Владимирский собор в киеве фотоBo4kaMeda


Владимирский собор в киеве фото

Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве, освященный летом 1896 года, сразу же стал популярен среди прихожан и привлек внимание ценителей искусства. Ведь в проектировании, сооружении и оформлении храма, выполненного в неовизантийском стиле, принимали участие самые известные архитекторы и художники. Имена некоторых у нас «на слуху», работам же других мастеров обычно уделяют меньше внимания. Отправляемся на подробную экскурсию, разглядываем эскизы и работы.


Владимирский собор в киеве фото
Фото интерьеров Владимирского сбора.


Идея построить в честь князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, храм в Киеве, дабы увековечить память о нем и его деяниях, обсуждалась не один год. Об этом и написал в своем обращении к царю Николаю I митрополит киевский Филарет (Амфитеатров). Его поддержали не только церковнослужители, но и петербургские общественные деятели. Тогда же было принято решение, что храм будет сооружен только за счет средств от пожертвований.

В июле 1853-го царь утвердил возведение в Киеве собора. Его проект в древневизантийском стиле выполнил архитектор Иван Штром, известный постройкой здания киевских кадетского корпуса и оперного театра. Впоследствии Штром получил за проект звание академика архитектуры. По его замыслу, в основе грандиозного сооружения лежал традиционный для церковного строительства крест, а сам собор планировалось увенчать 13 куполами.

Хотя император проявил внимание к строительству, а пожертвования сначала делались весьма активно (в первый год собрали больше 100 000 рублей серебром, при этом Киево-Печерская Лавра передала со своих заводов миллион кирпичей), к работам приступили только через 9 лет — летом 1862-го. С того момента до освещения храма произошло немало событий: не раз менялся архитектурный план и место строительства, сменилось четыре архитектора и четыре императора…


Владимирский собор в киеве фото
Фото из «Всеобщего иллюстрированного путеводителя по монастырям
и святым местам Российской империи и Афона», 1907 г.


К 1866-му храм был выстроен вплоть до куполов, но тут случилось непредвиденное — на стенах, арках и перекрытиях в итоге неверных расчетов образовались трещины. Поиски «новых архитектурных решений» заняли еще 9 лет. Ускорение долгострою придал визит царя Александра II в 1875 году: император приказал продолжить строительство. Возглавить его поручили киевскому зодчему Владимиру Николаеву. Наконец, в 1882-м работы были завершены.

Оформлением храма занялся археолог, историк искусства Адриан Прахов, известный киевлянам тем, что в 70−80-х годах участвовал в реставрации Софийского собора, а затем восстановлением фресок Х-XII в.в. в Кирилловской церкви. Для участия в росписи стен собора он пригласил лучших художников — Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского.

Работы начались в 1885 году по тщательно разработанному Праховым плану.

Завершить их предполагалось к июлю 1888-го — 900-летию Крещения Руси. Однако произошло это только в 1896-м. Сам Прахов видел храм как «синтез всех археологических поисков в области религиозного искусства». Этого он и добился от мастеров: несмотря на различие стилей и эстетических принципов художников, работавших над оформлением, создается впечатление гармонии и единства.



Владимирский собор в киеве фото
Иван Николаевич Крамской
Портрет Адриана Викторовича Прахова 1879
холст, масло
88.5 × 69 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первым по приглашению Адриана Викторовича приехал Виктор Васнецов, который занимался также созданием подготовительных оригиналов стенной живописи для собора. Предложение Прахова он принял не без некоторых колебаний, поскольку считал, что после Рафаэля создать в церковной живописи что-либо новое практически невозможно. Чтобы познакомиться с этой техникой, еще до начала работ во Владимирском соборе он отправился в Италию — изучать образы мастеров эпохи Возрождения — Микеланджело, Рафаэля, Веронезе, Тициана. А также византийские мозаики Равенны: их стиль нашел отражение в алтарной части киевского храма.


