Синайский горный массив представляет собой складчатую гряду, занимающую практически всю южную часть Синайского полуострова. Горы состоят в основном из кристаллического сланца и гранита, здесь же расположена и самая высокая точка Египта – гора Святой Екатерины (2,637 километра). А гора Моисея, одна из известнейших христианских святынь, возвышается на 2,285 километра над уровнем Красного моря.

Сегодня в горах изредка встречаются небольшие поселения бедуинов. Синайские горы имеют необычный рельеф – вершины имеют диковинные силуэты и формы, причиной чему, скорее всего, стала длительная ветровая эрозия. Поэтому различные горные экскурсии столь популярны среди постояльцев близлежащих гостиниц.

Немного истории

Гора Моисея (она же Хорив, гора Божия, Синай) почитается христианами еще с VI столетия как место, где Всевышний впервые явился Моисею и передал ему 10 заповедей. Характерно, что гора упоминается не только в Библии, но и в Коране (в Аль-Муминуне:20 и в Ат-Тине:2). Информация о месте, где людям была передана святыня, давно утрачена, но паломники почитают именно синайский Хорив.


Сотни тысяч христиан со всего мира совершали паломничество на вершину Синая. А некоторые отшельники еще со ІІ века нашей эры приступили к поискам известных библейских мест. Они поселились на полуострове и спустя почти полтора века (а именно в 330-м году) нашли гору, у подножия которой рос огромный терновый куст.

Вскоре за деньги, пожертвованные императрицей Еленой Александрийской, у подножия Синая была выстроена башня с часовней. Несколько десятилетий спустя, в 547-м году, император Юстиниан возвел рядом с часовней монастырь, названный именем Святой Екатерины.

Путь паломников на вершину

Ежедневно сотни паломников восходят на вершину Синая для того, чтобы воочию увидеть святыни и почувствовать себя частичкой созданного Богом мира. Начинается подъем после 2 часов ночи и длится порядка трех часов. Есть два пути, которыми можно пройти к Хориву.

  1. Короткий путь состоит из 3,75 тысячи ступенек «Лестницы покаяния». В зависимости от участка пути ступеньки вырублены в породе или же сделаны из камней. Отсутствуют какие-то ограждения. Именно этой тропой, сложной и опасной, некогда поднимались монахи, хотя и сегодня находятся смельчаки, поднимающиеся именно по ней. Приблизительно на полпути можно встретить источник, из которого Моисей поил свое стадо.
  2. Длинный путь протяжностью порядка восьми километров называют «Верблюжьей тропой». Эта тропа, проложенная египтянами в XIX веке, пару-тройку раз огибает гору.

Обратите внимание! Вам могут предложить преодолеть длинный путь на «кэмэле» (Camel), то есть на верблюде. В действительности там могут дать дромедара (одногорбого), а не верблюда, т. к. он и умнее, и выносливее, и приспособленнее. Просто о разнице никто не знает, оттого все и называют их «кэмэлами». Стоит подобное удовольствие примерно 20$, но можете поторговаться.

В конце оба пути соединяются, поэтому финальные 750 ступенек все преодолевают вместе. Каждый маршрут буквально усыпан различными палатками с едой и напитками, а также скамейками для отдыха. Стоимость экскурсии на гору Хорив составляет в среднем 35-40$.

На что обратить внимание?

На вершине вы увидите:

  • храм Святой Троицы;
  • мечеть Мохаммеда;
  • часовню Богородицы;
  • Пещерный Храм;
  • пещеру, в которой Моисей укрывался в течение сорока дней.

На фресках в храме Святой Троицы отображена жизнь Моисея. Сохранилась и мозаика четвертого столетия – Дева Мария с Сыном Божьим на руках в окружении пророков Ильи и Моисея.

