Пещера Ласко

Великое археологическое открытие произошло случайно в 1940 году в пещере недалеко от Монтиньяка, расположенной в юго-западной части Франции. Во время грозы упало дерево, которое приоткрыло вход в пещеру группе любопытных подростков. Юноши обнаружили внутри наскальные рисунки, многие из которых сохранились идеально.

Пещера во франции

Пещера Ласко небольшая – длина проходов составляет всего 250 метров. Однако тут расположены тысячи изображений, выполненных минеральными красками черного, желтого и красного цветов. Под сводами пещеры можно увидеть людей, символы и животных – их тут больше всего. Лошади, олени, бизоны, носороги изображены в движении. Ученые разделили пещеру на тематические залы.

Широкую известность получил Зал быков. Другое его название – Ротонда. Размер одного из четырех изображенных в этом зале быков – более пяти метров. На сегодняшний день это крупнейший из когда-либо обнаруженных наскальных рисунков.


Пещера во франции

Пещера во франции

Предполагают, что древняя живопись, найденная в пещере Ласко, была сделана в 18-15 веках до нашей эры. Во время раскопок тут также обнаружены похожие на украшения предметы и костяные орудия.

С 1979 года Ласко внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход для туристов закрыт уже более двадцати лет. Однако все желающие могут побывать в ее копии и познакомиться с живописью легендарного Зала Быков и Осевого прохода – часть пещеры воссоздана в натуральную величину в 200 метрах от оригинала.

Пещера Коске

На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.


Пещера во франции

В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.

Пещера во франции

Пещера во франции

Пещера во франции

Большая часть рисунков, созданных примерно 29 тысяч лет назад, уничтожена морской водой. Самые древние – простые очертания, отпечатки ступней и ладоней. Позже были выполнены изображения животных и птиц. Примечательно, что тут можно увидеть тюленей, пингвинов и медуз.


Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Пещера во франции

Пещера во франции


Пещера во франции

Пещера во франции

Как и многие другие пещеры, Шове сегодня закрыта для посещения туристами. Однако побывать внутри можно, посмотрев фильм «Пещера забытых снов».

Пещера Нио

Еще одно скопление древних рисунков находится на юго-востоке Франции. Уже с семнадцатого века пещера Нио известна любопытным путешественникам и местным жителям. Им даже не приходило в голову, что изображения на стенах – уникальный образцы наскальной живописи, поэтому тут можно увидеть рядом с рисунками надписи.

Пещера во франции


Все изменилось в 1906 году, когда капитан Моляр решил составить подробный план этого места и открыл зал, который позже назвали Черным салоном. Этот зал – самый большой в пещере. Изображения животных расположены не беспорядочно, они сформированы в отдельные композиции. Древний художник необычным образом использовал естественное углубление пещеры. По форме оно напоминает голову оленя. Сверху дорисованы рога – получилось необычное объемное изображение.

Археологи продолжили изучение пещеры. В 1970 году обнаружен еще один зал – Ресо-Кластр. Внутри него можно увидеть наскальную живопись и отпечатки ног наших далеких предков. Предполагают, что они принадлежали детям не старше двенадцати лет.

Пещера во франции

Пещера во франции

Пещера во франции

Рисунки в Нио были нанесены в период 11500-10500 до нашей эры. Больше всего здесь изображений животных: козлов, оленей, бизонов. Вероятно, тут проводили обряды для привлечения удачи на охоте, так как на стенах много рисунков зверей, пронзенных стрелами.

Первые образцы древней живописи можно увидеть уже в 500 метрах от входа. Большая часть наскальных изображений находится в главном туннеле, протяженность которого 2 километра.


Для туристов рядом создан Пиренейский парк доисторического искусства, в котором можно познакомиться с образом жизни древнего человека и лучше понять выполненные им наскальные рисунки.

