Москва. 14 января. INTERFAX.RU — Реставрационный совет Третьяковской галереи оценил восстановление картины «Три фигуры» Анны Лепорской, на которой неизвестный пририсовал шариковой ручки глазки безликим изображениям, в 250 тысяч рублей, рассказал «Интерфаксу» руководитель арт-галереи «Ельцин Центра» Илья Шипиловских.

В Екатеринбург эту работу привезли из Москвы, она входит в собрание Третьяковки. После того, как в арт-галерее картина «прозрела», ее отправили в Москву.

Где именно ее будут реставрировать, Шипиловских не знает.

По его словам, сам «Ельцин Центр» оценил сумму ущерба в 200 тысяч рублей.

На вопрос, вернется ли работа в экспозицию «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», Шипиловских также не смог ответить. Он полагает, что восстановление полотна займет какое-то время. Выставка в «Ельцин Центре» продолжается до 20 февраля.


Глазки у двух из трех фигур на картине появились еще в декабре, вскоре после открытия выставки. Тогда же «Ельцин Центр» направил в полицию заявление о случившемся, там отказались возбуждать уголовное дело из-за незначительности суммы ущерба.

Об инциденте стало известно в январе, когда Минкультуры пожаловалось в Генпрокуратуру России и потребовало, чтобы уголовное дело все же возбудили. «Ельцин Центр» выразил готовность передать следствию все результаты внутренней проверки, в том числе записи с видеокамер. В организации подчеркнули, что ее сотрудники к этому преступлению не причастны.

В издании The Art News Paper отметили сложность реставрации работы, поскольку чернила проникли в красочный слой, поскольку титановые белила, которыми написаны лица, не покрыты авторским лаком.

После инцидента в «Ельцин Центре» решили усилить охрану картин и установить перед всеми работами в галерее защитные экраны.

Анна Лепорская считается воспитанницей Казимира Малевича.

Источник: www.interfax.ru


  • Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968. — С. 208.
  • Валяева М. В. Третьяковская галерея. Русское искусство XI — начала ХХ века: Путеводитель. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 270 с. — ISBN 978-5-9903869-4-5.
  • Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — Москва: Советский художник, 1976. — 255 с.
  • Володарский В. М. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 300 с.
  • Джанджугазова Е. А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» и Третьяковской галереи. — Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. — Вып. 4. — С. 102—114.
  • Ермакова Т. А., Обухова А. Искусство XX века. — Москва: П-2, 1999. — С. 64.
  • Иовлева Л. И., Брук Я. В. Государственная Третьяковская галерея: Рисунок XVIII–XX веков. — Москва: Красная площадь, 2007.
  • Древнерусское искусство X – начала XV века. — Москва: Красная площадь, 1995.
  • Иовлева Л. Галерея без Третьякова. — Москва: Наше наследие, 2006. — Вып. 78.
  • Ковтырева Л. В. Сокровищница Третьяковской галереи. — Москва: Третьяковская галерея, 2014. — 47 с.
  • Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. — Москва: Махаон, 2008. — С. 497.

  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым. — Москва: Дрофа плюс, 2009. — С. 121.
  • Пынина Т. Ю., Савастенко Р. А. Роль П. М. Третьякова в истории русского искусства. — Вестник славянских культур, 2016. — С. 233—245.
  • Трегулова З., Юденкова Т. Третьяковская галерея: Вчера, сегодня и завтра. — Москва: Третьяковская галерея, 2017. — Вып. 3.
  • Третьяковская галерея. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — С. 98.
  • Третьяковская галерея: от авангарда до постмодернизма. Мастера XX века. — Москва: Art, 2006. — С. 248.
  • Рылов А. А. Воспоминания. — Москва: Художник РСФСР, 1960.
  • Умеренкова С. Н. Третьяковская галерея как один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. — Учёные записки, 2008. — Вып. 3. — С. 250—253.
  • Усачёва С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. — Москва: Третьяковская галерея. Наследие, 2009. — Вып. 4.

Источник: ru.wikipedia.org

Цены в Третьяковской галерее 2022


  • Лаврушинский переулок (основная экспозиция + временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 руб.;
  • Комплексный вход (Главное здание + Инженерный корпус): для взрослых — 800 рублей, льготный — 300 рублей;
  • Новая Третьяковка на Крымском Валу (экспозиция «Искусство XX века» и некоторые временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 рублей.

