римской империи. Сирия становится провинцией.

В этот период столица Дамаск расцветает как центр торговли, поскольку через него проходят важнейшие торговые пути. Римляне всеми способами стараются защитить город от разбойников и налетчиков. Для чего возводят вокруг него стену с семью воротами и подводят к Дамаску искусственно созданный рукав от реки Барады. С 395 года, после деления Римской империи на Восточную и Западную, данная территория отходит к Византии и остается ее частью до VII века.

С 661 г. город находится под властью Омейядов, которые начинают проповедовать ислам. Но уже в VIII веке к правлению приходит династия Абассидов и столицу переносят в Багдад. Воины новых правителей разрушают и сжигают постройки Омейядов, кроме того, они уничтожают стены, построенные римлянами.

Тяжелое время в Дамаске

С этого момента для Дамаска начинается смутное время. Власть сменяют египетские правители, турки-завоеватели, и крестовые походы не обходят стороной древний город. В 1300 г. Дамаск покоряют монголы и несут с собой смерть и разрушения. В 1400 г. Тамерлан почти полностью разрушает город и уводит в плен его лучших ремесленников и оружейников. С 1516 г. эта территория становится одной из частей Османской империи и остается в ее составе до XIX века. За это время развитие города стоит на месте и он становится ничем не примечательной провинциальной частью империи османов. В 1920 г. Дамаск включен в состав Франции. И остается ее частью до 1943 г., когда Сирия получает независимость и городу вновь возвращают статус столицы.

Территория и название

Территория столицы Сирии располагается на плато. Расстояние до Дамаска от Средиземного моря составляет около 80 километров. Площадь всей территории – 105 кв. км и небольшая часть города занята горой Касиюн. Если верить преданиям, именно в этих местах был убит Авель. Это вполне объясняет название города – Дамаск, что в переводе с арамейского означает «кровь брата». До некоторых пор столица Сирии была окружена оазисом, а река снабжала его водой. Но постепенно Дамаск расширялся, оазис становился все меньше и грязнее, а водоток Барада на данный момент практически пересох.

Климат

Что касается погоды – лето обычно засушливое, жаркое, но, поскольку город возвышается на 700 м над уровнем моря, это несет живительную прохладу. Зимой же температура может опускаться до +6 °C и даже возможно выпадение снега. Наиболее жарким месяцем считается июль. И, необходимо заметить, что даже если день был очень теплым, ночью все равно будет довольно прохладно.

Население и религия

Столица Дамаск является домом для 1,75 млн человек, но это лишь по официальным подсчетам. Другие источники говорят о гораздо большей численности, которая достигает почти 4 млн.

Религия является важной частью жизни Дамаска. На этой территории сосуществуют христианство и мусульманство. Большинство жителей Дамаска принадлежат к религии суннитов. Христиане же составляют всего около 10% численности населения. Помимо основных религиозных направлений в Дамаске существует еврейская община.

Дамаск – город, являющийся важным центром Сирии

Столица Сирии является не только историческим центром, но и, безусловно, промышленным. Здесь, помимо, торговли, берущей свое начало еще в древности, активно развивается пищевая и фармакологическая промышленность. Также текстильная индустрия определенно занимает ведущее место в развитии экономики города. Огромный вклад вносят различные виды ремесел, появившиеся еще в глубоком прошлом. Это производство различных золотых, серебряных украшений, ковров, тканей. Легендарные изделия из дамасской стали по-прежнему остаются интересными для посетителей из разных стран.

Туризм

Часто люди задаются вопросом о том, Дамаск – столица какой страны, ведь много слышали положительных рассказов о культуре этого города.

В последнее время развитие туризма активно вносит вклад в подъем экономики Дамаска. Город богат достопримечательностями, историческими памятниками, а разнообразие товаров так и манит путешественников со всех стран. К тому же строительство отелей, кафе, ресторанов способствует комфортному пребыванию в столице Сирии. Что, конечно, притягивает, любящих отдохнуть с удобствами, туристов.

Образование

Столица Дамаск по праву считается образовательным центром Сирии. Здесь находится крупнейший и древнейший его университет, открывший свои двери еще в 1903 году. Помимо главного учебного заведения страны, существуют еще и частные учреждения: Сирийский виртуальный университет, Арабский Международный университет, Международный университет науки и техники и другие.

Части города

Поскольку история Дамаска богата налетами захватчиков и сражений, город полон следов от разрушений, понесенных в боях. Существует две части города: Старый и Новый. Именно Старая часть наиболее интересна для посещения. Здесь можно найти следы уцелевшей стены, построенной еще римскими захватчиками. Семь ворот, сохранившихся в стене, собирают немало туристов. Кроме того, вся планировка старой части города считается наследием Римской империи. Узкие улочки, взявшие начало в древние времена, оформились еще при римских завоевателях. Поэтому Дамаск – город, несущий свое историческое наследие по сей день.

Достопримечательности

Одной из известнейших достопримечательностей города является мечеть древней династии Омейядов. На территории ее находится здание, в котором хранится волос из бороды пророка Мухаммеда, что привлекает паломников со всех уголков планеты. Кроме того, мечеть носит звание самой большой в мире.

В целом город богат религиозными памятниками. Здесь находится церковь Святой Анны, расположенная под землей; мечеть Такия ас-Сулеймания, которая считается красивейшей мечетью арабского мира и множество других достопримечательностей.

Для любителей необычного особенно интересны будут кладбище Баб-ас-Сагыр, где расположены захоронения известных личностей; пещера Магарат ад-Дамм в горе Касиюн. По легенде здесь Каин свершил убийство брата. Неподалеку от пещеры можно найти и саркофаг убитого Авеля. Население Дамаска отлично знает эту легенду и готовы рассказать ее каждому туристу.

Национальный музей города будет интересен своими экспонатами, многие из которых дошли до современного мира с самых древних времен. Здесь можно рассмотреть фрески, первые образцы письменности. Военный музей продемонстрирует коллекции самых разнообразных видов оружия. Не только современного мира, но и средних веков.

Конечно, достойны посещения знаменитые рынки Дамаска, на которых можно найти чудесные образцы ткани, различные виды оружия из легендарной дамасской стали и многое другое.

Вообще, вся Сирия, Дамаск в особенности, пронизана историей, загадкой древних времен. Здания, мечети, церкви, сами улицы города позволяют назвать столицу одной большой достопримечательностью. Недаром он занимает не последнее место в списке ЮНЕСКО как часть великого наследия мировой культуры.

Как добраться в Дамаск из Москвы?

В Дамаске находится один из крупнейших аэропортов Сирии международного значения. Разница во времени с Москвой у столицы Сирии нет. Добраться до Дамаска из главного центра России можно прямым рейсом. Расстояние по прямой от Москвы занимает около 2,5 тыс. км. Международный сирийский аэропорт находится в 26 км от города. Доехать до него можно на автобусе или взяв в аренду автомобиль. В настоящее время достаточно легко добраться до столицы такой страны, как Сирия. Дамаск стоит того, чтобы посетить его достопримечательности!

Источник: FB.ru


Categories: Город

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.