И, конечно же, упомянутый выше монастырь Святой Елены – особое место, сочетающее в себе сразу несколько религий. Здесь можно увидеть колодец Моисея, некогда усовершенствованный Наполеоном, склад монашеских черепов или же при желании поставить свечки. В самом монастыре можно увидеть почти двухтысячелетний куст Неопалимой купины. В Библии сказано, что этот куст не сгорает и именно из его пламени Всевышний обратился к пророку.

Обратите внимание! Еще одной особенностью куста является то, что он нигде не приживается. Его несколько раз пытались пересадить, но безуспешно.

В стене рядом с кустом можно спрятать записку с желанием. Растение трогать нельзя, о чем экскурсоводы скажут вам в первую очередь.

Готовимся к экскурсии на гору Моисея

Теперь, разобравшись с «теорией», дадим еще несколько практичных советов. Экскурсия на Хорив – это крайне увлекательное путешествие, во время которого, однако, стоит придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Не сомневайтесь в своих силах вне зависимости от возраста! Путь займет несколько часов, но он под силу каждому. Оденьтесь и обуйтесь удобно, захватите с собой свитер или ветровку (не вершине будет прохладно).

  2. Дышите ровно, пейте побольше жидкости. Всячески подбадривайте юных и в особенности пожилых туристов. Не забывайте, что финальный участок очень крутой, поэтому стоит поберечь свои силы.
  3. Путь будет состоять из нескольких участков, разделенных стоянками для отдыха. Не идите сразу чересчур быстро! Уделяйте отдыху столько времени, сколько потребуется, а не несколько минут. Не опасайтесь того, что отстанете от группы – ежедневно на вершину поднимается множество паломников, о чем мы уже говорили. Если взойдете вместе с англичанами или немцами – ничего страшного, ваша группа будет ждать вас наверху.
  4. Можете арендовать дромадеров у бедуинов.
  5. Возвращайтесь Длинной тропой – меньше устанете, ведь она более пологая. Если будете возвращаться «Лестницей покаяния», но можете по неосторожности травмироваться.
  6. Не слушайте аборигенов, обещающих провести вас «коротким путем» за определенную плату.

Не забывайте, что подъем на гору в полной темноте и свете фонариков, тем более по узкой тропинке, выглядит, как мистическое испытание. А с наступлением рассвета вся долина, окутанная до этого кромешной тьмой, странным образом преобразовывается, оживает, окрашивается необычными красками. Поверьте, ради этого стоит потерпеть! Если верить старинному преданию, восхождение на вершину и встреча восхода солнца избавляют человека ото всех прошлых грехов.


Словом, подъем на гору Синай оставит массу положительных эмоций. Порывы ветра с вершин, красота Синайского массива, чистое египетское небо ночью – обо всем этом вы будете помнить всю свою жизнь!

Источник: egyptpro.ru

История

Предание говорит, что это та самая вершина, на которой Моисей получил откровение от Бога: две каменные плиты-скрижали, на которых были написаны 10 заповедей. Это было во время исхода евреев из Египта: на третий месяц они остановились у подножия горы и оставались там больше года. Моисей, после получения откровения, поставил у подножия горы алтарь, а потом снова удалился на нее молиться. За это время евреи забыли о вере отцов и начали поклоняться золотому тельцу, и это вызвало гнев пророка.

Еще раз эта гора упоминается в Библии в связи с пророком Илией — он тоже ходил сюда молиться. Более позднее предание связало место с еще одним библейским эпизодом: считается, что еще до Исхода Моисей был пастухом, и как раз в этих местах ему явилась Неопалимая Купина — куст, который горел огнем и не сгорал, и именно из Неопалимой Купины Бог повелел Моисею вывести евреев из Египта.


