Адрес: Лаврушинский переулок, 10

Телефон: +7(495)951 13 62, +7(499)238 13 78

Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:30, кассы до 18:30, вход на экспозицию до 18:30, выходной – понедельник.

Как добраться до Третьяковской галереи: от ст. метро Третьяковская пройти к Климентовскому переулку, затем свернуть влево на ул. Большая Ордынка, или сразу выйти на ул. Большая Ордынка, пройти вверх, свернуть в Большой Толмачевский переулок, затем свернуть в Лаврушинский переулок.

История появления коллекции П.М. Третьякова

Третьяковская галерея в Москве — самый известный музей. Как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, как Лувр в Париже или музей Прадо в Мадриде – так Третьяковская галерея является своеобразной визитной карточкой Москвы.


Датой основания Третьяковской галереи считается 1856 год, когда продолжатель старинного купеческого рода Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев – это были «Искушение» Н.Г. Шидлера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Несколькими годами раньше Павел Михайлович стал владельцем 10 листов графики и 9 картин старых голландцев. Следующими в коллекции появляются картины Соколова, Якоби, Саврасова, Клодта.

Третьяков планировал приобрести собрание полотен Ф.И. Прянишникова и дополнить его своими, что составило бы основу галереи, мысли о которой уже тогда зародились у коллекционера. Но в связи с высокой ценой собрание Прянишникова приобрести не удалось – оно досталось Московской Румянцевской галерее (в наши дни в Третьяковской галерее), поэтому Третьяков начал собирать коллекцию своими силами, полагаясь исключительно на свой вкус и свои знания.

С особым уважением Третьяков относился к таланту русского художника Перова, с которым поддерживал дружеские отношения. В 60-е годы в коллекцию были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка», «Дилетант». Также Третьяков заказывал Перову портреты, а после смерти художника принимал непосредственное участие в организации выставки работ Перова.

 Знаменитая картина Флавицкого, написанная на историческую тему, «Княжна Тараканова» появилась в собрании в 1964 году, а несколькими годами позже Третьяков заказал живописцу Бронникову полотно «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Эта картина стала любимым произведением жены Третьякова – Веры Николаевны.


Шестидесятые годы стали очень плодовитыми в плане появления в коллекции Третьякова новых полотен. Третьяков, любивший природу и тонко ее чувствовавший, особое внимание уделял приобретению пейзажей.

Кроме того, в собрании было много портретов, среди которых были портреты известных личностей, литераторов, деятелей культуры и искусства, исполненных такими признанными мастерами кисти как Брюллов, Тропинин, Крамской. В 1873 году Крамскому с трудом удалось уговорить Л.Н. Толстого позировать для портрета, чему был несказанно рад Третьяков – он уже давно мечтал пополнить портретную галерею изображением великого русского писателя.

Не ограничиваясь увлечением собирательством живописи, Третьяков дружил с художниками и оказывал им посильную помощь. В частности, живое участие Петр Михайлович принимал в судьбе художников-передвижников, с момента проведения выставок ТПХВ именно здесь он приобретает большую часть картин. Таким путем в коллекцию вошли картины «Христос в пустыне» Крамского, «Сосновый бор» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова и другие. Особенно тесные дружеские отношения сложились с семьей Третьяковых у Крамского, некоторое время он жил в их доме в Лаврушинском переулке, и писал портрет Третьякова.


В 1874 году Верещагин после возвращения из поездки по Туркестану, проводил выставку своих работ, и Третьяков решил приобрести целиком всю экспозицию для того, чтобы подарить ее Московскому училищу живописи. Это было самое крупное и дорогое приобретение коллекционера, за него было отдано 92 тысячи рублей, но училище от подарка отказалось по причине отсутствия помещения. Тогда Павел Михайлович решил отдать коллекцию Московскому обществу любителей художеств. Обязательным условием было обеспечить доступность осмотра картин для всех желающих. Но и в этом случае средства не были найдены и по истечению трех лет картины снова вернулись к Петру Михайловичу, который к этому времени стал владельцем индийских этюдов Верещагина.