Исследование работ древних художников продолжается и в наши дни, многие из них так и не разгаданы. Губительное воздействие на древнюю живопись оказывает изменение температуры и влажности, поэтому вход во многие пещеры закрыт или ограничен, а рядом с ними открыты музеи для туристов.

Как вам статья?

Источник: worldrockart.ru

История

Оригинальный грот Ласко был обнаружен случайно — в начале осени 1940 года группа подростков гуляла в лесу вблизи скал и нашла узкий лаз, открывшийся после падения дерева. Дети заинтересовались лазом, думая, что там могут быть спрятаны сокровища. И сокровища действительно были, хоть и совсем не те, на которые надеялись подростки.


Обнаружив наскальные рисунки, школьники сообщили о необычной пещере учителю — так она и стала известна широкой общественности. Первым ученым, начавшим исследование грота Ласко, стал Анри Брейль. Уже спустя 9 дней после находки он посетил открывшийся лаз, составил описание рисунков и занялся установлением их подлинности. Спустя несколько месяцев, проведенных за исследованиями, Брейль сделал вывод, что живопись относится к перигорской культуре — эпохе позднего палеолита (сегодня исследователи относят ее к солютрейской культуре).

С 1948 года Ласко открыли для туристов, и в течение следующих 15 лет количество посетителей неуклонно росло. В результате было замечено, что посещения нарушают экосистему пещеры, а сохранность наскальной живописи под угрозой из-за избытка углекислого газа, выделяемого посетителями. В течение 50-х годов предпринимались неоднократные попытки восстановить в гроте нужную атмосферу с помощью аппаратуры. Но все же в 1963 году Ласко решили закрыть для широкой публики.

Сегодня посещения оригинальной пещеры по-прежнему запрещены — здесь работают ученые, регулируя температуру и уровень влажности, а также очищая стены от грибка 2 раза в месяц. Однако для туристов к 1983-му году была создана Ласко II — точная копия двух главных залов пещеры в натуральную величину. Искусственный грот находится в 200 метрах от настоящего. Также копии отдельных рисунков можно увидеть в парке То (Thot) вблизи коммуны Монтиньяк.

Как добраться до пещеры Ласко

Легендарный грот находится в районе Перигора на юге Франции. Он расположен в известняковой скале вблизи реки Везер, неподалеку от коммуны Монтиньяк.

Точный адрес: 24290 Монтиньяк, Франция.

Как добраться из Парижа:


  • Вариант 1

    Автобус:рейсом перевозчика Ouibus c парижского ж/д вокзала Берси можно доехать до города Бордо. В пути около 8 часов.

    Поезд:от ж/д вокзала Бордо Сен-Жан поездом TER нужно добраться до городка Сарла (Sarlat). В пути почти 3 часа.

    Автобус:на ж/д вокзале Сарла сесть на автобус №6 и ехать до остановки Place Pasteur около 7 минут.

    Автобус:на остановке Place Pasteur сесть на автобус №7 и ехать до коммуны Монтиньяк около получаса.

    Пешком:от остановки Place Tourny в коммуне Монтиньяк идти пешком около 2 км.

  • Вариант 2

    Поезд:с парижского ж/д вокзала Монпарнас на поезде TGV, идущем в сторону Бордо, доехать до станции Libourne. В пути почти 3 часа.

    Поезд:на станции Libourne пересесть на поезд TER, идущий в сторону Tulle, и выйти на станции Niversac. В пути 1 час и 12 минут.

    Автобус:на ж/д вокзале Niversac сесть на автобус №7 и ехать до Монтиньяка.

    Пешком:от остановки Place Tourny в Монтиньяке идти пешком около 2 км.

  • Вариант 3

    Автомобиль:расстояние между Парижем и коммуной Монтиньяк — 520 км по трассе А20.


