Государственная Третьяковская галерея – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/

Генеральный директор — Трегулова Зельфира Исмаиловна.

История Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея

Фото: http://visenda.ru/obzor/Tretyakovskaya-galereya—zhemchuzhina-Moskvy!.html

История Третьяковской галереи берет свое начало в 1856 году и связана с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

Павел Третьяков был родом из богатой семьи, принадлежавшей к известному купеческому роду. Он получил отличное образование и продолжил дело родителей – развитие фабрики.


Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/tretyakov.html

Павел Михайлович был очень увлечен историей искусства.

О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался.

История здания Третьяковки — это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.


По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Третьяковская галерея сегодня


Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

Деятельность Третьяковской галереи

Произведения из собрания Галереи регулярно экспонируются как на международных, так и на отечественных выставках в разных городах.

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской Галереи и изданию электронных каталогов выставок.


В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера. В 1999 году состоялись первые «Третьяковские чтения», посвященные проблемам комплектования музеев произведениями классического и современного искусства, роли меценатов и коллекционеров в комплектовании и взаимоотношений музея с ними.

В Третьяковской галерее проводятся научные конференции по проблемам экспертизы, атрибуции произведений и другим проблемам музейной жизни. В последние годы Государственная Третьяковская галерея была награждена дипломами, в том числе «За лучший мультимедиа CD-ROM  по культуре и искусству» (2003). Ведется большая публикационная и популяризаторская работа: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедиа и интернет проектов, осуществляющий работу по созданию современного веб-сайта Третьяковской галереи и изданию электронных каталогов выставок.

Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства. В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.


В 2006 году Государственная Третьяковская галерея встретила свое 150-летие. Юбилей был отмечен целым рядом крупных выставочных проектов. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность» – разносторонне представила образ жизни братьев Третьяковых, их характеры, историю создания их коллекций.

Здания Третьяковской галереи

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу
  • Инженерный корпус
  • «Культурный центр в Толмачах»
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
  • Музей-квартира А.М.Васнецова
  • Дом-музей В.М.Васнецова
  • Музей-мастерская А.С.Голубкиной
  • Дом-музей П.Д.Корина

Третьяковская галерея: выставки

Государственная Третьяковская галерея

Фото: http://www.planetofhotels.com/rossiya/moskva/tretyakovskaya-galereya


Каждый год организуются выставки, вызывающие большой интерес публики, в их числе следует упомянуть экспозиции:

«Возрожденные сокровища России» (1995),

«К 150-летию И.Е.Цветкова» (1995),

«Сокровища музеев Подмосковья» (1996),

«Очарованные морем. К 300-летию основания флота России» (1996),

«Незабываемая Россия. Россия и русские глазами британских  художников. XVIII – первой половины XIX века» (1997),

«Михаил Врубель в Третьяковской галерее, московских музеях и частных собраниях» (1997),

«Стиль жизни – стиль искусства. К 150-летию со дня рождения В.М.Васнецова» (1998),

«М.Ларионов – Н.Гончарова. Шедевры из Парижского наследия. Живопись» (1999),

«К.П.Брюллов. К 200-летию со дня рождения» (2000), «Западно-европейское искусство XVI–XVIII веков из собрания Тульского музея изобразительных искусств» (2000),

«И.С.Остроухов – коллекционер, общественный деятель, попечитель Третьяковской галереи» (2001),

«Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (2002), 

«Вернем Грозному музей» (2002),

произведений Н.Н.Сапунова (2003),

«Пленники красоты» (2004),

«М.З.Шагал. Здравствуй Родина» (2005),

«Пророк и мечтатель. М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов. Графика» (2005),

«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» (2015-2016).

