Русские лежат не только в Сен-Женевьев дю Буа,но и на других кладбищах.Там много знаменитых французов,которых — могу предположить,вы знаете лучше,чем соотечественников.Поэтому французов назову,а на русских остановлюсь чуть дольше.

Из экономии месте иллюстраций не даю.Итак,Пасси…

Кладбище Пасси (фр. Cimetière de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе по адресу rue du Commandant Schœlsing 2. Оно находится непосредственно у дворца Шайо. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил.

В начале XIX века на месте старых парижских кладбищ возникли новые. За границами города (многие районы вошли в черту города лишь 1 января 1860 года) были основаны кладбище Монмартр на севере, Пер-Лашез на востоке и кладбище Монпарнас на юге. В самом сердце французской столицы возникло кладбище Пасси.

Кладбище было открыто в 1820 году в обеспеченном квартале на правом берегу вблизи Елисейских Полей, что сделало кладбище Пасси местом захоронения парижской аристократии: это единственное парижское кладбище с отапливаемыми помещениями.


После Первой мировой войны кладбищенская стена была снабжена барельефом к почестям солдат.

 Похороненные на кладбище

    * Аннабелла (1907–1996), актриса
    * Бао Дай (1913–1997), последний император Вьетнама
    * Жан-Луи Барро (1910–1994), актер
    * Мария Башкирцева (1859–1884), художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника
    * Георгий Михайлович, граф Брасов (1910–1931), племянник Николая II
    * Графиня Брасова (1880–1952)
    * Ромейн Брукс (1766–1842), американская художница
    * Рене Вивьен
    * Морис Гюстав Гамелен
    * Клод Дебюсси
    * Жан Жироду
    * Жак Ибер
    * Эктор-Мартин Лефюэль
    * Жорж Мандель
    * Эдуар Мане
    * Берта Моризо
    * Александр Мильеран
    * Октав Мирбо
    * Режан
    * Марсель Рено
    * Гарун Тазиев
    * Перл Уайт
    * Габриэль Форе
    * Эрве-Огюст-Этьен-Альбан Фай
    * Фернандель
————
Мария Башкирцева — украинская художница,поэтому дальше…


Георгий Михайлович, граф Брасов (24 июля (6 августа)), 1910 — 22 июля 1931)

Его родителями были Великий Князь Михаил Александрович (младший сын Александра III), и Наталья Сергеевна Шереметьевская, графиня Брасова.

Император Николай II даровал сыну своего младшего брата титул графа Брасова своим указом от 13 ноября 1910 года. После революции вместе с матерью проживал в Великобритании и Франции. Погиб в автокатастрофе — его автомобиль врезался в дерево. Похоронен в Париже на кладбище Пасси.

———
Наталья Сергеевна Шереметьевская(также известная как Наталья Шереметьева-Романовская или Графиня Наталья Брасова; 26 июня 1880 года — 26 января 1952 года) — русская дворянка, стала частью династии Романовых.

Дочь московского адвоката, она вышла замуж в 16 лет за Сергея Мамонтова (племянник Саввы Мамонтова), аккомпаниатор в Опере Мамонтова, а затем и в Большом театре. От Сергея она родила дочь Наталью, которую звали просто «Тата». Поняв, что Сергей для неё «социально скучен», она вскоре развелась и вышла замуж за капитана Вульферта, армейского офицера, служившего в полку кирасиров великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918), брата царя Николая II.

Наталье было двадцать восемь лет, когда она встретила великого князя Михаила Романова, и это была любовь с первого взгляда для обеих сторон.
и скорее стали неразделимыми любовниками, и великий князь писал своему брату-царю, по необходимости, с просьбой разрешения на их брак. Не столько потому, что Наталья была разведённой, но также и потому, что она не имела царской крови, Царь отказался одобрить вступление в брак. Согласно российскому законодательству, Михаил был предполагаемым наследником на Российский престол, если бы серьёзно больной царевич Алексей Николаевич умер, мог потерять все свои права на российский престол, если бы он женился без согласия царя. В течение некоторого времени Великий князь Михаил жил с Наталией. 24 июля 1910 года она родила сына, который был назван Георгием в честь Великого князя Георгия, старшего брата Михаила.

В конце концов Михаил проигнорировал запрет брата и тайно женился на Наталье в Вене 15 октября 1911 года в сербской православной церкви. Значение этого события заключается в том, что этот брак не мог быть отменён Царём Николаем и Русской Православной Церковью. После этого она и Михаил были удалены из императорского рода его братом Николаем и сосланы в Англию в немилости. Наталья не имеет права называться Великой Княгиней. Николай II позже пожаловал титулы Наталье и её сыну — графиня и графа Брасовы, и признал Георгия, но по-прежнему без возможности претендовать на трон.

После начала Первой мировой войны, Михаил Александрович запросил у Николая разрешение вернуться на родину и пойти служить в армию, понимая, что это возможно лишь без жены и детей.
вернулся домой, как Русский генерал, командующий Дикой Дивизией, сформированной из чеченцев и дагестанцев. В то время широко распространилось мнение, что это сравнительно низкая позиция в армии Николая II — как наказание для Михаила за его брак. Михаил тем не менее, заслужил самую высокую военную честь, крест Святого Георгия. Он, в отличие от своего брата-царя, был довольно популярным военачальником.

В марте 1917 года после того, как Николай II отказался от трона в его пользу, Великий князь Михаил отказался от своего брата как от Царя, как это было решено по воле народа. Михаил и его семья сначала были помещены под домашний арест в Гатчине, затем Михаил был сослан в далёкий города Пермь. Михаилу удалось отправить контрабандой из страны своего сына и падчерицу к семье своей матери в Дании. Наталья позже послушалась приказа мужа и бежала из России в Лондон с датским паспортом, переодевшись медсестрой Красного Креста. В июле 1918 года её муж был убит в Перми.

Наталья Романова умерла от рака в благотворительной больнице Laennec в Париже 26 января 1952 года в полной нищете[1], и похоронена на кладбище Кладбище Пасси в Париже вместе со своим единственным сыном Георгием (граф Брассов), который умер в возрасте 20 лет в автомобильной аварии 22 июля 1931.
—————-


Кладбище Монмартр


Кладбище Монмартр (фр. Cimetière de Montmartre) — кладбище на севере Парижа, в 18-м муниципальном округе. Открыто 1 января 1825 на месте карьера, где добывался гипс.

Сегодня кладбище Монмартр насчитывает 20.000 могил. Ежегодно проводятся около 500 захоронений.

