С Воронцовским дворцом связано немало романтических историй, которые вполне могли бы стать основой для десятка дамских романов. Скажу больше — в любовную интригу был замешан Александр Сергеевич Пушкин. Но обо все по порядку.

Дворец в Алупке настолько гармонично вписан в окружающий ландшафт, повторяя своими мавританскими башенками и готическими зубцами фасадов очертания расположенной в непосредственно близости горной гряды Ай-Петри, что кажется, будто весь этот архитектурно-природный ансамбль был здесь всегда.

Генерал-губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов начал строительство представительской резиденции в Крыму в 1824 году. Помимо Алупки на юге Крыма Воронцову принадлежали Массандра (Массандровский дворец я показывала http://www.ruskompas.ru/blogs/47.shtmlздесь), Ай-Даниль и Гурзуф. Но именно Алупкинское имение граф решил превратить в летнюю резиденцию.

Одновременно со строительством дворца началась прокладка дороги от Симферополя к Южному берегу Крыма.


В свете Михаил Семенович Воронцов слыл англоманом, поэтому нет ничего удивительного, что создание проекта дворца он доверил придворному архитектору английской королевы Эдварду Блору. Именно он проектировал Букингемский дворец в Лондоне. Примечательно, что за двадцать лет строительства Блор так ни разу не приехал взглянуть на свое детище. Руководил работами его помощник и ученик Вильям Гунт, благодаря которому в чертежи были внесены некоторые поправки в соответствии с особенностями местности.

За камнем для строительства далеко не ходили — брали прямо из-под ног крымскую вулканическую породу долерит (диабаз): из долерита сложены центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный корпуса дворцового комплекса. К слову, крымским долеритом вымощена Красная площадь в Москве.

Воронцовский дворец спроектирован в стиле поздней английской готики (стиль эпохи Тюдоров), но с элементами восточной архитектурой, отчего с разных ракурсов он выглядит то как средневековый замок, то как резиденция магометанского правителя.

Причина такого неожиданного сочетания стилей в облике дворца кроется в личностях архитектора и заказчика. Эдвард Блор был хорошо знаком с архитектурой британской колонии — с архитектурой Индии. Поэтому для него не составило труда соединить в одном проекте стиль Тюдоров с вариациями на тему индийской архитектуры периода Великих Моголов. Вероятно, в его представлении такая смесь должна соответствовать Крыму, учитывая, что долгое время полуостров был мусульманским. К тому же, в архитектурной моде превалировали романтические направления, что было по вкусу и графу Воронцову.


Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год

С западной стороны находится главный подъезд к дворцовому комплексу. Эта часть Воронцовского дворца напоминает средневековый замок с круглыми сторожевыми башнями, узкими бойницами и глухими крепостными стенами.

Здесь же мы видим Шуваловский корпус и Шуваловский воротный проезд. Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Шуваловский проезд между двух похожих на крепостные стен грубой кладки из серых диабазовых блоков, с круглыми зубчатыми башнями и узкими стрельчатыми окнами заставляют поверить, что мы в средневековом замке.

Шуваловский проезд

Отдельные ворота ведут на хозяйственный двор. В центре двора растет платан, посаженный при строительстве дворца. Здесь же находится музейная касса, где вместо бумажного билета вам выдадут металлический жетон.

Минуя хозяйственные постройки, мы попадаем на парадный двор перед северным фасадом дворца, обращенного окнами к Ай-Петри и верхнему парку.

Cеверный фасад дворца

По словам специалистов, в архитектуре северного фасада с его вертикальными выступами, миниатюрными декоративными башенками и большими окнами-эркерами гармонично сочетаются элементы готики шестнадцатого века и архитектуры эпохи Возрождения.


Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся фонтан «Сельсибиль» — копия «фонтана Слез» из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца – беломраморный фонтан «Источник Амура».

Обойдем дворец с восточной стороны, чтобы взглянуть на обращенный к морю южный фасад, выполненный по мотивам индийской архитектуры.

Бело-голубая эскедра с двумя ярусами арочных окон украшена двойной зубчатой подковообразной аркой и покрыта лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции. На уровне второго этажа по ее декоративному фризу устроены три балкончика с ажурными решетками и рельефная арабская надпись — шестикратно повторяемое славословие пророку: «И нет победителя, кроме аллаха». В глубине экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную дворца, куда мы пойдем чуть позже.

Слева и справа от экседры тянутся два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. К западу от эскедры находятся Зимний сад, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса.

От эскеды к морю спускается широкая лестница с тремя парами львов — Львиная терраса. У входа во дворец львы бодрствуют, стоя на страже, на средней площадке лестницы просыпаются или засыпают, а те, что ближе к морю, мирно спят, положив морду на лапы. Заканчивается Львиная терраса площадкой с выходами в нижний парк, к скале Айвазовского и Чайному домику на берегу моря.


Фонтан «Чаша» в нижнем парке

Южная терраса — излюбленное место для фотографирования в красивых позах и красивых нарядах.

Отсюда расходятся тропинки в Нижний Воронцовский парк.

После осмотра дворцового фасада интересно взглянуть на графские покои. Сразу выяснили, что второй этаж и антресоли для осмотра закрыты: было время, когда экскурсанты поднимались в комнаты второго этажа, но от этого страдали потолочные перекрытия первого этаже. В конце концов, в музее решили оставить доступными для туристов только девять залов первого этажа.

Как и многие другие крымские дворцы, после революции 1917 года Воронцовский замок был национализирован, но не превращен в здравницу, а стал музеем дворянского быта. Возможно, это счастливое обстоятельство сыграло не последнюю роль в сохранении дворцовых интерьеров. Во время Великой Отечественной войны дворец был разграблен, но не разрушен. С 1945 по 1955 годы здесь размещалась государственная дача. И наконец, 1956 году здесь вновь открыли музей.

