Россиянин Константин Колотов, который отправился в кругосветное путешествие, продолжает рассказывать «Ленте.ру» о своих приключениях. В прошлой статье речь шла о его визите в египетский город Дахаб, знакомстве с фридайвингом и спасении утопающих. На этот раз Колотов поделился историей своего восхождения на священную гору Синай и мыслями о мировых религиях.

Гора Синай, также известная как гора Моисея и гора Хорив, — священное место для нескольких религиозных течений. Именно здесь, согласно Пятикнижию, библейский пророк Моисей получил каменные скрижали с десятью заповедями, а затем разбил их, увидев поклонение народа другому идолу. Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз. Считается, что с этого момента был заключен крепкий союз между Богом и еврейским народом.

Естественно, узнав историю горы и ее значение для мировой культуры, я не мог пройти мимо. Ну, а вдруг там где-то затерялась одна-две скрижали, которые расставили бы все в мире по своим местам? А то куда ни глянь — везде, как мне кажется, все идет не по-божески.


С другой стороны, Синай лишь предположительно является местом передачи скрижалей с заповедями. Кто-то из исследователей говорит, что в действительности это происходило на горе Сербаль (в 35 километрах к западу), а некоторые полагают, что израильтяне пересекали Синайский полуостров севернее, по прямому маршруту, а следовательно, гору Моисея надо искать в другом месте. Третьи вообще твердят, что пророк получил заповеди в Иордании; остальные склоняются к Саудовской Аравии. Находятся и те, кто доказывает, что на самом деле все происходило в Израиле. Как бы то ни было, подавляющее большинство историков и верующих искренне убеждены, что библейская гора — это именно Синай, указанная в самом начале.


a.ru/images/2020/02/11/17/20200211172218591/original_c7abcb2082643a558e6303b40801f798.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211172218591/pic_c7abcb2082643a558e6303b40801f798.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211172218561/original_9ef6e46a1facf6d95e8c2bf266217136.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211172218561/pic_9ef6e46a1facf6d95e8c2bf266217136.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"},{"original_url":"h.

e">

В общем, не желаю обидеть чувства верующих, но не могу не вспомнить крик души Ивана из фильма «Монах и Бес»:

— Тебе предлагают купить гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.
— А почему их так много?
— Это обломок креста, на котором был распят…
— Дерево-то свежее!
— Видимо, хорошо хранили.
— А что, они Христом торгуют?
— А чем еще им торговать?
(Про торговлю «святынями» на рынках Иерусалима).

Так и с горой — подтверждение того, что именно здесь происходили священные для миллиардов людей события, увеличивает выгоду от туристического потока в сотни, а возможно, и в тысячи раз. Хотя надо сказать, что полуостров Синай исторически и географически очень ценен — это уже не Африка, но еще и не Азия. Здесь сосредоточены самые старые горы мира, здесь бывали пророки Моисей и Мухаммед, здесь зарождалась современная вера со всеми ее ответвлениями. Помимо этого, у подножия горы расположен самый старинный православный монастырь Святой Екатерины, где хранятся одни из старейших икон и христианских рукописей.


Экскурсия к горе из города Дахаба обошлась мне в 50 долларов. В эту сумму входили услуги гида и трансфер до достопримечательности и обратно. В путешествие по стопам Моисея нас отправилось пятеро: я, моя новая подруга Ева, приятели из Риги Дима и Оксана и Диана из Швейцарии — все мы познакомились за несколько дней до поездки. По дороге своими знаниями о географии, экологии, геологии и религиях Синая с нами делилась экскурсовод Светлана. Вообще, если вас не сильно занимают интересные факты о тех или иных местах, можно обойтись без гида и сэкономить почти половину стоимости тура. Однако я нисколько не пожалел о потраченных деньгах, ведь Светлана очень интересно и необычно рассказывала о христианстве и Синае в целом.

Мне всегда было интересно, как религиозные люди относятся к Библии: считают они ее историческим документом или сборником мифов, посредством которых иносказательно доносятся сакральные знания? Светлана полагает, что это, скорее всего, симбиоз двух версий. Она объяснила, что существует целая наука, изучающая священные писания и трактующая их. Поэтому люди, которые считают, что прочли Библию и теперь все знают и могут ходить по воде, кажутся мне смешными.

