Византийское время и распорядок дня

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.


«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Источник: tass.ru

Где находится гора Афон

Полуостров – восточная часть Халкидиков.

Как добраться:

У подножия горы расположен небольшой городок Уранополис. Из него начинают свое путешествие паломники.

Автобус Салоники – Уранополис.

Можно доехать на арендованном автомобиле или такси.

В Уранополисе пересадка на водный транспорт (паром, катер)до Дафни.


История горы Афон

Люди заселяли полуостров Афон с древних времен. Еще за тысячу лет до нашей эры в этих местах было несколько поселений, жители которых занимались сельским хозяйством, рыбной ловлей, разводили животных. Для моряков гора Афон служила ориентиром и маяком. Ученые так и не смогли узнать, почему поселения на Афоне пришли в упадок. Когда гору стали заселять монахи, поселки полуострова были довольно бедными.

Монашество на Афоне: как все начиналось

Первыми на Афоне появились отшельники, которые селились в пещерах или в небольших скитах. Точно неизвестно когда именно появились первые поселенцы. В VIIстолетии сюда массово стали приезжать скитальцы, которых изгнали из родных городов за веру.

Изначально на полуострове жили не только монахи, но и миряне. В 883 г. Византия подтвердила право монахов на Афонский полуостров, это место стало называться «Святой горой». Миряне были вынуждены уйти с этих земель.

Первый монастырь был возведен в 963 г., его основатель – Афанасий Афонский. Обитель сохранилась до наших дней, называется она Великая Лавра.


Где находится афон святая гора

Расцвет Афона

Святая гора в IX столетии получила признание, как основной монастырский центр Востока. Монашество было трех видов: скитское, отшельническое и общежительное. Все три вида имели место на Афоне.

Устав Афона был разработан Петром Афонским и Ефимием Солунским. Документ устанавливал правила для всех жителей Святой горы. По этому Уставу живут и сегодня.

Во времена расцвета на полуострове было 180 обителей и скитов. Афон становится центром православия. Здесь развивается религиозное искусство – фрески, иконопись, книжная миниатюра.

После падения Константинополя, многие бесценные православные реликвии из этого города были переданы святогорцам на хранение.

Время испытаний

Как это часто бывает, после расцвета настали тяжелые времена. Больше всего монахам досаждали набеги варваров и пиратов. Не отставали от них и братья-христиане. После захвата Афона крестоносцами в 1205 году, все монастыри были разграблены. Такая ситуация продолжалась почти столетие. Именно тогда Афон лишился многих ценных реликвий.


Тяжелым для монашеского центра стал и следующий XIV век. На смену крестоносцам пришли каталонцы-наемники. Изначально их наняли для противостояния с османами, но они повернули оружие против Византии. Наемники не только грабили, но и убивали мирных жителей, в том числе и монахов. Ими же были разрушены некоторые монастыри.

В XV веке началось владычество Османской империи. Святая гора отошла под управление католиков, которые относились к православным немногим лучше мусульман.

В XVIII веке афонских монахов уговорами и угрозами пытались заставить принять положения Лионской унии об объединении церквей. Были и конфискации, и тюремные заключения, и пытки, но афонские монахи остались верны своей вере – православию.

Ситуация улучшилась только в XIX веке, когда турки ушли из Греции. Монахи стали возвращаться на Святую гору вместе со спасенными реликвиями.

Афон в независимой Греции

После того, как Греция получила независимость, была неясна судьба Афона и его жителей. Кинот постановил, что признает власть короля Греции Константина. В 1923 г. в Лозанском договоре закрепили суверенитет Греции над Афоном.

В 70-х годах прошлого века на Афоне проживало 1145 монахов, с каждым годом их становилось больше. Сегодня в монашеской республике постоянно проживают 2 200 человек.

Афон в наши дни

В настоящее время Афон возрождается. Среди иноков много молодежи с высшим образованием. Оплот православия силен и влиятелен, конечно, не так как в дни своего наивысшего расцвета, но и религия в наше время уже не имеет такого значения как в прошлом. На Афоне не только хранят православные религии и сохраняют традиции, но ведут просветительскую работу.


Сегодня на Святой горе 20 действующих монастырей, из них 17 греческих, и по одному – русскому, сербскому, болгарскому. В наши дни запрещено создавать новые обители. Среди монастырей действует строгая иерархия. В Википедии есть список монастырей по значимости.

Где находится афон святая гора

Управляют монашеской республикой представители 20 монастырей – Священный Кинот. Властями Греции назначается губернатор, который не вмешивается в дела монахов. Есть на полуострове полиция, работает почта, больница, ведется торговля.

Монахи проводят свои дни в молитвах и трудах. Ежедневно утром и вечером проводятся службы. Остальное время иноки ухаживают за огородами, хозяйством, работают в мастерских, читают. Питаются два раза в день, в пост – один раз в день. Мясо святогорцы не едят, рыба только по праздникам. Монашеский рацион в основном состоит из овощей, хлеба, сыра. Жизнь аскетична и проста.

Большинство монахов по национальности греки и киприоты, на втором месте по численности румыны, сербы и русские. Много болгар, есть уроженцы Италии, Франции, Финляндии.

