В большой семье кавказских народов армяне всегда выделялись. У них уникальное прошлое, более того, они смогли внести собственную лепту в историю других этносов. Многие обычаи, их культурное наследие вошли в сокровищницу мировой культуры. А уж что касается кухни, то здесь можно считать, что они оказали влияние на гастрономические предпочтения целого региона.

Армяне являются одним из немногих древнейших народов на земле

Происхождения народа и языка

Предками современных армян некоторые историки считают фригийцев. Во всяком случае, именно этот народ в середине первого тысячелетия до нашей эры начал миграцию, с территории Балканского полуострова поближе к территориям Малой Азии. Этот загадочный, древний этнос и армяне имеют нечто общее – а точнее, язык.


Истоки армянского языка

Как утверждают исследователи, фригийцы были носителями протоармянского языка. Они переселились еще в XIII веке до новой эры на Армянское нагорье и облюбовали для себя северную область нынешней Армении, которая как в древности, так и сегодня известна своими плодородными землями. Таким образом, можно считать армянский язык одним из самых древних в мире.

Армянский язык один из древнейших языков в мире

Удивительным образом фригийцы смогли сохранить базовые элементы своего языка, несмотря на то, что со временем они полностью ассимилировались с населением, уже обитавшим тут. На Армянском нагорье проживали, кроме них, еще лувийцы (родственный хеттам народ), хурриты, а также урарты, которые считаются создателями одного из самых мощных в древности государств – Урарту.

Все эти этносы смогли мирно сосуществовать и со временем сформировали армянский народ. Поэтому, говоря сегодня про армян, исследователи рассматривают их как представителей огромного этнического и культурного пласта, ведь они – носители не только древнего языка, но и генетические наследники целой эпохи в истории Малой Азии.


Армяне свое происхождение связывают с одним из правнуков Ноя, богатырем Гайком

Существуют и иные версии – так, некоторые ученые усматривают связи с другими этносам – идоиранским и греческим. Если верить этим историкам, то армянский народ сформировался еще в XXII веке до нашей эры и, таким образом, являлся носителем праиндоевропейского языка, распространив его с Армянского нагорья по территории всей современной Европы и Ближней Азии.

Насколько это утверждение соответствует действительности, никто не может говорить уверенно. Однако известно, что они как оформившаяся национальная общность ведут свою историю свыше 2500 лет. В 7 столетии до н.э. они занимали огромные территории не только Закавказья, но Малой Азии и Среднего Востока.

Геродот и Ксенофонт в своих трудах писали про историю армян


История армян подтверждается, как древнегреческими источниками, а точнее, трудами Ксенофонта и Геродота, так и вавилонскими.

Древняя история потомков фригийцев

В VI веке до н.э. распалось государство Урарту, после чего территории Армянского нагорья попали под власть персидской династии Ахеменидов. В V веке до возникновения христианства армяне принимали участие в походе Ксеркса, а век спустя признали власть Александра Македонского, хотя этот завоеватель и не смог их покорить. При этом они уже тогда задумывались об обретении независимости, то есть, о создании собственного государства.

К III веку до н.э. этнический армянский центр сместился к Араратской долине, в результате чего в середине II века до н.э. было создано государство Великая Армения, которое создал Арташес I. В последующие столетия они несколько раз теряли независимость и снова ее обретали.

Государственность их была в тот период еще достаточно слаба, поэтому приходилось выживать в среде гораздо более сильных и воинственных соседей. Так, в середине III века новой эры территории армян попали под власть Персии, столетие спустя их поделили Иран и Рим.

В V столетии они попробовали вернуть независимость в противостоянии персам, но потерпели поражение. Однако в результате серьезных политических процессов внутри самого региона Персия была вынуждена признать, что статус их территорий является зависимым лишь наполовину.


После этого наступила эпоха византийского господства – кстати, именно в этот период была отмечена первая депортация армян. Более 10 тысяч человек были отправлены на Кипр. Византийские правители, как ранее и персидские, неоднократно отмечали, что характер этого народа достаточно непокорный, поэтому они склонны к постоянным бунтам.

Армяне дали отпор арабам и получили независимость

В VII веке Армения была захвачена арабами, после чего многие армяне начали перебираться в Византию, которую они все же считали более приемлемой в качестве государственной власти. Во второй половине IX века произошло знаменитое Сражение сорока, где они, объединившись, сумели победить многотысячные арабские войска и стали, по факту, независимыми.