Рождение Третьяковской галереи

Все свои приобретения Третьяков размещал в доме в Лаврушинском переулке, но места уже не хватало, и в 1872 году было начато строительство музейных залов, которое закончилось в 1874 году. Временно проблема была решена, но после того, как в 1882 году к Третьякову вернулась туркестанская серия Верещагина, встал вопрос о дальнейшем расширении выставочных площадей, и были достроены еще шесть залов. Строительные заботы не мешали коллекционеру пополнять свое собрание все новыми и новыми произведениями искусства русских живописцев. В это время Третьяков уже полностью полагался на свой вкус, и приобретает не только те картины, которые встречают всеобщее одобрение, но и те, которые ценители живописи встречают неоднозначно.


1892 году галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве. После смерти Третьякова галерея осталась без самого своего главного попечителя. В своем последнем завещании, Петр Михайлович, зная, что городская дума Москвы не сможет выделить необходимые для содержания галереи средства, завещал 150 тысяч рублей таким образом, чтобы проценты от этих денег шли на ремонт галереи и 125 тысяч на приобретение предметов искусства для пополнения экспозиции. Помимо денежных средств, галерее было завещано и недвижимое имущество, и собрание древних русских икон.

Из-за того, что завещание было составлено с рядом формальных нарушений, в силу оно вступило только в августе 1899 года, после того, как в дело вмешался лично император Николай II. В итоге, Московская дума приняла Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, согласно которому музеем должен был управлять совет Галереи. В первый состав этого совета вошли такие известные личности как князь В.М. Голицын, дочь Третьякова А.П.Боткина, художники В.А.Серов и И.С.Остроухов, коллекционер И.Е. Цветков. Должность хранителя Галереи получил Е.М. Хруслов. В это время был полностью перестроен жилой дом Третьяковых, его сделали целиком приспособленным для функционирования в режиме музея. Пополнение коллекции некоторое время осложнялось противоречиями внутри комиссии. У всех были свои взгляды и мнения по поводу того, что необходимо приобретать на средства, оставленные Третьяковым. Но после того, как на посту попечителя князя Голицина сменил Остроухов, комиссия приняла решение приобретать лишь лучшие произведения и старых и новых художников, чтобы достойно продолжить дело, начатое Третьяковым.


В 1910 году по завещанию ценителя искусств и мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дэга и другие, не менее ценные произведения живописи. Новая эпоха в жизни Третьяковской галереи началась в 1913 году, когда совет возглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь. Под его руководством экспозиция Третьяковской галереи была преобразована по принципу самых известных музеев Европы. Было решено картины каждого художника собрать в одном зале, кроме того, разместить экспонаты в хронологическом порядке, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями современных художников. Также была проведена работа по составлению полного научного описания коллекции.

Третьяковская галерея в годы советской власти

Согласно декрету Совнаркома от 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата просвещения. Благодаря счастливой случайности Третьяковская галерея не утратила в названии фамилию своего основателя, как это случилось со многими другими подобными музеями, а стала называться Имени Третьяковых.
главе галереи встал И.Э. Грабарь, который занялся вопросами переустройства, реорганизации музея, а также пополнением фондов. В этот период в хранилища Государственного музейного фонда поступало большое количество художественных ценностей, реквизированных, национализированных и конфискованных у своих законных владельцев. Из этого фонда в Третьяковскую галерею пришли собрания Щербатова, Харитоненко, а также полотна из дворянских подмосковных усадеб. Картины иностранных художников из Третьяковской галереи были переданы в музеи западного искусства. В то же время, к галерее было присоединено в качестве филиалов несколько музеев с собраниями русской живописи. Постепенно в Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция произведений русских художников, в том числе авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина, а также ценнейшие произведения древнерусской иконописи.

Расширение музейных фондов сделало необходимым изыскивать площади для размещения. Несколько выставочных залов было превращено в запасники, и большая часть коллекции стала недоступной и для осмотра, и для изучения и инвентаризации. Из 15 тысяч экспонатов, которые находились на тот момент в музее, некоторые даже не были официально за ним закреплены.

В 1927 году Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке. После ремонта здесь разместилась администрация музея, также сюда перешли библиотека, архив, фонды графики и научные отделы.
мбурные поступления последних лет значительно нарушили упорядоченность экспозиции, и в 1928 году было решено возродить концепцию И.Э. Грабаря. В виду того, что власть тесно переплетала искусство и идеологию, из экспозиции были исключены многие ценные произведения искусства отдельных авторов, а также целые направления. Основной упор делался на пропаганду, в то время, как научно-исследовательская работа отошла на второй план. В это время в Третьяковской галерее проходят выставки: Антиалкогольная, Красная Армия в советском искусстве, Колхозная выставка, Плакат на службе пятилетки и другие выставки подобного плана.

