Пётр I впервые посетил Европу в 25-летнем возрасте, в 1697 году. Увидев там кабинеты редкостей, или "кунштов", он решил обзавестись чем-то подобным. Переведя столицу из Москвы в Санкт-Петербург, Петр приказал перевезти сюда свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "Государев Кабинет". В новой столице, в Летнем дворце Петра, было выделено специальное помещение, названное на европейский манер "Кабинетом редкостей" — "Куншткамерой". Так было положено начало первому русскому музею. Однако, в дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение.

В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи А.В. Кикина — Кикины палаты. С этого времени предметы стали доступны для всеобщего обозрения.

В первой комнате были расставлены препараты из коллекций голландского анатома Рюйша, здесь же можно было увидеть препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, и птиц. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, и красивыми раковинами.


В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали.

Были в старой Кунсткамере и необычные живые экспонаты — люди, отличавшиеся от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 1 метр 26 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Великан по имени Буржуа был гигантского роста — 2 метра 27 сантиметров, и вызвал небывалый интерес со стороны двора и простых горожан. Он проработал 7 лет лакеем при царском дворе, а затем скончался от апоплексического удара.

В 1718 году было принято решение о строительстве для коллекции отдельного здания на Васильевском острове — оно было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. На пустынной стрелке Васильевского острова это было первое монументальное сооружение в новом городе, и сейчас оно остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Кунсткамера — первый российский музей для "поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук", учреждение, с которого началось музейное дело в России.


Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего "академического" проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, "колыбелью" Санкт-Петербургской Академии наук. Передача первого русского музея в ведение Академии сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В его стенах работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв.


Источник: zen.yandex.ru

История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки в эпоху царствования Петра I (1682–1725 гг.) — инициатора реформ, направленных на выход России на европейскую арену.

Понимание роли музея как необходимого элемента европейской культуры формируется у Петра во время его заграничных
поездок, начиная с Великого посольства 1697-1698 гг. В Европе Пётр I осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…».


Петра очень заинтересовали подобные редкости, и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи. Основу собрания редкостей Петра составили минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева из Индии, других азиатских стран. В коллекцию входили также анатомические препараты голландского анатома Фредерика Рюйша, восхитившие царя. Были начаты переговоры о покупке, завершившиеся только в 1716 г. (за коллекцию Пётр выложил огромную по тем временам сумму в 30 тыс. гульденов), ещё более года заняла доставка коллекции в Россию. Дополнял уникальное собрание огромный Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого можно было наблюдать движение звёздного неба. Этот необычный подарок Пётр получил в Европе от герцога Голштинского.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России естественно-научный музей, который назвали на немецкий манер «Кунсткамерой». Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы вместе с «Государевым кабинетом» и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду. Небольшой дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции: очень скоро отведённое для неё помещение стало тесным. «Кабинет редкостей» решили перевести в отдельное здание. Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты — дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина, арестованного и казнённого за казнокрадство и участие в заговоре царевича Алексея.


Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции. В экспозиции были представлены монстры (коллекция Рюйша, пополненная отечественными «уродами»), монеты, картины, скульптуры, научные приборы и т.д. Были тогда в музее и живые экспонаты: карлик Фома (рост 1 м 26 см) и великан-гайдук Буржуа (ростом 2 м 27 см). Первый российский музей стал публичным, сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось всё больше, Пётр издал специальный указ, повелевавший собирать диковинки и редкости естественно-научные и исторические и отправлять их в Петербург. Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, и те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда. Указы об охране культурных, исторических и прочих ценностей выходили довольно часто и стали основой российского законодательства об охране памятников.

Агенты Петра искали для него раритеты за границей, проявляя иногда чудеса изворотливости. Так, русский дипломат Савва Рагузинский приобрёл в Риме статую Афродиты (ныне известна как Венера Таврическая). Но проблема была в том, что вывезти её из Рима было нельзя: вывоз античных ценностей папские указы запрещали. Тогда Ватикану предложили обмен: статую Венеры на мощи св. Бригиты (не канонизированная православной церковью, она была исключительно католической святой, так что религиозные устои не были затронуты).


