Московский Кремль.нач.21 века
Московский Кремль. 2019 г.

Мощные высокие стены, стройные шатры башен, золотые купола соборов. Они словно вобрали в себя время: видели торжественный въезд победителей Куликовской битвы и страшные причуды Ивана Грозного, разорения Смутного времени и радостную встречу Минина и Пожарского, московский пожар 1812 года и бегство наполеоновской армии. С тех времен нога иноземного завоевателя не ступала на кремлевскую землю. К Кремлю сходились в старину все улицы, здесь бился пульс Древней Москвы. Прошли столетия, но святым остается место, где зародилась жизнь великого города…

Зарождение Москвы и первая крепость


А в начале 12-го века Москва была окраинной крепостью Владимирской земли, хотя и играла важную роль, находясь на пересечении речных и сухопутных путей с севера на юг и с запада на восток. Междоусобные войны были тогда обычным делом. В разгар одной из них, в 1147 году, Святослав Черниговский (отец Игоря, воспетого в “Слове о полку Игореве”), спасаясь от преследования, бежал в свои отдаленные владения. Здесь он и встретил посланцев союзника, владимирского князя Юрия Долгорукого, с письмом: “Прииде ко мне, брате, в Москов”. С этого первого упоминания и началась биография нашей столицы. Хотя поселение на Боровицком холме существовало, конечно, много раньше.

Уже через девять лет, в 1156 году, Тверская летопись сообщила, что Юрий- князь “заложи град Москву на устниже Неглинны, выше реки Аузы”. “Заложить град” значило выстроить крепость, обнеся ее рвом, валом и деревянными, редко каменными стенами.

Москва в 13 веке и деревянный Кремль

В 1238 году на русскую землю хлынули полчища Батыя. Была разорена и Москва. Но прошло несколько десятилетий, и она оказалась в ряду самых сильных древнерусских городов. Начиная с 14-го века за московскими князьями закрепился титул  “великих”. А в 1326 году митрополит Петр неожиданно перенес сюда из пышного Владимира свою резиденцию и возвел в Кремле главный храм Руси- Успенский собор. Москва постепенно превращалась в центр политической, экономической и культурной жизни русского народа.

При Иване Калите, княжившем в 1325 — 1340 годах, Кремль получил новые укрепления из дубовых бревен. Стены состояли из ряда срубов, внутреннее пространство которых заполняли землей и камнями. Но дерево недолговечно. В 1356 году летопись отметила: “Погоре город Москва, Кремник весь…”


Белокаменный Московский Кремль Дмитрия Донского 14 век

Понимая неизбежность открытой схватки с Ордой и Литвой, внук Ивана Калиты князь Дмитрий задумал “ставити город Москву камен”. И потянулись по реке суда, груженные известняком. С того памятного 1367 года и стали называть столицу “белокаменной”. Новые стены превратили ее в мощную крепость Северо- Восточной Руси. По своим размерам Кремль лишь немного уступал современному, шесть из девяти башен имели ворота. Это было смелое новшество — видно, князь думал не только об обороне.

И время решительных действий пришло: в 1380 году из ворот, на месте которых стоит теперь Константино- Еленинская башня, Дмитрий Донской повел войска на Куликово поле. Победа была одержана далеко от Москвы, но ковалась она здесь, в Кремле!

Строительство кирпичного Кремля при Иване III 15 век

Белокаменная крепость прослужила более ста лет. В 1480 году Русь окончательно освободилась от ига, к Москве присоединялись все новые и новые княжества. Русское государство снова вышло на широкую международную арену.


Величественным памятником этого времени и стал новый Кремль Ивана III.

Для строительства Кремля были приглашены итальянские зодчие. Италия переживала эпоху расцвета своей культуры и дарила миру превосходных художников, зодчих, инженеров. Правители разных стран спешили позвать именно итальянских мастеров. И вот в 1475 году в Москву приехал болонский архитектор Аристотель Фиораванти. Затем появились другие его соотечественники, чьи имена встречаются на страницах русских летописей.

Невиданный размах работ, осуществленных всего за десять лет, вызывает удивление даже сейчас. Тогдашняя Европа такого не знала, поэтому в ее глазах Кремль вдвойне стал символом могущества Московского государства. Иностранные купцы говорили, что он “имеет вид города”, так как из-за высоких стен виднелись многочисленные кровли теремов и золотые купола соборов.

А.М.Васнецов. Кремль при Иване III.
А.М.Васнецов. Кремль при Иване III.1921 г.

Строительство стен и башен

Строительство начали с южной стороны Кремля, где стены сильно обветшали. Укрепления возводили постепенно, открытых участков не оставляли, опасаясь нападения.


Первой в 1485 году была заложена Тайницкая башня. Под ней устроили колодец- тайник, который и дал ей название.

Спустя два года ниже по течению Москвы- реки выстроили Москворецкую угловую башню (в старину она именовалась Беклемишевской от примыкавшего двора боярина Беклемишева). Эта башня защищала наиболее уязвимый угол Кремля и прикрывала подступы к восточной стене и воротам.

В 1488 году в устье реки Неглинной была заложена и другая угловая башня. Свое название- Водовзводная- она получила в 17-ом веке, когда в ней установили водоподъемную машину. Это был первый в Москве водопровод.

В том же году вдоль берега Москвы- реки выстроили еще четыре башни- теперь с Юга Кремль был укреплен мощной стеной.

В 1490 году приступили к сооружению Боровицкой башни с воротами. От нее потянули стену по направлению к современной Красной площади. Одновременно на месте прежней Тимофеевской встала мощная Константино- Еленинская башня.

Наконец, год спустя началось строительство башен, выходящих на Красную площадь. Первой заложили Фроловскую, позже получившую имя Спасской, от иконы “Спаса Нерукотворного” над воротами.У нее было пять этажей, и на каждом- палата, окруженная коридором. На площадь выходила и проездная Никольская, которая в то время очень походила на Фроловскую. Отсюда стена пошла к Неглинной. Замыкала ее угловая Арсенальная башня, что звалась поначалу Собакиной — тоже от соседнего боярского двора. Внутри ее, не без умысла, оказался родник, который и сегодня дает прекрасную воду. Высокая и мощная, она напоминала часового.


Возведение Кремлевских стен.Миниатюра Лицевого свода второй половины 16 в.
Возведение Кремлевских стен.Миниатюра Лицевого свода второй половины 16 века.

В 1495 году принялись укреплять самый трудный участок- вдоль болотистого берега Неглинной. Пришлось немало потрудиться, прежде чем была заложена проездная Троицкая башня с отводной стрельницей. Через несколько лет от нее перекинули кирпичный мост, по другую сторону которого выстроили еще одну башню. Когда, выравнивая берега находившегося здесь пруда, подняли грунт на 6 метров, высокая и стройная башня стала приземистой и неуклюжей — Кутафьей.

О некоторых башнях сведения очень скудны. Например, о Набатной известно лишь, что на ней висел колокол, в который били во время пожаров. А изящная Царская выстроена рядом значительно позже, в 1680 году. Мало что знаем мы и об истории Сенатской башни, что стоит позади Мавзолея, а ведь ею закончилось строительство кремлевских стен.