Войдя во дворец с северной стороны, попадаешь в коридор, где раньше находилась гардеробная. Сейчас в шкафах из мореного дуба, полностью закрывающих одну из стен от пола до потолка, хранятся книги Алупкинской библиотеки графа Воронцова, который был известным библиофилом.


Другую стену украшают старинные гравюры, изображающие строительство дворца и Алупкинские пейзажи.

Пейзаж Карло Боссоли «Дворец князя Воронцова в Алупке»

Через коридор мы входим в Парадный кабинет хозяина дворца.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме. Михаил Семёнович был одним из наиболее прославленных героев Отечественной войны 1812 года. Рядом разместились портреты героев Бородино Льва Александровича Нарышкина и Фёдора Семёновича Уварова кисти известного портретиста Джорджа Доу.

Стены кабинета оклеены расписными обоями, которые были специально заказаны в Англии. Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево.

У стены — антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова — окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.


Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

У окна круглый столик из карельской березы. Рядом, за портьерой — небольшой угловой шкафчик, подаренный Воронцовым императрицей Александрой Федоровной, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство.


И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи «Сожжённое письмо», «Ненастный день потух…», «Желание славы», «Талисман», «Храни меня, мой талисман…». К тому же, по числу исполненных Пушкиным портретных рисунков Воронцовой, её образ превосходит все остальные — всего насчитали 17 портретов.

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который «поспособствовал» смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман «Евгений Онегин», но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.


Но не будем задерживаться в Китайском кабинете, а пойдем дальше — в Парадный вестибюль.

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил вестибюль с покоями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, отчего с первого взгляда и не поймешь, как хозяева попадали с первого этажа в свои спальни.

На стенах вестибюля развешаны портреты именитых предков владельцев резиденции, чтобы с порога входящий во дворец имел представление о знатности рода и происхождении хозяев дома. Со стен на нас смотрят родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой — графиня Александра Васильевна Браницкая и её супруг, коронный гетман Польши Ксаверий Браницкий. Самое большое полотно — парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Рокотова.

Из вестибюля мы проследуем в восточное дворцовое крыло, которое начинается с Голубой гостиной. Невозможно не заметить контраста между соседним парадным вестибюлем и этой залитой солнцем комнатой. Нежно-голубые стены и потолок покрыты лепным узором из листьев и цветов. Как и потолок в Китайского кабинета, искусная лепнина гостиной выполнена Романом Фуртуновым и его помощниками.


Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался «зрительный зал», где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы — кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых — Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.


Минуя Зимний сад, не забывая полюбоваться на открывающийся из окон вид на Южную террасу и море, попадаем в следующий зал — Парадную столовую. Это самая большая и помпезная часть дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом — ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном — резной деревянный балкон для музыкантов.

С востока к Столовой примыкает Бильярдная. О близости этой комнаты к Столовой напоминают расположенные друг напротив друга два больших натюрморта кисти фламандского художника Петера Снейерса «Кладовая овощей» и «Кладовая с рыбой».

Воронцовы, как и многие другие аристократы, коллекционировали картины. Особенно в то время ценились полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии XVI- XVIII веков.

Это последняя доступная для осмотра комната покоев Воронцовых. Теперь мы можем прогуляться по Верхнему парку.

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу — огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка — Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными «коктебельскими камешками» — яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером — Форелевый пруд и ещё дальше — Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны — Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый «алупкинский хаос».

На этом прервем прогулку по Воронцовскому парку, чтобы было зачем возвратиться сюда еще раз.

Все фотографии альбома «Воронцовский дворец в Алупке»

2015-06-24

Источник: www.RusKompas.ru

Unbenannt-15.jpg
Воронцовский дворец в Алупке. Здесь и далее фото 1966 года.

Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". В 1966 году из Мисхора мы всей семьей ездили в Алупку, в Воронцовский дворец. Из этой поездки я не помню почти ничего, но слайды моего отца Анатолия Сироты (Воронцовский дворец алупка фото внутриturnepsik) свидетельствуют о том, что мы там действительно побывали вместе с толпами отдыхающих, так не похожих на современных туристов.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Вид от Воронцовского дворца на гору  Ай-Петри

В прелестном старинном путеводителе А.Н. Нилидина "Силуэты Крыма: Из путевой книжки" (Санкт-Петербург, 1884 год) так рассказывается о преображении Алупки: "Еще в двадцатых годах нынешнего столетия Алупка представляла собою пустынную картину мрачного величия. Огромные, исковерканные, обнажённые скалы, как будто оторванные какою-то гневною рукой от горного хребта, были разметаны в беспорядке по склону к морю; почернелые камни повсюду были рассеяны в одиночку или грудами, в виде памятников свирепствовавшего здесь когда-то страшного геологического урагана разрушения. /…/ Среди этого почвенного мрачного хаоса, беспорядка и разрушения мелькали лишь изредка немногие хаты татарской деревушки, выглядывая как будто украдкой из-за веселой зелени своих садиков, с роскошными фиговыми, гранатовыми и масляничными деревьями".

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Вид  со скалы Айвазовского в окрестностях  дворца

Чтобы проиллюстрировать стремительное преображение Алупки из дикого края в райский уголок, Нилидин рассказывает популярную в то время в Крыму легенду. Некий татарин отправился из Алупки, "когда она еще была пустынною, глухою местностью", в паломничество в Мекку и после многих приключений возвратился домой лишь через несколько лет. Когда, подплывая к берегу, "он бросил жадный взгляд на свою родную Алупку, то не узнал ее и сначала подумал, что его не туда привезли, а когда его убедили, что это место есть та же самая Алупка, то растерявшийся татарин подумал, что Аллах помутил его рассудок. После долгих колебаний, он решился, наконец, выйти на берег и с трепетом вступил в волшебный сад из тысячи одной ночи".

