Царицыно
Всего 35 фото

В Царицыно, я отправился на фестиваль «Театр под солнцем» с участием экспериментальной команды «Liquid Theatre». Объявляли, что 2 июля эта самая команда представит спектакль, посвящённый человеческой доброте… Предполагая, что это действо будет проходить на Большой поляне Царицыно за Большим дворцом, я с удивлением обнаружил на месте полное отсутствие каких-либо признаков означенного фестиваля. Очевидно, он проходил где-то в другом месте музея-заповедника. Нисколько не расстроившись и подумав, что раз не нашел место фестиваля сразу, значит и не особо надо, — я решил, взамен, немного пройтись и поснимать Июльское Царицыно. Так, что это легкие июльские зарисовки музея-заповедника. Они, скорее для того, чтобы просто расслабиться и отдохнуть, надеюсь, что это так и есть. Здесь не будет никакой систематики — как я прогуливался по Царицыно, так это и будет отражено в последовательности фотографий. Также, я не буду подробно рассказывать об истории Царицыно, — она любопытна и достойна больших исторических трудов и расследований, поэтому упомяну только те строения, что будут показаны в фото ряде. Ну, пожалуй, начнем.

Это большая поляна за Большим дворцов в Царицыно. Здесь обычно и происходят фестивали и концерты.
02.

Большой дворец. Царицыно.

Большой дворец, строившийся с перерывами в течение 1786-1796 годов на месте разобранных баженовских корпусов, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколонн по углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов).
03.
Большой дворец. Царицыно.

В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля. Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость.
04.

Царицыно

Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора.
05.
Большой дворец. Царицыно.
06.
Царицыно
Царицыно

Большой дворец. Царицыно.

Руинированный дворец, за свою историю никак не использовавшийся, в 2005-2007 годах был превращён в современный музейный комплекс. Концепция восстановления, в особенности создание интерьеров, которых во дворце в законченном виде никогда не существовало, вызвала широкую критику в СМИ. Сейчас дворец используется для экспозиций и выставок музея-заповедника «Царицыно», а также и концертов, проводящихся под патронатом музея.
09.
Царицыно
10.

Царицыно

Оперный дом — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776-1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины
11.
Оперный дом. Царицыно.

Фигурный мост, построенный в 1776-1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота. Сейчас это главная аллея, ведущая к дворцовому комплексу; в XVIII веке — второй парадный въезд на территорию Царицына.
12.
Фигурный мост. Царицыно.

Баженов выбрал необычайно выигрышное местоположение для постройки: мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Со стороны дворцовой площади благодаря рельефу местности от моста видна лишь его верхняя часть: постройка, казавшаяся монументальной со стороны прудов, отсюда воспринимается лёгкой декорацией с башенками.
13.

Фигурный мост. Царицыно.

Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.
14.
Фигурный мост. Царицыно.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.
15.
Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник в Царицыно


В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко — восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.
16.
Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник в Царицыно

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883—1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделявшаяся по высоте среди окружающих дворцовых построек), но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.
17.
Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник в Царицыно
18.

Царицыно

Это, так называемый, Третий Кавалерский корпус (на фото ниже). Всего их три. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Отчасти это случилось потому, что уже к XIX веку для современников предназначение построек было не совсем ясным.
19.
Кавалерский корпус. Царицыно.

Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой. Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды.
20.
Кавалерский корпус. Царицыно.

Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу. Изящная постройка, возведённая в 1776-1779 годах, увенчана башенкой-бельведером. Императрица придавала особое значение этому строению — только в чертежах Третьего Кавалерского корпуса есть её собственноручные правки. Корпус построен на холме, на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах.
21.

Кавалерский корпус. Царицыно.

Рядом с ним находится "Большой мост через овраг" (иногда его называют Готическим мостом). Он строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором. Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена.
22.
Большой мост через овраг. Царицыно.

Сейчас мы направляемся к другим Кавалерийским корпусам мимо Большого Дворца.
23.
Большой дворец. Царицыно.
24.

Большой дворец. Царицыно.

Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку, (за что иногда называется «Восьмигранником»).
25.
Лакейский дом. Царицыно.

Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784-1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком. Декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символику.
26.
Лакейский дом. Царицыно.
27.
Лакейский дом. Царицыно.
28.
Лакейский дом. Царицыно.
29.
Лакейский дом. Царицыно.

Управительский дом. Царицыно.

Хлебный дом (Кухонный корпус) — это самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно возводилась в короткие сроки, в 1784—1785 годах.
31.

Хлебный дом. Царицыно.

Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве масонских символов использовались инструменты строителей и архитекторов). В здании ярко проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни скрываются под маской дворца. Хлебный дом уникален, ему присущ редкий по цельности и гармоничности художественный образ. Общее декоративное решение делает его похожим на североитальянские палаццо; одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками.
32.
Хлебный дом. Царицыно.

Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым в 1784-1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.
33.

Ворота и галерея. Царицыно.
34.
Ворота и галерея. Царицыно.
35.
Царицыно

Ну, вот, наша недолгая прогулка по Царицыно закончена. Надеюсь, вы отдохнули и раслабились, иначе зачем бы мне публиковать этот пост!?)

Источники:

Википедия

© Vladimir d’Ar

Источник: vladimirdar.livejournal.com

После посещения Измайловского кремля, решил посетить усадьбу с Тру-постройками, а не новоделом. Первый камень этого комплекса заложили еще при Екатерине II в 1776 году. И в один из дней отправились с женой в Царицыно. Ожидал меньшего, получил гораздо больше.

1. Для того чтобы попасть на центральную часть паркового комплекса, необходимо пройти через 2 таких моста и поющие фонтаны. Их построили относительно недавно — 2005-2007 годах.
Усадьба царицыно фото

2. До этого поющие фонтаны я видел только в Чехии. Это крупнейший фонтан в Москве в диаметре — 55 метров, и струи могут бить в небо до 15 метров.
Усадьба царицыно фото
3. А этот мост совсем  не молодой  и самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Строили его с 1778 по 1784 год. В народе его называют "Готический мост", а принятое название "Большой мост через овраг".
Усадьба царицыно фото
4. Один из многочисленных женихов решил отдохнуть и осмыслить всё происходящее
Усадьба царицыно фото
5. А это Третий Кавалерийский Корпус. На самом деле никто не знает, что здесь было первоначально, и поэтому название весьма условное.
Усадьба царицыно фото
6. Фигурный мост. Обратите внимание на количество людей. Столько людей, сколько я видел в Царицыно, я видел только на Красной площади в праздничные дни. На этом кадре удалось сфотографировать мост, с относительно малым количеством людей.
Усадьба царицыно фото
7. Ну а это вид на Большой Царицынский дворец. Достаточно большое здание и в мой объектив никак не хотело влазить целиком.
Усадьба царицыно фото
8. Поэтому пришлось "резать" его по кадрам. Справо-налево.
Усадьба царицыно фото
9. Очень острые ворота! Опять невесты, женихи и люди в костюмах, сидящие на газоне.
Усадьба царицыно фото
10. Стиль в котором выполнен весь дворцовый ансамбль, называется "Русская готика", эдакий закос под европейскую готику.
Усадьба царицыно фото
11. "Поймал" жениха и невесту под сводами дворца 🙂
Усадьба царицыно фото
12. Павильон "Миловида" был построен на месте первоначального павильона от архитектора Баженова. В своё время использовался как чайный домик.
Усадьба царицыно фото
13. Башня-руина. Одно из самых романтических мест в усадьбе.
Усадьба царицыно фото
14. Какие-то молодожены отметились и на башне.
Усадьба царицыно фото
15. Думаете просто холмы? Ан, нет. Это курганы-могильники славянских племён вятичей, которые проживали здесь в XI-XII веках.
Усадьба царицыно фото
16. В водоёмах встречаются белые лебеди.
Усадьба царицыно фото
17. Помимо "гламурных" лебедей, есть и обычные птички, которых "поймать" на объектив можно с большим трудом — летают как мессершмитты и очень редко заходят на посадку.
Усадьба царицыно фото
18. Молодежь играет в фрисби
Усадьба царицыно фото
19. А люди пожилого возраста во всю рубятся в волейбол. Уважаю таких!
Усадьба царицыно фото
20. В усадьбе есть собственные оранжереи.
Усадьба царицыно фото
21. Как вы уже могли заметить по фото — везде очень чисто и гулять по усадьбе одно удовольствие.
Усадьба царицыно фото
22. Ну а тем, кому тяжело осилить прогулки по парку на своих двоих (а парк совсем немаленький — более 100 Га), предлагают проехаться на таких машинках.
Усадьба царицыно фото
23. В парке есть белки и много птиц, поэтому заботливые граждане делают для них кормушки.
Усадьба царицыно фото
24. Как называется эта статуя я не знаю, ровно как и не знаю, за что её "посадили" 🙂
Усадьба царицыно фото
25. А это Второй Кавалерийский корпус.
Усадьба царицыно фото
26. Очередной вид на Большой дворец.
Усадьба царицыно фото
27. Перед большим дворцом, есть бронзовая миниатюра всего дворцового комплекса, на которой можно потренироваться в макросъёмке. Вот уже знакомый нам "Большой мост через овраг".
Усадьба царицыно фото
28. А это еще несколько корпусов: Большой кавалерийский (слева), корпус Павла Петровича (справа) и Камер-юнфарский павильон (снизу).
Усадьба царицыно фото
29. Приятно, что у нас в городе есть места, куда не стыдно привести иностранцев и показать, что Москва это не только Тверская и Красная площадь.
Усадьба царицыно фото