Стены и башни Московского Кремля были возведены по всем правилам фортификационного искусства того времени.
Укрепления сохранили форму неправильного треугольника с общей протяженностью сторон в 2235 метров. В каждой стене 7 башен, причем угловые входят сразу в две стороны.

Всего Кремль имеет 18 башен, не считая надстроенной Царской и отдельно стоящей Кутафьей. По углам крепости башни круглые, остальные — прямоугольные. Расстояние между ними обусловлено двумя факторами: дальнобойностью оружия того времени и степенью доступности участка при нападении врага.

Каждая башня являлась маленькой крепостью и могла обороняться, если даже были взяты соседние. Пять из них имели отводные стельницы, надежно защищавшие ворота, из которых к тому же опускались мосты через ров. Закрывались ворота специальными решетками — герсами. Если все же удавалось проникнуть в стрельницу, они опускались и враг оказывался в ловушке.

Верхнюю часть башен делали шире нижней, чтобы стрелять по противнику, прорвавшемуся к подножию. Во время боя защитники могли перемещаться вдоль стен, так как все башни, кроме угловых и воротных, имели сквозные проходы. Для предотвращения подкопов и взрывов сооружались специальные тайники и “слухи”.


Стены Московского кремля завершены кирпичными зубцами с двурогими окончаниями в виде ласточкиных хвостов. В зубцах через один устроены щелевидные бойницы. А как мощны стены — до 6,5 метров толщиной, высота же ( без зубцов) доходит до 19 метров. Высота башен с шатрами и звездами достигает 71 метра.

С городом Кремль был связан воротами в шести башнях, из которых дошли до нас только Спасские, Троицкие и Боровицкие. Парадными были Спасские: через них проходили триумфальные шествия, здесь встречали иностранных послов.

Особенно усилил оборонную мощь Кремля облицованный камнем широкий ров. Чтобы оградить крепость от пожаров (да и защищаться так было легче), очистили от деревянных построек всю местность вокруг и разбили так называемый Государев сад. Благодаря ему Кремль заметно обособился и приобрел композиционную завершенность.

Московский Кремль из книги С. Герберштейна Записки о московских делах.1563 год
Московский Кремль из книги С. Герберштейна «Записки о московских делах».1563 г.

Укрепление города в 16-ом веке


В течение 16-го века Москва не раз подвергалась набегам. В 1521 году пришел с огромным войском крымский хан Махмат- Гирей, но не решился штурмовать Кремль — поджег посад и удалился восвояси. Столь же “удачливы” были и другие завоеватели.

А москвичи между тем все сильнее укрепляли свой город. В 1538 году они окружили каменной стеной посад — Китай-город, а в конце столетия заложили и третье оборонительное кольцо — земляной вал с каменными башнями — Белый город.

Спустя несколько лет столицу обнесли еще высокими деревянными стенами, получившими название Скородома из-за быстрых темпов строительства. Теперь Московский Кремль стоял за четырьмя кольцами стен со 120 боевыми башнями и множеством дозорных монастырей. С колокольни Ивана Великого были видны даже окрестности столицы. Попробуй подступись!

Кремленаград. Годуновский план Московского Кремля. Составлен в 1597 году. Из Мирового атласа (Амстердам, 1667)
«Кремленаград». Годуновский план Московского Кремля. Составлен в 1597 году. Из «Мирового атласа» (Амстердам, 1667 г.)

Восстановление Кремля в 17-ом веке


17-й век начался продолжительной “смутой”. Воспользовавшись раздорами бояр, пришли польско- шведские интервенты. Над народом нависла угроза порабощения. Но в октябре 1612 года народное ополчение во главе с “гражданином Мининым и князем Пожарским” освободило Москву. Началось восстановление стен.

Тогда на смену простым, суровым формам и пришла подчеркнутая декоративность. Особенно яркое выражение исконная приверженность русского человека к узорочью нашла в перестройке башен.

В 1625 году главная из них, Спасская, была увенчана каменным шатром. Несмотря на высоту, он кажется изящно легким. Как удалось достичь этого? Каждый следующий ярус ниже предыдущего и меньше украшен, потому верх башни столь стремительно уносится ввысь и как бы тает в воздухе.

Московский Кремль 1661.Августин Мейерберг.
Московский Кремль.1661 г. Августин Мейерберг.

Часы для Спасской башни


Христофор Галовей, “аглицкой земли часового и водяного взвода мастер”, разработал для Спасской башни проект часов “с перечасьем” — колокольным боем. Под его руководством их изготовили в 1621 году русский мастер Ждан с сыном и внуком. Часы эти не были для Москвы такой уж новинкой — самые первые появились в Кремле еще в 1404 году. В летописи о них говорится: “Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы дневныя и нощныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческую хитростию, преизмечтано и преухищренно”. Да и на Спасской башне первые часы установили скорее всего сразу же после ее сооружения.

У галовеевских часов вращался циферблат, а неподвижной оставалась стрелка в виде солнечного луча. Внутренний круг изображал голубой небесный свод, усеянный золотыми и серебряными звездами. Часы были вдвое меньше нынешних. установленных в 1852 году братьями Буденоп. Новые куранты исполняли “Марш Преображенского полка” и “Коль славен”. В 1917 году в них попал снаряд. По указанию В.И.Ленина кремлевский слесарь Н.В.Беренс исправил механизм, а малоизвестный художник М.М.Черемных “набрал” на их игральный вал “Интернационал” и “Вы жертвою пали…”

Часы на Спасской башни Московского Кремля. нач.21 века
Часы на Спасской башни Московского Кремля. 2019 г.

Башни Кремля

Появление над крепостными стенами стройной вышки, увенчаной шатром, гербом и часами, говорило о том, что Московский Кремль постепенно утрачивал оборонительное значение и осмыслялся в качестве монументальной оправы всего ансамбля. В течение 60 лет Спасская башня была единственной шатровой башней Кремля. Создатели завершения так умело объединили старые и новые части, что сделали как бы модель для остальных башен, перестроенных во второй половине 17-го столетия.

Почти каждая получила индивидуальный облик, обусловленный ее положением и ролью в ансамбле. Наиболее нарядное завершение у Троицкой. Не случайно оно напоминает шатер Спасской — обе украшали главные ворота Кремля. Угловые башни — Арсенальная, Москворецкая и Водовзводная — были увенчаны восьмигранными шатрами с дозорными вышками. Они замыкали фасад кремлевских стен. Завершающая панораму Кремля со стороны Неглинной Боровицкая башня получила необычный многоярусный венец.

Живописные шатры “связали” кремлевские стены, выделив Соборную площадь с ее купольным многоглавием. А главное — они подчеркнули уникальный характер Кремля и выявили его значение как ядра разросшегося к тому времени города.

Спасская башня Московского Кремля
Спасская башня Московского Кремля. 2019 г.

Изменения в 18-19-х веках

После переноса Петром I столицы в Петербург Москва заметно опустела. И все же сердце России билось именно здесь. Это еще раз доказала Отечественная война 1812 года. В течение месяца бесчинствовали в Кремле захватчики. Однако, собравшись с силами, русские заставили французов бежать. Мстя за неудачу, Наполеон отдал варварский приказ: взорвать Кремль. 11 октября страшный грохот разорвал небо. Рухнула часть стен, пострадали башни и дворцы. Москвичи- патриоты успели пробраться в Кремль и погасить фитили пороховых мин, заложенных под Спасской башней и соборами. Древние памятники были спасены.