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Вид на южный фасад со скалы Айвазовского в окрестностях дворца

Ошарашенного пилигрима можно понять: фантастический дворец на фоне горных вершин и террасами спускающийся к морю роскошный парк совершенно преобразили пейзаж Алупки, причем произошло это с поистине сказочной быстротой. Как пишет Нилидин, "заглянул в этот, по-видимому ни к чему непригодный, непривлекательный уголок недюжинный человек, гением своего духа он понял, что при помощи науки и искусства можно из этого хаоса создать уголок Эдема, и вот, словно по мановению волшебного жезла, суровый хаос обвалов со своими мрачными холмами из груды порфира и гранита исчез, и закрасовался тут величественно возвышающийся гранитный замок-дворец, окруженный садами, с роскошью и блеском которых могли бы соперничать разве одни только древние очаровательные сады Семирамиды!"

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Воронцовский дворец. Вид с юго-востока.

Этим "недюжинным человеком" был граф Михаил Семенович Воронцов, в 1823—1844 годах генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии. В Алупке Воронцов решил создать свое главное, майоратное (передающееся только по мужской линии) имение, и стал расширять владения, скупая земли у местных жителей. Что же касается размаха и стоимости строительства, то Воронцов, один из богатейших людей Российской империи, мог позволить себе любые прихоти. Воронцовы владели имениями в шестнадцати губерниях России, на 400 тысячах гектаров земли работало около 80 тысяч крепостных крестьян.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Фрагмент западного фасада Воронцовского дворца

Осуществление проекта, который был заказан одесскому архитектору Франческо Боффо, построившему для Воронцова дворец в Одессе, началось в 1828 году. Было задумано вполне традиционное здание в стиле классицизма, закуплен белый керченский камень, заложен фундамент одного из корпусов, но в апреле 1831 года Воронцов в корне меняет замысел и приглашает архитектора из Великобритании. Англия была для Воронцова второй родиной. Его отец Семён Романович был русским посланником в Лондоне, детство и юность Михаил Воронцов провёл при отце в Великобритании. (Кстати, его англоманию высмеял Пушкин в злой эпиграмме, написанной в 1824 году, в ту пору, когда поэт служил в Одессе в канцелярии Воронцова:
"Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец".

О романтический отношениях поэта с супругой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной мы рассказывали
ЗДЕСЬ в связи с караимским перстнем Пушкина.)

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Шуваловский  проезд образован гостевым (Шуваловским), столовым и хозяйственным корпусами.

Скорее всего, идея построить в Крыму английский замок захватила Воронцова после встречи с архитектором Эдуардом Блором (1789 — 1879) в доме, вернее, в замке сестры Екатерины Семеновны. Эта блестящая женщина, почти постоянно жившая в Великобритании, была замужем за аристократом Джорджем Гербертом, одиннадцатым графом Лембруком. Родовое имение Лембруков Уилтон Хаус было построено в конце 15 века в позднеготическом, так называемом тюдоровском стиле и неоднократно перестраивалось именитыми архитекторами, но сохранило характерный облик английского замка. Возможно, Воронцовым двигало желание построить семейный дворец в Крыму наподобие английского замка сестры, возможно, на него повлияло личное знакомство с Блором, так или иначе Воронцов отказывается от первоначального замысла, и в 1832 году Блор представил новый проект.

Воронцовский дворец алупка фото внутри

Эдуард Блор, уроженец Шотландии, был знатоком средневековой архитектуры. В молодости он иллюстрировал книги по истории готики и "Историю шотландских древностей" Вальтера Скотта. С великим писателем он был дружен и создал проектные эскизы для его виллы Эбботсфорд. Блор построил и реконструировал в Англии множество общественных зданий, усадеб, замков, церквей и часовен, уже после проектирования Воронцовского дворца был назначен придворным архитектором и реконструировал Виндзорский замок. Блора справедливо считают архитектором-эклектиком, смешивающим в своих проектах разные стили. В то же время справедливо и другое определение – архитектор-романтик, возрождающий в своих постройках дух ушедших эпох.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Между хозяйственным и столовым  корпусами  перекинут легкий висячий мостик, по которому крепостные музыканты переходили из хозяйственных помещений на балкон, расположенный в столовой.

Удивительно, но Блор так и не побывал в Алупке и руководствовался высланными ему пейзажными зарисовками, картами и подробными сведениями о сложностях рельефа. Непосредственно строительством руководили его представители, английские архитекторы Гейтон и Гунт. Вильям Гунт откорректировал проект с учетом всех особенностей местности и следил за строительством с начала до конца. Хотя Блор работал, как мы сейчас сказали бы, "на удаленке", он мастерски вписал дворец в ландшафт. Силуэт дворца соответствует рельефу возвышающихся над ним гор, хотя оценить эту перекличку архитектуры с природой можно лишь с определенных ракурсов.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Восточные ворота Воронцовского дворца

Хотя по традиции резиденцию Воронцовых называют дворцом, ей больше пристало слово "замок". У постройки сложная композиция: она состоит из пяти корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте. Корпуса соединяются многочисленными открытыми и закрытыми переходами, лестницами и двориками.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Восточные ворота Воронцовского дворца

