Ватикан фото достопримечательности

Ватикан – город-музей для туриста. Известен как карликовое государство, которое представляет из себя одну сплошную достопримечательность. На сравнительно небольшой по размеру территории расположились архитектурные строения, музеи, памятники, ценные для христианского мира святыни. Так что он отлично подойдет любителям и ценителям эстетики и святых ценностей. Паломники чаще всего посещают святыню во время выборов нового Папы, а также на Рождество и Пасху.

Какие ватиканские достопримечательности посмотреть за один день


Чтобы посмотреть все достопримечательности Ватикана, не хватит и недели. Сколько интересных мест для туризма здесь находится, можно посмотреть по карте, в том числе названия, описание и фотографии, и наметить свой неповторимый маршрут. Так что не отчаивайтесь, если в распоряжении всего один день. В таком случае просто выбирайте наиболее интересные места.

Например, можно избрать для себя музейное трио на день: Исторический,  Григорианский Египетский и Григорианский музей светского искусства .

Можно определить для себя и другой маршрут, в который обязательно войдут Картинная галерея (Пинакотека), папский ватиканский Апостольский дворец-действующая резиденция папы Римского и, конечно, ватиканская Библиотека.

Что посмотреть в городе-государстве за два дня

Для тех, кто задержится тут еще на день, будут актуальны такие места, как Станцы и Лоджии Рафаэля, Галерея Арацци. Все эти места наполнят ваши души искусством, приятным ощущением прекрасного. Очень красивы Ватиканские сады, это просто чудо ландшафтного дизайна. Здесь находится гелипорт для сообщения с римскими аэропортами.

Фото на фоне соборов, площадей и дворцов Папы Римского


Весь город – это живописная картинка для фото. Архитектура домов, улиц, зданий – все привлекает внимание. Интересные места для фотосесси можно найти на территории Апартаментов Борджиа и в Музеи Кьярамонти. Отличным фоном будет не только внутреннее убранство данных достопримечательностей, но и их внешняя архитектура и резьба.

Источник: susanintop.com

Апостольская библиотека

Апостольская библиотека, Ватикан

При папе Сиксте IV(15 в.) в ватиканской резиденции организовали хранилище для рукописей, гравюр, картографических изображений и т.п. Библиотека быстро пополнялась новыми экземплярами. Весомый вклад в сбережение антикварных изданий внес папа Николай V. Он собственноручно переписывал редкие фолианты.

Современный библиотечный фонд считается одним из крупнейших в мире. Он содержит 1,6 млн.книг, 150 тыс. манускриптов, 8,3 тыс. инкубул, 100 тыс.гравюр и географических карт, 300 тыс. медалей и монет. В библиотечный комплекс, помимо книгохранилища, входит реставрационная мастерская и школа, где обучают библиотекарей.


Внутренние помещения разделены по специализации на греческий и латинский залы, архив, запасник с секретными документами. Доступ к материалам выдается по специальному разрешению. Для его получения необходимо пройти проверку. Интерьер библиотеки украшают произведения искусства прославленных мастеров. Для посетителей залы открыты ежедневно (кроме выходных) с 8.45 до 17.10 ч.

Забронируйте индивидуальный трансфер от аэропорта до вашего отеля за 3 940 RUB

Площадь Святого Петра

Площадь Святого Петра, Ватикан

Плац возле базилики носит имя верного сподвижника Иисуса. Он всегда заполнен туристами, приезжающими со всех концов земного шара, полюбоваться на сокровища Папского государства. По периметру площадь окружают 4-рядные дорические колонны. В общей сложности их насчитывается 284. Столбы украшают скульптурные изображения святых и мучеников римско-католической церкви (96 фигур).

Проект создания и оформления площади принадлежит архитектору Д.Бернини. Масштабы открытого пространства (длина 340 м и ширина 240м) гармонично сочетаются с величиной храма святого Петра, к которому поднимается широкая лестница. В центре площадки установлен обелиск из Египта (35 м), увенчанный золотым шаром.

Во внутреннюю полость сферы помещены части креста, на котором был распят Христос. Завершают убранство плаца парные фонтаны (17 в.), созданные по эскизам Бернини и Модерно. От площади к берегу Тибра проложена улица Via della Conciliazione. В теплое время года по средам (в 10.30ч) понтифик из окна своей резиденции благословляет людей, собравшихся на площади перед Апостольским дворцом.


Собор Святого Петра

Собор Святого Петра, Ватикан

Главное культовое сооружение на территории Папского государства – базилика, посвященная апостолу Петру. Она является знаковым объектом для приверженцев католической религии. В соборе происходят все значимые мероприятия, согласно канонам западнохристианского обряда.

Сооружение поражает своими габаритами: высота (фасад) – 48 м, ширина -118,6 м. В середине помещения одновременно могут находиться 60 тыс. человек. Внутри и снаружи здание богато декорировано. Верхнюю часть над центральным портиком украшают фигуры Иисуса с 11 апостолами и Иоанна Крестителя. У входа красуется мозаичное панно «Навичелла», созданное в XIII в. по рисункам Джотто.

Внутренний интерьер представляет собой настоящую галерею художественных произведений великих мастеров Рафаэля, Микеланджело, Бернини, Браманте. Особой благодатью наделяется правая ступня у скульптуры св.Петра. Ее стремится коснуться каждый посетитель. По лестнице туристы могут подняться на купол храма, откуда открывается потрясающий вид на окрестности.

Собор доступен для посещений ежедневно: 7 – 18.30 ч (1 .10 – 31 .03) и 7 – 19ч. (1.04 – 30.09). Плата за вход не взимается. Цена за подъем на смотровую площадку: пешком – 8 €, на лифте -10 €.

Священные гроты


Священные гроты, Ватикан

Ватикан имеет достопримечательности не только на поверхности, но и под землей. Внизу скрывается настоящая сеть лабиринтов, состоящая из рукотворных пещер (гротов) и искусственных туннелей. Подземелья, обустроенные непосредственно под главной ватиканской базиликой, называются Верхними гротами. Они доступны для посещения экскурсантами.

Ключевой объект священных катакомб – саркофаг с останками апостола Петра, ближайшего соратника и ученика Иисуса Христа. Подлинность захоронения была подтверждена документально. Археологи обнаружили в могиле надпись, удостоверяющую принадлежность мощей святому Петру. От актов вандализма гробницу оберегает пуленепробиваемое стекло.

В подземном некрополе нашли последнее пристанище многие понтифики. Среди них Бонифаций VIII, Сикст IV, Пий XI и др. Отдельную группу захоронений представляют надгробия королевских особ. Быть погребенным в гротах считается высокой честью. Доступны ежедневно (кроме воскресенья): 9 – 18: ч. (пн.- пят.) и 9-17 ч. (сб.). За посещение гротов платить деньги не требуется.