 Похороненные на кладбище Монмартр знаменитости

    * Андре Мари Ампер, (1775—1836), математик и естествоиспытатель
    * Гектор Берлиоз, (1803—1869), композитор, дирижёр, музыкальный писатель
    * Виктор Браунер, (1903-1966), художник
    * Жан-Клод Бриали, (1933—2007), актёр театра и кино
    * Лили Буланже, (1893-1918), композитор
    * Пьер Мари Вальдек-Руссо, (1846—1904), французский государственный деятель
    * Орас Верне, (1789—1863), художник
    * Полина Виардо-Гарсиа, (1821—1910), певица, вокальный педагог и композитор
    * Альфред де Виньи, (1797—1863), писатель
    * Далида (1933—1987), певица и актриса
    * Эдгар Дега, (1834—1917), живописец
    * Лео Делиб, (1836—1891), композитор
    * Александр Дюма-сын, (1824—1895), драматург
    * Теофиль Готье, (1811—1872), поэт
    * Жюль де Гонкур, (18.
Золя, (1840—1902), писатель
    * Эжен Лабиш, (1815—1888), драматург
    * Иоахим Лелевель, (1786—1861), польский историк, общественный и политический деятель
    * Огюст Рикар Монферран, (1786—1858), архитектор,
    * Луи Нидермейер, (1802—1861), композитор
    * Вацлав Нижинский, (1890—1950), танцовщик и хореограф
    * Адольф Нурри, (1802—1839), оперный певец
    * Жак Оффенбах, (1819—1880), композитор
    * Пьер Алексис Понсон дю Террай, (1829-1871), популярный писатель
    * Ольга Преображенская, (1871—1962), русская танцовщица
    * Эрнест Ренан, (1823—1892), писатель, историк и филолог
    * Адольф Сакс, (1814—1894), бельгийский изобретатель музыкальных инструментов
    * Стенда.
ash; 8 апреля 1950, Лондон) — российский танцовщик и хореограф польского происхождения, родившийся на Украине, один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Брат танцовщицы Брониславы Нижинской. Хореограф балета «Весна священная». Могила находится на кладбище Монмартр в Париже.

    * В 2008 году в Гоcударственном академическом центральном театре кукол имени С. В. Образцова состоялась премьера спектакля "Нижинский, сумасшедший Божий клоун" по пьесе Г. Бламстейна (режиссёр-постановщик, исполнитель роли Нижинского — заслуженный артист России Андрей Денников).
—————
Преображенская, Ольга Иосифовна
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Ольга Преображенская в партии Изоры, "Синяя борода"

О́льга Ио́сифовна Преображе́нская (2 февраля 1871, Санкт-Петербург, Россия — 27 декабря 1962, Сен-Манде, Франция) — русская танцовщица, педагог.


В 1879 году Ольга Преображенская начала заниматься балетом под руководством Николая Легата и Энрико Чекетти в Вагановском училище. После десяти лет учебы она была принята в Мариинский театр, где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская. С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала. В 1900 году стала прима-балериной, а двадцать лет спустя, в 1920, оставила сцену.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л.Волынского.

В 1921 году эмигрировала в Париж, где открыла в балетную студию и продолжила давать уроки. Также преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на Кладбище Монмартр.
—————-

Кладбище Монпарнас
(фр. Cimetière du Montparnasse) — одно из самых известных кладбищ Парижа. Расположено в южной части города, в районе Монпарнас (14-й муниципальный округ). Основано в 1824 г. на месте бывших ферм, поначалу называлось «Южное кладбище».

 Знаменитости, похороненные на кладбище Монпарнас

    * Александр А.
антин Брынкуши, скульптор
    * Виллиам Бугро, живописец
    * Эмиль Антуан Бурдель, скульптор
    * Поль Бурже, писатель
    * Сесар Вальехо, перуанский поэт, бунтарь и новатор
    * Шарль Гарнье, архитектор, создатель оперных театров в Париже и Одессе
    * Серж Генсбур, поэт и бард
    * Шарль Мари Жорис Гюисманс, писатель
    * Робер Деснос, поэт, писатель и журналист
    * Порфирио Диас, мексиканский политик
    * Альфред Дрейфус, офицер
    * Эмиль Дюркгейм, мыслитель, социолог
    * Маргерит Дюрас, писательница
    * Жюль Дюмон Дюрвиль, географ
    * Франсуа Жерар, историк и художник

    * Сьюзен Зонтаг, писательница, эссеист, литературный и художественный критик
  &n.
nbsp;   * Пьер Луи, писатель
    * Гастон Масперо, египтолог
    * Ги де Мопассан, писатель
    * Филипп Нуаре, актёр
    * Адольф Пегу, пионер авиации
    * Симон Петлюра, украинский политик
    * Морис Пиала, кинорежиссер
    * Шарль Пижон, изобретатель
    * Жюль Анри Пуанкаре, математик
    * Жан Пьер Рампаль, флейтист
    * Ив Робер, режиссёр
    * Серж Реджиани, актер и певец

    * Ман Рэй, художник-сюрреалист
    * Франсуа Рюд, скульптор
    * Шарль Огюстен Сент-Бёв, литератор
    * Камиль Сен-Санс, композитор
    * Жан-Поль Сартр, писатель
    * Дельфин Сейриг, актриса
    * Джин Сиберг, актриса
    * Андре Ситроен, основатель автомобильной компании
    * Фернандо Сор, испанский композитор и гитарист
    * Хаим Сутин, художник
    * Анри Труайя, писатель русского и армянского происхождения
    * Тристан Тцара, поэт румынско-еврейского происхождения
    * Жерар Ури, кинорежиссёр-комедиограф
    * Анри Фантен-Латур, художник
    * Леон Поль Фарг, писатель
    * Эрнест Фламмарион, издатель
    * Сезар Франк, композитор
    * Жизель Фройнд, фотохудожник
    * Клара Хаскил, пианистка
    * Осип Цадкин, скульптор
    * Эмиль Чоран, румынский мыслитель-эссеист
    * Манес Шпербер, писатель
——————
Алекса́ндр Алекса́ндрович Але́хин (произносится через «е», а не через «ё»; 31 октября 1892, Москва — 24 марта 1946, Эшторил, Португалия) — выдающийся русский и французский шахматист, четвёртый чемпион мира по шахматам. Доктор права.

Биография

Детство, юность

Александр Алехин родился 31 октября 1892 года в Москве. По происхождению — дворянин. Его отец — Александр Иванович Алехин (1856—1917), мать — Анисья Ивановна (в девичестве — Прохорова) (1861—1915), происходившая из семьи текстильного фабриканта Прохорова, владельца «Трёхгорной мануфактуры». Предки по обеим родительским линиям в четвёртом — третьем поколении — крестьяне Старооскольского уезда Курской губернии. Семья владела имением близ Касторного, в Землянском уезде Воронежской губернии. В 1904 году Алехин-старший стал предводителем дворянства Землянского уезда, затем — Воронежской губернии, впоследствии — депутатом четвёртой Государственной Думы.

Играть в шахматы Александр научился в возрасте 7 лет — ходы фигур ему показала мать. Сильное впечатление произвели на него гастроли американского маэстро Г. Н. Пильсбери, посетившего Москву в 1902 году. Серьёзно увлёкся шахматами в 12 лет. Начинал играть в турнирах по переписке, вместе со старшим братом Алексеем (1888—1939). Первую турнирную победу одержал в 1905 году — в гамбитном турнире по переписке, организованном журналом «Шахматное обозрение». В 1908 году стал чемпионом Москвы, в этом же году дебютировал на международной арене: турнир Германского шахматного союза (Дюссельдорф), разделил 4-5-е места.

