Виктор Михайлович Васнецов.
В своем проекте пристройки к дому Третьякова, предназначенной для публичного показа коллекции русского искусства, художник и архитектор Виктор Васнецов соединил современность и мотивы народного прикладного искусства. Однако он строил не всю галерею. Примерно в 1900 году (точная дата не известна) он был приглашен для создания главного входа и фасада галереи, которая существовала с 1892 года, когда купец П. М. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Здание, в котором помещалась коллекция, было частью более раннего комплекса типичных для Замоскворечья строений, включавшего дом Третьякова, первоначально подвергшийся расширению в 1873 году для размещения частного собрания. Создавая пристройку для входа в продолговатое старое помещение, где размещалась основная масса картин, Васнецов стремился собрать в фокус все постройки, разбросанные вокруг центрального двора. Работа над фасадом может быть точно датирована 1903 годом, а закончилась, вероятно, в 1905 году.


Автор архитектурного проекта третьяковской галереи

Автор архитектурного проекта третьяковской галереи

В. М. Васнецов. Эскиз фасада Третьяковской Галереи в «русском стиле»

Васнецовский проект входа содержал слегка оштукатуренный и окрашенный кирпичный фасад, четко организующий пространство, а также служащий плоскостью для размещения в своей верхней части декоративных поясов в русском народном стиле. Эти пояса включают керамический фриз, напоминающий символическую живопись в манере fin de ciecle, большую надпись на белом фоне, стилизованную под русское средневековое письмо (в ней объявляется о дарении галереи) и орнаментальный кирпичный бордюр. Превосходное качество московской архитектурной керамики, большая часть которой поставлялась Абрамцевской керамической мастерской, расширившейся и перенесшей свое производство в Москву, способствовало тому, что новая архитектурная эстетика включила в себя элементы традиционного декора. Русские мотивы входа в Третьяковскую галерею отличаются от подобных творений «псевдорусского» стиля, в которых фасады были перегружены буквальными репродукциями старинного декора.

Автор архитектурного проекта третьяковской галереи

Историческое здание Третьяковской галереи (Москва, Лаврушинский переулок, 10

Источник: otvet.mail.ru


В основу своего проекта архитекторы положили принцип скрупулезного следования конфигурации объема здания, спроектированного архитекторами «Моспроекта-4» по руководством А.В. Бокова, а также существующим в нем пространственным взаимосвязям. В частности, тот факт, что вдоль фасада, обращенного к Кадашевской набережной, сосредоточены не выставочные залы, а общественные зоны комплекса (фойе, кафе, рестораны, магазины и пр.), подсказало авторам идею сделать его максимально раскрытым на город. Ведь «лицо» фасада – это его окна, а в случае с музеем окна уместны лишь там, где нет экспозиционных и архивных помещений, поскольку условия хранения и показа произведений искусства исключают прямой солнечный свет. Эти окна уподоблены картинам, что позволит образно подчеркнуть его главную функцию и предназначение. «Картины» размещены по принципу шпалерной развески, когда произведения искусства, разделяемые лишь тонкими рамами, закрывают всю плоскость стены. Этот прием придает фасаду дополнительную выразительность и динамизм. Главный вход трактован как портал-рама, предваряющая пространство атриума с фонарем верхнего света, который пронизывает здание насквозь и тем самым связывает современность с историей.

У окон-«картин» будет двойное остекление. Его внутренний слой будет выполнять все необходимые теплоизоляционные функции, тогда как внешний слой собирается из крупноформатных стекол размером 3 на 6 метров, которые станут полотном для тематической инсталляции по мотивам собрания Третьяковской галереи, реализованной методом цифровой печати.
мы «картин» предполагается выполнить из белого камня. Вообще в качестве основных облицовочных материалов фасадов будут использованы фактурный красный кирпич и белый камень – сочетание, более чем традиционное для этой части города в целом и зданий Третьяковской галереи в частности. Материал и цветовая гамма нового корпуса, таким образом, подчеркнут преемственность архитектурного языка корпусов музея, построенных в различные исторические периоды.

