• Доклады и сообщения
  • Разное
  • Третьяковская галерея

К числу самых крупных мировых музеев можно смело отнести Третьяковскую галерею. На сегодняшний день, это не только музей национального изобразительного искусства. В свою очередь, Третьяковская галерея – словно сокровищница, которая бережно хранит все собранные за долгое время шедевры русской культуры. Все картины и скульптуры, которые были здесь собраны, посвящены только русскому национальному искусству. Изначальной задумкой создания галереи было полное сохранение работ русских художников и скульпторов. Самое удивительное, что даже сегодня соблюдается и сохраняется это правило.

Основателем этого удивительного места был Павел Третьяков. Он родился в богатой семье, которая принадлежала к достаточно известному роду купцов. Павел Михайлович был очень образованным и умным человеком. Получив хорошее образование, он занялся отцовскими делами. Когда умерли родители, именно Павел продолжил семейное дело. Его фабричное предприятие росло и процветало, принося достаточное количество прибыли. Все Третьяков был удивительно образованным человеком, который сильно интересовался развитием искусства. Он закупал картины голландских художников, но все же, хотел создать что-то свое – родное. В 1856 году Третьяков собирает коллекцию русских мастеров. Первыми работами, нашедшие место в коллекции были картины Худякова и Шильдера.


Долгое время после этого Третьяков занимается собранием различных картин, самых разных мастеров. Он знакомится и поддерживает дружеские отношения со многими художниками. А те, в знак помощи и поддержки задаривали купца своими картинами. Так было положено начало галереи. С 1872 года под руководством Павла Михайловича начинается постройка первых залов будущего музея. Их начали пристраивать прямо к самому дому, в котором проживал купец. Уже в 1902 году здание немного реконструируют по особому проекту Васнецова. Всю собранную коллекцию великолепных картин Третьяков решает передать как подарок городу. Теперь каждый желающий мог познать великолепие художественного мира, просто посетив Третьяковскую галерею.

В галереи росли различные фонды, добавлялись здания и привозились новые экспозиции. В Великую Отечественную войну с Третьяковской галереи все полотна перевезли в другие города, но по окончанию военных действий, все в целости и сохранности вернули обратно в Москву. Теперь кроме картин и скульптур, большого значения в галереи имеют иконы. Кроме этого сюда добавились произведения многих знаменитых скульпторов. Очень часто в Третьяковской галереи устраиваются выставки и экскурсии. Кажется, что оказавшись внутри здания, можно потеряться. Если попробовать срезать путь на неизвестном лестничном переходе, можно долго бродить по зданию в поисках выхода.


Красивые залы, с не менее удивительными картинами откроют всю красоту галереи. Это, в первую очередь, работы Васнецова и пейзажи Саврасова. Кажется, что на эту красоту можно смотреть вечно, не отрывая глаз от картин. Картины с огромной точностью могут передать настроение автора, и окружающего его мира. Каждая картина, поистине удивительный шедевр искусства.  Благодаря экскурсиям по Третьяковской галереи обычный человек на ярких примерах узнает историю народных художников. Можно сказать, что все картины, которые стали неотъемлемой частью Третьяковской галереи, передают как культуру, так и историю всего русского народа.

Нашли свое почетное место, на стенах галереи, и картины портретистов. Здесь можно увидеть портреты многих дворян, императоров и даже писателей. Интересно узнать, какими они были, как себя представляли, и даже во что одевались. Поэтому недаром, каждый год Третьяковская галерея становится местом, куда съезжаются туристы со всех уголков мира.

Доклад-сообщение Третьяковская галерея

Нет наверно не одного человека, которому бы не нравились очень красивые вещи сделанные руками мастеров. Даже люди, которые жили в далекие времена, до наших дней не были исключениям.


также очень нравились различные изделия ручной работы. Они расписывали стены различными картинами своего быта, вырезали фигурки с дерева, а также лепили из глины статуэтки и любовались своими трудами. У нас с вами в наше время есть уникальная возможность, полюбоваться всеми этими работами посети музей. В музеи мы можем посмотреть и полюбоваться изделиями искусства: картинами и скульптурами. В столице России в Москве есть уникальный такой музей – то Третьяковская галерея. Это очень большой по размерам музей. Назван этот музей в честь очень богатого купца Павла Третьякова около 160 лет назад. Именно он основал галерею.

Павел Третьяков был поистине настоящий ценитель искусства. Его мечта была, чтоб каждый желающий мог увидеть картины художников.
Купец был очень богат, он имел возможность покупать картины знаменитых художников различные скульптуры и другие всевозможные изделия искусства.

