Биография

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг». В этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Татьяна Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя – ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали папа и мама, а также учеба в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определили будущее дочери.

Ученый Татьяна Черниговская
Ученый Татьяна Черниговская

По окончании школы Татьяна Черниговская поступила в местный университет (СПГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре «Экспериментальная фонетика». Как утверждает Татьяна Владимировна, женщина никогда не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется – по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, Черниговская ушла в биологию. До конца 90-ых трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии.


Наука

В 1977 году Татьяна Черниговская защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году докторскую. Тема диссертации звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Татьяна Владимировна является доктором двух наук – биологических и филологических. У нее имеется звание профессора.

Татьяна Черниговская
Татьяна Черниговская

Предмет изучения профессора Черниговской чрезвычайно тонок и сложен. Если коротко – то это человеческий мозг. А если немного шире, то это психо- и нейролингвистика. Татьяна Владимировна уверена, что этот предмет невозможно качественно и глубоко изучить без взаимообогащения разных областей науки. Если мозг исследовать только в медицинском плане, то от понимания предмета изучения уйдет множество интереснейших аспектов. Поэтому для того, чтобы глубоко исследовать, по утверждению героя Леонида Броневого из «Формулы любви», такой «темный» предмет, как голова, нужны не только биология, но и лингвистика, психология, биология, медицина, химия и нейронауки.


В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика». По этой программе начали готовить первых российских магистров.

Профессор, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская
Профессор, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская

Сегодня Татьяна Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ, Факультета свободных искусств и наук, а также для аспирантов Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Научная биография Татьяны Черниговской – это тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской Академии Наук, а также с вузами Европы и Америки. Татьяна Владимировна – государственный стипендиат Президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). А еще она является руководителем «Петербургской школы психолингвистики».


Предметы, исследуемые профессором Татьяной Черниговской, чрезвычайно сложные. Это происхождение языка, его развитие и патология, теория эволюции и искусственный интеллект. На эту любопытную тему ею написано больше 250 научных трудов. Они печатаются как в российских, так и в зарубежных изданиях.

Татьяна Черниговская
Татьяна Черниговская

Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали и продолжают приглашать в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Лекции Татьяны Владимировны доступны не только студентам профильных специальностей. Татьяна Черниговская также читает публичные лекции в лектории «Прямая речь».

Увидеть и услышать знаменитого ученого зрители смогли после выхода на канале «Культура» цикла передач. Татьяна Черниговская вела цикл научно-популярных передач на канале «Культура»: «Звёздное небо мышления», «Покажем зеркало природе…», «Встреча на вершине», «Наблюдатель», «Правила жизни» и другие. Особенно рейтинговыми оказались циклы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».


Также особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Татьяна Черниговская появилась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь», а также участвовала с ней в ряде научно-просветительских фестивалей.

Также Татьяна Черниговская появилась на телеканале «Петербург — Пятый канал», где в передаче «Ночь» вела рубрику «Интеллект». Впоследствии рубрика трансформировалась в цикл авторских передач «Ночь. Интеллект. Черниговская».

Полный список телепередач, лекториев и интервью размещен на официальном сайте Татьяны Черниговской. К списку прикреплены ссылки на видео тех выступлений ученой, запись которых производилась и была выложена в Интернет.

В январе 2010 года вышел указ Президента РФ, которым профессору Татьяне Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Личная жизнь


Татьяна Черниговская посвятила ряд научных работ воспитанию детей-билингвов, развитию когнитивных навыков детей и реабилитации детей с речевыми расстройствами, но о собственных детях Татьяны Владимировны прессе ничего неизвестно. Журналисты не знают даже, есть ли вообще у профессора дети и муж.

Татьяна Владимировна Черниговская обожает отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине наиболее комфортно. А еще Татьяна Черниговская любит наблюдать за поведением собственного домашнего питомца – кота породы «Британец». Как утверждает хозяйка, это существо понимает женщину без слов. У них телепатическая связь.

Ученый Татьяна Черниговская
Ученый Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Женщина читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Татьяне Владимировне нравится держать в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Татьяны Черниговской – это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает простые человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще женщина уверена, что родная эпоха ученой – это ушедший XIX век.

Татьяна Черниговская сейчас


В апреле 2016 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора – устройство нашего мозга. В беседе с телеведущим Татьяна Черниговская затронула ряд волнующих телезрителей вопросов: как функционирует человеческий мозг, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство мозга над компьютером.

В 2017 году Татьяна Черниговская получила очередное признание собственной научной деятельности. Российская академия наук номинировала Татьяну Владимировну на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Татьяна Черниговская стала лауреатом Золотой медали в номинации «Наука о жизни».