Пещера Ласко на карте

Что посмотреть

Древняя пещера Ласко не так уж велика, хотя и вмещает в себя более 2 000 наскальных рисунков. Условно она состоит из центрального Зала быков (или Ротонды быков) и двух ответвляющихся от него тоннелей — Осевого прохода и Кошачьего лаза. Последний, в свою очередь, делится на несколько зон, а также имеет отдельную ветку Колодец. Столь оригинальные названия части грота получили еще от Анри Брейля, однако в дальнейшем ученые решили не менять их.

План пещеры Ласко
  • Ротонда быков — самый интересный и крупный зал пещеры Ласко, его размеры составляют 6х17 метров. Свое имя он получил в честь изображенных здесь черных быков. Композиция включает всего 4 рисунка, но зато каких! Один из быков в длину протянулся на 5 метров — то ли фантазия художника преувеличила размеры животного, то ли изображение и вправду выполнено в натуральную величину. Но кроме быков здесь же можно найти и массу других рисунков: медведи, лошади, олени.

  • Осевой проход — более низкий и узкий тоннель сразу после Зала быков. Его стены расписаны изображениями оленей, коров, буйволов и лошадей, некоторые из них были закрашены методом распыления. Видимо, древние художники умели распылять краску из трубочки.
  • Пассаж — вторая ветка из Ротонды быков, где рисунки, увы, пострадали от перемещения воздуха.
  • Неф — высокий 20-метровый зал с изображениями все тех же коров и оленей. Но здесь также к ним присоединяются бизоны и некие символы, которые до сих пор не расшифрованы учеными. В этом месте Ласко есть и необычный рисунок то ли жилища, то ли ловушки для животных — загадочные черные квадраты.
  • Кошачий лаз — узкий и длинный зал с единственными во всей пещере Ласко рисунками кошек (точнее, животных из семейства кошачьих). Кроме них в гроте немало вездесущих быков, оленей и зубров, есть непонятные знаки, а также рисунок лошади анфас. Все остальные лошади здесь изображены в профиль.
  • Апсида — участок, ведущий к другому узкому и длинному тоннелю, Колодцу. Он богат на самые разные изображения, общей сложностью их здесь около 1 000 штук. Уникальным же среди них является рисунок северного оленя (единственный в пещере).
  • Колодец (или Шахта) — самый глубокий и оригинальный зал, в который ведет длинный, спускающийся вниз на 5 метров тоннель. В этом месте находится целая композиция, иллюстрирующая сцену охоты или же некий доисторический миф. На ней изображен буйвол, атакующий охотника, а также уходящий в сторону и, судя по всему, раненный носорог. Это первый рисунок в Ласко, на котором есть люди.

Интересно: в Зале быков на одном из наскальных рисунков изображен единорог — эта доисторическая картина и сейчас вызывает массу вопросов у исследователей.

Часы работы и стоимость билетов

Международный центр Ласко, где продаются билеты в пещеру и собираются туристические группы, имеет следующий график работы:

  • С 3 ноября по 30 марта — с 10:00 до 18:00;
  • С 31 марта по 8 июля — с 09:00 до 19:30;
  • С 09 июля по 31 августа — с 08:00 до 21:30;
  • С 1 сентября по 2 ноября — с 09:00 до 19:00;

Последние посетители могут приобрести билеты на этот же день за 2 часа до закрытия.

Стоимость билетов:

  • Взрослый билет — 17 € (~1 487 руб.) Ласко II; 21 € (~1 836 руб.) грот и парк Thot;
  • Детский билет (с 5 до 12 лет) — 11 € (~962 руб.) Ласко II; 13,7 € (~1 198 руб.) грот и парк Thot;

Дети до 5 лет проходят с родителями бесплатно.

Также можно посетить зону археологических раскопок за отдельную плату, но она открыта далеко не всегда.

Подробности о билетах и графике работы смотрите на сайте Ласко.

Экскурсии

В искусственную пещеру можно попасть только в составе группы и в сопровождении экскурсовода. Билеты приобретаются в международном центре Ласко в коммуне Монтиньяк, а сбор группы происходит неподалеку от грота — у сувенирного киоска.