Музеи Ватикана и Сикстинская капелла: быстрый вход – 28 €
Без очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого Петра – 43,90 €
Вход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидом – 19,50 €
Roma Pass: карта туриста на 48 или 72 часа – от 29 €
Галерея Боргезе: зарезервированный входной билет – 26 €
Обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-off – 14 €
Колизей, Римский форум, Палатинский холм – 20 €

Балдахин Бернини

Балдахин Бернини, Ватикан

В соборе Петра взорам туристов предстает необычное культовое сооружение – навес, прикрывающий сверху место погребения знаменитого апостола. Замечательное творение создано из бронзы по эскизам зодчих Л.Бернини и Борромини. Навершие было отлито и установлено в храме по указанию папы Урбана VIII (1624-1633 гг.).

Прообразом балдахина послужила пергола с 12 колоннами, относящаяся к раннехристианскому периоду. Она напоминала навесы из ткани, которые носили на шестах над головой папы римского. Балдахин символизировал власть главы Ватикана и одновременно выполнял защитную функцию.

Творение Бернини поражает изяществом форм и декоративностью. Колонны отлиты из бронзы. Их поверхность украшают ветви лавра. Извилистые формы создают иллюзию роста, стремления ввысь. Эффект усиливает сочетание черного и золотого тонов. Верхнюю часть украшают фигуры ангелов, удерживающих шар (символ Земли) и крест (эмблему христианства). Высота навершия 29м.

Апостольский дворец


Апостольский дворец, Ватикан

Архитектурный ансамбль, официально носящий имя папы Сикста V, известен широкой публике как Апостольский дворец. Он представляет собой совокупность корпусов, переходов, лестниц, дворов. В здании базируется резиденция Папы Римского и его секретариат.

Возведение дворца началось в 6 в.н.э. На протяжении столетий комплекс расширялся, и в настоящее время включает: 12 тыс.залов и комнат, св.200 лестниц, 20 дворов. Большая часть помещения доступна для осмотра. Туристов интересуют апартаменты, где проходят церемонии с участием папы Римского: Большой и Малый тронные залы, Климентинский зал, Зал консисторий.

Каждая комната напоминает настоящий музей. Чтобы пройти по всему дворцу и полюбоваться его сокровищами потребуется не один день. Попасть внутрь можно через центральный вход, к которому ведет лестница Скала Реджа. Для туристов папская резиденция открыта по будням и в субботние дни (9-18ч.). На входе предъявляется общий билет во все музеи. В последнее воскресенье месяца оплата не взимается.

Галерея географических карт


Галерея географических карт, Ватикан

Массу интересной историко-географической информации содержат фрески в западном крыле дворца Бельведер. На них запечатлены карты различных областей, подчинявшихся Папе Римскому в 16 веке. Помимо схем местности, на картинах изображены известные архитектурные сооружения, представители разных народностей, памятные события в истории, герои мифов. На потолке помещены иллюстрации Священного Писания, портреты библейских персонажей.

Идея создания необычной галереи принадлежит папе Григорию XIII. Воплощением задумки в жизнь занимались архитектор Оттавиано Маскерино и картограф Игнацио Данти. Было создано 40 картографических проекций. Они сгруппированы в 17 залах. Галерея имеет длину 120 м и ширину 6 м.

Галерея Арацци

Галерея Арацци, Ватикан

В средневековье в знатных домах для украшения стен использовали ковры без ворса. Их ткали в г.Аррас и называли «арацци». Позже подобную технологию стали применять для изготовления гобеленов. В ватиканском дворце собраны лучшие образцы ткаческого искусства 16-17 вв. Первоначально они применялись для декора Сикстинской капеллы, а в 30-х гг.19 в. для гобеленов отвели отдельную галерею.


На ее стенах разместилось 27 полотен, созданных по эскизам учеников Рафаэля. Сюжетами для шпалер стали эпизоды, описанные в Библии, а также история зарождения христианства. Гобеленовый коридор открыт для посещений туристами. С целью сбережения арацци, в помещении не включают яркий свет и запрещены съемки с фотовспышкой.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла, Ватикан
Самое знаменитое помещение – капелла в часовне Папы Сикста IV. Своей славой небольшой зал обязан росписи, в виде фресок. Они изображают библейские сцены. До нашего времени сбереглось всего лишь 12 картин. В их числе «Крещение Христа», «Призвание первых апостолов», «Дарование заповедей» и др.

Над фресками работали выдающиеся мастера эпохи Возрождения: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли. Свод в течение 4 лет расписывал Микеланджело. В процессе создания картин он изобрел новое художественное направление – скульптурную живопись. Именно шедевру кисти Микеланджело, капелла обязана своей славой.

С целью сбережения бесценного культурного наследия внутри помещения не разрешается разговаривать и включать яркое освещение. В знаменательные дни внутри проводятся литургии. Зал разделен решеткой на две части: для прихожан и священнослужителей. Открыта ежедневно (помимо воскресенья) с 9 до 18 ч. Оплата за вход 15 €.

Станцы Рафаэля


Станцы Рафаэля, Ватикан

По приглашению папы Юлия II, знаменитый итальянский мастер Рафаэль Санти оформил 3 комнаты в ватиканском дворце. Еще одно помещения после смерти художника расписали его ученики. Каждый из апартаментов (станц) имел свое предназначение. В зависимости от этого подбирались сюжеты для фресок.

Рабочий кабинет понтифика (делла Сеньятура) проиллюстрирован портретами древнегреческих философов и поэтов. Картины в зале д’Элиодоро посвящены покровительству Бога над человеком. Главный сюжет в станце Инчендио ди Борго демонстрирует историю из жизни папы Льва IV, который прекратил пожар с помощью крестного знамения. Константиновский зал по наброскам великого мастера оформили его ученики.

Станцы немного меньше парадных покоев: в длину 9 метров, в ширину – 6 метров. Лучшими произведениями Рафаэля искусствоведы считают фрески «Афинская школа», «Диспут», «Парнас».

Апартаменты Борджиа

Апартаменты Борджиа, Ватикан

Над художественным оформлением личных покоев папы Александра VI (в миру Родриго де Борджиа) трудился итальянский художник Бернардино Пинтуриккьо. У каждой комнаты собственное оригинальное название и сюжеты, соответствующие ему. В зале Таинств веры изображены главные события в истории христианской религии – Благовещение, Рождество, Сошествие Святого Духа, Воскресение и Вознесение. Эпизоды из жития прославленных святых воспроизведены в помещении, носящем их имя. Портреты знаменитых предсказательниц и вещуний украшают Зал Сивилл.