На Афоне много особенностей, которых нет нигде в мире. Одна из них – времяисчисление.Святогорцы используют юлианский календарь и в повседневной жизни, и в документах.

Паломничество


Для посещения Святой горы недостаточно греческой визы или биометрического паспорта (для граждан Украины). Необходим еще один документ – диамонитирион. Это разрешения на посещение Афона. Количество посетителей — не более 110 человек в день.

Где находится афон святая гора

Его можно получить в Салониках в паломническом центре, расположенном по адресу: 109, ул. Эгнатия, Салоники. Сначала необходимо отправить запрос по электронной почте. Из центра придет подтверждение, когда и какой монастырь готов Вас принять.

На руки разрешение получают в паломническом центре в Уранополисе в день отплытия на Афон. Это удобно, так как попасть на Святую гору можно только из этого города. При получении разрешения оплачивается 25 евро.

Главное помнить, что паломнические поездки – это не туризм. Все довольно аскетично. Проживание в монастырях роскошью не отличается. Питание вместе с монахами в трапезных.

Если Вы чувствуете, что не готовы к такой поездке, но увидеть Святую гору хочется, то можно купить экскурсию на катере вдоль побережья Афона. Экскурсионные катера отправляются из Уранополиса, поездка длится 3-4 часа. Катер проплывает вдоль побережья, туристы увидят 8 монастырей, гид расскажет об истории Афона. По отзывам туристов, экскурсия интересная и познавательная.


Где находится афон святая гора

Легенды и чудеса Афона

Афон – место загадочное и необычное. Вполне естественно, что здесь существуют свои легенды и предания. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

О Богородице

Богородица направлялась на Кипр, началась сильная буря, и корабль причалил к берегу, чтобы переждать непогоду. Это был Афон. Как только Богородица сошла на берег, рухнули языческие храмы, а статуи греческих богов рассыпались. Все, кто это видел, сразу признал единого Бога и приняли новую веру. А Богородица попросила у Бога эту землю себе в удел. С тех пор считают, что Афон находится под покровительством Богородицы. Кроме нее ни одна женщина не может ступить на эту святую землю.

О конце света

На святой горе хранится очень ценная реликвия для христиан (не только для православных) – Иверская икона, ее еще называют Вратарница. По преданию, конец света наступит, когда икона покинет Святую гору.

О 12 афонских старцах

Где-то на вершине Афона живут 12 старцев. Никто не знает, где именно. Все дни они проводят в молитвах, которые заменяют даже пищу. Когда один из 12 умирает, они призывают на его место другого монаха, так как их всегда должно быть 12. Они молятся за весь мир. И именно им суждено провести последнюю Литургию на земле в конце времен.


Об иконе и епископе

В одном из монастырей хранится икона, о которой рассказывают такую невероятную историю. Много веков назад приготовили поверхность, на которую должны были нанести изображение. Как же удивились монахи, когда на поверхности появился лик Георгия Победоносца сам по себе. Икона исцеляла больных, монахи записывали каждый случай исцеления. За 700 лет таких записей было очень много. Прибывший в монастырь епископ засомневался в правдивости этих записей. С сомнением он ткнул пальцем в лик Св. Георгия. Оторвать палец от иконы он не смог, тот как будто прилип. Монахи пытались оттянуть страдальца от иконы, молились – ничего не помогало. В конце концов, отрезали кончик пальца, который в засохшем виде присутствует на иконе и сегодня.

Об иконе Богородицы и турках

Ватопедский монастырь хранит чудотворную икону, о которой рассказывают просто удивительную историю. Во времена османского владычества, к полуострову приплыл турецкий корабль. Солдаты сошли на берег и направились к обители. Их встретил игумен и попросил покинуть святую землю и не оскорблять Богородицу. В ответ османы рассмеялись, и как хозяева вошли в обитель. Вели они себя оскорбительно. Один из османов, увидев икону Богородицы, выстрелил в нее с криком «Ну накажи меня!». Пуля пробила икону, в этот же миг в дыре от выстрела появился луч зеленого цвета и ударил солдата. Тот страшно закричал, что он горит, хотя никакого огня видно не было. Солдат побежал к морю. Выйдя из воды, он повесился. В ужасе все османы покинули монастырь.


О языке дракона

Св. Афанасий получил в дар от византийского императора странный каменный предмет. Император сказал, что это язык дракона, окаменевший от времени. Этот дар и сегодня хранится в одном из монастырей в золотой фигуре дракона. Этот «футляр» реликвия покидает 4 раза в год. Язык погружают в большой чан с водой. Вода начинает бурлить, потом над ней читают молитвы. Эта вода целебная, монахи утверждают, что она помогает при любых отравлениях, даже от укусов змей. Называется она – аспидова вода.

Интересные факты

  • Афон – имя мифического гиганта, который сражался с греческими богами. Он бросил огромный камень в Посейдона. Камень упал в море и стал сушей с горой. И полуостров, и гору назвали Афон.
  • На горе есть особое труднодоступное место, где живут отшельники.
  • На Афоне есть такая традиция: монахов хоронят не в гробах, а заворачивают тело в ткань. Над местом захоронения устанавливают крест. Когда проходит три года, тело выкапывают и проверяют, истлела плоть или нет. Если истлела, значит, монаху прощены все грехи, а его душа на небесах. Если тело не истлело – прощение еще не получено. Его закапывают еще на год и молятся заумершего и спасение его души. Через год тело опять выкапывают. На черепе вырезают имя и переносят в костницу.