Средние века и новая история

В XIV столетии Армения начала испытывать серьезные проблемы политического характера, поскольку на мировую сцену вышли новые завоеватели. На этот раз в их числе оказался Тамерлан, а затем свои претензии на их территории заявила Османская империя. Здесь им пришлось столкнуться с воздействием не только на их государственность, но и на культуру, и, что гораздо важнее, на религию.


К XVIII столетию их национальная государственность сохранилась лишь в районе Нагорного Карабаха. Тем не менее, они никогда не собирались отказываться от независимости, и периодически возникали мятежи и национально-освободительные движения, которые всегда жестоко подавлялись.

Армянский народ пожертвовал многим, чтобы получить независимость

Наконец, когда на политическую арену вышла Россия, армяне постарались извлечь из этого обстоятельства максимум пользы. В начале XIX столетия под власть русского императора перешли восточные территории Армении. Это послужило причиной их массового переселения сюда из других регионов, прежде всего, с запада страны и из Ирана.

К сожалению, Россия допустила определенные ошибки в политике в отношении армян, что и привело к новому освободительному движению. Они испытывали давление как со стороны царской власти, так и со стороны Турции. Ситуация осложнилась еще больше, когда во время Первой мировой войны Османская империя осуществила геноцид армян, который и сегодня остается одной из главных точек преткновения Армении и Турции.


Турки в 1915 году начали физическое уничтожение армянского народа, проживающего на их территории. В результате были замучены и убиты тысячи людей. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, сколько армян было уничтожено в процессе геноцида. Называются разные цифры, начиная от 100 тысяч до миллиона человек.

Перемены для населения армян принесла октябрьская революция в России. Уже в 1918 году была провозглашена независимая Армения, а в 1920 году на территории была установлена власть большевиков. Однако и здесь не обошлось без проблем, последствия которых мы до сих пор наблюдаем. Так, большевики, очерчивая границы Армянской республики, отнесли область Нагорного Карабаха к Азербайджану, а ведь на этой небольшой территории, почти 95% населения являются этническими армянами.

Поэтому неудивительно, почему армяне и азербайджанцы в дальнейшем не раз поднимали вопрос о территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, что и привело в 1991 году к карабахскому вооруженному конфликту, переросшему в Карабахскую войну, затянувшуюся на 4 года.


Карабахская война – это война, между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха

Окончательно независимость Армения получила в 1991 году, когда распался Советский Союз. С тех пор эта страна является полноправным членом сообщества кавказских государств и, тем не менее, сохраняет с Россией дружеские отношения, чего нельзя сказать о некоторых других бывших союзных республиках. Что касается армянской валюты, то это драм. Сегодня курс драма по отношению к доллару составляет в среднем 500:1.

Религия и вера армянского народа

Удивительно, однако на протяжении долгого периода персидского и османского владычества свою веру армяне в большинстве своем не поменяли. На сегодняшний день большая часть в народе является христианами. Некогда на территориях, занятых ими сегодня, исповедовались языческие культы, в том числе, зороастризм.

Однако в I веке новой эры сюда пришли апостолы Христа Варфоломей и Фаддей, которые начали проповедовать о новой религии. Во всяком случае, именно так гласят предания. Согласно им, эти два апостола и основали Армянскую апостольскую церковь. Таким образом, христианство в Армении возникло практически сразу после того, как эта вера начала распространяться по всему региону.


Религия в жизни армян имеет большое значение

В 301 году именно христианство здесь было признано официальной религией, а значит, именно Армения стала первым в мире христианским государством.

Во многом укреплению религиозных настроений способствовали и отношения с Византией. В период, когда Армения являлась вассалом Великой Византии, христианство стало важным звеном, связывающим эти два таких разных региона. В дальнейшем религия армян подверглась серьезным нападкам со стороны арабов и турок.

Так, не в силах справиться с моральным противостоянием потомков фригийцев, турки обязали их носить специальные головные уборы, чтобы каждому сразу было видно, что перед ним не мусульманин. Тем не менее, они оказались тверды в своих мировоззрениях, и не меняли веру на протяжении веков. Сегодня Армянская церковь относится к ориентальным православным церквям наравне с Сирийской и Коптской.


Голубая мечеть – соборная мечеть, которая является одним из центров иранской общины Армении

В то же время армяне являются народом веротерпимым. На территории Армении проживают люди, исповедующие иудаизм, ислам, езидизм. Эта страна, как и многие другие, поддерживает свободу вероисповедания.

