Араратские горы

Всем известно предание о праведном старике, который пол-жизни строил своими руками огромное деревянное судно, собрал на него всё биоразнообразие мира, и пережив на борту Весмирный потоп, причалил к показавшейся из вод вершине горы Арарат. У тюрок Агрыдаг, у армян Масис, этот одинокий гигантский вулкан уступает высотой (5165м) Эльбрусу или Эльбурсу, но на 4 километра от основания возвышается среди тоскливых плато Армянского нагорья. Священная вершина Армении, высшая точка Турции, "на глаз" Арарат мог казаться высочайшей горой если не мира, то Ближнего Востока. И вот с поста про доминанту этого красивого и кровавого региона я начну долгий-долгий рассказ о двойном путешествии по Закавказью.

Арарат ассоциируется с Турцией и Арменией, но первый раз, на заглавном кадре, я увидел его из Азербайджана.
чнее — из Нахичевани, отрезанной армянскими фронтами от остальной страны. Отсюда до горы более 110 километров, и Арарат лишь разок показался мне утром, а в основном о торчащей из-за горизонта вершине в Нахичевани и догадаться нельзя. Николай II, по преданию, во время своего вояжа по Завказью две недели ждал, когда библейский вулкан соизволит показаться из тучи, а в итоге уехал ни с чем. Арарат даже сжалился над людским монархом, но царь лишь возмутился: "Он не захотел открыться мне, а теперь я не хочу его видеть!" и демонстративно не смотрел назад, пока не покинул долину. На самом деле так бывает едва ли не у большинства приехавших в Армению туристов — что в летний зной за речными испарениями, что в зимнюю стужу за дымом буржуек Арарат скрыт чаще, чем виден. В Ереване, специально забронировав квартиру в многоэтажке на Норкском плато, поначалу я увидел лишь прозаичный серый хребет Айкакан-Пар ("Армянская округа").

2.
Араратские горы

Между тем, лучшие виды великой горы открываются именно из Еревана, словно специально построенного амфитеатром, чтобы её созерцать. Большой Арарат (5165м) с его мощью и Малый Арарат (4365м) с его изяществом правильного конуса здесь образуют какое-то "золотое сечение", да и высятся над плоской равниной "в полный рост", не прикрытые собственными подножьями. Из Еревана кажется, что Арарат совсем рядом, но на самом деле до него 65 километров, и примерно на полпути — граница ненавистной армянам Турции:

3.


Араратские горы

Я каждое утро (а лучше всего Арарат виден именно утром и вечером) шарил ультразумом по склонам, пытаясь "поймать" ближайший к горе турецкий город Ыгдыр, но видимо, отсюда он скрыт за какими-то складками местности. По ночам выше по склонам горят какие-то огни — по слухам, американской радиолокационной станции, следящей за вероятными противниками с НАТОвских восточных рубежей на боковой вершине Такельти. Днём же сквозь дымку просматриваются лавовые поля, напоминая о вулканической сущности:

4.
Араратские горы

К северу от горы раскинулась Араратская долина, также разделённая пополам между Турцией и Арменией, но исторически представлявшая собой сердце армянской цивилизации. Здесь находились все исторические столицы, будь то Ереван или Ани, важнейшие святыни и просто самая густонаселённая и урбанизированная часть "страны орущих камней".

5.
Араратские горы

В ближайшей к Арарату точке Армении стоит монастырь Хор-Вирап, в переводе "глубокая темница", и под ним правда есть каменный мешок, в котором 14 лет просидел Григорий Просветитель, прежде чем стать крестителем армян.

6.

Араратские горы

А вот такой вид на Арарат открывается с хребтов к югу от долины, отделяющих от неё следующий регион Вайоц-Дзор. Здесь из силуэта двух вершин пропадает то особое изящество:

7.
Араратские горы

Айкакан-Пар, в Турции известный как Агрыдагский хребет служит ещё и великим водоразделом. В Араратской долине собираются притоки Аракса, текущего в Каспийском море. А вот с юга, целиком в Турции, раскинулась Алашкертская долина в верховьях Евфрата, текущего в Персидский залив:

8.
Араратские горы

Ныне это ил (уезд) Агры, но его исторический центр — Догубаязит, построенный в 1930-х годах у руин знаменитого Баязета. Последний стоял выше по горам, и от него даже кое-что осталось, но как раз оттуда-то Арарата и не видать за более близкими горами. Зато над новым городом в низинке вулкан буквально нависает:

9.
Араратские горы

Ещё более впечатляющие виды открываются с дороги из Баязета в Игдир — здесь Большой Арарат круто обрывается к плоской равнине:

10.
Араратские горы

А когда дорога поднимается на перевал Хараба-Базар (1671м) — гора тонет в своих же подножьях, и кажется, что до вершины рукой подать:

11.