Зал Понтификов – это своеобразная живописная летопись, где запечатлены образы святых отцов римской католической церкви в разные эпохи. Удивительная история связана с залом Чудес Веры. В нем после обрушения потолка невредимым остался лишь Папа Александр VI.

Капелла Никколина

Капелла Никколина, Ватикан

В 15 веке старую башню, носившую имя папы Иннокентия III, частично переоборудовали. Ее верхние этажи были переделаны в небольшую часовню (длина 6,6м и ширина 4 м). Для оформления внутреннего интерьера был приглашен знаменитый монах-живописец Фра Беато Анджелико. Он украсил стены капеллы картинами, иллюстрирующими эпизоды из жизни святых Лаврентия (нижний ярус) и Стефана (верхний ярус).

Позже на южной стороне изображения подверглись разрушению. Николай V превратил комнату в личный зал для молитв. Отсюда пошло название помещения – Капелла Никколина. Часовня относится к наиболее древней части Апостольского дворца и расположена в его северном крыле.

Пинакотека

Пинакотека, Ватикан

Настоящие шедевры мирового изобразительного искусства собраны в стенах папской Пинакотеки. Галерея, состоящая из 18 залов, была обустроена в 1908 г. Ее учредителем выступил папа Пий VI. Под хранилище понтифик выделил крыло дворца Бельведер. Отдельное здание возвели по проекту архитектора Л.Бельтрами. Постройка располагается на участке вблизи северной стороны базилики св.Петра.

Большие окна дают доступ солнечным лучам и обеспечивают естественное освещение полотен. Для удобства осмотра картины сгруппированы по хронологическому порядку. Посетители имеют возможность увидеть подлинники де Винчи, Рафаэля, Перуджино, Караваджо и др. европейских живописцев. Всего в фондах насчитывается св.460 работ. Кроме того, в музее имеется собрание иконописи и мозаичных панно.

Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино, Ватикан

Во 2-ой половине 18 века возникла проблема сбережения бесценных античных скульптур, находящихся в резиденции папы римского. На первых порах фигуры установили среди апельсиновых деревьев у дворца Бельведер. По мере увеличения коллекции открытого пространства стало не хватать. Понтифик Климент XIV распорядился соорудить особую постройку. Проектными работами занимались зодчие Симонетти и Кампозерри.

Они предложили создать помещения, снабженные нишами для размещения наиболее ценных экспонатов. Залы посвящены разным темам: фауна, греческое и римское искусство. В углублениях располагаются великолепные образцы классической скульптуры: Лакоон и сыновья, Персей, Аполлон, Гермес. К числу интересных артефактов относится огромная монолитная чаша, принадлежавшая императору Нерону.

Лестница Браманте

Лестница Браманте, Ватикан

В начале 16 в. папа Юлий II заказал архитектору Д. Браманте разработать проект лестницы, которая должна была послужить переходом из Апостольского дворца в Бельведер. Зодчий предложил оригинальное решение. В качестве прототипа он использовал колодец св.Патрика из г.Орвието.

Лестница имела спиралевидную конструкцию. Подъем осуществлялся по пологой дорожке, без ступеней. Сооружение закреплено в пространстве с помощью дорических колонн. Освещение осуществляется через застекленный люк наверху. Лестница предназначалась для перемещения грузов. Ширина прохода позволяла использовать повозки. Они могли передвигаться навстречу друг другу. В настоящее время старая брамантская лестница не функционирует. Ее осмотр доступен по специальному разрешению.

В 1932 г. был создан аналог средневекового перехода. Авторство принадлежит Д.Момо. Его вдохновил внешний вид спирали ДНК. Новая лестница открывает проход в музей Пия – Климента.

Григорианский Этрусский музей

Григорианский Этрусский музей, Ватикан

Папа Григорий XVI прославился как любитель и знаток искусства. Под его покровительством в 1837 г. в Ватикане основали музей этрусской культуры. В него вошли находки, сделанные на землях Этрурии. Экспозиция разделена на 22 сегмента. Каждый зал имеет собственную направленность. Гордостью коллекции является бронзовая фигура бога войны Марса (4 в. до н.э.) и мраморный лик богини мудрости Афины (5 в. до н.э.).

В хранилище бережно сберегаются бытовая утварь и атрибуты этрусков, изготовленные из бронзы и драгоценных металлов. На обозрение представлены образцы античной посуды, погребальные предметы. В музее освещается не только история этрусского государства, но и прослеживается развитие культуры других античных цивилизаций Южной Европы (Древняя Греция, Древний Рим).

Григорианский Египетский музей

Григорианский Египетский музей, Ватикан

Увлечение древнеегипетскими артефактами началось при понтификате Пия VII. Коллекция послужила основой для формирования музея. Он был учрежден в 1839 г., по указу папы Григория XVI. Ватиканское собрание североафриканских реликвий одно из самых значительных в мире. В залах представлены произведения искусства и бытовые предметы, относящиеся к культурному наследию различных цивилизаций древнего мира.

Во время экскурсии туристы осматривают саркофаги из базальта и дерева, мумии, погребальные урны, фигурки божеств и фараонов. В витринах на всеобщее обозрение выложены античные статуэтки, изделия из керамики европейских и восточных мастеров. Часть экспозиции посвящена раритетам, обнаруженным во время археологических экспедиций в Междуречье и на Ближнем Востоке.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти, Ватикан

Проход, соединяющий папскую резиденцию с Бельведером, по указанию Пия VII был переоборудован в начале 19 века. Понтифик решил разместить в нем коллекцию античной скульптуры. Оформление галереи было поручено архитектору А.Канова. Музейная экспозиция включает св.800 произведений искусства. Они размещены вдоль коридора, в арочных проемах. Хранилище получило название по фамилии основателя, происходящего из рода Кьярамонти.

Музей посвящен двум направлениям: мифологическим персонажам Древней Греции и историческим персоналиям Древнего Рима. В сокровищницу всемирного наследия вошли бюсты Афины Паллады и Посейдона, скульптурные изображения Демосфена и Цицерона. Классикой пластического искусства, по праву считаются статуи Нила с притоками, раненной амазонки, копьеносца и другие.

Отдельное помещение отведено для мозаичных панно (2 в. до н.э) и фрагментов античных колонн. Интерес у знатоков и любителей истории вызывает коллекция надписей (св. 3 тыс. артефактов) от языческих времен до раннехристианского периода.

Ватиканские сады

Ватиканские сады

Холмистую территорию на западе Папского государства занимает парковая зона, известная под названием Сады Ватикана. Общая площадь зеленых насаждений свыше 20 га. В дендрарии произрастают деревья различных пород: пинии, дубы, сосны, кипарисы, оливы и т.д. Фауна представлена мелкими млекопитающими (мыши, белки, кролики), птицами, земноводными и пресмыкающимися.

