Фотоколлекция из архива Кунсткамеры – это уникальное фотографическое наследие, в котором зафиксировались уходящие традиции повседневной деревенской и городской жизни, безвозвратно изменённые индустриализацией и коллективизацией. Календарные обряды, обменные ярмарки, убранство изб, свадебные церемонии, ремесленники за работой, шаманы с бубнами – в фотографиях из онлайн-каталогов Музея антропологии и этнографии.

Музей основал Пётр I в 1714 году. Его цель была в том, чтобы исследовать раритеты, созданные природой и руками человека, просвещать и обучать людей, искоренять предрассудки и страхи. Царь занялся обустройством Кунсткамеры, возвратившись из путешествия по преуспевающим городам Голландии и Англии, где впечатлился заморскими «кунштами», кабинетами редкостей и чудес. Особый интерес у него вызвало собрание анатомических редкостей и аномалий Фредерика Рюйша, профессора анатомии в Амстердаме. В 1717 году Пётр I приобрёл его экспонаты. Эта коллекция по сей день остаётся одним из самых знаменитых собраний музея. За три века своего существования Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого пополнялся раритетами со всего мира. Сегодня в его фондах более миллиона экспонатов, знакомящих с материальной и духовной культурой народов.


Оцифрованные экспонаты музея распределили в онлайн-каталоги. «Фотоколлекция» предлагает к обозрению через экраны компьютеров и смартфонов около 50 тысяч изображений, которые можно сортировать по датировке, алфавиту, этнической принадлежности (русские, узбеки, украинцы, казахи, таджики, монголы, чукчи, эвены, туркмены, десятки других народов) и автору. Также есть возможность применить фильтр по тематическим рубрикам, охватывающим широкое поле каких угодно занятий и предметов: христианство, животноводство, земледелие, женская одежда, рыболовство, головной убор, танец, праздники жизненного цикла, ремёсла, постройки жилища и предметы интерьера.

В электронных хранилищах Кунсткамеры можно найти работы фотографов-этнографов, вписавших свои имена в краеведческую и мировой историю. Среди них:

  • Альбом с тысячей снимков фотографа и исследователя Александра Антоновича Беликова (1883–1941). В 1920-е годы он участвовал в научных этнографо-антропологических экспедициях, запечатлевал традиционную народную культуру и пропагандировал использование фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях.
  • Работы Дмитрия Ивановича Ермакова, начавшего свою профессиональную деятельность в Тифлисе в 1860-е годы. В его снимках горожане за привычной для себя деятельностью, групповые портреты, пейзажи и достопримечательности Закавказья, бережно запечатлённые в конце XIX – начале XX веков.

  • Более пяти сотен фотографий из экспедиции Варвары Григорьевны Кузнецовой на Чукотку в 1948 – 1951 годы.
  • Собрание фотокарточек Вильяма (Василия) Андреевича Каррика. Он первым открыл в 1859 году фотоателье в России. Снимал в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, а затем и по деревням губернии. Каррик стал первым этнографом-фотографом страны, запечатлев сцены из повседневной жизни крестьян, и создал серию «Русские типы», для которой портретировал представителей различного вида деятельности (дворник, ямщик, продавщица селёдки, странник).
  • Около семи сотен фотографий Самуила Мартыновича Дудина, этнографа, фотографа и путешественника, стоявший у истоков Этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Источник: cameralabs.org

Флейта из бедра девственницы

Уродцы кунсткамера фото

В петербургском музее хранится музыкальный инструмент, сделанный из человеческих костей. Это флейта, которую смастерили монгольские шаманы. В качестве основного материала они выбрали тазобедренную кость девушки, а именно — девственницы.

Шаманы считали, что именно так они смогут принести жертву богам и получить благословение всевышних сил. Кстати, в ритуале жертвоприношения участвовал также барабан из человеческих черепов. Зрелище было жутким, а играть на «человеческих инструментах» разрешалось только в те дни, когда шаманы вызывали духов.

Скелет телохранителя Петра I


Уродцы кунсткамера фото

В одном из путешествий Петр I встретил француза Николая Буржуа. Мужчина оказался необычного роста — 226 сантиметров. Этот рост и сейчас можно спокойно заносить в книгу рекордов Гиннеса, а несколько веков назад такие физические данные казались просто невообразимыми!

Император нанял Буржуа на службу в качестве телохранителя, а когда Николай скончался, Петр поместил его останки в Кунсткамере. В 1747 году в музее произошел пожар, и подлинный череп Буржуа сгорел. Поэтому сейчас скелет телохранителя венчает чужая голова.

