В 62 залах главного здания Третьяковской галереи, которое находится на одноименной станции метро в Лаврушенском переулке, представлена основная часть коллекции П.В. Третьякова – 1300 картин и включает произведения от домонгольских икон до значимых произведений Репина, Сурикова и Серова.

Ниже – краткий путеводитель, который поможет сориентировать туриста при осмотре знаменитых шедевров, которые представляет Третьяковская галерея картины и скульптуры.

Всадница, Брюллов (ЗАЛ 9)

Эту картину часто называют Амазонкой и изображены на ней воспитанницы графини Самойловой. Были предположения, что художник запечатлил образ самой графини, но данная версия не подтвердилась. В школе давали задание написать сочинение на тему основных героев и эмоций, изображенных на картине. Из-за ярких несочетаний, например, неподвижности всадницы и животного порыва лошади, восхищения на лице девочки, редкого в живописи набора цветов картина запоминается надолго.


Явление Христа народу, Иванов (ЗАЛ 10)

Огромное, как будто главное полотно Третьяковки, оно выставлено в отдельном зале. А сюжет картины – самый важный в Библии для человечества, момент пришествия мессии к людям. Поистине завораживающая история. Художник трудился над Явлением 33 года (в Италии), это была главная работа его жизни, причем выполнена в пионерском для того времени жанре с отступлением от канонов академизма, к которому принадлежал Иванов.

Неравный брак, Пукирев (ЗАЛ 16)

1863 год. На выставке представлена картина Неравный брак, которая с горечью осуждает бич того времени – выдачу замуж молодых девушек из небогатых семей за престарелых генералов с приличным состоянием. Есть версия, что за невестой автор изобразил сам себя, ведь его возлюбленная отвергла его предложение и позже вышла замуж за более состоятельного кавалера. За картину художник получил звание профессора живописи, несмотря на множество критикующих мнений.


Охотники на привале, Перов (ЗАЛ 17)

Написанная в конце 19 века знаменитым художником картина у многих украшала дом в качестве репродукции. Сюжет банален, но вместе с тем и интересен. Каждый из охотников имел реального прототипа, так, в роли рассказчика выступил Кувшинников. Кроме него на полотне изображены молодой слушатель и средних лет компаньон, с ухмылкой участвующий в беседе. Такая знакомая всем с детства картина.

Грачи прилетели, Саврасов (ЗАЛ 18)

Во время вынужденной командировки по областям центральной России Саврасов сделал множество этюдов для будущих пейзажей. Полотно было выставлено на первой выставке художников-передвижников, основателем которой был в том числе и Саврасов. В картине и вечно поющая природа, и тайная прелесть жизни, о которой говорил художник.


Айвазовский, Радуга (ЗАЛ 19)

Айвазовский любим и узнаваем. В Третьяковке целый зал, пусть небольшой, с его картинами. Самая необычная – Радуга, запоминающаяся более яркими тонами по сравнению с остальными произведениями художника. Примечательна символичность изображения – корабль идет под воду, а в шлюпке – уцелевшие, для которых радуга еще и символ спасения.

Неизвестная, Крамской (ЗАЛ 20)


Прекрасная дама с гордым и одновременно грустным взглядом, чья личность так и не установлена, смотрит на нас из открытого экипажа, проезжающего по зимнему Санкт-Петербургу (позади здание Александрийского театра и крыши в снежных шапках).

Дети бегут от грозы, Маковский (ЗАЛ 22)

Картина нашего детства, присутствовавшая в хрестоматии и по которой в школе мы тоже писали сочинение. Очень эмоциональный сюжет, который после написания хранился в семье Нарышкиных. Чудесная передача эмоций сестры и брата на ее спине, одновременное выражение заботы и испуга перед силами природы.

Утро в сосновом лесу, Шишкин (ЗАЛ 25)


Многие ошибочно называют картину Сосновый лес или Мишка косолапый (это уже по названию вкусной шоколадно-вафельной конфеты производства Красного октября). А вы знали, что изначально авторство приписывалось двум художникам, но сегодня на картине стоит только имя Шишкина. Многие известные картины художника полны прелести русской природы. Кроме того, он был талантлив в других областях – как школьный учитель, например, или как управляющий города. А помните картину Рожь в школьном учебнике тоже кисти Шишкина?

Иван царевич на сером волке, Васнецов (ЗАЛ 26)

Картина одновременно странная и волшебная, знакомая нам по сказочному циклу. Иван царевич везет похищенную Елену Прекрасную по сказочному дремучему лесу, волшебному, как и костюмы героев, и глаза волка (почти человеческие).


