• Антонова В. И. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Искусство, 1968. — С. 208.
  • Валяева М. В. Третьяковская галерея. Русское искусство XI — начала ХХ века: Путеводитель. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — 270 с. — ISBN 978-5-9903869-4-5.
  • Ватолина Н. Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — Москва: Советский художник, 1976. — 255 с.
  • Володарский В. М. Государственная Третьяковская галерея. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 300 с.
  • Джанджугазова Е. А. Культурные и товарные бренды Москвы: интегрированный подход, или что общего у фабрики «Красный Октябрь» и Третьяковской галереи. — Современные проблемы сервиса и туризма, 2014. — Вып. 4. — С. 102—114.
  • Ермакова Т. А., Обухова А. Искусство XX века. — Москва: П-2, 1999. — С. 64.
  • Иовлева Л. И., Брук Я. В. Государственная Третьяковская галерея: Рисунок XVIII–XX веков. — Москва: Красная площадь, 2007.

  • Древнерусское искусство X – начала XV века. — Москва: Красная площадь, 1995.
  • Иовлева Л. Галерея без Третьякова. — Москва: Наше наследие, 2006. — Вып. 78.
  • Ковтырева Л. В. Сокровищница Третьяковской галереи. — Москва: Третьяковская галерея, 2014. — 47 с.
  • Павел и Сергей Третьяковы: жизнь, коллекция, музей. — Москва: Махаон, 2008. — С. 497.
  • Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым. — Москва: Дрофа плюс, 2009. — С. 121.
  • Пынина Т. Ю., Савастенко Р. А. Роль П. М. Третьякова в истории русского искусства. — Вестник славянских культур, 2016. — С. 233—245.
  • Трегулова З., Юденкова Т. Третьяковская галерея: Вчера, сегодня и завтра. — Москва: Третьяковская галерея, 2017. — Вып. 3.
  • Третьяковская галерея. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — С. 98.
  • Третьяковская галерея: от авангарда до постмодернизма. Мастера XX века. — Москва: Art, 2006. — С. 248.
  • Рылов А. А. Воспоминания. — Москва: Художник РСФСР, 1960.
  • Умеренкова С. Н. Третьяковская галерея как один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. — Учёные записки, 2008. — Вып. 3. — С. 250—253.
  • Усачёва С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. — Москва: Третьяковская галерея. Наследие, 2009. — Вып. 4.

Источник: ru.wikipedia.org

Коллекция Государственной Третьяковской галереи по категориям:
Иконопись
Живопись
Графика
Скульптура
Иное
А это значит, что в Третьяковской галерее кроме картин есть много интересного.
Вот одна из самых известных икон:
Андрей Рублев
Спас. Из Деисусного чина («Звенигородский»)
Начало XV века (1410-е)
Дерево, темпера
158 х 106
Лаврушинский переулок, 10, зал 60
Что можно увидеть в третьяковской галерее
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.
Неизвестный иконописец
Богоматерь Владимирская
Первая треть XII века
Дерево, темпера
104 х 69, первоначальный размер 78 х 55
Б. Толмачевский переулок, зал Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
Что можно увидеть в третьяковской галерее
Специальный раздел Галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с мягким искусственным освещением.
Врубель Михаил Александрович
Роза
1904
Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш
29,8 х 18,5


Что можно увидеть в третьяковской галерее
В залах галереи экспонируется скульптура:
Врубель Михаил Александрович
Волхова
1899-1900
Майолика
В. 41
Лаврушинский переулок, 10, зал 33
Что можно увидеть в третьяковской галерее
Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII — начале XX века.
Что можно увидеть в третьяковской галерее
Коллекция искусства ХХ века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Вот там то можно увидеть экспонаты из категории «иное»:
Васильев-МОН Юрий Васильевич
Страдание современной женщины
1962
Ассамбляж. Смешанная техника
122,5 х 71,5
Что можно увидеть в третьяковской галерее
Пригов Дмитрий Александрович
Банки
1976–1980
Консервная банка (жесть) , гипс, дерево, бумага, машинописный текст, шариковая ручка, газета, картон, фломастер
В. 12,5

Что можно увидеть в третьяковской галерее
К Третьяковке также относятся:
Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А. М. Васнецова, Дом-музей П. Д. Корина.
Так что можно увидеть очень много интересного.
Но знаменита Третьяковская галерея прежде всего коллекцией картин русских художников.

Источник: otvet.mail.ru

В 62 залах главного здания Третьяковской галереи, которое находится на одноименной станции метро в Лаврушенском переулке, представлена основная часть коллекции П.В. Третьякова – 1300 картин и включает произведения от домонгольских икон до значимых произведений Репина, Сурикова и Серова.

