«- Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец…

Я устало развел руками: что толку наугад искать колодцы в бескрайней пустыне? Но все-таки мы пустились в путь.

— Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?

Но он не ответил. Он сказал просто:

— Вода бывает нужна и сердцу…»

Маленький Принц (Le Petit Prince). Антуан де Сент-Экзюпери

Существуют ли у вас места, в которые все время хочется возвращаться? Места, куда хочется привозить детей, друзей и близких, знакомить их с тем, что дорого сердцу? Вот и для нас таким местом стал Прованс. Здесь изумрудно-зеленые холмы и оливковые рощи, виноградники и поля лаванды, города и деревеньки, сохранившие наследие веков в первозданном состоянии. Возможно, поэтому так хочется в них вернуться.


Считаю, что существуют три Прованса — морской, сельский и горный. Морской — это Лазурный берег, средиземноморская Французская Ривьера, простирающаяся от Марселя до Ментона. Здесь есть три крупных прекрасных города и порта: Марсель, Ницца и Тулон. Но сердце Прованса, его столица находится в сельской части Прованса и это Экс-ан-Прованс (фр. Aix-en-Provence). Душа Прованса — это холмы и небольшие горные деревеньки утопающие в виноградниках, среди которых известные во всем мире Cotes du Rhone, Cote de Provence и Bandol. Эти сельские пейзажи вдохновляли Сезанна, Ван Гога, Шагала. Вдохновляют они и нас.

Продолжаем наше путешествие по югу Франции начавшееся в августе в Лионе и продолжившееся в Ницце.

Покидаем роскошную и шумную Ниццу, садимся в «нашу» на время короткого отпуска машину и протискиваясь узкими и загруженными улицами курортного города отправляемся в Экс.

Источник: www.tourister.ru

Старый город
Старый город

Экс-ан-Прованс имеет очаровательный старый город (Vieil Aix). Сердцем этого района является площадь de l’Hôtel de Ville, на которой находится ратуша 17-го века с красивым фасадом в итальянском стиле и богато украшенными резными деревянными дверями.  


Часовая башня
Часовая башня 

Одним из самых известных достопримечательностей Экс-ан-Прованса является часовая башня (La Tour de l’Horloge), расположенная справа от ратуши. Это сооружение было построено в начале 16 века. В качестве основания башни использованы блоки из белого известняка, скорее всего от какого-то римского здания. Часы были добавлены в 17 веке. Венчает здание кованая терраса с колоколом.

Популярным местом старого города является площадь d’Albertas, окруженная элегантными зданиями в стиле барокко и рококо 18 века. На южной стороне расположено неоклассическое здание зерновой биржи (la Halle aux grains).

Cours Mirabeau
Cours Mirabeau

Cours Mirabeau — изящный проспект с тенистыми платанами и многочисленными кафе, ресторанами и магазинами. Это идеальное место для прогулки или обеда / ужина на свежем воздухе. Проспект связывает город с историческим кварталом Mazarin, застроенным особняками 17 — 18 веков.


Pavillon de Vendôme — элегантная резиденция 18-го века, окруженная садами во французском стиле, в стенах которой находится музей современного искусства. 

Фонтан на площади des Quatre Dauphins
Фонтан на площади des Quatre Dauphins

Центром района Mazarin является площадь des Quatre Dauphins с причудливым фонтаном 17 века, украшенным скульптурами четырех дельфинов.

Музей Granet в Экс-ан-Провансе считается одним из лучших художественных музеев Франции. Он содержит впечатляющую коллекцию картин, начиная с 14 века, в том числе и произведения великих мастеров. 


Saint-Sauveur
Saint-Sauveur

Saint-Sauveur — кафедральный собор, основанный в 5 веке. Является уникальным сакральным памятником, который строился на протяжении 12 веков (с 5 по 17 столетия). Собор имеет сочетание архитектуры романского стиля, готики и барокко, великолепный романский портал и потрясающий баптистерий Меровингов, относящийся к ранней христианской эре. В структуре здания можно выделить три отличных нефа (романский, готический и барочный), отражающие непрерывность его строительства на протяжении веков. Справа от главного нефа находится знаменитый Триптих 15 века, написанный художником из Авиньона Николасом Фроментом. В нефе и южном проходе можно увидеть исключительные фламандские гобелены, а за высоким алтарем находится часовня Сен-Митр, посвященная покровителю города.