Источник: el-magico.livejournal.com

Масштаб голицынских свершений в Богородском был грандиозным. Сколько времени велись строительные работы неизвестно, но когда в 1689 году имущество фаворита царевны было конфисковано, строительство было завершено. Вотчинный двор Голицыных располагался на месте, облюбованном ещё первым владельцем Л. С. Стрешневым: примерно там же, где сейчас находится дворцовый комплекс Баженова-Казакова. Почти квадратный двор (56 х 54 сажени) был обнесён бревенчатым забором. Передние ворота с калиткой были нарядно украшены. На переднем дворе, против ворот, располагались большие хоромы, составленные из двух частей: высившейся ярусами чердаков хоромины-столовой и собственно хором; эти части связывала переходная изба. Большие хоромы были двухъярусными, по «верхним полицам» их опоясывали гульбища, обрамленные точеными балясинами. Несколько крытых рундуков-крылец весьма обогащали и без того живописный их облик. По сторонам от больших хором располагались другие жилые хоромы, причем те, что слева, тоже имели два яруса. Хоромы включали сени, приёмные и жилые помещения, столовую, светлицы, чердаки. В окнах по большей части сияли стекла — весьма дорогое удовольствие в XVII веке. В отделке интерьеров усадебного дома участвовала артель живописцев и мастеров под руководством К. И. Золотарёва. Помещения отличались изысканным, нарядным убранством. Стены столовой украшали написанные на полотне живописные сюжеты («притчи немецкия розных образцов»). В комнатах царило разноцветье: зелёные и красные суконные обития дверей и лавок, раскрашенные под мрамор дверные и оконные рамы, «сшитые в алый и жёлтый шахмат» суконные полавочники, муравленые и полихромные печные изразцы. Стены светлиц были обиты гравюрами («фряжскими листами»), а потолки – золочёными кожами. Почти во все оконные решётки («клетчатые, клинчатые, кубовастые, кубовастые с кругами, кубовастые с репьями») были вставлены стёкла. Передняя и одна из комнат хором были украшены живописными стенными росписями: травчатым узором и евангельскими и библейскими образами и сюжетами.

Помимо хозяйских хором, на княжеском дворе стояли изба приказчика и людская с сушилом поверх них, «поварня…о трёх шатрах» под тёсом, «скатертная» изба и «приспепшая», крытые драницей, дубовый погреб с амбаром над ним, сруб, чулан, здесь же были запасы бутового камня. На скотном дворе, помимо скотины и птицы, содержались и такие экзотические для того времени животные как индюки, павлины и даже «журавль заморской».

Одну из лучших страниц своей истории пережили при Голицыных Черногрязские сады. Известно,что здесь росли 240 яблонь различных сортов, два вида грушевых деревьев, сливовые. А ещё – красная и белая вишня, крыжовник, малина, красная и черная смородина.

Источник: deadokey.livejournal.com

Как добраться до Царицыно

Рядом с парком Царицыно находятся сразу две станции метро «Царицыно» и «Орехово». И если в случае с парком в Коломенском не так важно откуда начинать осмотр территории, то с Царицыно такой подход не пройдет. Как и в театр, который начинается с вешалки, в парк Царицыно лучше входить через главный вход, не полезете же вы в театр через черный ход, он тоже приведет куда надо, но как же красная ковровая дорожка?!

Центральный вход в парк Царицыно расположен рядом со станцией метро «Царицыно». От станции нужно пройти под железнодорожным мостом и вот мы на месте. А вот после осмотра всей территории уехать из Царицыно можно со станции «Орехово», она расположилась совсем рядом с выходом из парка. Территория парка настолько огромна, что после прогулки по парку и осмотра музейных экспозиций сил на возвращение к метро «Царицыно» может и не остаться.
Царицыно

Пройдя в ворота, будто оказываешься в сказке. Вход в парк отделяет нас от реальности и из суетливого мегаполиса переносит нас в XVIII век. Конечно это фигура речи и как клумбы не подстриги все равно не поймешь в какой век перенесла нас машина времени, это узнается потом, когда мы доберемся до дворцово-паркового ансамбля Царицыно. А пока приятный аперитив.
Царицыно