Для детей (все посетители до 18 лет) вход в Третьяковку бесплатный.

Дополнительная информация на официальном сайте:

  • Уточнить цены
  • Дни бесплатных помещений
  • Список льготных категорий граждан

Где купить билеты

Билеты на официальном сайте Третьяковской галереи продаются с открытой датой: в главное здание и отдельные музеи.

Вход по электронным билетам — в порядке общей очереди, но не нужно стоять в кассу.

Билеты и аудиоэкскурсии

Часы работы

Главное здание и Новая Третьяковка:

  • Понедельник — закрыто;
  • Вторник, среда — с 10:00 до 18:00;
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 21:00.

Вход в галерею закрывается за час до конца рабочего дня.

Видео о Третьяковской галерее в Москве

История


Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.

Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.

В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.

Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.

Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах.
nbsp;годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.

Музеи Третьяковской галереи

Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.

Главное здание

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10.

В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.


Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.

Культурный центр в Толмачах

Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.

Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.

Дом-музей В. М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, 13.

Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.

В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.


Музей П. Д. Корина

Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.

Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.

На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:

Картины

В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.

Иконы и древнерусская живопись

Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.

Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.

Вторая половина XIX века

Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.


Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).

Конец XIX — начало XX веков

Выдающиеся художники этого периода:

  • М. А. Врубель («Демон сидящий»);
  • И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
  • В. А. Серов («Девочка с персиками»);
  • К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
  • М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
  • Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
  • Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
  • А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
  • Союз русских художников;
  • Объединение «Голубая роза»;
  • Общество художников «Бубновый валет».

Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)

Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.

Основные направления и разделы:


  • Абстракция,
  • Кинетизм и оптическое искусство,
  • Мистики и сюрреалисты,
  • Новый реализм,
  • Поп-арт,
  • Минимализм и постживописная абстракция,
  • Соц-арт,
  • Концептуализм — образ в голове,
  • Поэзия и письмо,
  • Перформанс,
  • Машины понимания,
  • Неоэкспрессионизм,
  • Концептуализм — новое поколение,
  • Археология постмодерна,
  • Акционизм 1990-х,
  • Проект: искусство 2000-х.

Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.

Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».

Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.

Выставки в Третьяковской галерее

В главном здании и на площадках Третьяковской галереи наряду с постоянной экспозицией всегда проходит несколько интересных временных выставок самой разной тематики — от показа работ одного художника до коллекций портретов и исторический живописи, посвященной городу или значимому месту. Кроме того, посетителям выставок выпадает шанс увидеть экспонаты из фондов других музеев.

  • Текущие выставки в Третьяковской галерее: Январь 2022
  • Афиша будущих выставок
  • Официальные видеоролики выставок
  • Интересные виртуальные выставки в галерее

Мероприятия

На площадках Третьяковской галереи регулярно проводятся мероприятия творческих и просветительских форматов. Гостям музеев предлагается посетить:

  • Киносеансы (в Инженерном корпусе),
  • Официальные и творческие встречи (главное здание и Инженерный корпус),
  • Лекции (Новая Третьяковка, Инженерный корпус),
  • Концерты и спектакли (Новая Третьяковка).

Ежегодно галерея участвует в международной акции «Ночь музеев»: готовит насыщенную специальную программу с мастер-классами, экспресс-экскурсиями, концертом. Посетить в этот день площадки и филиалы музея можно до 23:00 или до полуночи (расписание разное, нужно уточнять в программе «Ночи музеев»). Схожая традиция сложилась и на «Ночь искусств».

На этом мероприятия в галерее не ограничиваются: каждый год запускаются новые интересные проекты, проводятся фестивали, локальные музейные акции.

Билеты в Третьяковскую галерею

Сотрудники галереи проводят обзорные экскурсии, рассказывают об отдельных периодах и направлениях, а также сопровождают школьные группы. Экскурсионное обслуживание предоставляется по предварительному заказу, для любых групп и индивидуально.

Аудиоэкскурсия + билет

Как добраться

Ниже — подробно о транспорте до основных выставочных площадок.