Все эти предметы искусства находились у него в имении. И только после того как коллекция стала очень большой, он ее подарил своему любимому городу. Так и была создана эта знаменитая галерея, он до смерти распоряжался всеми предметами искусства находившимися в музее.

Третьяковская галерея состоит из нескольких зданий, которые находятся в разных районах Москвы. Но более значимая галерея, которую хотят посетить, многие ценители искусства находится по адресу Лаврушинский переулок, 10.

Самое главное достояние этого музея- это картины очень знаменитых художников разных времен.


В этом музее 62 огромных зала, по которым можно долго ходить и рассматривать эти великолепные по своей красоте и неповторимости картины. Главной особенностью этой галереи является « Сокровищница» здесь находятся экспозиции, выполненные из золота и драгоценных камней.

Третьяковский музей проводит, как постоянные выставки изделий искусства, так и временные. Для временных выставок, картины привозят из других городов и стран, чтобы ценители искусства могли полюбоваться шедеврами известных мастеров и художников.

Вариант №3 Сообщение Третьяковская галерея доклад

Все мы любим, смотреть на красивые вещи, и поэтому с огромным удовольствием посещаем музеи. В столице нашей родины есть уникальное место, где собраны изумительные коллекции произведений искусств. Это Третьяковская галерея. Она  расположена  почти в самом центре города. Для того, чтобы полюбоваться ее сокровищами множество людей прибывают в один из старых мест Москвы, в Лаврушинский переулок.

 Созданием галере и ее сохранностью мы обязаны основателю, купцу и промышленнику  Павлу Михайловичу Третьякову, поставившему в 1856 году цель  создать коллекцию, превратив ее в национальное достояние. И хотя он всю свою жизнь был предпринимателем, но обладал уникальным умом и безупречным  вкусом. Спустя много лет в столице появилась Третьяковская галерея, насчитывающая около двух тысяч полотен, рисунков и скульптурных памятников. Его брат Сергей Михайлович также подарил городу коллекцию работ художников  из Западной Европы середины и второй половины XIX века. В настоящее время они находятся в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств.


Посещая  галерею, можно увидеть репродукции знаменитых художников, о которых написаны в школьных учебниках. Находятся картины в 62 залах, среди которых особой популярностью  пользуется экспозиция «Сокровищница», где помещены изделия из драгоценных камней и дорогих  металлов. Также привлекают посетителей находящиеся в залах старинные иконы, в частности лик Владимирской Божьей матери, «Троица», написанная Рублевым и множество вещей, созданных Дионисием,  Симоном Ушаковым.

Сейчас Третьяковская галерея пополняется новыми экспозициями, активизирует сотрудничество со многими мировыми музеями, давая  им коллекции для временных выставок.  С 1995 года считается одним из ценных объектов культуры.

Вариант №4

В одном из самых древнейших районов Москвы в Замоскворечье находится Третьяковская галерея, которая является одним из крупнейших музеев мира. Основателем галереи является Павел Михайлович Третьяков, он хотел, чтобы в галерее находились только достояния русского народа и всех кто имеет к нему отношение. Павел Михайлович был московским купцом и промышленником, свою любовь к русским художникам решил сохранить на долгие годы и организовал галерею, а в последующем хотел, чтобы она превратилась в музей и несла в массы русскую культуру живописи.

Открытие галереи прошло в 1856 году, именно тогда молодой Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько картин известных тогда художников. Третьяков хотел, чтобы галерея осталась национальной и в ней находились лишь картины русских художников.


В 1892 году вся Россия получает галерею уже с многочисленными картинами и скульптурами русских художников она насчитывала около двух тысяч экземпляров, все это были подлинные работы, которые Третьяков собирал долгие годы. В лице всех художников Павел Михайлович получил благодарность за такой огромный вклад в культурное развитие страны.

Вместе с работами русских художников Третьяков отдал коллекцию картин, которую собирал его брат. Сергей Михайлович собирал живопись западноевропейских художников 19 века, и они расположены в музее А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже.

Когда Павел Михайлович решил основать галерею, он выбирал картины по тому времени, к которому она подходит. Многие говорили, что тогдашние художники очень уважали мнение Третьякова и хотели, чтобы он взял картину именно у них. Вскоре Третьякову разрешалось первому смотреть на картины и выбрать любую, а потом только картины видели уже остальные.