Московский Кремль 1762-1766. Балабин П.Т. с рисунка М.И. Махаева
Московский Кремль 1762-1766 гг. Балабин П.Т. с рисунка М.И. Махаева

 

Вид Красной площади. Гравюра Ф. Лорие (или Гуттенберга, а позднее Д. Лафонда) по рисунку Ж. Делабарта. 1795 г.
Вид Красной площади. 1795 г. Гравюра Ф. Лорие по рисунку Ж. Делабарта

 

П.Верещагин.Вид Московского Кремля.1879
П.Верещагин.Вид Московского Кремля.1879 г.

Источник: artlegends.ru

МОСКО́ВСКИЙ КРЕМЛЬ, древ­ней­шая часть Мо­ск­вы, глав­ный об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич., ду­хов­но-ре­лиг. и ис­то­ри­ко-ху­дож. ком­плекс цен­тра сто­ли­цы, ме­сто­пре­бы­ва­ние Пре­зи­ден­та РФ. Рас­по­ло­жен на Бо­ро­виц­ком (Крем­лёв­ском) хол­ме (выс. до 30 м), на кру­том по­во­ро­те Мо­ск­вы-ре­ки, при впа­де­нии в неё р. Не­глин­ной (Не­глин­ка). Назв. «кремль» упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­сях с 1331. В пла­не М. К. – не­пра­виль­ный тре­уголь­ник пл. 27,5 га; его юж. сте­на об­ра­ще­на к Мо­ск­ве-ре­ке, се­ве­ро-за­пад­ная – к Алек­сан­д­ров­ско­му са­ду, вос­точ­ная – к Крас­ной пло­ща­ди.

Ар­хео­ло­гич. изу­че­ние тер­ри­то­рии М. К. ве­дёт­ся с сер. 19 в.; наи­бо­лее круп­ные рас­коп­ки про­во­ди­лись при строи­тель­ст­ве Крем­лёв­ско­го Двор­ца съездов (в 1959–1960) и в 2007 на по­до­ле. Тол­щи­на куль­тур­но­го слоя ко­леб­лет­ся от 4 до 12 м. Древ­ней­ший куль­тур­ный слой, от­но­ся­щий­ся к же­лез­но­му ве­ку (ок. сер. 1-го тыс. до н. э.), был об­на­ру­жен ме­ж­ду фун­да­мен­та­ми в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре. Поч­ти на всей пло­ща­ди М. К. вы­яв­ле­ны на­пла­сто­ва­ния до­мон­голь­ско­го вре­ме­ни. В на­уч. лит-ре су­ще­ст­ву­ют 2 осн. точ­ки зре­ния на вре­мя воз­ник­но­ве­ния ср.-век. по­се­ле­ния: 11 в. ли­бо не ра­нее 12 в. (ско­рее, его се­ре­ди­ны). Важ­ней­ши­ми ар­хео­ло­гич. на­ход­ка­ми на тер­ри­то­рии М. К. яв­ля­ют­ся ос­тат­ки обо­ро­нит. со­ору­же­ний 12 в. (ва­лы и рвы), нек­ро­поль в рай­оне Со­бор­ной пл., кла­ды ук­ра­ше­ний 12–13 вв., 2 бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 14 в.

Са­мо ме­сто­по­ло­же­ние ис­то­ри­че­ски оп­ре­де­ли­ло до­ми­ни­рую­щую роль М. К. сре­ди со­сед­них по­се­ле­ний. Кре­пость, ос­но­ван­ная кн. Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким в 1156, за­ни­ма­ла пло­щадь в неск. гек­та­ров; наи­бо­лее ак­тив­но бы­ли ос­вое­ны центр. часть верх­ней тер­ра­сы хол­ма и уча­сток вто­рой над­пой­мен­ной тер­ра­сы в его мы­со­вой час­ти. Рас­коп­ка­ми об­на­ру­же­ны жи­лые и хо­зяйств. сру­бы, ого­ро­жен­ные час­то­ко­ла­ми дво­ры, мос­то­вая из де­рев. плах, а так­же бо­га­тый феод. нек­ро­поль, на ко­то­ром, воз­мож­но, су­ще­ст­во­ва­ла де­рев. цер­ковь, пре­до­пре­де­лив­шая ме­сто­по­ло­же­ние бу­ду­ще­го ка­мен­но­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра – на ма­ко­ви­це бе­ре­го­вой гря­ды, от­ку­да на­чи­на­ет­ся ли­ния во­до­раз­де­ла ме­ж­ду ре­ка­ми Мо­ск­ва и Не­глин­ная. Ко вре­ме­ни на­ше­ст­вия Ба­тыя и раз­ру­ше­ния им М. К. он был ок­ру­жён по­са­да­ми и сё­ла­ми.

В ле­то­пи­сях нет све­де­ний о пе­ре­строй­ках М. К. вплоть до вре­ме­ни прав­ле­ния кн. Ива­на I Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты, ко­гда Мо­ск­ва ста­ла по­сто­ян­ной ре­зи­ден­ци­ей не толь­ко ве­ли­ких кня­зей, но и ми­тро­по­ли­тов всея Ру­си. В 1326 митр. Пётр за­ло­жил пер­вый ка­мен­ный Ус­пен­ский со­бор; ря­дом с ним рас­по­ло­жил­ся и ми­тро­по­ли­чий двор. Сле­дом раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во це­ло­го ря­да ка­мен­ных хра­мов, ко­то­рые ста­ли ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния крем­лёв­ско­го ан­самб­ля: цер­ковь «под ко­ло­ко­лы» Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (1329); Пет­ро­ве­риг­ский при­дел к Ус­пен­ско­му со­бо­ру; со­бор кня­же­ско­го мон. Спа­са на Бо­ру (1330), ку­да бы­ла пе­ре­не­се­на ар­хи­ман­д­ри­тия из Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря; со­бор Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1333; на бров­ке Бо­ро­виц­ко­го хол­ма, воз­мож­но, на мес­те бо­лее древ­ней де­рев. церк­ви). В 1339–40 со­ору­же­ны гор. сте­ны и но­вые ук­ре­п­ле­ния из ду­ба. Кремль Ива­на Ка­ли­ты вско­ре по­стра­дал от по­жа­ра. При моск. кн. Дмит­рии Ива­но­ви­че Дон­ском зи­мой 1366/67 на­ча­лось строи­тель­ст­во бе­ло­ка­мен­ных ук­ре­п­ле­ний Мо­ск­вы. М. К. пре­вра­тил­ся в са­мую мощ­ную кре­пость Сев.-Вост. Ру­си. Ле­то­пи­си под­чёр­ки­ва­ют не­при­ступ­ность и ве­ли­чие М. К., ко­то­рый был «ка­мен твёрд» и имел мно­гие «вра­та же­лез­на».