Метро до Третьяковской галереи

Добираться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке удобнее всего на метро — до станции «Третьяковская», оранжевая линия (Калужско-Рижская) и желтая (Калининская). Также можно добираться до станции метро «Полянка» (серая линия — Серпуховско-Тимирязевская), от которой 700 метров пешком.

Новая Третьяковка находится на территории комплекса Музеон, расположенного между станциями метро «Парк культуры» (красная Сокольническая и коричневая Кольцевая линии) и «Октябрьская» (Кольцевая и оранжевая Калужско-Рижская линии).

Автобусы

Подходящий наземный транспорт до основного здания (Лаврушинский переулок) — автобус М5 до остановки «Метро „Третьяковская“», автобус М6 и троллейбус № 8 до остановки «Большая Якиманка».

На наземном транспорте до Новой Третьяковки (Крымский Вал) добираться нужно до остановки «Парк Горького» (рейсы автобусов — Б, т10).

Такси

Чтобы быстро добраться до Третьяковской галереи (и в целом для поездок по Москве не в час пик), удобно пользоваться приложениями крупнейших сервисов такси — Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Как пройти в Третьяковскую галерею

Координаты для навигатора: историческое здание 55.741420, 37.620726, новое здание 55.735404, 37.605398.

От основного здания до галереи на Крымском Валу транспорт искать не нужно: между музеями всего 1,5 км пешком, схема, как пройти, — ниже:

Источник: www.tourister.ru

В 62 залах главного здания Третьяковской галереи, которое находится на одноименной станции метро в Лаврушенском переулке, представлена основная часть коллекции П.В. Третьякова – 1300 картин и включает произведения от домонгольских икон до значимых произведений Репина, Сурикова и Серова.

Ниже – краткий путеводитель, который поможет сориентировать туриста при осмотре знаменитых шедевров, которые представляет Третьяковская галерея картины и скульптуры.

Всадница, Брюллов (ЗАЛ 9)

Эту картину часто называют Амазонкой и изображены на ней воспитанницы графини Самойловой. Были предположения, что художник запечатлил образ самой графини, но данная версия не подтвердилась. В школе давали задание написать сочинение на тему основных героев и эмоций, изображенных на картине. Из-за ярких несочетаний, например, неподвижности всадницы и животного порыва лошади, восхищения на лице девочки, редкого в живописи набора цветов картина запоминается надолго.

Явление Христа народу, Иванов (ЗАЛ 10)

Огромное, как будто главное полотно Третьяковки, оно выставлено в отдельном зале. А сюжет картины – самый важный в Библии для человечества, момент пришествия мессии к людям. Поистине завораживающая история. Художник трудился над Явлением 33 года (в Италии), это была главная работа его жизни, причем выполнена в пионерском для того времени жанре с отступлением от канонов академизма, к которому принадлежал Иванов.

Неравный брак, Пукирев (ЗАЛ 16)

1863 год. На выставке представлена картина Неравный брак, которая с горечью осуждает бич того времени – выдачу замуж молодых девушек из небогатых семей за престарелых генералов с приличным состоянием. Есть версия, что за невестой автор изобразил сам себя, ведь его возлюбленная отвергла его предложение и позже вышла замуж за более состоятельного кавалера. За картину художник получил звание профессора живописи, несмотря на множество критикующих мнений.

Охотники на привале, Перов (ЗАЛ 17)

Написанная в конце 19 века знаменитым художником картина у многих украшала дом в качестве репродукции. Сюжет банален, но вместе с тем и интересен. Каждый из охотников имел реального прототипа, так, в роли рассказчика выступил Кувшинников. Кроме него на полотне изображены молодой слушатель и средних лет компаньон, с ухмылкой участвующий в беседе. Такая знакомая всем с детства картина.

Грачи прилетели, Саврасов (ЗАЛ 18)

Во время вынужденной командировки по областям центральной России Саврасов сделал множество этюдов для будущих пейзажей. Полотно было выставлено на первой выставке художников-передвижников, основателем которой был в том числе и Саврасов. В картине и вечно поющая природа, и тайная прелесть жизни, о которой говорил художник.