Экскурсионные туры проходят несколько раз в день на английском и на французском языках (на выбор). Туристы, которые приехали к гроту самостоятельно, присоединяются к одной из групп по времени, указанному в билете.

А если хочется увидеть все перед поездкой, желающие могут совершить виртуальный тур по пещере Ласко.

Интересные факты

  • Помимо наскальной живописи при исследовании Ласко также были обнаружены доисторические орудия труда, иглы из кости животных, каменные наконечники и другие следы пребывания людей.
  • Некоторые изображения нанесены на потолке пещеры или на стене в нескольких метрах от пола — очевидно, древние художники умели сооружать леса.
  • Для создания рисунка использовались окиси марганца и железа, а также охра — минералы размельчали в порошок, а затем смешивали с водой или жиром. Контуры некоторых животных вначале вырезали в скале, а потом заполняли красителем.

Полезные советы

  • До Ласко II проще всего добраться на автомобиле, поскольку общественный транспорт к этому месту не ходит. От коммуны Монтиньяк (до которой тоже непросто доехать) можно только идти пешком.
  • В пещере, пусть даже созданной искусственно, поддерживается особый микроклимат, который нужен для сохранности рисунков. Поэтому температура внутри — около +13 градусов. Летом стоит захватить с собой теплую одежду.
  • Посетителям рекомендуется подобрать удобную обувь, в которой будет легко передвигаться по естественному известковому полу.
  • В самом гроте запрещено фотографировать, съемка разрешена только в одном зале у самого выхода.

За огромное количество и разнообразие наскальной росписи пещеру Ласко сравнивают с другой археологической жемчужиной — гротом Альтамира. И пусть в Ласко II воссоздана лишь часть оригинальной достопримечательности, этого достаточно, чтобы привести в восхищение посетителей. Тот же факт, что добраться до грота нелегко, компенсируется обилием поблизости красивых городков. Интересно выглядит как сама коммуна Монтиньяк, так и расположенные рядом деревни Сен-Аманд-де-Коли и Сен-Леон-сюр-Везер. В них нет современной застройки — лишь старинные дома, которые смотрятся так же, как и во времена Средневековья.

Источник: theplacement.ru

Местонахождение: Франция, департамент Дордонь.
Возраст изображений: 18–15 тыс. л. н.
Дата открытия: 1940.

Пещера Ласко́ (также Ляско, фр. Lascaux) входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По драматичности истории открытия она уступает Альтамире, а по древности изображений – Шове, но по количеству и разнообразию рисунков оставляет обеих конкуренток позади, а по известности она, возможно, первая в мире.

[Читать дальше…]Где находится?

Ласко расположена в юго-западной Франции, в долине реки Везе́р, близ городка Монтиньяк на территории департамента Дордонь, который известен множеством обнаруженных стоянок первобытных людей и пещер с наскальными росписями. Знаменитая пещера Кро-Маньон, давшая название людям верхнего палеолита, – тоже отсюда. Дордонь даже заслужила в связи с этим титул «колыбели человечества», но возможно, точнее было бы называть её «детским садом человечества», учитывая, что человек как вид сформировался в Восточной Африке и только оттуда явился в Европу.


Почему так называется?

Название пещеры историческое. Пишут, что оно происходит из окситанского языка, означает «каменистое место», и фамилию Ласко носил дворянский род, владевший местными землями; по-видимому, так называли и саму местность.

Как произошло открытие?

Пещера была открыта случайно: 12 сентября 1940 года четверо юных искателей сокровищ обследовали узкий лаз в склоне холма и действительно нашли клад, только намного более ценный – грот с прекрасно сохранившейся доисторической живописью. Мальчишки сообщили о находке своему школьному учителю, а тот – аббату Анри Брейлю, знатоку первобытного искусства, скрывавшемуся в этих краях от немецкой оккупации. Брейль и стал первым исследователем пещеры. Кстати, именно Брейлю принадлежит идея о сакральном назначении расписанных пещер: «Когда мы посещаем украшенную пещеру, мы проникаем в святилище, где на протяжении тысячелетий разворачивались сакральные церемонии».