Награды и достижения

  • 1977 год – защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 год – защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»

  • 2006 год — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 – лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Источник: 24smi.org

История Чернигова

Спасо-преображенский соборЧернигов — древнее поселение племени черносвитов-меланхленов — греч.) , северо-восточных славян. Когда киевский князь Олег в конце IX века покорил страну северян, живших по течению Десны, этот город, очевидно, уже существовал, так как на камне, сохранившемся в древнейшей церкви города, есть пометка, относящаяся, в переводе с греческого летосчисления, к началу Х века. Период расцвета Чернигова пришёлся на XI век, при князе Святославе и Всеволоде Ярославичах и их наследниках.

В конце XI века город несколько раз разорялся половцами, после чего потерял своё значение центра управления. В XIII веке, после разорения и сожжения татарами, Чернигов был присоединен к Владимирскому княжеству, в XIV веке — к Литовскому, в XV веке — к Московскому, в начале XVII века, по Деулинскому договору, уступлен Литве, под властью которой и Польши находился до восстания Хмельницкого; присоединён к Московскому государству в 1654 году. С 1801 года Чернигов стал губернским городом образованной тогда Черниговской губернии.


[править] Достопримечательности
Из древних церквей примечательны Успенский Елецкий и Троицкий Ильинский монастыри и Спасо-Преображенский собор, сооружённые в XI веке, а также Борисо-Глебская церковь (XII век) , которая в XVII веке была доминиканским монастырём. В Свято-Троицком соборе покоятся мощи свт. Феодосия (1696), канонизированного Русской Православной Церковью в 1896 году, а также преподобного Лаврентия (1868—1950), канонизированного Украинской Православной Церковью в 1993 году.

Спасо-Преображенский собор заложен около 1033-34 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, а ныне является единственным сохранившимся на левобережье Украины памятником монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси. Это величественный пятиглавый восьмистолповый храм. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве» , и других князей той же эпохи.


Екатерининская церковьЕкатерининская церковь в Чернигове — памятник архитектуры конца XVII — начала XVIII века. В этом уникальном памятнике архитектуры воплощены традиции украинского культового зодчества. Её праздничный, торжественный внешний и внутренний вид обусловлен расцветом украинского искусства после освободительной войны 1648—1654 годов. Церковь построена на месте древнерусского храма XII века в память о героях-черниговцах, прославившихся при взятии Азова в 1696 году. Черниговскими казаками в этой операции командовал известный полковник Яков Лизогуб (старший) .

Пятницкая церковьПятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение) . Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь — один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского.

Источник: otvet.mail.ru


Татьяна Черниговская: "Мир так устроен: барышня должна сопротивляться, а мужчина — проявлять настойчивость"

Татьяна Черниговская и Софико Шеварднадзе

Нейролингвиста, доктора физиологии и теории языка, член-корреспондента РАО, профессора Татьяну Черниговскую уговорить на интервью непросто. У ученого, как скромно она сама называет себя в Instagram, совсем нет свободного времени. Съемки в программе Познера и на канале «Культура», научные конференции и лекции по всему миру, любимая семья в родном Петербурге. Но SPLETNIK.RU так хотелось поговорить с Татьяной Владимировной, что мы попросили журналиста Софико Шеварднадзе отправиться в Петербург и пообщаться с одной из умнейших российских женщин современности.

Сегодня, 8 марта, мы наконец публикуем этот разговор о том, куда катится мир, что такое любовь с точки зрения науки и как устроен мужской мозг. В свете скандала с депутатом Леонидом Слуцким это интервью звучит особенно противоречиво. 

Татьяна Владимировна, вы же слышали про скандал вокруг Харви Вайнштейна?

Да, слышала.

У вас есть личное мнение по поводу всей этой истории?

У меня личное мнение по этому поводу довольно жесткое. Я даже боюсь, может, вирус сумасшествия какой-то на Землю напал или мутация какая внезапная случилась? Это шутка, естественно. Профессионально такие вещи говорить нельзя. Но то, что происходит, — настоящее безумие. Дамы в возрасте, успешные, с состоявшимися карьерами — вдруг у них что-то там щелкнуло такое, и они все на него навалились, мол, он к ним приставал! А они сами что, у них вообще роль какая-то была? Если бы это было прямое насилие, тогда это была бы уголовная история, и Вайнштейн должен был уже не одно десятилетие сидеть в тюрьме. А если это такие истории, которые они сейчас рассказывают, значит, их согласие было.

В том же духе высказалась Катрин Денев, которая написала открытое письмо против этой кампании. Вы считаете, что даже неуклюжий флирт, даже назойливые ухаживания это не знак мужского шовинизма, агрессии?

Это, вообще-то, правила игры. Весь мир так жил всегда: приличная барышня должна сопротивляться, а джигит — некоторую настойчивость проявлять.

Согласна! Я грузинка, когда я говорю «нет», я имею в виду «да», поэтому иди пойми.

Я столкнулась с этим безумием, когда сколько-то лет назад приехала в Вашингтон работать по обмену. Правда, тогда это еще не приняло таких брутальных форм. Я просто не поняла, что происходит, и задала вопрос: а как тогда вообще у вас происходит флирт или, скажем, ухаживание? Ответы были какие-то мутные, типа, барышня должна дать понять, что она не против, или даже прямо сказать… Прямо сказать? Это же нарушение всех культурных правил!