Точного местонахождения легендарной горы Библия не указывает, поэтому несколько горных вершин претендовали на звание «настоящий Синай». К IV  в. н. э. в христианской традиции утвердилась именно эта. Здесь стали селиться отшельники, а на склоне горы появились первая часовня и укрепленная башня. В VI в. у подножия горы был основан Монастырь св. Екатерины — его главными святынями считается как раз тот самый куст — Неопалимая Купина — и мощи святой великомученицы Екатерины. Многочисленные паломники стали совмещать посещение вершины горы Синай и этого монастыря. В IX в. на горе появилась и мечеть: мусульмане тоже почитают гору как священную. Чуть позже, в XII в., построили католическую часовню. Был основан даже специальный рыцарский орден, задачей которого была помощь направляющимся к Синаю паломникам.

Бывали здесь и русские: например, сохранились записки монаха Варсонофия, который побывал здесь в XV в. и оставил описание монастыря и горы Синай. Монастырь св. Екатерины получал богатые пожертвования из России начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II.

Достопримечательности

На склонах горы Синай построено несколько православных церквей и часовен. Они открыты не всегда: богослужения в них проводятся обычно для организованных паломнических групп, но осмотреть их снаружи всегда возможно. На дороге, ведущей к вершине, находятся следующие.


  • Церковь Богоматери Икономиссы. Считается, что когда-то на этом месте Богородица явилась одному из настоятелей монастыря.
  • Каменные арки над узкими проходами вверх. Сейчас их две, рассказывают, что когда-то их было целых десять — по числу заповедей, в них были устроены двери, и монахи требовали платы за проход через них.
  • Озеро, колодец и церковь пророков Илии и Елисея. Церковь была создана грузинским царем Давидом Строителем в XI веке на том месте, где, по преданию, была пещера, в которой молился пророк Илия. До XV века здесь существовал небольшой грузинский пещерный монастырь. Колодец пророка Ильи является действующим, в нем можно набрать воды.
  • Небольшие храмы св. Анны, св. Пантелеймона и Ризоположения.
  • На самой вершине горы находится православный храм св. Троицы. Он был построен в 30-х годах XX в., но считается, что материалом для него послужили камни храма, который стоял здесь с VI в., и был разрушен в 1782 г.
  • Пещера, в которой, по преданию, молился Моисей. Она находится в глубокой расщелине недалеко от Троицкого храма, и к ней ведет лестница в 50 ступеней.
  • Мечеть. Предание говорит, что Синай посещал сам пророк Мухаммед, и мечеть построена именно в память об этом.

Восхождение

На гору Синай сейчас принято подниматься пешком в течение ночи, так чтобы встретить здесь рассвет. Подъем, как правило, занимает около 3–4 часов, рассвет здесь наступает примерно в пятом часу утра, и еще около двух часов занимает спуск.

Дорога начинается недалеко от монастыря св. Екатерины. На площадке перед ее началом находятся магазин, туалет и пункт полицейского досмотра (при себе обязательно иметь паспорт!). Пусть на вершину имеет два варианта. Первый — довольно крутой подъем из 3750 ступеней — ночью он опасен, так что им можно воспользоваться только если вы совершаете восхождение днем. Паломники называют его «Лестницей покаяния». Второй варрант — вполне ровный серпантин с небольшим подъемом длиной около 6 километров. Желающие могут проехать путь на осле или верблюде. Через каждые полтора километра есть точка с туалетом, кафе магазинчиком. Цены в них немаленькие, но многие используют их, чтобы согреться. Туалеты по дороге платные, на самой вершине есть бесплатный.

Ночью на подъеме и самой вершине очень холодно и ветрено. Обязательно захватите теплую одежду, которую потом легко будет снять — потому что как только взойдет солнце, вам станет жарко. При желании по дороге можно купить или арендовать пончо или одеяло.


Сам подъем на гору — это дорога 700 каменных ступеней без ограды и перил, этот участок считается самым сложным. При подъеме по ступеням можно за отдельную плату договориться о помощи или даже въехать наверх на ослике.

Сложность этого восхождения люди оценивают очень по-разному, но в целом для спортивного человека дорога не составит большого труда, а вот людям пожилым и имеющим проблемы со здоровьем лучше трезво оценивать свои силы.