Я прочитал и был в недоумении, а подавляющее большинство верующих это священное писание, естественно, даже не открывали. Те же немногие, кто прочли, как и я, просто не в состоянии его понять, но не потому, что глупые, а потому, что для изучения таких трудов нужна специальная подготовка. Люди тратят жизни, чтобы разобраться, что же там пращуры еврейского народа пытались передать нам, современным людям, поэтому одного прочтения Библии недостаточно. И даже на канале «Спас» в передаче «Не верю» я вижу, что самые уважаемые священники не в состоянии аргументированно и четко оппонировать более-менее подкованному атеисту.



то: Дмитрий Мелехин"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211172537954/original_12b5e91f155dad9d5ce2db05378f8166.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211172537954/pic_12b5e91f155dad9d5ce2db05378f8166.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"}]" data-link-gallery="false">

Вероятно, религия и не призвана отвечать на вопросы мироздания — ее цель скорее помочь человеку обрести спокойствие и гармонию с миром через веру. А вера не подразумевает логики и объяснений. Но, к сожалению, пока, как мне кажется, религия не справляется и со второй функцией. Хотя я с уважением отношусь к верующим людям и, более того, сам верю в наивысший всеобъемлющий разум — или, проще говоря, Бога.

Из Дахаба до горы Моисея мы добрались на машине за полтора часа.


дороге к легендарной святыне мы проезжали горы и карьеры, буквально залитые оранжевыми и желтыми красками. Я объехал почти всю Африку и видел уже много пустынь (Сахару, Калахари, пески Арабских Эмиратов), но Синай все равно был другим, совершенно не похожим на остальные страны континента. Дорога в разговорах, остановках на привалы и проверку документов (кстати, путешествуя по Египту и, в частности, по Синаю, не забудьте носить при себе удостоверение личности, а еще лучше — иметь к нему две копии) пролетела очень быстро.

Что ж, как я и предполагал, маркетинг сработал: туристов вокруг Святой Екатерины толпилось огромное количество — около нескольких сотен. Православный монастырь Святой Екатерины расположен на высоте 1550 метров и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его даже называют самым древним действующим христианским монастырем на планете. Правда, на этот титул также претендует храм Святого Антония, расположенный на другом берегу Красного моря, к югу от Каира.

Разнообразие архитектурных сооружений и растений на территории монастыря поразило нас с первой секунды. Здесь были и многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, Святого Антония, Святого Стефана, Иоанна Предтечи, Пяти севастийских мучеников, Десяти критских мучеников, Святых Сергия и Вакха, Святых апостолов и пророка Моисея и так далее. Кроме них можно было посетить трапезную, построенную в XI веке, и сад, который считался одним из лучших в Египте. Здесь выращивают яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айву, шелковицу, миндаль, вишню, виноград. Другая терраса была отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом и овощами для монастырского стола.


Вдобавок туристы могут заглянуть в оссуарий и на кладбище, расположенные вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище есть часовня Святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно: по прошествии определенного времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, который находится на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственный полный скелет в оссуарии — мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке. Мощи Стефана, облаченные в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: отдельно лежат огромной кучей черепа и отдельно — остальные кости. Смотрится жутко, но очень интересно. Не знаю, чем мы заслужили то, что нас сюда пустили, но нас пустили. Никого кроме нас не было.


eview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211173508292/original_394920cc2547243e683829ca2ff4f885.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211173508292/pic_394920cc2547243e683829ca2ff4f885.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"},{"original_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211173508264/original_5b0ac2ee0e54e7323a826f431883b84c.png","preview_url":"https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/11/17/20200211173508264/pic_5b0ac2ee0e54e7323a826f431883b84c.png","preview_width":620,"preview_height":420,"original_width":620,"original_height":420,"alt":null,"caption":null,"credits":"Фото: Дмитрий Мелехин"}]" data-link-gallery="false">

В 11:10 утра в базилике начинается служба. Заканчивается она выносом мощей святой Екатерины, которые все желающие целуют и за это в подарок получают перстень с гравировкой СЕ (Святая Екатерина). У меня же незнакомый мертвый человек желания целоваться не вызывает, поэтому я это мероприятие проигнорировал и подождал ребят, прогуливаясь по территории монастыря.