Дворец построен в духе английского зодчества, причём в его архитектуре присутствуют элементы различных эпох, от раннесредневековых форм до тюдоровского стиля XVI века, переходного от поздней готики к ренессансу. Временной отсчет идет от западных ворот: чем дальше от них, тем более поздний стиль постройки. При подъезде с запада нас встречают высокие зубчатые стены грубой кладки, узкие окна-бойницы, треугольные выступы-контрфорсы раннеготической цитадели, в то время как северный фасад центрального корпуса близок к английским домам XVI века. В этом как раз не было ничего необычного для английских замков: поколения владельцев в течение веков расширяли и благоустраивали родовые резиденции в соответствии со вкусами своего времени. Соединяя в архитектуре Воронцовского дворца несколько этапов развития английского зодчества, Блор со знанием дела придавал образу здания естественность.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Северный фасад дворца

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Северный вход во дворец украшают два  барельефа с изображением голов рыцаря-крестоносца и сарацина в бурнусе.  Скорее всего,  барельефы символизируют  смешение Запада и Востока, которое отразилось в архитектуре дворца. 

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Парадная столовая, оформленная в тюдоровском стиле, напоминает рыцарский зал средневековового английского замка.  Столовая украшена богатой резьбой по дереву и четырьмя живописными  панно французского художника Юбера Робера. Между двух каминов — неомавританский  фонтан, выложенный майоликовой плиткой с изображением фантастических  птиц.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Над фонтаном резной балкончик для музыкантов, на который они проходили по висячему мостику из хозяйственного корпуса.

Но суровый английский замок не прижился бы на крымском берегу, если бы рядом с неоготикой в архитектуре Воронцовского дворца (как вы уже, наверное, заметили) не присутствовал еще один стиль – неомавританский. В свой неоготический коктейль Блор, архитектор-эклектик, подмешивает пряные мавританские добавки: так готические дымовые трубы, шпили и башенки походят по форме на минареты мечети. Парадный южный фасад, обращенный к морю,  оформлен в стиле мусульманской архитектуры и напоминает вход в великолепную мечеть или мавританский дворец. Фасад обрамлен двойной подковообразной аркой и украшен лепными рельефами с характерными восточным орнаментами. По фризу глубокой ниши вьется надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая девиз халифов Гранады: «Нет победителя кроме Аллаха». Однако восточный орнамент соседствует в нише  с готическим, а на рельефах  рядом со стилизованным лотосом расцветает геральдическая "роза Тюдоров".

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Парадный южный фасад дворца  в неомавританском стиле

Воронцовский дворец алупка фото внутри
По обе стороны  южного портала располагаются парные мраморные фонтаны. Каждый  состоит из двойных бассейнов и двух чаш на круглых опорах, увенчанных причудливыми цветами.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Юные пионЭры знакомятся со львами)

Воронцовский дворец  не только гармонировал  с южной природой, но и отлично вписался в причудливый архитектурный  ансамбль  крымского побережья с его смешением азиатского и европейского зодчества. Один из современников писал: «Поднявшись на горы средней вышины, вы начинаете усматривать вдоль по дороге дачи с домами, выстроенными самым затейливым образом. Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, трубы которого похожи на минареты, то красивый готический замок, то уютненькую дачку вроде «английских коттеджей», совершенно погруженную в море зелени и цветов».

Unbenannt-37.jpg
Восточный боковой фасад дворца в неомавританском стиле 

Строительство дворцового комплекса продолжалось  16 лет, расходы составили около 9 миллионов рублей серебром — астрономическая по тем временам сумма.   Проект английского зодчего воплощали в жизнь крепостные  Воронцовых из Владимирской и Московской губерний. Это были   потомственные каменотёсы и камнерезы, сохранившие опыт строительства и рельефной отделки  русских белокаменных соборов.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Олеандры и глицинии

Материалом  для постройки послужил  диабаз, красивый  зеленовато-серый камень, который добывали  из естественных россыпей в Алупке. Диабаз — очень твердый камень,  он почти в два раза прочнее гранита,  его обработка вручную примитивными орудиями требует больших усилий и мастерства. Из огромных бесформенных глыб вырезались  ровные блоки для стен, шлифовались  сложные  рельефы.  Швы кладки заливали свинцом, чтобы повысить сейсмическую устойчивость стен. Работая  подолгу со свинцом, некоторые рабочие слепли.  В Алупке была создана специальная столярная мастерская, где  украшали художественной резьбой панели, потолки, наличники окон и дверей, изготовляли мебель для дворца.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Пальмы и олеандры

Бывало, на строительстве трудилось до 1000 человек: каменотесы,  мраморщики,  столяры, кузнецы, штукатуры, маляры, плотники. Многие крепостные работали в Алупке  по несколько лет, иногда целыми семьями. Когда в  1848 году строительство было закончено, Воронцов в виде поощрения разрешил лучшим  мастерам выкупиться из крепостной неволи.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Старая магнолия

Не меньших усилий, чем постройка дворца, требовала разбивка  парка. Ради устройства просторных  террас с видами на море  было совершено грандиозное преобразование местности и  проделаны колоссальные земляные работы. С помощью  саперного батальона в 1840-е годы сняли целую гору между дворцом и морем. Нужно было прокладывать в скалах дорожки, убирать тысячи тонн камней, вносить взамен скудного местного грунта слой плодородной земли, которую  привозили на вьючных животных  с юга Украины и с  высокогорного плато на   Ай-Петри.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Цветок белой магнолии

В этом преображении рельефа деятельно участвовал ;  парковый садовник.  С  1824  по  1851 годы  в  Воронцовском  парке трудился  талантливый немецкий садовод-ботаник Карл Антонович Кебах (1799 — 1851). Кебах был  потомственным садовником:  его предки  с 18 века служили садовниками в Германии, сам он  родился в семье  старшего придворного садовника князей Гогенцоллерн-Зигмаринген. Выполняя волю заказчиков сделать из Алупки «зимний сад под открытым небом»,   он высаживал  множество экзотических деревьев, одновременно испытывая их приживаемость в новой  природной среде. Кебах поддерживал самые тесные отношения со многими  ботаническими садами и питомниками  России и Европы,  получал редкие саженцы из Никитского ботанического сада.  Кебаха называли  главным садовником Южного берега Крыма. Он женился на местной жительнице и прожил в Крыму до конца своих дней.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Так называемые большой и малый хаосы —  нагромождения глыб диабаза в парке  – напоминают о первозданном ландшафте этих мест.

