Герб иранаИран находится в числе стран, где еще в древности возникла человеческая цивилизация, оставившей глубокий след в истории человечества. По мнению некоторых историков, самый первый в мире флаг был создан иранцами на иранской земле. Данные и свидетельства, относящиеся к античному периоду, укрепляют такие утверждения, в письменной и устной литературе иранских народов существуют мифы и легенды, в которых есть указания на флаг, как символ Ирана; однако какие изменения претерпел флаг иранцев с самого начала и до настоящего времени?

Герб ирана

Затем, во времена правления династии Сефевидов, данное изображение впервые было использовано на иранском флаге.

С давних времен в популярной литературе и персидских литературных текстах флагу уделяется особое место.


Иранцы используют несколько разных слов для названия объекта, являющегося для них символом государственности и суверенитета, из которых составлено несколько выражений.
Возможно, самое первое выражение для названия того, что называется флагом, было слово – «дэрафш», что означает флаг. Этимология этого слова возвращается к древнему флагу свободы, следует отметить, что это слово используется и в Шахнаме и в древних персидских тестах.
«Дерафш» — это исключительно иранское слово, которое означает ткань или кусок материи, которую прикрепляют на голове. Сначала «дерафш» не означало флаг в сегодняшнем понимании этого слова. Так, в древнеперсидском языке слово «дерафшидан» означало «дрожать», а флаги тоже имеют много схожего с материей, относящейся к одежде, позже стали использовать слово «дерафш» в значении слова флаг.
Для этого слова существует четыре отдельных эквивалента. «Бирак» — это турецкое слово, которое является эквивалентом для «дерафш», чаще всего это слово используется в персидской поэзии. Такие слова, как «Алам/флаг» и «лоа» пришли в персидский язык из арабского языка.
В конце концов, необходимо вспомнить и само слово «парчам/флаг», которое названо Академией персидской литературы официальным эквивалентом слову «бирак/флаг».

Древние флаги с изображением животных


parsiandej.ir-13.jpgСо времен прихода арийцев на территорию Ирана лев был символом мощи, мужества и достатка. Археологические находки свидетельствуют о том, что с давних времен существовал симбиоз между формой льва и формой, обозначавшей Митру. Изображение под ступеньками дворца Ападаны в Персеполисе дает основание для таких предположений.
Необходимо обратить внимание на то, что иранцы распространили в Европу положения и учения культа Митры. В найденных в Европе документах можно увидеть, что «Митру» иногда называли «рожденным от камня», иногда «рожденным от солнца», а иногда «рожденным от Анахиты» или «равным Анахите».
Существуют свидетельства о том, что во время правления первой иранской династии Ахаменидов (550 – 330 до н.э.) в Иране уже существовал флаг или «дерафш». На некоторых барельефах, сохранившихся на стенах древних дворцов, изображен человек – знаменосец, который отвечает за сохранность флага. Ясно, что в те времена особое внимание было приковано к двум символам – цветку лилии и орлу. Ученые не располагают другой, более подробной информацией о флаге тех времен.
На сегодняшний день в Иране нет каких-либо флагов того времени, которые были бы похожи на современные флаги. Однако, в конце доисламского исторического периода в Иране, то есть во время правления династии Сасанидов (224 – 651 н.э.), можно встретить флаги и знамена, на большинстве которых изображены силуэты различных животных. В течение этого исторического периода впервые на флагах и знаменах изображается символ в виде льва.