В 30-е годы экспозиция галереи начинает реформироваться. Приоритетными направлениями становятся выставки произведений искусства революционной и советской тематики. После того, как к музею были присоединены Центральные реставрационные мастерские, фонд галереи пополнился уникальными иконами, которые были собраны Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, собранных из закрытых монастырей и церквей. Очень активно пополнялся и отдел советского искусства, в котором находились произведения А.А.Дейнеки, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.В.Нестерова, И.И. Машкова. Еще одним направлением в галерее стало Искусство народов СССР. 1935 год был ознаменован началом строительства нового двухэтажного здания для размещения выставок, а также выделения средств на реконструкцию старых помещений галереи. Строительство проводилось по проекту А.В. Щусева, и было закончено в 1936 году.

Период Великой Отечественной войны в жизни Третьяковской галереи


После начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки и уже в середине лета 1941 года в Новосибирск отправился эшелон с экспозициями первой очереди Третьяковской галереи (самыми ценными произведениями), Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Вместе с экспонатами отправились в путь и сотрудники музеев. Ответственным за транспортировку был А.И. Замошкин, являвшийся директором Третьяковской галереи. По приезду в Новосибирск, музейные коллекции были размещены в недостроенном здании Оперного театра.

Тем временем Москва подвергалась частым бомбардировкам авиации немецких войск, и в августе 1941 года две фугасные бомбы разрушили часть главного здания Третьяковской галереи, а в ноябре был разрушен двухэтажный дом, в котором размещались различные службы музея. Эти события ускорили эвакуацию второй очереди коллекционного собрания. Экспонаты были погружены на баржу и должны были по воде следовать в Пермь (тогда – Молотов). Едва отчалив от Московского речного вокзала, баржа попала в зону воздушного боя, но, к счастью, получила лишь незначительные повреждения, не причинившие вреда ценностям.
етья очередь была отправлена в ноябре 1941 также в Новосибирск, в котором сосредоточилось колоссальное количество ценнейших произведений искусства из лучших музеев СССР. После того, как в сентябре 1942 года была вывезена четвертая очередь коллекции, в музее все равно осталось несколько тысяч экспонатов, художественные рамы и подрамники, которые охранял небольшой коллектив галереи, возглавляемый заместителем директора С.И. Прониным.

Уже в 1942 году начинается восстановление здания Третьяковской галереи. В новых залах была проведена всесоюзная выставка Великая Отечественная война, здесь же отметили знаменательное событие – 50-летие передачи Третьяковым своего собрания Москве.

После того, как советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций из эвакуации, и в 1943 году их стали готовить к возвращению в Москву. Комиссия, в которую вошли искусствоведы, реставраторы и другие специалисты, пришли к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии, началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей.

Послевоенная деятельность музея

Период с 1950 по 1970 гг. был очень плодотворным для музея. В дар Третьяковской галерее было передано несколько ценных художественных коллекций, которые еще больше обогатили замечательную коллекцию галереи. Среди картин, подаренных музею, были работы Бенуа, Петрова-Водкина, Рериха, Сарьяна, Саврасова, Врубеля и других художников.


Уже в 50-е годы стало ясно, что здание галереи недостаточно для полноценного размещения экспозиции. В 1956 году было принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи. Местом строительства выбрали площадку на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля и дома в Голутвине, в котором родился Третьяков. Планировалось завершить строительство в 1961 году, после чего в новое здание должны были перевести всю экспозицию галереи. Но в 1959 году строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР. Здание на Крымском Валу было построено лишь в 1970 году, а в 1985 коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс с названием Государственная Третьяковская галерея. Именно сюда была перенесена часть экспозиции из Третьяковской галереи, когда здание в Лаврушинском переулке было закрыто на реконструкцию.