Араратские горы

-А это у вас там что за гора? Арарат что ли? — спросил я таксиста в Нахичевани.
Таксист рассердился:
-Да это его армяне переименовали! Всегда он у нас Агрыдаг был!
На самом деле Арарат — название сугубо европейское, и родилось оно всего-то из ошибки перевода: в оригинале Ковчег причалил к горе Урарту, то есть высшей точке древнего закавказского царства, своеобразной прото-Армении с центром у озера Ван. Армяне называют словом "Айрарат" историческую область Араратской долины, но сама гора у них — Масис: происхождение этого названия толком не известно, но вероятно в основе парфянское слово, означающее Великий. Тюркское Агрыдаг можно перевести как Гора Боли, но скорее всего в основе тут курдское Чия-Агри — Огненная гора. В обиходе, впрочем, курды называют его Араратом — может быть, просто в пику туркам. Персы же и вовсе сложных названий не измышляют и зовут этот вулкан Кухи-Нух, то есть Ноева гора.

12.
Араратские горы

И конечно, не было бы у Арарата такой славы, если бы не библейский сюжет. Надо заметить, легенды о Всемирном потопе не сговариваясь слагали все народы мира, и причина тому проста — потоп этот действительно был.
с и сейчас пугают таянием льдов Антарктиды, но в конце последнего ледникового периода таяли куда более масштабные ледники. Мировой океан поднялся тогда на 120 метров, затопив самые обжитые, самые богатые плодами и дичью, самые полюбившиеся людям места. Конечно, вода наступала на них годами и десятилетиями, но с каждым поколением людей, загнанных в голодные горы, легенда становилась всё более и более жуткой. Апофеозом её и стал библейский Потоп, ниспосланный Богом на десятое от Адама поколение людей, погрязших в разврате и неравенстве. И хоть были те люди исполинами, жившими по несколько веков, лишь одному из них Господь дал шанс выжить. В иудейского традиции звали его Ноах, что у нас превратилось в Ной, а у мусульман — в Нух, и был он избран как самый праведный из людей. При этом толкователи Библии даже с каким-то смакованием подчёркивают заурядность Ноя — во времена де Авраама он был бы совершенно обычным человеком, но в обозлённом и сладострастном мире накануне Потопа простая честность превратилась в подвиг. Первым делом ангел Разиэль провёл Ною интернет, тогда ещё не засорённый всякой всячиной — по крайней мере именно такие ассоциации у меня вызывает дарованная "Книга Тайн" ("Сефер ха-разим"), содержавшая ответ на любой вопрос. Её Ной использовал как самоучитель по судостроению и биологической систематике, и в итоге, провозившись 120 лет, срубил гигантский "сундук" (что значит слово ковчег) из дерева гофера.
пуляцию которого он уничтожил видать под чистую, хотя народ на полном серьёзе выясняет, из ливанского кедра был сделан ковчег, из кипариса, а может и вовсе из дуба? Можно лишь предполагать, как самовлюблённые соседи смотрели на праведного чудака, который вдруг бросив все дела начал ваять гигантскую ладью посреди пустыни да предрекать, что через сотню лет всех смоет. Неладного они не заподозрили, даже когда на борт ладьи вереницей потянулась живность вплоть до невиданных в Иудее орангутангов, муравьедов, утконосов, пингвинов и белых медведей. Ну а затем хлынул дождь, не прекращавшийся 40 дней, и Ковчег целый год носило по волнам сомкнувшегося над сушей океана.

13.
Араратские горы

В постапокалиптическом фильме "Водный мир" герои находят островок, оказывающийся вершиной Эвереста. Но что именно невзрачная издали Джомолунгма является высшей точкой Земли, учёные узнали лишь в конце 19 века. До того высочайшими горами планеты и вовсе считался Памир, да и то лишь потому, что называли его древние "крышей мира". Но это позже еврейские купцы-раданиты будут держать Великий Шёлковый путь, а что знали о Памире 3,5 тысячи лет назад евреи, тогда бывшие маленьким и воинственным кочевым народом? Среди гор, известных людям Ветхого Завета, "на глаз" выше Арарата однозначно не могло быть ничего.
же Демавенд с Эльбрусом, если и были известны, то всё равно терялись в своих хребтах. Да и дрейфовал Ноев ковчег, скорее всего, не так-то далеко от места своей постройки. Впрочем, в античной и мусульманской традициях "причалом ковчега" считают гору Джудидаг у границы Турции и Сирии, на ближней к Иудее стороне "гор Урарту". А в Средней Азии такой славой наделяют и вовсе гору Казыгурт близ Чимкента — но там логика скорее в сухости тех мест и их неимоверной удалённости от моря.