Татьяна Черниговская и Софико Шеварднадзе

Ну да, американцы придумали себе эту женскую революцию, которая приобретает уже пугающие масштабы. Я, кстати, обсуждала это с вашей коллегой-американкой, известным биологом-антропологом. И она говорит, что это все может полностью поменять парадигму мужских и женских взаимоотношений. Потому что на этом романтические ухаживания, любовь — все!

Да какое романтическое ухаживание, если в Британии в серьезных, со столетними традициями школах девочкам запрещено носить юбки, чтобы не дай бог никого там не задеть, нельзя говорить слова «мальчик» и «девочка». Это — сумасшествие, это — диагноз.

То есть культура в данном контексте нас не объединяет, а наоборот?

В этой культуре принято так, а в этой — так. Вот и все. Каждый из нас мог родиться с нашими же генами в другой точке земного шара — и иметь другой язык родным и другую культуру родной. Тут, кстати, есть и более сложные моменты. Последнее время в науке стали очень много говорить о таком феномене, как эпигенетика. Речь идет вот о чем. В школе, а уж тем более в университете нас всех учили, что приобретенные признаки не наследуются. Другими словами, если вы будете играть на флейте и знать пять языков, то из этого не следует, что эти знания перейдут вашим детям. Ну вроде бы с этим все согласны. Но фокус в том, что, конечно, такие знания не перейдут, но кое-что перейдет. Если уж совсем примитивно и отчасти даже грубо сказать: чем мы лучше себя ведем, чем больше мы знаем, чем изящнее наше образование, тем лучше наши дети. При прочих равных. Наверное, сейчас толпа психологов и физиологов выйдет из-за кулис и меня убьет, но я правду говорю. Это не так грубо проявляется, как я сказала, это тоньше.

Но если посмотреть в общем и целом, женщины, которые правят миром, — это все равно исключение из правил. Вот чисто биологически это в нас заложено изначально — слабая женщина и сильный мужчина?

Я думаю, что да. Но при поправке, которую я уже сделала: разнообразие очень велико. Были женщины-амазонки, были женщины, которые правили государствами, и были очень жесткие женщины — княгиня Ольга бог знает что вытворяла. И сколько угодно было и есть истеричных, слабых, закомплексованных мужчин…

…которые бьют женщин.

Сильный мужчина этого никогда не будет делать. У него должен быть биологический запрет на это. Поэтому, да, конечно, разница между мужчинами и женщинами есть, но ведь то, что мы собой представляем, — это такой коктейль: сколько-то этого, сколько-то этого, сколько-то этого. И у разных людей это сочетание разное. Мы нечто тащим с собой. Мы такие родились. Но плюс к этому еще важно, куда мы попали: кто нас воспитывал, за что нас ругали, что одобрялось в семье. Много раз приводила один пример, потому что мне понравилась эта история. Я как-то была в передаче у Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой…

Татьяна Черниговская

«Школа Злословия».

Да-да. Они стали спрашивать про детей: что врожденное, а что не врожденное, и Толстая со свойственной ей экспансивностью вдруг говорит: «О, я поняла! Это все равно что кухонный комбайн: вот вы его купили, поставили на кухне, он стоит там, лучший в мире, лучше не бывает. Но для того чтобы он работал, нужно кофе туда положить, воду налить, в сеть его включить, на кнопочку нажать…» То есть нужно действие совершить. Поэтому, даже если человек родился с невероятными способностями, он может не стать гением, если окажется в ситуации, которая ему враждебна или хотя бы неблагоприятна.

Я хочу все-таки вернуть вас в русло отношений мужчины и женщины. Сейчас западный мир пытается поменять привычную парадигму отношений мужчины и женщины.

Я очень отрицательно отношусь к этому. Я считаю, что в дела небес нам не надо вмешиваться. Не знаю, как там в других галактиках, но на этой планете мир устроен так.

Так — это как?

Так — это когда есть два пола, у высших животных, во всяком случае, включая человека. Точка. Играть с этим — это играть с природой. Даже если игра идет не с самой природой, а как бы с социумом. Вот я недавно видела кусок западного документального фильма, он меня просто в ужас привел. Кино было такое: детский сад, дети 4-5 лет, и учительница обращается к ребенку, условно, Гансу: «А ты уверен, что ты мальчик?» Ганс просто не понимает, что происходит. «Ты подумай, давай я тебе объясню…» На столе выложены муляжи — первичные, вторичные половые признаки из разной цветной пластмассы, и учительница этим крошкам, ангелам, рассказывает, что есть что и как этим пользоваться. А после этого говорит: «Вот тебе задание, ты домой пойдешь — подумай: ты мальчик? Или, может быть, ты девочка?» Этими вопросами они сбивают детей. Дети, между прочим, имеют права. Когда взрослые предлагают им такую парадигму жизни на Земле, то они нарушают их естественные права. Вот когда этот Ганс вырастет — тогда он дальше будет с собой разбираться, сам или с психоаналитиком. Но маленький ребенок имеет право иметь маму и папу так же, как вороненок, лисенок, медвежонок и любое другое существо. Вы почему решили, что имеете право в это влезть? Это серьезные вещи!