Во 2-й пол. 14 – нач. 15 вв. М. К. до­пол­ни­ли ком­плек­сы ми­тро­по­личь­е­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря (1365, на мес­те на­хо­див­ше­го­ся здесь Хан­ско­го дво­ра) и кня­ги­ни­на Воз­не­сен­ско­го мон. (1407). В крем­лёв­ской за­строй­ке вы­де­лял­ся ве­ли­ко­кня­же­ский дво­рец с его зла­то­вер­хим те­ре­мом, упо­мя­ну­тым в «За­дон­щи­не». В 1393–94 во двор­це, в по­ко­ях кня­ги­ни, бы­ла вы­строе­на ка­мен­ная ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Се­нях с при­де­лом Св. Ла­за­ря; при­мер­но то­гда же воз­ве­де­на бе­ло­ка­мен­ная ц. Бла­го­ве­ще­ния (пе­ре­строе­на в 1416, ра­зо­бра­на в 1482–83) на бров­ке мо­ск­во­рец­ко­го бе­ре­га, на­про­тив со­бо­ра Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, воз­ле неё – баш­ня с гор. ча­са­ми («ча­соз­во­ня», 1404, мас­тер Ла­зарь Сер­бин).

Вел. кн. Иван III Ва­силь­е­вич оза­бо­тил­ся в пер­вую оче­редь вос­ста­нов­ле­ни­ем и ук­ре­п­ле­ни­ем М. К., ко­то­рый, су­дя по впе­чат­ле­нию итал. ди­пло­ма­та А. Кон­та­ри­ни, по­се­тив­ше­го Мо­ск­ву в 1476–77, был в боль­шей сте­пе­ни де­ре­вян­ным, чем ка­мен­ным (ве­ро­ят­но, в ре­зуль­та­те мно­го­числ. ре­мон­тов). Под рук. В. Д. Ер­мо­ли­на в 1462 бы­ли по­нов­ле­ны его бе­ло­ка­мен­ные сте­ны, а в 1464–66 вы­пол­не­ны рез­ные бе­ло­ка­мен­ные скульп­ту­ры св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца и св. Дмит­рия Со­лун­ско­го: ус­та­нов­лен­ные в кио­тах над Фро­лов­ски­ми во­ро­та­ми (с внеш­ней и внутр. сто­рон), они иг­ра­ли роль ох­ра­ни­тель­ных зна­ков и гос. эмб­лем. В 1460-е гг. сле­ва от этих во­рот им же бы­ла воз­ве­де­на ц. Св. Афа­на­сия Алек­сан­д­рий­ско­го, ук­ре­п­лён и до­стро­ен со­бор Воз­не­сен­ско­го мон. В 1472 был за­ло­жен но­вый Ус­пен­ский со­бор (мас­те­ра Крив­цов и Мыш­кин), ко­то­рый дол­жен был пре­вос­хо­дить свои­ми раз­ме­ра­ми Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре; од­на­ко в 1474 не­до­стро­ен­ный со­бор по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния. Прие­хав­ший в Мо­ск­ву из Ита­лии (1475) по при­гла­ше­нию Ива­на III Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти, со­чтя не­воз­мож­ным под­прав­ле­ние по­стра­дав­шей по­строй­ки, за­ло­жил но­вое ос­но­ва­ние Ус­пен­ско­го со­бо­ра (строи­тель­ст­во за­кон­че­но в 1479), став­ше­го впо­след­ст­вии об­раз­цом для гл. гор. со­бо­ров Моск. гос-ва. В 1485 на­ча­лись ра­бо­ты по пе­ре­строй­ке стен и ба­шен М. К. Пер­вой бы­ла за­ло­же­на Чеш­ко­ва (Тай­ниц­кая) баш­ня на бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки, за­тем воз­ве­де­на юж. сте­на, флан­ки­ро­ван­ная круг­лы­ми Свиб­ло­вой (Во­до­взвод­ной) и Бек­ле­ми­шев­ской (Мо­ск­во­рец­кой) баш­ня­ми (зод­чие Ан­тон Фря­зин и Марк Фря­зин). В нач. 1490-х гг. со­ору­же­ны ук­ре­п­ле­ния с вост. сто­ро­ны (арх. П. А. Со­ла­ри), тер­ри­то­рия М. К. рас­ши­ре­на к се­ве­ро-за­па­ду от Фро­лов­ских во­рот; в 1494–95 воз­ве­де­на сте­на на ароч­ных суб­струк­ци­ях вдоль рус­ла Не­глин­ки (арх. Але­виз Фря­зин Ста­рый).

Сло­жен­ный из кир­пи­ча с до­бав­ле­ни­ем бе­ло­ка­мен­ных де­та­лей, М. К. стал мощ­ной кре­по­стью, от­ве­чав­шей тре­бо­ва­ни­ям во­ен. иск-ва то­го вре­ме­ни. Его во­ро­та бы­ли уси­ле­ны от­вод­ны­ми стрель­ни­ца­ми, внут­ри стен сде­ла­ны бое­вые хо­ды. Со всех трёх сто­рон М. К. был ок­ру­жён во­дой: с юга Мо­ск­вой-ре­кой, с се­ве­ро-за­па­да – Не­глин­кой, за­пру­жен­ной и пре­вра­щён­ной в ши­ро­кий вод­ный мас­сив, с вос­то­ка – т. н. Але­ви­зо­вым рвом (35 м в ши­ри­ну). От про­езд­ных ба­шен че­рез ров и р. Не­глин­ка бы­ли пе­ре­ки­ну­ты мос­ты; са­мый боль­шой из них (ка­мен­ный мост пе­ред Ри­зо­по­ло­жен­ски­ми, или Тро­иц­ки­ми, во­ро­та­ми) был до­пол­ни­тель­но за­щи­щён Ку­тафь­ей баш­ней. По по­ве­ле­нию Ива­на III бы­ла рас­чи­ще­на от за­строй­ки ши­ро­кая (ок. 240 м) по­ло­са во­круг все­го М. К. – кре­по­ст­ной гла­сис. Ар­хит. фор­мы стен и ба­шен М. К., в т. ч. зуб­цы в фор­ме лас­точ­ки­на хво­ста, по­вто­ря­ли фор­мы сев.-итал. кре­по­стей. М. К. стал зри­мым во­пло­ще­ни­ем идеи пре­вра­ще­ния Мо­ск­вы в «Но­вый Кон­стан­ти­но­поль» или «Тре­тий Рим». Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла и тре­уголь­ная схе­ма его пла­на, от­ве­чав­шая ср.-век. пред­став­ле­ни­ям о «тре­уголь­но­сти» Кон­стан­ти­но­по­ля.

Вслед за строи­тель­ст­вом стен и ба­шен М. К. раз­вер­ну­лись ра­бо­ты по воз­ве­де­нию но­во­го ве­ли­ко­кня­же­ско­го двор­ца. Объ­е­ди­няю­щим на­ча­лом в его ком­по­зи­ции по­слу­жил П-об­раз­ный в пла­не под­клет, об­рам­лён­ный ар­ка­дой. В цен­тре дво­ра бы­ла ос­тав­ле­на ц. Спа­са на Бо­ру, с зап. сто­ро­ны двор был ог­ра­ни­чен сте­ной с Зо­ло­ты­ми (Гер­бо­вы­ми) во­ро­та­ми. Гл. трон­ным за­лом ста­ла Гра­но­ви­тая па­ла­та (ар­хи­тек­то­ры Марк Фря­зин и П. А. Со­ла­ри); сре­ди двор­цо­вых по­стро­ек она вы­де­ля­лась раз­ме­ра­ми, бе­ло­ка­мен­ной рус­тов­кой гл. фа­са­да и рас­по­ло­же­ни­ем на пло­ща­ди воз­ле гл. со­бо­ра. К её юж. сте­не примк­ну­ло Крас­ное крыль­цо. В ком­по­зи­ции но­во­го двор­ца со­хра­нял­ся тра­диц. прин­цип сло­же­ния его из раз­но­ве­ли­ких па­лат, со­еди­нён­ных пе­ре­хо­да­ми.