Ниже – краткий путеводитель, который поможет сориентировать туриста при осмотре знаменитых шедевров, которые представляет Третьяковская галерея картины и скульптуры.

Всадница, Брюллов (ЗАЛ 9)

Эту картину часто называют Амазонкой и изображены на ней воспитанницы графини Самойловой. Были предположения, что художник запечатлил образ самой графини, но данная версия не подтвердилась. В школе давали задание написать сочинение на тему основных героев и эмоций, изображенных на картине. Из-за ярких несочетаний, например, неподвижности всадницы и животного порыва лошади, восхищения на лице девочки, редкого в живописи набора цветов картина запоминается надолго.


Явление Христа народу, Иванов (ЗАЛ 10)

Огромное, как будто главное полотно Третьяковки, оно выставлено в отдельном зале. А сюжет картины – самый важный в Библии для человечества, момент пришествия мессии к людям. Поистине завораживающая история. Художник трудился над Явлением 33 года (в Италии), это была главная работа его жизни, причем выполнена в пионерском для того времени жанре с отступлением от канонов академизма, к которому принадлежал Иванов.

Неравный брак, Пукирев (ЗАЛ 16)


1863 год. На выставке представлена картина Неравный брак, которая с горечью осуждает бич того времени – выдачу замуж молодых девушек из небогатых семей за престарелых генералов с приличным состоянием. Есть версия, что за невестой автор изобразил сам себя, ведь его возлюбленная отвергла его предложение и позже вышла замуж за более состоятельного кавалера. За картину художник получил звание профессора живописи, несмотря на множество критикующих мнений.

Охотники на привале, Перов (ЗАЛ 17)

Написанная в конце 19 века знаменитым художником картина у многих украшала дом в качестве репродукции. Сюжет банален, но вместе с тем и интересен. Каждый из охотников имел реального прототипа, так, в роли рассказчика выступил Кувшинников. Кроме него на полотне изображены молодой слушатель и средних лет компаньон, с ухмылкой участвующий в беседе. Такая знакомая всем с детства картина.

Грачи прилетели, Саврасов (ЗАЛ 18)

Во время вынужденной командировки по областям центральной России Саврасов сделал множество этюдов для будущих пейзажей. Полотно было выставлено на первой выставке художников-передвижников, основателем которой был в том числе и Саврасов. В картине и вечно поющая природа, и тайная прелесть жизни, о которой говорил художник.


Айвазовский, Радуга (ЗАЛ 19)

Айвазовский любим и узнаваем. В Третьяковке целый зал, пусть небольшой, с его картинами. Самая необычная – Радуга, запоминающаяся более яркими тонами по сравнению с остальными произведениями художника. Примечательна символичность изображения – корабль идет под воду, а в шлюпке – уцелевшие, для которых радуга еще и символ спасения.

Неизвестная, Крамской (ЗАЛ 20)


Прекрасная дама с гордым и одновременно грустным взглядом, чья личность так и не установлена, смотрит на нас из открытого экипажа, проезжающего по зимнему Санкт-Петербургу (позади здание Александрийского театра и крыши в снежных шапках).

Дети бегут от грозы, Маковский (ЗАЛ 22)

Картина нашего детства, присутствовавшая в хрестоматии и по которой в школе мы тоже писали сочинение. Очень эмоциональный сюжет, который после написания хранился в семье Нарышкиных. Чудесная передача эмоций сестры и брата на ее спине, одновременное выражение заботы и испуга перед силами природы.

Утро в сосновом лесу, Шишкин (ЗАЛ 25)


Многие ошибочно называют картину Сосновый лес или Мишка косолапый (это уже по названию вкусной шоколадно-вафельной конфеты производства Красного октября). А вы знали, что изначально авторство приписывалось двум художникам, но сегодня на картине стоит только имя Шишкина. Многие известные картины художника полны прелести русской природы. Кроме того, он был талантлив в других областях – как школьный учитель, например, или как управляющий города. А помните картину Рожь в школьном учебнике тоже кисти Шишкина?

Иван царевич на сером волке, Васнецов (ЗАЛ 26)

Картина одновременно странная и волшебная, знакомая нам по сказочному циклу. Иван царевич везет похищенную Елену Прекрасную по сказочному дремучему лесу, волшебному, как и костюмы героев, и глаза волка (почти человеческие).