Источник: www.speech.su

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С. Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.


По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в «Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры – В.А. Серов, И.С. Остроухов, И.Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 – нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899–1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3–7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей


История создания Третьяковской галереи

 

ПЕРЕДАЧА ГАЛЕРЕИ П.М.ТРЕТЬЯКОВА В ДАР МОСКВЕ. 1892–1898

Летом 1892 года неожиданно умер младший из братьев Третьяковых Сергей Михайлович.  Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата; в завещании были и такие строки: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома…  где помещается его художественная коллекция…  то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М.Третьякову.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом).
сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М.Третьяков был утвержден попечителем Галереи.  Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. Вскоре действительно посыпались благодарственные адреса, письма, телеграммы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять 5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам. В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения (Павел

Михайлович был вынужден закрыть ее в 1891 году из-за происходивших краж произведений).

В декабре 1896 года П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни.
ртины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. В 1890-е годы собрание пополнилось произведениями Н.Н.Ге, И.Е.Репина, А.К.Саврасова, В.А.Серова, Н.А.Касаткина, М.В.Нестерова и других мастеров. Начиная с 1893 года П.М.Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их. Для этого он переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая по крупицам ценные сведения, иногда предлагая поменять название картины. Так Н.Н.Рерих соглашался с Павлом Михайловичем при составлении каталога 1898 года: «…Для языка, действительно, лучше название краткое, хотя бы такое «Славянский городок. Гонец». Это был последний подготовленный Третьяковым каталог, самый полный и точный. В 1897–1898 годах было вновь расширено здание Галереи, на этот раз за счет внутреннего садика, в котором любил гулять Павел Михайлович, жертвовавший всем ради любимого детища. Устройство коллекции Сергея Михайловича, новая перевеска картин отнимали у Третьякова много сил. Времени и энергии требовали и торгово-промышленные дела, и участие во многих обществах, и  благотворительность. Павел Михайлович принимал активное участие в деятельности  Московского

общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий.
просьбе И.В.Цветаева Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).  Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухи-Маклая , о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Очень переживал он и болезнь жены, которую разбил паралич. В ноябре 1898 года Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря Павел Михайлович Третьяков скончался.

История галереи. Государственная Третьяковская галерея

 

ПАМЯТНИК П.М.ТРЕТЬЯКОВУ

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и умершим в 1892 г. братом Сергеем; в 1948 г. его останки были перенесены на Серафимовское кладбище (Новодевичий монастырь). Надгробие работы скульптора И. Орлова по проекту художника И. Остроухова (гранит, бронза).

После 1917 г. перед фасадом Третьяковской галереи на прямоугольном постаменте был поставлен памятник-бюст В.И.Ленину. Спустя некоторое время, в 1939 г, на этом месте был установлен памятник, скульптурное изображение Председателя Совета министров СССР И.В.Сталина. Скульптура С.Д. Меркулова высотой 3,5 метра, изображающая Сталина во весь рост, выполнена в красном граните.
сле демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее, имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). 29 апреля 1980 г. на месте удалённого памятника Сталину был поставлен, наконец, памятник основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову, скульптура, которая существует поныне. Это гранитная четырехметровая статуя, созданная по проекту скульптора А. П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина.