Айвазовский, Радуга (ЗАЛ 19)

Айвазовский любим и узнаваем. В Третьяковке целый зал, пусть небольшой, с его картинами. Самая необычная – Радуга, запоминающаяся более яркими тонами по сравнению с остальными произведениями художника. Примечательна символичность изображения – корабль идет под воду, а в шлюпке – уцелевшие, для которых радуга еще и символ спасения.

Неизвестная, Крамской (ЗАЛ 20)

Прекрасная дама с гордым и одновременно грустным взглядом, чья личность так и не установлена, смотрит на нас из открытого экипажа, проезжающего по зимнему Санкт-Петербургу (позади здание Александрийского театра и крыши в снежных шапках).

Дети бегут от грозы, Маковский (ЗАЛ 22)

Картина нашего детства, присутствовавшая в хрестоматии и по которой в школе мы тоже писали сочинение. Очень эмоциональный сюжет, который после написания хранился в семье Нарышкиных. Чудесная передача эмоций сестры и брата на ее спине, одновременное выражение заботы и испуга перед силами природы.

Утро в сосновом лесу, Шишкин (ЗАЛ 25)

Многие ошибочно называют картину Сосновый лес или Мишка косолапый (это уже по названию вкусной шоколадно-вафельной конфеты производства Красного октября). А вы знали, что изначально авторство приписывалось двум художникам, но сегодня на картине стоит только имя Шишкина. Многие известные картины художника полны прелести русской природы. Кроме того, он был талантлив в других областях – как школьный учитель, например, или как управляющий города. А помните картину Рожь в школьном учебнике тоже кисти Шишкина?

Иван царевич на сером волке, Васнецов (ЗАЛ 26)

Картина одновременно странная и волшебная, знакомая нам по сказочному циклу. Иван царевич везет похищенную Елену Прекрасную по сказочному дремучему лесу, волшебному, как и костюмы героев, и глаза волка (почти человеческие).

Богатыри, Васнецов (ЗАЛ 26)

Продолжая народную фольклорную тему, картина Васнецова "Богатыри" (Три богатыря) воплощает лучшие традиции народного эпоса и былин. Добрыня Никитич слева, Илья Муромец с копьем в центре и Алеша Попович с луком – самые главные герои наших народных сказок, которые знакомы всем с детства. Почти 30 лет шла работ над картиной, и кроме образа Ильи Муромца, чей прототип был реальным историческим героем, на картине изображены настоящие упряжи и кони.

Аленушка, Васнецов (ЗАЛ 26)

На картине печаль и безысходность Аленушки, уставшей от безрезультатных поисков своего братца. В чертах Аленушки угадывается Вера Мамонтова, дочь известного мецената. Изначально женское существо на картине было более меланхоличное, а полотно называлось Дурочка Аленушка. Лишь в финальной версии Васнецов вернулся к сказочной теме.

Апофеоз войны, Верещагин (ЗАЛ 27)

Образ смерти, загадочной и пугающий, наравне с образом пустыни и чего-то восточного очень популярен в творчестве Верещагина. Его картины — как этюды к кинофильму Белое солнце пустыни. Хотя на картине нет отсылок к какой-либо эпохе или времени, на ней изображены последствия завоеваний Тимура. Тема войны близка Верещагину, как солдату, отдавшему жизнь отечеству.

Боярыня Морозова, Суриков (ЗАЛ 28)

Хотя к художнику было много вопросов по поводу достоверности всех изображенных на картине деталей, боярыня Морозова теперь воспринимается только в визуализации Сурикова. На момент раскола рядов верующих и ареста Морозовой ей было всего лишь 40 лет, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Мало кто знает, что спустя всего 2 месяца после ареста боярыня умерла в подземной монастырской темнице от голода.

Утро стрелецкой казни, Суриков (ЗАЛ 28)

В 19 веке весьма популярны сюжеты на историческую тему. Суриков решает создать картину, изучает историю и быт стрельцов. Говорят, первоначально на картине были изображены повешенные, но полотно было настолько жутким, что художник изменил начальный замысел. К казни приговорены стрельцы, которых Петр 1 осудил за неповиновение.