14.
Араратские горы

По легенде, Ковчег валяется на Арарате до сих пор, а в последние полторы сотни лет сенсации о его обнаружении успели примелькаться. Вершина Масиса у армян, как вершина Белухи у алтайцев, считалась запретной, причём восхождение на неё поверия даже не считали наказуемым — скорее, попросту невозможным. Первыми это опровергли немец Иоганн Фридрих Паррот из Дерптского университета и армянский писатель Хачатур Абовян в сопровождении солдат Алексея Здоровенко и Матвея Челпанова и местных жителей Ованнеса Айвазяна (тёзка Айвазовского!) и Мурада Погосяна. Русский царь тогда отвоевал северный склон горы у персидского шаха, и цели экспедиции 1829 года были сугубо географическими — описание вновь обретённых владений. Представители армянского духовенства рассказам Абовяна о том, что он был прямо вон там, просто не поверили, но уже к концу 19 века подъём на вершину Арарата что с российской, что с турецкой стороны представлялся вполне заурядным походом.
1887 году некий "архиепископ Вавилонский", а прежде пациент психбольницы Джон Дзозеф уже докаладывал миру, что нашёл на южном склоне Ковчег, вот только турки не дают его вывезти. В 1939 году священник-белоэмигрант, а прежде царский лётчик Владимир Росковицкий на страницах калифорнийского журнала "New Eden" рассказывал, как в 1916 пролетал над Араратом и увидел на склоне Ковчег, вскоре обследованный специальной экспедицией, вот только результаты её были уничтожены большевиками. В 1955 году француз Фернанн Наварра обивал пороги лабораторий с фрагментом дубовой доски с Арарата, в итоге датированной серединой нашей эры. Примерно тогда же турецкий лётчик Ильхам Дюрупинар нашёл окаменевшие остатки ковчега с дырявыми мегалитами-"якорями" и вовсе под соседней горой Тендюрек. Вернее, турок их только заснял в ходе планового полёта, а интерпретировал его фотографии уже американец Рональд Уайетт, за свою жизнь успевший "найти" также руины Содома и Гоморры, Моисеев брод на Красном море и другой ковчег, который с Заветом. Так что и я могу спокойно заявить, что нашёл лежащий вверх дном и припорошенный снегом Ноев ковчег в левом нижнем углу вот этого кадра:

15.
Араратские горы

Который снял в турецком Ыгдыре — ближайшем городе к библейской горе:

16.

Араратские горы

"Это в Турции, там тепло!" — фраза, которую я вспоминал не раз, скитаясь в ноябре по ледяным степям Армянского нагорья. Турция здесь больше похожа на Казахстан и Монголию, чем на саму себя в ипостаси Стамбула и Антальи. Над Игдиром — морозный рассвет, пахнущий дымками угольных печек:

17.
Араратские горы

Поймав на выезде попутку с интеллигентным турком, который когда-то женился на татарке и потому неплохо говорил по-русски, мы снова взяли путь на перевал Хараба-Базар. Внизу — постройки вынесенного далеко за город Игдирского университета, а за горами поодаль — Спитак, Ванадзор и Гюмри:

18.
Араратские горы

Здесь, у подножья, хорошо видно, что Арарат действительно вулкан — на десяток километров от горы расходятся лавовые поля:

19.
Араратские горы

Порой образующие причудливые скульптуры, как где-нибудь на Курилах. Под этой лавой археологи находят древнюю оплавленную бронзу и обгоревшие кости, а последний раз Арарат извергался не так уж давно — 2 июня 1840 года:

20.
Араратские горы

Вершина Арарата отсюда кажется правильным ледяным куполом, да и тот едва выглядывает из-за горы Корган (2545м):

21.

Араратские горы

Сквозь лавовые поля от трассы Игдир-Баязет уходит неприметная, но ровная дорожка. По ней и побрели мы меж пока ещё пустых зимовок для скота:

22.
Араратские горы

Но кизяк на них уже сложен стогами, а кое-где из-за булыжных оград лаяли на нас грозного вида псы:

23.
Араратские горы

Моей целью была деревенька Енидоган, ближайшая к вершине Арарата, вот только карта рисовала к ней аж три дороги с разных сторон, и какая из них самая проезжая — я не мог даже предполагать. Поэтому мы выбрали самый короткий путь, километров 40 от Игдира.

24.
Араратские горы

Выглядела дорога так, будто машины по ней ездят дай бог раз в сутки, и всё же мы на что-то надеялись, тем более свежий навоз на асфальте пересекали следы колёс. Мы прошли с пол-километра, когда сзади послышался шум мотора. Принадлежал этот мотор явно не легковушке, но когда из-за поворота вырулил трактор, мужики в кабине радостно замахали нам руками.