В 1909 году на «Всероссийском турнире любителей» получил звание «Маэстро».

В 1910 году Алехин удачно выступил на очень представительном турнире в Гамбурге, опередив несколько гроссмейстеров, хотя в число призёров не вошёл, в 1911 — разделил 8-11-е места в Карлсбаде (участвовало 26 игроков), выиграв у Видмара — одного из сильнейших на этом турнире.

1913 год — занимает первое место на довольно представительном турнире в Схевенингене (11,5 из 13 очков), опередив Д. Яновского, одного из претендентов на мировое первенство.

В 1914 году Алехин закончил Училище правоведения, получил чин титулярного советника и был назначен в Министерство юстиции.[1] В этом же году на международном турнире в Петербурге занял третье место после чемпиона мира Ласкера и Капабланки. Как вспоминал П. Романовский, именно в 1914 году Алехин сказал ему, что начинает готовиться к матчу на первенство мира с Капабланкой. На удивлённое замечание, что чемпион мира — Ласкер, Алехин уверенно ответил, что вскоре Капабланка сменит Ласкера. Нужно заметить, что Алехину приписывают ещё один подобный сбывшийся прогноз — предсказание лидерства Ботвинника, сделанное им в конце 1930-х годов.

[править] Первая мировая война

Летом 1914 года Алехин участвовал в турнире в Мангейме. Уверенно идя на первом месте, он, по всей видимости, стал бы победителем, но 1 августа началась война. Турнир был прерван, Алехин, которому было присвоено первое место как безусловному лидеру турнира, вместе с другими участниками был интернирован в Германии.

Некоторое время он провёл в тюрьме Людвигсхафена — был заключён в неё из-за фотографии, где был снят в форме воспитанника Училища правоведения, которую приняли за форму офицера русской армии. Затем вместе с другими шахматистами был помещён в Раштатскую тюрьму, где находился в одной камере с Е. Боголюбовым, А.Рабиновичем и С. Вайнштейном. По воспоминаниям Алехина, в тюрьме не было ни книг, ни газет, и он проводил время, играя вслепую с Боголюбовым. В тюрьме был всего один надзиратель, дочь которого трижды в день приносила заключённым еду и весело с ними болтала. Сравнивая эту обстановку с тюрьмой в Одессе, где ему пришлось побывать в 1919 году, Алехин называл её «идиллической». Впрочем, идиллия была довольно условной: однажды за улыбку во время прогулки Алехин получил от надзирателя четыре дня одиночки[2].

Благодаря тому, что медкомиссией Алехин был признан негодным к воинской службе, он был освобождён немецкими властями, и вернулся на родину через Швейцарию и Швецию. В Стокгольме 7 октября он дал сеанс одновременной игры на 24 досках (+18-2=4). 5 ноября, уже в Москве, состоялся сеанс Алехина на 33 досках (+19-9=5), сбор от которого поступил в фонд пожертвований для оставшихся в Германии русских шахматистов. 7 ноября началась консультационная партия А. Алехин и В. Ненароков — О.Бернштейн и В. Блюменфельд. Партия игралась в течение трёх дней и закончилась в пользу белых. 15 ноября Алехин дал сеанс одновременной игры в Серпухове (+32-4=2), 7 декабря — сеанс в Петроградском шахматном собрании в пользу пленных русских шахматистов (+20-1), 8 декабря — сеанс в шахматном кружке при Петроградском политехническом институте (+22-6=6) — в фонд студента этого института П. Романовского, также находившегося в плену.

5 августа 1915 года в Московском шахматном кружке дал сеанс одновременной игры на четырёх досках, (+2=2), вскоре чёрными выиграл консультационную партию против В. Розанова и Н. Целикова. 2 октября провёл сеанс в Московском кружке (+23-5=4), а 24 октября — в Серпухове, снова в пользу пленных русских шахматистов (+16=2). В клубном турнире Московского шахматного кружка в октябре-декабре уверенно занял 1-е место (+10=1). За партию против Н. Зубарева получил специальный приз.

В апреле 1916 года Алехин приехал на гастроли в Одессу. 13 апреля дал сеанс (+17-1=2), сбор от которого пошёл в пользу находившихся в плену. 15 апреля дал сеанс вслепую на восьми досках. Сеанс длился до 4:30 утра 16 апреля, результат — +7-1. 19 апреля выиграл партию против В. Владимирова и Н. Лоран, 21 апреля — провёл совместный сеанс с П. Листом (+11-1=3). 25 апреля выиграл у Б. Верлинского, дав ему фору пешку и ход. Из Одессы Алехин поехал в Киев. Там он начал с сеанса на 20 досках (+17-3). 2, 6 и 8 мая сыграл партии с киевским маэстро Эвенсоном, проиграл первую из них и выиграл во второй и третьей. 4 мая дал сеанс вслепую на 8 досках, выиграв все партии, 10 мая провёл ещё один сеанс на 20 досках.[3]

Попутно с шахматной деятельностью, Алехин завершил своё юридическое образование. В 1916 году он отправился добровольцем на фронт, несмотря на то, что по состоянию здоровья (из-за болезни сердца) не подлежал призыву в армию. Был командиром отряда Красного Креста. Получил орден Святого Станислава и две медали. Был дважды контужен. После второй контузии попал в госпиталь, где играл вслепую с навещавшими его местными шахматистами, в частности, дал сеанс вслепую на пяти досках. По завершении лечения вернулся в Москву.

13 сентября 1916 года в Москве Алехин дал сеанс на 37 досках (+28-3=6). 4 октября в Одессе провёл сеанс вслепую на 9 досках, сбор от которого пошёл в фонд помощи «Одесса-Сербии». Все партии были выиграны, сеанс занял менее 4 часов. В следующий приезд в Одессу Алехин сыграл серию лёгких партий с Б. Верлинским. 25 ноября и 2 декабря 1916 года в Москве сыграл с А. Рабиновичем. 4 декабря, в Петрограде выиграл вслепую у А. Велихова. В феврале 1917 года в Москве сыграл одновременно две консультационные партии, против двух пар сильных любителей, сведя одну из них вничью и выиграв вторую. 8 февраля сыграл ещё одну партию с А. Рабиновичем. 23 февраля 1917 года в Петрограде началась революция, и шахматная деятельность Алехина прервалась на три года.

 Жизнь в Советской России

Революция 1917 года лишила Алехина дворянского титула и состояния. В 1918 году он отправился через Харьков в Одессу, по всей видимости, планируя морем покинуть Россию. Однако уехать ему не удалось. В 1919 году в Одессе Алехин был арестован ЧК по обвинению в шпионской деятельности и приговорён к расстрелу, его спасло вмешательство кого-то из высокопоставленных советских деятелей (по некоторым сведениям[1], это был член Всеукраинского ревкома Мануильский, лично знавший Алехина). После освобождения Алехин немного проработал в губисполкоме в Одессе, а после начала наступления войск Деникина вернулся в Москву.