Дух Марии Гамильтон

Уродцы кунсткамера фото

Мария Гамильтон — известная возлюбленная Петра I. У женщины сложилась трагичная судьба — ее прилюдно обезглавили за детоубийство. Петр I c горя якобы поцеловал отрубленную голову Марии и велел сохранить ее в Кунсткамере. Потом в музей ворвались английские моряки и украли голову землячки.

Сотрудники Кунсткамеры уверяют — в музее не хранится голова Марии Гамильтон. Однако ходят слухи, что голова все-таки здесь и тщательно скрывается. Как бы то ни было, но легенда об отрезанной голове Марии Гамильтон стала отдельным экспонатом Кунскамеры. 

Солнечный кипятильник


Уродцы кунсткамера фото

Сейчас это был бы прекрасный рекламный ход, привлекающий внимание зевак в какое-нибудь милое заведения для чаепитий. Но два века назад солнечный кипятильник не был диковинкой — во всяком случае, в Китае. Каждая китайская семья — не важно, бедная или богатая — имела такое приспособление для нагревания чая солнечными лучами.

Дело в том, что зеркала в таком кипятильнике отражают свет, а он, в свою очередь, попадает на чайник. Вода закипает довольно быстро — дольше 10 минут ждать не приходится.

Анатомическая коллекция

Уродцы кунсткамера фото

Пожалуй, самые известные экспонаты Кунсткамеры — «заспиртованные» люди и животные с аномалиями, а также их органы. Это вовсе не извращенные прихоти Петра I. Да, император действительно приобрел коллекцию уродов у голландского врача Фредерика Рюйша, но сделал он это не из любопытства. Петр хотел, чтобы русские врачи получили новый материал для изучения человеческого тела и возможных патологий.

В 1718 году царь решил пополнить коллекцию Кунсткамеры. Он издал специальный указ, в котором просил жителей приносить младенцев с патологиями в Кунсткамеру, а не убивать их.

Уродцы кунсткамера фото


Таким образом, врачи продолжали исследовать возможные отклонения, которые могли возникнуть при формировании плода в утробе матери. Выражаясь современным языком, Петр создал продвинутый медицинский центр, в котором происходили великие научные открытия.

Источник: debat.me

Почти на самой стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Он является первым музеем России, который был учреждён императором Петром I. Именно здесь я укрылся во второй день своей поездки в город на Неве, когда на улице пошёл дождь. Всё, что мне было известно до этого о Кунсткамере так это, что там выставлена на всеобщее обозрение коллекция "уродцев" — анатомических редкостей и аномалий. Но как оказалось — большую часть музея занимают предметы старины, раскрывающие историю и быт многих народов мира.

Уродцы кунсткамера фото

Стоимость входного билета в музей составляет 150 рублей, а право на проведение фотосъёмки — 100 рублей. Хотя в итоге фотографии получились не очень хорошими из-за плохого освещения. В основном экспозиции находились в каком-то полумраке.
2.
Уродцы кунсткамера фото

Не все залы также были посвящены народам мира — в некоторых выставлены картины и даже фотографии известных и не очень мастеров.
3.

Уродцы кунсткамера фото

Осмотр музея начинается с 1 этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.
4.
Уродцы кунсткамера фото

Здесь можно увидеть представителей различных народов — от Аляски до Калифорнии.
5.
Уродцы кунсткамера фото

6.
Уродцы кунсткамера фото

7.
Уродцы кунсткамера фото

8.
Уродцы кунсткамера фото

На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.
9.
Уродцы кунсткамера фото

Также здесь можно увидеть макеты различных строений японцев и образцы их традиционной одежды.
10.

Уродцы кунсткамера фото

11.
Уродцы кунсткамера фото

В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
12.
Уродцы кунсткамера фото

13.
Уродцы кунсткамера фото

14.
Уродцы кунсткамера фото

На 2 этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены "уродцы", нельзя фотографировать. Мне удалось запечатлеть только маску, снятую с лица русского императора после его смерти.
15.
Уродцы кунсткамера фото

Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.
16.
Уродцы кунсткамера фото

Здесь представлена культура и традиционные занятия народов, проживающих в этом регионе.
17.

Уродцы кунсткамера фото

18.
Уродцы кунсткамера фото

19.
Уродцы кунсткамера фото

20.
Уродцы кунсткамера фото

21.
Уродцы кунсткамера фото

22.
Уродцы кунсткамера фото

23.
Уродцы кунсткамера фото

Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии — Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.
24.
Уродцы кунсткамера фото

Бронзовая статуя Будды Гаутамы.
25.
Уродцы кунсткамера фото

В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее.
26.