Естественный ландшафт дополняют архитектурные сооружения: дворец губернатора, Дом архипастырей, Леонинская стена, башни Ветров и Иоанна, церковь святого Стефана, Палаццо Сан-Карло. Вдоль аллей установлены белоснежные статуи. Эстетическую и историческую ценность имеют фонтаны, созданные в начале 17 в. мастерами из Голландии.

В одном из уголков парка оборудован вертолетодром. Посещение садов доступно исключительно в составе экскурсионных групп и по определенному маршруту. Билет стоит 65 € (взрослый) и 45 € (детский). Время работы, как у музеев Ватикана. Кроме пешеходной прогулки, гостям предлагается поездка по садам на мини-бусе с аудиогидом. Старт автобуса в 8.15, 9.15, 9.45, 10.15, 12.15, 12.45 ч. Цена за абонемент – 37 € за взрослый, 23 € за детский (от 6 до 18 лет).

Пещера ди Лурдес

Пещера ди Лурдес, Ватикан

В начале прошлого века, по указанию правящего понтифика, в садах сооружена копия знаменитой Лурдской пещеры. По преданию, в гроте по близи французского города Лурд произошло явление Девы Мари(1858 г.). Через девочку Бернадет Субиру Богородица передала послание для всех христиан. Его текст выбит на постаменте статуи, установленной в Лурдском гроте.

Ежегодно помолиться у памятного места приезжают тысячи верующих католиков. Ватиканский аналог повторяет внешний вид и окружающий ландшафт французского прототипа. Торжественное освящение пещеры произошло в марте 1905 г. Богослужения в честь знаменательного события – явления Богородицы, проходят в гроте ежегодно 31 мая.

Вилла Пия

Вилла Пия, Ватикан

Архитектурной жемчужиной садов является летняя резиденция римских понтификов – Вилла папы Пия IV. Ее проект был разработан неаполитанским зодчим П.Лигорио. В первозданном виде сооружение имело вид одноэтажного корпуса. Затем конструкцию расширили и дополнили. У здания появился второй этаж, лоджия, галерея, угловая башня с часовней.

Общий план ансамбля напоминает замкнутый четырехугольник с внутренним двориком в центре периметра. Дом идеально вписывался в окружающее пространство и служил прекрасным местом для отдыха и размышлений. В наше время вилла превращена в главный офис Академии наук Ватикана. Она служит местом для встреч светил мировой науки. Постройка середины 16 века относится к числу достопримечательностей мирового уровня.

Церковь Санто-Стефано-дельи-Абиссини

Церковь Санто-Стефано-дельи-Абиссини, Ватикан

Храм Стефана Абиссинского относится к старейшим культовым сооружениям Папского государства. Здание было построено в 5 веке и входило в состав архитектурного ансамбля, сформировавшегося вокруг собора св.Петра. Планировка церкви полностью повторяла проекцию главной базилики. В более поздний период святилище претерпело трансформацию. В 30-х гг. 20 в. корпус был капитально отреставрирован.

Конструкция состоит из элементов, датируемых разными столетиями: портал-12 в., фасад -18 в. Стены изнутри отштукатурены. В них заметны части надгробий, вмурованных для прочности. Художественно-историческую ценность имеет фреска «Богоматерь с младенцем». В церкви проводятся литургии, в соответствие с традициями эфиопской католической церкви. Ежегодно 26 декабря отмечается праздник в честь покровителя храма – Святого Стефана из Абиссинии.

Двор Пинии

Двор Пинии, Ватикан

Под руководством зодчего Браманте в начале 17 в. в папской резиденции обустроили промежуток между главным дворцовым зданием и Бельведером. По задумке автора, был разбит дворик с клумбами и сооружено здание. Нишу в корпусе заняла гигантская имитация сосновой шишки. Отсюда пошло наименование – двор Пинии. Фигура отлита из позолоченного бронзового сплава. На постаменте выбиты сцены древнеримских состязаний атлетов.

Своеобразными стражами «ореха» пинии выступают павлины, выполненные из бронзы. Фасад шара украшает барельеф человеческой головы, которая изрыгает фонтан воды. Современный дизайн площади дополнила инсталляция Арнальдо Помодоро, установленная в 1990 г. Она представляет символическое изображение Вселенной и земного шара, внутри нее. Блестящая сферическая поверхность отражает окружающее пространство и людей и таким образом, демонстрирует влияние человека на среду обитания.

Ландшафтную композицию дворика завершают 4 симметричные лужайки с травяным газоном. Для осмотра двор открыт в период работы музеев. Стоимость билета 17 € для взрослых и 8 € для детей (6-18 лет). Экскурсия с гидом оплачивается от 24 € за детский абонемент до 33 € за взрослый.

Леонинская стена

Леонинская стена, Ватикан

На западе Папского государства сбереглись остатки древних фортификационных сооружений (9 в.). Стена была возведена для охраны рубежей Ватикана от набегов мусульманских войск. Инициатором строительства выступил папа Лев IV. Ограждение служило неприступным барьером, защищающим внутреннюю территорию государства. Обороноспособность усиливали 13 башен. В честь правящего понтифика стену стали именовать Леонинской, а город получил название Леограда.

В наши дни уцелевшее заграждение разделяет Ватикан и район Борго в Риме. Ворота Сан-Пеллегрино, закрывающие проход в стене, служат отправным пунктом для экскурсионных прогулок по владениям святого престола. У портала расположен пост швейцарской гвардии. Стена над воротами украшена барельефом с папской символикой.

Швейцарская гвардия

Швейцарская гвардия Ватикана

Любая торжественная церемония проходит с обязательным участием швейцарских гвардейцев. Они представляют вооруженные силы Папского государства. Пехотная когорта швейцарской священной охраны Римского папы является старейшей постоянно действующей армией в мире. Уроженцы Конфедерации поступили на службу святому престолу по приглашению папы Юлия II в 1506 г.

С тех пор пехотинцы неизменно стоят на страже города-государства. Их посты размещены у ворот на территорию Ватикана, в резиденции понтифика. Численный состав вооруженных сил Папского государства составляет 110 человек. Туристы обязательно делают снимки гвардейцев в яркой красочной форме. Она шьется по эскизам Микеланджело.

Костюм состоит из камзола желто-сине-красного цвета, укороченных брюк и берета с алым плюмажем. Гости с интересом наблюдают зрелищную смену караула на постах. Она происходит каждый час в течение суток. На территорию допускаются лица, соблюдающие установленный дресс-код: одежда с закрытыми плечами и коленями для мужчин и женщин. Приобретенные для посещения билеты действительны в течение суток.