Культура, быт, традиции и обычаи

Многие современные традиции армян берут свое начало в древности. Они смогли сохранить свою культуру и обычаи, которые в некоторых своих проявлениях отличаются от обычаев других кавказских народов, однако не входят в диссонанс с ними.

Например, армянская свадьба кое в чем напоминает свадебные ритуалы грузин и даже дагестанцев. Во всяком случае, свадьбы в Армении проходят так же шумно и красочно, с множеством танцев, песен, соблюдением правил сватовства и обязательного пиршества.

К свадебным церемониям подходят армяне очень серьезно

К свадебным обычаям армян относится тайна сватовства – и это отличает подготовку армянской свадьбы от других. Здесь сваты жениха стараются прийти в дом невесты чуть ли не ночью, чтобы никто не знал об этом и не начались пересуды в случае отказа.


Свадебные традиции армян делают свадьбу намного интересней и колоритней

Знатоки отмечают особую изысканность национальных армянских костюмов. Армяне, как и другие кавказцы, носят бурки, однако вместо бешметов у них в ходу удлиненные кафтаны – архалухи. Женская одежда необычайно изящна и отличается множеством этнических украшений.

Армяне, как и другие народы кавказа носят бурку

В качестве женского головного убора выступает шапочка-«башенка», которая затем завязывалась платком. В результате рот и подбородок армянки полуприкрыт, такой убор немного напоминает традиционный мусульманский хиджаб.

Женский армянский национальный костюм очень схож с грузинским

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской музыкальной культуры.

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук, который многие называют уникальным образцом древности, а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому армянские танцы всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Циранапох – армянский дудук, который переводится, как "абрикосовая труба"

Не остается без внимания армянская кухня, которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Традиционная армянская кухня является самой древней в Закавказье

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит долма и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Источник: tanci-kavkaza.ru

Сколько лет армянскому народу
Алла Тер-Акопян

Больше, чем это себе представляет сам армянский народ. Будем вести летоисчисление от Хайка, прародителя армян. Он отнюдь не является лишь персонажем древней легенды. Это реальное лицо, реальный Духовный Учитель — магнит, притянувший к себе достаточное число людей для формирования отдельного народа внутри общеарийской громады. (Само слово "айка" означает в санскрите, древнеиндийском языке, — "единство").
Когда это произошло? Великий Адепт, Член Иерерхии Света Земли Учитель Илларион, побывавший в 1881 году в Западной Армении (в районе Арарата, в горах Ала-Дага), сказал по этому поводу следующее: "Обожествив Хайка после его смерти, армяне поклонялись ему как Солнечному и Лунному Божеству. Хайк процветал за 2 200 лет до Р. Х. согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7 000 лет, согласно Истине".
Стало быть, армянский народ сформировался как языковое, культурное и государственное единство более 9 000 лет тому назад.
Но корни народа несравненно глубже — они уходят в туманные дохайкские времена. И на всем протяжении этих многих тысяч дохристианских лет протоармяне, а затем армяне оставались верными и преданными зороастрийцами. Они следовали заветам Зороастра с тех пор, как по словам Учителя Илллариона, Посланец Небес Оанн, "ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое Учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 САРИ, или 244 800 лет, до Потопа".
Потоп, уничтоживший остатки Атлантиды, произошел в 9 564 г. до н. э. Прибавляем нынешний 2 000-й год к названной дате и полученную сумму 11 564 присовокупляем к ошеломляющей шестизначной дате: 244 800 + 11 564 = 256 364.
Столько лет тому назад арийцам, из которых выделился впоследствии армянский народ, было передано Великое Учение. Это поведал нам в "Письме из монастыря Сурб Ованес" Адепт, Учитель Илларион. А знания Адепта настолько превосходят знания самого "подкованного" из земных ученых, насколько знание сего ученого превосходят знания трехлетнего малыша.
Древнейшее имя ОАНН впоследствии греками было эллинизировано и превратилось в имя Ованес. И армяне, начиная с четвертого века нашей эры (со времени принятия христианства) стали ассоциировать это древнейшее высокочтимое имя с Иоанном Крестителем, что сделало принятие армянами христианства менее болезненным, чем это было у других народов.
Конечно, армянское имя Оган — с вариациями Оганес, Ованес, Аванес — не еврейского происхождения, а, можно сказать, божественного, ибо Учителя, подобные Учителю Оанну, всегда почитались в народе богами.
А как же вещал Учитель Оанн народу свое Учение? Как могли его услышать толпы народа? Вне сомнения, вещание происходило с помощью технической оснастки — скорее всего радиотехники.
Теперь вспомним персонажа из армянского эпоса "Давид Сасунский" — Огана Горлана. Не от великого ли Учителя Оанна передала ему народная память и имя, и голосистость? Правда, слово "Горлан" (из перевода эпоса на русский) мне очень не нравится. В оригинале куда благороднее: Оган Дзенот — Оган Громкогласый.
Понимаю, что многие с большим скепсисом воспримут все, что я здесь пишу. Однако чем больше будет расширяться сознание людей, чем больше знаний станет доступно людям (а этому поспособствуют открытия нового времени), тем меньше останется места для скепсиса. Опять-таки прислушаемся к Учителю Иллариону: "Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве"
Это было сказано в 1881 году. С тех пор прошло более ста лет. Так что пора рвать водоросли.