Третьяковская галерея: картины

Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов:


  • древнерусское искусство XII-XVIII веков — иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов);
  • живопись XVIII — первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений);
  • русская графика XVIII — начала XX века (свыше 30 тысяч произведений);
  • русская скульптура XVIII — начала XX века (ок. 1000 экспонатов);
  • коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Наиболее звестные картины Третьковской галереи

Государственная Третьяковская галерея

Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет

Государственная Третьяковская галерея

Серов В.А. «Девочка с персиками»

Государственная Третьяковская галерея

«Богатыри», Виктор Васнецов


Государственная Третьяковская галерея

И. К. Айвазовский. «Радуга»

Государственная Третьяковская галерея

«Неизвестная», Иван Крамской

Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель «Сидящий демон»

Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/categories/_id/42

Контакты Третьяковской галереи

Сайт: http://www.tretyakovgallery.ru/

Телефоны: 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

Факс: 8-495-953-10-51

e-mail: [email protected]

Работа Третьяковской галереи

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)


четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

Третьяковская галерея на Крымском Валу

Адрес: 117049, г. Москва, Крымский Вал, 10

Проезд: Метро «Парк культуры» или «Октябрьская», Троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М.Горького»

Режим работы постоянной экспозиции:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

Инженерный корпус

Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00

(кассы и вход на экспозицию до 17.00)

четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00

(кассы и вход на экспозицию до 20.00)

выходной — понедельник

«Культурный центр в Толмачах»

Адрес: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

открыт только в период проведения мероприятий

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Адрес: г. Москва, М.Толмачевский переулок, 9


Проход к Музею-Храму — через Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10).

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Справки по телефонам: 8-499-230-77-88, 8-495-951-13-62, 8-499-238-13-78

Режим работы:

вторник — воскресенье — c 12.00 до 16.00 (вход до 15.30)

выходной — понедельник

Музей-квартира А.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон «22»), 3 этаж

Проезд: Метро «Чистые пруды», «Красные ворота», «Курская»

Телефон для справок: 8-495-608-90-45

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей В.М.Васнецова

Адрес: г. Москва, переулок Васнецова, 13

Справки по телефонам: 8-495-681-13-29, 8-495-681-13-29

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Музей-мастерская А.С.Голубкиной

Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора

Проезд: м. «Парк культуры», «Смоленская», далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки «1-й Неопалимовский переулок» или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.

Режим работы:

среда — воскресенье — с 10.00 до 17.00

кассы до 16.00

выходные — понедельник, вторник

последний четверг каждого месяца — санитарный день

Дом-музей П.Д.Корина

Адрес: г. Москва, Малая Пироговская улица, 16, флигель 2

Внимание! Музей закрыт на ремонт

Справки по телефону: 8-499-245-11-90

Источник: www.dk.ru

Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Дети — после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро — получали домашнее образование. Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.

Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. Молчаливый и вдумчивый, любитель книг и лубочных картинок, он уже в 15 лет вел бухгалтерию. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Торговля расширялась и процветала. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественно полезных начинаниях. Козьма Солдатёнков издавал научную литературу, коллекционировал живопись, завещал средства на строительство больницы для бедных в Москве. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году.

Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

Художники нуждались в заказах, а широкая публика — в более близком знакомстве с их работами. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.

Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.

Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрел картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.

В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки, ориентируясь на рассказы сестры композитора. У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова, у художника Федора Моллера — написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя. Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой. Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее — в галерею!

Писатель Лев Анисов пересказал предание о том, как Александр III посетил дом Третьяковых в Лаврушинском переулке:

В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. После реконструкции 1892 года Павел Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу — и передал коллекции и здания в дар городу. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. Будучи таким же страстным коллекционером, он, чтобы не конкурировать с братом, собирал произведения западноевропейского искусства. Согласно его духовному завещанию городу переходила принадлежавшая Сергею часть дома в Лаврушинском переулке и те предметы из его личной коллекции, которые Павел сочтет нужным присоединить к своему собранию.

В августе 1893 года открылась теперь уже Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В день открытия ее посетило около 700 человек. В залах было выставлено 1276 картин и 470 рисунков. Среди них присутствовали и работы художников XVIII — первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Алексея Венецианова, Карла Брюллова.

До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем. В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет. Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи.

Источник: www.culture.ru

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в… полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор — А. П. Кибальников)

Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни — собирательства.