Источник: GuruTurizma.ru

Собор Святого Петра — главная достопримечательность Ватикана

Сердце Ватикана, бьющееся в унисон колокольного звона, это — базилика Святого Петра, ослепляющая своей красотой, затмевающая разум блеском позолоты и чувственными изгибами мраморных скульптур. Главная достопримечательность Ватикана производит сильнейшее впечатление своим величием и внутренним убранством. Над строительством этого поистине великолепного архитектурного сооружения работали самые известные мастера прошлого, среди которых Донато Браманте, Микеланджело, Рафаэль Санти, Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и др.

История главной христианской базилики мира началась в далеком IV веке, когда Константин Великий решил возвести храм на месте, где по приданию находилась могила Апостола Петра — первого Папы Римского. Современное здание базилики, рожденное творчеством великих зодчих, появилось в эпоху Возрождения.

Интерьер храма настолько великолепен, что не поддается никакому описанию. Изящные, почти живые мраморные скульптуры, красивейшие мозаики, величественный бронзовый балдахин, покрывающий главный алтарь, утопающая в золоте Кафедра Святого Петра и многое, многое другое.

Главная достопримечательность Ватикана — Собор Святого Петра на фото


 

Режим работы: ежедневно
с октября по март: с 7-00 до 18-30
с апреля по сентябрь: с 7-00 до 19-00
Стоимость билета: бесплатно

Площадь Святого Петра и древнеегипетский обелиск

Главная площадь Ватикана, создающая единый архитектурный ансамбль с базиликой Сан Пьетро, была спроектирована Лоренцо Бернини. В плане площадь Святого Петра условно разделена на две части: трапециевидную, примыкающую непосредственно к собору, и овальную. Величественная колоннада, обрамляющая площадь, состоит из двух полукружий.

Площадь украшают два фонтана, установленные в геометрических центрах окружностей, полукружиями которых является колоннада.

В самом центре площади Святого Петра установлен древнеегипетский обелиск, привезенный из Гелиополя императором Калигулой в 40 году нашей эры. Долгое время данная достопримечательность использовалась в качестве гномона солнечных часов.

Главная достопримечательность Ватикана — площадь Сан Пьетро на фото

Апостольский дворец

Одним из самых важных сооружений Ватикана и его достопримечательностью является грандиозный Апостольский дворец, в котором располагается официальная резиденция Папы Римского. Само здание является архитектурным миксом, состоящим из построек разных эпох и стилей. Помещениях комплекса размещаются государственные учреждения, залы для аудиенций, библиотека, рабочий кабинет Папы, а также всемирно известные музеи Ватикана.

Увидеть некоторые помещения Апостольского Дворца возможно при покупке билета в Музеи Ватикана.

Музеи Ватикана

Еще одной достопримечательностью Ватикана, получившей популярность во всем мире, является музейный комплекс Святого Престола, обладающий одним из самых больших собраний произведений искусства. Экспозиция музеев Ватикана представлена в многочисленных залах и галереях общей протяженностью порядка семи километров.

Помимо произведений искусства, мебели, объектов религиозного назначения и собраний античных драгоценностей, заслуживают отдельного внимания дворцовые интерьеры. Частью музеев Ватикана явдяется знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, а также Апартаменты Папы Александра VI Борджиа с росписями Пинтуриккио.

Музеи Ватикана на фото

достопримечательность ватикана музеи
 Режим работы:
пн-сб: с 9-00 до 16-00
воскресенье: выходной
Стоимость билета: 16€ + 4€ при покупке билета он-лайн
Забронировать билет в Музеи Ватикана можно здесь.

Сады Ватикана

Сады Ватикана можно назвать самой огромной достопримечательностью города. Невероятно, но парковая зона занимает более половины площади всего государства! На территории Садов находятся многочисленные фонтаны, гроты, небольшие святилища и др.

Посетить Сады Ватикана возможно только в составе группы. Продолжительность экскурсии — 2 часа.

Сады Ватикана на фото:

Режим работы: пн-сб: с 9-00 до 18-00
среда, воскресенье: выходной
Стоимость билета: 32€ (входит посещение Музеев Ватикана)   Забронировать билет в Сады Ватикана можно здесь.

 

отели возле ватикана

Вилла Пия

Еще одной достопримечательностью Ватикана является так называемая «Вилла Пия», построенная в XVI веке в качестве летней резиденции понтифика. Несмотря на то, что сооружение названо в честь папы Пия IV Медичи, строительство виллы было начато в период понтификата его предшественника — Павла IV Карафа.

На сегодняшний день в здании располагается головной офис Папской академии наук. Архитектором сего изысканного изваяния является неаполитанец Пирро Лигорио, прославившийся строительством виллы Д’Эстэ в Тиволи.

Ознакомиться с данной достопримечательностью возможно в ходе экскурсии по Садам Ватикана.

Vatican-19 достопримечательности ватикана фото вила пия сады ватикана

Некрополь Ватикана — любопытная достопримечательность для любителей археологии

Одной из самых интересных с археологической точки зрения достопримечательностей Ватикана является древний некрополь, расположенный на глубине десяти метров под актуальным зданием базилики Святого Петра, ниже уровня Священных Грот. Согласно легенде, именно здесь  находится захоронение первого папы римского — апостола Петра.

Посетить античный некрополь Ватикана возможно только в сопровождении организованной группы, совершив предварительное бронирование. Экскурсия длится полтора часа и заканчивается у гробницы Святого Петра, откуда посетители могут подняться непосредственно в базилику.

некрополь ватикана фотоРежим работы: пн-пт: с 9-00 до 18-00
суббота: с 9-00 до 17-00
Стоимость билета: 13 €

Предварительная запись возможно по электронной почте [email protected] В заявке необходимо указать количество участников, их фамилию и имя, предпочтительный язык экскурсии, а также период из нескольких дней, в которые хотелось бы совершить осмотр достопримечательности. Точное время и дата визита будут указана в ответном письме.

Некрополь Санта Роза

Еще одна античная находка, которая может порадовать любителей древнего Рима — некрополь Сатна Роза, найденный в 2003 году в ходе работ по обустройству зоны парковки. Его особенность заключается в том, что данное место погребения предназначалось представителям низших сословий. Здесь нашли упокоение рабы и вольноотпущенники. Некрополь использовался до середины IV века. В ходе раскопок были обнаружены порядка сорока погребальных помещений и более 200 захоронений.

Режим работы: пн-пт: с 9-00 до 18-00
суббота: с 9-00 до 17-00
Стоимость билета: 26 € (входит посещение Музеев Ватикана)
Приобрести билет в Некрополь Санта Роза возможно здесь

Церковь Святой Анны Палафрэньери

Среди прочих достопримечательностей Ватикана достойна внимания и небольшая церковь Святой Анны, расположенная на границе Ватикана у ворот Порта Сант Анна. Сооружение было построено известным итальянским архитектором Джакомо да Виньола в стиле маньеризма во второй половине XVI века. Фасад и внутреннее убранство украсили церковь двумя веками позже.