http://vkontakte.ru/note19318127_10431941

Источник: grishashax.livejournal.com

Армения — это звуки дудука, в которых хранится душа армян, это Арарат, с которого начинается каждое утро и заканчивается каждый вечер, это искуссно вырезанные из камня хачкары, это шум воды озера Севан, это запах шашлыка, манящего к столу и — это щедрость и гостеприимство жителей! Армения — страна с древнейшей историей, с легендарной историей.

Исторически жизнь армянского народа возникла и протекала на территории, названной по имени его коренного населения Армянским нагорьем, расположенном в северо-западной части Передней Азии. Территория нагорья начиная уже с нижнего палеолита (примерно от 700 до 100 тыс. лет назад) принадлежит к числу тех областей земного шара, где происходило становление человека современного вида. Первые письменные упоминания  об Армянском нагорье, оставленные царями Аккада, относятся к 3 тыс. до н. э. С этого времени мы уже может говорить, что на территории Армянского нагорья появляются первые государственные образования.

Сами армяне называют себя-Хай, что по предположениям историков произошло от названия протоармянского государства Хайасы, которое существовало в 14-13 вв. до н. э.  Страна Хаяса и народ Хаясы упоминаются на многих хеттских глинянных таблицах, найденых  при раскопках столицы хеттского государства-Хатусы.

По другой версии в древности армяне называли  свою страну  Метс Айк, что согласно армянскому преданию, происходит от имени прародителя всех армян – мифилогического царя Айка.

Армения отмечена на вавилонской карте 5 в. до н. э. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э..

Начиная еще с 14 в. до н. э. разнородные государственные образования Армянского нагорья объединяются в политические союзы, которые упоминаются под названием Наири, что дословно переводится как <<Страна рек>>.  На основе этих  союзов в 9 в. до н. э. образуется могущественное рабовладельческое государство Урарту или Ванское царство со столицей Тушпа (Ван), которое обьединяет все нагорье в единое государство. В этот период подходит к завершающему этапу процесс этнического единения племен Армянского нагорья и формирования армянская народа.

В течение IX-VI веков до н. э. государством Урарту была создана высокоразвитая  цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении на многие века. Отличительной чертой государства Урарту было широкое градостраительство, одним из лучших примеров которого является город-крепость Эребуни (Ереван).

После походов Александра Македонского, войска которого не вторгались на территорию  Армении, начинается новая страница в истории и культуре Армении, когда на рубеже II — I веков до н.э. разрозненные армянские царства сливаются в единое мощное рабовладельческое государство – Великую Армению. Политическим, экономическим и культурным центром Великой Армении стала Араратская долина с центром в городе Арташат, которую римляне называли <<Армянским Карфагеном>>. I век до н. э. стал Золотым веком Великой Армении. В это время правит Тигран Великий (95-55 гг.), внук Арташеса I – основателя династии Арташесидов. Столицей государства стал Тигранакерт.

Обширная империя Тиграна охватывала большую часть Передней Азии, распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры.

Тридцать тысяч квадратных километров, которые занимает сегодня Республика Армения, составляют лишь малую часть той огромной исторической Армении, хроники которой стали отдельной главой в мировой истории и культуры.

