Синежупанники — воины одноименних полков, хорошо известны читателям по многим советских кинофильмам и книгам. Стоит только вспомнить сериалы "Как закалялась сталь" или "Старая крепость", чтобы в памяти всплыл образ украинского воина: длинный синий жупан, седая шапка с синим шлыком, завернутым вперед и прикрепленной желто-голубой кокардой, синие шаровары, черные сапоги, черный кожаный ремень или синий казацкий пояс…

Общеизвестен факт, что такое униформу украинские воины действительно носили. Менее известный факт — существовала она всего около двух весенних месяцев 1918 года. После формирования они носили синие кафтаны и седые шапки, были ликвидированы и разпущены — прямо в той одежде, в котором и были. Что касается дальнейшей эволюции униформы украинской apмии, она была очень далека от синих жупанов. Так, ни в "Старой крепости", ни в "Как закалялась сталь", события в которых происходят в 1919-1920 гг., Украинске воины уже не могли ходить в синих кафтанах.
Но… Синяя униформа в советской литературе стала неотъемлемым признаком т.н.


тлюровщины и петлюровцов (еще один миф, доставшийся нам коммунистической идеологией — воины армии УНР никогда не называли себя петлюровцамы).
Tе, кто хорошо знают агитационные плакаты советских времен, подтвердит — С.Петлюра обязательно изображался там в синем жупане и шапке с красным шлыком. Рисунками с гротескными синежупанникими были широко украшены учебники и агитационные книги советских времен. Под этим углом зрения вопрос о униформе и знаки различия синежупанников приобретает особое значенение.
Напомним читателям, что 1-я и 2-я украинские казачьи дивизии (именно так они официально назывались) были сформированы немцами из военнопленных-украинцев русской армии в феврале 1918 года — после заключения Брестского мира.

Фактическое формирование 1-й Украинской казацкой дивизии началось 9 (22) февраля 1918 года в деревнях в районе Ковеля на Волыни. Именно в этот день в Ковель прибыли первые командные кадры офицерских лагерей военнопленных в Ганновере-Мюнден. Юридически дивизия была сформирована 4 марта (нового стиля) 1918 года.

Из солдат-украинцев, находившихся в лагерях Раштат, Зальц-ведель и Вецляр довольно быстро был сформирован 4-й украинский казацкий (пеший) и 1-й Украинский пушечный полки. Начальником дивизии стал генерал-майор русской службы Зелинский, начальником штаба — подполковник Янкина, командирами полков кадровые офицеры российской армии Шаповал (имел звание поручика), Малохатка (штаб-капитан), Куренной (капитан), Чеховский (подполковник) и артиллерист — Чижевский (штабс-капитан).
8 марта 1918 в том же Ковельском уезде началось формирование 2-й украинской казацкой дивизии, причем обе они объединялись в 1-й Украинский корпус во главе с генералом Зелинским.


числился и.о. начальника 1-й дивизии. Начальником 2-й дивизии был назначен подполковник русской службы Пухтаевич (он же — и.о. обязанности командира 7-го Украинского полка), начальником штаба дивизии стал капитан Витренко — будущий генерал Юго-Западной добровольческой армии генерала П.Юденича. В состав 2-й Украинской дивизии входили только 4 пеших полка — собственной артиллерии в дивизии не было. Командирами полков были назначены Магеровский (поручик), Левенсон (капитан), Пухтаевич и Дивнич (подполковник). (См.: ЦДАВОУ, ф.4585, оп.1, спр.21, С.15; ф.4060, оп.1, спр.16, С.74).
23 марта 1918 1-я Украинская дивизия прибыла и расположилась в Киеве, вторая дивизия осталась в районе Ковеля — для продолжения формирования. Kpоме того, тогда же капитан Яворский был отправлен в лагеря для пленных в Германии для набора добровольцев для 3-й украинской дивизии. 24 марта состоялся парад 1-й украинской дивизии на Софийской площади. Этот парад снимался на кино- и фотопленку, благодаря чему ныне мы имеем много широкорастиражованые кино- и фотокадры с синежупанниками.
В ночь с 26 на 27 апреля 1918 немцы расформировали первую Украинскую казацкую дивизию, за то, что их синие кафтаны показались им слишком "красными".