«Дерафше Кавьиани»/знамя свободы

С давних времен в Иране существует мифический иранский «Дерафш» (флаг, знамя), ценность которого, по мнению исламских историков, эквивалентна одному миллиону золотых монет. «Дерафше Кавьиани» в мифической истории Ирана относится к восстанию под предводительством кузнеца, которого звали Кав. Этот мифический персонаж боролся против угнетения и притеснения со стороны Захака, которого звали «Захак со змеей на плече». Захак был шахом, за несправедливость и угнетение со стороны Захака по отношению к своим подданным сатана поцеловал его в плечо, из того самого места поцелуя стали выползать змеи. Чтобы спастись, Захак должен был каждый день приносить в жертву змеям головы двух молодых людей. Семнадцать братьев кузнеца Кава были принесены в жертву змеям. Чтобы поднять народ против Захака, Кав закрепил свой кожаный фартук на древке и поднял его вверх, чтобы народ собирался вокруг него. Затем с помощью народа Кав разрушил дворец кровожадного Захака и посадил на трон Фрейдуна. Став шахом, Фрейдун сразу приказал украсить кожаный фартук Кава в красный, золотой и фиолетовый цвета с помощью золота и драгоценных камней. Такой флаг стали называть «Дерафше Кавьиани», что означает «знамя Кава» или «флаг свободы». Такова этимология этого выражения.


Герб ирана

Затем каждый последующий шах добавлял к знамени по одному драгоценному камушку с тем, чтобы ночью знамя свободы сверкало от лунного света еще больше. Знамя свободы также называют как символ Джамшида и символ Фрейдуна.

Флаг в исторические периоды от правления династии Ахеменидов до установления Ислама

Относительно флагов и знамен, относящихся к периоду правления Ахеменидов, наша информация ограничивается исключительно греческими письменами и записками греческих историков. Так, Ксенофонт (427 – 355 до н.э) в своей книге «Книга о Кире» написал о знаменах и флагах времен великого Кира следующее: «На каждом шатре, предназначавшемся для иранских военноначальников, было закреплено специальное знамя, чтобы каждый знал, кто из военноначальников в каком шатре находится. Когда Кир вызвал кого-то из своих военноначальников, его посыльным уже не надо было бегать среди шатров в поисках определенного военноначальника, они самым коротким путем могли добраться до нужного шатра».

171696.jpg


Помимо знамен для военноначальников и командиров частей, шахиншахи имели свое знамя – знамя верховной власти. Такое знамя всегда крепилось на троне шаха и развевалось во время движения между войсками и охранниками. Из указаний греческих историков мы знаем, что особое знамя шахиншахов династии Ахеменидов, крепившееся на копье, имело рисунок или форму сокола с расправленными крыльями. Археологические документы свидетельствуют о том, что такого рода флаги были распространены в Иране еще до династии Ахеменидов, после Ахеменидов флаги не исчезли. Знамена были распространены при дворах иранских шахов, правивших в период между правлениями Ахеменидов и Сасанидов (200 г. до н.э. – 210 г. н.э.), то есть во время правления Селевкидов (312 – 64 до н.э.) и во время существования Парфянского царства (247 г. до н.э. – 224 н.э.).
На найденных серебряных монетах, относящихся к периоду правления шахиншаха Ардашира Бабакана, который был первым шахом династии Сасанидов, ставшим шахиншахом Ирана в 226 году н.э., изображено четырехугольное знамя, имеющее большое сходство с флагом Ахеменидов.

Флаг после установления Ислама

С распространением Ислама в Иране в самой сущности флага произошли кардинальные изменения религиозной направленности. В этот период (т.е. период Ислама в Иране) на знаменах обычно изображали выражение: «Ля иляха илля Лах»/«Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха».
нечно, флаги имели еще одну отличительную особенность: некоторые флаги того времени имели вертикальное положение, а не горизонтальное, как правило, они не были треугольной или прямоугольной формы. Со времени прихода Ислама в Иран до правления Сефевидов все династии создавали для себя в определенном смысле специальные флаги и знамена. Невнимание историков к этому явлению привело к тому, что историки остались без достаточной информации, которая могла бы пролить свет на особенности и детали флагов того времени. Во время правления династии Сефевидов (1501 – 1722 гг.) в государстве использовали различные виды флагов. Например, флаги треугольной формы с острым концом на вершине, на которых было изображение льва и солнца. Лев и солнце являются иранскими символами. Согласно некоторым теориям, лев символизирует Али — первого шиитского имама. Кроме того, имеются упоминания о флаге Ирана периода правления Сефевидов, на котором изображены сабля, месяц и звезда, флаге, который окрашен в три колора: голубой, красный и зеленый.