мен был предложен с широкой оглаской в европейской прессе. Делалось это намеренно: посмеет ли папа отказаться от него? Обмен состоялся, статую привезли в Петербург и установили в Летнем саду около царского дворца, где она и смущала своей наготой жителей, непривычных к таким зрелищам. Позже при Екатерине II статую перенесли в Таврический дворец, т.к. климат северной столицы был ей явно противопоказан. В настоящее время повреждённая статуя (утрачены руки и фрагмент носа) находится в Государственном Эрмитаже.

Пётр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городской центр планировали сделать на Васильевском острове, именно здесь в 1718 году началось строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Пётр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: её ствол был причудливо изогнут. Пётр назвал дерево монстром, приказал спилить сосну и сохранить её необычную часть, а на том месте, где она росла, построить новое здание музея. К сожалению, сам Пётр не успел увидеть Кунсткамеру законченной: строительство шло очень медленно. Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году. Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса — первого и некогда самого большого в мире глобуса-планетария, диаметром 3,1 метра.

Первый русский музей имел ряд особенностей, отличавших его от многих европейских собратьев.


был действительно публичным: пускали «всякого желающего». Согласно указу Петра I музей был бесплатным для посетителей, более того, поначалу посетителей ещё и кормили, на что из казны выделялось 400 руб. в год. Пётр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Сохранились документы, согласно которым на специально выделенные царём средства в Кунсткамере предлагали посетителям «кофе и цукерброды», кормили их закусками и поили венгерским вином. Посетителей встречали «суббиблиотекарь» или другие знающие служители, которые любезно водили их по всем комнатам и показывали редкости с кратким объяснением.

При создании Академии наук в 1724 г. Кунсткамера вошла в её состав. В музее помимо выставочных залов были библиотека, обсерватория, лаборатории, позже появились «избы» для просушки, реставрации и изготовления чучел, манекенов.

В конце 1747 г. в музее вспыхнул пожар, нанесший коллекциям большой урон. Уцелевшее было перенесено в дом Демидова. Императрица Елизавета выделила средства на восстановление музейного здания и пополнение пострадавших коллекций. В 1766 г. Кунсткамера была переведена во вновь отстроенное здание. В 1836 г. Кунсткамеру разделили на 7 музеев.

В 1879 г. Кунсткамере пришлось потесниться: в её здании открылся новый музей антропологии и этнографии. Ещё одно «уплотнение» Кунсткамера пережила в ХХ веке: с 1949 г. здесь работает Музей им. М.В. Ломоносова.

Д.С. Лихачёв отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры.


звитие музея в последние десятилетия связано с укреплением его статуса в культуре. Музей представляет исчезающие из общества явления и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Музейные фонды обладают огромным созидающим потенциалом для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, возрождать традиционные промыслы и ремёсла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, чтобы вновь поставить на твёрдую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей.

По материалам Интернета
публикацию подготовила зав. сектором истории М.Б. Епина

Источник: gazeta.sfu-kras.ru

Этимология

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера [2], упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»

История

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии.


идел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».


Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Разделы музея

  • Северная Америка

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.

  • Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

  • Африка

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

  • Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

  • Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

  • Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

  • Анатомический раздел

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 гульденов.

  • История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Знаменитые сотрудники

  • Байбурин, Альберт Кашфуллович
  • Бартольд, Василий Владимирович
  • Берёзкин, Юрий Евгеньевич
  • Гумилёв, Лев Николаевич
  • Дыренкова, Надежда Петровна
  • Кнорозов, Юрий Валентинович
  • Кер, Георгий Яковлевич
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Мерварт, Людмила Александровна
  • Потапов, Леонид Павлович
  • Радлов, Василий Васильевич
  • Резван, Ефим Анатольевич
  • Семёнова-Тян-Шанская, Вера Дмитриевна
  • Струве, Василий Васильевич
  • Таксами, Чунер Михайлович
  • Чистов, Кирилл Васильевич
  • Штернберг, Лев Яковлевич

Издания

  • Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-02-025550-0

См. также

  • Кабинет курьезов
  • Ломоносов, Михаил Васильевич
  • Пороки развития
  • Российский этнографический музей
  • Готторпский глобус
  • Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук

Источник: dic.academic.ru


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.