25.
Араратские горы

Конечно же, нетрудно догадаться, что трактор ехал дай бог до ближайшего пастбища, и всё же сама идея прокатиться в его кабине нам понравилась. У съезда с асфальтовой дорожки трактор высадил нас и ушёл куда-то за камни, а чабан при мултуке решил просто так не отпускать странных гостей и что-то объяснял нам с помощью гуглопереводчика. Понял я в итоге только слово "ясак" ("запрет"), но так и не понял, к чему оно относится — ведь до границ отсюда далеко, а дорога по карте сквозная до Енидогана. Теоретически, на Арарат, как на Эверест, подъём платный, но в отличие от Эвереста, тут до вершины всё же возможно (хотя и опасно) дойти неочевидными тропами, на которых не стоят посты национального парка. Я предположил, что чабан всего лишь предупреждает, что не стоит покорять Арарат нелегально. Впрочем, шансы застопить что-то ещё казались околонулевыми и без всяких запретов, поэтому мы побрели к трассе, думая о том, как потратить остаток дня. Как вдруг уже вполне легковая машина почти беззвучно вынырнула из-за поворота:

26.
Араратские горы

И вот извилистыми серпантинами мы продолжали путь наверх среди льда и лавы:

27.
Араратские горы

28.
Араратские горы

Купол вершины всё ближе, блеск его всё ярче:

29.
Араратские горы

А вот у дороги вдруг показались руины. Водитель начал мучительно соображать, как это будет по-английски, а я переспросил его по-турецки — "kilise?" ("церковь?"):

30.
Араратские горы

Увы, я ничего не знаю о её истории и названии. Да и никто не знает, вполне может быть. По турецким меркам состояние этой церкви ещё неплохое, ибо после Первой Мировой войны и последующего геноцида армян (который турки считают обоюдным) от подавляющего большинства армянских храмов не осталось просто ничего. Лишь несколько десятков из них на всю Турцию дошли до нас в виде зданий, и примерно столько же — в виде бесформенных руин. Причём руин в большинстве своём "ошкуренных" — туфовая облицовка ушла на украшение особняков турецких чиновников и военных.
Здесь стоило бы сойти, подойти к руинам ближе, поискать какие-нибудь хачкары, но…

31.
Араратские горы

…но мы ещё не знали, что этой машиной смогли бы уехать обратно. В какой-то момент впереди показалась натурально крепость с круглыми башнями по углам, однако я понимал, что фотографировать её не стоит — этот угол Турции набит военными объектами покруче советско-китайских границ. У ворот военной базы (как сказали бы у нас — заставы) Корган мы и остановились. Сам факт наличия иностранцев в подъехавшей машине военных нисколько не смутил, но и дальше пути не было: единственная дорога на Енидоган (до которого ещё километров 12-15 пришлось бы идти пешком) ведёт сквозь базу, и посторонним здесь ходить запрещено. Водитель забрал у военных какую-то коробку, и развернувшись, поехал с нами обратно в Игдир.

32.
Араратские горы

Теоретически, отсюда наверное мог бы быть виден Ереван — от ближних его окраин до дальних немногим меньше, чем досюда. А заодно — городки вроде Армавира или Эчмиадзина и гигантские градирни Армянской атомной станции. Но морозным ноябрём Араратская долина оказалась затянута густым слоем дыма бесчисленных печек-буржуек, остающихся для Армении основным источником тепла даже несмотря на наличие АЭС. Лишь над сизым туманом был прекрасно виден Арагац (4095м), или у тюрок Алагез — высшая точка Армении, "наместник Арарата", оставшийся там за главного после Гражданской войны.

33.
Араратские горы

Итак, короткий путь не всегда самый быстрый. Более того, самым быстрым путём в Енидоган оказался тот, что был самым дальним по километрам — через городок Аралик (6,6 тыс. жителей), центр самого восточного в Турции ильче (района) в 40 километрах от Игдира на Нахичевань. Спустившись в Игдир, водитель пристроил нас в долмуш (маршрутку), и вот уже мы мчались на восток мимо полей и водонапорных башен земли Сурмалы — так, по давно разрушенной армянской церкви Сурб-Мари (Святой Марии) турки называли полосу от Арарата до Аракса. Сурмалы — последнее территориальное приобретение Турции: в Османскую империю он входил разве что недолгими оккупациями османо-сефевидских войн 16-17 веков. По итогам которых, как и вся территория нынешней Армении, эта земля осталась за Ираном. По хребту Агрыдаг проходила сначала персо-османская, а с 1829 года русско-османская граница, и лишь в 1921 году Арарат стал турецким с обеих сторон. Османская империя проиграла Первую Мировую войну и рухнула, а вот возникшая на её осколках молодая Турецкая республика Кемаля Ататюрка нашла в себе силы победить. В войнах с независимыми Арменией и Грузией, а затем покорившей их Советской Россией турки доходили до Каспийского моря, и к 1920-м годам крепко заняли Карс и Артвин, Нахичевань и Батуми. Армяне считают теперь, что Ленин просто подарил эти земли своему коллеге-революционеру Ататюрку, но скорее Страна Советов просто устала от бесконечных войн за выживание и отступилась от этих земель, как от Прибалтики, Финляндии и Польши. Нахичевань и Аджарию удалось вернуть дипломатическим путём с условием придать им статус автономий — скорее всего, турки рассчитывали таким образом взять их после скорого и неизбжного краха большевиков. Граница прошла по Араксу и его притоку Ахуряну, как и многие реки Армянского нагорья обладающему глубоким каньоном. Для армян Ахурян стал Ахероном — границей мира живых с миром мёртвых. И по ту сторону его оказались не только Карс и Артвин, по сути возвращённые Турцией после поражения в войне 1877 года, но и никогда не бывшие османскими Сурмалы. В 1932 году Турция ещё и выменяла у шахского Ирана за аналогичную территорию склон Малого Арарата, таким образом став единственным обладателем священной горы по всей линии подножья.