Как видите, проект Воронцовского дворцового комплекса  был поистине международным: российский заказчик, английские архитекторы, российские мастера, немецкий садовник… Что же касается парковой скульптуры, то тут главная роль принадлежала итальянцам.
Самое притягательное место всего комплекса  — оформленная в 1848 году  «львиная терраса», точнее, львиная лестница, уступами спускающаяся  от южного фасада дворца в парк. Широкую  монументальную лестницу   украшают статуи  шести беломраморных львов, по три с каждой стороны. "Эта окаменевшая львиная стража представляет собою верх совершенства и образец выполнения гениальной фантазии художника", — писал в восторге уже знакомый нам путешественник Нилидин.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Мраморная копия  спящего "льва Кановы" на львиной лестнице Воронцовского дворца. 1848

Познакомимся с львиной стражей поближе. Нижняя пара львов не идентична: левый крепко спит, положив голову на лапы. Правый лежит почти в той же позе, но бодрствует. Автор оригиналов, с которых сделаны мраморные  копии алупкинских ловов, – прославленный  итальянский скульптор неоклассицизма Антонио Канова (1757 – 1822). Он выполнил эти статуи в 1792 году  для надгробия  папы  римского Климента XIII в соборе Св. Петра в Риме.  Львы лежат по обе стороны от входа в усыпальницу. Бодрствующий лев символизирует веру,  спящий — вечную жизнь. Копия спящего льва, изваянная  учениками Кановы,  присутствует на надгробии скульптора в венецианской церкви Фрари. (Единственное отличие – этот лев обрел крылья, превратившись в крылатого льва Св. Марка, покровителя Венеции).
Реплики львов Кановы бесчисленны. Под этим названием — львы Кановы, Сanova lions, leones Сanovianos   и так далее  — они распространились  по всему свету. Их можно найти  в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии.  Львы Кановы украшают надгробия, склепы  и ворота кладбищ,  парки и сады, входы  и парадные лестницы во дворцы, музеи, отели, замки и виллы. Они выполнены из всевозможных  материалов, от мрамора и бронзы до дешевого гипса. Искусство копиистов тоже представлено в диапазоне от вполне профессиональных  (как в Алупке) копий до совершенных монстров, в которых с трудом узнается  благородный царь зверей,  вышедший из-под волшебного резца Кановы. Самые известные Сanova lions находятся перед входом в  художественную галерею Коркоран в Вашингтоне.
.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Мраморный "лев Медичи" на "львиной террасе" дворца. 1848

Грозные оскалившиеся  львы с лапой на шаре, стоящие на верхней террасе дворца,  ведут свой род из античности.  Подобную статую льва, созданную в Древнем Риме во   II веке  до н.э.,   приобрели в конце 16 века для украшения своей римской виллы  могущественные Медичи. Парного льва по образцу античного изваял по заказу Медичи скульптор  Фламинио Вакка. В конце 18 века обе статуи  были перенесены в Лоджию деи Ланци во Флоренции, где находятся и сейчас.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Мраморные "львы Медичи" на "львиной террасе" дворца. 1848

По своей популярности в  мире  львы Медичи, возможно,  даже превосходят львов Кановы. В одном только Петербурге  и окрестностях их насчитывается несколько пар, в том числе знаменитые львы перед особняком  Лобанова-Ростовского, описанные Пушкиным в поэме  «Медный всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Мраморные близнецы львов Медичи из Алупки  стоят у ротонды Воронцовского дворца  в Одессе.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Мраморный "лев Медичи" на львиной террасе дворца. 1848

Авторство средней пары львов, опирающихся на передние лапы, мне не удалось точно определить, но, несомненно, это также вариант популярных в 19 веке львиных статуй для тиражирования. Идея устанавливать на парадной лестнице несколько пар львов тоже не нова: даже в Тунисе, в национальном музее Бардо (бывший дворец) имеется львиная лестница 19 века со всеми тремя знакомыми нам по Воронцовскому дворцу типами львиных фигур.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Проснувшийся лев на львиной террасе дворца. 1848

Итак,  импозантная  львиная терраса была вполне в духе тогдашней моды, а  скульптуры львов, хотя   и не оригинальные по замыслу,  выполнены мастерски. На статуе спящего льва  имеется клеймо: "№ 6 Leoni che seguiti in Carrara da V.S. Bonanni" (6 львов, которые выполнялись под наблюдением — буквально "отслеживались" — В.С.Бонанни в Карраре). Итак, все шесть львов созданы в мастерской Винченцо Бонанни (Vincenzo Bonanni), каррарского профессора скульптуры, известного (но отнюдь не знаменитого) скульптора и архитектора. Скорее всего, это была одна из многочисленных  мастерских Каррары, в которых опытный скульптор работал со своими учениками. 19 век был временем расцвета итальянской реалистической скульптуры, и даже полузабытые ныне ваятели показывали  высокий уровень мастерства. В этом нас убеждают не только обожаемые туристами всех возрастов львы, но и   прелестная фея дворца – мраморная девочка, обитающая в зимнем саду.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Зимний сад