Герб ирана

Герб ирана

Герб ирана
Флаг династии Газнуйан (975 – 1187 н.э)


Герб ирана

Герб ирана

Герб ирана

Надершах Афшар (1698 – 1744) использовал флаг с символами льва и солнца. Конечно, было и специальное знамя, состоящее из голубого, красного, белого и желтого цветов. Затем, во времена правления династии Зенд, иранский флаг имел треугольную форму и изображение в виде льва и солнца.

Герб ирана

Узаконивание флага

Во времена правления династии Каджаров (1785 – 1925) судьбу иранского флага можно условно разделить на два временных периода: период, который начинается с начала правления династии Каджаров до Конституционной революции (1906 года), когда в Иране возник законотворческий парламент – меджлис. В этот период на иранском флаге еще существовало изображение льва и солнца. При этом, иногда фон изображения был белого цвета, а кромки флага – красного и белого цветов, иногда флаг имел прямоугольную форму, а иногда треугольную. Однако, в то время каких-либо законных правил и положений о флаге не существовало. Однако конституциональность, по крайней мере, внешне стала придавать всему законный характер, то есть узаконивать многие положения в государстве. В пятой Статье Конституции, принятой в 1906-м году, говорится о том, что официальными цветами флага Ирана являются зеленый, белый и красный цвета, а также изображение льва и солнца.
к говорится в книге об истории иранского флага, первый официальный флаг Ирана был сшит в городе Керманшахе спустя 10 лет после принятия соответствующего конституционного указа. Будучи прикрепленным к килю самолета, флаг развивался во время перелета из города Керманшаха в Тегеран. Сегодня этот флаг хранится в Национальном музее Ирана.

Герб ирана

В последующее время, то есть в период правления Пехлеви Первого (Резахан 1878 – 1944) флаг был сохранен с той лишь разницей, что во времена правления Пехлеви флаг Ирана был в трех разных видах. На флаге, который использовался народом Ирана, отсутствовало изображение льва и солнца, было только три горизонтальные полосы зеленого, белого и красного цветов. Флаг, который использовался военными, имел посередине круг, в котором были изображены лев и солнце. Третий флаг был государственным флагом, это как раз тот флаг, который был принят и утвержден Конституцией Ирана.

Герб ирана

Лев и солнце уходят

Во времена, когда Исламская революция 1979 года привела к очень большим изменениям в государственном строе страны, флаг также претерпел коренные изменения.
ремление революционеров заключалось в уничтожении всей символики прежнего режима, однако многие люди разделяли точку зрения, основанную на том, что три цвета иранского флага были хорошо известны всему миру, поэтому эти цвета флага необходимо сохранить.
После революции были сохранены основные цвета иранского флага. Однако, Лидер революции выступил против символов в виде солнца и льва.
Так, в марте 1979 года Имам Хомейни выступая с речью, сказал: «Мы создаем исламскую страну. Флаг Ирана не должен быть шахиншахским флагом, символы Ирана не должны быть символами шахиншаха, они должны быть исламскими. Со всех министерств, со всех учреждений и ведомств надо убрать льва и солнце, которые являются символом господства. Это элементы идолопоклонничества и они должны уйти. Эта корона на флаге также является элементом идолопоклонничества, и она должна быть заменена на исламский символ».

Герб ирана

В 1980 году нынешний флаг Исламской Республики Иран был утвержден Революционным советом, после этого был выпущен соответствующий Циркуляр, определяющие единые условия национального флага.
Разработчиком нынешнего флага был Хамид Надими, преподаватель факультета архитектуры Тегеранского университета. Он использовал символ, который можно прочитать как «Аллах», так и «Ля иляха илля Лах»/«Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха».
угими символами флага были: книга, справедливость, умеренность, единобожие, в нем можно увидеть даже форму цветка тюльпана, что символизирует мучеников-шахидов. Этот символ смог вместить в себя многие вопросы, к которым приковано всеобщее внимание.
И как Вы можете видеть, выражение «Аллах Акбар»/»Аллах Велик» повторяется на флаге 11 раз на каждой цветовой ленте, что означает 11-ый месяц года, то есть месяц «Бахман», в котором совершилась Исламская революция, а также две других ленты, на которых написано «Аллах Акбар» 22 раза – юбилей победы Исламской революции.