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве
холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вернувшись в Киев, художник полностью погрузился в работу. Вот что писал в своих воспоминаниях об этом периоде его сын А. В. Васнецов:

«Собор» — это у нас значило не (совсем) просто храм, а нечто совсем особенное, нарицательное, собирательное место, нечто величественное и несколько таинственное, куда уходил отец на целый день, где он работал… Наша квартира и «Собор» — это были два места, где жил отец, между которыми делилась жизнь отца… Впоследствии, когда мы подросли и нас иногда водили в «Собор», он принял более реальные формы. Громадный, весь застроенный лесами, и там, в вышине, маленькая фигура — отец в своей синей блузе, замазанной масляными красками. Он сбегал с лесов нам навстречу, веселый, бодрый, с палитрой в левой руке, на первую площадку лесов (приблизительно у пояса «Богоматери») и прикладывал свою руку к руке «Младенца», чтобы показать, насколько рука «Младенца» больше его руки (эта блуза и палитра до сих пор хранятся у нас). Все это было занимательно и таинственно. Кроме того, там работали художники Сведомский и Котарбинский, тоже необходимые принадлежности «Собора», как и леса, и «Божия Матерь с младенцем…».

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

01. Виктор Михайлович Васнецов 1893. Нестор-летописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель, бумага. Государственная Третьяковская галерея. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва
02. Виктор Михайлович Васнецов 1896. Серафим со сложенными руками. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 1896. Акварель, Гуашь, Золото, Бумага. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сам Васнецов считал работу в храме жизненным послушанием, и позже говорил, что истинное счастье он испытал именно во время росписей киевского храма, где ему, как художнику, удалось полностью себя реализовать. Его кисти принадлежит роспись наибольшего среднего нефа и главной площади хоров, где он создал 15 больших картин и 30 портретных изображений, размещенных на массивных колоннах, отделяющих центральный неф от боковых. Благодаря ему на стенах храма появились русские подвижники — святые Ольга и Владимир, Нестор-летописец и иконописец Алипий, апостолы Андрей Первозванный и Павел, святые Борис и Глеб, другие портреты и сюжеты библейской истории.


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
Собор святителей Русской церкви. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Примечательны росписи «Таинство Евхаристии», «Собор святителей вселенской церкви», композиции «Страшный суд», «Прародители наши в раю. Адам и Ева» и «Искушения Евы». По мнению искусствоведов, в этих работах художник тонко передал стилистические особенности древневизантийской иконописи, сумев соединить сакральную ирреальность с романтизированной правдой.



Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1885
Христос Вседержитель. Эскиз росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве
холст, масло
175 × 174 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако центральной работой мастера, вокруг которой выстроилась композиционная система оформления храма, стало изображение на запрестольной стене абсиды Богоматери с Младенцем, а также изображение Иисуса Христа на плафоне главного купола.


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве
Темпера
Владимирский собор, Киев

Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1893
Богоматерь с Младенцем. Эскиз росписи апсиды алтаря во Владимирском соборе в Киеве Акварель, Гуашь, Бумага
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Согласно семейной легенде, Богоматерь с Младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены и сына. «Меня сохранил Господь», — говорил глубоко верующий Виктор Михайлович, который не сомневался, что только вмешательство высших сил уберегло его от верной гибели, когда он сорвался с лесов во время работы под куполом храма.


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Васнецов расписывает Владимирский собор

Над оформлением Владимирского собора трудились и украинские художники из иконописной мастерской Александра Ивановича Мурашко, в том числе его сын Александр Мурашко, а также выпускники «Рисовальной школы Н. Мурашко» Сергей Костенко, Николай Пимоненко и другие. Николай Иванович Мурашко, брат Александра Мурашко-старшего, так отзывался о работе Виктора Васнецова в своих воспоминаниях:

«Задача написать маленького Христа, это просто нечеловеческая задача, и мне кажется, за весь XIX век никто серьезно за это не брался. Есть в английской школе двенадцатилетний Христос, и потом потуги изобразить Христа у Виктора Михайловича Васнецова. Честь и слава ему. Я отбрасываю всех европейских художников, после старых мастеров с ним одним только можно считаться. Есть древнее изображение Богоматери на нерушимой стене нашего Софийского храма.