Панорама смотровой площадки на Синае на Google-карте

Как добраться

Восхождение на гору Синай — самая популярная из египетских экскурсий после пирамид, и купить ее можно на всех курортах Синайского полуострова. Можно и просто заказать такси от отеля до Синая. От Шарм-эль-Шейха дорога занимает около 2.5 ч, из Дахаба и Таба — около полутора. Стоимость такой поездки колеблется от 80 до 25 $, в зависимости от транспорта, необходимости экскурсионного сопровождения на русском языке, предусмотренного питания и т. д.

экскурсию можно также на курортах Израиля и Иордании. В него обычно входит сопровождение гида-проводника на подъеме и спуске, завтрак (или обед) и посещение монастыря св. Екатерины. Существуют специальные паломнические туры, с возможностью переночевать в монастыре и принять участие в утреннем богослужении в Троицком храме на вершине горы.


От Хургады таких экскурсий, как правило, не предлагают — она слишком далеко, но можно заказать индивидуальный трансфер. Проще всего добраться на пароме до Шарм-эль-Шейха и поехать на Синай уже оттуда. Это паромное сообщение, к сожалению, пока нерегулярно, паромы обычно ходят только в пик туристского сезона.

До Синая можно доехать на общественном транспорте, но он ходит нечасто и останавливается не у подъема на гору, а в деревне Сан-Катрин, примерно в 10 км от него. Автобусы ходят от Каира (около 9 часов в пути) и Шарм-эль-Шейха.

Подъем на гору Синай на видео

Источник: www.tourister.ru

Синайская гора

И опять в эфире мартовский стол заказов. До конца месяца всего ничего, а у нас с вами еще несколько тем для изучения и обсуждения. Вот например еще один Anonymous (а я думаю все же просто забыли залогинится, хотя в следующем столе заказов не буду принимать такие заявки ! ) спрашивает:

«Гора Синай в Египте. про неё и про травмоопастность её посещения. Были там ночью и не видно края обрывов. сам не нашел в нэте про несчастные случаи.»

Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века. (Евсевий Кесарийский) В новое время предлагались и другие варианты отождествления.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх.24:18, Исх.33:20-23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх.4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх.3:1), гора Хорив (Исх.33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хориве». Возможно, что название гора Фаран (Втор.33:2, Авв.3:3) тоже относится к горе Синай.

Синайская гора

 

Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.

Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.

 

Синайская гора

 

Православный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времен императора Юстиниана Великого

 

Синайская гора

 

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек в день, паломников и, главным образом, просто туристов, которые приезжают, в основном, с курорта Шарм-эш-Шейх. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.

 

Синайская гора

 

Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

 

Синайская гора

 

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности. Мечеть на вершине открыта.

 

Синайская гора

 

Синайская гора

 

Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين‎‎) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив). Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синайская гора

 

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

 

Синайская гора

 

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.

Синайская гора

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский:

Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527». Исходя из этой надписи русский учёный епископ Порфирий (Успенский) датировал окончание постройки монастыря 557 годом.

Синайская гора

 

 

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников:

До конца VII века монастырь принадлежал Фаранской епархии и возглавлялся игуменом в сане архиепископа (о древности Синайской архиепископии свидетельствуют материалы Халкидонского собора, где в «Чине митрополий и архиепископий апостольского престола Святого Града» на 24 месте упоминается архиепископия «горы Синая»). В 681 году, когда епископ Фаранский был лишён кафедры за монофелитство, епископская кафедра была перенесена в монастырь, и его игумен стал епископом Фарана. Чуть позже в его подчинение перешла епархия Райто. В начале VIII века все христиане Синайского полуострова находились под юрисдикцией синайского архиепископа.

Синайская гора

План монастыря

Синайская гора

 

Встреча в Синайском монастыре посольства  аря Ивана IV Грозного в 1559 году

Синайская гора

Серебряное кольцо, которое получают паломники в дар от монастыря

Синайская гора

 

 

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда.