Современная Государственная Третьяковская галерея

В 1980 году Третьяковскую галерею возглавил Ю.К.Королев, под руководством которого началась грандиозная реконструкция галереи, которая ставила целью строительство крупного музейного комплекса с хранилищами. Музейными помещениями, конференц-залами. Нужно было не только модернизировать старое здание, но и сохранить его исторический облик.

В 1984 году при галерее был построен депозитарий (хранилище предметов искусства) и реставрационные мастерские, а в 1986 году Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрывается для посетителей. Часть произведений на время реконструкции была перевезена в музей на Крымском Валу, а часть – в депозитарий. В 1986 году к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея. В период длительной реконструкции музей не бездействовал, по-прежнему проводились выставки, которые пользовались огромной популярностью у посетителей.

Спустя девять лет, в 1995 году реконструкция была завершена, и обновленный музей открыл свои двери для посетителей. В результате проведенных работ площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в полтора раза – в музее появилось 10 новых залов. Благодаря таким изменениям стало возможным увеличить объем древнерусской экспозиции, открыть залы для скульптурных произведения 18-20 веков, а для панно Принцесса Греза Врубеля был спроектирован специальный зал.

На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. Продолжают пополняться музейные фонды галереи. В 1996 году, в продолжение старинной традиции, был создан Попечительский совет, который возглавил мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2006 году торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи, которое было отмечено рядом культурных мероприятий. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в корпусе, расположенном на Крымском Валу.

 

Историческая справка:

1856 г. — Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев
1874 г. — Третьяков приобрел экспозицию Верещагина – одно из самых дорогих и крупных пополнений в коллекции
1872-1874 гг. — было начато строительство музейных залов
1882 г. – к галерее были пристроены ещё 6 залов
1892 г. — галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве
1899 г. — в силу вступило завещание Третьякова, по которому на содержание галереи выделялась значительная сумма
1910 г. — по завещанию мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев
1913 г. — Попечительский совет галереивозглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь
3 июня 1918 г. — Согласно декрету Совнаркома Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Наркомпроса
1927 г. — Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке
1935 г. — строится новое двухэтажное здание для размещения выставок
1941 г. — в тыл отправляются 1-3 очереди экспозиции
август и ноябрь 1941 г. – в здание Третьяковской галереи попадают фугасные бомбы
сентябрь 1942 г. — была вывезена четвертая очередь коллекции
1942 г. — начинается восстановление здания Третьяковской галереи
1943 г. – музейные ценности готовят к возвращению в Москву
7 мая 1945 г. — Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей
1956 г. — принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи
1959 г. — строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР
1985 г. — коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей
1984 г. — при галерее был построен депозитарий и реставрационные мастерские
1986 г. — Третьяковская галерея в Лаврушиснком переулке закрывается для посетителей.
1986 г. — к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея.
1995 г. — реконструкция была завершена, и музей начал работу
2006 г. — торжественно отмечалось 150-летие сл дня основания Третьяковской галереи