Богатыри, Васнецов (ЗАЛ 26)

Продолжая народную фольклорную тему, картина Васнецова "Богатыри" (Три богатыря) воплощает лучшие традиции народного эпоса и былин. Добрыня Никитич слева, Илья Муромец с копьем в центре и Алеша Попович с луком – самые главные герои наших народных сказок, которые знакомы всем с детства. Почти 30 лет шла работ над картиной, и кроме образа Ильи Муромца, чей прототип был реальным историческим героем, на картине изображены настоящие упряжи и кони.

Аленушка, Васнецов (ЗАЛ 26)


На картине печаль и безысходность Аленушки, уставшей от безрезультатных поисков своего братца. В чертах Аленушки угадывается Вера Мамонтова, дочь известного мецената. Изначально женское существо на картине было более меланхоличное, а полотно называлось Дурочка Аленушка. Лишь в финальной версии Васнецов вернулся к сказочной теме.

Апофеоз войны, Верещагин (ЗАЛ 27)

Образ смерти, загадочной и пугающий, наравне с образом пустыни и чего-то восточного очень популярен в творчестве Верещагина. Его картины — как этюды к кинофильму Белое солнце пустыни. Хотя на картине нет отсылок к какой-либо эпохе или времени, на ней изображены последствия завоеваний Тимура. Тема войны близка Верещагину, как солдату, отдавшему жизнь отечеству.

Боярыня Морозова, Суриков (ЗАЛ 28)


Хотя к художнику было много вопросов по поводу достоверности всех изображенных на картине деталей, боярыня Морозова теперь воспринимается только в визуализации Сурикова. На момент раскола рядов верующих и ареста Морозовой ей было всего лишь 40 лет, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Мало кто знает, что спустя всего 2 месяца после ареста боярыня умерла в подземной монастырской темнице от голода.

Утро стрелецкой казни, Суриков (ЗАЛ 28)

В 19 веке весьма популярны сюжеты на историческую тему. Суриков решает создать картину, изучает историю и быт стрельцов. Говорят, первоначально на картине были изображены повешенные, но полотно было настолько жутким, что художник изменил начальный замысел. К казни приговорены стрельцы, которых Петр 1 осудил за неповиновение.


Казаки пишут письмо турецкому султану (30 ЗАЛ)

Достоверность именно изображенного на картине исторического события можно бесконечно ставить под сомнение. Но в те времена, когда запорожские казаки составляли серьезную проблему для османского султана, вполне вероятно могло иметь место написание и отправка хохмического ответа на письмо турецкому царю. Конечно, в интернете можно найти несколько вариантов как самого послания султана, так и ответа казаков, но достоверных источников не регистрируется. Копия картины, написанная Репиным параллельно с основной версией, хранится сейчас в Харьковском музее.

Иван Грозный убивает сына (ЗАЛ 30)


В 2018 году полотно подверглось злостному вандальному нападению со стороны молодого человека и в настоящий момент находится на реставрации, на месте картины демонстрируется репродукция. Однако это не первое покушение. Более 100 лет назад а полотно было совершено аналогичное покушение. Сюжет картины — трагический случай, однако, не подтвержденный историческим фактами – даже при эксгумации останков сына Ивана Грозного не было обнаружено подтверждающих насильственную смерть повреждений.

Вечерний звон, Левитан (37 зал)

Художник-пейзажист изобразил на картине русскую природу во всей ее красе, удивительно затронув самые глубинные струны души. Неспешный бег реки, лодочная пристань и церковь на дальнем берегу – все такое понятное и знакомое, родное. Хотя картинные критики выделяют три плана произведения, которые существуют на полотне вполне самостоятельно, в общем пейзаж воспринимается единым целым, наполненным тепла и душевности российской глубинки.

Девочка с персиками, Серов (ЗАЛ 40)

Хотя прототипом для главной героини портрета стала дочь промышленника Мамонтова – Вера, в целом девочка является собирательным образом юности и озорства. Серов очень часто гостил в Абрамцево, где встречался с Мамонтовыми, не однократно писал портреты всей семьи.

Московский дворик, Поленов (ЗАЛ 35)

Тепло и уют столичного двора конца 19 века передает картина Поленова, западает в душу и запоминается надолго. Примечательно, что переехав из Петербурга в Москву, художник снимал квартиру в районе Спасопесковской церкви (ныне сохранившаяся на Новом Арбате от 18 века строении) и ее вместе с видом из окна изобразил на своей картине.