Источник: sanaei.livejournal.com

Императорская (Шахская) династия Пехлеви правила в Иране в 1925–1979 годах, сменив свергнутую ей династию Каджаров и, в свою очередь, оказалась свергнута в результате исламской революции. Герб Пехлеви очень интересен как с эстетической точки зрения (он действительно красив), так и в аспекте истории. Интересен герб, прежде всего, тем, что вобрал в себя несколько элементов древней истории Ирана (Персии), практически полностью отвергнутой современным исламским режимом.

Полный Императорский герб Ирана был создан в конце 1940–х годов и представляет собой соединение символов исторических иранских династий; он олицетворяет 2,500-летнюю непрерывную государственность Ирана. Кстати, Император и Императрица Ирана именовались, соответственно, Шахиншах (Царь Царей) и Шахбану. Полный титул Императора — Его Императорское Величество Шахиншах Арьямехр (последнее слово означает «Солнце Ариев»).

Для меня остался неясным вопрос, насколько этот герб соответствует канонам ислама, в котором, по моему профаническому представлению, существует регламент (по сути, запретительный) изображения живых существ? На счет этого запрета я читал разные мнения, в том числе (и в первую очередь) среди самих мусульман.

Герб ирана

Щит восточного типа — круглый, четверочастный.

В центре щита — малый (сердцевой) щиток с гербом династии Пехлеви: гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце. Демавенд находится на территории провинции Мазендеран Ирана и является самой высокой точкой страны (5,610 м над уровнем моря). С Демавендом связано много персидских легенд. Некоторые из магов утверждают, что в этой горе был заключен Биварасб (один из злых духов в зороастрийской религии; в персидской мифологии изображается как чудовище с двумя змеями, растущими из плеч) и что дым, постоянно поднимающийся с ее вершины — это его дыхание.

Первая четверть: «Лев и Солнце» (перс. شیر و خرشید‎ (shir o khorshid) — в лазоревом поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.

Вторая четверть: в пурпурном поле — Фаравахар. Это разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма. Изображает Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрыленное солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на ее жизненном пути к единению с Ахура-Мазда. Фаравахар был принят персидской династией Ахеменидов (648–330 гг. до Р.Х.) у вавилонян как символ Верховного Бога — Ахура-Мазда. Таким образом, в гербе Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем, геральдически правом углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца.

Третья четверть: в зеленом (выглядит как коричневое), окаймленном золотом, поле Зульфикар (по-арабски означает «бороздчатый, с волнистыми разводами») — легендарный меч с раздвоенным на конце лезвием. Принадлежал пророку Мухаммеду, от которого он перешел к четвертому Халифу и первому шиитскому имаму Али ибн Абу Талибу. В легендах Зульфикар часто наделяется магической силой и волшебными свойствами. Согласно среднеазиатским народным легендам, когда Али не воевал, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в нужную минуту меч чудесным способом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов.
Меч символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую (шиитскую) историю государственности Ирана (651 г. — по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятилучевой звездой.

Четвертая четверть: в лазоревом поле Симург (Сенмурв у персов) — мифический крылатый пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, а хвост павлиний. Символизирует эпоху двух династий — Парфянских Царей Аршакидов (250 г. до Р.Х. — 224 г. от Р.Х.) и Персидских Царей Сасанидов (224–651 гг.). В гербе Симург символизирует господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом. В старых легендах — вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах он является сторожем, восседающем на горе, которая отделяет потусторонний мир. В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются.