Ватикан фото церкви Святой Анны

Зал аудиенций Павла VI

Довольно крупное сооружение, предназначенное для проведения Папой аудиенций, является частично экстерриториальным. Здание было построено в 1964—1971 годах в период понтификата Павла VI. Зал аудиенций вмещает до 12000 человек.

достопримечательности ватикана зал аудиенций

достопримечательности ватикана фото зал аудиенций

Железнодорожный вокзал Ватикана

Главная и единственная железнодорожная станция самого маленького государства в мире, расположена на территории Ватикана. Строительство вокзала было начато сразу вскоре после подписания Латеранских соглашений в 1929 году и закончено через 4 года. Станция Ватикана с самого начала своего существования использовалась лишь в исключительных случаях. Например, в апреле 1959 году с вокзала был отправлен специальный состав, предназначавшийся для транспортировки гробницы Папы Пия X в Венецию, несколькими годами позже Папа Иоанн XXIII совершил поездку в Лорето и Ассизи. В последние годы железнодорожная станция не однократно принимала составы с детьми инвалидами, для которых были организованы специальные туры для осмотра достопримечательностей Ватикана.

Начиная с 11 сентября 2015 года с вокзала отправляются туристические составы по направлению Кастель Гондольфо, транспортирующие желающих посетить виллу Понтифика.
достопримечательности ватикана фото железнодорожной станции

Источник: 39rim.ru

Музеи Ватикана – история

Музеи Ватикана основали два папы 18 веке – Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории. belvedere_apollo-3

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481, во время правления папы Сикста IV, откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

Музеи Ватикана

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Музеи Ватикана и их коллекции

Лучше не пытаться осмотреть все за один раз (музеи Ватикана – это маршрут более 4,5 км !), а сосредоточиться на конкретных вещах, которые вы хотите посмотреть. В противном случае появляется риск пропустить нечто важное. Убедитесь также, что у вас останется свободное время и силы на осмотр Сикстинской Капеллы и Залов Рафаэля (Stanze di Raffaello), расположенных в конце маршрута. Для наилучшей организации потока туристов музеи Ватикана предлагают 4 экскурсионные программы. Они различаются по содержанию и по времени (от 1,5 до 5 часов), будьте внимательны, не переутомитесь. Все маршруты заканчиваются в Сикстинской Капелле.

Музеи ВатиканаМузеи Ватикана: четыре музея с обширной коллекцией греческого и римского античного искусства – Одно из самых впечатляющих мест.  Среди самых известных скульптур – статуи Лаокоона, Аполлона и Афродиты в Музее Пия-Климента, который является ядром всего музейного комплекса. Большинство его статуй были найдены в Риме или его окрестностях. Хочется особо выделить Апоксиомена (Apoxyomenos) – мраморную копию 1 в. известной бронзовой статуи Лизиппа. Она была найдена в 1849 в Трастевере и сразу же приобрела всемирную славу. Она изображает атлета, очищающего грязь с тела скребком. Фиговый листок добавили позже, так как в античности цензуры в искусстве не было.

Шедевры музеев Ватикана

Музеи Ватикана содержат множество шедевров, среди которых – Аполлон Бельведере, еще одна римская копия с работы греческого скульптора Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой описывается в истории искусства как образец идеальной эстетической красоты. Еще одна известная статуя – Лаокоон, открытый в 1506 на Оппие на крупных раскопках при участии Микеланджело и Джулиано Сангалло. Последний был приглашен папой для оценки находок, которые по описанию походили на те, о которых писал Плиний.

Группа Лаокоона

Группа Лаокоона была выполнена в 30 г до н.э. тремя скульпторами Роди (Rodi), вероятно, скопировавшими оригинал 2 в. до н.э. Изображает легендарную сцену из Энеиды: троянский священник Лаокоон и двое его сыновей борются с двумя морскими змеями. Эпизод олицетворяет месть Афины за то, что священнослужитель Аполлона Лаокоон пытался внутри коня попасть в Трою и предупредить жителей.  В истории искусства открытие Лаокоона стало переломным моментом, повлиявшим на целые поколения мастеров. среди них Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андрэа Сарто. В частности, Микеланджело был потрясен детальным изображением мужского тела. Многие его последующие работы, например, Святой Маттео (San Matteo), Раб Непокорный (Schiavo ribelle) и Раб Умирающий (Schiavo morente) – плоды вдохновения Лаокооном. Король Франции в 1540 г заказал сделать бронзовую копию Лаокоона для королевского дворца.

Также можно сказать, что именно с этой композиции зародилась художественная критика. С анализа Готтольда Эфраима Лессинга в 1766, где он утверждает, что нельзя сравнивать визуальное искусство и поэзию в их современных смыслах. Статую во время завоевания Италии в 1799 вывез Наполеон, и какое-то время она находилась в Лувре. После падения Наполеона в 1815 под руководством Антонио Канова (который не раз изображал французского императора в своих произведениях) она вернулась в Ватикан и была реставрирована. Лишь в 1906 правая рука Лаокоона, потерянная в 60-х, была восстановлена.

Музеи Ватикана

Во время прогулки по Музею Пия-Климента поражает красота Зала Муз (Sala delle Muse), украшенного фресками, изображающими Аполлона и муз, созданными в конце 18 в. Томмазо Конка. Зал, открытый для посещения в 1784, был задуман для размещения серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия (villa di Cassio) у Тиволи (Tivoli). Несколько скульптур муз, их Предводитель Аполлон, Афина, Гермес и просто фигуры людей.

Музеи Ватикана

В так называемом Дворе Бельведере (Cortile di Belvedere) находится еще одна знаменитая скульптура, Торс Бельведере (Torso del Belvedere), найденная на Поле Цветов (Campo dei Fiori) и принадлежащая Аполлонию (сыну Нестора), греческому скульптору 1 в. до н.э. К сожалению, ноги и руки не сохранились, однако торс считается образцом мужской анатомии. Почему даже сегодня эта статуя так важна для истории искусства? Она вдохновила Микеланджело на обнаженные образы для потолка Сикстинской Капеллы.

Круглый Зал

Музеи Ватикана

Рядом расположен Круглый Зал (Sala Rotonda), повторяющий форму Парфенона. Его пол пестрит римской мозаикой начала 3 в. н.э. с изображениями морских монстров и героев мифов. Его нашли в Отриколи (Otricoli), небольшом городке в Умбрии (Umbria). Оттуда же привезли копию бюста Нептуна работы греческого скульптора Бриассида 4 в. до н.э. В центре зала – гигантский порфировый бассейн Нерона. В нишах по периметру установлены статуи. Самая впечатляющая из них – бронзовая статуя Геркулеса 2 в. н.э.