Что было потом?

Водить экскурсии в Ласко начали ещё в годы войны, а официально пещера была открыта для посещения в 1948 году и сразу стала одним из самых популярных туристических объектов Франции. То, что сохранялось в первозданном виде тысячелетиями, оказалось возможным разрушить за несколько лет – на полу пещеры появились мхи и лишайники, на стенах и потолке – водоросли и плесень. Чтобы спасти бесценные изображения, в 1963 году государство выкупило пещеру у частного владельца и закрыло её для туристов (часть рисунков, видимо, всё-таки оказалась утрачена). В 1983 году неподалёку от оригинальной пещеры открыли точную копию двух её «залов» – Ласко II. Она построена из бетона на стальном каркасе, а копии изображений сделаны профессиональными художниками с использованием красок, по составу идентичных древним. С 2012 года существует ещё передвижная выставка Ласко III, а в 2016 году в присутствии президента Франции состоялось торжественное открытие точной копии всей пещеры – Ласко IV.

Как устроена Ласко и какие в ней есть изображения?


Как и позднейшие храмы, первобытные святилища — пещеры — состояли из частей (пространств, зон), различающихся по своему назначению, по степени сакральности и, как следствие, по тем изображениям, которые размещались в той или иной части. Названия «залов» и «галерей» в Ласко, которые для удобства описания предложил Брейль, отчасти также заимствуют терминологию из церковной архитектуры.

Центральная зона – «Зал Быков» (или «Ротонда»).


По обеим стенам «Зала быков» тянутся вереницей разномасштабные и накладывающиеся друг на друга изображения животных, создавая впечатление кругового движения. На левой от входа стене движение начинает странный зверь с тупой мордой, отвисшим брюхом и двумя прямыми рогами (его называют «единорогом» или, что логичнее, «двурогом»), перед ним скачут дикие лошади, перекрывающие изображение огромного быка. Три похожих быка идут с правой стороны навстречу.




Роспись идёт по верхней части стен и местами переходит на край потолка. Специалисты спорят, использовались ли для росписи потолка специальные подмостки или просто подножье стен со временем разрушилось, а тогда, тысячелетья назад, оно было достаточно высоким и пологим, чтобы выполнить эти рисунки стоя на нём.

От «Зала Быков» отходят два ответвления. Одно ведёт в «Осевой проход» (или «Осевой тупик»).



Здесь, в «Осевом проходе», находится самое, пожалуй, растиражированное изображение из Ласко, неизменно попадающее во все издания по мировой истории искусства. Это т. н. «Китайская лошадь», написанная золотистой охрой с чёрной контурной обводкой.


Её менее известная соседка по стене не менее прекрасна:


Другой выход из «Зала быков» продолжает узкий и низкий пятнадцатиметровый проход («Пассаж»), переходящий в «Неф» и далее в «Львиный тупик» (или «Кошачий лаз»).




Но, видимо, самая важная зона в Ласко — это углубление в месте соединения «Пассажа» и «Нефа», названное «Апсидой», которое заканчивается провалом глубиной 6 метров — «Шахтой» (или «Колодцем»). Относительно небольшая «Апсида» (до 5 м в диаметре) просто переполнена рисунками животных и знаками, которые выгравированы, а не нанесены краской, трудноразличимы, к тому же наслаиваются друг на друга.


Если «Зал быков» и «Осевой проход» — это «фасад» Ласко для современной публики, разрекламированный в многочисленных репродукциях, то «Апсида» вместе с «Колодцем» в значительной степени от неё скрыта. Как предполагают исследователи, и для самих первобытных посетителей пещеры это была её святая святых. Именно в «Колодце» находится самое таинственное изображение Ласко, т. н. сцена «корриды».