Шесть дней в неделю (понедельник-выходной) открывает посетителям свои двери Третьяковская галерея картины которой будет приятно осмотреть и гостям столицы, и любителям живописи.

Источник: zen.yandex.ru

   Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи, главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

   Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

   Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

   Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей… Я иного мнения, иначе… не собирал бы коллекцию русских картин…».

   Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы — члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

   В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным. Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

   Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

   Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея — крупнейший музей национального изобразительного искусства.

   Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства.    На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

   Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» — широко приобщать к искусству народные массы.

   Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

Источник: muzei-mira.com

Всем привет! Надеюсь, в вашем городе весна уже потихоньку вступает в свои права, а я сегодня хочу вернуться к новогодним праздникам и рассказать о посещении Третьяковской галереи.

Вообще, я считаю, что в Третьяковке нужно побывать хотя бы раз в жизни. Этакий “must see” для русского человека. Знатоки искусства советуют “прикасаться к прекрасному” поэтапно, чтобы не получить обратную реакцию.

Одним морозным новогодним утром автор статьи приехала на Лаврушенский переулок 10, чтобы наконец-то своими глазами увидеть оригиналы картин, которые раньше разве что в учебниках попадались. Нет, я конечно предполагала, что на вход будет очередь, но даже не предполагала, что очередь будет такая….

очередь в третьяковскую галерею

Видите вдалеке светло-желтое здание? Нам туда. А народ все прибывал и прибывал. Сначала, я решила, что именно сегодня в Третьяковку бесплатный вход. Оказалось, что – нет. Просто праздники, туристы и общий ажиотаж сделали свое дело.

Надо сразу оговориться, что у Третьяковской галереи два адреса: Лаврушенский переулок и Крымский вал. На Лаврушенском переулке экспонируются картины XI – начало XX века, а на Крымском валу – XX в. В любом случае, столько прекрасного за один день, я бы не вынесла, поэтому выбрала историческое здание на Лаврушенском.

Долго ли коротко, но прошло 1,5 часа. Охрана пропускала страждущих порциями, а экскурсионные группы – без очереди. Отбросив все эпитеты, скажу, что я околела до дури и пошла греться пить чай в близлежащую кафешку. Потом случилось счастье и меня пропустили в теплое помещение галереи. “Ну, наконец-то, сейчас я увижу такие знакомые с детства картины” – подумала я. Не тут-то было ?

Увидев очередь в гардероб, мне стало дурно. Это еще минут 20-30 времени, но по крайней мере в тепле. Я решила вопрос проще, запихнула куртку в рюкзак, рюкзак сдала в камеру хранения и тем самым сэкономила время. Кстати, билет был куплен в специальном автомате на входе, стоимость 400 руб. Для определенных категорий граждан есть скидки, смотреть по ссылке.

По Третьяковской галерее интересно ходить с гидом. Кто еще расскажет вам различные интересные детали? Я примкнула к одной из групп и немного послушала рассказ.

Картины буду показывать в произвольном порядке, не привязываясь к залам галереи.

На картине изображена Джованина (на коне) и Амалиция Пачини, воспитанницы графини Самойловой. А все видят зеленую вуаль на шляпе? Я и сама никогда раньше не обращала внимание на эту деталь. Именно эта часть дамского гардероба придает динамику картине. Некоторые критики высказывались негативно относительно “застывшего” лица всадницы, но стоит только посмотреть на вздыбленного коня и все сразу становится на свои места.

Полотно просто огромное. К сожалению, мне никак не удалось сфотографировать картину без людей. Помимо того, что в галерее и так было много народа, так еще и каждый норовил запечатлеть себя на фоне картины. Зачем? Не понятно.

Александр Иванов работал над картиной 20 лет и все равно не успел ее закончить. Только представьте себе – 20 лет! Помимо этого, Иванов сделал 600 этюдов с натуры (когда подбирал персонажей).

По центру – Иоанн Креститель, указывающего на приближающегося Иисуса. Фигура Мессии немного размыта. Слева от Иоанна группа апостолов, справа – абсолютно разные люди, и стар, и млад. И эмоции у них на лице разные. Кто-то радуется, кто-то смотрит с недоверием. Справа от Христа, человек в красной накидке, с недоверием оглядывается на Иисуса. Николай Васильевич Гоголь был другом Иванова и послужил прототипом для персонажа. Художник навсегда запечатлел его профиль на холсте. А человек в серой шляпе и с посохом, сразу за Иоанном, сам автор полотна. Иванов решил увековечить себя в образе странника.