Щитодержатели — обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлеными пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии.

Щит дополнен цепью ордена Пехлеви. На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз на персидском языке مرا داد فرمود و خود داور است‎, в латинской транскрипции Mara dad farmud o Khod Davar ast, в переводе на русский — «Мне велел быть справедливым, и Сам является Судьей».

Щит венчает корона Пехлеви, созданная в 1924–1926 гг. по образу и подобию корон Сасанидов, специально для церемонии коронации Резы–Шаха — основателя династии.

Источник: rovdyrdreams.com

Шамшир и эдолят

Именно такое название носит современный иранский герб. В переводе на русский это название звучит как «меч и весы». Главная иранская эмблема — это симметричное изображение, в центре которого расположен стилизованный рисунок обоюдоострого меча. Слева и справа от него можно увидеть по два полумесяца. Центром симметрии в данном случае выступает как раз шамшир — обоюдоострый меч. Сила такого меча была известна в древнем мире, однако на гербе его сила удвоена символом шадда, изображенным над мечом и напоминающим английскую литеру W.

Этот герб был разработан Хадимом Надими в абстрактном схематическом виде. Если присмотреться к нему, то он чем-то напоминает собранный бутон тюльпана. В некотором смысле главная эмблема Ирана напоминает о давнем предании. Согласно ему на могиле каждого павшего воина, который защищал Иран, растут тюльпаны. Таким образом герб связан с историей иранского народа.

Связь с исламом

«Шамшир и эдолят» — это символ поклонения Аллаху. Само начертание эмблемы в стилизованной форме напоминает арабо-персидское слово «Аллах». В то же время четыре полумесяца и меч являются давним отображением исламского символа веры, который гласит, что нет другого бога, кроме Аллаха. Кроме того, сама эмблема утверждает пять главных столпов исламской религии: единобожие; молитву; пост; милостыню; хадж.

Значение и цвет

С другой стороны современный герб Ирана имеет значение закона, высшей справедливости. В нем видят крайние формы этих институций общества в виде карающей руки обоюдоострого закона, а также в виде мудрого справедливого решения.

Цвет данной эмблемы не установлен, а поэтому «шамшир и эдолят» может быть окрашен в красный, зеленый или черный цвета. Например, этот герб на флаге Ирана изображен в красном цвете. Издавна цвет имел особое значение для иранского общества. Так, красный ассоциировался с воинами, а зеленый — с культурой земледельцев.

Источник: www.votpusk.ru

Во время очередной командировки в Иран в 1965 году фотограф американского журнала «LIFE» Дмитрий Кессель «щелкнул» придорожный знак на въезде в Тегеран (знак обращен к зрителю своей приветствующей стороной, так что скорее всего снимок был сделан на ходу – из окна машины или автобуса – по пути из аэропорта в город). Этот единственное известное мне изображение эмблемы, которую трудно идентифицировать иначе как официальный символ Тегерана. У меня нет никаких свидетельств, подтверждающих такой ее статус, но она кажется слишком «многозначительной» и официозной для того, чтобы видеть в ней простое уличное украшение. Очевидно и родство этой эмблемы с более ранней, известной нам по бланку мэрии Тегерана начала 1930-х гг.

Герб ирана

На фотографии Дмитрия Кесселя (архив журнала LIFE/TIME): въезжающих в город прошитый неоновыми трубками знак приветствовал фразой «Добро пожаловать в Тегеран» на персидском и английском; с другой стороны были укреплены пожелания доброго пути покидающим столицу. Интересующая нас эмблема встречает путника, но не дублируется для выезжающих из города. Зато с обеих сторон столба повторена торговая марка газировки «Canada Dry»; похоже, эта придорожная конструкция была изготовлена, установлена и содержалась за счет компании-рекламодателя.

В основе знака – иранский лев, отличающийся от государственного тем, что, во-первых, не несет меча, а во-вторых – из-за спины его солнце не возникает, а зависает над ней; солнечный диск обременен короной Пехлеви, чем подчеркивается статус города как столицы империи. Лев идет по подножию, на фоне которого – скрещенные символические ключи от городских ворот.