Уродцы кунсткамера фото

Модель монгольской юрты.
27.
Уродцы кунсткамера фото

28.
Уродцы кунсткамера фото

29.
Уродцы кунсткамера фото

30.
Уродцы кунсткамера фото

31.
Уродцы кунсткамера фото

Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.
32.
Уродцы кунсткамера фото

На последнем 3 этаже, который открыт для свободного посещения (4 и 5 этаж только для записавшихся ранее на экскурсию), воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.
33.
Уродцы кунсткамера фото

Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.
34.

Уродцы кунсткамера фото

35.
Уродцы кунсткамера фото

А в это время за окном шел дождь. На противоположном берегу можно увидеть здания Адмиралтейства и Эрмитажа.
36.
Уродцы кунсткамера фото

Один раз Кунсткамеру стоит посетить — и всё ради знаменитой коллекции "уродцев".

День 1. Прогулка по городу
День 1. Исаакиевский собор и Храм Спаса-на-Крови
День 1. Эрмитаж
День 2. Прогулка по городу
День 2. Крейсер "Аврора"
День 2. Кунсткамера
Итоги поездки

Источник: yakaev.livejournal.com

Скелет Николя Буржуа

 

Однажды, путешествия по Европе, Пётр I встретил гигантского француза по имени Николя Буржуа. Его рост был 226,7 см. Император, как любитель коллекционировать всякие чудеса, сразу нанял Буржуа себе на службу.

В 1724 году после смерти могучего человека Бартоломео Карло Растрелли изготовил подвижную фигуру-манекен из дерева, а затем обтянул её кожей гиганта. До конца 18 века фигура находилась в Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН).

Это портрет Буржуа, вероятно, написанный как раз с этой фигуры, а не с натуры:

Уродцы кунсткамера фото

Портрет великана Николая Буржуа. Георг Гзель, не ранее 1717 года. Фото: rusmuseumvrm.ru
 

Скелет великана тоже стал экспонатом Кунсткамеры. Однако в крупном пожаре 1747 года череп Буржуа сгорел и его пришлось заменить на череп другого человека.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: worldgiants.narod.ru
 

Детский скелет с двумя головами

 

Автор жутковатой статуэтки и одного из первых экспонатов Кунсткамеры – нидерландский анатом и ботаник Фредерик Рюйш. Его анатомические препараты славились на всю Европу.

В собрании «Все труды по анатомии, медицине и хирургии» про другую свою находку учёный писал: «Скелетик четырёхмесячного человеческого плода, держащий в руке пучок водяных сосудов, которые я 25 лет назад извлёк из тела, надул воздухом и сохранил таким образом, что клапаны всё ещё отчётливо видны. Сколько же усилий скрывается за этими красивыми предметами!»

Во время визита в Амстердам с Великим посольством Пётр I посетил кабинет Рюйша и был так поражён при виде трупа ребёнка (который сохранился так хорошо, что казался живым и с улыбкой на устах), что не мог воздержаться, чтобы не поцеловать его.

Царь общался с учёным, обедал с ним и бывал на его лекциях. А спустя 20 лет приобрёл несколько тысяч экспонатов из его коллекции.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: pikabu.ru
 

Флейта из человеческой кости

 

В Тибете была традиция делать флейты из бедренной или большеберцовой кости человека. Такие инструменты называли «ганлин»: из слов «бедренная кость» и «флейта».

По мнению шаманов, лучшим материалом для такой флейты была часть ноги подростка из семьи брахманистов – последователей Бога-Абсолюта. Подходящими были и кости преступников, а также людей, умерших насильственной смертью или от инфекционной болезни.

Ганлин используется при совершении обряда чод (одна из школ и практик тибетского буддизма) вместе с барабаном, изготовленным из двух черепов.

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трёх миров, при этом дуть в инструмент просто так было запрещено.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: wikipedia.org
 

Ладья небесная

 

Необычная старинная игрушка – ладья, на палубе которой можно разглядеть божество-покровителя (из янтаря) в окружении знатного путешественника и его слуг, танцовщиц и музыкантов (из слоновой кости).

Корпус кораблика выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью, в днище спрятаны три колёсика. Если ключом завести специальный механизм, ладья начнёт двигаться, а слуги будут танцевать и играть на инструментах.