Через Армянское нагорье проходили важнейшие торговые и военные пути древнего мира, связывающие Восток и Запад. Например, всем известный “Шелковый путь”. Столь выгодное положение Армении привлекало к ней  многочисленных завоевателей. Поэтому границы древней Армении подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли.

Значимым моментом в истории этой страны считается так же принятие христианства в качестве государственной религии, так как Армения была первой страной, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году. Следующее событие, имеющее значительную историческую роль — создание армянского алфавита Месропом Маштоцем в 405 году. В армянском алфавите 39 букв. Пятый век считается золотым веком армянской культуры.

С древности и до современности армяне не раз теряли независимость, но никогда не теряли веры. Они сгибались под тяжестью гнета событий и времен, но никогда не теряли силы духа. Край гор и средневековых монастырей, земля помнящая Великий потоп и закат древних цивилизаций, место, где рождается лучший коньяк — бесконечно долго мы можем описывать эту страну.

Приезжая в Армению можно долго наслаждаться прекрасными горными пейзажами, обилием по-настоящему древних достопримечательностей, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и вполне искренняя доброжелательность местных жителей! Однако помимо горных хребтов, на небольшой территории страны уместилось 9480 рек и около 100 живописнейших озер. Северо-восточная часть страны известна буковыми рощами и дубовыми лесами. Ну а если добраться до южной части страны, то можно увидеть уникальное зрелище — самую большую платановую рощу. Кроме того, в Армении есть и минеральные источники, и грязевые месторождения. Чтобы поправить здоровье и оценить все прелести местных бальнеологических процедур предлагаем посетить Дилижан, который известен своими санаториями, или Джермук, славящийся горячими и холодными минеральными источниками. Сторонники активного образа жизни и экстремальных видов спорта больше оценят Цахкадзор — главный горнолыжный курорт страны. Чтобы попробовать знаменитого армянского вина, стоит отправиться в небольшое путешествие на юго-восток от Ехегнадзора. Здесь, в долине реки Арпа, находится главная винодельня страны Areni Winery. Только не переборщите во время дегустации: поберегите силы для экскурсии в расположенные неподалеку пещеры, где была найдена самая древняя в мире обувь и винодавильня, которой более 6100 лет! Оценивать вкусовые качества знаменитого коньяка «Арарат» лучше всего там, где его делают: на Ереванском коньячном заводе. И это только малая часть того, что можно рассказать об Армении! Мы предлагаем Вам посетить этот уголок Земли, для того, что убедиться, что все сказанное выше истинная правда!

Источник: www.mouzenidis-travel.ru

Армянский народ образовался в конце II — начале I тыс. до н. э. на Армянском нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нём издревле племен и их союзов, а также некоторых других племён, осевших здесь в конце II тыс. до н. э. В течение длительного исторического процесса этногенеза одни из этих племён передали армянскому народу больше свой физический облик, другие — в основном традиции своей материальной или духовной культуры, третьи — преимущественно свой язык, который затем вобрал в себя многое из лексического богатства других племён — участников этого процесса.

Особенно важен вклад хуррито‐урартских племён, как наиболее многочисленного и широко распространённого этнического элемента нагорья, который именно благодаря этому составил физическую основу находившегося в процессе становления народа. Сюда следует причислить исконное население бассейна озера Ван — урартские племена, далее, близко родственные им племена хурритов, проживавших в долинах Арацани и верховьев

Тигра, хурритские или близкие к ним племена долины Аракса и верховьев Куры, образовавшие крупные племенные союзы Этиуни и Диаухи, и другие менее значительные племена или их объединения этого же географического ареала. Важен вклад также и хеттолувийских племён, населявших страны, расположенные в долине Верхнего Евфрата — Куммух, Ишува, Сухме и другие. От племенного союза Хайаса, помимо прочего, армянский народ унаследовал и своё самоназвание «хай».

Наряду с этими этническими элементами в образовании армянского народа приняли участие также индоевропейские племена арменов, давшие народу его второе имя «армяне», которым называют его другие народы. В период известных переселений «народов моря» (XIII – XII вв. до н. э.) армены проникли в Малую Азию вместе с родственными им фрако‐фригийскими племенами из Балкан. (Впрочем, в последние годы высказано мнение, что прародина индоевропейцев находилась именно в восточной части Малой Азии).