К другим интересным залам Музея Пия-Климента относится Галерея Статуй (Galleria delle Statue) с чарующей скульптурой Спящей Арианны (Arianna Addormentata), ставшей источником вдохновения для многих неоклассицистов. Ее купил папа Юлий II в 1512 для Двора Статуй в Бельведере, где она заняла место рядом с фонтаном. Из-за украшения в виде змеи на руке многие полагали, что это Клеопатра, которая покончила жизнь самоубийством, дав себя укусить гадюке. Однако в 700 г в ней распознали Арианну, принцессу Крита и дочь царя Миноса, которая, после того как помогла Тесею в Лабиринте Минотавра, была оставлена героем спящей на острове Нассо; там она проснулась, когда явился Дионис и взял ее в жены.

Музеи Ватикана

Весьма интересен также Зал Животных (Sala degli Animali) с прекрасной коллекцией скульптур и мозаик с животными, Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere) с изображениями масок на стенах и полу из виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи. Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca) вмещает саркофаги Елены (матери императора Константина) и ее внучки Константины.

Музей Кьярамонти

Музеи ВатиканаМузей Кьярамонти назван в честь своего основателя Пия VII, который родился в Чезене и носил имя Луиджи Барнаба Кьярамонти. Музей, оформленный и украшенный Антонио Канова, занимает часть галереи длиной 300 м, спроектированной Браманте в 1507 г по заказу Юлия II для объединения Папского Дворца с дворцом Бельведере.

В Музее Кьярамонти впечатляющее количество статуй, среди которых много бюстов, которые римляне делали как портреты своих предков. Остальная галерея занята собранием надгробных надписей (Galleria Lapidaria), насчитывающих более 4000. К сожалению, для публики она закрыта, а чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В галерее есть Новый коридор (Braccio Nuovo) с красивым полом, выложенным римской мозаикой. Музеи Ватикана имеют и некоторые римские статуи, в том числе мраморную статую Августа из Прима Порта (Augusto di Prima Porta), изображающую императора Августа, высотой 2,04 м, найденную в доме Ливии Друзиллы, жены Августа, на вилле Ливия (Villa Livia) в Прима Порта (Prima Porta) в окрестностях Рима, отсюда и название.

Музеи Ватикана

Еще одной характерной скульптурой Музеев Ватикана является персонифицированный аллегорический Нил. Бог величественной реки изображен лежащим на боку, опершимся на сфинкса мудрым бородатым мужчиной. У его ног лежит крокодил, а в руках бога – корзина с зерном – символ плодородия земли в долине Нила, результат периодических разливов реки. 16 детей, играющих на нем, символизируют 16 локтей – идеальную высоту подъема уровня воды, которая может обеспечить хороший урожай. Также маленькие ангелы олицетворяют детей Нила, египтян, великую цивилизацию, представленную в композиции еще и сфинксом, которая зародилась только благодаря существованию этой реки. Очеловечивание рек александрийскими скульпторами впоследствие переняли и римляне.

Музеи Ватикана

Светский григорианский музей

Светский григорианский музей (Museo Gregoriano Profano) также располагает ценнейшей коллекцией римских и греческих статуй. Он был основан в 1844 г Григорием XVI, сейчас содержит скульптуры, саркофаги, рельефы и памятники, большая часть которых восходит к периоду Римской империи (1-2 в. до н.э.). Самая главная достопримечательность музея – возможно, скульптуры Афины и Марса, копия бронзовых оригиналов 5 в. до н.э. работы греческого скульптора Мирона. Достойны внимания также мозаики в Термах Каракаллы (Terme di Caracalla) и фрагменты Парфенона.

Музеи Ватикана

Григорианский музей этрусков

Музеи Ватикана

Григорианский музей этрусков (Museo Gregoriano Etrusco) также построен благодаря Папе Григорию XVI в 1837. Это один из важнейших музеев в своем роде, несмотря на то, что в самом Риме есть Национальный музей этрусков (Museo Nazionale Etrusco) на вилле Боргезе, основанный сразу после объединения Италии. Музеи Ватикана хранят исключительную коллекцию ваз, раскрывающих греческое влияние в декоративном искусстве этрусков, а также греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италиотских ваз (сделанных в эллинских городах на юге Италии), позволяющих проследить историю этого древнего народа.

Примечательный экземпляр – амфора с изображениями Ахиллеса и Аякса, играющих в кости. Также интересны объекты, найденные в гробнице Реголини-Галасси в Черветери (Cerveteri), среди которых деревянный трон и карета 7 в. до н.э. Самая примечательная статуя – бронзовый Марс из Тоди (Marte di Todi) 5 в. до н.э. Экспонаты этого музея – вещи с раскопок на территории проживания этрусков, сегодняшнего северного Лацио (Lazio), в основном древние и обладающие исключительной важностью. Сам музей – уже произведение искусства, ведь он находится внутри Дворца Иннокентия VIII (Palazzetto di Innocenzo VIII), соединенного со строением времен Пия IV, где можно полюбоваться богатыми украшениями, среди которых – фрески Федерико Бароччи (1563), Санти Ди Тито и Помаранче (1564).

Григорианский музей Египта

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана посвященные Египту были созданы благодаря интересу Григория XVI к Египту и египтологии. В девяти залах вы можете полюбоваться на коллекцию стел и иероглифов 2500 г до н.э., римские копии египетских статуй 2 в. н.э., а также мумии и саркофаги, датируемые 1000 г до н.э., найденные в некрополе Дейр Эль-Бари (Deir el-Bahri) в Тeбе (Tebe). Интересны также статуи египетских божеств. Интерес Григория XVI и некоторых других пап к Египту связан с ролью этой страны в Священном Писании. Девять залов расположены полукругом и выходят на террасу «Семени шишки» (“Nicchione della Pigna”), в которой размещены скульптуры. Два последних зала посвящены экспонатам из Месопотамии и сегодняшней Палестины.

Картинная галерея Ватикана

Музеи Ватикана,

Картинная галерея Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – относительно новый музей, был торжественно открыт в 1932 г Пием XI. В 16 залах висят картины с 12 по 19 в. Большая их часть – творения итальянских мастеров, но представлены и некоторые зарубежные художники. В частности, целая комната посвящена австрийскому художнику Петеру Менцелю. Одна из его наиболее выдающихся работ – «Стефанийский Триптих» (Trittico Stefaneschi).