34.
Араратские горы

Мы же доехали в Аралик, оказавшийся маленьким, грязным и каким-то очень постсоветским по духу райцентром. Бойкий дедушка в маршрутке, узнав, что мы хотим в Енидоган, оживился и повёл нас с каким-то людям, которые нас отвезут. Этими людьми оказались таксисты, а такси в Турции неимоверно дорогое — что-то вроде 10 лир (100 рублей) за километр, коих до цели выходило ещё 17. Поэтому мы выбрались на трассу да нашли начало асфальтовой дороги, вид которой, как и под Корганом, ничего не сулил. У поворота какие-то чабаны, лицами и одеждой не отличимые от своих коллег в Средней Азии, пили чай из турецких вогнутых стаканов-"бардаков". Конечно же, позвали они и нас, и один, узнав, что мы из России, даже сумел вспомнить пару слов по-русски. Дальше они хотели предложить нам ракии, но тут внезапно на глухую дорогу свернула машина. И вот мы снова катили к горе, и мимо мелькали уже не поля застывшей лавы, но столь же сюрреалистические россыпи гигантских валунов:

35.
Араратские горы

Вот мы вновь поднялись выше дымки, и Малый Арарат вблизи радовал глаз "камчатскостью" вида:

36.
Араратские горы

Вот и он, Енидоган, в переводе с турецкого — Новорождённое:

37.
Араратские горы

Маленькая и глухая курдская деревня. Здесь это очень красноречиво: едва ли не все курдские деревни к северу от Агрыдага когда-то были армянскими деревнями. Курды заходили сюда со стороны Евфрата испокон веков, но в основном как кочевники и разбойники, и задолго до геноцида их любимой добычей были армянские крестьяне и купцы. Курды и стали, наряду с регулярной армией, инструментом геноцида армян — кочевникам просто разрешили захватывать армянские дома и расправляться с их хозяевами, и этим правом курды поспешили воспользоваться. В итоге вместо армянского вопроса Турция получила курдский вопрос, а современные армяне на курдов смотрят скорее как на товарищей по несчастью.

37а.
Араратские горы

Глухая неприязнь курдов к Турции в общем ощущается в воздухе, но не сказать, чтобы она как-то выпячивалась — курды живут себе и живут, а зашедшим иностранцам, как и любые мусульмане, радуются. Лишь некоторые приходят в восторг, если вместо турецких приветствия "мер-аба" и благодарности "ташаккюр" сказать курдские аналоги — "рож-баш" и "спас" соответственно. Впрочем, есть у меня знакомый путешественник, которого регулярно принимают за турка — так вот его в курдских деревнях детвора неизменно встречала камнями.

38.
Араратские горы

Сам пейзаж Енидогана не кажется экзотическим после десятков кишлаков и аулов среднеазиатских стран. Вот разве что местная фишка — кизяк, который тут складывают кучами стогами:

39.
Араратские горы

Не знаю, сохранились ли какие-то постройки Енидогана с армянских времён. Тогда Енидоган назывался Ахури, или по близлежащему монастырю — Сурб-Акоп:

40.
Араратские горы

На лугах за околицей — какие-то библейские образы:

41.
Араратские горы

42.
Араратские горы

За этими лугами вверх по Арарату уходит Ахорское ущелье, или ущелье Святого Якова — основной путь восхождений к вершине:

43.
Араратские горы

В 318 году этим путём пытался взойти Яков Нисибийский, или Акоп Мцбнеци, сын одного из нахараров (князей) новокрещённой Армении, проповедник христианства в Персии. На вершине Масиса он отчётливо видел силуэт ковчега, и мечтал до него дойти. Но все три попытки подняться заканчивались тем, что где-то на склоне Яков засыпал от усталости, а просыпался у подножья. На третий раз, видать за настойчивость, он увидел рядом с собой Божий дар — доску от Ноева ковчега, ставшую главной христианской реликвией Армении.