Фотография Д. Кесселя не слишком уверенно передает расцветку эмблемы, но о ней можно догадаться: с геральдической точки зрения фон и ключи – лазоревые, а лев, солнце и подножие – золотые (напомню, что лазурь и золото – одновременно династические цвета Пехлеви и гербовые – собственно Ирана). Корона на фото выглядит желтой, хотя в гербе династии этот венец расцвечен вослед реальному прообразу (основа короны Пехлеви – красная). По периметру эмблема охвачена золотым, скорее всего – стандартным лавровым, венком, ветви которого внизу связаны лазоревой ленточкой и обвиты более широкой лентой иранского триколора.

Если в реконструкции цвета я не очень ошибся, то тегеранская эмблема на придорожном знаке соответствует правилам, которым обязаны соответствовать гербы. Здесь есть ясно очерченный щит, в поле которого помещены фигуры; все составляющие расцвечены с соблюдением т.наз. «основного правила геральдики», регламентирующего допустимые сочетания (наложения) тинктур – финифтей и металлов (если предположить, что подножие в щите зеленое, а ключи серебряные, то соответствие правилу сохраняется).

Тегеранский символ может показаться «легкой» модификацией государственного герба «для столичных нужд», однако с гербоведческой точки зрения это вполне самостоятельный знак, обладающий необходимым и достаточным своеобразием.

Сторонники формально-геральдической безупречности могут возразить, что тегеранский щит испорчен ненужной каймой с «заклепками» по периметру щита, но это (строго говоря – двусмысленное) излишество есть и в «родительском» знаке – гербе шахиншаха, где кайма повторяется дважды (большой четверочастный щит по краю украшен орнаментом, а малый сердцевой щиток с гербом Пехлеви был до реформы 1971 года окаймлен жемчужинами). Так что щит Тегерана если и не идеален, то точно «не хуже» императорского.

Герб – всегда официальный знак: «неформальными» гербы не бывают. Пока нет свидетельств использования эмблемы в официальном обиходе (прежде всего – на бланках, печатях и т.д.), спешить называть ее гербом не следует, даже если она изготовлена с дотошным соблюдением геральдической «рецептуры».

Есть особый смысл обсудить и вопрос о том, а имела ли вообще столица пехлевийского Ирана право на настоящий муниципальный герб, который является «зримым манифестом» собственных прав и свобод городского сообщества, осуществляющего местное самоуправление через выборные органы (они являются главными пользователями муниципального герба). Тегеран не располагал полным объемом городских привилегий не только при Пехлеви, но и некоторое время после исламской революции: до 1988 года мэры столицы назначались правительством и были непосредственно подотчетны премьер-министру. Если органы управления столицей Ирана были только подразделением вышестоящей исполнительной власти, тогда «тегеранский щит» не может считаться вполне гербом, а должен носить звание пониже – например, административного герба: так называются составленные по правилам геральдики эмблемы, которые лишь «отчасти отображают статус обладателя, непосредственного использователя герба, а отчасти – статус всей административной системы, в которую этот обладатель включен» (процитированная формулировка принадлежит российскому геральдисту Михаилу Медведеву).

Полноценный герб по определению есть изобразительное имя своего владельца. Административный герб – это своего рода «гербовидное клеймо», которым вышестоящий обозначает подчиненного. О том, что на придорожном знаке – символ как раз второго вида, свидетельствует обилие в эмблеме «заёмного» — императорского (корона шахиншаха, лента государственного триколора, «династическая» расцветка) и дефицит собственного: в полной мере городскими – «сугубо тегеранскими» – можно считать только ключи.

Источник: ru-iran.livejournal.com

Исторический герб Ирана

Герб ирана

Исторический герб Ирана представляет собой изображение идущего Льва, несущего на спине золотое Солнце и держащего в правой лапе меч.