Эта «фреска» не похожа ни на одно изображение в Ласко, да и во всём палеолитическом искусстве с трудом можно подобрать ей аналогии, хотя мотив драматического столкновения человека с быком (в данном случае — с бизоном) хорошо знаком по более поздней традиции. Уникальность сцены вкупе с её иконографической выразительностью и особо сакральным значением рисунка привлекла, разумеется, повышенное внимание специалистов и породила многочисленные интерпретации, которые стоит подробно рассмотреть в отдельном месте.

Сколько лет всем этим рисункам?

Датировка изображений Ласко проблематична, поскольку большинство из них выполнено окисью марганца (чёрная краска) и окислами железа (жёлтая, оранжевая и красная краски), не поддающимися радиоуглеродному анализу. Поэтому для анализа используют органические объекты, найденные в пещере — древесный уголь из светильника, остатки деревянной палки и др.

На официальном сайте Ласко приводятся следующие сведения. В 1951 г. получена датировка 15,5 тыс. л. н. Позднее получены датировки для отдельных изображений – 17,190 ± 140 л. н. и 16,000 ± 500 л. н. Исследования в 1998 г. и 2002 г. дали датировки между 18,600 и 18,900 л. н.

Что означают эти рисунки и для чего их делали?

Это, наверное, самый интересный и самый трудный вопрос из тех, что связаны с палеолитической живописью. Разрешение его, если оно вообще возможно, находится в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии. Здесь можно отметить, что большинство исследователей, конечно, не устраивают наивные теории о примитивной магии (наподобие того, что первобытные охотники, изображая животных, пронзённых копьями, тем самым «наколдовывали» себе удачу на охоте). Понятно, что мы имеем дело со сложно организованным и целостным комплексом мифо-ритуальных практик. Рассмотрение этой крайне важной темы также уместно вынести за рамки статьи о Ласко, при этом можно отметить, что именно Ласко в силу своей исключительной сохранности даёт богатый материал для поисков в данной области.

Можно ли совершить виртуальный тур в Ласко?

Несколько лет назад такая возможность существовала на сайте Министерства культуры Франции, но сейчас виртуальная экскурсия там недоступна. Хочется надеяться, что это временные технические неполадки, потому что помимо всех прочих удобств такого посещения у него были и существенные преимущества перед «живым» осмотром копии знаменитого памятника. Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Яков Шер, бывавший и в оригинальной пещере:

«При том, что копии <…> абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать – бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско-оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это – прежде всего, фрески, затем – звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет».


Основные источники

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. — М., 1973.
Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. — СПб., 2008.
Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. — М., 1972.
Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб., 1997
Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009
Шер Я. А. Первобытное искусство. — Кемерово, 2006.



Источник: a-fixx.livejournal.com

Где находится пещера Ласко

Она лежит в 1 километре южнее городка Монтиньяк, недалеко от реки Везер в юго-западной части Франции, в регионе Перигор.

История открытия

Пещеру нашли в сентябре 1940 года четверо подростков из близлежащего поселения Монтиньяк.
Она так и оставалась бы скрыта под поверхностью Земли, если бы однажды, во время грозы, от удара молнии не упала сосна. Она то и приоткрыла любознательным ребятам небольшой проход внутрь.

Мальчишки, конечно же, полезли в пещеру и обнаружили множество древних наскальных рисунков. Об этом они сообщили своему учителю, и с тех пор это место под пристальным вниманием ученых.

Старая фотография пещеры Ласко
Одна из ранних фотографий

Структура пещеры

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м3

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

рисунки в пещере Ласко
Конечно же, не все рисунки сохранились так хорошо

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Зал быков

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этих быков нарисовали в натуральную величину.