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Начало собирания произведений изобразительного искусства

Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство». Первые его приобретения — еще случайные и незначительные — относятся к 1853 году, в следующем году он покупает девять картин старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство. В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова.

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова. 1899. Бронза.

Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным. Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников ( Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).

Памятник Третьякову около Третьяковки.

Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор — А. П. Кибальников)

Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин  Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они — в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Статья из книнги «Сто памятных дат. Художественный календарь.1982»

Дополнительная информация: 

Источник: www.artcontext.info

  • Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968. — С. 208.
  • Валяева М. В. Третьяковская галерея. Русское искусство XI — начала ХХ века: Путеводитель. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 270 с. — ISBN 978-5-9903869-4-5.
  • Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — Москва: Советский художник, 1976. — 255 с.
  • Володарский В. М. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 300 с.
  • Джанджугазова Е. А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» и Третьяковской галереи. — Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. — Вып. 4. — С. 102—114.
  • Ермакова Т. А., Обухова А. Искусство XX века. — Москва: П-2, 1999. — С. 64.
  • Иовлева Л. И., Брук Я. В. Государственная Третьяковская галерея: Рисунок XVIII–XX веков. — Москва: Красная площадь, 2007.
  • Древнерусское искусство X – начала XV века. — Москва: Красная площадь, 1995.
  • Иовлева Л. Галерея без Третьякова. — Москва: Наше наследие, 2006. — Вып. 78.
  • Ковтырева Л. В. Сокровищница Третьяковской галереи. — Москва: Третьяковская галерея, 2014. — 47 с.
  • Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. — Москва: Махаон, 2008. — С. 497.
  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым. — Москва: Дрофа плюс, 2009. — С. 121.
  • Пынина Т. Ю., Савастенко Р. А. Роль П. М. Третьякова в истории русского искусства. — Вестник славянских культур, 2016. — С. 233—245.
  • Трегулова З., Юденкова Т. Третьяковская галерея: Вчера, сегодня и завтра. — Москва: Третьяковская галерея, 2017. — Вып. 3.
  • Третьяковская галерея. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — С. 98.
  • Третьяковская галерея: от авангарда до постмодернизма. Мастера XX века. — Москва: Art, 2006. — С. 248.
  • Рылов А. А. Воспоминания. — Москва: Художник РСФСР, 1960.
  • Умеренкова С. Н. Третьяковская галерея как один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. — Учёные записки, 2008. — Вып. 3. — С. 250—253.
  • Усачёва С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. — Москва: Третьяковская галерея. Наследие, 2009. — Вып. 4.

Источник: ru.wikipedia.org

160 лет назад, 29 мая 1860 года, молодой московский фабрикант, остановившись в Варшаве и собираясь покинуть пределы Российской империи, составил завещание. Ничего удивительного в этом не было. Перед отъездом за границу многие тогдашние предприниматели оставляли распоряжения, касающиеся своего состояния — мало ли что может случиться на чужбине.

Но этот случай особенный. В одном из первых пунктов «завещательного письма» было зафиксировано следующее: «Капитал же сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещеваю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи».

А вот это уже было редкостью. Да такой, что автор письма всерьёз подозревал возможность насмешек и потому специально отметил: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу и всем — удовольствие».

Законный ход этому завещанию, слава богу, дан не был — его автор, Павел Третьяков, вернулся из-за границы живым и здоровым. Но основные принципы, изложенные в том письме, остались неизменными. Знаменитая на весь мир Третьяковка, во всяком случае поначалу, была устроена именно так, как замышлялось её создателем.

Впрочем, почему «создателем»? Сам Третьяков себя таковым не считал. И всегда подчёркивал: «Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений».

Уже тут можно начинать загибать пальцы, подсчитывая, какие новые, немыслимые до тех пор принципы заложил Третьяков. Первое — его собрание сразу замышлялось не как личная коллекция, а как общественное достояние. Второе — он полагал себя всего лишь доверенным лицом, или, по нынешним меркам, этаким продюсером, который лишь подбирает произведения искусства, исходя из собственных представлений, что будет интересным и полезным для народа.