В Москве Алехин женился. О его первой жене известно немногое. Архивные материалы говорят, что её звали Александра Батаева, она была старше Александра, была вдовой и работала в одном из советских учреждений делопроизводителем.[4] Существовала также версия, что первой женой Алехина стала баронесса Анна фон Севергин, художница из Петербурга, вдова офицера[1], но фактических подтверждений у неё нет.

В 1919—1920 годах Алехин некоторое время учился на кинокурсах, работал следователем в МУРе, затем переводчиком в аппарате Коминтерна (он блестяще владел несколькими европейскими языками). В эти годы он встретил швейцарскую журналистку Анну-Лизу Рюгг (Рюэгг), представлявшую в Коминтерне Швейцарскую социал-демократическую партию, и женился на ней.[5] В 1920 году продолжил шахматную карьеру, заняв первое место на Всероссийской Олимпиаде (Москва), которая по традиции считается первым чемпионатом СССР.

В 1921 году в ЧК на имя Лациса поступил донос на Алехина, где последнего обвиняли в получении денег от деникинской контрразведки. Алехина вызывали на допрос, он вынужден был давать объяснения по этому поводу.

 Путь к шахматной короне

В 1921 году Алехин легально выехал с женой из Советской России, чтобы, участвуя в турнирах, собрать призовой фонд для матча на первенство мира. Одним из оснований для выезда стало то, что жена Алехина была иностранкой. Формально отъезд из России эмиграцией не считался. До 1924 года советские издания печатали статьи Алехина, в Советской России его воспринимали именно как «русского шахматиста, временно живущего за границей». Жена Алехина родила сына — Александра (на 2002 год был жив, жил в Базеле, в 1992 году приезжал в Россию на открытие турнира в честь столетия со дня рождения отца).

В Европе Алехин тут же начал активно и довольно успешно выступать в турнирах. На Лондонском турнире 1922 года он занял второе место, чем был не удовлетворён — Капабланка, уже ставший к тому времени чемпионом мира, победил с отрывом в полтора очка. Там же Алехин вынужден был, чтобы иметь надежду на матч за шахматную корону, подписать «Лондонский протокол», который, в частности, требовал от претендента обеспечить призовой фонд в 10 000 долларов и дополнительно выделить деньги на покрытие организационных расходов. Таких денег у Алехина не было, как и у других претендентов на звание чемпиона.

В 1923 поделил 1-3 места на турнире в Мариенбаде, в 1924 — занял 3 место на турнире в Нью-Йорке, пропустив вперед Ласкера и Капабланку. Сам Алехин не считал эти годы удачными — его беспокоило, что он никак не может превзойти Капабланку в турнире. Были и личные проблемы — увлечённая общественной деятельностью жена совершенно не уделяла внимания семье, супруги жили раздельно, родившийся к тому времени сын Александр был отдан на попечение знакомым.

Но Алехин проявил силу характера и упорно двигался к цели. Прежде всего, он занялся анализом своего прошлого творчества, результатом чего стал вышедший в 1924 году первый сборник «Мои лучшие партии». Позже вышел ещё один сборник. Аналитические труды заметно подняли авторитет Алехина в шахматной среде. Произошли благоприятные изменения и в личной жизни — Алехин развёлся с женой и женился на Надежде Семёновне Васильевой (в девичестве — Фабрицкая), вдове генерала Васильева, которую встретил в Париже. Надежда Семёновна была очень спокойным, мягким, хорошо образованным человеком, она поддерживала мужа и всячески старалась создать ему условия для занятий шахматами. Супруги прожили вместе 10 лет.[5]

В 1925 году Алехин защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Система тюремного заключения в Китае» и стал доктором права. В этом же году он одержал победу на крупном международном турнире в Баден-Бадене (впрочем, ни Капабланка, ни Ласкер в нём не участвовали), не проиграв ни одной партии и опередив ближайшего соперника на 1,5 очка. В 1926 принял участие в пяти международных турнирах, в трёх из них завоевал первые места (Гастингс, Скарборо и Бирмингем), в двух (Земмеринг и Дрезден) — вторые. В конце 1926 — начале 1927 состоялся тренировочный матч с Максом Эйве, закончившийся со счётом +3-2=5 в пользу Алехина. Разница в одно очко, по мнению комментаторов, не отвечала действительному соотношению сил — Алехин, в это время занятый переговорами о матче с Капабланкой, играл явно не в полную силу и ошибался чаще обычного.

Помимо усиленной подготовки к игре с Капабланкой, Алехин должен был достать деньги, около 15 тысяч долларов, для обеспечения финансирования матча. Для этого он провёл целый ряд необычных выступлений, направленных на привлечение внимания потенциальных спонсоров. В 1923 году в Нью-Йорке Алехин установил рекорд игры вслепую, сыграв одновременно 26 партий с результатом +16-5=5; в 1925 в Париже побил свой предыдущий рекорд, сыграв вслепую 27 партий с результатом +22-3=2; провёл сеанс одновременной игры с аэроплана; играл партии, в которых роли фигур на огромной доске выполняли артисты. В конце концов усилия Алехина увенчались успехом — правительство Аргентины выделило деньги на проведение матча, который был запланирован в 1927 году в Буэнос-Айресе.

Чемпион мира

В 1927 Алехин участвовал в шестерном международном турнире, где занял 2 место вслед за Капабланкой, затем победил на международном турнире в Кечкемете, подойдя к матчу за мировое первенство на пике своей спортивной формы. Предстоящий матч вызвал огромный интерес. Газеты наперебой гадали, как претендент намерен победить «мыслящую машину», «шахматный автомат в образе человека», которым представляли Капабланку.

Личная жизнь

Воспоминания близких к Алехину людей, в основном, говорят, что в обыденной жизни чемпион был человеком рассеянным, не слишком весёлым, хотя довольно обаятельным. Больше всего в жизни его интересовали шахматы. Семья, сын, всё прочее оставались на втором месте. Много говорилось о пристрастии Алехина к алкоголю, однако здесь наблюдается значительный разнобой: одни говорят даже о его алкоголизме и смерти на этой почве, другие решительно опровергают всё это и утверждают, что любовь чемпиона к выпивке не выходила за пределы, обычные для умеренно пьющего человека, и лишь изредка он позволял себе пить слишком много.