Перед нашим взором предстает красивая композиция в виде Среднего Царицынского пруда с маленьким насыпным островком в виде подковы, на котором расположился светомузыкальный фонтан. К фонтану ведут два моста, а вокруг самого фонтана установлены скамейки, чтобы вечером можно было с удобством наслаждаться красотой подсвеченных струй воды. В полуденный же зной находится на солнце очень трудно, а возле фонтана совсем нет зелени, зато тени деревьев хватает вокруг самого пруда.
Царицыно
Царицыно
Царицыно
Царицыно

Мы огибаем пруд справа, таким образом, что Средний Царицынский пруд остается слева, а справа становится видна гладь Верхнего Царицынского пруда.
Царицыно
Царицыно
Царицыно

В этой части пруда расположился маленький островок называемый Птичьим островом. Таких островков на Верхнем Царицынском пруду еще два, а сам пруд весьма большой, пройти вокруг него будет проблематично.
Царицыно

Верхний и Средний пруды разделены плотиной.
Царицыно
Царицыно

Дальше по улице Воздушной мы направляемся прямиком к самому интересному, к дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Чтобы попасть к дворцу Царицыно нужно пройти под Фигурным мостом, или взойти на него, для этого рядом есть лестница. Фигурный мост является одной из ранних построек в Царицыно, а его архитектором был Василий Иванович Баженов, который строил для императрицы Екатерины II и этот мост и весь дворцовый ансамбль.
Царицыно

Мост был поставлен на пересечении главных въездов в усадьбу Царицыно, таким образом его можно расценивать как ворота в усадьбу, а затейливая архитектура придает ему вид настоящего оборонительного сооружения с башнями и бойницами. До наших дней мост дошел практически в целости и сохранности, так что смотря на мост мы видим его именно таким, каким его замыслил и построил Баженов.
Царицыно
Царицыно
Царицыно
Царицыно

Слева от моста находится здание Третьего Кавалерского корпуса и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Царицыно
Царицыно

Первая церковь на этом месте появилась в 1683 году, в последствии деревянное здание было заменено каменным. Последний раз храм перестраивали в 1765 году.
Царицыно

Чуть дальше расположен Большой мост через овраг. Строительство Большого моста осталось незавершенным Баженовым, императрица отстранила его от постройки своей резиденции раньше, чем мост был достроен. Достроили его только в XIX веке.
Царицыно

Если вернуться к Фигурному мосту и идти по нему направо, то огибая главный дворец, мимо Полуциркульного дворца и Оперного дома, мы выйдем к Виноградным воротам. Изначально ворота назывались Фигурными. Название Виноградные появилось в XX веке благодаря затейливому декору, напоминающему гроздь винограда, нависшему над пролетом ворот. Ворота служат условной границей между парковой зоной и архитектурным ансамблем. Еще они завершают сложившуюся перспективу между Большим и Средним мостами.
Царицыно

Ну а пройдя под Фигурным мостом мы оказываемся в амфитеатре архитектурного ансамбля Царицыно. Перед Большим дворцом расположено несколько фундаментов. Справа от дворца фундаменты Камер-Юнфарского корпуса.
Царицыно
Царицыно
Царицыно

А перед Большим дворцом Царицыно фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым в 1784 году и разобранного вторым архитектором Екатерининского дворца Казаковым в 1795 году.
Царицыно
Царицыно

Слева от Большого дворца Первый Кавалерский корпус, построенный все тем же Баженовым.
Царицыно

Но главной жемчужиной всего ансамбля несомненно является сам Большой дворец. Дворец с историей разрушения. Проект Царицынского ансамбля был одобрен, и в 1776 году началось грандиозное строительство растянувшееся на десятилетие. Проект шел тяжело, Баженову даже приходилось брать кредиты на свое имя, чтобы закончить строительство. Екатерина II осматривала постройки в 1785 году и ее вердикт оказался сокрушительным для Баженова. Дворец императрице не понравился категорически. Екатерина приказала разобрать дворец. Новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова, который принялся за строительство нового дворца. Строительство проходило тяжело и долго. Екатерина II скончалась в 1796 году, когда строительство Царицынского дворца было завершено на черновом уровне.

С этого момента и начинается история увядания Царицынского дворца. Ни одному из наследников престола дворец не приглянулся и царской резиденцией Царицыно так и не стало.
Царицыно
Царицыно

Большой дворец соединен с Хлебным домом галереей с аркой.
Царицыно
Царицыно
Царицыно

Перед Хлебным домом установлен памятник двум архитекторам, работавшими над строительством Царицынского архитектурного ансамбля Баженову и Казакову.
Царицыно

Музей Царицыно

Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.
Царицыно
Царицыно

В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».
Царицыно

В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.
Царицыно
Царицыно

Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.
Царицыно

Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.
Царицыно
Царицыно
Царицыно
Царицыно
Царицыно

А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.
Царицыно
Царицыно

Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.
Царицыно
Царицыно

Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.
Царицыно
Царицыно
Царицыно

Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).
Царицыно

Здание имеет форму куба с внутренним двором, куда должны были въезжать повозки с припасами еды. Завершить свой замысел Баженов не успел, по изложенным выше причинам, а стеклянный купол над Хлебным домом появился только в 2005 году, превратив внутренний двор в атриум.
Царицыно
Царицыно

Источник: turisticum.ru

Культурно-историческое значение Царицыно

По образцу Царицынского ансамбля впоследствии сооружены резиденции фаворитов Екатерины Великой. Стиль часто брался за основу при планировании дворцов в XVIII и XIX веках.