  • Женщин на Афон не пускают уже больше 1 000 лет. В 883 г. был издан Указ императором Василием Македонцем о недопуске на Святую гору женщин (аватон). Запрет распространяется не только на людей, но и на животных. Этот запрет нарушался всего несколько раз, когда на Афоне принимали беженцев. В прошлом монахи бдительно следили за соблюдением этого правила. Было время, когда пускали только бородатых, причем каждого прибывшего дергали за бороду, проверяя настоящая ли она. Сегодня проверяют только паспорта. Сохранились истории о том, как на Афон не смогли попасть даже представительницы императорских и царских династий. Но времена меняются, и все чаще в Европе поднимают вопрос, о том, что такой запрет – дискриминация женщин.
  • Размеры полуострова Афон: протяженность 60 км, ширина до 12 км, площадь 36 000 га. Высота горы Афон – 2 км 33 метра.
  • Один из самых почитаемых святых на Афоне Петр Афонский. Он был полководцем в Византии. В одном из сражений его захватили в плен арабы. Долгое время он провел в заточении, подвергался пыткам. Петр молил Бога о свободе, пообещав посвятить ему свою жизнь. После освобождения он сдержал клятву. 50 лет провел Петр на Афоне в полном одиночестве. Он был монахом-отшельником.

Афон отличается от всех других мест на земле. Здесь свои правила и законы, свой образ жизни.Святая гора пережила упадок, разорение и гонения. Афон всегда находил силы к возрождению. Святогорские монастыри в самые трудные времена сумели сохранить множество христианских реликвий.

Источник: puteshestvovat.com

История Афона

Первыми обосновались на острове Афон в Греции фракийцы. Это произошло за 1000 лет до Рождества Христова. Благоприятные природные условия позволили им вести уединенный образ жизни.

По фракийской легенде, свое название остров получил в честь мифического гиганта Афона. В схватке с Посейдоном титан схватил скалу и бросил ее во врага. Однако, Афон промахнулся и скала вонзилась в землю. Так появилась будущая «Святая греческая гора».

Пятью веками позже на полуостров заселяются первые греки, принося с собой зачатки греческой культуры. В 7 веке нашей эры (691-692 гг.) эта земля превращается в исключительно монашескую обитель, а в 1144 году ей официально присваивается звание «Святая гора Афон».

Этим событиям предшествовало появление легенды, повествующей о путешествии Девы Марии и апостола Иоанна Богослова, которое состоялось в 49 году. К землям греческого острова Афон их корабль прибило в результате мощной бури. Выйдя на берег, Богородица была настолько поражена красотой и атмосферой места, что Бог отдал эту землю под ее покровительство. С тех пор нередко вместо официального названия из уст монахов и паломников доносятся фразы «Удел Богородицы» или «Сад Богородицы».

Географическое и политическое положение острова

Взглянув на карту, вы заметите, что по-особому выглядят и географические контуры Афона. Он является составной частью полуострова Халкидики, очень похожего по своим очертаниям на кисть руки с тремя пальцами. Восточный «палец», омываемый Эгейским морем и заливом Сингитикос, – это и есть афонский полуостров.

Примечательно, что православная гора Афон в Греции послужила поводом для получения абсолютного суверенитета. Юридически, эта территория независима от греческих властей и находится на самоуправляемом положении. Таким образом, Афон – это полноценное монашеское государство, подчиняющееся исключительно церковным властям, а конкретно, Константинопольскому патриархату.

Климат и природа в окрестностях горы Афон

Как и все Средиземноморье, Афон отличается комфортным субтропическим климатом. Здесь очень долгое лето и не морозная зима. Для паломников самым лучшим сезоном станет осень: летняя жара спадет, а прохладная дождливая пора зимы еще не начнется.

Остров утопает в густых лесах. Здесь сохранились многие редкие виды растительности, не тронутые влиянием животных. Монахи обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому глаз порадуют обширные фруктовые сады, оливковые плантации и виноградники. А питьевая вода добывается из чистейших высокогорных источников.

Где находится афон святая гора

Монастыри Афона

Вся территория полуострова поделена на области, принадлежащие монастырям. На Афоне 20 монастырей, и согласно принятому уставу образование новых поселений строго запрещено.

Монашеская республика находится на самоуправлении, и каждый год выбираются верховные представители от 4 монастырей (Священная эпистасия). Таким образом, образованы 5 монастырских групп:

  1. Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникита.
  3. Иверский, Симонопетра, Филофей, Пантократор.
  4. Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.
  5. Констамонит, Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.

Статус монастыря не только обеспечивает участие во власти, но и дает права на владение территорией.

Среди греческих монастырей на Афоне к числу старейших относится Великая Лавра, основанная Святым Афанасием в 963 году. На ее территории расположен монастырь с древними фресками и множество христианских реликвий. Среди них чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса», крест и жезл Святого Афанасия, мощи святых и части древа Креста Господня.