 

 «ПОСМЕРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ТРЕТЬЯКОВЫХ

Даниловское кладбище прежде славилось своим особенным «третьесословным» колоритом, впрочем, не вполне утраченным и до сих пор. Историк Москвы А. Т. Саладин в 1916 году констатировал: «Даниловское кладбище можно смело назвать купеческим, да другим оно и быть не могло, близко примыкая к купеческому Замоскворечью. Пожалуй, ни на каком больше московском кладбище нет такого обилия купеческих памятников, как на этом». С тех пор многое изменилось. Не найти здесь теперь могил известных московских купцов Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных…

Пожалуй, наиболее знаменитым купеческим захоронением Даниловского кладбища, а может быть и всей Москвы, был участок Третьяковых Павла Михайловича, Сергея Михайловича и их родителей. А. Т. Саладин оставил следующее описание: «На могиле Сергея Михайловича – черный мраморный, довольно высокий, но совершенно простой памятник с надписью: «Сергей Михайлович ТРЕТЬЯКОВ родился 19 января 1834 г.
ончался 25 июля 1892 г.». Памятник Павлу Михайловичу в нескольких шагах подальше, под защитной проволочной решеткой, он почти такой же, но в несколько более изысканной обработке. Надпись: «Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ 15 дек. 1832 г. ум. 4 дек. 1898 г.». Однако сегодня всего этого на Даниловском кладбище нет. 10 января 1948 года останки обоих братьев, а также жены П. М. Третьякова Веры Николаевны перенесли на Новодевичье кладбище.

Формально перезахоронение производилось по инициативе Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Председатель Комитета М. Б. Храпченко в письме управляющему трестом похоронных бюро при Моссовете мотивировал свою инициативу так: «Несмотря на договор, заключенный администрацией [Третьяковской] Галереи об охране этих могил и их художественных надгробий, исполненных художником В. М. Васнецовым, могилы эти приходят в крайний упадок. (…) Учитывая ходатайство Дирекции Государственной Третьяковской Галереи, а также просьбу ближайших родственников основателей Галереи, Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР со своей стороны ходатайствует о перенесении останков Павла Михайловича, Веры Николаевны и Сергея Михайловича Третьяковых, а также их художественных надгробий с кладбища Даниловского монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря, где захоронены виднейшие деятели русской культуры и искусства».

Что председатель комискусства спутал кладбища Даниловского монастыря и Даниловское, не столь уж и странно – их путают до сих пор, хотя первого не существует уже семьдесят с лишним лет. Странно звучит обоснование необходимости перенести могилы: на старом месте-де они «приходят в крайний упадок». Однако могилы, о которых заботятся, никогда «не придут в упадок», если же их забросить – упадок обеспечен, находись они хоть у самой кремлевской стены. Урна с прахом Маяковского стояла в лучшем тогда в стране колумбарии Донского кладбища и «прийти в упадок» никак не могла – тем не менее ее все равно перенесли на Новодевичье.

Подоплека всех этих перезахоронений была, конечно, совсем иная, и, судя по письму Храпченко, раскрывать ее власти не очень-то хотели: в Москве разворачивалась кампания по сбору и концентрации в Новодевичьем пантеоне останков знаменитых личностей. Причем перезахоронения производились не только с кладбищ, подлежащих ликвидации, но вообще отовсюду, кроме, может быть, кладбища Ваганьковского – традиционно второго по значению после Новодевичьего.

Некоторые источники (например, энциклопедия «Москва») указывают, что Сергей Михайлович Третьяков покоится все же на Даниловском кладбище. Это не так. В архиве Третьяковской галереи имеется «Акт о перезахоронении останков П. М. Третьякова, В. Н. Третьяковой и С. М. Третьякова с Даниловского кладбища на кладбище Новодевичьего монастыря от 11. 1. 1948 г.». Помимо акта и прочих бумаг в архиве есть и несколько фотографий: на одних запечатлен момент эксгумации, другие сделаны уже на Новодевичьем кладбище у края свежевырытой могилы. Фотографии не оставляют места никаким сомнениям.

Но вот что любопытно: в архиве соседнего Даниловского монастыря среди карточек на похороненных здесь находится и карточка Сергея Михайловича Третьякова. Выходит, Даниловский монастырский погост также претендует быть местом его погребения? Нет, конечно. Имея свидетельство А. Т. Саладина и вышеназванный Акт, эту версию можно смело отбросить, сделав зато интереснейший вывод: поскольку Сергей Михайлович в монастыре погребен не был, а документы тем не менее на него там «заведены», очевидно, Даниловское кладбище являлось своего рода филиалом монастырского – может быть, не всегда, но какое-то время.