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени: «За церковью недалеко каменная хата, где турки, арабы поклоняются Магомету».

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Синайская гора

 

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).

В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. Царь писал архиепископу Синайскому: «Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве».

Синайская гора

 

В 1619 году синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей.

 

 

Синайская гора

 

В 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Фёдоровичу обратился александрийский патриарх Герасим:

В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананией компанией по передаче монастыря под покровительство России. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: «в призрение свое государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайские монахи покинули Россию с богатыми дарами, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная, согласно преданию, на деньги царевны Софьи.

 

 

Синайская гора

 

В 1691 году иерусалимский патриарх Досифей писал московскому патриарху, что подчинение ему Синая — «вещь и беззакона и посмеяна». Однако исследователи не склонны видеть в этих событиях смену церковной юрисдикции монастыря святой Екатерины, а усматривают лишь попытку синайских монахов найти новых ктиторов, способных обеспечивать монастырь.

В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Синайская гора

Mount Sinai — El Greco

 

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

 

 

Синайская гора

 

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году).

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Синайская гора

 

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В 2005 году Высший совет по делам древностей Египта объявил о начале программы развития и изучения монастырского комплекса, включающей систематизацию и изучение документов, связанных с историей Синая и монастыря Святой Екатерины, съёмку документального фильма и издание подробной энциклопедии о монастыре.

Синайская гора

Jean-Leon Gerome (Jean Leon Gerome) (1824-1904) Moses on Mount Sinai Oil on canvas, 1895-1900  Private collection

 

Синайская гора

 

Синайская гора

Базилика Преображения (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)

 

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Храм продолговатый, большой и красивый, он подпирается 12 большими колоннами, по 6 с каждой стороны, в виде эмблемы 12 месяцев года. Пол его устлан весь красивыми мраморными плитами, ширина храма 14 открытых шагов, длина 19 шагов; он во имя Христа Спасителя.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками. Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117:20). В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года. Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидиев. Колонны соединены арками выше которых расположены окна. В 1714 году в базилике был положен новый мраморный пол. Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и расписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

 

Синайская гора

Мозаика Преображение Господне

 

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне. По сторонам мозаики на арке апсиды имеются два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают также медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.

Синайская гора

 

По мнению академика В. Н. Лазарева, в VII веке оформление апсиды было дополнено двумя изображениями на мраморной облицовке алтарных столбов: «Жертвоприношение Авраама» и «Жертвоприношение Иеффая». Оба изображения выполнены в технике энкаустики и их художественный стиль отличается архаизмом.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений, её упоминает в конце IV века паломница Сильвия в своём рассказе о Святых местах Востока (см. раздел Основание монастыря).

Синайская гора

 

Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В апсиде часовни сохранилось мозаичное изображение креста X века. Также имеется икона Богородицы с младенцем Иисусом на руках, сидящей в центре Неопалимой Купины.

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. На плите сохранилась греческая надпись XIII века: «Помяни, Господи, раба Твоего, смиренного Гавриила Орипсая, архиепископа святой горы Синайской в Святой Купине». Литургия в часовне совершается каждую субботу.

 

 

Синайская гора

 

 

Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвященная Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).

Синайская гора

 

Трапезная — построена в XI веке, после того как помещение древней трапезной было обращено в мечеть. В 2005 году помещение трапезной было отреставрировано и продолжает использоваться по назначению. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год); Илии в пустыне, питаемого вороном, и сценой Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.