е бойцы дивизии был распущен по домам — прямо в их синей одежде. Относительно 2-й дивизии, она была расформирована несколькими днями позже, но ее бойцов отправили назад в лагеря военнопленных.
Исследования причин для расформирования синьжупанников не является предметом нашего текста. Но добавим к этому, что, как свидетельствуют документы некоторых синьжупанных полков, которые хранятся в украинских apxавax, "покраснение" дивизий не было главным поводом к их расформированию.
Первой причиной было массовое дезертирство бойцов 1-й украинской дивизии по прибытии в Киев. Второй — интриги среди командного состава самой дивизии, которыми занимались такие командиры, как Зелинский, Шаповал и Чеховский. К тому же — откровенно большевистская агитация, которую распространяли среди казаков некоторые собственные младшие старшины.
Другими словами — 1-я дивизия была морально непрочным соединением, куда стремились вступать некоторые офицеры и большая чаcть солдат-украинцев российской армии, чтобы как можно быстрее добраться домой. Как морально нестойкая, дивизия была просто небоеспособностью, и немцы ее расформировали исходя исключительно из этого мотива.
В январе 1919 г. из бывших синежупанников-добровольцев был сформирован 1-й синий полк Действующей армии УНР, но он только по названию был таким. В этом полку синих жупанов уже почти не было.


До недавнего времени наши знания о униформе синьжупанников исчерпывались несколькими беглыми упоминаниями в воспоминаниях начальника 1-й украинской дивизии генерала В. Зелинского, а также одного из организаторов дивизии — Т.Омельченко.
Оба они указывали на синие кафтаны и шаровары дивизии — и этим, фактически, информация и исчерпывалась. В.Зелинский также вспоминал, что немцы сшили 6 000 комплектов синей униформы, а в другом месте добавлял, что цвета шликов планировалось сделать по полкам. Правда, по утверждениям других мемуаристов, шлыки бойцов 1-й Украинской дивизии были вcе везде — синие.
Другим источником были фотоснимки, на основании которых удалось примерно "вичислить" систему знаков различения, что было заведено в 1-й Украинской дивизии. Но эти "вычитания" — лишь гипотезы без твердых доказательств.

В течение последних двух лет, благодаря тотальному пересмотру вcеx фондов, посвященных Вооруженным силам Украины 1917-1921 годов, хранящиеся в Центральном государственном apхиве Внутренних органов власти Украины (а их, в общем — более 30), удалось обнаружить ряд новых уникальных архивных материалов. В том числе и тех, которые касаются формирования Синежупанников.В первую очередь речь идет об отдельном фонде (ф. 4060), в котором хранится 36 дел — почти вся документация 1-го Украинского артиллерийского полка, в этом фонде также отложились приказы по 1-й и 2-й Украинским дивизиям, а также по 4-му Украинскому казацкому полку.


оме этого, в фонде 4585 нами выявлено еще несколько дел синежупанников: это дела № 6 и № 7 — переписка и приказы по 4-му Украинскому казацкому полку, дело № 8 — рапорты и другая документация 6-го полка 2-й Украинской дивизии, и дела N9 21 и 22 — приказы по 1-й батареи 1-го Украинского артиллерийского полка, в которых также отложились приказы по 2-й Украинской дивизии.
Благодаря упомянутым документальным материлам удалось значительно прояснить ситуацию относительно знаков различия и количества одежды в синежупанников. Начнем со знаков различия. Приказом от 7.03.1918 о введении в 1-й, а затем — и 2-й Украинской дивизиях таких званий и знаков различия устанавливаются:
Роевый — на передней части воротника одна желтая полоски сверху вниз;
Чотар — две такие ленты;
Бунчужный — три такие ленты.
Атаманский старшина
Пивсотенний — на передней части воротника две серебряные звезды (одна под второй);
Сотник — три серебряные звезды (одна под второй и третий — 3-стороны посередине);
Куренной — одна золотая звезда по середине воротника;
Есаул — две золотых звезды одна за другой;
Полковник — три золотые звезды;
Атаман дивизии — воротник, обшитый золотым галуном с зигзагом и две золотые звезды;
Врачи — золотая звезда и красных крест за ней (см. 3-ю страницу обложки) .