Когда эта странная церемония закончилась, мы дружной компанией отправились на восхождение. Нам обещали, что как только мы окажемся наверху, перед нами откроются удивительные виды Синайского полуострова: пустыня с грандиозными суровыми пейзажами, горами и глубокими сухими ущельями. Как правило, подъем на вершину начинается в час ночи. Это делается для того, чтобы путешественники смогли добраться наверх до восхода солнца, поскольку паломники и туристы, по традиции, стараются встретить рассвет на горе Синай. Однако мои друзья запланировали, помимо прочего, еще и поход на утреннюю литургию, которая начиналась в пять утра. Так что мы решили, что поднимемся на гору, чтобы посмотреть закат, переночуем в деревушке под названием Святая Екатерина (Санта-Катарина), а утром вновь приедем в монастырь.

Забраться на вершину можно двумя путями. Первый включает в себя 3750 ступеней, вырезанных монахами на склоне горы. Это считается трудным путем — нужно быть морально и физически готовым к восхождению. Второй путь — так называемая «верблюжья тропа». Это более простой и легкий способ покорить вершину Синая, так как основную часть этого маршрута можно проехать верхом на верблюде. Большинство туристов так и делали. Мы же решили пройти весь путь пешком.

Подъем на вершину занимает два-три часа, в зависимости от физической подготовки. Кроме того, считается, что чем труднее дается путь наверх, тем больше у человека накоплено грехов. Я не знаю, насколько можно в это верить, но лично мне подъем сложным не показался. Помимо всего прочего, мое внимание привлекали красивейшие горные пейзажи, так что думать об усталости не приходилось.

Примерно в одном километре от вершины наездникам на верблюдах приходится спускаться с транспорта и преодолевать остаток пути пешком. Оба маршрута соединяются в ущелье Илии, и последние 750 шагов к вершине каждому нужно пройти самостоятельно. Мы поднялись на вершину за два часа до заката. Учтите, что даже в теплое время года может быть большой перепад температуры днем и ночью, а в зимнее время на тропинках и вершине может даже лежать снег. Наше восхождение пришлось на октябрь, и снега не было, но на вершине оказалось прохладно. Я поднялся раньше группы примерно на час.

Оказалось, что на вершине горы Моисея есть мечеть, и она до сих пор используется мусульманами. На вершине также есть греческая православная часовня Святой Троицы, построенная в 1934 году на руинах церкви XVI века, но она закрыта для посещения. Я обошел памятники архитектуры, а вокруг меня постоянно крутились туристы из Индонезии. Они очень приятные ребята, но мне хотелось немного тишины и спокойствия — не зря же Моисей приходил сюда один. Поэтому я отошел от шумных путешественников примерно на 300-500 метров, расположился на камне и начал слушать тишину.

Меня переполняло спокойствие и умиротворение, несмотря на то, что я преодолел немалый путь пешком. Здесь многие люди чувствуют себя как у Христа за пазухой, и именно здесь мне вспомнился сюжет про парня, который считал, что его жизненный крест слишком тяжел для него. Однажды он так горячо помолился, что Бог снизошел к нему, и несчастный обратился к Господу с просьбой: «Мой крест непомерно тяжел для меня. Не мог бы ты дать мне крест полегче?»

Бог ответил ему: «Я отведу тебя в комнату, где хранятся всевозможные кресты, и ты выберешь сам, какой тебе понравится». Мужчина согласился и отправился выбирать подходящий ему крест. Кресты в этой комнате были разные: тяжелейшие дубовые, средние из меди и совсем неподъемные, но красивые, с драгоценными камнями. Долго выбирал парень, взвешивал, примеривался и наконец выбрал самый подходящий. Крест казался ему маленьким, легким и изящным по сравнению со всеми остальными. Он показал его Богу со словами: «Могу ли я взять этот вместо своего?» Бог улыбнулся и ответил: «Конечно, бери. Но как ты его не узнал? Ведь это твой крест!»