В 1480-е гг. в цен­тре М. К. псков­ски­ми мас­те­ра­ми воз­ве­де­ны в кир­пи­че Бла­го­ве­щен­ский со­бор (1484–89, на ста­ром ос­но­ва­нии ц. Бла­го­ве­ще­ния), вклю­чён­ный в двор­цо­вый ком­плекс, ми­тро­по­ли­чья до­мо­вая ц. Ри­зо­по­ло­же­ния, встав­шая на за­тес­нён­ном уча­ст­ке у зап. вхо­да в Ус­пен­ский со­бор. В 1505–08 раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во но­во­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра (арх. Але­виз Фря­зин Но­вый), ко­то­рый при­об­рёл круп­ные раз­ме­ры и бе­лый ор­дер­ный де­кор. Трак­то­ван­ный как бо­га­тое при­двор­ное со­ору­же­ние, этот со­бор (быв­ший с 1333 ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­цей) кон­тра­сти­ро­вал с гео­мет­ри­че­ски стро­гим Ус­пен­ским со­бо­ром (усы­паль­ни­цей моск. ми­тро­по­ли­тов): в этом со­че­та­нии про­яв­ля­ла се­бя про­грамм­ная идея со­сре­до­то­че­ния в цен­тре М. К. сим­во­лов свет­ской и цер­ков­ной вла­сти. В эти же го­ды в центре крем­лёв­ско­го ан­самб­ля воз­ве­де­на Ко­ло­коль­ня Ива­на Ве­ли­ко­го (цер­ковь-звон­ни­ца Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, арх. Бон Фря­зин; др. на­зва­ния – «Иван Ве­ли­кий», «Ива­нов столп») – мо­гу­чая ар­хит. вер­ти­каль, со­брав­шая во­круг се­бя все ве­ду­щие со­ору­же­ния и под­чёр­ки­ваю­щая идею цен­трич­но­сти, за­кла­ды­вав­шую­ся в об­раз М. К. В 1532–43 к сев. гра­ни Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го при­строе­на цер­ковь-звон­ни­ца Вос­кре­се­ния (позд­нее – Ро­ж­де­ст­ва Хри­стова, арх. Пет­рок Ма­лый; за­вер­ше­на в 1543–1552 моск. мас­те­ра­ми). В нач. 16 в. воз­ве­де­на ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи у Бо­ро­виц­ких во­рот (Але­виз Фря­зин Но­вый); в сер. 16 в. лишь час­тич­но пе­ре­страи­ва­лись двор­цо­вые па­ла­ты, по­стро­ен Сре­тен­ский со­бор для ца­ре­ви­чей на Взру­бе, Бла­го­ве­щен­ский со­бор об­стро­ен при­де­ла­ми и стал 9-гла­вым. Гл. па­мят­ник это­го вре­ме­ни – Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм – был воз­ве­дён не в М. К., а на по­са­де, под сте­на­ми го­ро­да.

В кон. 16 в. ре­кон­ст­рук­цию М. К. пред­при­нял царь Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов. Был вы­чи­щен и ук­ре­п­лён ка­мен­ны­ми стен­ка­ми Але­ви­зов ров, по­строе­на до­пол­нит. сте­на по бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки, об­нов­лён двор­цо­вый ком­плекс, по­лу­чив­ший мощ­ное ка­мен­ное ос­но­ва­ние в ви­де кор­пу­са За­пас­но­го двор­ца на Взру­бе. В цен­тре М. К. Бо­рис Го­ду­нов на­ме­ре­вал­ся по­стро­ить по­до­бие Хра­ма Со­ло­мо­на: бы­ла сде­ла­на мо­дель, за­го­тов­ле­ны сваи и из­весть, но смерть по­ме­ша­ла ца­рю осу­ще­ст­вить этот за­мы­сел. Ус­пе­ли лишь над­стро­ить Ко­ло­коль­ню Ива­на Ве­ли­ко­го, ко­то­рая дос­тигла выс. 81 м.

По окон­ча­нии Смут­но­го вре­ме­ни но­вой круп­ной по­строй­кой в М. К. ста­ло вы­со­кое шат­ро­вое вен­ча­ние Фро­лов­ских (с 1658 Спас­ских) во­рот, где бы­ли ус­та­нов­ле­ны ча­сы (1624–25, англ. мас­тер Х. Га­ло­вей, англ. зод­чий В. Граф). Над­строй­ка Спас­ской баш­ни, изо­би­лую­щая го­тич. эле­мен­та­ми, пре­вра­ти­ла её в од­ну из важ­ней­ших ар­хит. до­ми­нант Мо­ск­вы. В те же го­ды бы­ла со­ору­же­на Фи­ла­ре­то­ва при­строй­ка (по име­ни за­каз­чи­ка, пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та) к ком­плек­су крем­лёв­ских звон­ниц (1624, ар­хи­тек­то­ры Дж. Та­лер, Б. Огур­цов). В 1635–37 на ос­но­ва­нии па­лат 15–16 вв. воз­ве­дён Те­рем­ной дво­рец (Огур­цов, А. Кон­стан­ти­нов и др.). На его пло­ской кров­ле бы­ло уст­рое­но гуль­би­ще, где по­ста­ви­ли «те­рем», увен­чан­ный вы­со­кой рас­пис­ной кров­лей; во двор­це на­хо­дил­ся зал для за­се­да­ний Бо­яр­ской ду­мы. С двух сто­рон дво­рец флан­ки­ро­вал­ся до­мо­вы­ми церк­ва­ми [с за­па­да – ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы на Се­нях, с вос­то­ка – Ека­те­ри­нин­ской ц., Вер­хос­пас­ским со­бо­ром и по­стро­ен­ны­ми позд­нее церк­ва­ми Ев­до­кии (Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го) и Воз­дви­же­ния Кре­ста]. При ца­ре Фё­до­ре Алек­сее­ви­че (в 1679–81) всю эту груп­пу те­рем­ных церк­вей «со­бра­ли» в еди­ный пря­мо­уголь­ный объ­ём, опоя­сан­ный по пе­ри­мет­ру из­раз­цо­вым фри­зом, и увен­ча­ли жи­во­пис­ным 11-гла­ви­ем. Ан­самб­лю М. К. был при­сущ прин­цип ярус­но­сти; боль­шую роль в этом от­но­ше­нии ста­ла иг­рать сис­те­ма бе­ре­го­вых тер­рас на ка­мен­ных ос­но­ва­ни­ях, где бы­ли уст­рое­ны ви­ся­чие са­ды с бас­сей­на­ми, во­да в ко­то­рые по­сту­па­ла при по­мо­щи во­до­взвод­ных ме­ха­низ­мов (мас­тер Х. Га­ло­вей).