Богатыри, Васнецов (ЗАЛ 26)


Продолжая народную фольклорную тему, картина Васнецова "Богатыри" (Три богатыря) воплощает лучшие традиции народного эпоса и былин. Добрыня Никитич слева, Илья Муромец с копьем в центре и Алеша Попович с луком – самые главные герои наших народных сказок, которые знакомы всем с детства. Почти 30 лет шла работ над картиной, и кроме образа Ильи Муромца, чей прототип был реальным историческим героем, на картине изображены настоящие упряжи и кони.

Аленушка, Васнецов (ЗАЛ 26)

На картине печаль и безысходность Аленушки, уставшей от безрезультатных поисков своего братца. В чертах Аленушки угадывается Вера Мамонтова, дочь известного мецената. Изначально женское существо на картине было более меланхоличное, а полотно называлось Дурочка Аленушка. Лишь в финальной версии Васнецов вернулся к сказочной теме.

Апофеоз войны, Верещагин (ЗАЛ 27)

Образ смерти, загадочной и пугающий, наравне с образом пустыни и чего-то восточного очень популярен в творчестве Верещагина. Его картины — как этюды к кинофильму Белое солнце пустыни. Хотя на картине нет отсылок к какой-либо эпохе или времени, на ней изображены последствия завоеваний Тимура. Тема войны близка Верещагину, как солдату, отдавшему жизнь отечеству.

Боярыня Морозова, Суриков (ЗАЛ 28)

Хотя к художнику было много вопросов по поводу достоверности всех изображенных на картине деталей, боярыня Морозова теперь воспринимается только в визуализации Сурикова. На момент раскола рядов верующих и ареста Морозовой ей было всего лишь 40 лет, хотя на картине она выглядит гораздо старше. Мало кто знает, что спустя всего 2 месяца после ареста боярыня умерла в подземной монастырской темнице от голода.

Утро стрелецкой казни, Суриков (ЗАЛ 28)

В 19 веке весьма популярны сюжеты на историческую тему. Суриков решает создать картину, изучает историю и быт стрельцов. Говорят, первоначально на картине были изображены повешенные, но полотно было настолько жутким, что художник изменил начальный замысел. К казни приговорены стрельцы, которых Петр 1 осудил за неповиновение.

Казаки пишут письмо турецкому султану (30 ЗАЛ)

Достоверность именно изображенного на картине исторического события можно бесконечно ставить под сомнение. Но в те времена, когда запорожские казаки составляли серьезную проблему для османского султана, вполне вероятно могло иметь место написание и отправка хохмического ответа на письмо турецкому царю. Конечно, в интернете можно найти несколько вариантов как самого послания султана, так и ответа казаков, но достоверных источников не регистрируется. Копия картины, написанная Репиным параллельно с основной версией, хранится сейчас в Харьковском музее.

Иван Грозный убивает сына (ЗАЛ 30)

В 2018 году полотно подверглось злостному вандальному нападению со стороны молодого человека и в настоящий момент находится на реставрации, на месте картины демонстрируется репродукция. Однако это не первое покушение. Более 100 лет назад а полотно было совершено аналогичное покушение. Сюжет картины — трагический случай, однако, не подтвержденный историческим фактами – даже при эксгумации останков сына Ивана Грозного не было обнаружено подтверждающих насильственную смерть повреждений.

Вечерний звон, Левитан (37 зал)

Художник-пейзажист изобразил на картине русскую природу во всей ее красе, удивительно затронув самые глубинные струны души. Неспешный бег реки, лодочная пристань и церковь на дальнем берегу – все такое понятное и знакомое, родное. Хотя картинные критики выделяют три плана произведения, которые существуют на полотне вполне самостоятельно, в общем пейзаж воспринимается единым целым, наполненным тепла и душевности российской глубинки.

Девочка с персиками, Серов (ЗАЛ 40)

Хотя прототипом для главной героини портрета стала дочь промышленника Мамонтова – Вера, в целом девочка является собирательным образом юности и озорства. Серов очень часто гостил в Абрамцево, где встречался с Мамонтовыми, не однократно писал портреты всей семьи.

Московский дворик, Поленов (ЗАЛ 35)

Тепло и уют столичного двора конца 19 века передает картина Поленова, западает в душу и запоминается надолго. Примечательно, что переехав из Петербурга в Москву, художник снимал квартиру в районе Спасопесковской церкви (ныне сохранившаяся на Новом Арбате от 18 века строении) и ее вместе с видом из окна изобразил на своей картине.

Шесть дней в неделю (понедельник-выходной) открывает посетителям свои двери Третьяковская галерея картины которой будет приятно осмотреть и гостям столицы, и любителям живописи.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.