Все четыре жены Алехина были значительно старше его (на 10 и более лет), три из них были вдовами. Ни один из браков нельзя назвать безусловно счастливым. Первый (с Александрой Батаевой) распался в течение года, второй формально просуществовал три года, но в действительности супруги отдалились друг от друга сразу после выезда из России. Брак с Надеждой Семёновной Васильевой, заботившейся о муже и взявшей на себя устройство его быта, безусловно, помог Алехину завоевать звание чемпиона, но, по-видимому, Надежда Семёновна не стала для Алехина близким другом. Четвёртая жена Грэйс Висхар, была шахматисткой и, безусловно, лучше понимала увлечение мужа, хотя по своим взглядам на жизнь супруги сильно различались. Этот брак улучшил и материальное положение чемпиона. Однако Грэйс, фактически, поощряла его пьянство, требовала, чтобы Александр постоянно находился с ней в Дьеппе. Кроме того, из-за её нежелания оставлять дом во Франции Алехину пришлось пойти на соглашение с немецкими оккупационными властями, которое принесло ему, в итоге, множество неприятностей.

Образ Алехина в кино и художественной литературе

Гроссмейстер Александр Котов, посвятивший много времени изучению жизни и творчества Алехина, написал художественно-биографический роман «Белые и черные».

Роман лег в основу сценария вышедшего в 1980 году фильма «Белый снег России». Роль Алехина сыграл народный артист России Александр Михайлов.

—————
Си́мон Васи́льевич Петлю́ра (укр. Симон Васильович Петлюра, 5 (17) мая 1879, Полтава, Российская империя — 25 мая 1926, Париж, Франция) — украинский политический и военный деятель, глава Директории УНР (Украинской Народной Республики) с 1919 по 1920 гг.

Родился в мелкобуржуазной семье в Полтаве. Учился в Полтавской духовной семинарии. В 1900 году вступил в Революционную украинскую партию. Работал журналистом, придерживался лево-националистических взглядов, был одним из основателей и лидеров Украинской социал-демократической рабочей партии .

В годы Первой мировой войны работал во «Всероссийском союзе земств и городов», созданном в 1914 году для помощи правительству Российской империи в организации снабжения армии. После провозглашения Украинской Народной Республики стал военным секретарём нового правительства, но вскоре ушёл в отставку. Участвовал в боях с Красной Армией.

После установления диктатуры гетмана Скоропадского (Украинской Державы) был в оппозиции к новому режиму. В ноябре 1918 года поднял восстание против Скоропадского, 14 декабря его ополченцы заняли Киев. Украинская Народная Республика была восстановлена, её главой стал Владимир Винниченко.

С 10 февраля 1919 года, после отставки Винниченко, фактически стал единоличным диктатором Украины. Сформировал новую армию УНР, которая пыталась остановить захват Красной Армией всей территории Украины. Пытался договориться с белогвардейским командованием ВСЮР о совместных действиях против большевиков, однако успехов не достиг.

В 1920 году, после поражения армии Петлюры в советско-польской войне (Петлюра был союзником Пилсудского), эмигрировал в Польшу. В 1923 году СССР потребовал выдачи Петлюры, поэтому он переехал в Венгрию, затем в Австрию, Швейцарию и, наконец, во Францию.

 Убийство Петлюры
Могила Петлюры на кладбище Монпарнас в Париже

Петлюра был убит 25 мая 1926 года в Париже анархистом, знакомым Нестора Махно,[1] евреем С.Шварцбардом, который, по его собственным словам и версии защиты, отомстил за 15 своих родственников, включая родителей, убитых на Украине петлюровцами во время еврейских погромов. Французским судом присяжных Шварцбард был полностью оправдан.

Из обращения С. Петлюры к народу 18 марта 1921 (в изгнании): «Еврейское население — мелкие торговцы, ремесленики и рабочие — кто, как и все трудящие, зарабатывает кусок хлеба своим трудом, тоже обижено и ограблено большевистскими порядками. Товары из магазинов торговцев, инструмент и станки у ремеслеников забирается для коммуны. Разве это не разорение для еврейского населения? Разве же, погибая от голода, ограбленное еврейское население может радоваться грабителям-большевикам? Нет. Еврейское население так, как и вы, крестьяне, ждет, не дождется освобождения от коммунистов-грабителей».


Источник: feren-feren.livejournal.com

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и  писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV — тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице Парижа, святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из России наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть французскую столицу с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.

Источник: travel.biletyplus.ru

Кладбище во франции

В первый же полноценный день моего пребывания в Париже я поехал не куда-нибудь, а прямиком на кладбище. Нет, со мной всё было в порядке. Дело в том, что кладбище Пер-Лашез – одно из самых потрясающих достопримечательностей французской столицы. Кроме того, это одно из самых знаменитых кладбищ во всём мире, на территории которого захоронены сотни исторических личностей: политики, военные, учёные, писатели, певцы, художники и многие, многие другие.

Здесь же захоронено большое количество людей, так или иначе оставивших свой след в истории России, например: Нестор Махно и Айседора Дункан. Впрочем, я не ставил перед собой задачи найти могилы и склепы всех великих людей прошлого, нашедших здесь своё последнее пристанище. Для таких целей, наверняка, существуют специальные экскурсии. Я же приехал сюда для того, чтобы побродить по узким тропинкам меж скорбных готических построек и прочувствовать атмосферу места.

Это самый настоящий город в городе. Каждый из них по-своему прекрасен, но только один – для живых, а другой – для мёртвых.

Кладбище Пер-Лашез занимает огромную для Парижа площадь – целых 48 гектаров. Правда, находится оно не в центре, а в считающимся «неблагополучным» 20-м округе. Почему в кавычках? Да потому что я за всё время своей прогулки так и не увидел ни одного признака этой самой неблагополучности. Судя по всему, это очередная туристическая страшилка, рассчитанная на запуганных тётенек.

Само кладбище, несмотря на кажущуюся древность, было основано лишь в самом начале 19 века. Вплоть до второй половины так называемого «Позднего Средневековья» на этом месте находились жилища самых низших слоёв населения. Здесь царила преступность, начинались эпидемии. Всё изменилось, когда один богатый купец на месте хижин построил себе огромный особняк. Впоследствии и особняк, и прилегающая территория отошли во владения ордена иезуитов. Однако спустя некоторое время у монахов возникли финансовые трудности, земли были конфискованы и проданы с аукциона. Новый хозяин сравнял с землёй все существовавшие доселе постройки и разбил на этом месте английский сад.

В начале 19 века городские власти приняли решение выкупить парк и основать на его месте кладбище. Так как в то время это была не очень-то привлекательная окраина, подавляющее большинство горожан не имело никакого желания оказаться здесь после смерти. Дабы подстегнуть интерес жителей Парижа к новому кладбищу, на его территорию были перенесены захоронения Мольера, Лафонтена и Пьера Абеляра. Это возымело результат: кладбище Пер-Лашез стало привлекать всё больше людей, желающих отдать последние почести своим близким, и постепенно превратилось в то, что мы имеем и по сей день – в одну из главных достопримечательностей столицы Франции.

В данный момент здесь покоится более 1 миллиона человек.