На Даниловском же кладбище сохранилась могила родителей прославленных меценатов. Вернее, их памятник. Слева от главной дорожки, почти сразу за мемориалом погибших в Великой Отечественной войне, окруженный проржавевшими до крайности фрагментами кованой ограды, стоит крепкий, напоминающий русскую печку, слегка покосившийся обелиск с надписью:

«Михаил Захарович Третьяков
Московский купец
скончался 1850 г. Декабря 2 дня.
Жития его было 49 лет, 1 м. и 6 дней.
Александра Данииловна Третьякова
родилась в 1812 году.
скончалась 7-го февраля 1899 года».

Лежат ли нынче под обелиском чьи-либо останки – мы точно не знаем. Казалось бы, кому могло прийти в голову потревожить кости старших Третьяковых? Ан, видно, могло. Перенесение на элитное кладбище основателей крупнейшей картинной галереи как-то еще объяснимо, но вот что еще придумали тогда их почитатели: согласно «гарантийному письму», хранящемуся в архиве Третьяковки, Мытищинская скульптурная фабрика № 3 обязывалась произвести на Даниловском кладбище: «а) Изъятие праха Третьякова П. М. и погребение его на Ново-Девичьем кладбище, б) Изъятие праха Третьякова М. З. и погребение в могилу вместо праха Третьякова П. М., в) Передвижку памятника Третьякова М. З. на место памятника Третьякова П. М.».

Досталось же Третьяковым! И старшим, и младшим. Кстати, в «гарантийном письме» почему-то ни слова не говорится об Александре Данииловне. Отца, выходит, перезахоронили на место сына (если перезахоронили), а мать нет? Загадка. Вот и получается, что утверждать наверняка, покоятся ли нынче старики Третьяковы под своим «именным» надгробием, невозможно.

В глубине Даниловского кладбища, у самой апсиды Никольского храма-часовни стоит едва приметный памятник – низкая колонна розового гранита. Там похоронены братья и сестра Павла Михайловича и Сергея Михайловича, умершие почти одновременно в младенчестве в 1848 году во время эпидемии скарлатины – Даниил, Николай, Михаил и Александра. Это единственная могила рода Третьяковых, на которую никто никогда не покушался.

Рябинин Ю. «Посмертное путешествие» семьи Третьяковых. Московский журнал 01.06.2004

Источник: histrf.ru

Возрождение при царе Александром III русского средневекового стиля в архитектуре советскими историографами и искусствоведами подверглось жесткому остракизму.

82aa40ede75e42adb991adb6fe1f541f.jpg

Гневные «филиппики» разоблачали реакционность и неестественность так называемого «неорусского» стиля, который в 80-х годах 19-го века стал символом возрождения русского духа и формирования новых идентификационных меток русского народа.

По иронии судьбы его главным апологетом стал абсолютный этнический немец – Царь-миротворец Александр Александрович, на самом деле лишь выразивший своими культурологическими пристрастиями общее возвращение общества того времени к русским корням. И этот «мейнстрим» просуществовал вплоть до революции.

Таким образом, Третьяковская галерея, питерский Храм на крови, исторический музей на Красной площади и ГУМ, вместе с собором Василия Блаженного, Грановитой палатой и множеством других памятников средневековой архитектуры –– стали частью общего русского культурного кода, и образными метками национальной самоидентификации русской цивилизации в глобализационном мире.

Наше обращение к теме Третьяковской галерее совершенно не случайно. 18 мая весь мир отмечает Международный день музеев, а 22 мая 2016 года исполняется 160 лет Государственной Третьяковской Галерее, национального музея русского изобразительного искусства (1856).