В музее des Tapisseries представлена ​​коллекция гобеленов 17 и 18 веков, а также современные текстильные изделия. 

Сен-Жан-де-Мальте
Сен-Жан-де-Мальте

Сен-Жан-де-Мальте (Saint-Jean-de-Malte) — великолепная средневековая церковь, построенная между 1272 и 1277 годами. Считается первой готической церковью Прованса. Здание было построено в период крестовых походов, поэтому имеет черты оборонительной архитектуры (например, бойницы по обе стороны от главного портала). В архитектуре церкви выделяется красивое окно в форме розы на фасаде, а в интерьере — многочисленные произведения искусства.

Церковь de la Madeleine
Церковь de la Madeleine

Церковь de la Madeleine — старинное религиозное сооружение, основанное в 13 столетии доминиканцами.  имеет смесь архитектуры французского ренессанса и средневековой готики.

Часовня Святой Екатерины
Часовня Святой Екатерины

Часовня Святой Екатерины — элегантная сводчатая часовня в стиле барокко, построенная в 17 веке. 

Источник: traveller-eu.ru

Кафедральный собор Святого Спасителя в Экс-ан-Прованс


Cathédrale Saint-Sauveur – Кафедральный собор Архиепархии Экс-ан-Прованса и Арля. Эта епархия, основанная ещё во II в, – одна из старейших во Франции. Собор имеет почётный статус малой базилики.

Строительство собора на месте древнего римского форума началось в XII в., и продолжалось в последующие столетия. Неудивительно, что в его внешнем облике можно видеть романские, готические и неоготические черты. Колокольня собора была воздвигнута в XV в. Главная скульптура фасада – св. Михаил, поражающий дракона, была изготовлена Жаном Помье и установлена в начале XVI в. Статуи 12 апостолов, украшавшие фасад, к сожалению, не пережили революцию.

В том же XVI в. главный портал обзавёлся резными ореховыми дверьми с барельефами главных пророков Ветхого Завета.

Главная ценность интерьера собора – триптих художника XV в. Николя Фромана «Неопалимая купина», ранее находившаяся в кармелитском монастыре, разорённом революционерами. Центральная панель триптиха изображает Деву Марию с Младенцем в центре пылающего куста, изумлённо наблюдающего за этим зрелищем Моисея, и ангела.

Ещё один бывший объект кармелитского монастыря – алтарь, подаренный дворянином Эгоси обители в конце XV в. Внутри можно видеть также картины и гобелены XVII в. Последние создавались для Кентерберийского собора в Англии. Семь картин XIX в. посвящены семи церковным таинствам.


Клуатр собора, посещаемый только в сопровождении экскурсовода, – своеобразная каменная Библия, предназначенная для неграмотного в своей массе населения. Колонны и барельефы клуатра, которые надо обходить по часовой стрелке, представляют основные библейские сюжеты. В частности, на четырёх угловых колоннах изображены резные символы четырёх евангелистов – орёл, ангел, лев и бык.

Церковь Сен-Жан-де-Мальт

Готическая Eglise Saint Jean de Malte за пределами тогдашних городских стен была построена в XIII в., заменив часовню рыцарей мальтийского ордена. В XVII в. церковь св. Жана Мальтийского оказалась внутри разросшегося города. В революционные годы её превратили в военный склад, а имущество – вывезли или разграбили. Церковь реставрировали в XIX в., после чего она функционировала как приходская. Её 67-метровая колокольня – самое высокое сооружение в городе.

В интерьере церкви обращают на себя внимание много витражей, правда все они были созданы в XIX и XX вв. Большое витражное окно апсиды было создано в середине XIX в. В верхней части композиции – благословляющий Бог-Отец. Затем, сверху вниз, изображены прованские герцог с супругой, шесть рыцарей ордена, Авраам, Моисей и четыре ветхозаветных пророка.

Среди других витражей интересна а бстрактная работа Анри Герена. Стёкла этого витража меняют тон освещения в зависимости от времени дня и года.

Во время реставрации в церковь удалось вернуть часть ранее принадлежавших ей картин XVII в. Вместе с подарками частных лиц они составляют неплохую коллекцию религиозной живописи. Однако самая известная картина была подарена церкви в конце XX в. «Распятие» – ранняя работа Эжена Делакруа, написанная им на основе одноимённой картины Ван Дейка.


