Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.

Кто основал третьяковскую галерею

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Современная деятельность


Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Кто основал третьяковскую галерею

Интересные факты

1.


ановление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Кто основал третьяковскую галерею


Источник: towntravel.ru

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди

  • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
  • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте  ISIC;
  • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;

  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • один сопровождающий  инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;

  • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ); 
  • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

Источник: www.tretyakovgallery.ru

История Третьяковской галереи

История создания одной из величайших картинных галерей мира началась во 50-х гг. позапрошлого века. Инициатором основания хранилища изящных искусств стал московский предприниматель из купеческого рода, меценат и ценитель живописи Павел Третьяков. Вместе с братом Сергеем он положил начало организации национальной выставки, доступной для посещения людьми всех сословий.


Идея заключалась в том, чтобы собрать в одном месте лучшие картины русских художников, тем самым обозначив российскую культурную идентичность. Свободный доступ к работам отечественных мастеров кисти объяснялся желанием братьев популяризировать искусство и привлечь внимание общества к важной роли, которую играет живопись в формировании внутреннего мира человека.

Становление галереи

Годом основания галереи считается 1856 — тогда Павел Третьяков приобрел две картины русских живописцев Н. Шильдера и В. Худякова. Увлеченность мецената современным изобразительным искусством сказалась на экспонатах музея. Первоначально коллекция собиралась из работ художников-передвижников: В. Перова, И. Шишкина, М. Клодта, А. Боголюбова, А. Куинджи и других мастеров жанрово-бытовых сюжетов.

Большой вклад в становление выставки сделал живописец и художественный критик И. Крамской, который помогал отбирать полотна и формировать экспозицию. Третьяков приобретал и демонстрировал в том числе и картины, не одобренные номенклатурой Российской империи. Это воодушевляло его на создание выставки, свободной от предрассудков и условностей.

Формирование коллекции

Современники вспоминали, что Третьяков покупал у живописцев полотна целыми собраниями. Многие работы были написаны специально для пополнения коллекции живописи.


Картины художников ХVIII — начала ХIХ вв. меценат собирал по антикварным магазинам и частным лавкам. Некоторые работы для галереи приобретались в ходе оживленных торгов на художественных выставках, как, например, «Догорающий костер» А. Рылова. Были случаи, когда мастера передавали свои произведения в музей безвозмездно.

Строительство здания

Первоначально картины были размещены в жилых комнатах бельэтажа московского особняка Третьяковых в Лаврушинском переулке. К 1972 г. желающих увидеть работы отечественных живописцев стало столько, что они утомили большую семью коллекционера. Кроме того, места для картин в стенах дома оставалось все меньше и меньше. Третьяков задумал построить отдельное здание для выставки живописи.

Архитектором проекта картинной галереи стал А. Каминский. Под его руководством было построено двухэтажное здание с просторными залами, примыкающее к особняку. Вход для посетителей был организован отдельно.

Однако регулярное пополнение коллекции требовало расширения пространства. Эту проблему решали возведением нескольких пристроек. В начале XX в. отдельно стоящие здания галереи были объединены общим фасадом в виде русского терема, разработка и проектирование которого принадлежали В. Васнецову. Строительством сооружения занялся архитектор В. Башкиров.

После смерти Сергея Третьякова — брата Павла — его собрание также было размещено в галерее, и тогда же было принято решение передать коллекцию произведений искусства городу.


Музей в начале XX века

После ухода из жизни Третьякова руководство галереей перешло к попечительскому совету, членами которого были многие мастера изобразительного искусства и художественные критики той поры.

Разногласия между участниками органа самоуправления препятствовали пополнению коллекции. Ситуация изменилась в 1905 г. с назначением на пост попечителя музея И. Остроухова. Приобретения лучших образцов изобразительного искусства старой русской школы и новых направлений стали производиться регулярно. Идея основания выставки произведений иконописи также принадлежала Остроухову. Экспозиция была сформирована из личной коллекции икон Третьякова, хранившихся в его особняке.

В 1913 г. попечителем культурного учреждения стал И. Грабарь — живописец, реставратор и искусствовед. Эпоха его руководства галереей ознаменовалась крупными реформами. Грабарь ориентировался на европейские музеи и провел большую реорганизацию выставки. Согласно новым правилам, все картины были размещены в хронологическом порядке, начиная с древнерусской живописи и заканчивая работами современных мастеров. Картины каждого художника были сосредоточены в одном месте. Эти меры были предприняты для лучшего восприятия содержания выставки посетителями.

В это же время впервые была составлена опись имущества и сделан развернутый фотокаталог всех экспонатов. В стенах культурного учреждения была создана реставрационная мастерская.


Постреволюционное развитие

После революции 1917 года галерея была национализирована, а в 1918 г. она приобрела статус национального достояния. Коллекция музея стала пополняться за счет картин, переданных в собственность государства из частных собраний живописи дворянских усадьб. В это же время культурное учреждение стало вести активную выставочную и научную деятельность. Должность директора была оставлена за И. Грабарем.

В начале 1926 г. произошла смена руководства Третьяковки: руководителем был назначен архитектор А. Щусев. При нем коллекция была пополнена картинами из ликвидированного Госфонда. Увеличение имущества галереи требовало расширения ее площади. В 30-х гг. здание обросло еще 16 дополнительными пристройками, спроектированными лично Щусевым.

