«Явление Христа народу» А.А. Иванов

Какие картины есть в третьяковской галерее

А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.

☼ ☼ ☼

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин

Какие картины есть в третьяковской галерее


До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность зла, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости.

Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.

☼ ☼ ☼

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

Какие картины есть в третьяковской галерее

«Апофеоз войны» — глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия.

Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».


☼ ☼ ☼

«Боярыня Морозова» В. И. Суриков

Какие картины есть в третьяковской галерее

Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» — жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!

☼ ☼ ☼

«Кружевница» В. А.Тропинин

Какие картины есть в третьяковской галерее

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги.
получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».

☼ ☼ ☼

«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий

Какие картины есть в третьяковской галерее

Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.

☼ ☼ ☼

«Демон сидящий» М. Врубель

Какие картины есть в третьяковской галерее


Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, — резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.

☼ ☼ ☼

«Богатыри» В. Васнецов

Какие картины есть в третьяковской галерее

«Богатыри» — не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства.

В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.

☼ ☼ ☼

«Девочка с персиками» В.А. Серов


Какие картины есть в третьяковской галерее

«Девочка с персиками» — одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.

☼ ☼ ☼

«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин

Какие картины есть в третьяковской галерее

«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.

Источник: KudaGo.com


«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Даже те, кто не любит сладкое, знают конфеты с мишками на фантике. Эта картина Шишкина стала известнее своего автора. Но надо признать, что ее популярность – не феномен современного массмаркета. Еще коллекционер Павел Третьяков, купивший ее у художника, называл ее полнейшим отображением художественного замысла Шишкина. «Утро в сосновом бору», по его словам, «говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». И это несмотря на то, что мишек рисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А Шишкин животных рисовать не умел.

«Всадница» Карла Брюллова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Еще одна картина, которую все видели на конфетах – «Всадница» Карла Брюллова. За этой картиной стоит большая история любви художника к Юлии Самойловой: они жили в Италии, она была замужем, он был женат, но он рисовал ее до бесконечности, а она поддерживала его в финансовом плане.

«Черный Квадрат» Казимира Малевича


Новая Третьяковка

Более известное произведение в русском искусстве сложно себе представить. В 2015 году, когда картина отмечала 100-летие, специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование, результатом которого стало сенсация: под оригинальным черным квадратом нашли еще два изображения, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. В 2015 году при помощи метода флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм и определить, что именно там изображено. Тогда же удалось выяснить, что в углу холста сохранилась авторская надпись «Битва негров ночью», отсылающая к работе Альфонса Алле «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта. Тем не менее, благодаря этому сотрудники музея поняли, что картина все эти годы весела вверх ногами.

«Девочка с персиками» Валентина Серова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с «Черным квадратом», является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала ярким примером русского импрессионизма – термина искусственного, но вполне понятного каждому. Дело в том, что импрессионизм – целиком и полностью французское явление, но русские художники быстро научились приемам иностранных живописцев и органично использовали их у себя на родине. Эта картина была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом.

«Над городом» Марка Шагала


Новая Третьяковка

Картина «Над городом» стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском, и при этом подчеркнул метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия. Со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив в его живописи становился все более декоративным и свободным, но вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным.

«Демон (сидящий)» Михаила Врубеля

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Демон стал одним из главных образов в творчестве Михаила Врубеля. Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое», возникла очень рано: показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый». По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще «Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а «демон» значит «душа», и для Врубеля, по выражению Алекснадра Блока, «Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет».

«Аленушка» Виктор Васнецов


Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Самый «сказочный» из русских художников Виктор Васнецов создал целую галерею образов, вдохновленных фольклором. Изначально картина называлась «Дурочка Аленушка», но ничего оскорбительного художник в это название не вкладывал. «Дурочка» означало «юродивая». Однако в итоге Васнецов поменял название работы.

«Комозиция VII» Василия Кандинского

Новая Третьяковка

Кандинский стал самым известным русским художником в Европе: свое время в Германии он основал группу «Синий всадник», а сегодня даже в парижском Центре Помпиду есть целая коллекция его работ. Его работы стали настоящей революцией в беспредметном искусстве, при том в искусстве мирового масштаба.

«Неизвестная», Ивана Крамского

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Не зря Крамской назвал свою модель «Неизвестной»: даже современников волновал этот образ шикарной женщины с чувственными губами и томным взглядом. Ее личность, а также то, кем она была для Крамского, до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

«Боярыня Морозова» Василия Сурикова


Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Одно из главных произведений Василия Сурикова «Боярыня Морозова» было написано в 1887 году. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье,» – говорил художник. Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи: у него много произведений с заснеженным фоном. Это не только «Боярыня Морозова», но и «Взятие снежного городка», и «Переход Суворова через Альпы» из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.

Илья Репин писал о нем так: «Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников». Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок (кстати, их также можно увидеть в Третьяковке). Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.

Источник: www.m24.ru

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Источник: www.culture.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.