То есть иметь двух отцов или двух мам…

Это чудовищная вещь. Она сыграет, понимаете. Может быть, нескоро, но когда эти дети вырастут, это будет иметь плохие последствия.

Софико Шеварднадзе

Главный аргумент, который бы сейчас любой западный человек вам предъявил: если ребенок растет в ужасных условиях в каком-то детдоме, где его бьют, не кормят, то лучше уж пусть его усыновит какая-то нормальная однополая пара и даст ему нормальную жизнь. Это действительно очень сложный вопрос.

Сложный. Но мы же с вами говорим не как две домохозяйки, а как профессиональные люди. И я вам говорю с позиций своей профессии. Все, что я знаю — антропологически, физиологически, психологически, лингвистически, когнитивно — про человека, говорит мне о том, что это очень плохая дорога. С плохим вектором. Пусть я ошибусь. Но вы ведь спрашиваете мое мнение? Я вам говорю: мое мнение такое. А что касается аргумента «ребенок в детском доме» — слушайте, ну в мире много всякого плохого происходит, но мы же не говорим о какой-то крайней ситуации, мы говорим о некой средней линии, о векторе, который приняла вот эта современная мода.

Скажите, пожалуйста: мозг у мужчины и женщины одинаково устроен?

Еще раз повторю, что спектр большой. Если взять некий средний вариант, которого нет на Земле, то да, мозг мужчины и мозг женщины отличаются. У мужчин гораздо больше нейронных связей внутри полушарий, а сами полушария как бы более автономные, если говорить очень грубо и ненаучно. А у женщин гораздо больше связей между полушариями. Они за счет вот такого проникновения в другой тип мышления — потому что левое полушарие гораздо более логическое, а правое полушарие гораздо более гештальтное, романтичное, если хотите, художественное — способны и это понять, и это. Ясно, почему так произошло биологически: потому что, несмотря на все новые тенденции и моды, все-таки основная роль женщины — это сохранить потомство. То есть, конечно, сначала его произвести с помощью мужчин, но затем сохранить в неприкосновенности, держать дом, очаг, сделать так, чтобы были сыты-здоровы дети… Это значит, не нужно бесконечно ругаться с соседками и соседями, а нужно уметь договариваться в разных условиях. Именно поэтому (я специально интересовалась) лучшие профессиональные переговорщики — это женщины. Они знают, как себя держать в узде, умеют быть нейтральными, не принимать ничью сторону, говорить и с этой стороной, и с этой стороной.

Тогда как же получается, что с мужчинами мы не можем быть такими рациональными? Мы истерим, обижаемся, совершаем безрассудные поступки…

Не вижу противоречия. Мы ведь не голова профессора Доуэля на подставке. Помните такой замечательный роман писателя-фантаста Александра Беляева? Мы представляем собой не только голову и не только ту часть головы, которая связана с интеллектом. Уже не говоря о том, что есть еще и эмоциональный интеллект. У нас есть эмоции, у нас есть гормональные фокусы, у нас есть серотонин и прочие штуки, которые обеспечивают наше поведение: депрессия — не депрессия, нравится — не нравится и так далее.

Но ведь все из мозга идет?

Да, но не из коры головного мозга, которая занимается мышлением — гештальтным художественным или рациональным и жестким. У нас еще есть тело, которое отнюдь не является подчиненным мозга. Мы же понимаем, как принимаем решения. Вот вроде все раскладываем по полочкам, а потом — гори оно огнем! — принимаем другое решение. Противоположное тому, что сами себе сейчас доказали. Потому что мы сложные существа.

Татьяна Черниговская и Софико Шеварднадзе

А вы верите в любовь с первого взгляда?

Да, разумеется, да.

И что происходит в голове человека, когда она случается?

Дело в том, что это невозможно показать, к сожалению. Точнее, показать — можно, доказать — нельзя. В мозге, разумеется, происходят чрезвычайные всплески, но доказать, что эта картинка, условно говоря, показывает именно любовь или любовь с первого взгляда — невозможно. Эта же картинка может показать восторг от чтения книги или от божественной музыки. Вы можете испытать такие же экстатические чувства, когда написали удачную статью. Потому что когда мозг действует (если он функционирует всерьез), он действует на полную катушку, всегда, что бы вы ни делали.

Но, наверное, когда речь идет о любви, действуют еще какие-то флюиды?

У американцев есть же такое пошлое выражение: «It’s chemistry between them».

Химия.