Синайская гора

Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной их террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Оссуарий и кладбище — расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Синайская гора

 

Люди со всего света преодолевают огромные расстояния и платят немалые деньги, чтобы подняться на Гору Моисея, где Создатель дал человечеству Свои заповеди. Едва ли десятая часть этих людей хотя бы старается соблюдать эти заповеди, еще меньшее их число принадлежит к истинной вере. Некоторые (например, язычники японцы) и Бога-то не чтут, и Моисея святым не считают. Но предпринимают тяжкий труд и преодолевают невероятные для современного, стремящегося во всем обезопасить себя, человека опасности. Зачем? – Люди сами не знают, что ответить на этот вопрос. Их собирает Сила Божия, как змеек в храм в день Успения на одном из греческих островов…

Существует вера в то, что их оберегает их Господь: никто не падает с кручи, не разбивается, не умирает от сердечного приступа, хотя это очень возможно на крутых дорогах и ступенях из неровно лежащих необработанных камней. (Что несчастных случаев практически не бывает, видно из того, что доступ на святую гору открыт туристам).

 

Синайская гора

 

 

Однако все же несчастные случаи бывают: в 2009 году   юноша отклонился от экскурсионного маршрута и упал в ущелье на горе Синай в Египте. Борис Максимов, 18-летний студент из Красноярска, пропал во время ночной экскурсии на гору Моисея  15 апреля 2009 года. Как сообщалось, он отбился от группы во время экскурсии — группа совершала восхождение на гору Моисея, но когда туристы вернулись к автобусной остановке, Бориса среди них не оказалось. Молодого человека прождали час, а затем уехали в надежде, что он вернется с другой группой. Его мать, с которой они вместе приехали на отдых, обратилась в полицию. Однако ее заявление сначала не приняли. За три дня Борис не появился, и только тогда начались поиски.

Тело было обнаружено армейским подразделением  в районе горы Моисея. Погибший юноша, скорее всего, упал в каньон с высоты 250 метров. По данным, которыми располагает российское посольство, юноша отклонился от маршрута примерно на 500 м и упал со скалы в одну из расщелин. Также есть версия, что Максимов выбрал сложный путь восхождения на гору, так как занимался скалолазанием, но не рассчитал свои силы и сорвался. Скорее всего, смерть наступила мгновенно от перелома позвоночника. Как заявляют представители египетской армии, ущелье настолько узкое, что поднять тело оказалось крайне сложно и пришлось задействовать дополнительные меры.

Полной статистики по несчастным случаям найти не удалось.

 

<SAMSUNG DIGITAL CAMERA>

 

 

Синайская гора

 

 

Синайская гора

 

 

Синайская гора

 

Синайская гора

 

 

 

Синайская гора

 

Синайская гора

 

Encampment of Israelites, Mount Sinai 1836 by Joseph Mallord William Turner 1775-1851

 

 


 

 

 

 

 
[источники] источники

http://mmatveev.ru

http://www.hram-ks.ru

http://www.interfax.ru

http://www.soloscriptura.ru

 

Давайте вспомним еще несколько знаменитых гор:  Вершина мира. Эверест, ГОРА ОЛИМП и Черная лава Горы Бога

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=16839

Источник: masterok.livejournal.com

История

Гора Синай, чья высота почти 2250 метров, расположена на одноименном полуострове, сегодня это территория Египта. Также имеет название Хар-Синай на иврите и Джебель-эль-Тур на арабском языке.

Вопреки распространенному мнению это ряд вершин, а точнее 3 параллельных гребня: западный Джебель-эль-Хамр, средний Синай (который и считается горой Моисея) и восточный гребень.

Важно! Именно на этом месте по преданию Моисей получил 2 каменные скрижали, на которых сам Господь начертил 10 заповедей для еврейского народа.

При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев. Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем.

Почитание данной местности считается древнехристианской традицией, начало которой было положено в 6 веке, согласно свидетельству Евсевий Кесарийский. Уже со II века на Хориве селились христианские монахи и отшельники, которые желали найти и обозначить упоминаемые места в Писании.

В 249 году в Египте правительство стало гнать христиан, и они стали убегать в горы, положив начало нескольким церквям и монастырю на вершине. В 330 году н.э. с разрешения и поощрения императрицы Елены монахи воздвигли часовню и башню.

Позже сюда были перенесены останки великомученицы Екатерины и в 527 году уже другой правитель, император Юстиниан основал тут монастырь, который сегодня известен как обитель святой Екатерины, где и хранятся ее мощи.