Где находится афон святая гора
Лавра Святого Афанасия (Великая Лавра)

Где находится афон святая гора
Каракалл

Где находится афон святая гора
Монастырь святого Павла.

Где находится афон святая гора
Монастырь Святого Пантелеймона

Кроме монастырей на афонской горе насчитывается 12 скитов. Эти монашеские поселения не обладают никакими правами и зависят от монастыря, которому принадлежит данная территория. Всего на острове проживает 1 500 монахов.

Святые Афона

Имеет Святая гора Греции и своих героев. В списке почитаемых святых, достойно прошедших тяготы земной жизни, много имен. Монахи с упоением несли свою веру и готовы были принять любые муки. Яркий пример такого поступка – история Преподобного Агапия.

Он был послушником старца из кельи Святой Троицы. Однажды Агапий спустился к морю, но в этот момент к берегу пристали пираты. Они схватили монаха и увезли в Магнисию, где продали его в рабство мусульманину. 12 лет Агапий жил в тяжелом труде и постоянных молитвах о спасении.

Богородица услышала его просьбы и явилась. Она расковала цепи, отворила двери и наказала монаху бежать на Афон. Агапий выполнил повеление и возвратился к старцу. Однако, тот не принял его. «Ты обманул хозяина, но не обманешь Бога. В час суда придется ответить тебе за те сребреники, что потратил он на твою покупку. Возвратись к хозяину и служи ему, а как благословит его Господь – он тебя отпустит. Так найдешь свое спасение» – таковы были слова мудрого старца.

Агапий подчинился наказу. Мусульманин удивился возврату беглеца. Добродетель и неистовая вера монаха поразили хозяина, да так, что взяв своих сыновей, отправился он с ними и бывшим рабом на остров Афон. Они приняли православную веру и до конца дней жили в смирении и добродетели.

Где находится афон святая гора
Преподобный Агапий

Святая гора Афон и русские паломники

Первые записи о путешествии русских на Афон относятся к временам Крещения Руси, когда остров посетил преподобный Антоний Печерский. Он прожил здесь долгое время, а затем с миссионерскими целями выехал в Киев, где основал первый центр монашества – Печерский монастырь.

Еще в 1016 г. на афонских землях был основан русский монастырь, но точных данных о нем не сохранилось. В 12 веке русское монашество получило на Афоне обитель Руссик, которая развивалась на протяжении всего Средневековья. Хотя порой монахам приходилось довольно трудно, и обитель приходила в полный упадок.

На сегодняшний день центром русского православия на Афоне является монастырь Святого Пантелеимона. Иногда его называют: «Россикон» или «Новый Руссик». Также русскими заселены скит Пророка Ильи и скит Святого Андрея.

Женщины на горе Афон

Женщинам и детям до 12 лет строго запрещено посещать афонскую обитель монахов. Табу нарушалось в крайнем случае: когда жизнь женщин и детей подвергалась опасности, они могли укрыться в церкви. Сегодня за проникновение на Афон женщинам грозит до года лишения свободы.

Дамы могут любоваться видами острова с расстояния в 500 метров. Для этого организованы специальные морские круизы. С комфортабельного парохода, не спеша курсирующего вдоль побережья, можно рассмотреть живописные ландшафты, древние монастыри и Священную гору.

Виза на Афон

Мужчинам на православную гору в Греции можно попасть после получения специального разрешения, которое называется Диамонитирион.

Подать прошение на въезд необходимо за месяц до посещения. Для этого следует сообщить в Паломническое бюро дату заезда и переслать копию первой страницы загранпаспорта. Запрос подается бесплатно, но выданное разрешение необходимо будет оплатить непосредственно при получении его в городе Уранополис (стоимость 25 евро).

Виза дает право находиться на территории полуострова в течение 4 дней и ночевать в любом из монастырей. При желании, в Карее можно продлить срок действия разрешения. Ночлеги в монастыре бесплатные, но лучше отблагодарить монахов за гостеприимство покупкой их сувенирной продукции.

Процедуру прошения можно упростить, т.к. оформление диамонитириона предлагают многие турагенства. Правда, такая услуга стоит более 100 евро.

Как добраться?

Священная гора Афон в Греции находится на закрытой от мирян части полуострова, поэтому путь к ней непрост.

Для начала необходимо прибыть на полуостров Халкидики. Вы можете прилететь в аэропорт Салоники или доехать сюда из другого города Греции на автобусе, поезде или такси. Правда, такое путешествие не обойдется без многочисленных пересадок.

Попасть с Халкидики на Афон можно только через морской порт Дафни. Путь к этой бухте лежит через городок Уранополис. С автовокзала в Салониках до Уранополиса курсируют рейсовые автобусы. Цена билета в один конец составит 12,5 евро. Поездка займет от 2,5 до 3 часов. Решив заказать такси, вы сократите затраченное время в 2 раза, но заплатите за поездку 120-140 евро.

Прибыть в Уранополис необходимо рано утром. В этом городе вам предстоит получить разрешение на посещение Афона, и успеть сесть на паром или катер до Дафни. Поэтому лучше выезжать утренними автобусами, отправляющимися из Салоников на 5.30 и 6.15. Выдача разрешений начинается с 7.30 утра, а паром отправляется в 9.45. Учитывайте, что без полученного разрешения на борт вас никто не допустит.