Есть также зал, посвященный Рафаэлю, в котором находятся и гобелены фламандца Питера ван Альста, выполненные им в лавке в Брюсселе по наброскам Рафаэля и его учеников. Эти наброски хранятся сейчас в Музее Виктории и Альберта (Victoria&Albert Museum) в Лондоне. Среди замечательных работ самого Рафаэля – «Увенчание Девы Марии» (L’Incoronazione della Vergine), которую он написал уже в возрасте 19 лет. Представляют интерес «Сан Джироламо» (San Girolamo) Да Винчи (1480), «Мадонна Фрари» (Madonna dei Frari) Тициана (1535), «Отдых во время бегства в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) Федерико Бароччи (1573) и «Снятие с креста» (Deposizione) Караваджо (1603).

Музей современного религиозного искусства

Коллекция современного религиозного искусства размещена в 55 комнатах. Она была основана в 1973 по желанию Папы Павла VI и является самым крупным музеем в своем роде. Здесь представлены работы самых известных художников в мире: Гуттузо, Дали, Кандинский, Кокошка, Корбузье, Мунх, Пикассо, Родин и Ван Гог. Музеи Ватикана с религиозным искусством подтверждают способность современного искусства передать религиозные чувства. Коллекция собрана, преимущественно, из пожертвований. Музей расположен в Апартаментах Борджия (Appartamento Borgia), на первом этаже Папского Дворца, нескольких подземных помещениях и нескольких – на верхних этажах Сикстинской Капеллы, где изначально находились церемониальные магистры (Magistri Caeremoniarum), ответственные за церемонии и отчасти – за документацию.

Христианский Музей Пия

Музеи ВатиканаХристианский Музей Пия (Museo Pio Cristiano) содержит коллекцию скульптур, саркофагов и мозаик раннехристианской эпохи. Музей был основан Пием IX в 1854, через два года после утверждения религиозной археологической комиссии, основной задачей которой стало проведение и охрана раскопок; первыми в музей должны были попасть те находки, сохранность которых на месте обеспечить было невозможно. Самая большая ценность музея – статуя Доброго Пастуха (Statua del Buon Pastore), созданная в 3 в. н.э. Пастух изображен с ягненком на плечах, одетый в тунику без рукавов и сумкой через плечо. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей – намек довольно явный, он отсылает на Святое Писание от Луки, где объясняется причина поступка пастуха. Такие обычно жертвуют лучшее из того, что имеют, на милость богу.

Миссионерский этнологический музей

Миссионерский этнологический музей (Museo Missionario Etnologico), основанный Пием XI в 1926 г, содержит экспонаты на религиозную тематику с четырех частей света: Азии, Океании, Африки и Америки. Более 100000 объектов были переданы в коллекцию миссионерами. Изначально Музей располагался в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), но в 1973 переехал. Среди самых интересных предметов – мексиканская статуя бога Кветцалкоатля, маска из Сьерра Леоне и деревянная скульптура божества Туматауенга из французской Полинезии.

Апостольская библиотека Ватикана

Музеи Ватикана,

Библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V, и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана, богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками.

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана, например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в.

Исторический музей Ватикана

Музеи Ватикана

Исторический музеи Ватикана (Museo Storico Vaticano) дает представление о необычной и иногда мятежной истории Ватикана. Был основан в 1973 папой Павлом VI и первоначально размещался рядом с Картинной галереей Ватикана, однако в 1991 г был перенесен в Латеранский дворец у заднего входа базилики Святого Джованни (basilica di San Giovanni) в Латерано (Laterano). Музеи Ватикана содержат коллекцию оружия и обмундирования вооруженных войск Папы, а также портреты Пап и так называемые папа-мобили – кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Существуют планы вновь перенести музей в Ватикан. Сейчас посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Музейный комплекс Ватикана

После посещения музеев самое время уделить внимание самому музейному комплексу, возведенному между XII и XIX в. и служившему тогда основной резиденцией пап. Некоторые залы, среди них и Сикстинская Капелла, и сейчас иногда используются понтификами. Однако сегодня Папа – фигура скорее духовная, в отличие от времени до объединения Италии, когда он выступал еще и как глава светского королевства, а комплекс в Ватикане отражал важность его персоны. Папы приглашали лучших архитекторов и художников для украшения своих дворцов, поэтому сегодня определенно стоит взглянуть на результат.

Дворы и галереи Музейного комплекса Ватикана

Музеи Ватикана

Музейный комплекс состоит из двух дворцов: Бельведере, построенный в конце 15 в., на севере и Апостольский, прилегающий к базилике Святого Петра (Basilica di Pietro) и являющийся основной папской резиденцией с момента переноса ее из Авиньона в 1377, на юге. Настоящий дворец был построен в середине 15 в., сменив предыдущий 5 в. В самом начале 16 в. Браманте соединил дворцы двумя длинными крыльями, образующими обширный двор – Двор Бельведере. В 1585-1590 еще одно крыло – библиотеки – разделило двор надвое. Нижний двор еще носит название Двор Бельведере, а верхний известен как Двор Шишки (Cortile della Pigna).

Постройка нового крыла в 1820 образовала еще один небольшой двор в центре – библиотечный. Он, как и Двор Бельведере, закрыт для посетителей, однако все приезжие с удовольствием приходят полюбоваться на прекраснейший Двор Шишки. Шишка – это хитрая античная фонтанная система, обнаруженная недалеко от Парфенона у терм Агриппы, которая, предположительно, принадлежала храму богини Исиды. Вода текла по ступеням, а по бокам были установлены два бронзовых павлина. Оригинал этого фонтана сейчас в новом крыле. Посередине двора стоит новая бронзовая статуя под названием «круг, заключенный в сферу» работы Арнальдо Помодоро 1990 г.

Галереи Музеев Ватикана

Музеи Ватикана

Два крыла, соединяющие Апостольский дворец и Дворец Бельведере, в длину около 300 м каждое. В восточном располагается уже упомянутый Музей Кьярамонти и Лапидарий, к сожалению, закрытый для публики. Западное крыло занимают три галереи. Одна – Галерея Канделябров (Galleria dei Candelabri) – около 80 м длиной, с греческими и римскими скульптурами. Вторая – Галерея Гобеленов (Galleria degli Arazzi) с гобеленами 17 в.

И последняя – и самая длинная, 175 м – Галерея Географических карт (Galleria delle Carte Geografiche). Стены этой галереи покрыты большими рисунками карт, созданными Антонио Данти в 1580-1583 благодаря необходимой информации, полученной от его брата Эгнацио Данти, доминиканского священника, затем епископа, а также географа, математика и архитектора. На картах отображены города Италии, острова Средиземного моря и папские территории. А фрески на потолке рассказывают о событиях, происходивших в этих местах.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля, открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Музеи Ватикана

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Источник: italiatut.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.