Эта история мне крайне близка, и рассказать о ней хочется именно здесь, на горе Моисея, поскольку это место идеально подходит для этого. Так, в размышлениях о тяжести креста и человеческой судьбе, я дождался ребят. Мы проводили солнце за горизонт, попрощались с ним и вымотанные, но довольные и наполненные радостью от интересного и насыщенного дня, приступили к спуску.

Источник: lenta.ru

Мы прибыли в монастырь святой Екатерины к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, всё положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно – один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы.

После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи святой Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось три, разных размеров.

Потом все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела – там, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь – в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря – храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники всё норовили отломить по веточке.

В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет.

Кстати, со времени своего основания в IV веке и обустройства императором Юстинианом в VI столетии монастырь носил посвящение в честь Преображения Господня, но к XI веку прочно утвердилось название в честь святой великомученицы Екатерины.

После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей: тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь – историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть «живьем» на икону Синайского Спасителя – это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома…

Несколько отдохнув после вечерней службы и скромного ужина, прочитав правило к Литургии, мы вышли из монастыря святой Екатерины где-то в 11 вечера.

Надо сказать, что нашей группе, благодаря переговорам отца Леонтия, а он владеет греческим, удалось получить благословение на совершение Литургии на вершине горы. Как сказал благочинный монастыря, выдавая ключи от храма в обмен на наши с отцом Леонтием паспорта и разрешения на служение, полученные от Иерусалимского патриарха Феофила, это скорее исключение, чем правило, да и к тому же в храме не закончен ремонт и нам придется служить в не очень хороших условиях. Но мы были готовы на всё – слава Богу, что получили благословение на службу. Осталось немногое – взойти на гору.

Источник: pravoslavie.ru

Место дарования Торы [↑]

Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. А событие дарования Торы часто называют «Синайским откровением» — во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего (см. тему Шхина — Б-жественнное присутствие).

В то время, как народ Израиля стоял станом под горой Синай, их лидер — пророк Моше (Моисей) — поднялся на гору, которая, как описывает Тора (Шмот, 19:18) «дымилась… И восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень». Здесь Всевышний продиктовал Моше 10 Заповедей, а также дал ему и всему народу законы Письменной и Устной Торы.

Дарование Торы произошло на 50-й день после Исхода из Египта, и в память об этом событии был установлен праздник Шавуот.

Где находится гора Синай [↑]

Точное местонахождение горы Синай неизвестно в наше время. Возможно, последним евреем, побывавшим там, был пророк Элияу, как это описано в книге Млахим. Поскольку после дарования Торы святость Шхины (Б-жественного присутствия) покинула это место, не было смысла сохранять какую-либо связь с ним, — теперь оно не отличалось от любого другого.

Где же находилась гора Синай?

Принято считать, что в Синайской пустыне, это логичнее всего. Хотя есть мнения, что, на самом деле, эта гора находилась недалеко от реки Иордан, на территории тогдашнего Мидьяна. Есть также несколько исследователей, считающих, что эта гора находится на восточном (саудовском) побережье Эйлатского залива.

Однако, как мы уже отметили, теперь это не имеет значения, так как для нашего дальнейшего служения Всевышнему Он сам избрал другое место — гора Мория (она же Храмовая гора) в Земле Израиля, где позже был построен Иерусалимский Храм. Поэтому нет необходимости искать ту гору, да и возможности найти ее точно, на самом деле, нет. Даже поверхностное знакомство с источниками, говорящими о географии путешествия сынов Израиля в пустыне, показывает: в наше время нельзя утверждать, что упомянутая в Торе «стоянка» у Синая была в том или ином месте — ведь не обо всех местах существует непрерывная традиция, подтверждающая их название.

Поэтому, с точки зрения иудаизма, нет никакого смысла в почитании этой горы, а тем более — в почитании горы на Синайском полуострове, на территории современного Египта, куда обычно водят туристические экскурсии. Даже если и называют в народе какую-либо гору «гора Моисея» — ни у кого в настоящее время нет достоверных данных, чтобы утверждать: вот это — та самая гора Синай, она же Хорев, на которой Б-г даровал Тору.

Источник: toldot.ru


Categories: Гор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.