Да, но они, к сожалению — или к счастью — попали в точку. Это таки химия на самом деле — феромоны. Я не хочу быть банально понятой, мол, «феромон сыграл, вот человек и влюбился». Но я не хочу быть понятой и в обратную сторону, что этого нет. Это есть. Есть запаховые портреты людей, но для нас это находится под внутренним цензурным запретом. Я просто занималась памятью на запахи, поэтому говорю это ответственно. Это подсознательная вещь, человек об этом ничего не знает. Это не про то, что «у Натальи такие потрясающие духи, что я отойти от нее не могу». Это про то, что находится ниже порога восприятия, вы сами не знаете об этом, но это действующие вещи, что доказывается серьезной наукой. Поэтому возможно, что это в прямом смысле «chemistry». Совпадение. Этот химический набор и этот химический набор подходят друг другу.

А chemistry может длиться вечно? Или у нее есть «срок годности»?

Тут нельзя ответить однозначно. Я думаю, что и то, и то. Вечно — это значит, люди вместе живут. Если они вместе живут, то их начинает объединять масса всяких вещей, пристрастия к определенному типу дома, еде, одним и тем же книгам. Или я ненавижу твои книги, а ты ненавидишь мои книги, но мы как-то притерпелись. То есть чем дольше люди живут вместе, тем больше оказывается вещей не биологических, которые их связывают. Значит ли это, что chemistry вообще рухнула? Но кто ответит на этот вопрос? Это же нельзя зафиксировать. Нет прибора (его нет, не было и не будет), который зафиксирует подсознательные флюиды, идущие от этого человека к этому, когда эти двое говорят: все, мы созданы друг для друга, будем вместе вечно.

Татьяна Черниговская и Софико Шеварднадзе

Сейчас очень много есть исследований, и с этим, в принципе, все согласны, что натура человеческая — она полигамна. Почему тогда мы все равно стремимся найти вот того одного-единственного? Почему такой казус получается? Все человеческое, к чему мы стремимся, противостоит нашей природе?

Я все-таки вас по-прежнему сбиваю с вашей линии и напоминаю, что люди представляют собой огромное разнообразие. Есть среди них полигамные, и ничего с этим не сделаешь, есть моногамные, и тоже ничего с этим не сделаешь. Ведь есть же такие, у кого никаких адюльтеров никогда, за всю жизнь. И не потому, что боятся… Не хочет человек — и все. То есть существует широкий спектр, и в нем может встретиться как этот полюс, так и другой полюс.

Ну а если брать средний срез, пусть в кавычках?

Я думаю, что тут действуют давние культурные запреты. Ну представим: мужчина, облеченный властью. Допустим, князь. У него множество подданных, и он должен быть уверен, что он передает трон — или не трон, наследство, право правления — своему сыну. То есть его идея такая: «Я должен быть уверен, что мои дети — это мои дети». Поэтому вот вам культурный запрет. Понятно, что он мог нарушаться, это отдельная тема. Но общий смысл такой — «сохраним порядок в мире». Другой вопрос, куда сейчас мир пришел, когда порядок рухнул весь, сразу, везде, за исключением тех мест, куда и смотреть-то страшно. Я имею в виду эти жесткие мусульманские культуры… Туда даже оборачиваться как-то жутко. Но весь остальной мир… Все же распалось. В Швеции парламент принял закон, по которому барышня должна подписывать бумажку, что согласна на сексуальный контакт… Они рехнулись, совсем рехнулись!

А вы знаете, что в Англии есть министерство одиночества? Потому что это страна с самым большим количеством одиноких людей.

И после этого скажите мне, что происходит? Планета вообще что планирует дальше делать? Это же все потенциальные страшные социальные взрывы, медицинские взрывы, потому что люди попали в ситуацию диффузного мира, который непонятно как устроен, им как жить вообще? Вот, собственно, что такое культура?

В широком смысле?

Да, культура как не-биология. То есть все, что сделано не природой. Так вот, культура — это система запретов. Иначе жить невозможно. Ты не сиди вот так за столом, потому что остальным неудобно, не наступай людям на ноги, не ори как ненормальный и так далее. В данном обществе принято это, это, это, это и это, поэтому оно может жить. Так жили много тысяч лет. Вот сейчас надоело, что ли?

А почему все-таки мы, действительно, скатываемся в какой-то сумбурный мир, где непонятно, что будет нормой, что будет не нормой?..

Да будут ли нормы вообще? Потому что если мы декларируем, что «я сам себе король и как хочу, так все и делаю» — да, но ведь и все остальные тоже такие же короли, кругом одни короли. У нас есть шанс выжить в этой ситуации?

Татьяна Черниговская и Софико Шеварднадзе

В чем причина? Виноваты технологии?

Не знаю. Я, если честно, даже думала (но это дешево стоит, мое думанье), может быть, действительно, какая-то мутация злостная пошла, что люди все просто спятили.

Вы правда считаете, что это мутация?

Для того, чтобы это утверждать, я должна — как ученый — иметь доказательства. Разумеется, таких доказательств у меня нет. Если бы здесь сидели мои друзья генетики — могу назвать список, кто были бы эти люди. Это были бы очень сильные генетики: и зарубежные, и наши. Они бы сказали: «Подожди, что ты плетешь вообще? Ты доктор биологических наук, среди прочего. Ты должна бы знать, что мутации происходят все время, у каждого человека их несметные тысячи. Ты о чем говоришь?» Разумеется, я говорю не в этом смысле. Я имею в виду, что что-то щелкнуло — может, мы стали куда-то развиваться в другую сторону, в самоубийственную?