Во времена крестовых походов и войн Синай особо не пострадал, его даже обходили стороной воинственные арабы и турки, но когда в 639 году мусульмане захватили Александрию они прервали связь Византии и местных христианских обителей.

Так, куст растущий тут считается Неопалимой купиной, той самой, из которой Бог заговорил с Моисеем при первой встрече.

С тех пор монастырь стал независим и в IX веке избрал своего епископа, а позже и архиепископа. Несмотря на самоуправление постепенно монахи попали под влияние католической церкви и смог вернуть независимость лишь в 1439 году.

На заметку! Сегодня гора является местом поклонения сразу трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Монастырь святой Екатерины является центром Синайской православной церкви и находится под юрисдикцией иерусалимского патриарха.

Упоминания в Священных книгах

Пик упоминается в двух священных религиозных книгах — в Библии и Коране. При этом в первой имя Синай часто заменяется другими названиями: гора Божия (Исх. 18:5), гора Хорив (Исх. 33:6) или просто место Хорив, также наименование Фаран употребляется для этой вершины.

Разные названия возникли из-за трудностей перевода, поскольку в древнееврейском языке авторы Библии использовали разные слова для обозначения этой местности, например, Хорив означает пустынность, а Фаран — пещеры, которые образуются в скалах в этих горах.

Интересно! Само же слово Синай имеет древнееврейский корень «син», что означает куст терновника — это отсылка к истории о Неопалимой Купине с которой встретился Моисей.

Помимо конкретных упоминай местности, пик употребляется в Библии и в переносном значении, например «завет от горы Синайской» упоминается в послании Галатам апостолом Павлом как метафора плененного человечества. Очень часто это место упоминается как подножие или престол Бога, поэтому и считается у евреев священным местом.

В Коране же встречается только два упоминания о Хориве как о святом месте:

  1. В 95 главе суре «Ат-Тин»: Аллах там клянется святой вершиной «Клянусь горой Синаем!» (Ат-Тин: 2);
  2. В суре «Аль-Муминун» как место произрастания дерева, чьи плоды употребляются в пищу человеком: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай…» (Аль-Муминун: 20).

Помимо этих упоминаний, вершина часто встречается в исторических древнееврейских документах, что подтверждает особое значение ее в иудаизме. Христиане же считают это место священным опираясь только на Библию и тексты святых отцов церкви.

Достопримечательности

На вершине горы Моисея расположено несколько религиозных строений, среди них храм Святой Троицы, Моисеева пещера, храм пророка Илии и его колодец, часовня Богородицы, монастырь святой Елены и небольшая мечеть. Сюда стекаются христиане и мусульмане для почитания святых мест и поклонения Богу.

Монастырь святой Екатерины

Мужская обитель св. Екатерины управляется архиепископом, который возглавляет Синайскую автономную церковь. Монастырь расположился на высоте 1500 метров над морем между двумя горами: Моисея и св. Епистимии, в ущелье Вади Шуед.

Монашеская жизнь здесь зародилась во II веке несмотря на то, что здание было построено только в VI веке. Иноки пережили турецкие войны, набеги арабов и крестовые походы, они непрестанно на этом месте поклоняются Богу.

На заметку! Для паломников интерес представляет не только само святое место тут, но и реликвии обители. Монахи хранят мощи святой Екатерины, в честь которой и назван монастырь, которая была мучима и казнена за веру в Христа. Также тут находится целая коллекция святых древних рукописей и икон.