В 17 в. пе­ре­страи­вал­ся и Пат­ри­ар­ший двор, рас­по­ла­гав­ший­ся к се­ве­ру от Ус­пен­ско­го со­бо­ра (в 1643–44 под рук. А. Кон­стан­ти­но­ва, за­тем в 1652–56, при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не); был со­ору­жён ка­мен­ный над­врат­ный храм Фи­лип­па Апо­сто­ла (с 1681 – Две­на­дца­ти Апо­сто­лов). В по­след­ней четв. 17 в. воз­ве­дён 2-этаж­ный кор­пус При­ка­зов, про­тя­нув­ший­ся по бров­ке Крем­лёв­ско­го хол­ма бо­лее чем на 200 м и пред­став­ляв­ший со­бой ве­ре­ни­цу па­лат, по­став­лен­ных на об­щий под­клет в ли­нию; в не­го бы­ли вклю­че­ны и церк­ви, в ча­ст­но­сти сю­да пе­ре­не­сли пре­сто­лы ра­зо­бран­ных в 1680-е гг. хра­мов Алек­сан­д­ра Нев­ско­го и Чер­ни­гов­ских чу­до­твор­цев. М. К. 17 в. с его зла­то­вер­хи­ми церк­ва­ми, те­ре­ма­ми и са­да­ми пред­став­лял со­бой кра­соч­ный ар­хит. ан­самбль. Осо­бое зна­че­ние в его окон­чат. сло­же­нии име­ла над­строй­ка крем­лёв­ских ба­шен (кро­ме Ни­коль­ской), на­ча­тая в 1620-е гг. и ли­шив­шая их су­ро­во­го кре­по­ст­но­го ду­ха; в пол­ной ме­ре она осу­ще­ст­в­ле­на в 1680-е гг. То­гда же сте­ны и баш­ни М. К. бы­ли вы­бе­ле­ны из­вестью, что при­да­ло им бо­лее ак­тив­ное зву­ча­ние в струк­ту­ре го­ро­да.

При ца­ре Пет­ре I в 1702 в М. К. был за­ло­жен Ар­се­нал, или Цейх­гауз (для хра­не­ния ору­жия, во­ен. тро­фе­ев, так­же об­раз­цов ста­рин­но­го воо­ру­же­ния), – тра­пе­цие­вид­ное в пла­не мо­ну­мен­таль­ное 2-этаж­ное зда­ние с внутр. дво­ром ме­ж­ду Тро­иц­ки­ми и Ни­коль­ски­ми во­ро­та­ми; Со­ба­ки­на баш­ня (по­лу­чив­шая назв. Уг­ло­вой Ар­се­наль­ной) ста­ла оформ­лять его уг­ло­вую часть. В 1730-е гг. Ар­се­нал был бо­га­то ук­ра­шен леп­ни­ной и мно­го­цвет­ной рос­пи­сью; его вен­ча­ла вы­со­кая кров­ля (об­ру­ши­лась в 1737). В хо­де строи­тель­ст­ва (под рук. арх. И. Я. Шу­махе­ра) бы­ли час­тич­но по­ни­же­ны крем­лёв­ские сте­ны, при­мы­кав­шие к Ар­се­на­лу. По­сле по­жа­ра 1737 зда­ние не вос­ста­нав­ли­ва­лось вплоть до 1780–90-х гг., ко­гда бы­ла про­из­ве­де­на его ре­кон­ст­рук­ция под рук. инж. А. И. Ге­рар­да и арх. М. Ф. Ка­за­ко­ва.

С пе­ре­но­сом сто­ли­цы в С.-Пе­тер­бург М. К. при­шёл в за­пус­те­ние. Ре­монт­ные ра­бо­ты в нём про­из­во­ди­лись эпи­зо­ди­че­ски, гл. обр. по слу­чаю ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств. Вновь по­стро­ен в 1730–31 лишь двор­цо­вый кор­пус (Зим­ний Ан­нен­гоф, арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; не сохр.) на мес­те па­лат Ива­на III. В сер. 18 в. об­сле­до­ва­ни­ем и час­тич­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем крем­лёв­ских па­мят­ни­ков за­ни­мал­ся арх. Д. В. Ух­том­ский; в ча­ст­но­сти, им бы­ла по­строе­на Ору­жей­ная га­ле­рея на мес­те Ка­зён­но­го дво­ра. В 1749–53 Ух­том­ский (по про­ек­ту Рас­трел­ли) воз­вёл но­вый Крем­лёв­ский дво­рец имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, од­на­ко рос. им­пе­рат­ри­цы, вслед за Пет­ром I, во вре­мя по­се­ще­ний Мо­ск­вы пред­по­чи­та­ли ос­та­нав­ли­вать­ся близ Не­мец­кой сло­бо­ды на Яу­зе. Имп. Ека­те­ри­на II на­ме­ре­ва­лась ко­рен­ным об­ра­зом ре­кон­ст­руи­ро­вать М. К., по­стро­ив в нём Боль­шой имп. дво­рец. Для это­го в 1768 бы­ла уч­ре­ж­де­на Экс­пе­ди­ция крем­лёв­ско­го строе­ния. Её гл. арх. В. И. Ба­же­нов раз­ра­бо­тал про­ект двор­ца, дли­на фа­са­да ко­то­ро­го долж­на бы­ла дос­ти­гать 1200 м, а выс. 30–40 м. Из боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ср.-век. па­мят­ни­ков М. К. пред­по­ла­га­лось ос­та­вить еди­ни­цы. В 1770 бы­ла сло­мана юж. крем­лёв­ская сте­на с баш­ня­ми, и на бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки на­ча­лись ра­бо­ты по за­клад­ке фун­да­мен­та но­во­го двор­ца. Од­на­ко в 1775 им­пе­рат­ри­ца от­ка­за­лась от сво­его за­мыс­ла, стро­ит. ра­бо­ты бы­ли ос­та­нов­ле­ны, склон крем­лёв­ско­го хол­ма вы­ров­нен и по­крыт дёр­ном, а сте­ны и баш­ни под ним воз­ве­де­ны вновь. Дав­ший тре­щи­ну Ар­хан­гель­ский со­бор при­шлось ук­ре­п­лять контр­фор­са­ми.