Кем, когда и зачем построен

Царицынский комплекс был создан на месте села Богородского, а позднее усадьбы князя Дмитрия Кантемира. Екатерина Великая, в 1775, во время прогулки оценила поместье и прилегающие к нему земли и повелела купить территорию под застройку.

Строительство можно разделить на несколько этапов: работа архитектора Баженова (1775 – 1784), работа его ученика Казакова (1784 – 1790) и завершения строительства после застоя (1793 – 1796) Казаковым.

Царицыно создавалось Екатериной Великой как инструмент утверждения собственной власти. В период ее правления между ней и сыном, над которым она была регентом, существовала конкуренция, а также в качестве загородного дворца для проведения светских и политических мероприятий.

Реставрация Царицыно

Сыну Екатерины, Павлу I, Царицыно не пришлось по душе – усадьба в XIX веке пришла в ужасное состояние: сады начали засыхать, постройки становились ветхими, пруды зарастали. После смерти императора парк стал открытым для посещения, и использовался москвичами в качестве места для прогулок и пикников.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Реставрационные работы по парковой зоне производились и в XX веке, но продуктивный ремонт был разрешен лишь в 2005 – 2007 годах, после передачи заповедника в ведение московского управления.

Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия
Царицыно Парк. Фото до и после реставрации

Был восстановлен Большой Кавалерский корпус, приближен к историческому оригиналу Кантемировский сад. «Моспроект-2» под влиянием критики искусствоведов и историков не стал вносить существенных изменений в облик резиденции.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Царицыно (парк), фото которого может сделать любой турист, расположенный на месте села Богородского. Фотографии его сейчас максимально похожи на картины екатерининских времен, стал музеем. Были воплощены в жизнь некоторые из идей Казакова, на которые не хватило финансирования, а также оборудованы экспозиции.

Влияние Царицыно на культуру

Архитектурный ансамбль Царицыно внес новшества в русское зодчество XVIII – XIX веков. Готика в нем имела восточные мотивы, по проекту Баженов хотел установить массивный стеклянный купол, производство которых ранее в России не существовало. При создании паркового комплекса использовались китайские и английские традиции, садовники в Царицыно проходили специальное обучение.

Об усадьбе говорится в книге Бунина «Темные аллеи», в своих произведениях его упоминал Леонид Андреев, также, по словам брата Антона Павловича Чехова, в «Вишневом саду» присутствуют идеи запустения Царицынских дач.

В антураже Царицына снимались такие фильмы, как «Музыкальная история», «Адмиралъ», и «У опасной черты». Царицыно – парк, фото которого были сделаны Александром Гринбергом в своем проекте «Русская усадьба», а также Петром Колчиным и Александром Пескаревым.

Существует несколько ключевых доводов в пользу посещения Царицыно:

  1. Первый: там сохранилась уникальная атмосфера XVIII века, в Большом Кавалерском дворце проводят ежегодные балы, а в будни в зданиях можно насладиться интерьером.
  2. Второй: это познавательно. Территория усадьбы – обширный музей, если и не посещать экспозиции, то в парке встречаются памятники, стелы, монументы и мемориальные доски.
  3. Третий: Царицыно легкодоступно для москвичей и является зеленым островком, где можно насладиться природой. В заповедник часто приезжают на прогулку или пикник, к озеру, на экскурсию по парку или просто для отдыха.

Цена билетов

В 2019 году вход на территорию музея-заповедника является бесплатным. Царицыно (парк) фотосъемку разрешает бесплатно, однако без вспышек и штативов, коммерческая съемка согласовывается с администрацией.

История Царицыно

По проекту Петра Плюскова был построен небольшой деревянный дворец, находившийся по соседству с основным зданием. Затем в этом же году по заказу Потемкина перед приездом императрицы были созданы, пристани, озерные беседки, служебные строения и декоративные сооружения. Вскоре из Петербурга в Царицыно был направлен молодой и перспективный зодчий, Василий Баженов.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

В течение девяти лет им было возведено три корпуса основного дворца – Кавалерские Малый, Средний и Третий. По проекту, планировались еще два дворца для сына Екатерины, Павла.