44.
Араратские горы

На месте же, где он очнулся, вскоре был основан монастырь Святого Якова. Он был разрушен не турками или курдами, а самим Араратом — последнее извержение 1840 года вызвало мощный обвал, накрывший обитель. Кажется, даже сведений о постройках и реликвиях монастырь не сохранились — вот лишь картинка из экспедиции Паррота::

44а.
Араратские горы

Да фотографии хачкарового кладбища, сделанные в 2007 году и гуляющие теперь по интернету без явного первоисточника. Я, во всяком случае, позаимствовал одну с викимапии, и автор поста задаётся резонным вопросом, не унчтожены ли эти хачкары с тех пор. Мы их, во всяком случае, пройдя пару километров вверх по ущелью, не обнаружили, но не знаю, не дошли мы или не успели:

44б.
Араратские горы

Окаменевшая гоферовая доска в пышном киоте хранится ныне в Эчмиадзине. Обычно — в кафедральном соборе, старейшей из ныне существующих христианских церквей, но собор сейчас на реставрации, поэтому святыня обнаружилась в музее-сокровищнице, где, к моему удивлению, никто не мешал снимать:

45.
Араратские горы

Уголок доски отколот — его католикос Симеон Ереванци подарил Екатерине II, под защиту которой съезжалось всё больше армян из Османской империи. Теперь этот фрагмент хранится в московском Даниловом монастыре.

46.
Араратские горы

Макеты ковчега я видел в Баязете у мэрии и в Игдире у огромного по турецким меркам монументам "геноциду турок". Само собой, не в натуральную величину (такие тоже есть, однако вдали от Арарата) — размеры ковчега указаны в Ветхом Завете, и они весьма солидны: 133 метра в длину, 23 метра в ширину и 14 метров в высоту. В трюме жили звери, на средней палубе — птицы, а в длинном доме — люди, причём на границе мужской и женской половин лежали первые святые мощи — Адам, тело которого Ной также решил уберечь от Потопа. Пожалуй, ближайший аналог ковчега — это беляна: лесосплавные баржи на Волге достигали не меньших размеров и на палубах их часто стояли дома. И я не знаю, можно ли было разместить тут всё разнообразие сухопутных животных с "каждой твари по паре", но вот корм для них Ною точно Господь посылал! А кормил своих пассажиров Ной регулярно, с учётом их образа жизни, и по преданию, за всё плавание Ковчега ни разу ни прилёг спать.

47.
Араратские горы

В одном из апокрифов Ной, увидев опустошённый мир, вопрошал Господа, неужели люди заслужили такой страшной кары? А Бог лишь отвечала Ною — почему ты спрашиваешь Меня об этом теперь, когда кара уже совершилась? Ной получил Завет,  постулаты которого в общем-то почти идентичны во всём человечестве: вера в Бога, справедливость суда, уважение к жизни, семье, чужому имуществу и природе. Армянам же эта легенда принесла весьма занятный логический выверт: если заселение Земли потомками Ноя (вернее, трёх его сыновей, вошедших в Ковчег с жёнами) началось с Араратской долины, а армяне там жили испокон веков, то выходит, что все люди мира — армяне! Только в большинстве своём забывшие родство…

48.
Араратские горы

В Нахичевани, само название которой возводят к имени Ноя, сохранилась его мифическая гробница. Златоверхий мавзолей над ней азербайджанцы построили в 2006 году, а прежде это был невзрачный склеп-пещера — вот она на картине Бахруза Кенгерли, азербайджанского художника начала ХХ века:

48а.
Араратские горы

Мы, между тем, так и не найдя руин монастыря, снова спустились в Енидоган. Солнце, прежде лежавшей буквально на пике Арарата, скрылось за горой, и если на равнине был ещё ранний вечер, сюда пришли глубокие сумерки:

49.
Араратские горы

Далёкая вершина скалилась острыми камнями:

50.
Араратские горы

А вон, под яркой каймой озарённых льдов — снова силуэт ковчега:

51.
Араратские горы

В ту поездку у меня разрядился телефон, а наручные часы сломались парой дней ранее, перед смертью запиликав будильником и показав какое-то инопланетное время 28:17. Поэтому мы понятия не имели, прошёл ли за время нашего забега по ущелью тот час, который нам дал водитель, собиравшийся ехать обратно. Мы было направились к выезду из деревни по долине, но какой-то встречный курд старательно уговорил нас зайти к нему на чай, пообещав, что его друзья отвезут нас в Аралик. В то, что они это действительно сделают, я не особо верил, но идея побывать в курдском доме мне понравилась, и мы побрели сквозь село.

52.
Араратские горы

На центральной площади, однако, выруливал долмуш, на который целая процессия провожала старушку (не попавшую в кадр):

53.
Араратские горы

За 50 лир (550 рублей) водитель согласился взять и нас. Может и бесплатно согласился бы, но после такого безумного дня и двух прыжков к подножью Арарата мне даже наверное хотелось хоть как-то отблагодарить судьбу.

54.
Араратские горы

В следующих частях будет по одному малому городу от каждой из трёх "подараратских" стран — армянский Талин, азербайджанская Шемаха и турецкий Олту.

ОГЛАВЛЕНИЕ — здесь (будет заполняться постепенно).

Источник: varandej.livejournal.com

Почему ученым запрещено исследовать гору Арарат

Из Священного Писания известно, что Ной сделал ковчег из твердого дерева гофер. Ковчег имел три палубы с переборками и внутренними помещениями, а его корпус был просмолен снаружи и изнутри.