Церковь св. Магдалины

Eglise de la Madeleine по проекту архитектора Валлона строилась на рубеже XVII и XVIII столетий на месте полуразрушенного доминиканского монастыря. Некоторые его декоративные элементы стали частью церкви. Её фасад претерпел серьёзные изменения в XIX в. В 1839 г. в этой церкви крестили будущего знаменитого живописца Поля Сезанна.

Интерьер церкви – своеобразный музей произведений прованских художников на религиозную тематику. Кроме картин, интерес представляет современный алтарь из горного хрусталя.

Бульвар Мирабо

Cours Mirabeau делит Экс-Ан-Прованс на кварталы Мазарен («Новый город») и Вилль-Комталь («Старый город»). История бульвара восходит к середине XVII в., когда появился новый квартал Мазарен, построенный местным архиепископом Микеле Маззарино (братом известного по романам Дюма кардинала Мазарини). В этот квартал начали массово переезжать состоятельные горожане.

Бульвар назван в честь графа Оноре де Мирабо, известного политического деятеля, родившегося в Эксе. Длина бульвара Мирабо – менее полукилометра, зато ширина превышает 40 м. Вдоль обеих сторон растут старые каштаны, образующие зелёные аркады. На фотографии ниже виден один из экзотических фонтанов города с термальной водой. Она способствовала активному росту мха, полностью скрывшего существующие скульптуры.


На бульваре расположены самые известные в городе фонтан – de la Rotonde, и кафе – Les Deux Garcons, а также памятник королю Рене Доброму. Фонтан и памятник находятся в противоположных концах бульвара.

Фонтан Ротонда

Fontaine de la Rotonde был построен в 1860 г. по проекту архитектора Теофила Турнарда. Три женские фигуры в центре – аллегории юстиции, сельского хозяйства и искусства. Верхний бассейн фонтана окружён скульптурами леопардов, а нижний – херувимов, львов и лебедей. Диаметр фонтана – 41 м, а высота – 12 м.

Адрес: Place du Général de Gaulle. Недалеко от этой площади находится информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту города, в том числе на русском языке. Площадь де Голля – популярная отправная точка для начала туристического знакомства с Эксом.

Историческое кафе

Кафе Les deux Garcons («Два парня») названо в честь двух официантов, купивших его в 1840 г. Оно функционирует с 1792 г. в доме № 53.

Его интерьер по сей день поддерживается в оригинальном виде. Старые стены помнят именитых посетителей. Кроме знаменитого уроженца города – выдающегося художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, в кафе бывали его друг Эмиль Золя, а также Альбер Камю, Уинстон Черчилль, Эдит Пиаф, Жан Кокто, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо. Сегодняшние посетители могут устроиться и на большой террасе на свежем воздухе. А заказать можно пиво из собственной пивоварни, горячие блюда, вино, кофе.

Памятник Рене Доброму


Памятник-фонтан, созданный скульптором Давидом д’Анже, изображает правившего в XV в. графа Прованса, герцога Анжу и короля Неаполя Рене, прозванного Добрым (между прочим, отца Иоланты из одноимённой оперы Чайковского). В период его правления Экс стал крупным торговым и университетским центром. Король не случайно изображён с виноградной гроздью в руке: ведь именно при нём в Провансе стали культивировать мускатные сорта винограда, а также миндаль. Рене – автор фирменного лакомства – калиссонов. Так называются конфеты из миндаля с засахаренными фруктами и миндальной глазурью. Монарх Прованса подарил его своей невесте – будущей королеве.

Король Рене покровительствовал трубадурам, музыкантам и художникам, часто организовывал праздники, словом, оставил по себе добрую память.

Ратушная площадь

Недалеко от Кафедрального собора расположена Place de l’Hôtel de Ville, известная красивыми зданиями Hôtel de Ville (Ратуши) и la Halle aux grains (зерновой Биржи).

Здание Hôtel de Ville с готической башней с часами была построена в XVI в. на фундаменте древнеримской постройки. На балконе действующей Ратуши развиваются флаги Франции, Прованса и Евросоюза. Нынешний фасад здания существенно уступает первоначальному. Его богатый декор был почти полностью уничтожен во время Великой (вандализм, видимо, – один из компонентов её величия) французской революции. Из-под циферблата башенных часов периодически выезжают деревянные фигурки, изображающие четыре времени года.

В главном зале первого этажа Ратуши действует небольшая выставка картин, изображающих исторические события, провансальских графов и французских королей. Посетить её можно ежедневно, кроме воскресенья, с 9 до 17 часов.