История самого известного российского и самого русского музея началась в 1856 году, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».

b555229a15e217a83ac1660d0c380558.jpg

В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором Василием Башкировым по рисункам художника Виктора Васнецова.

8bf9ec7a5d91a6a648fcfc3bd58c19ed.jpg

Руководил строительством московский архитектор Александр Калмыков. Участие Васнецова в проекте придало зданию необыкновенную иллюстративность. Оно будто сошло с красочных страниц русских народных сказок, расцвело древнерусской буквицей на московской земле, вбирая, развивая и преумножая русский стиль 11-17 веков с его богатством зримых духовных символов, узорочьем букв и, конечно же, насыщенной бардовой колористикой фасадов с золоченным обрамлением козырьков главного входа.

Здание, являясь иконой стиля, само по себе чем-то схоже с классической русской иконой и её атрибутами.

Совместный продукт Василия Башкирова и Виктора Васнецова оказался безупречным примером симбиоза искусств, где оба участниками являются искренними приверженцами «неорусского стиля». Между прочим, Третьяковская галерея далеко не единственный их совместный проект. Здесь еще можно добавить, как прелюдии к галерее, дом Васнецова в переулке Васнецова 13 (Москва, 1893—1894) и особняк И. Е. Цветкова (1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).

Отметим, что Василий Николаевич Башкиров не входит в плеяду великих русских архитекторов. И «Третьяковка», пожалуй самое известное из его творений.

8d3e76fe555334ddffbe5fa7defa2a4b.jpg

Родился будущий апологет «неорусского стиля» в 1870 году в Вятской губернии. В 1893 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1897 году — Императорскую Академию Художеств со званием художника архитектуры. В 1896 году был допущен к исполнению архитектурного проекта на получение звания художник-архитектор по классу архитектора А. Н. Померанцева. В 1900 году Башкирова приняли в Московское архитектурное общество. C 1904 по 1907 годы зодчий работал в Службе производства тока городских железных дорог, для которой спроектировал здание Центральной электрической станции городского трамвая (1906, Москва, Болотная набережная, 15). Их сохранившихся творений архитектора можно еще отметить здание Пречистенских курсов (1905, Москва, Курсовой переулок, 17), учебное здание (1911, Москва, Большой Саввинский переулок, 10), пристройку к Кустарному музею (совместно с А. Э. Эрихсоном, 1912, Москва, Леонтьевский переулок, 7), жилой дом (1908 — 1913, Москва, Первый Неопалимовский переулок, 10), Троицкий храм деревни Аверкиево (1911-1914, Московская область, Павлово-Посадский район).После 1917 года жизнь зодчего исчезла с «радаров истории».

Руководитель строительных работ – Александр Михайлович Калмыков также не входит в плеяду блистательных российских архитекторов, хотя вклад его в преображении Москвы все-таки ощутим. Большинство работ сделаны либо совместно с кем-то из коллег. Либо это руководство строительством, переделки, перепланировки. Его наиболее яркие самостоятельные работы связаны с промышленной архитектурой. Из здесь на первом месте — знаменитые производственные корпуса фабрики «Красный Октябрь» (бывшая «Эйнем») на Берсеневской набережной (1911).