Переправа на пароме обойдется в 8 евро и займет 2 часа времени. Наряду с ним, до Афона, где находится святая гора, курсируют катера частных извозчиков. Они доставят вас до места всего за 20-30 минут и возьмут за это 10-12 евро. Но билет на быстроходный катер необходимо заказывать заранее.

Подробная карта полуострова Афон

Первое понятие о том, как выглядит Афон, дает карта Греции и полуострова Халкидики. Давайте теперь рассмотрим подробную схему, на которой указаны все дороги и монастыри на территории Афона.

Первым делом мы прибываем в порт Дафни – морские ворота Афона на карте Греции. На схеме они обозначены красной точкой. Обратите внимание на еще один крупный красный круг. Это Карея – административный центр монашеского государства. Здесь есть магазины, почта, кафе и другие блага новой цивилизации. Это единственное место, о котором можно говорить как о городе, где находится святая гора Афон. Все остальное, что вы увидите – это монастыри, скиты и кельи, где позволено отдохнуть от долгого пешего пути.

Если вы хотите подняться на вершину горы, то обратите внимание на южную окраину острова. Место, где находится святая гора, отмечено красным треугольником, а рядом мы видим указатель высоты Афона и обозначение кельи Панагиа.

Собственно, весь полуостров представляет собой соседство крупных монастырей и мелких скитов. В некоторые из них вы можете попасть прямо с парома, причаливающего к их пристаням. До иных можно дойти только пешком. Но что такое Афон Греции? Это и есть постоянный поиск пути.

Где находится афон святая гора

Мистические места на Святой горе

Как и любая территория, православная гора Афон в Греции имеет свои тайны и загадки.

Так, в высокогорной местности находится скала Идолио. На заре заселения острова здесь располагалось крупное языческое капище. Проход на эту вершину строго запрещен, хотя к нему и ведет кем-то протоптанная тропинка. Вдоль нее установлены многочисленные кресты, защищающие православную землю от проникновения злых духов.

Также местные стараются обходить стороной скит Могул, который некогда был расположен чуть выше Великой Лавры. Сегодня здесь скалистая плита, под наклоном устремленная в море.

По легенде, ранее под ней был расположен скит, освященный в честь Василия Великого. Среди его монахов начались сильные раздоры, и вдруг они услышали сильнейший грохот камнепада. В этот момент огромная скала, возвышавшаяся на 500 метров выше их обители, с грохотом рухнула вниз и смела все следы погрязшего в раздорах скита. Осталась лишь пустынная плита, где и до сей поры слышен грохот камнепадов.

Пляжи и курорты в Афоне

Если вы планируете пляжный отдых, то он будет доступен только в Уранополисе или Неа-Рода. В православной части острова категорически запрещено:

  • носить яркую одежду;
  • оголять ноги и плечи;
  • купаться и загорать;
  • сквернословить;
  • проводить видеосъемку.

Кроме того, следует соблюдать заведенный у монахов распорядок дня.

На курортах же вы найдете как комфортабельные пляжи, так и привлекательные дикие территории, к которым вас доставит такси.

Отели

На территории священной горы кроме монастырей вы другого жилья не встретите. А вот в курортной части, в Уранополисе или Неа-Дора, можно легко найти недорогой и комфортабельный отель на Афоне. В списке лучших обычно отмечают:

  • Eagles Palace;
  • Xenia Ouranopolis;
  • Alexandros Palace Hotel;
  • Hotel AKTI Ouranopoli Beach Resort.

Путешествие на Афон восхитит не только поразительной красотой природы, но и умиротворенной атмосферой православной земли, которая оставляет в душе каждого свои неповторимые и непередаваемые впечатления.

Источник: dzadziki.com

Удел Богородицы

Где находится афон святая гора
Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов

Однажды Пресвятая Богородица вместе со святым Иоанном Богословом путешествовала морем, следуя на Кипр. Корабль настигла буря, и выбросила его на берег. Красота Афона поразила Деву Марию, и Она молитвенно обратилась к Сыну, чтобы даровал Ей это место в удел. С тех самых пор всему миру известно, что Святая Гора — удел и сад Пресвятой Богородицы и Девы Марии.  

Природа 

Святая гора Афон — уникальное место. Территориально Афон расположен на полуострове Халкидики в Греции. Это полуостров, вдающийся в Эгейское море и заканчивающийся на юге горой высотой 2033 метра. Она также называется Афон. Средиземноморский климат обеспечивает афонитам теплые дождливые зимы, ветры в холодное время года, знойное солнечное лето. Для питья используют воды горных ручьев. 

Где находится афон святая гора
Виноградники Афона

На южной, скалистой части горы, очень мало растительности. В остальных местах Афон изобилует растительностью: здесь раскинулись дубовые рощи, растут ели, каштаны, платаны, кустарники. На высоких местах простираются вересковые пустоши. Святогорцы занимаются выращиванием оливок, цитрусовых, грецких орехов, фруктов и винограда.