Источник: moscow.org

5И хорошо, и плохо

Мы приехали в Третьяковскую галерею, забронировав экскурсию заранее. Школьники сами изъявили желание познакомиться с творчеством Архипа Куинджи. Детей поделили на две группы, каждой из которых достался свой экскурсовод. Первой группе очень повезло. Их встретила молодая, жизнерадостная девушка, Бенидовская Анна Михайловна, явно любящая свою работу. Экскурсовод была настолько позитивна, очень старалась, чтобы школьникам понравилось, чтобы они узнали что-то новое, чтобы это новое осталось в памяти. Никто не хотел уходить, дети с удовольствием рассматривали картины и образцы красок. А вот второй группе вообще не повезло. Их встретила с самого начала враждебно настроенная экскурсовод, Егорова Елена Николаевна, которая постоянно пыталась их унизить, выставив "теперешнее молодое поколение" бестолковыми, не готовыми воспринимать информацию людьми из "Силиконовой долины", только и делающими, что сидящими в своих гаджетах и ничем не интересующимися. Во время экскурсии постоянно звучали фразы: "Я со своим многолетним опытом работы уж точно знаю, что вы не сможете правильно ответить…", "ну раз вы устали, тогда я вам больше ничего показывать не буду, и в следующий зал мы вообще не пойдем", "ну откуда вам знать?!", "мне все молодые так говорят, что, естественно, неправильно". Конечно же никакого желания у детей, достоинство которых постоянно унижали, участвовать в так называемой интерактивной игре "Угадай, какая картина …", не было. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, в детях зарождалась обида. Они стали намеренно отставать от группы. Нам, взрослым, было стыдно за такого экскурсовода, которая знала много интересной информации, но, по-видимому, уже настолько "выгорела" на своей работе, что ей пора с работой завязывать. Экскурсия на каждую группу стоила 5000 рублей. Для Москвы наверно сумма невелика, но тем не менее получилось, что деньги заплатили за то, чтобы быть обвиненными в неграмотности, невежестве и незнании. Разве для этого стоило собраться на экскурсию в столицу?! Кроме того, когда дети начали обсуждать выставку между собой, оказалось, что второй группе показали не всё, что увидела первая. Например, состав и образцы красок, которыми писались картины, и кино о художнике. Школьники из второй группы покидали галерею с плохим настроением, недовольными и неудовлетворенными, и дома поделились своими чувствами с родителями. При дальнейших разговорах выяснилось, что какие-то дети из нашего города сталкивались с подобным отношением в галерее. Не исключено, что по той же самой причине.
Мы бы хотели пожелать руководству экскурсионного отдела и галереи в целом обратить внимание на эту неординарную ситуацию, потому что, несмотря на глубокие знания экскурсовода, подобное отношение к детям, и тем более гостям города, явно недопустимо!
Потенциальные посетители! Будете заказывать экскурсию, обратите внимание на фамилии!

Источник: www.afisha.ru

Цены в Третьяковской галерее 2022

  • Лаврушинский переулок (основная экспозиция + временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 руб.;
  • Комплексный вход (Главное здание + Инженерный корпус): для взрослых — 800 рублей, льготный — 300 рублей;
  • Новая Третьяковка на Крымском Валу (экспозиция «Искусство XX века» и некоторые временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 рублей.

Для детей (все посетители до 18 лет) вход в Третьяковку бесплатный.

Дополнительная информация на официальном сайте:

  • Уточнить цены
  • Дни бесплатных посещений
  • Список льготных категорий граждан

Где купить билеты

Билеты на официальном сайте Третьяковской галереи продаются с открытой датой: в главное здание и отдельные музеи.

Вход по электронным билетам — в порядке общей очереди, но не нужно стоять в кассу.

Билеты и аудиоэкскурсии

Часы работы

Главное здание и Новая Третьяковка:

  • Понедельник — закрыто;
  • Вторник, среда — с 10:00 до 18:00;
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 21:00.

Вход в галерею закрывается за час до конца рабочего дня.

Видео о Третьяковской галерее в Москве

История

Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.

Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.

В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.

Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.

Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.

Музеи Третьяковской галереи

Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.

Главное здание

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10.

В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.

Культурный центр в Толмачах

Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.

Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.

Дом-музей В. М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, 13.

Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.

В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.

Музей П. Д. Корина

Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.

Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.

На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:

Картины

В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.

Иконы и древнерусская живопись

Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.

Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.

Вторая половина XIX века

Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.

Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).

Конец XIX — начало XX веков

Выдающиеся художники этого периода:

  • М. А. Врубель («Демон сидящий»);
  • И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
  • В. А. Серов («Девочка с персиками»);
  • К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
  • М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
  • Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
  • Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
  • А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
  • Союз русских художников;
  • Объединение «Голубая роза»;
  • Общество художников «Бубновый валет».

Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)

Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.

Основные направления и разделы:

  • Абстракция,
  • Кинетизм и оптическое искусство,
  • Мистики и сюрреалисты,
  • Новый реализм,
  • Поп-арт,
  • Минимализм и постживописная абстракция,
  • Соц-арт,
  • Концептуализм — образ в голове,
  • Поэзия и письмо,
  • Перформанс,
  • Машины понимания,
  • Неоэкспрессионизм,
  • Концептуализм — новое поколение,
  • Археология постмодерна,
  • Акционизм 1990-х,
  • Проект: искусство 2000-х.

Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.

Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».

Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.

Выставки в Третьяковской галерее

В главном здании и на площадках Третьяковской галереи наряду с постоянной экспозицией всегда проходит несколько интересных временных выставок самой разной тематики — от показа работ одного художника до коллекций портретов и исторический живописи, посвященной городу или значимому месту. Кроме того, посетителям выставок выпадает шанс увидеть экспонаты из фондов других музеев.