c9fb81545e83a1602ea7d604f928e96b.jpg

Родился будущий архитектор в 1863 году в Москве. В 1889 году окончил с Малой серебряной медалью Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1891—1904 годах служил участковым архитектором. Помимо собственной архитектурной практики, выполнял заказы на постройку зданий по чужим проектам. В послужном списке значатся такие работы, как: мелкие строительные работы в Заиконоспасском монастыре (1892, Никольская улица, 9), постройки во владении Товарищества Бахрушиных (1892, Зацепский вал, 37/12), ремонт Городской думы (1897, Площадь Революции, 2), фабричные здания и дом управляющего на макаронной фабрике Динга (1902, Третья Рыбинская улица, 22—24), дом Н.А. и И.А. Абрикосовых при фабрике «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» («Директорский дом»), совместно с архитектором Б. Н. Шнаубертом (1902—1905, Малая Красносельская улица, 7), доходный дом (1903, Лебяжий переулок, 8), доходный дом Н.Г. Григорьева («Пятницое подворье») (1903—1904, Пятницкая улица, 10), перестройка флигеля Морозовской богадельни (1905, Шелапутинский переулок, 3), доходный дом (1908, Третий Кадашёвский переулок, 5), доходный дом (1908, Первый Голутвинский переулок, 3), производственные корпуса Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий (1911-1912, Первый Голутвинский переулок, 8, Якиманская набережная), склад во владении Товарищества Бахрушиных (1914, Зацепский вал, 37/12), достройка жилого дома по изменённому проекту (1924, Милютинский переулок, 20/2 — Бобров переулок, 2/20). Умер архитектор в 1930 году.

К сказанному добавим, что творение четырех талантливых людей: Третьякова, Васнецова, Башкирова и Калмыкова – после революции получило свое развитие. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

21187316140f9b02ca454084f4775239.JPG

В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985-1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

41cb1365ee93fdc6432576407ff18347.jpg

В 1980-х годах, из-за возросшего количества посетителей, было принято решение по расширению площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Сегодня в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» входит:

7aed323af5341e071e632caf6235ad45.JPGТретьяковская галерея на Крымском Валу

76e199085ded590dc15e64bba3355766.jpgТретьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10

2bc9b8650be98ad3a19633f034ea23db.jpgМузей-храм Святителя Николая в Толмачах

7da88ebbd44cb60a51bdd49f0e4216c6.jpgМузей-мастерская А. С. Голубкиной

632e37205d6be098362d4d1e76974f80.jpgДом-музей В. М. Васнецова

76a9dd7fb0edd0329fdfc626a4211aa9.jpgМузей-квартира А. М. Васнецова

dc2be90d86a174b402c552126c8bb23c.jpgДом-музей П. Д. Корина.

Источник: ardexpert.ru

В свой десятый день рождения бюро SPEECH представило выставку архитектурной фотографии и графики в Мультимедиа Арт Музее. В экспозиции – все главные достижения последних лет: от проекта нового здания Третьяковской галереи до Венецианской биеннале и Берлинского музея архитектурного рисунка.

Созданное Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым десять лет назад бюро SPEECH стало одним из главных архитектурных брендов, представляющих Россию на мировых выставках. Экспозиции, инсталляции, арт-объекты, бизнес-центры, спортивные площадки к Чемпионатам мира по хоккею и футболу – это далеко не полный список того, что удалось построить за десять лет своего существования сотрудникам бюро.

«Для нас важны самые разные аспекты нашей профессии: архитектура выставочных пространств, архитектура детали, архитектура как абстрактный объект, архитектура как процесс познания. Именно поэтому задача создания временных инсталляций и выставочных объектов является не менее значимой, чем само возведение зданий. Возможно, это одна из самых интересных тем,» – говорит Сергей Чобан.

SPEECH занимается не только реализацией проектов, но и градостроительными исследованиями. На вопросы, как сделать город красивым, как подобрать для него подходящую архитектуру, Чобан предлагает искать гармонию в контрастах и создавать средовую архитектуру: такую, которая не будет подавлять всю окружающую застройку, но поразит игрой форм и богатством текстуры.