История монашеского государства

Пристанищем для монахов Святая Гора стала где-то в конце VII века. В 883 году император Василий Македонянин письменно утвердил Афон как место жительства только монашествующих. Во время крестовых походов Афон попал под влияние католиков, но монахи не приняли униатство. 

В начале XIV века храмы Святой горы были разорены каталонскими наемниками, однако к концу столетия наступил экономический и духовный подъем. В это время наиболее сильными оказались идеи исихазма — особого подвига уединения и молитвы.

В XV веке Салоники завоевали турки, но Афон еще долго, до середины XVI века, жил по-прежнему, не утратив своих прав. В 1566 году султан Селим II отнял все земли у афонских монастырей. 

В VII-VIII веках Афон стал местом просвещения греческого народа. В это время была основана Афониада, в Великой Лавре заработала типография. 

В 1821 году Афон оккупировали турки, началось притеснение святогорцев. Благодаря мирному договору между Турцией и Россией, в 1829 году пришло освобождение, было возвращено утраченное имущество.

В 1912 году последовали новые нестроения, связанные с разногласиями между русским монашеством, продолжающим подчиняться русскому посольству в Константинополе, и греческим, желающим присоединения Афона к Греции. В это время Россия предложила создать самоуправляющееся автономное монашеское государство, что и совершилось в 1924 году. 

В разное время на Святой Горе было разное количество насельников. Меньше всего святогорцев проживало в 1971 году — около тысячи человек. С этого времени число насельников постоянно растет. Сейчас, в начале XXI века, на Афоне подвизается около 1800 монахов.  

В конце XX века Святую Гору включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, после чего на Афон устремилось большое число паломников и туристов. 

Управление 

Афон — часть Греции, и официально именуется Автономным монашеским государством Святой горы. Столица Афона — поселок Карея, или Карьяс. На Святой горе действует своя Конституция — Уставная Хартия Святой Горы Афонской, изданная в 1924 году, и вступившая в юридическую силу в 1926 году. 105 статья Конституции Греции подтверждает особый статус Афона. 

Где находится афон святая гора
Карея (Карьяс)

Монашеское государство образуют 20 монастырей, разделенных на 5 групп:

  1. Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.
  2. Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
  3. Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
  4. Хиландар, Ксиропотам, Святого Павла, Григориат.
  5. Дионисиат, Зограф, Святого Пантелеймона, Констамонит.

Каждая группа один раз в год выдвигает представителей в исполнительную власть Святой горы — Священную Эпистасию. К тому же, каждый из 20 монастырей ежегодно избирает представителей в верховный орган самоуправления — Священный Кинот. 

В Карее есть представитель Греции — губернатор, подчиняющийся министру иностранных дел, с небольшим штатом сотрудников — служащих и полицейских. Главная задача губернатора — наблюдение за соблюдением гражданского законодательства.

Виды поселений

Новые монастыри на Святой Горе основывать запрещено.

Кроме монастырей, на Афоне устроены и другие виды поселений:

  • скиты (всего есть 12 скитов) — поселения, похожие на монастыри, но не имеющие такого статуса;
  • каливы — поселения, из которых состоят скиты;
  • келлии — достаточно большие поселения с обширными участками земли;
  • кафисмы — одиночные селения;
  • исихастирии — обители отшельников.

Все монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха, поэтому их также называют ставропигиальными.

Монастыри отличаются от других поселений тем, что имеют право участвовать в управлении государством и владеть земельной собственностью, в отличии от последних . Все монастыри на Афоне — киновиальные, или общежительные. Особножительными остаются несколько скитов.   

Из 20 монастырей Афона 17 греческих, один русский — Россикон (Свято-Пантелеимоновский), один болгарский — Зограф, и сербский — Хиландар. Помимо этого, в Карее с 1749 года действует богословское училище “Афониада”. 

Памятка паломника

Паломники начинают свой путь из города Уранополиса, расположенного у подножия Святой Горы. Из Уранополиса ежедневно отправляется паром в Дафни — главный порт Святой Горы.  

Где находится афон святая гора
Порт Дафни

Инфраструктура местности стала развиваться в конце 20 века, — были проложены грунтовые шоссейные дороги, устроены гостиницы и хостелы. Все это делается для удобства паломников, сами же святогорцы таким положением вещей не особо довольны.

186 статья Устава запрещает пребывание на Афоне женщин. За нарушение предусмотрено наказание — тюремное заключение на срок от 8 месяцев до года. Кроме того, запрещается ввозить на Святую Гору животных женского пола. Запрет не касается диких животных, кур, несущих яйца, необходимых в живописи, и кошек, уничтожающих грызунов. 

Запрет на посещение женщинами Афона (Аватон) очень строг, ведь его дала сама Игуменья Святой Горы.

Мужчины могут получить специальное разрешение — диамонитирион для пребывания на Афоне сроком до 4 дней. Получить его можно в Офисе Паломников г.Салоники. При необходимости, диамонитирион можно продлить в Карее. Священники должны заранее взять благословение на посещение Афона во Вселенской Патриархии. Посетить Афон могут христиане любых конфессий. Запрещен въезд на Святую Гору сектантам и язычникам.  