В 1784 году Екатерина II приехала осмотреть дворец и осталась недовольна: ее не устроила высота потолков, громоздкость сооружений, узость лестниц и теснота будуаров. Баженов попал под монарший гнев, и приказ продолжать строительство был отдан его ученику, Матвею Казакову.

Историки говорят о том, что императрица отстранила Баженова из личной неприязни, на дальнейшее воплощение его проекта это повлияло. Был снесен основной дворец. В 1786 году Казаков начинает работать по собственному плану над Большим (Сенатским) дворцом.

В 1790 строительство было остановлено и возобновлено лишь в 1793, это было связано с финансовыми затруднениями. Все работы были спешно прекращены в 1796 году в связи со смертью императрицы, и прекращением направления средств из казны. При Павле I усадьба была забыта, а при Александре Павловиче оставлена на произвол судьбы.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

При советской власти Царицыно входило в село под названием Ленино, а в зданиях дворцов располагались Совет рабочих, крестьян и солдатских депутатов, исполком Ленинского района области и музей, который в 1927 году учредили в Большом Царицынском дворце.

Объекты Царицыно

Постройки, объекты и зоны парка разнообразны, но выдержаны в едином стиле, несмотря на смену архитектора, именно это и создает целостность комплекса усадьбы.

Мосты

В парковом комплексе особенно стоит отметить мосты, на которых в русской архитектурной традиции внимание обычно не обращают. Но в Царицыно есть два моста, которые часто можно увидеть на фото оттуда.

Это Большой мост через Овраг и Фигурный мост. Псевдоготический стиль, который был выбран императрицей, подразумевал собой большое количество арок и сводов, которые Баженов реализовал, в том числе, в виде окон и мостов.

Большой мост через Овраг строился в период с 1778 по 1784 год. Этот мост должен был обязательно входить в ансамбль, так как обеспечивал движение транспорту. При его возведении обнаружился ряд трудностей: сильная зыбкость почвы и большой вес повозок.

Из-за этого архитектору пришлось отойти от плана и сделать постройку более тяжеловесно выглядящей, но крепкой. Было вбито большее количество свай, сам мост стал шире. Однако в декорировании Баженов проявил свое мастерство, белыми деталями и имитациями готического пояса кружев он максимально облегчил вид строения.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Фигурный мост является полностью декоративным. Он состоит из двух псевдоготических башен, перекладины между ними и арочного свода. В XVIII веке этот мост являлся вторым по значимости парадным въездом. Мост очень хорошо сохранился и во время реставрации на нем лишь обновляли пигменты.

Башня-руина

Данная башня является одним из самых старых и плохо сохранившихся строений, которое, однако, не подвергалось реставрации. Воздвижение этого сооружения связано с судьбой княжны Таракановой. Когда граф Орлов был отправлен за ней в Италию, его сопровождал рисовальщик.

Тот фиксировал архитектурные особенности Европейской страны, и, по приезде, его эскизы были показаны Екатерине Великой. Той понравилась античная полуразрушенная башня, и императрица отдала приказ создать аналогичную башню на территории Царицынского парка.

Оранжереи

Оранжереи и Оранжерейный мост были достроены еще по смерти императрицы Екатерины. Они расположены недалеко от Хлебного Дома, что показывает их значимость в изначальном проекте Царицыно. Мост представляет собой тяжеловесную конструкцию с явно большим подражанием средневековому стилю, чем более утонченной готике.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

На нем представлены белые геометрические орнаменты, он выглядит довольно скромно, гармонируя с оранжереями. Их изначально было пять, а затем стало восемь. В дереве они существовали еще при Кантемире. Оранжереи были единственным, что в Царицынском комплексе приносило доход. В оранжереях расположены как цветы, так и плодово-ягодные культуры, овощи и лианы.

Оранжерея планировалась как ботанический сад, куда из Москвы и из других стран привозили растения, которые полюбились императрице. На данный момент в оранжереях выращиваются те же растения, которые по ведомостям были там при Екатерине Великой.

Павильон Миловида

Павильон является одним из самых поздних дополнений к парковому комплексу, установить точную дату окончания работ не удалось. Он был создан архитектором Еготовым в дополнение к смотровому комплексу.

Павильон находится близко к берегу. Он декорирован на европейский манер: его украшают мифические античные существа, сфинксы, цветочные орнаменты и каменные кружева. Из павильона открывается вид на Березовую перспективу и пруды, он является одним из излюбленных туристических мест для отдыха во время прогулок по парку.