На территории монастыря расположено несколько строений, которые заслуживают отдельного внимания. Среди них:

  1. Часовня Неопалимой Купины — изначально маленькая часовня была поставлена на месте тернового куста, из которого к Моисею обратился Господь в пламени. Эта часть здания самая старая во всей обители, поскольку упоминания о ней относят к IV веку.
  2. Базилика Преображения — главный храм обители, построенный в 542-552 гг. Стены храма сделаны из гранита, который настолько крепок, что уже 14 столетий здание не перестраивалось и не переделывалось. Для кровли использовали кипарис, а высокие внутренние двери из ливанского кедра. Внутри храма можно увидеть мозаику Преображения (VI век) и позолоченный иконостас с распятием. В храме хранятся мощи святых.
  3. Колодец Моисея — на севере от центральной церкви обители выкопан колодец, у которого по преданию Моисей встретился с Сепфорой, своей будущей женой. Колодец до сих пор работает и снабжает водой монахов.

На территории монастыря расположена большая библиотека, в которой хранится обширная коллекция древних манускриптов — их более 3000, и почти 2000 свитков. Тут же можно увидеть обширную коллекцию икон, среди них 12 самых редких и старинных (до X века).

Православный храм Святой Троицы

Он расположен на самой вершине горы Хорив — 2285 метров над уровнем моря. Первая церковь была воздвигнута преподобным Юлианом в IV веке, но позже в 532 году старое здание было перестроено, но простояло только до 1782 года. После разорения арабами храм восстанавливали заново в 1930-х годах.

Внутри здания сохранились древние фрески с ветхозаветными сюжетами. Хотя тут не проводится в данное время регулярных богослужений, но священники, совершающие восхождения, могут отслужить паломникам.

Другие православные святыни

По дороге от монастыря к вершине расположилась на утесе небольшая каменная часовня Богородицы. Ее построили в VI веке в честь Богородицы Экономиссы, которая по преданию явилась настоятелю обители на этом месте. По одной легенде Богородица спасла иноков от голодной смерти, по другой — от нашествия насекомых. На скале над зданием начертан белый крест.

К северу от церкви Троицы находится пещера Моисея, в которой по преданию вождь евреев провел 40 суток постясь и молясь, прежде чем Бог обратился к нему с заповедями. Спуститься в расщелину можно по короткой лестнице, вход не выше 50 см, а внутри пещера не более 2 метров.

Есть на вершине и пещерный храм — он был возведен в начале XII века Давидом Строителем, царем Абхазии и Иверии. По преданию на этом месте пророк Илия прятался от царя Ахава и именно сюда вороны приносили ему пищу.

Недалеко от стен храма расположился и колодец Илии, который по утверждению иноков обладает чудодейственными свойствами.

Мечеть пророка Мухаммеда

В VII веке на Синае хозяйничали арабы, которые пощадили все христианские постройки на вершине. Главный пророк ислама Мухаммед посетил Синай и за гостеприимство пожаловал монахам обители охранную грамоту, благодаря которой их не тронули иноверцы. Этот документ до сих пор находится в местной библиотеке. Именно после посещения Мухаммеда в стенах обители построили мечеть в его честь, которую можно найти в восточной части подворья.

Ученые датируют постройку началом XII века. Как и для базилики Преображения для стен мечети использовались гранитные блоки, внутри которые были расписаны арабскими священными текстами. В настоящее время там совершаются мусульманские намазы для паломников.

Паломничество

Синай является местом паломничества иудеев, мусульман и христиан, при этом все религии прекрасно уживаются на горе. Паломники приезжают в основном с курортного египетского города Шарм-эль-Шейха, хотя туристические автобусы сюда приходят и из Израиля и Каира.

За последние 10 лет на пик ежедневно поднимаются от нескольких десятков до сотен человек. Паломники могут выбрать один из двух путей на вершину:

  • первый — более короткий и трудный (подниматься по нему можно только днем) символизирует монашеский путь в 3100 ступеней;
  • второй — длинный и пологий позволяет подняться на пик даже на верблюде в ночное время.

Вдоль длинного пути установлены палатки с едой и сувенирами. Посетить все здания на горе можно только получив в монастыре сопровождающего, мусульманская же мечеть открыта всегда для туристов.

Источник: molitva-info.ru


Categories: Гор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.