Даль­ней­шие ра­бо­ты в М. К. но­си­ли бо­лее ло­каль­ный ха­рак­тер. М. Ф. Ка­за­ков за­ни­мал­ся упо­ря­до­че­ни­ем его пла­ни­ров­ки и за­строй­ки, стре­мил­ся мак­си­маль­но рас­крыть центр. со­бор­ный ан­самбль в сто­ро­ну За­мо­ск­во­ре­чья и при­дать ему за­кон­чен­ность, от­ве­чаю­щую идеа­лам клас­си­циз­ма. Наи­бо­лее круп­ной по­строй­кой Ка­за­ко­ва в Крем­ле ста­ло зда­ние Се­на­та (1776–87), рас­по­ло­жен­ное к се­ве­ру от Чу­до­ва и Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­рей. Кон­фи­гу­ра­ция уча­ст­ка пре­до­пре­де­ли­ла тре­уголь­ную фор­му пла­на это­го стро­го сим­мет­рич­но­го, но слож­но­го по струк­ту­ре зда­ния, об­ра­щён­но­го сво­им гл. фа­са­дом на вы­тя­ну­тую тре­уголь­ную Се­нат­скую пл., а од­ним из бо­ко­вых фа­са­дов, с воз­вы­шаю­щим­ся над ним ку­по­лом гл. за­ла (диа­метр ок. 25 м), че­рез крем­лёв­скую сте­ну – на Крас­ную пло­щадь. По­строй­ки Ка­за­ко­ва по­слу­жи­ли об­рам­ле­ни­ем и сев. сто­ро­ны Ива­нов­ской пл.: клас­си­ци­стич. дом моск. ми­тро­по­ли­та (позд­нее Ма­лый Ни­ко­ла­ев­ский дво­рец) с его уг­ло­вой ро­тон­дой и нео­го­тич. крыль­цо тра­пез­ной Чу­до­ва мон. В нач. 19 в. в М. К. поя­ви­лись и др. нео­го­тич. эле­мен­ты: над­строй­ка Ни­коль­ской баш­ни (арх. И. В. Его­тов), ц. Св. Ека­те­рины Воз­не­сен­ско­го мон. (пред­по­ло­жи­тель­но арх. К. И. Рос­си) и др. Его­то­вым так­же бы­ла по­строе­на Ору­жей­ная па­ла­та (1806–12; здание не сохр.).

При от­хо­де на­по­ле­о­нов­ской ар­мии из Мо­ск­вы в 1812 фран­цу­зы взо­рва­ли Ус­пен­скую звон­ни­цу и Фи­ла­ре­то­ву при­ст­рой­ку, при­мы­каю­щие к Ко­ло­коль­не Ива­на Ве­ли­ко­го (хо­тя сам столп ус­то­ял), Во­до­взвод­ную, Ни­коль­скую, Уг­ло­вую Ар­се­наль­ную баш­ни, всю сев. часть Ар­се­на­ла. Вос­ста­но­вит. ра­бо­та­ми за­ни­ма­лись ар­хи­тек­то­ры О. И. Бо­ве, Д. И. Жи­ляр­ди, Ф. К. Со­ко­лов и др. В 1839–1849 вза­мен преж­них цар­ских и ве­ли­ко­кня­же­ских двор­цов был воз­ве­дён Боль­шой Крем­лёв­ский дво­рец в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (по про­ек­ту К. А. То­на). При­ме­не­ние в его оформ­ле­нии де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов 17 в. со­че­та­лось с жё­ст­кой позд­не­клас­си­ци­стич. струк­ту­рой пла­но­во­го и объ­ём­но­го по­строе­ния. На 1-м эта­же двор­ца бы­ли рас­по­ло­же­ны жи­лые по­кои цар­ской се­мьи, 2-й этаж за­ни­ма­ли па­рад­ные за­лы, уб­ран­ст­во ко­то­рых по­свя­ща­лось рос. ор­де­нам (от­сю­да на­име­но­ва­ния за­лов – Ге­ор­ги­ев­ский, Ека­те­ри­нин­ский, Вла­ди­мир­ский, Ан­д­ре­ев­ский, Алек­сан­д­ров­ский). При воз­ве­де­нии двор­ца при­ме­ня­лись но­вые кон­ст­рук­ции и ма­те­риа­лы: ме­тал­лич. стро­пи­ла, це­мент и бе­тон – на­ря­ду с кам­нем, ред­ки­ми по­ро­да­ми де­ревь­ев и ураль­ски­ми са­мо­цве­та­ми. Сво­им объ­ё­мом но­вый дво­рец пе­ре­крыл вид на ос­тав­шие­ся в глу­би­не те­ре­ма́ и во мно­гом по­да­вил ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся ан­самбль М. К. В свя­зи с его воз­ве­де­ни­ем был сне­сён храм Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи и сры­та мы­со­вая часть хол­ма. В ан­самб­ле с ним в 1844–1851 со­ору­жа­лось но­вое зда­ние Ору­жей­ной па­ла­ты (од­но из пер­вых зда­ний му­зей­но­го на­зна­че­ния в Рос­сии), вы­пол­нен­ное так­же в рус.-ви­зант. сти­ле (арх. Тон) и примк­нув­шее к крем­лёв­ской сте­не у Бо­ро­виц­ких во­рот. В 1898 на бе­ре­го­вой бров­ке над Тай­ниц­ким са­дом в юго-вост. час­ти М. К. ус­та­нов­лен па­мят­ник имп. Алек­сан­д­ру II, увен­чан­ный шат­ро­вой се­нью (скульп­тор А. М. Опе­ку­шин, худ. П. В. Жу­ков­ский, арх. Н. В. Сул­та­нов).

Окт. ре­во­лю­ция 1917 бы­ла со­пря­же­на с арт. об­стре­лом и по­вре­ж­де­ни­ем мн. па­мят­ни­ков М. К. В свя­зи с его пре­вра­ще­ни­ем в ре­зи­ден­цию сов. пра­ви­тель­ст­ва на­ча­лось пря­мое унич­то­же­ние не­ко­то­рых из них: сна­ча­ла па­мят­ни­ка Алек­сан­д­ру II, в 1929 – Чу­до­ва и Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­рей, так­же Ма­ло­го Ни­ко­ла­ев­ско­го двор­ца, на мес­те ко­то­рых в 1932–34 бы­ло по­строе­но Е-об­раз­ное в пла­не зда­ние Шко­лы крас­ных ко­ман­ди­ров им. ВЦИК (арх. И. И. Рер­берг). Эта хо­лод­ная нео­клас­сич. по­строй­ка долж­на бы­ла вто­рить зда­нию Се­на­та и объ­е­ди­нять­ся с ним при взгля­де со сто­ро­ны Крас­ной пл. (позд­нее в ней рас­по­ла­гал­ся Крем­лёв­ский те­атр, ап­па­рат ВС СССР, ны­не Ад­ми­ни­ст­ра­ция Пре­зи­ден­та РФ). В кон. 1920-х гг. и в 1930-е гг. в М. К. бы­ли сне­се­ны так­же Крас­ное крыль­цо, церк­ви Кон­стан­ти­на и Еле­ны, Бла­го­ве­ще­ния, Спа­са на Бо­ру; в Боль­шом Крем­лёв­ском двор­це унич­то­же­ны пе­ре­строй­кой Ан­д­ре­ев­ский (трон­ный) и Алек­сан­д­ров­ский за­лы. В 1935 на пяти крем­лёв­ских баш­нях бы­ли ус­та­нов­ле­ны звёз­ды из ме­ди и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней (в 1937 за­ме­не­ны на звёз­ды из ру­би­но­во­го стек­ла). В 1946–53 бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на рес­тав­ра­ция крем­лёв­ских стен, в т. ч. бой­ниц и па­ра­пе­тов, об­нов­ле­ны че­ре­пич­ные по­кры­тия шат­ров, ус­та­нов­ле­ны флю­ге­ры и ме­тал­лич. под­зо­ры кро­вель, оби­ты лис­то­вой ме­дью верха́ Спас­ской, Ни­коль­ской и Тро­иц­кой ба­шен.