Затем они продвинулись дальше на Армянское нагорье. Обо всём этом говорят сообщения ряда древнегреческих авторов, начиная с «отца истории» Геродота (V в. до н. э.). Ассирийские клинописные надписи называют часть этих протоармян уруме (по их наименованию), другую часть — мушку (по одному из названий родственных им фригийцев). В 1115 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I впервые столкнулся с племенами мушку, войска которых — 20 тыс. бойцов — под водительством пяти вождей из занятых ими за 50 лет до этого юго‐западных областей Армянского нагорья вторглись в Ассирийскую державу. В следующем году войска этого царя сражались уже с воинами племён уруме, утвердившихся в этих же областях.

Таким образом, здесь, на территории, тянувшейся от западной излучины Евфрата на восток по долинам Арацани и Тигра, где уже раньше жили хурритские и хетто‐лувийские предки армян, с XII в. до н. э. начинается постепенный процесс этнической консолидации и слияния всех названных племён.

Заметим, что часть страны, где начался процесс образования армянского народа, ассирийцы по названию племён уруме переименовывают в Уруме, а урарты, соприкасавшиеся с этими племенами несколько позднее, называют её Урме.

Урартское государство почти со времени своего возникновения сталкивалось со страной Урме. Минуа возвещает о победе над ней, Аргишти I заявляет о том же, Сардури II сообщает об овладении страной, разрушении населённых пунктов, угоне населения. Очевидно, что страна упорно сопротивлялась урартским нашествиям и, несмотря ни на что, выживала.

Распространение армяноязычного этнического элемента по отдельным областям территории Урарту началось ещё в VIII в. до н. э., в период расцвета этого государства. К этому вела политика переселения жителей завоёванных или подвергавшихся нашествию стран в различные районы государства. Так, Аргишти I, как уже отмечалось, поселил в новооснованном городе‐крепости Эребуни 6600 воинов, вероятно армяноязычных, вывезенных из стран Хате и Цупа. 10 тысяч жителей Урме были переселены Сардури II из завоёванной страны в район Вана и т. п.

В труде армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского) сохранились важные сведения о событиях конца VII в. до н. э. Из клинописных и других источников известно, что в этот период Мидия и Вавилония выступали в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. мидяне овладели одним из важнейших центров Ассирии — городом Ашшуром, а в 612 г. совместными усилиями союзников была взята и предана огню ассирийская столица Ниневия. В течение нескольких лет Ассирия была окончательно разгромлена и перестала существовать как государство. По преданию, сохранившемуся в труде Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождём Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царём. Это предание, несомненно, имеет историческую подоплёку.

В период падения Ассирии (конец VII века до н. э.) об Урарту, как об активной силе, уже ничего не слышно. Это и понятно, ибо урартское государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и находилось накануне гибели. Вместо урартов действуют армяне, которые вышли из своей колыбели и превратились в могучую силу. Происходит заключительный этап образования армянского народа — интенсивное распространение армянского этноязыкового элемента по всему нагорью.

Распространение армянского этноязыкового элемента по нагорью внешне напоминает распространение урартов, имевшее место на этой же территории примерно двумя столетиями ранее. Однако тогда, в случае с урартами, результатом было лишь объединение территорий военной силой, в процессе чего население их не слилось в единый народ, а возникло лишь военно‐политическое государственное образование, этнически весьма пёстрое. Теперь же, наряду с неизбежным военным фактором, действовал ещё более сильный народообразующий фактор — стремление населения обширной территории к объединению и консолидации. Предпосылкой возникновения этого фактора были, с одной стороны, цивилизующая сила урартского владычества, подвинувшая население по пути экономического и культурного прогресса, а с другой, — и в ещё большей мере, — внутреннее развитие и созревание племён, приводившее к необходимости наладить тесные взаимные связи. В этих условиях наличие и активное распространение армяноязычного цементирующего элемента дало новый эффект: произошло не объединение, а слияние племён и народностей, при возобладании языка армянского, в единый народ. Разноязычное население нагорья, в том числе и сами урарты, постепенно привыкает к армянскому языку как к средству межплеменного общения, одновременно обогащая этот язык своей лексикой, а затем переходит к употреблению только этого языка, который тем самым превращается в общенародный язык качественно новой единицы — армянского народа, образовавшегося из многих этнических компонентов.

На этой основе складывается уже не государство древневосточного типа, этнически пёстрое и удерживаемое лишь военной силой, а государство нового типа, основанное на идущих к сближению и слиянию этнических элементах и оказавшееся несравненно более жизненным.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Источник: ArmenianSite.ru


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.