Кладбище Пер-Лашез от внешнего мира отделяют огромные стены высотой в несколько метров и не менее величественные ворота.
Кладбище во франции

Здесь очень красиво!
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Кладбище во франции

Кладбище во франции

Много раз сталкивался с тем, что люди абсолютно неадекватно реагируют на то, что кто-то может с удовольствие гулять по кладбищу. Да, подавляющее большинство постсоветских захоронений абсолютно не располагают к тому, чтобы у людей появлялось желание прогуливаться на их территории. С Пер-Лашез совсем иная история: любитель архитектуры найдёт здесь большое количество потрясающих склепов, любитель истории – множество известных имён, любитель тишины – покой и уединение, любитель природы – большой парк среди жилых массивов. В конце концов, я ещё никогда не встречал людей, осуждающих поездки к египетским пирамидам – а, ведь, это тоже кладбища.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Кладбище во франции

Что меня очень удивило, так это ближайшее соседство обычных панельных многоэтажек, вплотную прилегающих к территории кладбища. Вот уж не хотел бы я там жить.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Монумент «Умершим».
Кладбище во франции

К сожалению, далеко не все захоронения находятся в удовлетворительном состоянии. В дыру под могильной плитой я заглядывать не стал.
Кладбище во франции

Некоторые склепы вполне могут сравниться с часовнями или даже небольшими деревенскими церквушками.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Самый настоящий густонаселённый город.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

К сожалению, качество следующих фотографий будет относительно невысокого качества. Это стало платой за моё желание полностью погрузиться в атмосферу старого кладбища: я поехал туда уже в конце дня, буквально перед самым закатом. Ибо какой смысл посещать подобные места днём при ярком солнечном свете? В общем, к концу прогулки даже я сам уже мало чего различал по обе стороны от дороги, не говоря уже про фотокамеру. Но я об этом ни чуть не жалею и советую приезжать в Пер-Лашез исключительно в конце дня. Главное – помнить, что кладбище открыто не круглосуточно.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Кладбище во франции

Внезапно, на фоне невысоких готических склепов выросло что-то поистине огромное. Сперва я подумал, что это крематорий (его я в тот момент как раз искал), но знаки указывали на нечто другое…
Кладбище во франции

Оказалось, что это – тоже склеп, в котором захоронен французский дипломат Феликс де Божур. Видимо, Феликс был исключительным человеком, раз для него соорудили такую выдающуюся усыпальницу.
Кладбище во франции

Некто рангом попроще отправился в последний путь со своей любимой собачкой.
Кладбище во франции

Кстати, я уже говорил, что Пер-Лашез – это целый город? Тут каждая дорожка – это отдельная улица со своим названием и невероятно красивыми табличками.
Кладбище во франции

В конце концов, я нашёл крематорий. Прямо перед ним находился спуск в подземные помещения, откуда раздавался непонятный шум и горел свет. Двери были открыты. Только я начал спускаться к манящему свету, как сзади из темноты вынырнул чернокожий смотритель кладбища и в жёсткой форме заявил, что мне туда нельзя. Так для меня и осталось загадкой, что же происходило в этих подземных помещениях.

Возле крематория распространялся очень неприятный запах. Наверное, сжигали тела.
Кладбище во франции

Вокруг крематория большим четырёхугольником расходятся галереи. Это колумбарий – стены с небольшими отсеками, в которых хоронят прах умерших.
Кладбище во франции

Кладбище во франции

Спасаясь от становящегося невыносимым запаха, я поспешил к выходу. Вокруг стояла уже кромешная тьма – никаких намёков на фонари на кладбище нет. И лишь чудом я смог разглядеть новых экземпляр в мою коллекцию крышек от люков.
Кладбище во франции

Подводя итог: кладбище Пер-Лашез – одно из самых необычных и интересных достопримечательностей Парижа. Я рекомендую посетить его всем, кто хотя бы на один день остановится в столице Франции – все остальные достопримечательности могут подождать.

Как добраться:
В непосредственной близости от главного входа находятся две станции метро: «Père Lachaise» (ветки 2 и 3), а также «Philippe Auguste» (ветка 2).

Вояж во Францию // Часть 1. Парижские бульвары, Лафайет и Лувр
Вояж во Францию // Часть 2. Кладбище Пер-Лашез в Париже

Источник: ru-travel.livejournal.com

Как добраться до Пер-Лашез

Кладбище Пер-Лашез находится в 20 округе Парижа. Это крупнейшее и самое посещаемое кладбище французской столицы. Кроме того, это крупнейший музей надгробной скульптуры под открытым небом. Кладбище занимает 48 гектар, а количество могил превышает миллион. 

Лучший способ добраться до кладбища Пер-Лашез — метро. Самая ближайшая станция к центральному входу — Philipe Auguste второй линии. От метро около 5 минут пешком. Второй способ — одноименная станция Pere Lachaise на пересечении 2-й и 3-й линии парижского метро. От туда вам придется идти около 500 метров. Есть еще третий вход, с противоположной стороны кладбища. Некоторые посетители предпочитают начинать осмотр Пер-Лашез именно с противоположного входа, так как там неподалеку находится одна из самых популярный могил — Оскара Уайльда. В этом случае, вам нужно доехать до станции метро Gambetta 3-й линии и немного пройтись.

Режим работы и карта кладбища Пер-Лашез

Кладбище открыто с 9.00 до 18.00. Вход  БЕСПЛАТНЫЙ. 

На входе можно попросить печатную карту с расположением известных могил, но она очень неудобная и имеет условных характер. Скачать эту карту в формате pdf можно по этой ссылке.

Онлайн карта кладбища Пер-Лашез c gps-координатами могил/склепов/памятников

Куда удобнее воспользоваться картой онлайн, которую подготовил сервис для самостоятельных путешествий Letim.me.  На ней нанесены могилы известных  личностей с точными gps координатами. Есть фото и описание. Обо всех этих местах я расскажу ниже. В некоторых присутствует видео. Внизу каждой точки, под описанием, есть кнопка «открыть в Google Maps», после чего можно построить пеший маршрут к интересующей могиле.

Картой можно делиться в соцсетях и встраивать на сторонние сайты при помощи html-кода. Вот ссылка на карту для соцсетей. 

Коды для встраивания   можно скачать по этой ссылке в текстовом файле.

Вы можете самостоятельно дополнять карту, если знаете местоположение интересных могил. В правом верхнем углу есть кнопка «добавить могилу». В открывшейся форме нужно отметить на карте точку и добавить описание. После модерации точка будет опубликована на карте в общем доступе.

Улицы кладбища Пер-Лашез

По кладбищу можно гулять целый день. Это не совсем кладбище в нашем привычном понимании. Скорее это место пересечения эпох. Касается это как людей здесь похороненных, так и скульптурных композиций надгробий над которыми трудились лучшие скульпторы Франции и всего мира.

Все улицы и проходы имеют каменистую поверхность. Есть и крутые спуски-подъемы. Следует использовать удобную обувь и запастись водой. Ходить придется долго.

В некоторых местах установлены скамейки для отдыха. У центрального входа есть туалет.