  • Текущие выставки в Третьяковской галерее: Июль 2022
  • Афиша будущих выставок
  • Официальные видеоролики выставок
  • Интересные виртуальные выставки в галерее

Мероприятия

На площадках Третьяковской галереи регулярно проводятся мероприятия творческих и просветительских форматов. Гостям музеев предлагается посетить:

  • Киносеансы (в Инженерном корпусе),
  • Официальные и творческие встречи (главное здание и Инженерный корпус),
  • Лекции (Новая Третьяковка, Инженерный корпус),
  • Концерты и спектакли (Новая Третьяковка).

Ежегодно галерея участвует в международной акции «Ночь музеев»: готовит насыщенную специальную программу с мастер-классами, экспресс-экскурсиями, концертом. Посетить в этот день площадки и филиалы музея можно до 23:00 или до полуночи (расписание разное, нужно уточнять в программе «Ночи музеев»). Схожая традиция сложилась и на «Ночь искусств».

На этом мероприятия в галерее не ограничиваются: каждый год запускаются новые интересные проекты, проводятся фестивали, локальные музейные акции.

Билеты в Третьяковскую галерею

Сотрудники галереи проводят обзорные экскурсии, рассказывают об отдельных периодах и направлениях, а также сопровождают школьные группы. Экскурсионное обслуживание предоставляется по предварительному заказу, для любых групп и индивидуально.

Аудиоэкскурсия + билет

Как добраться

Ниже — подробно о транспорте до основных выставочных площадок.

Метро до Третьяковской галереи

Добираться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке удобнее всего на метро — до станции «Третьяковская», оранжевая линия (Калужско-Рижская) и желтая (Калининская). Также можно добираться до станции метро «Полянка» (серая линия — Серпуховско-Тимирязевская), от которой 700 метров пешком.

Новая Третьяковка находится на территории комплекса Музеон, расположенного между станциями метро «Парк культуры» (красная Сокольническая и коричневая Кольцевая линии) и «Октябрьская» (Кольцевая и оранжевая Калужско-Рижская линии).

Автобусы

Подходящий наземный транспорт до основного здания (Лаврушинский переулок) — автобус М5 до остановки «Метро „Третьяковская“», автобус М6 и троллейбус № 8 до остановки «Большая Якиманка».

На наземном транспорте до Новой Третьяковки (Крымский Вал) добираться нужно до остановки «Парк Горького» (рейсы автобусов — Б, т10).

Такси

Чтобы быстро добраться до Третьяковской галереи (и в целом для поездок по Москве не в час пик), удобно пользоваться приложениями крупнейших сервисов такси — Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Как пройти в Третьяковскую галерею

Координаты для навигатора: историческое здание 55.741420, 37.620726, новое здание 55.735404, 37.605398.

От основного здания до галереи на Крымском Валу транспорт искать не нужно: между музеями всего 1,5 км пешком, схема, как пройти, — ниже:

Источник: www.tourister.ru

Третьяковская галерея

В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Третьяковка      

Основное здание Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году. Количество работ постоянно превосходило возможности Третьяковки, поэтому к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873-1904 годах, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который и стал эмблемой Третьяковской галереи.

     

Картины Третьяковской галереи

В 1892 году Третьяков передал в дар государству огромную и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального изобразительного искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: «…Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв».

Вместе с коллекцией Павла Михайловича в дар Москве была принесено собрание живописи его брата, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже коллекционером, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Эрмитажа.

Двери Третьяковской галереи открыты для людей всех возрастных категорий и взглядов. Выставка интересна как взрослым, так и детям. Трудно обойти все залы и галереи Третьяковки за один день — так хочется задержаться подольше у любимых и известных полотен и рассмотреть детали…

Картины третьяковской галереи
Фрагмент картины «Богатыри», Васнецов Виктор Михайлович
Третьяковская галерея

Посещение Третьяковской галереи даёт возможность не только прикоснуться к прекрасному, проникнуться всей глубиной мастерства великих художников, чьи имена знают от мала до велика, но и проследить ход российской истории, развития страны, увидеть особенности быта русских людей в разные века.

Источник: www.spr.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.