Пещера Ласко. Зал быков
Зал быков

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Пассаж

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Неф

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Пещера Ласко. Франция

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем следует участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Апсида

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Шахта

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

загадочный рисунок в пещере Ласко
Возможно это иллюстрация древней легенды

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Схема пещеры Ласко

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках вы увидите различных животных. Напомним, изображены они в движении.

Время появления этих наскальных рисунков неизвестно. Но ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провели земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились. Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году.

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Пещера Ласко

Имитация древней пещеры — Ласко 2

После того, как реальную пещеру Ласко закрыли, ученые сделали массу фотографий расписанных сводов пещеры. Чтобы дать людям возможность прикоснуться к древнему искусству, решили воссоздать часть пещеры в натуральную величину. Для этого построили сооружение, где воспроизвели живопись древней пещеры. Копию стали называть Ласко 2. Она включает в себя Зал Быков и Осевой Проход и лежит в 200 метрах от оригинальной пещеры. В июле 1983 г. её открыли для посещения.

Пещера Ласко 2

Пещера Ласко 2

Копии наскальных рисунков Ласко находятся в парке дю Тот недалеко от Монтиньяка.

Интересные факты

  1. Доисторическая роспись пещеры настолько потрясающая, что её часто называют «Сикстинская капелла первобытной живописи»
  2. Пещера Ласко объявлена историческим памятником Франции 27 декабря 1940 года (практически с момента своего открытия)
  3. В октябре 1979 г. её внесли в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО
  4. В документальном фильме «Жизнь после людей» показывается, что копия «Ласко 2» разрушится примерно через 10 лет, а вот настоящая пещера сохранится еще тысячи лет
  5. Скорее всего, реальная пещера Ласко больше никогда не будет открыта для туристов

Источник: cattur.ru

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство. Придя в себя, они догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся недоверчиво к их рассказу, но когда вместе с ними сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. 

Так была открыта пещера Ласко*, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор, изобразительное искусство. 

Заслуга французских школьников не ограничивается открытием пещеры. Они устроили возле нее свой лагерь и стали первыми хранителями новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря их бдительности древнейшие памятники живописи уцелели в те дни, когда молва о них разнеслась по округе, привлекая толпы любопытных. 

Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в ее подлинности, высказав предположение, вскоре полностью опровергнутое научной экспертизой, будто это — творения современных нам живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Подобные же басни, даже со ссылкой на иезуитов, якобы возмечтавших разоблачением подделки опровергнуть древность человеческого рода, распространялись в последнюю четверть прошлого века, когда в Северной Испании была открыта столь же знаменитая Альтамирская пещера с ее замечательной живописью. 

Силу зверя, его величие, как бы самую душу его, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, власть зверя, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что пожелали передать и передали с законченным мастерством живописцы пещер позднего палеолита. 

Сотни фигур, обведенных темными контурами, желтых, красных, коричневых, писанных охрой, сажей и мергелем, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величину. 

Взгляните на эти морды быков, отныне обозначенных в истории искусства как первый бык, второй бык, третий бык, четвертый бык. Нам не представить себе более разительного образа бычьей силы, самоутверждения зверя перед лицом созерцающего эту мощь человека. Скупые штрихи, передающие и упорный бычий взгляд, и мясистые бычьи ноздри, и огромные прямые рога, в которых власть и незыблемая уверенность всей фигуры обретают свое увенчание. 

Фигуры, разбросанные по стенам, не связанные друг с другом, не образующие общей живописной композиции, но каждая в отдельности представляющая вполне законченную композицию, иногда написанные одна поверх другой, словно в каком-то вдохновенном, все себе подчиняющем порыве. 

Юность человечества! 

В пещере Ласко мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, быть может, и восторжествовал над человеком. Трудно установить точное содержание этой наскальной «бытовой» картины. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так трагедию погибающего бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога. Все это — прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать. 

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г

*Пещера Ласкó или Ляскó (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Источник: likbez-a-m.livejournal.com


Categories: Франция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.