На Афоне нужно соблюдать определенные правила. Нельзя ходить в шортах, рубашках с коротким рукавом, купаться в море и загорать. Нельзя материться и сквернословить, снимать видео и фотографировать. Не стоит пытаться схитрить и тайно пронести видео или кинокамеру — при таможенном досмотре ее отнимут. Нельзя ввозить на Афон собак и охотничьи ружья.

Из порта Дафни до Кареи ходит автобус, но лучше всего отправляться пешком,тогда можно будет увидеть нетронутую цивилизацией красоту Афона, возможно, встретить подвижников-аскетов.   

Монастыри

Самый древний монастырь Афона, Лавра святого Афанасия, основана в X веке. Великая Лавра — главенствующий монастырь в Афонской иерархии. 

Всему миру известен монастырь Ватопед — хранитель величайшей православной святыни — пояса Пресвятой Богородицы. 

Где находится афон святая гора
Ватопед

Многие слышали о монастыре Хиландар, четвертом в иерархии монастырей. В Хиландаре хранятся нетленные мощи преподобного Симеона, основателя монастыря. Из его гробницы растет древняя виноградная лоза, которая приносит плоды уже много веков. Виноград с этой лозы дарит счастье иметь детей бесплодным родителям. 

Где находится афон святая гора
Святая лоза

Свято-Пантелеимоновский монастырь

По Преданию, монастырь на Афоне основал князь Владимир после крещения Руси. За долгие века монастырь переживал неоднократные периоды то упадка, то возрождения. Например, в 1726 году в монастыре оставалось четыре человека братии — двое русских, двое болгар, да игумен-болгарин. В XIX веке монастырь пережил период расцвета, благодаря помощи и покровительству российской императорской фамилии. На начало XX столетия в Россиконе насчитывалось около 2000 братии. Переживал монастырь и страшные пожары 1307 и 1968 годов.

Всего в монастыре три храма — Святого великомученика и Целителя Пантелеимона, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, и 17 параклис — небольших часовен или приделов храма.

В главном соборе, освященном в честь великомученика и целителя Пантелеимона, хранится честная глава этого святого — сокровище и духовное утешение не только храма, но и всей горы Афонской. Кроме того, в монастыре множество других святынь — частицы Честнаго Креста Господня, частицы мощей более чем 300 русских, грузинских и греческих святых — святителей, мучеников, преподобных и безсребреников, чудотворные иконы.  

Где находится афон святая гора
Свято-Пантелеимонов монастырь

После известных событий 2017-2018 годов РПЦ не благословляет своих верных чад причащаться в церквях Афона, а клирикам запрещено участвовать в богослужениях. Исключение составляют храмы Свято-Пантелеимоновского монастыря.   

Отцы-святогорцы

За тысячелетнюю историю Афона здесь просияло великое множество святых — Григорий Палама, Гавриил Афонский, Иоанн Русский, Косма Этолийский, Силуан Афонский, — Собор преподобных отцов Афонских. 

Где находится афон святая гора
Собор всех святых и преподобных, на Афоне просиявших

На весь мир Господь прославил великих подвижников XX века — старца Паисия Святогорца и Иосифа Исихаста, —  великих молитвенников и наставников заблудших и погибающих овец, рожденных в скорбном двадцатом веке. Святые отцы прославлены в лике святых. Память Паисия Святогорца совершается 12 июля, а Иосифа Исихаста — 28 августа. 

Все святые отцы Афонские, молите Бога о нас!  

Источник: pravlife.ru

Конституционно-правовое положение и администрация

В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам.

До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции.

Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений»[1].

Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир.

Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981 года — митрополит Никодим (Анагнасту)), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х.

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIV века. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».

Посещение Афона

Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»[2].

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Диамонитирионы бывают двух видов: общее разрешение (выдается Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре) и индивидуальное (делается самим монастырем на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

Монастыри и иные монашеские поселения

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

  1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)
  2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
  3. Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
  4. Хиландар (Χιλανδαρίου)
  5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)
  6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)
  7. Пантократор (Παντοκράτορος)
  8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)
  9. Зограф (Ζωγράφου)
  10. Дохиар (Δοχειαρίου)
  11. Каракал (Καρακάλλου)
  12. Филофей (Φιλοθέου)
  13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)
  14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)
  15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)
  16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)
  17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)
  18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)
  19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)
  20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.

Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от монастыря, которому принадлежит их земля.

До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными; в России в синодальный период такого рода монастыри частно называли «штатными»). После перевода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.

История

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединенной жизни. Первыми жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора, постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили.» Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Расцвет монашества на Афоне произошел во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуосторове, дарованное ещё Константином Погонатом.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре была устроена типография.

XVIII век был временем общего упадка афонского монашества.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монатсыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения[3].

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.

Русские на Афоне

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители «Ксилургу».

Согласно 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял там пострижение.

15 августа 1169 года русским была передана «обитель Фессалоникийца» («Руссик»). С конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь русской обители и иным на Афоне, который попадает под московское покровительство. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе.