А может быть, все-таки на нас как-то влияют новые технологии, которые сейчас наводняют нашу повседневность? Вот смотрите, в Японии это уже норма — не встречаться с девушками, а просто с роботами общаться. И чем дальше — тем больше. Будут сексуальные куклы для мужчин и для женщин…

Они уже есть.

…и зачем ухаживать, тратить столько энергии на выстраивание отношений, когда у тебя есть робот?

Да, мы идем в эту сторону. Это обсуждается на разных серьезных научных конференциях, на всяких форумах: а что дальше-то будет?

И каков ваш ответ?

Мы должны сами для себя решить: у нас какие планы? Нам есть место на Земле? Если да, то какую роль мы планируем играть? Если мы собираемся конкурировать с компьютерами, кто мощнее, кто быстрее посчитает, то эту игру мы проиграли уже несколько лет назад. Или же мы делаем ставку на человеческое, на то, что компьютеру недоступно, но тогда мы должны и поведение другое выработать. Ну а если мы согласны на конец нашей человеческой истории, тогда остаются одни роботы и никакой любви с людьми.

Я говорила с одним профессором из Корнелльского университета, он изобретает самосовершенствующихся роботов. В частности, спросила его, могут ли роботы любить. Он говорит: они могут самосовершенствоваться только в рамках тех программ, которые мы в них закладываем. А так как мы сами не знаем, точней, человечество не знает, что такое любовь, то мы и не можем их научить любить. И я подумала, что на самом деле наше спасение в том, что мы не знаем, что такое любовь. Потому что если бы мы знали и их научили, то вообще была бы катастрофа.

Да, я согласна с этим, но я к этому списку добавлю еще кое-что. Оно будет сначала научно звучать, а потом ненаучно. Есть такое понятие, очень широко сейчас обсуждаемое в мировой философии, которое носит название first person experience. Можно перевести его как ощущение или восприятие от первого лица. Это качество присуще людям, а возможно, не только людям, обладающим сознанием. Оно не измеряется никакими приборами, ни децибелами, ни спектрами, ни сантиметрами, ни наночастицами. Не помню, кто это сказал (вспомнила! Витгенштейн), что любой текст — здесь под текстом имеются в виду не обязательно буквы, а все что угодно — это ковер, сложно сплетенный ковер, из которого каждый вытягивает свою нить. Например, мы с вами сидим пьем вино грузинское, и вы говорите: «Сладковато», а я говорю: «Кисловато». Нет и никогда не будет прибора, который покажет, почему вам это вино нравится, а мне — нет. Или вы говорите: «Терпеть не могу этого писателя». А я говорю: «Чудесный писатель». Вот что мы с этим будем делать? Понимаете, для меня аргументы специалистов, которые скажут: «Это хорошее, а это плохое», ничего не стоят. Мне важно, как я сама воспринимаю эту еду, эту прозу, эту ткань…

Софико Шеварднадзе

Вы сейчас напрямую подводите к слову «чувство». Человеческие чувства — робот их никогда не испытает. А чего нам друг в друге не хватает, почему нам нужен какой-то идеальный робот?

Отчасти это от лени. Я про лень ничего плохого сказать не могу, она вообще-то двигатель прогресса, и не будь ее, мы бы до сих пор коромыслом носили воду с речки. Но с другой стороны, нам хочется, чтобы кто-то делал вместо нас ту работу, которую мы делать не хотим. Пусть искусственные системы выполняют простые дела: квартиру убирают, руду добывают. Но они же развиваются. Вы же сказали — саморазвивающиеся роботы — вот оно! Они будут делать друг друга, они будут улучшаться, самосовершенствоваться, и в какой-то момент станут самодостаточны. И если — не дай бог! — у них действительно появится вот это first person experience, это будет значить, что у них есть сознание, что у них есть свои планы и мотивы, и в эти планы и мотивы мы входить не будем.

Просто страшно это слышать, особенно от вас… Вот вы говорите: главный мотиватор всего того, что сейчас происходит, это человеческая лень. А может, дело еще в том, что люди устали от чувств? Им не хочется испытывать боль, не хочется плакать по ночам.