По времени планируйте как минимум половину дня, так как расстояния приличные и много всего любопытного. Если вам интересно посещение этого кладбища с русскоязычным гидом, можно заранее не очень дорого онлайн забронировать экскурсию. Вас проведут по самым коротким маршрутам и дадут полную информацию об этом интереснейшем месте. Даже для одного человека возможна такая экскурсия.

Могила Джима Моррисона (1943 — 1971)

Если вы попали на кладбище через главный вход, то совсем недалеко можно найти могилу знаменитого в определенных кругах музыканта Джима Моррисона, основателя группы The Doors. Найти ее не просто (воспользуйтесь картой), так как она находится не на улице, а за другими могилами. Там всегда многолюдно. Фанаты музыканта съезжаются на это место со всего мира. 

Джим Моррисон считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён. 

По официальной версией Моррисон скончался в Париже от сердечного приступа в ванной комнате. Неофициальных версий существует множество. Самая популярная — наркотики. Есть версия и теории заговора. В 60-х и 70-х годах шла борьба с движением хиппи. Джим был ярким представителем этого движения. По этой версии его ликвидировали спецслужбы. 

У могилы Моррисона собираются различные неформальные представители. Курят марихуану, распивают алкоголь. Даже пришлось оградить место могилы забором, чтобы сохранить соседние захоронения. Администрация кладбища в начале 2000-х годов хотела отказать в продлении места для этой могилы, однако под напором общественного мнения все же оставило все как есть. 

Могила Фредерика Шопена (1810-1849)

Недалеко от главного входа находится могила великого польского композитора Фредерика Францишека Шопена.

В зрелые годы Шопен (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. 

Могилу композитора всегда украшает множество цветов разных расцветок. 

Шопен прожил всего 39 лет и умер от туберкулеза в Париже. Согласно желанию Шопена, его сердце перевезено в столицу Польши и хранится в одном из местных костелов.

Могила Мольера (1622-1673)

Жан-Батист Поклен, театральный псевдоним — Мольер  — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.

С Мольером особая история. Именно «благодаря» ему кладбище Пер-Лашез стало пользоваться особой популярностью. Поначалу кладбище, расположенное далеко от тогдашних границ города(начало 19-го века), привлекало мало клиентов. Чтобы исправить положение, власти решили добавить Пер-Лашез популярности и перезахоронили здесь останки Лафонтена 1621-1695 (баснописец) и Мольера. Могилы Мольера и Лафонтена находятся рядом:

Могила Оноре де Бальзака (1799-1850)

Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. 

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита. 

Хоронить его вышли все писатели Франции. От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго. 

В композиции памятника присутствуют книга и перо, которые стали для писателя основой творческой жизни. 

Могила Эдмона Абу (1828-1885)

Эдмон Франсуа Валентин Абу — французский беллетрист и публицист. В 1855 году выпустил книгу — «Le Grec contemporain» — остроумную критику ново-греческих нравов. В том же году напечатал свой первый роман «Tolla Feraldi», имевший большой успех. В дальнейшем — автор романов: «Le roi des Montagnes» (1856); «Germaine» (1857); «Les échasses de maître Pierre» (1858) и целого ряда рассказов и новелл, из которых многие переведены на русский язык («Тридцать и сорок», «Человек с разбитым ухом», «Провинциальные браки» и др.).

Могила Эдит Пиаф (1915-1963)

Настоящее имя Эдит Джованна Гассьон. Французская певица и актриса, ставшая всемирно знаменитой. 

Эдит Пиаф была женщиной с непростой судьбой. Она пережила все: головокружительный успех и падения, личные неурядицы, две автокатастрофы и наркотическую зависимость от морфия, который ей кололи во время лечения после аварии. Её обожала вся Франция. В 1962 года Эдит Пиаф пела с высоты Эйфелевой башни. Ее слушал весь Париж. 

В 47 лет Пиаф опять влюбилась, на этот раз в 27-летнего грека, парикмахера Тео (Теофанис Ламбукас), которого она вывела на сцену. Эдит придумала ему псевдоним Сарапо. С ним она была до своей смерти. Сарапо пережил её на семь лет, он погиб в автокатастрофе (совпадение?).

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более сорока тысяч человек, многие не скрывали своих слёз, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

По сей день у могилы Эдит Пиаф множество поклонников и всегда живые цветы. Я ждал около 10 минут чтобы сделать фото надгробной плиты. Все это время пара сидела у могилы Пиаф и слушала ее песни через динамик смартфона. Это было очень трогательно.


На время отвлечемся от известных личностей и посмотрим на другие могилы и памятники Пер-Лашез.

Очень много азиатских могил которое явно выделяются из общей картины.

Вьетнамская семья Nguyen Van Long. Пытался найти информацию в интернете, но безуспешно:

Китайская семейная могила: 

Могила французского коммуниста Вальдека Роша (1905-1983). Не просто коммуниста, а генерального секретаря  коммунистической партии Франции с 1964 по 1972 годы:

Еще одна неожиданная «находка». Наверно помните теракт несколько лет назад в редакции французского журнала Charlie Hebdo. Случайно обнаружил могилу карикатуриста Bernard Verlhac работавшего по псевдонимом Tignous. Он был погиб во время этого теракта 7 января 2015 года. На могиле лежит рисунок:

Очень много памятников и композиций связанных с различными историческими трагедиями:

Памятник жертвам концлагеря Струтхоф.  Лагерь находился в 60 км от Страсбурга. Был построен в горах, на высоте 800 метров, на месте горнолыжной станции. За три года функционирования здесь содержалось в общей сложности 52 000 мужчин  разных национальностей 22 000 из них были убиты.

Еще один душераздирающий мемориал:

Еще… 

Генерал Андраник (1866-1927)

Андраник Озанян, человек интереснейшей судьбы, невероятной отваги, но и звериной жестокости. Его именем турки и азербайджанцы пугали своих детей, его имя наводило ужас везде, где Андраник боролся за дело всей своей жизни — право армян жить на своей земле. На самом деле это вопрос не простой, для кого-то герой, для кого-то злодей… Кстати, он имел два Георгиевских креста российской армии.

Умер в Калифорнии, был перезахоронен в Париже, однако, уже в наше время его прах перезахоронили в Ереване, но вот памятник остался на Пер-Лашез.

Могила Марселя Пруста (1871-1922)

Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст — французский писатель, новеллист и поэт, романист, представитель модернизма в литературе. Получил всемирную известность как автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени», одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века.

Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешёл в воспаление лёгких. Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года.

Наверно многие из вас еще знают Пруста с подачи журналиста Владимира Познера. В конце каждой программы «Познер» ведущий задаёт приглашённому гостю несколько вопросов из опросника Пруста. Он, также, дополняет эту анкету своими вопросами, как например: «Представ перед Богом, что вы ему скажете?» 