Выставка «Василий Кандинский. Контрапункт», ГТГ, 2016

Для выставки «Василий Кандинский. Контрапункт» в здании Третьяковской галереи на Крымском валу архитекторы бюро предложили дизайн-проект оформления двух залов, в котором разместили две картины –»Композиции VI» и «Композиции VII». Конструкция полностью скрывает советскую архитектуру залов музея так, что зрителя словно выбрасывает в совершенно иную реальность. Вместо холодных белых стен и желтого освещения посетитель выставки оказывается в абсолютно черном круглом помещении с двумя экранами, на которых транслируются ролики об истории создания картин и слайд-шоу с фотографиями самого Кандинского. Если вы не очень хорошо знакомы с его творчеством, то ролики не дадут вам полного представления о масштабах полотен, но когда вы, на секунду выйдя на свет, перейдете в следующий восьмигранный зал, то все вопросы разрешатся сами собой: лаконичное черное пространство и только две картины, перед которыми можно провести несколько часов, поворачиваясь то к одной, то к другой.

Музей архитектурного рисунка в Берлине, 2013

В Музее архитектурного рисунка в Берлине в постоянной экспозиции представлена коллекция Фонда Сергея Чобана, основанного в 2009 году, а также там проводятся выставки из собраний других коллекционеров и музеев мира. Для строительства музея городские власти Берлина выделили небольшой участок, где раньше располагалось одноэтажное здание заводского гаража. Остальные фабричные корпуса были реконструированы и в духе времени приспособлены под современный офисный и культурный центры.

Инсталляция «Глаз архитектора» на выставке INTERNI LEGACY в Милане, 2012

На выставке INTERNI LEGACY, прошедшей в Милане в 2012 году, Сергей Чобан и бюро SPEECH представили инсталляцию «Глаз архитектора». Темы выставки была заявлена как «Взаимодействию современности и исторического наследия». Арт-объект представлял собой большое глазное яблоко с вращающимся светодиодным зрачком, оглядывающим пространство вокруг себя, и был расположен во дворе двухэтажного палаццо XVIII века. Идея авторов проекта заключалась в том, что архитектор через зрительные образы реальных памятников архитектуры прошлых эпох впитывает красоту и эстетику исторической среды и потом, переосмысливая этот опыт веков, воплощает его в своих проектах.

Новое здание Государственной Третьяковской галереи, проект, 2013

В 2013 году архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи, предложив проект здания с шестиметровыми окнами-картинами. Его реализация намечена на 2018 год. Новый музейный корпус будет находиться на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка. В нем разместится часть собрания галереи и произведения из запасников музея, а также будут проводиться временные выставки. Проект был предложен в рамках концепции развития Государственной Третьяковской галереи до 2020 года и создания музейного квартала. Пока сложно сказать, насколько успешным будет инновация с архитектурной точки зрения и будет ли она полностью соответствовать потребностям музея – среди специалистов проект вызвал много критики.

Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции, 2012

Один из наиболее зрелищных проектов бюро был реализован в рамках Архитектурной Биеннале в Венеции в 2012 году. Экспозиция i-citi/i-land представляла собой круглый зал с гигантским куполом, полностью облицованный светящимися и мерцающими экранами с QR-кодами, отражающимися в зеркальных полах. С одной стороны, подобное решение отсылало к основе основ всей истории архитектуры – римскому Пантеону с его круглым отверстием в куполе – окулусом, а с другой – к проекту инновационного центра Сколково. Инсталляция была посвящена градостроительной концепции иннограда и участию зарубежных и российских архитекторов в ее реализации.

Павильон России на «ЭКСПО-2015» в Милане, 2015

На ежегодной всемирной выставке «ЭКСПО» 2015 года Сергей Чобан представил реминисценцию на легендарный монреальский павильон СССР на «ЭКСПО’67», построенный М.В. Посохиным, с той разницей, что консольный вынос над входом в павильон был растянут на 30 метров и дополнен зеркальным покрытием по всей поверхности, отражающим все и вся. Символика осталась не вполне ясна, но архитектор прокомментировал подобное решение так: «Не менее важной задачей архитектурного воплощения стало проявление национальных, исконно русских черт. Россия – страна бескрайних просторов, длинных расстояний, природных лесных массивов».

Источник: www.m24.ru


Categories: Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.