Кремль — это укреплённые оборонительные сооружения, цитадель, крепость, построенные в городе.

В старину такое сооружение называли детинец. Но в 14 веке слово «детинец» устарело: его заменило слово «кремль».

Кремль находится в центре города, как правило, на возвышении или вблизи реки и окружён стенами. Нередко кремль обносили валом или выкапывали ров. Сам город строили вокруг кремля, чтобы была возможность укрыться от нападения.

В метонимическом значении кремлём также называют администрацию президента.

Происхождение слова кремль

По одной из версий слово «кремль» произошло от «кремь». Что значит «часть засеки, где растет лучший строевой лес» (Этимологический словарь М. Р. Фасмера). А кремлёвым называли стойкий, прочный лес.

Засека — это ограждение из деревьев, которые наклоняли таким образом, чтобы их кроны и ветки служили преградой для врага. Ветки также могли затачивать, чтобы они были более острыми и сквозь них было сложнее пробраться.

Сколько кремлей в России?


Имеются сведения о 86 кремлях, которые находились на территории Руси. Сейчас это территории четырёх государств: России, Белоруссии, Украины и Польши. Дело в том, что не все они сохранились: некоторые были разрушены полностью, от некоторых остались лишь отдельные фрагменты — башни, фундамент или валы.

Кремлей, которые сохранились почти полностью, двенадцать: в Москве, Астрахани, Зарайске, Казани, Коломне, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове Великом, Рязани, Туле и Тобольске. Все они каменные.

Московский Кремль

Московский Кремль сначала был построен из дерева в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого (1099–1157).

Сохранилось очень мало документов о Кремле того времени. Известно, что он несколько раз горел и его перестраивали.

Так, после очередного пожара в 1339 году Иван Калита решает выстроить стены Кремля полностью из дуба. Однако и эти стены простояли недолго. Он пережил несколько пожаров, но в 1365 году огонь полностью разрушил Кремль.

В 1367 году князь Дмитрий Донской перестраивает и расширяет Кремль: вместо деревянных появляются стены из белого камня. Именно поэтому Москву стали называть белокаменной.

В 1485 году Иван III решает заменить белый камень на красный кирпич. Также по его приказу в Москву приглашены архитекторы из Италии, которые совместно с русскими архитекторами начинают расширять Кремль, дополняя его новыми сооружениями.


Так, начинается строительство Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов и Грановитовой палаты, которая входит в палаты Государева дворца.

Когда Пётр I решает перенести столицу в Санкт-Петербург, про Кремль на время забывают. Он стоит заброшенным и его состояние постепенно приходит в упадок.

С приходом к власти Екатерины II Кремль, с одной стороны, начинает перестраиваться и возрождаться. Екатерина поручает архитектору Василию Баженову отреставрировать сооружение. Но с другой стороны, планы Баженова были слишком грандиозными. Если бы Екатерина не остановила реконструкцию, возможно, Кремль изменился бы до неузнаваемости.

По догадкам, реконструкция были приостановлена из-за нехватки средств в казне. Хотя по официальной версии — из-за опасений, что грунт не выдержит столь внушительной перестройки.

Когда Кремль стал красным?

Впервые красным Кремль стал в 1485 году, когда Иван III поручил обложить стены красным кирпичом. Есть несколько версий, почему было принято такое решение.

По одной — красный кирпич стоил дешевле. По другой — при штурме города повреждения белых стен были слишком хорошо видны и враг знал, какой участок повреждён больше, а следовательно, менее укреплён.

Примечательно, что после того, как Московский кремль стал красным, его стены и ряд башен стали белить. Сохранились документы о том, как царь Фёдор III Алексеевич в 1680 году просит покрыть стены белой известью.

Но к середине 20 века побелка практически смылась и Кремль снова стал красным. Более того, кирпичи при реставрации для равномерности цвета подкрашивали красной краской.


Сколько башен в Московском Кремле?

В Кремлёвскую стену, которая окружает Московский Кремль, входят 19 башен. Отдельно стоит Кутафья башня, которая использовалась как бойница — место для стрельбы при атаке.

Тайницкую башню начали строить первой. Она же раньше имела пушку, которая стреляла в полдень. Но в 1917 году эту традицию отменили.

Список башен:

  • Боровицкая;
  • Оружейная;
  • Комендантская;
  • Троицкая;
  • Средняя Арсенальная;
  • Угловая Арсенальная;
  • Никольская;
  • Сенатская;
  • Спасская;
  • Царская;
  • Набатная;
  • Константино-Еленинская;
  • Беклемишевская;
  • Петровская;
  • Первая Безымянная
  • Вторая Безымянная;
  • Тайницкая;
  • Благовещенская;
  • Водовзводная.

Рубиновые звёзды Кремля

Вершины пяти башен — Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной — венчают рубиновые звёзды. У звёзд есть подсветка, которая всегда работает.

Малоизвестный факт: сначала, а именно с середины 17 века, на шпилях башен красовались двуглавые орлы — герб российской империи. Спасская башня получила такое украшение первой.

Однако советская власть решает заменить орлов (символ царя) на звёзды. Итак, в 1935 году на четырёх башнях (Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой) устанавливают металлические звёзды с серпом и молотом и полудрагоценными камнями — самоцветами.

Но со временем самоцветы померкли и перестали производить столь грандиозное впечатление. Рубиновые звёзды пришли на замену металлическим всего спустя два года — в 1937. Звезду получила также Водовзводная башня.

Чем кремль отличается от крепости?


По своей функциональной сути кремль может быть крепостью. Но это не просто крепость.

Во-первых, кремли строились рядом с городами. Города имели свою оборонительную систему. Но в случае её падения при атаке у горожан была возможность укрыться за стенами кремля.

Во-вторых, внутри кремля тоже был свой маленький город. Он включал в себя и дворцы, и палаты, и церкви, и ремесленные мастерские.

Крепости же строили только для обороны. Как правило, во внутренних дворах крепостей располагались лишь строения, необходимые для защиты или выживания при осаде. Вдобавок крепость могла стоять в стороне от города, обороняя его с той стороны, откуда скорее всего ожидалось нападение.

Узнайте также, что такое Фольклор.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

Изначально ХI — XIV вв Кремль вообще был деревянным.

В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма) . С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная» .


Прочность материала оказалась недостаточной и сооружения «поплыли» .

Во второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари.

Итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного красного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.

Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.) . По некоторым источникам — «беспокоились не только о памяти белокаменного Кремля Дмитрия Донского, но и о сохранности кирпича».

В каком году кремль стал краснымП. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной» : его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.


В каком году кремль стал краснымНа фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые «благородной городской патиной». 1909 год

В каком году кремль стал краснымКрасная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Свежевыбеленные к празднику стены Кремля

В июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолей (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим дом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

В каком году кремль стал краснымЗамаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно.

Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.


Источник: otvet.mail.ru

ПЕРЕСТРОЙКА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XV В.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

Энциклопедия «Москва» 

 


НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

Музеи Московского Кремля 

 

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.


Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.


В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля 

Источник: histrf.ru


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.