Да, согласна. Я, конечно, алармистка, я все время всех пугаю, но посмотрите на молодое поколение, так называемое google generation. Приходишь в какое-нибудь кафе, они сидят за столом и вместо того, чтобы говорить друг с другом (я это постоянно наблюдаю), каждый разговаривает, возможно, даже с тем, кто сидит напротив, — через свой айфон! Люди вообще перестали общаться в реальном мире, а целиком скатились в этот виртуальный мир. А там все прекрасно. Ты настраиваешь программу по своему вкусу. Тебе надоело — ты ее выключаешь. Зачем тебе эти хлопоты? Тебе никто не противостоит, у тебя нет врагов, если враг есть — так ты его и укокошишь. Это кошмарное дело, вообще-то говоря, вы понимаете? Ведь психологи очень волнуются по поводу детей, а особенно подростков, потому что они настолько привыкли жить в этом виртуальном мире, что не хотят из него выходить. Это настоящая аддикция. Картина мозга человека с компьютерной зависимостью такая же, как у человека наркозависимого или алкоголезависимого. Зачем ему выходить во внешний мир, про который он: а) ничего не знает, как мы уже говорили; и б) этот мир, в отличие от компьютерной программы, ему подсовывает всякие сложности, с которыми нужно справляться. А возвращаясь к нашей теме, у них отсутствует либидо, они не знают, как флиртовать, что с девочками или с мальчиками делать, как дружить, как противостоять агрессии. Они живут как будто на другой планете.

Но по моим наблюдениям, все-таки «любовь с роботами» это тенденция больше мужская, чем женская. Ведь очень мало женщин, которые на такое пойдут.

Это говорит о том, что наша биологическая часть (а она, конечно, больше, чем любая другая) запрограммирована, неважно, эволюцией или Создателем так, чтобы род людской не прервался. Поэтому все эти гормональные вещи, все эти феромоны играют, это просто внутри звучит: я должна родить ребенка, я должна продолжить род. Ну не буквально в такой форме. Понятно, что никто из нас такого не говорит, мы интеллектуальные женщины, мы не произносим таких вещей.

И я все-таки опять возвращаюсь к любви. Может ли любовь спасти нас? Вот именно это чувство?

Я считаю, что да. Вроде бы все уже слышали и читали, что «любовь спасет мир». Но если вдуматься, это на самом деле совсем не банально звучит.

Татьяна Черниговская

Источник: www.spletnik.ru

Год основания: 907 г. День города отмечается 21 сентября.

Чернигов Троицкая церковь и монастырь

Чернигов (укр. Чернігів) – древнеславянский город и исторический центр Левобережной Украины. Расположен в северной части страны на правом высоком берегу реки Десна. Город славится своими памятниками времён Киевской Руси и Черниговского княжества.

Изначально эти территории были центром восточнославянского племени северян. Судя по археологическим исследованиям, город существовал уже в конце 9 века, когда вошёл в состав Киевской Руси. Чернигов быстро рос и развивался, и в скором времени превратился в богатый и хорошо укрепленный город, который мог достойно соперничать с Киевом. Об этом свидетельствует первое письменное упоминание о Чернигове в 907 году как о большом городе, который значился вторым после Киева.

В 1239 году город захватили и разрушили орды Батыя. Со второй половины 14 века город переходил к литовцам, москвичам, полякам, пока не отошёл к Речи Посполитой в 1618 году. В середине 17 века в связи с объединением Украины и России Чернигов входит в состав Российского государства. Чернигов – один из значимых центров развития древнеславянского образования и культуры, с которым связан ряд фольклорных произведений, в частности былин и переводов. Единого мнения в происхождении названия города нет. Существует основная легенда о князе Чёрном и его дочери-красавице, которые жили в 8 веке. Есть версия о первом поселенце по имени Чернига или Чернега. Рассказывают о «чёрных» лесах, которые окружали город в старину. Выводят название даже от племени меланхленов, которые носили чёрные плащи, и которых упоминает в своей знаменитой «Истории» Геродот.

К концу 19 века Чернигов был развитым торгово-ремесленным городом, а в советское время превратился в промышленный центр, с развитой инфраструктурой и множеством образовательных учреждений.

В годы Великой Отечественной войны город, начиная с сентября 1941 года, два года находился в оккупации, Черниговщина стала краем всенародной партизанской борьбы, многие местные жители были расстреляны или отправлены на принудительные работы в Германию, а сам город практически превратился в руины.

В 1950-60-х годах Чернигов был отстроен и реконструирован, восстановлена промышленность города, где ведущими отраслями стали: химическая, пищевая, лёгкая, строительных материалов, деревообрабатывающая.

Болдины горы с множеством храмов – визитная карточка города. Название их происходит от древнерусского «болд», что означало «дуб». Здесь до сих пор сохраняется один из самых больших древнерусских курганных могильников.

Из древних церквей Чернигова примечательны Успенский Елецкий и Троицкий Ильинский монастыри, и Спасо-Преображенский собор, сооружённые в 11 веке, а также Борисо-Глебская церковь 12 века.

За оградой Елецкого монастыря возвышается огромная земляная насыпь. Это всемирно известный курган Чёрная могила. Он был насыпан в 60-е годы 10 века над погребением знатного воина, как считают большинство историков, последнего Черниговского князя дохристианской эпохи.

Население города составляет около 300 тысяч жителей (2013).

21 сентября 1943 года город был освобождён от немецких оккупантов. В связи с этим событием было принято отмечать День города в этот памятный день.