Обратите внимание на двух людей слева картины – молодой парень и старик. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что накидка старика серого цвета, а отражение в воде – красного отттенка. По центру картины, мужчина в голубом одеянии – у него лицо зеленоватого оттенка. Это и есть те самые недоделки, которые не успел завершить художник.

“Тройка” – печально известная картина Василия Перова. Художник долго не мог найти прототип для паренька в центре композиции. Нужный типаж он случайно увидел в толпе переселенцев и попросил мать мальчика дать разрешение на позирование ему. Она согласилась. Через некоторое время после завершения картины, в двери дома Перова постучала изможденная женщина, та самая мать мальчика Васи. Она рассказала художнику, что Васенька умер и просила продать ей картину. В то время “Тройка” уже находилась в картинной галерее и купить ее не было никакой возможности.

Еще одна известная картина Перова. Опечалено склонив голову, молодая гувернантка ждет указаний своего хозяина. У прислуги на лице любопытство, а вот молодой барчонок смотрит свысока.

Картина “Три богатыря” известная всем нам с детства. Ракурс я взяла неудачный, но по другому никак сфотографировать не удавалось ?

Зато понятны масштабы.

Художник создавал картину около 30 лет. Мало кто знает, что в качестве Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Факт этот не подтвержден документально, но уж больно хороша история).

Я уже никогда не вспомню откуда знаю ту или иную картину. Так вышло и с Боярыней Морозовой. Глубинная память срабатывает резко, словно по щелчку. Подходишь к картине и уже знаешь как она называется.

Справа от саней расположилась знать, а слева – простой народ. Бегущий мальчик придает картине дополнительную динамику. Рядом с основной картиной, в Третьяковской галерее размещены первоначальные наброски. Очень похоже, но все таки разницу легко уловить.

DSC03817

Казаки пишут, смеются и явно издеваются). Репин запечатлел абсолютно реальное историческое событие. Турецкий султан ультимативно предложил запорожским казакам перестать нападать на “Блистательную Порту” и сдаться. Самое интересное, что оригинальный ответ казаков сохранился. Текст полон самых изысканных ругательств.

Что такое война по своей сути? Не доблестные победы и не политические игры, а боль, смерть и покалеченные жизни. Именно это и хотел сказать художник. Недаром один прусский генерал советовал императору Александру II избавиться от картин Верещагина. Я ждала личной встречи с этой работой художника. Она до ужаса простая и пугающе настоящая…

Добрая, известная с детства картина. Мало кто знает, что Иван Шишкин писал эту картину в соавторстве с Константином Савицким. Шишкин был пейзажистом, а Савицкий нарисовал медведей. Третьяков в свое время стер имя Савицкого с картины, посчитав, что его вклад слишком мал.

Кстати, в медвежьих семьях не бывает трех медвежат, только один или два. Об этом нам рассказал гид Третьяковской галереи. Просто три медвеженка и крупный медведь по центру, смотрятся более интересно.

“Утро стрелецкой казни” самое первое большое полотно Сурикова. Хотя художник перенес на картину печальное событие исторической расправы, но зритель не наблюдает, ни на переднем плане, ни на заднем, казненных стрельцов. По одной из версий, Суриков сначала хотел изобразить на картине повешенных и даже создал эскизы, но одна из служанок была настолько шокирована увиденным, что упала в обморок.

Картину можно трактовать по-разному. Кто-то видит уставшего и обессилившего мужчину-демона, а кто-то – сильную, благородную личность, выступающую на стороне добро, но зло управляет им и побеждает. Наверное, в этом и есть особенность картин – каждый видит что-то свое.

И еще несколько экспонатов Третьяковки:

На самом деле, картина очень маленькая. Фотографии обманчивы ?

 

Эпизод с убийством собственного сына до сих пор не доказан историкам.

Все известные картины из Третьяковки показать просто невозможно. Это нужно видеть собственными глазами. У каждого из нас есть свои собственные воспоминания и ассоциации, связанные с легендарными полотнами. Они всплывают из потаенных уголков памяти внезапно…

До сих пор не могу провести параллели с картиной Васнецова “Иван-Царевич на Сером Волке”. Какое-то далекое воспоминание шевелится в подсознании, но никак не выплывет наружу. То ли тканное полотно на стене из детства грезится, то ли картинка из какой-то книги…

В Третьяковской галерее проводятся индивидуальные экскурсии и даже квест для детей и взрослых. На двухчасовой экскурсии “Искусство Серебряного века” вы познакомитесь с переломным моментом в истории русского искусства, а интерактивный квест поможет детям познакомиться с искусством.

До новых встреч!

Источник: easy-going.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.