вижу в ней матерь. И Виктор Михайлович пошел отсюда… Византийское искусство у нас в крови, мы бессознательно вырастаем на нем. Мадонны Виктора Михайловича идут отсюда, и это лучшие изображения за весь XIX век… Труднейшая задача написать Христа младенца им не решена, хотя в его головках есть все-таки нечто значительное, чего у других уже абсолютно нет. Тем не менее, скажу, что у Виктора Михайловича детское личико младенца Христа болезненно, нервно… В этом лице я вижу отражение всех бед и злосчастий нашего последнего времени. Тут чудятся мне все войны, казни, убийства…»


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть)
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Бумага на холсте
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1885
Единородный сын слово Божие. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
холст, масло
70 × 138 см
Владимирский собор, Киев

Все 400 эскизов росписей Владимирского собора у Васнецова купил Павел Третьяков (работами теперь владеет Третьяковская галерея).



Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
масло, холст
135 × 250 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1896
холст, масло
133 × 249 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1890
Акварель, Гуашь, Карандаш, Бумага
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вторым человеком, приехавшим в Киев по приглашению Прахова, был Михаил Нестеров, в то время еще молодой и малоизвестный в художественных кругах. Адриан Викторович был впечатлен картиной Нестерова «Видение св. Варфоломея», он считал, что картина созвучна стилистике Васнецова. Эти мастера и определили художественную образность собора.

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

01. Михаил Васильевич Нестеров 1890-е. Богородица с Младенцем. Роспись иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. Фреска. Владимирский собор, Киев
02. Михаил Васильевич Нестеров 1890-е. Богородица с Младенцем. Роспись иконостаса северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. Фреска. Владимирский собор, Киев


Михаил Нестеров выполнил две картины на хорах — «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», «Богоявление» — в крестильне, изобразил 16 фигур на четырех иконостасах нижних и верхних алтарей.

«Надолго остался у меня памятным первый день посещения мной Собора, сыгравшего в моей жизни крупную роль, повернувшего жизнь по-своему, на новый лад, надолго изменивший мое художественное лицо, как автора „Пустынника“ и „Отрока Варфоломея“, о чем я мог догадаться лишь гораздо позднее…» — писал в своих «Воспоминаниях» Нестеров.


Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1892
Иисус Христос. Роспись иконостаса северного придела на хорах Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

На более прозаической ноте добавим, что художник пленился Еленой, старшей дочерью Прахова. С нее и писал образ Святой Варвары, который с неохотой и под давлением изменил. Передают такую фразу графини Софьи Игнатьевой, супруги киевского генерал-губернатора: «На Лельку Прахову молиться не буду!». Поступиться романтическим порывом Нестерова уговаривал сам Васнецов. Облик был слегка переписан, но сходство продолжало угадываться. Впоследствии на одной из своих работ Нестеров все же изобразил «оригинальную версию» лика Св. Варвары. Спустя много лет художник вроде бы предлагал Леле руку и сердце. Но помолвка по разным причинам расстроилась: у матушки было свое мнение о том, стоит ли дочери связывать свою судьбу с творческим человеком, имевшим отнюдь не платонические отношения с другой женщиной, ожидавшей от него ребенка.


Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1924
холст, масло
43 × 48 см
Частное собрание

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1894
Леля Прахова. Этюд к образу святой Варвары Великомученицы для иконостаса диаконника Владимирского собора
Акварель, Карандаш, Бумага
14 × 10 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

Михаил Васильевич Нестеров 1890-е.
Великомученица Варвара. Эскиз образа иконостаса диаконника Владимирского собора в Киеве.
Холст, масло
62 × 28 см
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва

Нестеров так писал в своих мемуарах:

«Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора».

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

01. Михаил Васильевич Нестеров 1892. Холст, масло 104 × 39 см
02. Михаил Васильевич Нестеров 1891. Акварель, бумага 29.9 × 11.2 см Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1890-е
Воскресение. Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве
Михаил Васильевич Нестеров
хост, масло
110 × 88 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1891
Крещение (Богоявление). Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве
Акварель, Гуашь, Бронза, Бумага
46 × 34 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Васильевич Нестеров 1891
Рождество Христово. Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Гуашь, Золото, Бумага на картоне
41 × 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но самые яркие и динамичные орнаменты в соборе принадлежат кисти Михаила Врубеля.

В этот период он жил в Киеве и очень хотел создать для нового храма серию работ — даже подготовил эскизы картин «Богоматерь» и «Распятие». Но его далекие от византийских канонов трактовка и манера живописи не соответствовали требованиям, и строительный комитет эскизы не принял.

Хотя не исключено, что на ограничении работы Врубеля сказались личные отношения с Адрианом Праховым, ведь своих чувств к его жене Эмилии он не скрывал.