Казаки пишут письмо турецкому султану (30 ЗАЛ)

Достоверность именно изображенного на картине исторического события можно бесконечно ставить под сомнение. Но в те времена, когда запорожские казаки составляли серьезную проблему для османского султана, вполне вероятно могло иметь место написание и отправка хохмического ответа на письмо турецкому царю. Конечно, в интернете можно найти несколько вариантов как самого послания султана, так и ответа казаков, но достоверных источников не регистрируется. Копия картины, написанная Репиным параллельно с основной версией, хранится сейчас в Харьковском музее.

Иван Грозный убивает сына (ЗАЛ 30)

В 2018 году полотно подверглось злостному вандальному нападению со стороны молодого человека и в настоящий момент находится на реставрации, на месте картины демонстрируется репродукция. Однако это не первое покушение. Более 100 лет назад а полотно было совершено аналогичное покушение. Сюжет картины — трагический случай, однако, не подтвержденный историческим фактами – даже при эксгумации останков сына Ивана Грозного не было обнаружено подтверждающих насильственную смерть повреждений.

Вечерний звон, Левитан (37 зал)

Художник-пейзажист изобразил на картине русскую природу во всей ее красе, удивительно затронув самые глубинные струны души. Неспешный бег реки, лодочная пристань и церковь на дальнем берегу – все такое понятное и знакомое, родное. Хотя картинные критики выделяют три плана произведения, которые существуют на полотне вполне самостоятельно, в общем пейзаж воспринимается единым целым, наполненным тепла и душевности российской глубинки.

Девочка с персиками, Серов (ЗАЛ 40)

Хотя прототипом для главной героини портрета стала дочь промышленника Мамонтова – Вера, в целом девочка является собирательным образом юности и озорства. Серов очень часто гостил в Абрамцево, где встречался с Мамонтовыми, не однократно писал портреты всей семьи.

Московский дворик, Поленов (ЗАЛ 35)

Тепло и уют столичного двора конца 19 века передает картина Поленова, западает в душу и запоминается надолго. Примечательно, что переехав из Петербурга в Москву, художник снимал квартиру в районе Спасопесковской церкви (ныне сохранившаяся на Новом Арбате от 18 века строении) и ее вместе с видом из окна изобразил на своей картине.

Шесть дней в неделю (понедельник-выходной) открывает посетителям свои двери Третьяковская галерея картины которой будет приятно осмотреть и гостям столицы, и любителям живописи.

Источник: zen.yandex.ru

Создание Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.

Сколько картин в третьяковской галерее
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Сколько картин в третьяковской галерее
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва. Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Сколько картин в третьяковской галерее
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва. Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Сколько картин в третьяковской галерее
Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Сколько картин в третьяковской галерее
Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Сколько картин в третьяковской галерее
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века

Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.

Сколько картин в третьяковской галерее
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:

Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.

Сколько картин в третьяковской галерее
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».

Сколько картин в третьяковской галерее
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века

В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.

Сколько картин в третьяковской галерее
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.

Сколько картин в третьяковской галерее
Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.

Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.

Сколько картин в третьяковской галерее
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Грачи прилетели» — один из самых известных пейзажей Алексея Саврасова. Художник создал его в 1871 году. Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в одном из сел Костромской губернии. Там же он запечатлел и старинную церковь XVII века, которая видна на заднем плане картины.

Художник Исаак Левитан писал о картине «Грачи прилетели»: «…за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…» Павел Третьяков заплатил художнику за эту небольшую работу огромные по тем временам деньги — 600 рублей. Позже Саврасов повторил картину по личному заказу императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Где сейчас хранится эта авторская копия, неизвестно.

Сколько картин в третьяковской галерее
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Суриков известен как автор полотен на исторические сюжеты. Одна из таких работ — картина «Боярыня Морозова». На ней изображена сцена времен церковного раскола XVII столетия: боярыню Феодосию Морозову, которая поддерживала старую веру, сослали в Чудов монастырь. Суриков запечатлел момент, когда Морозова, проезжая на санях мимо монастыря, вскидывает руку в двуперстном крестном знамении, которое принято было у раскольников.

Одним из прообразов боярыни Морозовой стала женщина из старообрядцев, которую Василий Суриков случайно встретил у кладбища. Портретный набросок он создал всего за два часа. Другим прототипом героини стала родственница художника — Авдотья Торгошина. Ее мужа Степана Торгошина Суриков написал в образе одного из стрельцов на картине «Утро стрелецкой казни».