В 1959–61 ве­лось строи­тель­ст­во Крем­лёв­ско­го Двор­ца съез­дов (ны­не – Гос. Крем­лёв­ский дво­рец; ар­хи­тек­то­ры М. В. По­со­хин, А. А. Мндо­янц и др.). Для это­го бы­ли сне­се­ны зда­ния вбли­зи Тро­иц­ких во­рот: Ору­жей­ная па­ла­та (арх. И. В. Его­тов); двор­цо­вые кор­пу­са Офи­цер­ский, Ку­хон­ный, Гре­на­дер­ский, Ка­ва­лер­ский; быв. Си­но­даль­ное управ­ление. Но­вый дво­рец силь­но за­глуб­лён в зем­лю и не до­ми­ни­ру­ет в си­лу­эте М. К. В ре­зуль­та­те рес­тав­рац. ра­бот в 1970-е гг. ук­ре­п­ле­ны и по­кры­ты за­щит­ным гид­ро­фоб­ным со­ста­вом сте­ны и баш­ни М. К., на вер­хах ба­шен ус­та­нов­ле­ны но­вые звёз­ды из ру­би­но­во­го стек­ла; ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту под­верг­лись ча­сы на Спас­ской баш­не.

На тер­ри­то­рии М. К. рас­по­ла­га­ют­ся Му­зеи Мо­сков­ско­го Крем­ля (Гос. ис­то­ри­ко-куль­тур­ный за­по­вед­ник «Мо­с­ков­ский Кремль»). С 1990-х гг. в М. К. ве­дут­ся ис­сле­до­ват. и рес­тав­рац. ра­бо­ты: вос­ста­нов­ле­ние Крас­но­го крыль­ца, рес­тав­ра­ция с час­тич­ной ре­кон­ст­рук­ци­ей зда­ния Се­на­та, об­сле­до­ва­ние двор­цо­вых под­кле­тов кон. 15 – нач. 16 вв., вос­со­зда­ние ин­терь­е­ров Ан­д­ре­ев­ско­го и Алек­сан­д­ров­ско­го за­лов Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца, рес­тав­ра­ция Ко­ло­коль­ни Ива­на Ве­ли­ко­го, рас­кры­тие ос­но­ва­ний пер­во­го ка­мен­но­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра и др. Вес­ной 2010 об­на­ру­же­ны за­му­ро­ван­ные шту­ка­тур­кой в 1937 над­врат­ные ико­ны (фре­ски) «Спас с пре­по­доб­ны­ми Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским и Вар­лаа­мом Ху­тын­ским» (сер. 17 в., об­нов­ле­на в 1895–96) на Спас­ской баш­не и «Свт. Ни­ко­лай» – на Ни­коль­ской баш­не. М. К. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Источник: bigenc.ru

Башни Московского Кремля

Башни Московского Кремля
Башни Московского Кремля – в 1485 году, когда была возведена Тайницкая башня, а затем в течении 5 лет еще 7 башен, строительство всех других башен и крепостных сооружений заняло ещё 30 лет. Всего башен Кремля двадцать, четыре из них из них с 50-х годов XVII века были украшены имперскими двухглавыми орлами, в 30-х годах XX века, замененные на рубиновые звезды, также к ним добавилась пятая звезда на еще одной башне – Водовзводной. Первая звезда засверкала в 1935 году на Спасской башне, затем и на других четырех. Таким образом, 5 звезд украшают все 5 кремлевских башен: Спасскую, Никольскую, Троицкую, Боровицкую и Водовзводную.

Схема расположения башен Московского Кремля

  • ☆Спасская
  • Царская
  • Набатная
  • Константино-Елининская
  • Беклемишевская
  • Петровская
  • 2-я Безымянная
  • 1-я Безымянная
  • Тайницкая
  • Благовещенская
  • ☆Водовзводная
  • ☆Боровицкая
  • Оружейная
  • Комендантская
  • ☆Троицкая
  • Кутафья
  • Средняя Арсенальная
  • Угловая Арсенальная
  • ☆Никольская
  • Сенатская

В Московском Кремле

Московский кремль год постройки

Успенский собор

Успенский собор в Московском Кремле
Успенский собор – расположен на Соборной площади. Это здание является самым старым. За годы существования он ни разу не был разрушен и сохранился в своем первозданном виде. До 1917 года считался главным кафедральным собором Руси.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого – была построена в 1505-1508 годах. Разработкой проекта занимался Бон Фрязин – итальянский архитектор. До 1815 года церковь постоянно перестраивалась и увеличивалась. На территории колокольни есть церковь и выставочный зал посвященный истории Кремля.

Царь-пушка

Царь-пушка
Царь-пушка – исторический памятник, который может много рассказать о военной мощи Руси. Отлита пушка была в 1586 году. Сначала она была установлена около Лобного места, а позже ее перенесли у Оружейной палаты.

Царь-колокол

Царь-колокол
Царь-колокол – был отлит в 18 веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. Но по назначению его никогда не использовали. Во время Троицкого пожара памятник был сильно поврежден и долгое время пролежал в земле. Позже его отреставрировали и установили около колокольни «Иван Великий».

Грановитая палата

Грановитая палата
Грановитая палата – одно из самых старых зданий Москвы. Строили памятник долгое время. Назван он так, потому что отделан граненым рустом.

Арсенал

Арсенал
Арсенал – место, предназначенное для хранения оружия и амуниции. В давние времена строили целые крепости, в которых хранились все необходимое для военных действий. Построен памятник был в 18 веке. Петр I устроил здесь настоящий музей и собирал все интересные старинные оружия, доспехи и трофеи.

Оружейная палата

Оружейная палата
Оружейная палата – это настоящая сокровищница, где хранятся драгоценные предметы, полученные правителями от иностранных послов, местных умельцев и патриархов. Построен он был в 1851 году.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец – очень красивое сооружение. Построен он группой российских архитекторов. Построен он был для царской семьи, где они должны были проживать во время приезда в Москву. Построен он был на месте других дворцов. Во дворце есть 5 залов необычайной красоты.

Теремной дворец

Теремной дворец
Теремной дворец – особенно живописное здание, выстроен для царя Михаила Фёдоровича в 1635-1637 году зодчими Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Баженом Огурцовым и Ларионом Ушаковым.

Сенат

Сенат в Московском Кремле
Сенат – здание, умело размещенное участке треугольной формы. Особенность здания, оно имеет в центре купол (расположен над круглым залом), такое архитектурное решение является шедевром архитектуры классицизма.

Потешный дворец

Потешный дворец
Потешный дворец – построен в 1652 году боярином Ильей Даниловичем Милославским, затем стал казенным, а название свое получил потому, что в нём устраивались «потехи», увеселения для царской семьи.

Дворец Съездов (Государственный Кремлевский дворец)

Дворец Съездов
Дворец Съездов – (в наст.время Государственный Кремлевский Дворец) был построен по указу Никиты Хрущева. Открыт он был в октябре 1961 года. На территории дворца проводились не только съезды КПСС, но и концерты, театральные постановки и другие важные мероприятия.

Источник: MoscowChronology.ru


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.