оме того, все полковники и атаман дивизии имеют на шапках красный верх (ЦДАВОУ, ф.4585, 0п.1, спр.21, с. 16).
Среди хозяйственных дел удалось выявить арматурные списки вещей, которые были в наличии у каждого синежупанникив. Это: синие брюки, синие чумари (так в документах назывались жупаны), верхняя рубашка, защитные штаны, защитная гимнастерка, сапоги, шапка, 2 простыни, 2 нательные рубашки, 2 подштанников, шинель, синий пояс, кожаный пояс, ружье, кинжал (не у всех), 2 подсумка (ЦДАВОУ, ф.4585, Оп.1, спр.7, С.131)

Но, следует особо отметить, что набор синей одежды и личных вещей был только в четырех пеших полках 1-й Украинской дивизии. 1-й артиллерийский полк этой дивизии имел всего 4 (!) комплекта синей одежды — для презентационных торжеств.
Воины 1-го Украинского пушечного полка прибыли в Киев в той одежде, в котором они находились в лагерях военнопленных. И только в столице Украины командир полка начал добиваться выдачи своим подчиненным 530 (а затем — 700) комплектов униформы старого русского образца: фуражек, шинелей, гимнастерок, рубашек, брюк и т.д.. Причем, эти вещи были получены только 18 апреля — всего за неделю до расформирования дивизии (ЦДАВОУ, ф.4060, 0П.1, спр.14, С.16; спр.16, С32-3В, и др.).
Так же бедна униформой оказалась и 2-я Украинская дивизия — она была полностью одета в ту одежду, в которой солдаты прибыли в Ковельский уезд из лагерей военнопленных. Для презентабельности 10.03.1918 в дивизию было отправлено только 20 комплектов синежупанной одежды.


и были розданы штабу дивизии, немецкому сотнику — представителю немецкого командования — и 9 старшинам 8-го Украинского казацкого полка (ЦДАВОУ, ф.4585, 0П.1, спр.21, C.21-3B).
Таким образом, собственно синежупанными было всего четыре пеших полка 1-й Украинской казацкой дивизии, которые получили 6 тысяч комплектов сшитого в Германии синей одежды. Что касается других частей, они были одеты в обычную русскую униформу с лагерными нашивками военнопленных.

ТАКЖЕ: Красная Армия всех модней!

Источник: foto-history.livejournal.com

Цитата сообщения ovenca Мудрость Карлоса Кастанеды и удивительная графика Ивана Жупана

 

Жизнь деревьев (700x495, 422Kb)
Жизнь деревьев

Вангелис — Свет души моей


Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

Ажурное дерево (551x700, 726Kb)
Ажурное дерево

Он добрый — и потому способен вызвать ужас у тех, кого не любит.

Китайский пейзаж. (580x406, 309Kb)
Китайский пейзаж

Сила зависит от знания, которым ты владеешь. Какой смысл знать то, что бесполезно?

Год козы (700x455, 454Kb)
Год козы

Вовсе не обязательно что-нибудь «делать», чтобы понравиться или не понравиться. Он либо принимает тебя, либо сметает прочь.

Большой каньон (577x557, 550Kb)
Большой каньон

Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…


Иная реальность (641x650, 390Kb)
Иная реальность

Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца своей жизни: ты обретаешь ясность мысли, и страху не остается места.

Мир Кастанеды (700x486, 476Kb)
Мир Кастанеды

Первый враг — страх. Это могущественный и коварный противник. Страх подстерегает за каждым поворотом пути, и, если человек дрогнет и побежит, его исканиям приходит конец.

Дерево-дикобраз (576x573, 724Kb)
Дерево-дикобраз

Человек побежден только тогда, когда он оставляет всякие попытки и отказывается от себя.

Мифы (674x479, 458Kb)
Мифы

Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество понятие психологическое, душевное, уединенность же — физическое. Первое отупляет, второе — успокаивает.


Карпатский лес (650x650, 550Kb)
Карпатский лес

Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. На самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

Деревья в летнем саду (575x394, 503Kb)
Деревья в летнем саду

Гордость помогает человеку учиться.

Ночь 1 (580x415, 392Kb)
Ночь

Сердиться на людей означает считать их поступки чем-то важным.

Мифы ацтеков (637x433, 321Kb)
Мифы ацтеков

Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно.

Любовь деревьев, день (580x589, 749Kb)
Любовь деревьев, день

Немного нужно, чтобы умереть, и искать смерти — значит, ничего не искать.

Ночь на Ивана Купалу (699x600, 579Kb)
Ночь на Ивана Купалу

Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на всей земле, кто живет неправильно.

Союзник Дон Хуана (617x429, 352Kb)
Союзник дона Хуана

Каждый идет своим путем… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

Памяти учителя (580x591, 737Kb)
Памяти учителя Павла Бедзира

Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится — хорошему или плохому — зависит лишь от его природы и от его судьбы.