У этого спасательного судна были вполне конкретные размеры: в длину он был 300 локтей (около 135 метров) в ширину 50 локтей (около 25 метров), в высоту — 30 локтей (примерно 15 метров). Студенты британского университета Лестера сделали расчеты, и выяснили, что в такой корабль могло войти примерно 70 000 животных.

По многочисленным преданиям, ковчег «в семнадцатый день седьмого месяца» причалил «на горах Араратских», вершины которых, показавшиеся из воды, нашел голубь.

Сейчас Араратом называют огромный горный массив, который в длину достигает 130 километров. Он находится на границе Ирана (Персии) и Армении, но большая часть его с двумя снежными вершинами лежит в пределах Турции. Высота Арарата достигает 5 165 метров над уровнем моря или 4 365 метров от подошвы горы до ее вершины.

Горой Арарат считать можно только условно — на самом деле это действующий вулкан с двумя кратерами, извергавшийся в последний раз в XIX веке — тогда в кратер Большого Арарата проникла талая вода, что и вызвало тепловой взрыв.

История поисков

История поисков корабля, благодаря которому спаслось человечество, будоражит умы людей последние два века. Вплоть до начала XIX века местные жители — персы, курды и армяне считали, что восходить на священную гору нельзя.

В 1828 году Арарат по Туркманчайскому мирному договору перешел от Персии к России, и на вершину впервые взошел немец Иоганн Паррот. В течение века ковчег на горе видели трижды — один раз о нем сообщил пастух, второй раз турки (1833 год), в третий раз — английский альпинист Джеймс Брайс, который сообщил, что нашел деревянные останки на высоте 4 000 метров.

По непроверенным данным в 1916 году на Арарат взошла российская экспедиция, которая сообщила, что ковчег найден в седловине между вершинами Арарата по снимкам, которые сделал пилот Владимир Росковицкий. Якобы в том же году на этом же самом месте побывал и некий американец, полковник Александр Коор.

Почему ученым запрещено исследовать гору Арарат

Материалы экспедиции пропали во время революционных событий, а в 1921 году Арарат отошел к Турции, и его северные склоны стали недоступны для русских.

Турки запрещали доступ на Арарат и другим исследователям, причем, делали это самым неожиданным образом. Во времена Холодной войны Арарат был закрыт для экспедиций, зато над ним то и дело парили самолеты-шпионы США, наблюдая за границей СССР.

Побывавший на Арарате американский астронавт-христианин Джеймс Ирвинг посвятил поискам ковчега несколько лет, и, по слухам, в 1982 году нашел останки корабля, однако дальнейшие исследования турецкие власти запретили. Ирвинг воспринял это как знак от Бога, что поиски следует прекратить.

Альпинист из Милана Анжело Палего, который 15 раз побывал на горе, рассказывал исследователю из Еревана Ашоту Левоняну, что летом 1989 года на высоте 4 000 метров он нашел корабль, но когда в 2000 году он собрал международную экспедицию, чтобы обследовать находку, турки запретили подъем.

В 2003 году они отказали в доступе к горе российскому исследователю Андрею Полякову. Чем же вызваны запреты?

Не желают конфликтов с курдами

Сами турки ссылаются на то, что на склонах Арарата орудуют воинственные курды, которые похищают туристов и требуют за них выкуп. В конце 1920-х годов здесь даже существовала Араратская Курдская Республика, которая прекратила свое существование в 1930-м году.
У подножья горы действительно есть поселения курдов, они даже организовали там музей Ноева Ковчега. Курды почитают гору как Священную, а курды-христиане и мусульмане не сомневаются, что где-то на склонах горы лежит ковчег.

Курды считают, что это их гора, называют Ноя Нухом и считают себя преемниками истории Ветхого Завета.

Не хотят конфликтовать с армянами

Возможно, турецкие власти понимают, что Арарат, как недавний «подарок» большевиков, достался им без особых оснований. Вулкан до сих пор является символом Армении, и когда турки пытались оспорить факт его изображения на гербе Армянской ССР — у них ничего не получилось — Арарат до сих пор находится на гербе страны.

Верят в пророчества

Согласно исламским пророчествам, корабль библейского Ноя найдут перед самым концом света, вероятно поэтому власти мусульманской страны не торопятся с поисками и не пускают никого на северную сторону вулкана, где предположительно находится ковчег.

Почему ученым запрещено исследовать гору Арарат

Как бы чего не вышло

Возможно, туркам надоело внимание к горе, находящейся в приграничной зоне, вход в которую — только по пропускам. Быть может, они не желают нести траты на спасательные операции заблудившихся или попавших в непогоду альпинистов.

Похищение или исчезновение спортсменов из Америки, Европы или России может нанести вред репутации страны.

Так или иначе, но в XXI веке Арарат открыт только раз в году, в августе. Получившие допуск альпинисты могут пройти по одному-единственному маршруту на южном склоне горы, который охраняется турецкими военными, но на котором точно не найдешь ковчег. Других вариантов попасть на гору у туристов нет.