Герб династии Пехлеви

Династия Пехлеви, основанная Реза Шахом, правила в Иране с 15 декабря 1925 г. до 11 февраля 1979 г., когда в результате исламской революции был свергнут с трона последний иранский император Мохаммад-Реза Шах.

Новая династия сохранила государственную символику предыдущей династии Каджаров, правившей Ираном с 1795 г. При Каджарах эмблему «Льва и Солнца» венчала «Кеянидская корона» Каджаров, созданная еще при Фатх-Али-Шахе (прав. 1797—1834 гг.). При Реза-Шахе «Кеянидский венец» Каджаров был заменен на «корону Пехлеви», созданную в 1924-26 г. по образу и подобию корон Сасанидской династии (царств. 224—651 гг.), специально для церемонии коронации Резы-Шаха, состоявшейся 25 апреля 1926 г. «Кеянидский венец» и «Корона Пехлеви» ныне являются экспонатами Национального ювелирного музея Ирана и хранятся в Центробанке ИРИ.

Герб ирана

Герб ирана

В сентябре 1941 г., после оккупации Ирана британскими и советскими силами и отречения и ссылки Реза-Шаха, шахиншахом Ирана был провозглашен его сын Мохаммад-Реза Шах. Однако официальная церемония его коронации состоялась только 26 октября 1967 г. Герб ирана Полный императорский герб Ирана был создан в конце 1940-х гг. и представлял собой соединение символов исторических иранских династий; он олицетворял 2500-летнюю непрерывную государственность Ирана. Щит восточный, четверочастный, в центре которого — малый (сердцевой) щиток с гербом (первоначально — эмблемой) династии Пехлеви: гора Демавенд, из-за которой восходит Солнце.

Первая четверть: «Лев и Солнце» (перс. شیر و خرشید‎ (shir o khorshid): в лазоревом поле идущий Лев, несущий на спине золотое Солнце и держащий в правой лапе серебряный меч.

Вторая четверть: в пурпурном поле — Фаравахар ((перс. فروهر‎ (faravahar)) — разновидность крылатого диска, выступающая как главный символ зороастризма, изображающий Фраваши, подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ.

В современном зороастризме Фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура Мазда. Фаравахар был принят Ахеменидами (648—330 гг. до н. э.) у вавилонян как символ Верховного Бога — Ахура-Мазда, о чём свидетельствует оформление зданий Персеполиса. В гербе династии Пехлеви Фаравахар символизирует эпоху Ахеменидов. В верхнем геральдически правом углу этой четверти Фаравахар сопровожден эмблемой солнца. До 1971 г. это поле было серебряным с черными фигурами, с 1971 г. — пурпурным с золотыми фигурами.

Третья четверть: в зеленом, окаймленном золотом, поле Зульфикар — легендарный меч четвертого халифа и по совместительству первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба. Символизирует арабо-мусульманское завоевание Ирана и исламскую историю государственности Ирана (651 г. — по сей день). Вверху Зульфикар сопровождается золотой пятилучевой звездой.

Четвертая четверть: в лазоревом поле Симург — мифический крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, а хвост — павлиний. Символизирует эпоху двух династий — парфянских царей Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.) и персидских царей Сасанидов (224—651 гг.). Облик Симурга символизирует господство над тремя стихиями — землей, водой и воздухом.

Щитодержатели герба — обернувшиеся золотые львы с серебряными когтями и червлёными пастями и языками, держащие серебряные с золотыми рукоятями восточные мечи. Львы стоят на золотом орнаментальном подножии. Щит дополнен цепью ордена Пехлеви.

На лазоревой девизной ленте под щитом, имеющей завершения в виде золотой бахромы — девиз на перс. «مرا داد فرمود و خود داور است»‎ (Mara dad farmud o Khod Davar ast, «Мне велел быть справедливым, и Сам является Судьей»).

См. также

  • Флаг Ирана
  • Гимн Ирана

Ссылки

  • [sovet.geraldika.ru/links/53 Геральдический Иран]