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

01. Михаил Александрович Врубель 1885. Автопортрет. Набросок. Карандаш, бумага 13 × 9 см Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
02. Михаил Александрович Врубель 1885. Гуашь, графитный карандаш, бумага на картоне 36 × 26 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Я должен был руководить созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова… С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам», — писал много лет спустя Прахов.

В итоге в храме Врубелю довелось поработать только над орнаментацией стен северного и южного нефов.

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это шедевр композиции, пятна, рисунка и тона…» (из воспоминаний Л. Ковальского)


Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Воскресение. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
Акварель, Графитный карандаш, Бумага
45 × 62 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1889
Голова ангела. Фрагмент композиции «Воскресение» для росписи Владимирского собора в Киеве
Акварель, Угольный карандаш, Графитный карандаш, Бумага
26.1 × 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Надгробный плач (четвертый вариант). Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Акварель, Графитный карандаш, Бумага
18 × 29.8 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)
Графитный карандаш, Черная акварель, Бумага
45 × 62 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)
Акварель, Размывка, Графитный карандаш, Бумага
43 × 59 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве
Акварель, Графитный карандаш, Бумага, Лак
45 × 62.7 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Владимирский собор в киеве фото
Михаил Александрович Врубель 1887
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Акварель, Графитный карандаш, Бумага
31 × 43 см
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Недалеко от алтаря он изобразил в голубо-золотых тонах орнамент в виде переплетенных крыльев херувимов, расписал арку гирляндами из свежих ландышей, золотых сосновых шишек, вплетенных в венок из полупрозрачных фантастических цветов. А возле картины «Воскресение Лазаря» Павла Сведомского декорировал пространство изображением воды и срезанных лилий.

Владимирский собор в киеве фото Владимирский собор в киеве фото

01. Михаил Александрович Врубель 1887. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Акварель, Бумага 68 × 26 см Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
02. Михаил Александрович Врубель 1882. Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве. Акварель, Тушь, Серебряная краска, Бумага, Перо 18.1 × 11.4 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Многочисленные эскизы Врубеля к неосуществленным росписям собора хранятся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».

Немало работ в храме выполнено польскими художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским, имена которых в 80-х годах XIX века были хорошо известны европейским ценителям живописи. Высоко оценил их творчество и коллекционер Павел Третьяков, приобретавший работы живописцев.


Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский 1890-е
Серафимы. Росписи малого купола Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский 1890-е
Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский 1890-е
Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

Хотя признание этим мастерам принесли в первую очередь работы на темы античной и римской истории, Адриан Прахов привлек их к оформлению собора как блестящих колористов и знатоков древнеримского быта. Эти знания очень пригодились в работе над евангельскими сюжетами. Вместе они создали росписи «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Суд Пилата», «Распятие».


Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский 1890-е
Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

Единственный случай, когда для создания росписи в соборе привлекали натурщика: для образа Понтия Пилата (работа «Суд Пилата») Котарбинский и Сведомский пригласили позировать литератора, искусствоведа Владимира Дедлова (Кигна). Возможно, именно поэтому его образ здесь чуть ли не самый выразительный.

В воспоминаниях Васнецова и Нестерова, работавших над росписями во Владимирском соборе вместе с Котарбинским, польский художник предстает остроумным и обаятельным человеком. Васнецов называл Котарбинского «польский круль» или «Катарр», и много лет спустя он сделал одного из персонажей своей картины «Царевна Несмеяна» удивительно похожим на Котарбинского. Показывая на фигуру в красном камзоле на полотне, Васнецов говорил: «Это я нашего Катарра припомнил, как он важно, точно „круль польский“, усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну ещё не пришла, а он уже воображает себя победителем, как пан Заглоба у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катарр, когда разойдётся и о разделе Польши заговорит».


Владимирский собор в киеве фото
Виктор Михайлович Васнецов 1926
Царевна-Несмеяна
холст, масло
262 × 190 см
Государственная Третьяковская галерея. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Интересные факты:

— Братья Сведомские, Павел и Алесандр, познакомились с Котарбинским в Риме. Тогда молодой художник голодал, заболел тифом — Сведомские буквально спасли его, а позже, в 1887 году, пригласили в Киев. Из 30 лет в этом городе мастер 8 лет провел, выполняя работы для оформления Владимирского собора.