Хранят его для американцев

Впрочем, известный российский исследователь, занимающийся поиском ковчега Владиимр Шатаев, рассказывает, что гора закрыта для европейских, российских и армянских ученых, но не для американцев. Он уверен, что Арарат обследуют американцы. Во главе с профессором Брайтом они ведут поиски на высоте от 4 000 метров и выше, и бурят лед в поисках Ноева ковчега.

[источники]
https://weekend.rambler.ru/places/42629549-pochemu-uchenym-zaprescheno-issledovat-goru-ararat/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=42983.

Источник: masterok.livejournal.com

Строение

Формирующие массив горы расположены в 11 километрах друг от друга, расстояние между их вершинами составляет 25 км. Потухшие вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км).

Спутниковый снимок горы Арарат
Спутниковый снимок горы Арарат

Относительная высота (расстояние от подножия до вершины) Большого Арарата составляет 4365 м.

Извержения

Последнее извержение Арарата произошло в июле 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате оказался под лавой и уничтожен монастырь Святого Якова, город Дора на северо-западном склоне Арарата и Аора.

Этимология названия

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием. Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать к нему (см. тж. раздел Арарат в Библии). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от имени государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:
Армянское название Большого Арарата — Масис (арм. Մասիս), Малого Арарата — Сис (арм. Սիս). «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой».
Турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»).
Персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».

Восхождение на Большой Арарат

По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Восхождение на Большой Арарат впервые совершили Иоганн Фридрих Паррот, Хачатур Абовян, Алексей Здоровенко, Матвей Чалпанов, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян 27 сентября (9 октября) 1829 года. Так Паррот представляет своих спутников:

«На вершине нас было шестеро: кроме меня — Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян — крестьяне из села Аргури»

«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Иоганн Фридрих Паррот
Иоганн Фридрих Паррот

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить туристическую путевку.

Восхождение в одиночку

Первое восхождение в одиночку совершил английский альпинист Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года за 24 часа. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года В истории Турции первое восхождение в одиночку совершил один из бывших председателей Федерации Альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года.

Источник: Википедия — свободная энциклопедия

Источник: alpagama.org

В 1916 году лейтенант Росковицкий совершал облет турецких войск. Внезапно на склоне горы он заметил вмерзший в лед остов корабля. Судно было огромным, размером с городской квартал. Корпус сильно разрушен, но отчетливо виднелись основания двух обломанных мачт и плоский мостик. Когда весть о загадочном корабле дошла до Санкт-Петербурга, оттуда пришел указ: немедленно направить на Арарат две инженерные роты. Росковицкий тоже принимал участие в экспедиции и смог увидеть ковчег уже вблизи. Хотя участники экспедиции сделали тщательные замеры, и фотографии ковчега, никаких материальных доказательств слов Росковицкого не сохранилось. Образцы и документы были отосланы в Петербург вместе со специальными курьерами. Но когда они добрались до "города на Неве", там уже полыхала революция.

В 1939 году, уже будучи православным проповедником в США, он опубликовал в калифорнийском журнале New Eden статью, которая сразу стала мировой сенсацией (естественно, в СССР о ней ничего не писали, и только в 1994 году журнал «Наука и религия» (№1) опубликовал ее перевод).

«Мы – группа русских авиаторов – базировались на временном аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат. День стоял сухой и ужасно жаркий… Даже ящерицы спрятались в тени скал, открыв рот и высунув язык, как будто их дыхание вот-вот должно прерваться. Лишь изредка легкое движение воздуха колыхало скудную растительность и вздымало облачко пыли. Выше по склону горы виднелись грозовые тучи, а еще выше сияла белоснежная вершина горы Арарат, снег на которой никогда не таял

Вошел командир и сказал, что самолет номер семь переоборудован и готов к высотным испытаниям, а провести эти испытания предлагается мне и моему напарнику.

Мы сделали несколько кругов, пока не достигли высоты в 14 000 футов, на несколько минут прекратили подъем, чтобы привыкнуть к высоте. Я посмотрел вправо, на прекрасный снежный пик, который был теперь лишь немного выше нас, и почему-то (не могу объяснить почему) повернул и повел самолет прямо к нему. Напарник вопросительно взглянул на меня, но было слишком шумно, чтобы задавать вопросы. Пара кругов вокруг снежного купола, длинный плавный спуск к южному склону, – и мы внезапно увидели озеро, подобное маленькому драгоценному камню, изумрудного цвета, но еще покрытое льдом с теневой стороны. Мы сделали еще круг и вернулись еще раз взглянуть на него. Внезапно мой напарник что-то закричал, возбужденно показывая туда, где озеро переливалось через край. Я взглянул и чуть не упал в обморок. Подводная лодка? Нет, мы видели короткие толстые мачты, но верхняя часть была округлена, и только плоский выступ в пять дюймов высотой проходил вдоль корпуса.

Источник: alpindustria.ru


Categories: Гор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.