Сказка скал. (700x673, 534Kb)
Сказка скал

Рассматривать чьи-то действия как низкие, подлые, отвратительные или порочные — значит придавать неоправданное значение личности их совершившего, то есть — потакать его чувству собственной важности.

Толтекская мандала (634x625, 533Kb)
Толтекская мандала

Трюк состоит в том, на что человек делает ударение. Мы или делаем себя жалкими, или мы делаем себя сильными. Количество работы одно и то же.

Грабовый лес (559x557, 631Kb)
Грабовый лес

Что калечит дух, так это постоянное имение кого-нибудь у себя на спине, кто колотит тебя и говорит тебе, что следует делать, а чего не следует делать.

Человечки-знаки (646x439, 341Kb)
Человечки-знаки

Иногда есть смысл упорствовать, даже когда понимаешь, что это бесполезно. Но сперва надо понять, что твои действия бесполезны, а потом поступать так, будто этого не знаешь.

Дао. (577x263, 228Kb)
Дао

Ты бы удивился тому, насколько хорошо можно действовать, когда тебя припрут к стене.

Любовь деревьев, ночь (546x540, 577Kb)
Любовь деревьев, ночь

Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.

Знаки (593x420, 229Kb)
Знаки

Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.

Черногория (700x533, 488Kb)
Черногория

Желание — вот что заставляет нас страдать, но как только мы научимся уничтожать свои желания, любая полученная нами мелочь превратится в бесценный дар.

-Дерево-старейшина (466x700, 352Kb)
Дерево-старейшина

В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.
 

Одинокое дерево. (315x700, 287Kb)Одинокое дерево Великан-дерево-Инь (393x700, 328Kb)Великан-дерево-Инь

Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Человек знания должен быть легким и текучим.

-Деревья-люди. Семья (454x700, 462Kb)
Деревья-люди. Семья

Нет возврата к тому, от чего ушел.
 

Джаз (358x375, 187Kb)Джаз Сюрровые деревья-змеи (405x395, 252Kb)Сюрровые деревья-змеи

Научившись видеть, человек обнаруживает, что он в мире — один, и у него ничего, кроме глупости, нет.

Вулкан Карадаг (700x532, 316Kb)
Вулкан Карадаг

…тому, кто всё потерял, нечего бояться.

Долина Демерджи (700x538, 359Kb)
Долина Демерджи

Вместо того чтобы посвятить себя миру, человек растрачивает себя на дела.

Закат в Судаке (700x494, 350Kb)
Закат в Судаке

Обучение посредством разговоров не только пустая трата времени, но и редкая глупость.

Карадаг. Заповедник (700x506, 321Kb)
Карадаг. Заповедник

Нужно искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; именно от этой усталости ты глух и слеп ко всему остальному.

Лисья бухта. (700x497, 520Kb)
Лисья бухта

 

-- (160x160, 4Kb) Иван Жупан родился в 1966г. в Казани. В 1976 переехал в г.Мукачево (Закарпатье). Окончил с отличием художественное училище в г.Ужгороде. Обучался в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной в Ленинграде. Член Союза художников России. Работы находятся в музеях Санкт-Петербурга, Киева, Закарпатья, Венгрии, Хорватии и в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Будапешта, Праги, Сплита, Парижа, Лондона, Мюнхена, Австрии, Греции.

Иван является одним из учеников известного художника Павла Бедзира, основателя закарпатской графической школы, высочайшего мастера техники граттаж («царапки» по словам Бедзира). Граттаж — процарапывание иглой по многослойному и многоцветному грунту, нанесенному на картон, очень кропотливая и трудоёмкая техника. Жупан — единственный из учеников Бедзира в совершенстве владеет этой техникой и продолжает плодотворно в ней работать. Переняв у учителя приёмы и навыки, ученик доводит их до совершенства, во многом превосходя мастера. Исполнение требует большого кропотливого труда на каждой стадии работы над листом, начиная с грунтовки и кончая штриховкой. Иногда на один лист уходит несколько месяцев, и всё это время мысленный взор художника хранит образный строй и эмоциональный заряд первоначального замысла. Он продолжает развивать традиции своего Учителя в направлении стиля модерн. Другое направление работ Жупана – пейзажи Крыма и Закарпатья, выполненные пастелью и маслом.