У этого опросника есть своя история.  В конце XIX века, когда Пруст был ещё подростком, он заполнил анкету, называвшуюся «Альбом для записи мыслей, чувств и т. д.», которая принадлежала его подруге Антуанетте. В то время подобные анкеты, показывающие вкусы, стремления и убеждения заполнявших их людей, были модны в английских салонах.

Пруст заполнял анкету несколько раз в своей жизни и всегда с энтузиазмом. В 1924 году была найдена рукопись с его ответами, датируемая 1890 годом. 

27 мая 2003 года она была продана на аукционе за 102,000 евро.

Сам Марсель Пруст не составлял опросник, анкеты появились ещё до его рождения, однако именно его ответы были признаны наиболее оригинальными, и эта анкета вошла в историю именно под именем Пруста.

Колумбарий кладбища Пер-Лашез

Колумбарий — место хранения урн с прахом после кремации. Колумбарий кладбища Пер-Лашез построен вокруг здания действующего крематория. Урны с прахом заложены в стены колумбария по всему периметру и состоят из четырех 2-ярусных секций. Все ячейки имеют номера для упрощения поиска. Здесь покоится прах анархиста-революционера Нестора Махно и загадочной жены Есенина Айседоры Дункан.

Как я уже сказал, здание крематория действующее.

В зонах колумбария ячейки с урнами расположены в два яруса. На второй ведет лестница (на фото справа)

Ниши колумбария с табличками:

Могила Нестора Ивановича Махно (1889-1934) 

Нестор Махно один из самых противоречивых революционеров-анархистов. Прах с его урной находится в ячейке под номером 6686. Это второй ярус секции колумбария. Расположение секции смотрите на фото с высоты выше:

Нестор Махно революционер-анархист. Во время гражданской войны 1917—1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией. Родился в семье крестьян из Гуляйполя (ныне город в Запорожской области Украины). В 1906 году, в возрасте 17 лет, Махно вступил в организацию «крестьянская группа анархо-коммунистов». Так он впервые познакомился с революционными идеями и проникся ими полностью. Это объединение было известно тем, что терроризировало все Гуляй-поле.  После событий 1917 года у Махно был сформирован неплохой боевой отряд, который не подчинялся коммунистам. Начались гонения. В 1920 году Троцкий предложил освободить всех анархистов из тюрем в обмен на помощь Махно против генерала Врангеля. Но слово свое не сдержал – после победы над «белыми» партизаны были объявлены вне закона и расстреляны. Махно, страдая от ран, пытался пробраться к границе. Наконец ему это удалось – он оказался на территории Румынии, где был немедленно арестован. Бежал. Попытка бегства оказалась удачной, и Нестор перебрался в Польшу, где опять попался властям и заключен в тюрьму в Данциге. Чуть позже ему разрешили переехать в Париж.  Бывший украинский революционер поселился в пригороде Парижа – Венсенне, однако счастья долгожданная свобода ему не принесла – Нестор скучал по родной деревне. Он все чаще говорил о желании вернуться домой, чтобы продолжить борьбу за равенство и справедливость для крестьян. Последние годы жизни героя гражданской войны прошли в бедности, безвестности. Скончался Нестор Махно от туберкулеза 6 июля 1935 года.

Айседора Дункан (1877 — 1927)

Айседора Дункан американская танцовщица-новатор, основоположник свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах. В её честь назван кратер Дункан на Венере.

Ее нелепую смерть до сих пор обсуждают. Она трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!). Согласно другим источникам, она сказала «Я буду любить» (Je vais à l’amour) — подразумевая водителя, а версию со славой выдумала из соображений этического характера её приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. 

Прах Айседоры Дункан также находится в колумбарии в ячейке под номером 6796. 


Для завершения этого большого рассказа я оставил две, пожалуй, самые интересные могилы парижского кладбища Пер-Лашез. 

Виктор Нуар (1848 — 1870)

Французский журналист, чья гибель прославила его и стала поводом для усиления оппозиционных бонапартизму настроений во французском обществе. Родился в семье еврейского сапожника, принявшего католичество. Работал журналистом в газете «Марсельеза», писал под псевдонимом Виктор Нуар.

Был застрелен в Париже 10 января 1870 года оппозиционно настроенным принцем Пьером Наполеоном Бонапартом, племянником Наполеона III, явившись к нему домой в качестве секунданта оппозиционного журналиста Паскаля Груссе.

Главная причина, почему люди идут к этой могиле кроется в пикантной истории.

Все дело в том, что когда тело убитого журналиста привезли в морг, у него произошла эрекция. Если говорить простыми словами — встал член. 

Над монументом для могилы Виктора работал скульптор Жюль Далу. Он был изготовлен из бронзы в натуральную величину и изображает Нуара в момент смерти. Можно заметить, что бронзовая копия журналиста имеет заметную выпуклость в районе паха:

У парижанок появилась легенда, согласно которой, чтобы в течение года забеременеть, выйти замуж или избавиться от всех проблем в интимной сфере, нужно положить в цилиндр цветок, поцеловать монумент в губы и потереть ту самую выпуклость. Как видно, эти места уже отполированы до блеска.

Возможно, что это всего лишь еще одна легенда.  

Тем не менее могила Виктора Нуара является одним из самых посещаемых мест кладбища Пер-Лашез:

Оскар Уайльд (Oscar Wilde) 1854 — 1900

В завершении посмотрим на самое популярное место кладбища Пер-Лашез — памятник в виде летящего сфинкса на могиле английского поэта и писателя Оскара Уайльда. Его можно назвать одним из самых известных драматургов позднего викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма с непростой судьбой и послесмертной историей. 

Оскар Уайльд был большим оригиналом при жизни. Возможно, именно поэтому на месте его захоронения сложилась такая необычная традиция — оставлять отпечатки красной помады. Первые следы поцелуев появились на надгробии в конце 1990-х годов, нередко они сопровождались надписями в духе: «Продолжай смотреть на звезды», «Настоящая красота заканчивается там, где начинается разум». Тысячи поклонниц творчества писателя считали своим долгом оставить на памятнике отпечаток алых губ. Поскольку Уайльд был еще известен и своей нетрадиционной ориентацией, здесь нередко можно было встретить представителей гей-сообщества:

Не лишним будет напомнить эпизод из известного фильма «Париж, я люблю тебя» события которого разворачивается у могилы Оскара Уайльда:

В 2011 году власти загородили памятник стеклянной ширмой с табличкой-предупреждением о запрете оставлять на стекле какие либо следы. Однако, следы поцелуев можно увидеть теперь и на стекле:

Записки и цветы теперь закидывают между стеклом и памятником:

Оскар Уайльд живет в сердцах своих поклонников, а губная помада так и остается на стекле его загробной жизни в виде сердечек и поцелуев:

Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.

Оскар Уайльд

На этом все!

Напоминаю, карта с координатами могил кладбища Пер-Лашез доступна по этой ссылке.

Поделись с друзьями полезной информацией!

 

Источник: solomatin.livejournal.com


Categories: Франция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.