Источник: www.calend.ru

История

Первые поселения, согласно полученным в ходе раскопок данным, на месте Чернигова появились еще за четыре тысячи лет до нашей эры. Благодаря выгодному географическому положению, рядом с крупной рекой, что делало его торговым и транспортным центром, город стал быстро разрастаться в первом тысячелетии до нашей эры. Согласно летописям, в 907 году киевский князь Олег завоевал Чернигов. В то время это был уже полностью сформировавшийся город, имеющий важное стратегическое и экономическое значение. В начале 11 века в городе строятся два крупных монастыря, сделавшие его религиозным и культурным центром всей северной части Киевской Руси. В период раздробленности Чернигов разросся до площади около 4,5 квадратных километров и имел население в 40 тысяч жителей, что делало его крупнейшим городом в Европе в то время. В 1239 году на крупный и богатый город позарились орды татаро-монголов, вторгнувшиеся на русские земли. Не смотря на подошедшее в помощь русское войско, город пал и был разграблен. В дальнейшем иноземцы постоянно пытались захватить Чернигов. По итогам русско-литовской войны, в 1503 году город был присоединен к Московскому княжеству. В 1618 году Чернигов был захвачен поляками и по итогам договора отошел к Речи Посполитой. Затем в 1649 году благодаря стараниям Богдана Хмельницкого, поднявшего восстание, Чернигов был отвоеван у поляков и возвращен в состав Руси.

Достопримечательности

Любой путеводитель вам подскажет: знакомство с городом следует начать с Вала — бывшего Черниговского детинца, древнего княжеского двора. Это духовный и административный центр города. Именно здесь сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев.

Спасский собор

Спасский собор — древнейший из сохранившихся на Руси. Он был заложен в 11 веке первым известным по имени Черниговским князем Мстиславом Храбрым — сыном крестителя Руси Владимира Святославича. С 1967 года Спасский собор — в составе Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор был возведён около 1123 года, посвящен небесным покровителям рода Ярославичей и был задуман как почетная усыпальница. Храм стоит всего в десятках метров от Спасского собора. Изначально между ними находились дворцовые постройки, от которых ничего не осталось, кроме археологического фундамента. За время своего существования Борисоглебский собор неоднократно был разрушен и перестроен. Сегодня это музей, здесь проходят концерты духовной музыки и постоянно работают две выставки — «Фреска черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова 11—13 веков».

Екатерининская церковь

Необычайной красоты эта церковь расположена на высоком мысу и отделена от Вала оврагом. Она считается визитной карточкой Чернигова, хотя и была построена гораздо позже Спасского и Борисоглебского — в 18 веке, на остатках храма средних размеров времен Киевской Руси. Сейчас в церкви можно посмотреть выставку народно-декоративного украинского искусства.

Красная площадь

Да-да, у Чернигова тоже есть своя площадь, и она тоже красная. С начала 19 столетия и по сегодняшний день это — административный и культурный центр города. Попасть на площадь от Екатерининской церкви можно по украшенной фонтанами Аллее Героев. Прежде это место именовалось Пятницким полем. Название происходит от находящегося рядом храма Святой Параскевы Пятницы, построенного еще в конце 12 столетия.

Елецкий и Троицко-Ильинский монастыри

Возникновение обоих монастырей связано с именем преподобного Антония Печерского. В древнерусские времена они находились за пределами города. В состав Елецкого монастыря, расположенного ближе к центру, входят Успенский собор, возведённый в 12 столетии, колокольня, келий, Петропавловская церковь и каменная ограда. Также на территории до сих пор стоит единственное деревянное сооружение казацкого времени — домик Феодосия Углицкого (конец 17 века). Известные подземелья монастыря возникли не раньше 18 века. Рядом находятся ещё несколько исторических зданий: тюремный замок, построенный в 1803—1806 годах, и двухэтажное здание бывшего мужского училища. Здесь же, напротив монастырской ограды, возвышается огромная земляная насыпь. Это один из самых знаменитых древнерусских языческих курганов — «Чёрная могила». По преданию, под ним похоронен основатель Чернигова князь Чёрный. Хотя раскопки доказали, что курган был насыпан уже в 10 веке, когда Чернигов уже существовал.

Троицко-Ильинский монастырь расположен на Болдиной горе (название произошло от древнерусского «болд» — дуб). Историки не исключают, что в дохристианские времена на горе было капище славянского бога Перуна. Сначала монастырь был пещерным, затем здесь возвели одноглавую Ильинскую церковь, в перестроенном виде сохранившуюся до наших дней. Рядом с ней вход в знаменитые Антониевы пещеры — они открыты для туристов. В конце 17 века на просторной площадке с западной стороны от Ильинской церкви начали возводить грандиозный архитектурный комплекс во главе с Троицким собором, освящённым в 1695 году. Он и дал современное название монастырю.

Музеи

Для любителей исторических ценностей под стеклом, приправленных рассказами экскурсовода, — сразу несколько добротных музеев Чернигова. Это и исторический имени Тарновского, и военный, и художественный имени Галагана, и литературный Коцюбинского.

Источник: wikiway.com


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.