— Работы Котарбинского там не подписаны: он был католиком, а в соборе официально могли работать только православные. И в контракте (общем с Павлом Сведомским) был пункт, оговаривающий этот момент.

— Второй контракт Котарбинского на работы в соборе имеет печальную подоплеку. Андрей, сын мецената и коллекционера Саввы Мамонтова, пошел по художественной части и, с детства обожая творчество Васнецова, хотел поработать вместе с ним. Отец дружил с Праховым — дело было устроено. Андрей должен был создать восемь композиций на хорах, изобразить фигуры и лики святых… Увы — он успел сделать лишь эскизы орнаментов. Андрея не стало из-за болезни почек, и работу по просьбе отца поручили Котарбинскому.

— Художник Виктор Замирайло, упомянутый выше ученик рисовальной школы Николая Мурашко, в своих воспоминаниях раскрыл любопытные сведения. Вроде бы Сведомский негласно поручил часть предписанных ему работ Котарбинскому. А тот, в свою очередь, участок, начатый коллегой, перепоручил Врубелю. Но увы: все равно работу пришлось сделать самому. Очень уж отличалась «врубелевская» роспись!

— Из общей суммы в 400 тыс. рублей, потраченной на внутреннюю отделку Владимирского собора, 30 тыс. было выплачено Котарбинскому. В среднем это составляет по 300 рублей за 94 месяца (хлеб тогда стоил 3−7 копеек).


Владимирский собор в киеве фото
Павел Александрович Сведомский 1890-е
Сотворение мира. Первый день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

Кисти Павла Сведомского принадлежат росписи в южном нефе «Воскресение Лазаря» и «Моление о чаше» в северном нефе. Кроме этих работ, Сведомский выполнил такие монументальные росписи, как «Святой дух над водами», три медальона «Творения мира» (понедельник, вторник, среда), «Вознесение» и «Хор ангелов». А Котарбинский — полотна «Преображение Господне», «Воскресение Господне», 3 медальона-плафона «Сотворение мира» (четверг, пятница, суббота) и многочисленные портреты святых.

Общее число работ, созданных Котарбинским и Сведомским, — 18 картин и 84 изображения святых.


Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский.
Серафим. Росписи Владимирского собора 1890-е

20 августа (по ст.ст.) 1896 года в присутствии Николая II и его семьи клирамитрополит киевский Иоанникий освятил храм.

Михаил Нестеров писал в воспоминаниях: «Меня с Васнецовым и Котарбинским замяли куда то к стене, и мы простояли бы (герои то дня!) в блаженной тишине всю службу, если бы кто-то (помнится, какая то дама) случайно не увидела, что некий исполнительный и рачительный не в меру пристав теснил нас ещё дальше. Мы почему-то мозолили ему глаза. И вот в этот самый момент сердобольная душа увидела это, возмутилась, пошла вперёд, сказала генерал-губернатору, графу Игнатьеву и Константину Петровичу Победоносцеву, сказала им, что тех, „кто создал собор, кто должен быть впереди всех“ Васнецова, Нестерова и Котарбинского какой то пристав… и т. д. Немедленно после этого последовало приглашение нам пройти вперёд, и мы — все художники — получили место сейчас же за царём и великими князьями».


Владимирский собор в киеве фото
Вильгельм Александрович Котарбинский 1890-е
Бог-Творец. Дни творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Фреска
Владимирский собор, Киев

«…Портится „Богоматерь“ Васнецова. Половина Котарбинского и столько же Сведомского облупилась, краски висят клочьями. Нестеров сохранился, но очень (как и всё) загрязнён. Народу нет, денег „нема“, ремонта делать не на что». Звучит… свежо. Между тем это цитата из письма Нестерова 1928 года. «Виноваты» в этом отчасти краски: материалы художники покупали за свой счет. Возможно, из экономии брали не самые дорогие и качественные.


Владимирский собор в киеве фото
Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве

В 1929 году собор был закрыт и превращен в Музей антирелигиозной пропаганды. В 1944-м он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1995-м в Свято-Владимирском храме прошел Собор Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

В 2019 году собору исполнится 123 года. Менялись власть и политические режимы, а храм второе столетие восхищает красотой убранства и изяществом оформления, напоминая о вечном и о тех, кто трудился над его созданием.