На наше счастье, вкус и чутьё у продюсера Третьякова были отменными. Иногда приходится слышать, что то завещание было не более чем декларацией о намерениях — дескать, к 1860 году никакой коллекции у Третьякова не было, потому что картины он начал собирать всего лишь четыре года назад.

Это и так, и не так. В завещании действительно указано, что 50 тысяч рублей надлежит потратить на приобретение собрания Фёдора Прянишникова, куда входили полотна Брюллова, Федотова, Венецианова, Клодта и Айвазовского. Но потом Третьяков упоминает и своё собрание: «К этой коллекции прибавить мои картины русских художников: Лагорио, Худякова, Лебедева, Штернберга, Шебуева, Соколова, Саврасова, Горавского». По распределению топовых фамилий понятно, что пока собрание Третьякова проигрывает — у него только Саврасов. Но, тем не менее, некий костяк уже есть.

Тут появляется ещё один новый принцип. Третьякову очень хотелось подобрать, как он писал в завещании, «национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Лучшим собранием на тот момент была как раз коллекция Прянишникова. Но купить её не удалось — не сошлись в цене. И потому Третьяков идёт другим путём — не рыщет в поисках шедевров старых мастеров, а покупает картины современников и соотечественников. Здесь он достигает двух целей. Во-первых, уверенности в том, что это не подделка: «Самая подлинная картина та, которая лично куплена мной у художника». Во-вторых, даёт мощный импульс для развития современной русской живописи, которую тогда ценили невысоко: «Если иногда какой-нибудь художник наш и напишет недурную вещь, то считалось, что это случайно. И что он потом увеличит собой ряд бездарностей. Я был иного мнения».

Это «иное мнение» определило развитие русской живописи как таковой на полвека вперёд. Третьяков, как и положено продюсеру, искал и находил новые имена, превратив своё имя в своего рода лейбл — слова «куплено Третьяковым» отныне и навсегда стали синонимом знака качества. Но что же было нужно художнику, чтобы попасть в ряды отмеченных Третьяковым?

«Для меня интереснее бы иметь русский сюжет», «Лучше дать полную свободу художнику как наблюдателю», «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес. Дайте мне хоть лужу грязную, да чтоб в ней правда была, поэзия».

Русское. Правда. Поэзия. Свобода. Ценнейшие качества. Особенно последнее. Дело в том, что в первые годы и вход в галерею был свободным. Да и вообще свободы и заботы о посетителях там было столько, что, если смотреть из нынешнего дня, всё это представляется совершенно неправдоподобным.

Но, тем не менее, всё это правда. Одним из первых смотрителей галереи был Николай Мудрогель. Он оставил прекрасные и достоверные воспоминания «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее». Вот один из забавных сюжетов, описанных Николаем Андреевичем:

Однажды мы заметили, что галерею стали посещать странные женщины: очень разговорчивые, развязные, пестро одетые. Придут — и ну расспрашивать:

— А всем можно ходить сюда? И семейно можно? И, к примеру, сразу человек двадцать? И говорить между собой можно?

— И говорить можно, и смотреть, и чем больше народу, тем лучше, — отвечали мы.

Впоследствии оказалось, что это московские свахи, которые превратили галерею в полигон для смотрин женихов и невест. Тусовки были многочисленными и шумными, но сам Третьяков никого не гонял:

Лет с десяток потом устраивались у нас подобные смотрины. Само собой, и о них я говорил Павлу Михайловичу, а у того глаза становились веселые:

— Все-таки на картины-то смотрят женихи и невесты?

— Смотреть-то смотрят… Но ничего не видят.

— Ну и пусть. Авось, что-нибудь в их памяти останется. На первый раз и этого достаточно, чтобы узнали дорогу в галерею.

И это ещё один принцип, который был заложен Третьяковым в галерею с самого начала:

Вход был для всех бесплатный, каждого мы встречали радушно. Если нас спрашивали, мы старались дать самый подробный и самый вежливый ответ. Павел Михайлович внушал нам, что каждый, кто приходит в галерею, его дорогой гость, и его надо встретить именно как гостя.

Источник: aif.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.