Вот как описывает творчество художника искусствовед Ирина Бестужева:

"Непроходимые чащи с переплетающимися ветвями и корнями, искореженными стволами скрыты от посторонних нелюбопытных глаз. Как будто леса-исполины удалены от нас не в пространстве, а во времени, перенесены из мира сегодняшнего в мир древний, населены странными существами-символами света и мрака, добра и зла, жизни и смерти. Чисто композиционными приемами создается ощущение, что деревья-гиганты уходят корнями в землю и упираются кронами в небесный свод.

Особое внимание уделяется свету: он то зыбкий, ирреальный, то звонкий и яркий просачивается сквозь ветви и корни. Но самый неожиданный эффект — это «обратная перспектива» света. Интенсивность света увеличивается от переднего плана вглубь листа. Взгляд из мрака в ярко освещенные дали одухотворяет все произведение, придает ему особый философский смысл. Возникают мысли о том, что это не толпы деревьев с трудной судьбой, а мы, люди, обнявшиеся в жестокой схватке, это наши портреты, зашифрованные в мифологические символы. Как корни — предки переплетались между собой, так и мы — ветви повторяем этот путь. Как и люди деревья наделены яркой индивидуальностью, как и люди обезличены в толпе. И всё это, давнее и сегодняшнее, реально, осязаемо и освещено божественным светом, хранящим энергию жизни".

 

За знакомство с художником спасибо Жупан фотоMultiMazurka

http://artnow.ru/ru/gallery/3/24519/picture/0/0.html
http://shurgin.moifoto.ru/108421
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4158482/
http://xn--m1abaacifhbig.xn--p1ai/?p=729
http://artru.info/ar/59796/

 

 

Источник: www.liveinternet.ru

Иван Жупан родился в 1966г. в Казани. В 1976 переехал в г.Мукачево (Закарпатье). Окончил с отличием художественное училище в г.Ужгороде. Обучался в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной в Ленинграде. Член Союза художников России. Работы находятся в музеях Санкт-Петербурга, Киева, Закарпатья, Венгрии, Хорватии и в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Будапешта, Праги, Сплита, Парижа, Лондона, Мюнхена, Австрии, Греции.

Иван является одним из учеников известного художника Павла Бедзира, основателя закарпатской графической школы, высочайшего мастера техники граттаж («царапки» по словам Бедзира). Граттаж — процарапывание иглой по многослойному и многоцветному грунту, нанесенному на картон, очень кропотливая и трудоёмкая техника. Жупан — единственный из учеников Бедзира в совершенстве владеет этой техникой и продолжает плодотворно в ней работать. Переняв у учителя приёмы и навыки, ученик доводит их до совершенства, во многом превосходя мастера. Исполнение требует большого кропотливого труда на каждой стадии работы над листом, начиная с грунтовки и кончая штриховкой. Иногда на один лист уходит несколько месяцев, и всё это время мысленный взор художника хранит образный строй и эмоциональный заряд первоначального замысла. Он продолжает развивать традиции своего Учителя в направлении стиля модерн. Другое направление работ Жупана – пейзажи Крыма и Закарпатья, выполненные пастелью и маслом.

Вот как описывает творчество художника искусствовед Ирина Бестужева:

«Непроходимые чащи с переплетающимися ветвями и корнями, искореженными стволами скрыты от посторонних нелюбопытных глаз. Как будто леса-исполины удалены от нас не в пространстве, а во времени, перенесены из мира сегодняшнего в мир древний, населены странными существами-символами света и мрака, добра и зла, жизни и смерти. Чисто композиционными приемами создается ощущение, что деревья-гиганты уходят корнями в землю и упираются кронами в небесный свод.

Особое внимание уделяется свету: он то зыбкий, ирреальный, то звонкий и яркий просачивается сквозь ветви и корни. Но самый неожиданный эффект — это «обратная перспектива» света. Интенсивность света увеличивается от переднего плана вглубь листа. Взгляд из мрака в ярко освещенные дали одухотворяет все произведение, придает ему особый философский смысл. Возникают мысли о том, что это не толпы деревьев с трудной судьбой, а мы, люди, обнявшиеся в жестокой схватке, это наши портреты, зашифрованные в мифологические символы. Как корни — предки переплетались между собой, так и мы — ветви повторяем этот путь. Как и люди деревья наделены яркой индивидуальностью, как и люди обезличены в толпе. И всё это, давнее и сегодняшнее, реально, осязаемо и освещено божественным светом, хранящим энергию жизни».

За знакомство с художником спасибо MultiMazurka

Источник: mix-pix.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.