Храм Цереры

Беседка с данным названием расположена на холме, где впервые в 1775 году приехавшая в Царицыно Екатерина Великая завтракала в шатре. Беседку как храм посвятили богине плодородия, как намек на благостное расположение императрицы к новой усадьбе.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Беседка имеет форму ротонды с округлым куполом и колоннами, под небольшим углом наклоненными к центру, что визуально расширяет ее основание. Храм был построен Баженовым, но впоследствии был изменен Еготовым. Тот вписал строение в клумбовый ансамбль вокруг него и добавил цветочные барельефы на колоннах.

В беседке стояла и статуя Цереры, которая была утрачена или украдена во времена Павла I, когда за садом не следили. Ее облик восстановить не удалось. В 1927 году из усадьбы Лукино была привезена другая статуя богини, но она также была утрачена.

Царицынские пруды

Царицынские озера или пруды представляют собой целый каскад водоемов, который пронизывает весь парк. Первый пруд, имеющий название Цареборисовский, появился во времена правления Бориса Годунова и является самым дальним от дворцового комплекса.

Далее идут Нижний, или Шиловский, пруд и Верхний, или Английский. На прудах ставились многочисленные декоративные элементы: плотины, пристани, мостки, водяные мельницы, по ним пускались лодки. В XX веке появился Средний Царицынский пруд, как следствие прокладывания Новоцарицынской магистрали и дамбы при ней, которая разделила на две части Шиловский пруд.

Арки

Арка-галерея и малый Циркульный дворец являются дополнительными постройками, более полно отражающими стиль Царицыно. Готика и «Московское барокко» сочетаются в сферических и круговых формах, вновь напоминая о бывшем в усадьбе Кантемира Геометрическом саде.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Циркульный дворец использовался в качестве беседки для свиты. Эти два объекта подвергались наибольшей реставрации, так как являются небольшими по размеру.

Корпуса

Кавалерские корпуса принято называть дворцами, при императрице они должны были нести именно эту функцию. Первый и Второй Кавалерские корпуса были отведены для прислуги. Оба представляют собой одноэтажные здания из красного кирпича, Первый корпус имел форму квадрата с отсеченным углом, а Второй – форму правильного восьмиугольника.

Эти здания достраивались уже в начале XIX века. Третий Кавалерский корпус должен был служить переговорным залом. Также он имел башню-бельведер, служившую смотровой площадкой для знати.

Хлебный Дом или Кухонный корпус является самой большой постройкой Баженова на территории Царицыно. В нем располагался весь поварской штаб, склад продуктов и хозяйственные склады.

Здание двухэтажное, имеет цокольный этаж, по форме напоминает квадрат с закругленными углами. Баженов хотел придать Кухонному корпусу сходство с крепостью или бастионом, однако Казаков смягчил этот эффект декорированием. Сейчас в нем расположена вся основная экспозиция Царицыно.

Большой дворец

Большой Царицынский дворец возводился в течение 10 лет с 1776 года. В его строительстве приняли участие оба зодчих, но идеально проект ни одного из них не был воплощен.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Баженова отстранили оттого, что он впал в немилость у Екатерины Великой, а Казарину не хватило времени и финансирования. Таким образом, дворец лишился целого этажа и стеклянного купола.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Середина дворца представляет собой галерею, а боковые флигели – приемные. После смерти императрицы более чем на 100 лет дворец остался под временной железной черной крышей, ее заменили лишь в 2005 году.

Парк Царицыно

Царицыно (парк), фото которого представлены ниже, состоит из зон, засаженных раздельно березами, лиственницами и сибирскими кедрами. Василий Баженов планировал сделать посадки в соответствии с выходом на них смотровых площадок, но Екатерина II пригласила английских ландшафтных мастеров, которые создали проект распределения деревьев относительно дорожек.

На прежнем месте остались лишь березы, которые архитектор не дал вырубать, основав аллею «Березовая перспектива». Геометрический сад также было решено не выкорчевывать, однако его площадь пришлось уменьшить. Однако он погиб при Павле I.

Композиция всех аллей состоит из трех лучей, отходящих от Большого дворца: Липовая аллея, Утренняя дорожка, третью чаще всего называют Сосновой. Они примыкают к Царицынским озерам.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

В парке также находится Дворцовая поляна – сложный комплекс из клумб, газонов и переходов, но ней выращивали цветы, часто привезенные из-за границы, которые разводили в оранжереях.

Экскурсии по музеям

Большой дворец, дворцовый комплекс и выставка Экскурсия для взрослых с посещением залов дворца, исторической экспозиции, скульптурной выставки в Оперном Доме Длительность – 105 мин.

Стоимость

700 руб. — 5-14 человек

525 руб. — 15-29 человек

513 руб. — от 30 человек

Дворцовый комплекс и Хлебный Дом Экскурсия для взрослых по исторической экспозиции, выставке декоративно-прикладного искусства Хлебного Дома, оранжереям Длительность – 90 мин.