Советский период

Советский период работы музея ознаменовался перестройкой экспозиции по марксистскому принципу, поддерживающему идею «бесклассового» искусства. Возникновение кампании по борьбе с формализмом заставило перенести полотна художников-авангардистов в фондохранилище.

С началом Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Само историческое здание галереи в Замоскворечье сильно пострадало от бомбежек, но его полностью восстановили уже к 1944 г. Выставочная работа возобновилась в мае 1945 г.

Наиболее важными событиями жизни культурного учреждения послевоенных лет стали всесоюзные выставки картин советских художников и персональные экспозиции полотен прославленных русских живописцев XVIII-XIX вв. Галерея продолжила организовывать передвижные выставки по городам СССР, которые впервые увидели свет в годы войны.

В 1956 г. музей отметил свой 100-летний юбилей, к которому был приурочен выпуск сборника статей сотрудников учреждения «Сто лет Третьяковской галереи». В 1960-1970 гг. активно выставлялись произведения изобразительного искусства послереволюционного десятилетия.

В 1980-1990 гг. велось строительство новых корпусов и реставрация старого здания. Так галерея обзавелась депозитарием — хранилищем ценных экземпляров и дополнительным «Инженерным корпусом», получившим свое название благодаря размещенным в нем инженерно-техническим службам.

Другие статьи о Третьяковской галерее можно почитать здесь.

Источник: museumguru.ru

Сейчас Третьяковская галерея носит статус Государственной и о ней знают во всем мире. Но начиналось все с частного собрания. Впрочем, большинство музеев так и зарождается. Мы должны быть благодарны тем людям, которые проявляют собственную инициативу, приобретают самыми разнообразными способами ценные для истории и культуры предметы и затем передают свои коллекции для всеобщего изучения и созерцания.

Павел Третьяков

Павел Михайлович Третьяков происходил из купеческой московской семьи и с юных лет вместе со своим братом Сергеем приобщался к торговому делу. Он был спокойным и вдумчивым по характеру, любил читать книги, с 15 лет умел вести бухгалтерию. В 1850 году отец умер, и восемнадцатилетний Павел с братом приняли его дела (до совершеннолетия детей формальным руководителем была мать). Помимо торговли Павел и Сергей построили на паях с двумя другими купцами Новокостромскую льняную мануфактуру. На их фабриках было занято несколько тысяч человек. Дело приносило существенных доход.

В 1852 году Павел Третьяков впервые посетил Санкт-Петербург, бывал в театре и Эрмитаже. Оба места произвели на него сильное впечатление. Примерно в это же время он начал интересоваться покупкой книг, а годом позже приобрел на Сухаревском рынке в Москве первые картины. Им завладела страсть коллекционера.

Вообще Павел Михайлович был очень целеустремленным и последовательным человеком. Если он что-то начинал, то обязательно доводил до конца, поэтому не удивительно, что покупка нескольких недорогих работ неизвестных художников вылилась впоследствии в самое богатое собрание.

Впоследствии он старался покупать работы русских художников и картины на заказ известных мастеров. С 1869 года заказывал писать знаменитей, благодаря чему появились замечательные портреты Толстого, Достоевского, Гончарова, Чайковского, Тургенева и многих других людей. Особенно сложно было уговорить некоторых известных людей позировать, или свести их с художниками.

Сверстники считали Павла очень целомудренным и застенчивым, между себя дали ему кличку «архимандрит». Женился он в тридцать три года – довольно поздно – на Вере Николаевне Мамонтовой, происходившей также из купеческого рода Мамонтовых. У них родилось шесть детей, один из которых (любимый сан Иван) умер, а один сын был слабоумным. Дочери же дожили до преклонного возраста.

С семьей

Коллекция Третьякова на момент его смерти в 1898 году насчитывала около 3500 художественных произведений. По приблизительным подсчетам на это собрание и организацию галереи он потратил более 1,5 миллиона рублей. По тем временам это громадная сумма. Галерею Павел Михайлович создал в 1872 году, а передал ее городу в 1892.

Картины он покупал по цене, которая не могла бы навредить его делу. Иногда торговался, а иной раз тратил большие суммы. Однако же он собирал коллекцию не только для личного удовольствия. Павел Третьяков говорил, что с самых юных лет его идеей было – наживать для того:

«.. чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу в каких-либо полезных учреждениях».

Павел Михайлович жил по распорядку, просыпался в шесть утра, выпивал кофе, заходил в свою галерею, чтобы побыть немного среди картин. Затем шел в контору. Завтракал в 12 часов, ужинал в 6. Одевался всегда одинаково в двубортный сюртук с галстуком-бантом. К роскоши был равнодушен, возможно, потому, что так его воспитывал отец, а может быть и в силу характера.

Он был патриотом в самом полном понимании этого слово. Очень раздражался, когда дочери ехали в Париж и покупали там иностранные вещи без сильной надобности. Говорил, что сам Рубинштейн играет на русских инструментах, так зачем же покупать иностранные, оставляя деньги за границей. Считал, что русские художники вполне способны состязаться по таланту и мастерству с западноевропейскими. Был меценатом, учреждал стипендии, состоял в попечительских советах.

Сейчас Третьяковская галерея – это не просто собрание картин. Это центр изучения искусства, в котором работают лучшие эксперты мира, проводятся уникальные выставки и происходит дальнейшее его развитие.

Источник: zen.yandex.ru

здоровье полезные советы интересное крым походы активный отдых путешествия природа история отдых интересные факты владимир и область достопримечательности горы туризм москва рецепты блюд

Источник: svastour.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.