К счастью, сохранился великолепный фронтон другого неоклассического здания Ратушной площади – бывшей зерновой Биржи (ныне – почтовое отделение). Мужская и женская аллегорические фигуры на нём – соответственно реки Рона и Дюранс, воды которых орошали реки Прованса. Женская аллегория чуть выходит за пределы фронтона, намекая на частые разливы реки Дюранс.

Площадь д’Альберта

д’Альберт был председателем местной счётной палаты. В первой половине XVIII в. он скупил все существовавшие на месте нынешней площади Place d’Albertas здания, тем самым способствовав её строительству. Им руководил архитектор Валлон. На площадь с трёх сторон выходят фасады украшенных лепниной особняков, а в центре установлен круглый фонтан. По вечерам на площади проходят концерты.

Музей гобеленов

Musee des Tapisseries действует в бывшем Palais de l’Archevêché с 1909 г. Здание архиепископского дворца само по себе является произведением искусства. Летом в его дворе проходит традиционный оперный фестиваль.

В музее представлены гобелены XVII и XVIII вв. из личной коллекции архиепископа, его меблированные комнаты и декорации театральных постановок. Сюжеты некоторых гобеленов посвящены жизни Дон-Кихота. Большинство гобеленов было изготовлено в городе Бове, известном как центр их производства.

Студия Сезанна

В 1901 г. выдающийся художник–постимпрессионист Поль Сезанн купил на окраине своего родного города участок земли со старой двухэтажной фермой и распорядился перестроить ей по своим эскизам. На втором этаже располагалась мастерская художника, в которую он ежедневно приходил из городской квартиры в шесть часов утра. Здесь он работал до шести вечера. После его смерти город выкупил домик у сына Сезанна и оставил Atelier Cézanne в неизменном виде: длинная полка на стене, стол, стулья, лестницы, диван, мольберт…

В отдельном зале посетителям демонстрируется фильм «Вселенная Сезанна», рассказывающий о жизни и творчестве художника.

Музей Гране

Первоначально этот музей, посвящённый живописи, скульптуре и археологии, был открыт в 1838 г. в бывшем доме настоятеля церкви св. Жана Мальтийского. Вход в музей и церковь – до сих пор общий. В дальнейшем к нему время от времени пристраивались корпуса для размещения разрастающейся музейной коллекции. Она вобрала в себя несколько частных собраний и даров.

Granet museum назван по фамилии местного художника, чьи завещанные городу картины – также часть экспозиции музея. Представлены в основном полотна французских художников XVI–XX вв. Гордость коллекции – девять произведений Поля Сезанна, автопортрет Рембрандта, картины Ван Дейка, Ренуара, Гогена, Ван-Гога, Моне. В скульптурном собрании преобладают работы скульпторов XIX в. В археологическом зале демонстрируются археологические находки на территории города и его окрестностей, относящиеся в основном к кельто-лигурианской цивилизации.

Фонд Вазарелли

Здание, занимаемое Vasarely Foundation, представляет собой комплекс из 16 алюминиевых шестигранников с чёрными и серыми кругами на белых и чёрных стенах. Его строительство по проекту архитекторов Джона Сонье и Доминика Ронссере и самого Виктора Вазарели началось в 1973 г. Этот комплекс вполне можно считать первым из экспонатов музея основоположника художественного направления оп-арт. Оно развилось из абстракционизма во второй половине XX в. В основе «оптического искусства» лежат оптические иллюзии.

На нижнем этаже комплекса размещены 42 архитектурные инсталляции Вазарели, призванных иллюстрировать искусство, вплетённое в архитектуру. Вазарели использовал геометрические фигуры – круг, квадрат, гексагон, изображая их в чистых цветах на ровных поверхностях. Затем эти формы претерпевают динамические трансформации, создавая ощущение объёма, движения и пространства. Другие экспонаты из дерева, металла и пластика представляют оптические иллюзии, игру цвета, форм и объёма.

Естественнонаучный музей

Рядом с площадью д’Альберта, в особняке Hôtel Boyer d’Eguilles, работает Muséum d’Histoire Naturelle d’Aix-en-Provence, где, в частности, демонстрируются окаменелые фрагменты динозавров, найденных в районе горы он Сент-Виктуар. В музее также представлена коллекция рыб, насекомых и окаменелых растений, найденных в регионе, а также чучела 2,5 тысяч птиц.

Источник: CitySee.ru


Categories: Франция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.