.

Источник: www.liveinternet.ru

Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными. Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии. В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Идея

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм. Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент. Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом. Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве – Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду. Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза. Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию. В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма. Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная». Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера. Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор. Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками. Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор. И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма. Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия — в 17:00. По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией. Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Источник: www.syl.ru

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e3513_b7714f92_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/270501744.c/0_e3507_9e53613_orig
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.

Владимирский собор в киеве фото
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Владимирский собор в киеве фото
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)

Владимирский собор в киеве фото
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью —  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся "в аду, в муках". Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.b/0_e33b1_7aa360e2_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6842/270501744.c/0_e3514_cc8c9109_orig

Владимирский собор в киеве фото
Бог Отец (Бог Саваоф)

Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.c/0_e352c_94499422_orig

Владимирский собор в киеве фото
Крестная смерть

Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6843/270501744.b/0_e33b2_2393dc06_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6830/270501744.b/0_e33b3_fae28cf6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6825/270501744.c/0_e350a_425de104_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/270501744.c/0_e3509_a63112db_orig
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна — Орел.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.c/0_e350b_b695bd99_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350c_c697e5_orig
Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея — Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e350e_d89bbcfb_orig
Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка — Лев.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350d_1d8fcde9_orig
Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки — Телец.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6832/270501744.b/0_e33b5_5225e799_orig
Серафимы (орнамент)
Серафим  — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e3516_98ec0fa1_orig

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.c/0_e3504_d0003cc6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e3505_71bf56aa_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6700/270501744.c/0_e3503_92640f7_orig
Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.c/0_e3506_4615d054_orig
Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e33bd_53f42797_orig
Святая Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6746/270501744.c/0_e352a_a1321a08_orig

Владимирский собор в киеве фото
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e350f_74872a7e_orig
Святой Князь Михаил Черниговский

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/270501744.c/0_e3510_d39c5a20_orig
Святой Нестор-Летописец

Владимирский собор в киеве фото
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Владимирский собор в киеве фото

http://img-fotki.yandex.ru/get/6824/270501744.c/0_e3530_86b3f998_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e352f_4fa5eacf_orig
Страшный суд. 1885-1896

Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Владимирский собор в киеве фото
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29).

"…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу" Ін 1.29

Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6736/270501744.c/0_e3511_e6559ebc_orig
Евхаристия

Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b8_e13aee85_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/270501744.c/0_e3515_d13b9281_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e2fff_b9027c6c_orig
Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e3512_cb53c20b_orig
Дочь Прахова в образе Серафима

Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fd_cf509add_orig
Ветхозаветные Пророки

Пророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …

Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной "Богоматери", предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

 Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fe_d49d226b_orig
Пророки Ветхого Завета

Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e3009_871b322e_orig
Вход Господень в Иерусалим

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3517_e2d29625_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6735/270501744.c/0_e3531_19046557_orig
Св.Ирина

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.b/0_e33b7_4b5db64d_orig
Эскизы

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.0/0_e2ff4_8737ef2_orig
Андрей Боголюбский (эскиз)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e92_b0bf0185_orig
Княгиня Евдокия, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/240376229.4b/0_114e98_84350eca_orig
Святой Нестор-летописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/240376229.4b/0_114e8b_1ecf497a_orig
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/240376229.4b/0_114e87_728ddd91_orig
Святой Алипий Живописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/240376229.4b/0_114e93_c542a308_orig
Святая княгиня Ольга, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e94_8dad2245_orig
Святой Александр Невский, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e33bc_80cf45c8_orig
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6803/270501744.c/0_e3529_eda0a8e2_orig
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.c/0_e352b_db7a64b7_orig
Правый неф

http://img-fotki.yandex.ru/get/6805/270501744.b/0_e33ae_687a7c19_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b0_49db667a_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/270501744.b/0_e33b4_6c479512_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6847/270501744.d/0_e3542_fa5b249_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6739/270501744.d/0_e3541_8527ee17_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3528_d2bd5dd4_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.d/0_e3543_51e22570_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.d/0_e3544_4dc6f727_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.d/0_e3545_b074a560_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.b/0_e33ad_f95d5111_orig

I интерактивная экскурсия по собору I

Источник: radiant-kristal.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.