К своему имению Павел Михайлович пристроил еще здания для картин, так как в его доме они уже не помещались, и им нужно было отдельное место. По плану, который разработал муж его сестры, построили двухэтажное здание с отдельным входом для посетителей галереи. В 1892 году, когда Павел Михайлович подарил галерею Москве, Дума оставила за ним право продолжать выбирать картины.


После смерти Павла Михайловича галереей управляла его дочь Александра Павловна Боткина. Прошло очень много лет, и галерея не раз подвергалась перестройкам, ведь насчитывается более ста тысяч композиций в музее. Пристраивалось многочисленное количество зданий для того чтобы сохранить первозданное место, на котором была построена Третьяковская галерея. Сначала, картины развешивали по мере их приобретения, но потом картины расположили в хронологическом порядке.

Сейчас Третьяковская галерея находится в двух местах в Лаврушинском переулке, где ее основал непосредственно сам Павел Михайлович и в помещениях на Крымском валу. Картины, в галерее различных эпох начиная от древнерусского искусства и заканчивая послереволюционной живописью. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным. Павел Михайлович внес огромный вклад для народа России, который жив, по сей день и вряд ли когда-нибудь станет не актуальным.

Для 2, 3, 4, 7, 8 класса кратко, окружающий мир

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Источник: more-dokladov.ru

Исчезнувший автор


Одна из самых популярных картин в коллекции галереи — «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, которая стала всенародно известной благодаря обертке конфет «Мишка косолапый». Как сюжет картины оказался на фантике, неизвестно. Ясно, что это случилось еще до революции, когда фабрика «Эйнемъ» выпускала конфеты в серии «Русские художники и их картины». В советское время изображение дополнилось рекламным слоганом «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Создатели картины ни о каких сберкнижках, естественно, не помышляли, но известно, что гонорар в четыре тысячи рублей был разделен между Шишкиным и художником Константином Савицким, который написал медведицу с медвежатами. Получив в 1889 году картину с двойным авторством, Третьяков был крайне недоволен и самолично стер фамилию Савицкого скипидаром, это до сих пор можно заметить, если внимательно посмотреть на холст в нижнем правом углу.

Источник: tass.ru

Дар городу.

Намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым в завещательном письме 1860. В 1892 Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию (картины и скульптуры, исполненные, по преимуществу, западноевропейскими мастерами), в дар Москве.


Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников 2 пол. 19 в., главным образом французских и немецких.

В августе 1893 музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

П.М.Третьяков был удостоен звания почетного гражданина Москвы.

Оставаясь до конца жизни попечителем Галереи, П.М.Третьяков продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей московской Городской думой и завещанные С.М.Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в Галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный Третьяковым незадолго до смерти (опубликован в 1899), содержал уже 1635 живописных произведений.

Галерея в начале 20 века.

С 1898, после смерти П.М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А.Серов, И.С.Остроухов, дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти.

Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания.

В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков.


С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане, О.Ренуара, В.Ван Гога, Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи.

В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи.

В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства.

3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932).

С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.

В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.

Коллекции в послевоенные годы

(1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925.

Долгие годы была неизвестна судьба Портрета Н.А.Грибовской (1795) работы Н.А.Аргунова. Сотрудники музея обнаружили портрет в одном из частных собраний Москвы и приобрели его для галереи.

К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и Портрет князя Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение Портрета дочери (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и Портрет детей Путятиных (начало 1830-х).

Исключительную ценность представляют картины мастеров 1 пол. 19 в. В первую очередь, это картина У богородицкого дуба (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой, один из лучших камерных женских образов художника..

Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника, Пейзаж с лестницей, законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию.

Тщательное изучение живописных работ, с привлечением архивного и литературного материала, позволило ввести в научный оборот вновь открытые произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П.Якимова, А.А.Васильева, Ф.Г.Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.

Одной из главных задач при собирании живописи 2 половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина Не ждали, Иван Грозный и его сын Иван, Крестный ход в курской губернии и т.д.

Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины Боярыня Морозова: Голова боярыни Морозовой (1886), Стрелец в красном кафтане, Голова юродивого и др.

Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова Утопленница, В.В.Пукирева Неравный брак, К.А.Савицкого В ожидании приговора суда, Спор на меже.

Одновременно заполнялся и ряд существенных лакун в широком монографическом показе творчества крупнейших мастеров этой поры. Картина 1857 Приезд станового на следствие характеризует самый ранний этап творчества В.Г. Перова. Представление о работе Перова во Франции обогатили картины Уличная сцена в Париже и Праздник в окрестностях Парижа.

Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной Апостол Павел объясняет догматы веры (1875) и Сценой из римского карнавала – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: Посещение царевной женского монастыря (1912), Портрет О.В.Суриковой в детстве (1888), Портрет доктора А.Д. Езерского (1909).

В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина Тихая обитель (1890), принесшая автору широкое признание современников, Озеро (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины.

Одновременно с закупками Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров. В 1977 собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки.

К наиболее значительным дарам относится эскиз-вариант В.А.Серова Похищение Европы (1910), полотно В.Э.Борисова-Мусатова Гармония (1899–1900), Купание красного коня (1912) К.С.Петрова-Водкина, картины Ф.А.Малявина Зеленая шаль (1914), П.В.Кузнецова Вечер в степи (1912), М.С.Сарьяна Константинополь. Собаки. (1910).

Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова Натюрморт с синим кувшином и Москва (1900–1913), Звон (1915), Тверской бульвар (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского.

В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х.

В 2001 в Галерею были переданы произведения, представляющие новейшие течения в искусстве.

В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе – свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.

В 1985 Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, в который были включены ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. С 1989 начал формироваться Дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова.

Третьяковская галерея. Зал Древнерусского искусства.

Здания Третьяковской галереи.

Первоначально все собрание размещалось в жилом доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, приобретенном семьей в начале 1850-х. Для быстро растущей коллекции особняк оказался мал, и весной 1874 картины были размещены в новом двухэтажном здании картинной галереи, отстроенном по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволило посещать экспозицию посторонним. В 1881, юридически оставаясь частной, галерея стала общедоступной для бесплатного посещения публикой, «без различия рода и звания». К концу 1880-х галерея была достроена, она с трех сторон окружила жилой дом и состояла из 14 залов.

В настоящее время галерея по-прежнему размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему, главный фасад сооружен в 1902–1904 по проекту В.М.Васнецова.

Во время Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Здание частично пострадало от бомбежки. В 1944, перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 по проекту арх. А.В.Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.

В 1982 было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции Третьяковской галереи. При реконструкции предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга пристраивались два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах 17 в., который в 1997 стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.

Строительство началось в 1983, в 1985 введен в строй северный корпус, в котором расположились депозитарий (хранилище) и реставрационные мастерские. В 1989 сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы.

Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995. Фасад, оформленный по проекту В.М.Васнецова, был сохранен и реставрирован.

За реконструкцию Третьяковской галереи архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К.Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

В 1985 было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в здании на Крымском валу, 10 (1964 – конец 1970-х, архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян, М.Н.Круглов и др.), с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. В мае 2000 на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства 20 века (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке.

В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.

Существуют проекты строительства нового здания на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, а также реконструкции здания на Крымском валу.

Ольга Морозова

Источник: www.krugosvet.ru

История Третьяковской галереи

История создания одной из величайших картинных галерей мира началась во 50-х гг. позапрошлого века. Инициатором основания хранилища изящных искусств стал московский предприниматель из купеческого рода, меценат и ценитель живописи Павел Третьяков. Вместе с братом Сергеем он положил начало организации национальной выставки, доступной для посещения людьми всех сословий.

Идея заключалась в том, чтобы собрать в одном месте лучшие картины русских художников, тем самым обозначив российскую культурную идентичность. Свободный доступ к работам отечественных мастеров кисти объяснялся желанием братьев популяризировать искусство и привлечь внимание общества к важной роли, которую играет живопись в формировании внутреннего мира человека.

Становление галереи

Годом основания галереи считается 1856 — тогда Павел Третьяков приобрел две картины русских живописцев Н. Шильдера и В. Худякова. Увлеченность мецената современным изобразительным искусством сказалась на экспонатах музея. Первоначально коллекция собиралась из работ художников-передвижников: В. Перова, И. Шишкина, М. Клодта, А. Боголюбова, А. Куинджи и других мастеров жанрово-бытовых сюжетов.

Большой вклад в становление выставки сделал живописец и художественный критик И. Крамской, который помогал отбирать полотна и формировать экспозицию. Третьяков приобретал и демонстрировал в том числе и картины, не одобренные номенклатурой Российской империи. Это воодушевляло его на создание выставки, свободной от предрассудков и условностей.

Формирование коллекции

Современники вспоминали, что Третьяков покупал у живописцев полотна целыми собраниями. Многие работы были написаны специально для пополнения коллекции живописи.

Картины художников ХVIII — начала ХIХ вв. меценат собирал по антикварным магазинам и частным лавкам. Некоторые работы для галереи приобретались в ходе оживленных торгов на художественных выставках, как, например, «Догорающий костер» А. Рылова. Были случаи, когда мастера передавали свои произведения в музей безвозмездно.