Сколько картин в третьяковской галерее
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Третьяковской галерее выставлены несколько работ Виктора Васнецова по мотивам русских сказок: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» и другие. Одно из самых крупных и известных полотен художника на эту тему — «Богатыри». Васнецов написал трех известных былинных персонажей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. По его задумке Муромец олицетворял спокойную мощь и мудрость, Добрыня — боевой дух и отвагу, а Алеша, самый младший из богатырей, — любовь к родной земле и способность замечать прекрасное.

Васнецов писал эту картину больше 20 лет, создал к ней множество набросков — как с натуры, так и по памяти. За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.

Врубелевские залы 32−34

Экспозицию второго этажа завершают три зала, в которых выставлены работы Михаила Врубеля — еще одного художника, который подолгу жил и работал в имении Абрамцево.

Сколько картин в третьяковской галерее
Михаил Врубель. Принцесса Греза. 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как только вы попадете в зал №32, сразу увидите большое панно «Принцесса Греза». Врубель создал его по мотивам стихотворной драмы Эдмона Ростана. Художник написал главного героя этого произведения — влюбленного трубадура, который тяжело болен и видит в грезах свою прекрасную возлюбленную.

Эту работу и панно «Микула Селянинович» (оно хранится сейчас в Русском музее) в 1896 году художнику заказал министр финансов Сергей Витте. Он хотел, чтобы произведения участвовали в нижегородской художественно-промышленной выставке. Но Императорская Академия художеств не одобрила творчество Врубеля и не рекомендовала выставлять их в Нижнем Новгороде.

Сколько картин в третьяковской галерее
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине «Царевна-Лебедь» Врубель изобразил героиню пушкинской «Сказки о царе Салтане». На этот образ художника вдохновила его жена — певица и актриса Надежда Забела: она играла Царевну-Лебедь в опере Николая Римского-Корсакова по мотивам произведения Пушкина. Врубель запечатлел жену в сценическом костюме, эскизы для которого создал сам.

Сколько картин в третьяковской галерее
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Демон сидящий» — одна из самых известных картин Михаила Врубеля. Художник создал ее по мотивам поэмы Михаила Лермонтова «Демон», к которой рисовал иллюстрации. Образ этого мистического героя встречается у Врубеля несколько раз в картинах разных лет: «Демон летящий», «Голова Демона», «Демон поверженный». Сам художник писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…»

На этой картине Демон намеренно изображен так, словно рама вокруг полотна стесняет его движения: таким образом художник подчеркнул характер героя, его стремление к свободе.

После врубелевских залов спуститесь на первый этаж: экспозиция продолжается там.

Залы 38−48. Живопись и скульптура рубежа ХIХ–ХХ веков

Произведения мастеров, которые творили на рубеже столетий, занимают в Третьяковской галерее 11 залов первого этажа. Здесь вы можете увидеть пейзажи Исаака Левитана и Константина Коровина, работы одной из первых российских женщин-скульпторов — Анны Голубкиной, портретную живопись Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, жанрово-исторические сцены Михаила Нестерова и русских красавиц Бориса Кустодиева.

Сколько картин в третьяковской галерее
Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художница Зинаида Серебрякова написала свой автопортрет как отражение в зеркале: по краям холста она изобразила деревянную раму трюмо, на переднем плане — шкатулки, флаконы с духами, украшения и другие дамские принадлежности. Сама Серебрякова вспоминала, что она жила в то время в имении Нескучное, зима выдалась ранней и очень холодной, и художница, сидя дома, развлекалась тем, что «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

О картине хорошо отзывались и критики, и публика. Валентин Серов называл этот портрет «очень милой и свежей вещью», а Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее».

Сколько картин в третьяковской галерее
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала первой работой в цикле, который Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому — одному из самых почитаемых русских святых, в миру его звали Варфоломеем. На это полотно художника вдохновил эпизод из жития святого: тот был еще мальчиком, когда встретил незнакомого монаха, который спросил отрока, чего бы он хотел. Варфоломей ответил, что больше всего на свете хочет научиться грамоте. Тогда монах благословил его, дал немного просфоры — церковного хлеба для причастия — и сказал, что теперь Варфоломей превзойдет сверстников в учебе и знаниях.