Существуют документальные свидетельства о том, что Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году[4]. По рассказам, слышанным русским путешественником Василием Григоровичем-Барским, подобное запустение могло быть следствием того, что греки «больше числом сущи и не терпевши срамоти и обличения, сице наущением демонским возъяришася на них [российских иноков], и сицеву брань велию сотворивши междуусобию, яко нечаянно на них нападши, всех заклаша до едина…»[5]

В XVIII веке прозошёл резкий упадок как всего монашества на Афоне, так и русского в частности; к концу века Руссик, обременённый значительными долгами, практически прекратил существование.

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок.

В 1840-е начал заселяться паломниками из России Ильинский скит (на восточном берегу), основанный в 1757 году Паисием Величковским и до 1841 года пребывавший в полном упадке. Купцы Василий Толмачёв (в монашестве — Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) приобрели у Ватопедского монастыря келлию преподобного Антония Великого, которая в 1850 году сделалась русским Андреевским скитом с 300 исключительно русских иноков. Скит был назван в честь небесного покровителя Андрея Н. Муравьёва, немало содействовавшего устроению скита.

С половины XIX века начался массовый приток русского монашества на Афон, что было в значительной степени вызвано тем, что многие из российских паломников оставались на Афоне, чему Оттоманское правительство не чинило препятствий. Причём, с точки зрения российского правительства, такие насельники оставались подданными России. Под русский контроль перешёл Андреевский и Ильинский скиты.

Андреевский скит в начале 1910-х был очагом имяславия и в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

С переходом Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства в ноябре 1912 года бесконтрольному потоку русских на Афон был навсегда положен конец, что было не в последнюю очередь связано с планами российского правительства аннексировать полуостров (наряду с Константинополем) в ходе Первой мировой войны. Характерно, что в 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

После окончания гражданской войны в России приезд русских был практически запрещён как для лиц из СССР, так и из русской эмиграции вплоть до 1955 года. Замечательными исключением в данный период были Софроний (Сахаров) и В. А. Кривошеин (впоследствии архиепископ Московского Патриархата Василий). Последний проживал на Афоне с декабря 1925 года до сентября 1947 года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Овладев греческим языком, Кривошеин сумел получить доступ к древним греческим манускриптам для их исследования.

В 1931 году Архиерейский Синод РПЦЗ создал Комитет помощи русским афонским инокам, в котором активно работал епископ Серафим (Соболев).

От 5.300 русских насельников из общего числа 12.000 в 1913 году[6] к декабрю 1965 года осталось 62 русских монаха (все весьма преклонного возраста) из общего числа 1.491[7]. В Андреевском скиту последний русский насельник (старец Сампсон) умер в 1972 году, после чего скит отшёл к Ватопедскому монастырю; в 1992 году там появились первые греческие монахи.

В 1960-х Московской Патриархии, благодаря усилиям председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова), который, ещё будучи архимандритом, неофициально посетил Афон в феврале 1959 году[8], удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь: в 1966 году прибыло 4 человека из Псково-Печерского монастыря, в 1969 году — 2 из Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 1959 года Афон посетила группа участников церковных торжеств в Салониках в связи с 600-летием со дня преставления Григория Паламы (14 ноября) в составе: епископ Волоколамский Василий (Кривошеин), ректор МДА прот. К. И. Ружицкий и профессор ЛДА Н. Д. Успенский[9]. Первая официальная делегация Московского Патриархата в составе архиепископа Никодима, архимандрита Питирима (Нечаева) и референта ОВЦС В. С. Алексеева прибыла на Афон в конце июня 1962 года[10]. Игумен Пантелеимонова монастыря Илиан (Сорокин; † 1971) в письме от 19 сентября 1962 года архиепископу Василию (Кривошеину), чрез которого Никодим Ротов поддерживал сношения и получал информацию от русской братии на Афоне, писал: «После посещения Высокопреосвященнейшего владыки Никодима греки, то есть греческое правительство, очень озлобились на нас. Все письма наши читают. Отец Давид [Цубер; эконом] совсем испугался, сидит и молчит, боится, что его могут арестовать.»[11]

В 1970-е русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться; значительная часть отправляемых на Афон кандидатов возвращалась в СССР по причинам нездоровья и неспособности переносить тяготы жизни в Пантелеимоновом монастыре.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом[12].

География и климат

Узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Эгейское море, несколько к востоку от Салоникского залива, 40°40′ с. ш., 24° в. д. Длина полуострова около 60 км, ширина от 7 до 12 км; площадь — 335,637 кв. км. Высота собственно горы Афон — 2 026 метра. Климат — субтропический (средиземноморский климат), с мягкой дождливой зимой и жарким летом.

Почти весь полуостров, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыт богатой субтропической растительностью: здесь произрастают различные деревья, отчасти фруктовые, лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены виноградом.

Фотогалерея

См. также

  • Диамонитирион

Литература

  1. Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. Том I—II. — М., Издательство «ДАРЪ», 2007[13].
  2. Посмертные вещания Нила Мироточивого. М. Издательство Сретенского монастыря, 2003
  3. Борис Зайцев. Афон.
  4. Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 148—149.
  5. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
  6. Ульянов О. Г. «Умное делание»: традиции исихастов. Богословское и философское осмысление исихастской традиции
  7. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане
  8. Ульянов О. Г. «Apophtegmata patrum» и традиции старчества на Руси

Источник: dic.academic.ru


Categories: Гор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.