Зимний сад  с экзотическими  растениями был непременной принадлежностью английских резиденций 19 века. Иногда это была отдельно стоящая оранжерея, в других случаях   под зимний сад отводили  коридоры, соединяющие одно крыло здания с другим. Хотя в мягком климате Крыма, в отличие от туманной Англии, потребность в зимнем саду была не столь велика,  Блор  пошел навстречу требованиям времени  и устроил зимний сад  в застекленном коридоре, соединяющем центральный корпус дворца со столовым. Здесь среди зелени размести воронцовскую коллекцию скульптуры. В собрании  Воронцовых было  довольно много скульптурных работ, но высокоценных  произведений в их собрании не имелось, в основном это были хорошие копии  античных статуй.  Две работы выделяются из общего ряда: трогательная  скульптура «Первые шаги» француза Лорана Маркеста и «Девочка» итальянского скульптора  Квинтилио Корбеллини (Quintilio Corbellini, 1823-1905).

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Квинтилио Корбеллини. "Девочка». Скульптура в Зимнем саду дворца. Вторая пол. 19 в.

Мраморная девочка производит на посетителей дворца  неизгладимое впечатление. У статуи  проработана каждая деталь:  малейшие складочки  кожи, след от оспинки на руке, лунки ногтей,  каждый волосок  причёски и  бровей, фактура ткани  и кружев,  швы, морщинки на платье, которые точно имитируют естественную примятость материала.  Блестящие глаза  девочки смотрят на нас, она шаловливо улыбается, и, кажется, сейчас вздохнет. Восхищённые  статуей зрители бросаются искать информацию о "гениальном" Корбеллини и…  не находят почти ничего.  Известно, что скульптор был уроженцем Ломбардии, работал в Милане, много  выставлялся и успешно продавал свои работы. Его произведения в мраморе, бронзе и терракоте, в том числе и копии "Девочки" разного размера,  иногда появляются на аукционах и ценятся среди коллекционеров, но стоимость их  не баснословна.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Квинтилио Корбеллини. "Девочка». Фрагмент.

Корбеллини был одним из многих  итальянских скульпторов второй половины 19 века, которые безупречно владели мастерством тончайшей обработки мрамора в сугубо реалистической и даже натуралистической манере. Особенно расцвело это направление в Милане. Выставка 2017 года "100 лет скульптуры Милана, 1815 – 1915" давала представление о  том, как много было в Италии подобных скульпторов, с какой ювелирной точностью они работали. (Кстати, на миланской выставке была представлена изящная  статуя  купальщицы, выполненная  Корбеллини).  Эти мастера, которых в шутку называют  "пигмалионами" (намекая на  миф о ваятеле, влюбившемся в созданную им статую,  неотличимую от живой девушки), были несколько  измельчавшими, но виртуозными последователями  великого скульптора эпохи  барокко  Лоренцо Бернини (1598-1680), который, как он сам с гордостью  заявил,  "победил мрамор и сделал его пластичным, как воск".  Для  "пигмалионов" не было предмета, неподвластного их резцу. Например, они очень убедительно  изображали  прозрачные  ткани, сквозь которые непостижимым образом просвечивают лицо и очертания тела.  К этой плеяде искусных мастеров декоративной  скульптуры   принадлежал  и  Квинтилио Корбеллини. Сколько бы строгий голос искусствоведа не твердил, что это не высокое  искусство, но всего лишь высокое   ремесло,  грациозная девочка в зимнем саду Воронцовского дворца не может не очаровать нас.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Мраморный фонтан "Раковины"  в Нижнем парке

Нам осталось  рассказать о судьбе дворца. Долго пожить в Алупке Михаилу Семеновичу не удалось: в 1844 году, еще до окончательного воплощения алупкинского  проекта, он был назначен на Кавка. Во дворце  поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. После смерти Михаила Семеновича в 1856 году, дворец по праву майората перешел к его единственному сыну — Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец был заброшен  и пришел в упадок. В 1904 году у дворца появились новые хозяева — родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач. При Советской власти Воронцовский дворец был национализирован и в  1921 году  открылся как музей.

Воронцовский дворец алупка фото внутри
Земляничное дерево в парке с выразанной ножом надписью на стволе. Редкая особенность земляничного дерева — ежегодно менять кору.

В феврале 1945 года на время исторической Ялтинской конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав — Сталина, Черчилля и Рузвельта. Вот что писал Уинстон Черчилль о своем пребывании в Алупке: "Нас окружал удивительный ландшафт. За виллой, построенной в полуготическом, полумавританском стиле, возвышались горы, покрытые снегом, с самой высокой вершиной в Крыму. Перед нами раскинулось огромное Черное море, суровое, но все же приятное и теплое даже в это время года. Высеченные из камня белые львы охраняли вход в дом, а внутренний двор напоминал парк с субтропическими растениями и кипарисами".

С 1945 по 1955 годы дворец был  государственной дачей  НКВД. В 1956 году здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства, с 1990 года — Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Воронцовский дворец не мог не привлекать кинематографистов. Здесь снимались эпизоды из любимых многими советских фильмов: «Алые паруса» (1961), «Гамлет» (1964),  «Печки-лавочки» (1972),   «Небесные ласточки» (1976), «Академия пана Кляксы» (1983),   «После дождичка в четверг» (1985),   «Десять негритят» (1987), «Асса» ( 1987) и других.

Продолженiе будетъ!

Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (Воронцовский дворец алупка фото внутриturnepsik) в 1966 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР, проявлены самостоятельно в домашних условиях. Слайды отсканированы мною в 2020 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Путешествия по СССР. Крым. Часть 1. Генуэзцы в Крыму.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 2. "Я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий  дворец"
Путешествия по СССР. Крым. Часть 3. "Скит смиренный и кельи древние в скале"
Путешествия по СССР. Крым. Часть 4." Безмолвный холм Чуфуткалэ"

Полезные источники
Книги
А. Н. Нилидин. Силуэты Крыма
http://www.krimoved-library.ru/books/silueti-krima.html
О.Ю. Захарова. «Светлейший князь М.С. Воронцов»
http://www.krimoved-library.ru/books/svetleyshiy-knyaz-m-s-voroncov.html
М.П. Волошин, И.А. Косаревский, Л.И. Рубцов. «Алупкинский парк в Крыму»
http://www.krimoved-library.ru/books/alupkinskiy-park-v-krimu.html
А.П. Пальчикова. «Алупка»
http://www.krimoved-library.ru/books/palchikova-alupka.html
Г.Г. Филатова, И.В. Чернуха. «Уинстон Черчилль в Воронцовском дворце. 4—11 февраля 1945 г.»
http://www.krimoved-library.ru/books/uinston-cherchill-v-voroncovskom-dvorce2.html

Дворец и парк
https://worontsovpalace.org/
https://jalita.com/big_yalta/alupka/index.shtml
https://po-krymu.ru/vorontsovskiy-dvorets.html
http://adonis-crimea.com.ua/arhitektura-vorontsovskogo-dvortsa.html

Львы Кановы
https://garciadeiturrospe.wordpress.com/2013/05/17/los-leones-que-guardan-el-reposo-de-clemente-xiii-en-santurtzi/
Львы Медичи
https://wikivoyage.ru/львы-медичи/
Львы Бонанни
https://worontsovpalace.org/lvy-bonanni/
Итальянская скульптура 17-19 вв.
https://ru-italia.livejournal.com/2107787.html
Работы Квинтилио Корбеллини
https://www.ottocento.it/artists corbellini quintilio free estimate price value evaluation quotation bronze marble sculpture.html
https://www.invy.net/quintilio-corbellini-il-primo-bagno-al-lido/
Краткая биография Квинтилио Корбеллини
https://www.galleriarecta.it/autore/corbellini-quintilio/

Источник: bellezza-storia.livejournal.com

Уникальность архитектуры

Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.

Материалы для строительства

Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.

Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.

Новые архитектурные веяния

Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили.

Зеленовато-серый камень вулканического происхождения

В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.

Уникальные решения

Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети. Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.

Восточные башенки и шпили

Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!

С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».

Знаменитые львы

Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией, обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.

Обитатели роскошного дворца

Первым владельцем дворца стал светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего аристократического рода, крестник Екатерины Великой, герой-орденоносец, участник Отечественной войны 1812 года, почетный член Петербургской Академии наук. Вышел в отставку в звании генерал-фельдмаршала.

Общий вид дворца графа Воронцова

Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом. Получив назначение на Кавказ, Воронцов оставил резиденцию дочери. С тех пор дворец менял хозяев. После смерти графа здесь жили сын, вдова. В 1880 году родовое гнездо Воронцовых опустело до тех пор, пока новые родственники не взялись энергично за восстановление наследства.

После революции имение национализировали. Позднее Воронцовский дворец стал госдачей НКВД, а в 1956 году здесь открылся Крымский государственный музей. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В коллекции музея – произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, старинные рисунки и литографии.

Интерьеры помещений

Во дворце 150 комнат, оформленных в английском стиле с восточными мотивами. Каждое помещение выполнено в персональном стиле. На характере убранства залов сказалась мода эпохи и вкус владельцев, интерес к экзотическим вещам.

Концепция дизайна

Первоначально в залах господствовали яркие тона, пышные занавески на окнах и дверях. Кашмирские и турецкие шали, индийские ковры и звериные шкуры создавали атмосферу восточной роскоши.

Все камины уникальны по дизайну

Постепенно характер интерьеров изменился. Внутреннее убранство Воронцовского дворца роскошно, но эта роскошь уютная, «домашняя», без парадной «дворцовости». Мебель из ореха, дуба, красного дерева специально для дворца делали русские мастера. Камины в каждой комнате неповторимы и сделаны из оригинальных материалов.

Обзор замка

Вестибюль – просторное торжественное помещение с дубовыми потолками рельефной отделки, строгой мебелью и двумя серо-зелеными каминами. На стенах – портреты Воронцовых. Екатерины Великой и членов царской семьи. На полу – ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.

Кабинет графа Воронцова – комната светлая, интерьер сдержан, отвечает строгим вкусам хозяина. Стены покрыты бумажными обоями, считавшимися предметом роскоши, потому что рисунок мастер выполнял вручную. Обстановка европейских мастеров одновременно чопорна и торжественна.

Кабинет графа Воронцова

На стене – портрет хозяина с фельдмаршальскими эполетами на фоне Кавказа. О событиях Отечественной войны 1812 года напоминают портреты соратников графа, боевых генералов – Уварова, Нарышкина. Бронзовые каминные часы с изображением Минина и Пожарского.

Ситцевая приемная получила название потому, что стены затянуты тканью теплых тонов, привезенной из Парижа. Грациозно смотрится хрустальная люстра на потолке, выполненная русскими мастерами. На стенах – пейзажи русских и зарубежных художников.

Столик из цветного стекла – работа итальянского мастера. Украшает приемную паркет из дорогих пород дерева, который сделан по заказу для Ситцевой приемной.