Стоимость

650 руб. — 5-14 человек

500 руб. — 15-29 человек

490 руб. — от 30 человек

Дворцовый комплекс и Оперный дом Посещение дворцов и текущей экспозиции, осмотр скульптурной выставки графа Шереметьева Длительность – 90 мин.

Стоимость

450 руб. экскурсия от 5 до 15 человек

Дворцовый комплекс и оранжерея Экскурсия для взрослых с посещением исторических экспозиций и контактной оранжереи Длительность – 90 мин.

Стоимость

490 руб. — 5-14 человек

400 руб. — от 15 человек

Дворцовый комплекс и Большой дворец Подробный осмотр всех экспозиций Большого дворца, посещение залов, галерей и экскурсия по остальным дворцам Длительность – 135 мин.

Стоимость

800 руб. — 5-14 человек

575 руб. — 15-29 человек

560 руб. — от 30 человек

Дворцовый комплекс, Большой дворец и Хлебный Дом Экскурсия для взрослых по исторической экспозиции Большого дворца, комплексу и выставке декоративно-прикладного искусства Хлебного Дома, Длительность – 135 мин.

Стоимость

800 руб. — 5-14 человек

575 руб. — 15-29 человек

560 руб. — от 30 человек

Дворцовый комплекс, Большой дворец и Оперный дом Посещение дворцов, исторической экспозиции Большого дворца и текущей экспозиции Оперного дома, осмотр скульптурной выставки графа Шереметьева Длительность – 135 мин.

Стоимость

950 руб. экскурсия от 5 до 15 человек

Стоимость указана на одного человека.

На посещение экспозиций вне экскурсионной программы существуют два вида билетов: для посещения Большого дворца и Хлебного дома или же для посещения оранжерей.

Все билеты типа стоят 100 руб. для пенсионеров, студентов и детей от 7 до 17 лет и бесплатны для детей, но полные билеты первого и второго типа стоят 350 руб. и 250 руб. соответственно. Отдельно могут продаваться билеты на временные экспозиции.

Интересные факты о Царицыно

  • На Царицынских дачах гостили Достоевский, Плещеев, Чехов, Тютчев, Белый и Бунин.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия
  • Кавалерскими дворцы назывались, так как изначально были предназначены для размещения в них «кавалеров» Екатерины Великой.
  • Баженов был масоном, на зданиях, которые планировал он, можно увидеть масонскую символику. Например, в букве «х» на Хлебном доме узнаются скрещенные линейки.
  • С 2007 года на территории установлен музыкальный фонтан.
  • На территории поставили мемориальные доски над фундаментами, заложенными Баженовым, зданий, которые он не смог возвести. Это считается насмешкой императрицы.
  • В Царицыно проводят большое количество квестов-экскурсий, в том числе, ночных.
  • Зимой на территории заповедника прокладывают лыжню и трассу для тюбинга.
  • В парке регулярно осенью проводят музыкальный фестиваль, на который приезжают классические и джазовые исполнители со всей России.
  • Царицыно устраивает обучающие программы с проживанием для школьников во время каникул.
  • Существует легенда, что в XIX веке в одном из прудов была поймана огромная щука с бриллиантовой серьгой в губе, которую туда выпустила сама императрица.

Расположение усадьбы

Усадьба Царицыно находится по адресу Москва, улица Дольская, дом 1. Чтобы добраться до Царицыно, нужно доехать на метро по Замоскворецкой линии до станции Царицыно или Орехово. На станции Царицыно необходимо пройти в левый тоннель, пройти 20 м, затем по левой лестнице подняться на улицу. Далее пройти под железной дорогой, перейти по пешеходному переходу, напротив него расположен главный вход.
Станция метро Ореховая находится в десяти минутах ходьбы пешком, и она находится на той же стороне, что и вход в парк. Если ехать на автомобиле, то заезд осуществляется с Новоцарицынского шоссе. От станции Каланчевская до Царицыно также можно доехать на электричке, но это занимает больше всего времени.

Режим работы

Царицынский парк открыт ежедневно с шести утра до полуночи. Экскурсионные программы доступны со вторника по пятницу – с одиннадцати утра до шести вечера, в субботу – с одиннадцати до восьми вечера, а в воскресенье – с одиннадцати до семи. Понедельник является выходным днем.Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

Попасть в оранжереи можно только со среды по воскресенье по тому же режиму, что и в музеи. На праздниках музей-заповедник работать не перестает.

Царицыно – музейно-парковый комплекс, который несет в себе многовековую историю, является образцом московского барокко и ансамблем с уникальной судьбой. На фото невозможно передать те ощущения, которые испытываются, глядя на русский Версаль своими глазами.

Оформление статьи: Владимир Великий

Источник: touristam.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.