Строительство здания

Первоначально картины были размещены в жилых комнатах бельэтажа московского особняка Третьяковых в Лаврушинском переулке. К 1972 г. желающих увидеть работы отечественных живописцев стало столько, что они утомили большую семью коллекционера. Кроме того, места для картин в стенах дома оставалось все меньше и меньше. Третьяков задумал построить отдельное здание для выставки живописи.

Архитектором проекта картинной галереи стал А. Каминский. Под его руководством было построено двухэтажное здание с просторными залами, примыкающее к особняку. Вход для посетителей был организован отдельно.

Однако регулярное пополнение коллекции требовало расширения пространства. Эту проблему решали возведением нескольких пристроек. В начале XX в. отдельно стоящие здания галереи были объединены общим фасадом в виде русского терема, разработка и проектирование которого принадлежали В. Васнецову. Строительством сооружения занялся архитектор В. Башкиров.

После смерти Сергея Третьякова — брата Павла — его собрание также было размещено в галерее, и тогда же было принято решение передать коллекцию произведений искусства городу.

Музей в начале XX века

После ухода из жизни Третьякова руководство галереей перешло к попечительскому совету, членами которого были многие мастера изобразительного искусства и художественные критики той поры.

Разногласия между участниками органа самоуправления препятствовали пополнению коллекции. Ситуация изменилась в 1905 г. с назначением на пост попечителя музея И. Остроухова. Приобретения лучших образцов изобразительного искусства старой русской школы и новых направлений стали производиться регулярно. Идея основания выставки произведений иконописи также принадлежала Остроухову. Экспозиция была сформирована из личной коллекции икон Третьякова, хранившихся в его особняке.

В 1913 г. попечителем культурного учреждения стал И. Грабарь — живописец, реставратор и искусствовед. Эпоха его руководства галереей ознаменовалась крупными реформами. Грабарь ориентировался на европейские музеи и провел большую реорганизацию выставки. Согласно новым правилам, все картины были размещены в хронологическом порядке, начиная с древнерусской живописи и заканчивая работами современных мастеров. Картины каждого художника были сосредоточены в одном месте. Эти меры были предприняты для лучшего восприятия содержания выставки посетителями.

В это же время впервые была составлена опись имущества и сделан развернутый фотокаталог всех экспонатов. В стенах культурного учреждения была создана реставрационная мастерская.

Постреволюционное развитие

После революции 1917 года галерея была национализирована, а в 1918 г. она приобрела статус национального достояния. Коллекция музея стала пополняться за счет картин, переданных в собственность государства из частных собраний живописи дворянских усадьб. В это же время культурное учреждение стало вести активную выставочную и научную деятельность. Должность директора была оставлена за И. Грабарем.

В начале 1926 г. произошла смена руководства Третьяковки: руководителем был назначен архитектор А. Щусев. При нем коллекция была пополнена картинами из ликвидированного Госфонда. Увеличение имущества галереи требовало расширения ее площади. В 30-х гг. здание обросло еще 16 дополнительными пристройками, спроектированными лично Щусевым.

Советский период

Советский период работы музея ознаменовался перестройкой экспозиции по марксистскому принципу, поддерживающему идею «бесклассового» искусства. Возникновение кампании по борьбе с формализмом заставило перенести полотна художников-авангардистов в фондохранилище.

С началом Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Само историческое здание галереи в Замоскворечье сильно пострадало от бомбежек, но его полностью восстановили уже к 1944 г. Выставочная работа возобновилась в мае 1945 г.

Наиболее важными событиями жизни культурного учреждения послевоенных лет стали всесоюзные выставки картин советских художников и персональные экспозиции полотен прославленных русских живописцев XVIII-XIX вв. Галерея продолжила организовывать передвижные выставки по городам СССР, которые впервые увидели свет в годы войны.

В 1956 г. музей отметил свой 100-летний юбилей, к которому был приурочен выпуск сборника статей сотрудников учреждения «Сто лет Третьяковской галереи». В 1960-1970 гг. активно выставлялись произведения изобразительного искусства послереволюционного десятилетия.

В 1980-1990 гг. велось строительство новых корпусов и реставрация старого здания. Так галерея обзавелась депозитарием — хранилищем ценных экземпляров и дополнительным «Инженерным корпусом», получившим свое название благодаря размещенным в нем инженерно-техническим службам.

Другие статьи о Третьяковской галерее можно почитать здесь.

Источник: museumguru.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.