В Голубой гостиной Воронцовского дворца на лазурных стенах и потолке тонкий белоснежный лепной орнамент в виде лепестков и листьев. Люстры изысканных форм, узор фаянсовых ваз добавляют торжественности интерьеру. Привлекает внимание белый рояль, гордость хозяйки Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, незаурядной пианистки.

В Голубой гостиной музыцировали, устраивали домашний театр. В этой гостиной последний раз к зрителям в 1863 году выходил Михаил Щепкин, пел молодой Федор Шаляпин под аккомпанемент Сергея Рахманинова.

В Будуаре Елизаветы Ксаверьевны стены обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, мебель, украшенная узорами в восточном стиле, создана руками русских умельцев. Паркет скромного рисунка на полу, резные рамы зеркал создают атмосферу уюта.

Будуар

Китайский кабинет. Здесь Китай присутствует символически, подлинных предметов из Поднебесной нет. На столике – льняная скатерть, вышитая Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Угловой шкафчик, напоминающий черепаший панцирь, – подарок императрицы Александры Федоровны. Стены кабинета отделаны тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком руками крепостных мастериц.

Парадная столовая площадью 150 квадратных метров при 8-метровых потолках. Зал уютно освещен канделябрами и люстрами со свечами. Резной дубовый потолок повторяет рисунок стенных панелей и оконных переплетов. Стеклянная дверь ведет на террасу дворца. Мебель под стать грандиозному залу.

Парадная столовая

В центре – стол из цельного куска красного дерева с массивными тумбами и ножками в виде львиных лап. Вокруг поставлены две дюжины стульев, обивка для которых выткана в Лионе по заказу Воронцовой. Отполированный до блеска сервант наполнен кубками, кувшинами и жбанами.

По сторонам зала располагаются большие камины, а между ними – фонтан, выложенный плитками с изображением фантастических животных. Над фонтаном – резной деревянный балкончик, где играл квартет музыкантов. В простенках над буфетами и каминами живописные панно дополняют пейзаж, открывающийся из окон.

Библиотека – специально построенное помещение под книги в отдельном корпусе Воронцовского дворца для хранения 27 тысяч томов энциклопедичных книг, собранных десятилетиями. Основная часть интерьера – четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами высотой до потолка. Здесь труды по военному делу и мореплаванию, естествознанию и сельскому хозяйству на французском, немецком, английском языках.

Библиотека

Граф свободно читал на нескольких языках, увлекался коллекционированием, собирал древние рукописи, чертежи, географические карты. Издания Дидро, Вольтера, политическая литература периода Великой французской революции хранятся вместе с лепными гербами Воронцовых. Дополняют интерьеры библиотеки Воронцовского дворца массивный письменный стол, удобные кресла, два огромных глобуса на резных трехногих подставках.

В Зимнем саду редкий по изысканности интерьер из экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высажен вьющийся фикус, расставлены кадки с цветами, устроен беломраморный фонтан. Вдоль стен – мраморные бюсты Екатерины Великой, четы Воронцовых, английского премьера Вильяма Питта. Теплолюбивые растения и цветы создают экзотический колорит.

Парк Воронцовского дворца

Создатель парка – ботаник Август Кебах. Немецкий садовод создавал парк, учитывая рельеф, климат и местную флору. Со всего мира завезли 270 видов деревьев и кустарников. Одновременно в саду расцветало 2 тысячи сортов роз. Кебах спланировал парк так, что прибрежное шоссе разделило его на две части – Верхний и Нижний сады.

Парк Воронцовского дворца

Нижний парк – с фонтанами, мраморными скульптурами, колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний сад Воронцовского дворца более естественный: в нем скалистые обломки (груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом и названные «Большой хаос» и «Малый хаос»), живописные полянки, каскады водопадов, тенистые пруды, искусственные озерца и гроты. На дно Лебединого озера, украшающего парк, высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания игры света в солнечную погоду.

В парке площадью 40 га прижились виноградная лоза, оливки, фруктовые деревья, кипарисы. Специально выведенная для Алупки серия новых сортов роз вошла в мировой каталог. Популярна роза «Графиня Елизавета Воронцова». Высаженные в открытый грунт калифорнийские магнолии превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе, что считается сенсацией. Воронцов высаживал магнолии лично и регулярно интересовался, как растут питомцы.

В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.

Скала Айвазовского

Украшает парк скала Айвазовского, с которой художник писал ночной вид дворца во время иллюминации. Славу Воронцовского парка упрочили художники Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов, работавшие здесь.

Интересные факты

  • С 4 по 11 февраля 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденции английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.
  • Михаил Семенович Воронцов щедро отблагодарил крепостных строителей дворца, разрешив им выкупиться из неволи.
  • После войны 1812 года Воронцов находился с оккупационными войсками во Франции. Когда солдаты и офицеры покидали Францию, Воронцов выяснил, кто из подчиненных задолжал местному населению. Все долги командующий выплатил лично из своих сбережений, продав для этого одно из имений.
  • Во дворце графа Воронцова находилось 100 слуг, каждый жил в отдельной комнате.
  • Граф Воронцов любил Крым и заботился о нем. Здесь он строил дороги, промышленные предприятия, развивал пароходство и сельское хозяйство. Часто вкладывал личные сбережения в строительство.
  • Михаил Семенович Воронцов организовал производство и торговлю марочными винами портвейн, херес, мадера, мускат. Вина завоевали высшие награды на международных выставках.
  • Кинематографисты снимают во дворце исторические и сказочные фильмы, используя общий вид дворца и парк с тропическими насаждениями.
  • В помещении Воронцовского дворца размещены выставки: «Парадные залы», «Воронцовская кухня», «Фарфоровая кладовая», «Квартира дворецкого».

Источник: ArchitectureGuru.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.