Наброски для пейзажа Нестеров делал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Первую версию картины художник не закончил: однажды во время работы он оступился, упал и повредил холст так, что писать на нем дальше было невозможно. Пришлось заказывать новый холст и начинать все сначала. Незавершенная версия картины хранится сейчас в Башкирском художественном музее имени Михаила Нестерова.

Сколько картин в третьяковской галерее
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине «Девочка с персиками» Валентин Серов изобразил дочь Саввы Мамонтова — 11-летнюю Веру. В то время художник гостил у Мамонтовых в имении Абрамцево и однажды набросал портрет Веры, когда она ела персик за столом. Постепенно он дорабатывал этот эскиз, пока тот не перерос в полноценную картину. Работа над полотном заняла несколько месяцев: Серов заканчивал его уже в сентябре. Поэтому на нем летние персики соседствуют с пожелтевшими осенними листьями. Веру Мамонтову художник намеренно изобразил в повседневной одежде и не просил ее переодеваться для позирования в парадное платье: ему хотелось запечатлеть спонтанность и естественность момента.

Залы 49−54. Графика ХVIII — начала ХХ века

Залы 49−54 занимает выставка графических работ. Она постоянно обновляется — раз в полгода здесь выставляют новые произведения. Здесь же проходят и временные выставки графики из других коллекций — например, из собрания Русского музея.

Зал 55. Сокровищница

Из залов графики вы попадете в сокровищницу Третьяковской галереи. В отличие от всей остальной экспозиции, здесь представлены не картины и скульптуры, а изделия из золота, серебра и драгоценных камней: церковная утварь, оклады икон, книжные переплеты, ювелирные украшения разных эпох.

Залы 56−62. Древнерусское искусство

Завершается экспозиция несколькими залами, в которых вы можете познакомиться с искусством Древней Руси. Прежде всего это старинные иконы разных школ, которые опирались на византийские каноны письма. Здесь вы увидите работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и других знаменитых и безымянных мастеров.

Сколько картин в третьяковской галерее
Андрей Рублев. Троица. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца XV века Андрея Рублева. Это одна из двух работ мастера, которые дошли до наших дней и чье авторство достоверно установлено. Рублев изобразил на ней трех ветхозаветных ангелов: под видом странников они пришли в дом библейского праотца Авраама и рассказали ему о том, что он станет родоначальником великого народа. Одновременно ангелы олицетворяли единство христианского Бога в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

Сколько картин в третьяковской галерее
Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Спас Нерукотворный» — одна из самых почитаемых икон в русском православии. Ее создал иконописец новгородской школы (по одной из версий, его звали Олисей Гречин) еще в домонгольский период — в XII веке. На лицевой стороне иконы изображен лик Христа, на ее обороте — сцена Прославления Креста с двумя ангелами. Икона была создана для деревянной церкви Святого Образа. Оттуда ее перевезли в Успенский собор Московского Кремля, а затем передали в 1930 году в Третьяковскую галерею.

Сколько картин в третьяковской галерее
Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский образ Божией Матери — самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию, ее написал сам евангелист Лука — один из апостолов. Она попала из Иерусалима в Константинополь еще в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло его название. В 1395 году икону перевезли в Москву, чтобы уберечь от нашествия монголов.

Чтобы после осмотра экспозиции выйти из музея, вернитесь в зал №40, оттуда вы сможете попасть в вестибюль. Если останется время, можете сразу отправиться в Инженерный корпус, который находится рядом с главным зданием, по адресу Лаврушинский переулок, 12. В нем проходят временные выставки российских и зарубежных художников, лекции об искусстве, музейные конференции и круглые столы. А увидеть коллекцию современного русского искусства можно в другом филиале галереи — Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию

Главный корпус Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке, дом 10. Добираться туда удобнее всего на метро: ближайшая станция так и называется — «Третьяковская». От нее нужно повернуть налево, перейти Большую Ордынскую улицу, пройти по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику: они идут параллельно. После сквера — направо, и вы окажетесь в Лаврушинском переулке.

Сколько картин в третьяковской галерее

По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.

В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.

От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.

Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: Violin / depositphotos.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Источник: kiozk.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.