«Небесной» ладья называется в память об императоре Ин Чжэне, жившем в 3 веке до н. э. «Великий император-основатель Цинь» часто думал о вопросах бессмертия и направлял в неизвестность экспедиции, миссия которых заключалась в поиске островов с небожителями. Император полагал, что бессмертные путешествуют в веселье по морям времени именно на таких ладьях.

Игрушка хранится в Кунсткамере с 1720 года. Её привезли русские послы из Пекина. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако ладью всё же найти удалось. Её отреставрировали и выставили на обозрение посетителей.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: kunstkamera.ru
 

Астролябия Арсениуса

 

Ещё в Древней Греции с помощью астролябий определяли положение звёзд и ориентировались в пространстве. В Средневековье лучшие инструменты, «берущие звёзды», делали арабы, а европейцы их искусно копировали.

В Европе собственные астролябии начали конструировать к 16 веку. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус. Он оставил после себя 21 астролябию.

Астрономический инструмент, созданный в 1568 году, принадлежала Альбрехту фон Валленштейну – одному из видных австрийских полководцев времён Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке в Петербурге. В 19 веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в Кунсткамеру.

Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны, в античной мифологии обладавших даром предвидения. Кстати, эти инструменты хранились у знатных людей вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: kunstkamera.ru
 

Готторпский глобус

 

Первый и некогда самый большой в мире глобус-планетарий – один из знаменитейших экспонатов Кунсткамеры. Глобус этот непростой: на его внешней поверхности нарисована карта Земли, а на внутренней – небо и звёзды. Ещё в него можно залезть. Диаметр шара – 3 метра, вес – 3,5 тонны.

«Готторпским» глобус назван в честь Готторпского герцога Фридриха III, который его заказал. Автор проекта – выдающийся картограф Адам Олеарий.

В 1713 году епископ-администратор Готторпского герцогства Кристиан Август передал глобус в Петербург в качестве дипломатического подарка Петру I. Перевозка груза морем и сушей заняла три года.

В середине 18 века мини-планетарий сгорел, сохранился только механический каркас. Вскоре его восстановили и переименовали в «Большой Академический глобус».

В начале 20 века глобус находился в Царском Селе, откуда был похищен нацистами. Лишь в 1948-м его удалось вернуть. Сейчас шар, переживший пожар и блокаду, находится на четвёртом этаже Кунсткамеры.

Уродцы кунсткамера фото

Фото: kunstkamera.ru
 

Венера палеолита

 

«Венеры палеолита» – это обобщающее название фигурок эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад), когда современные люди как раз расселялись по планете.

Обычно эти статуэтки вырезали из костей, бивней и мягких пород камня. Сохранились «Венеры», вылепленные из глины, а затем обожжённые, что является одним из древнейших примеров керамики.

К началу 21 века было известно более ста «Венер», большинство из которых небольшие – от 4 до 25 см в высоту.

Статуэтки обычно изображают женщин, часто тучных и беременных. По одной версии, «Венеры» – это образы богини-прародительницы, символ плодородия. По другой – обереги или изображения реальных женщин.

Фигурка возрастом около 22 тысяч лет, которую можно увидеть в Кунсткамере, выполнена из бивня мамонта. Её раскопали в районе села Костёнки в 1936 году, где в древности были стоянки древних людей. 

Уродцы кунсткамера фото

Фото: culture.ru

Источник: saint-petersburg.ru

Интересно, что история появления слонов в Петербурге берет свое начало вовсе не с зоопарка (Сюн перебрался из Вьетнама в Ленинград только в 1954 году), а обращается к веку восемнадцатому, когда персидский Надир-Шах преподнес Петру Великому необычный подарок — диковинного зверя. Даже сейчас комфортно переправить слона с Востока на Север — достаточно проблематичное дело, а уж в 1714 году задача казалась крайне трудно выполнимой. Однако все-таки слон в Северную столицу добрался.

Будем надеяться, что слоны не страдают морской болезнью, ведь сперва животное пустилось в путешествие по волнам на паруснике. С персидских берегов водным путем слон добрался до Астрахани, а оттуда через всю Россию… шагал пешком — что называется «По улицам слона водили». В подтверждение басни Крылова обычные русские люди, которым никогда не доводилось видеть слонов, выходили на улицы и приветственно махали рукой, а некоторые даже брали с собой хлеб и соль, встречая важного гостя.

Следующее явление слонов случилось в 1741 году, когда к царевне Елизавете Петровне должен был пожаловать персидский посол с дорогими дарами. Персидский Надир-Шах прислал четырнадцать диковинных подарков царевне Елизавете Петровне, предлагая таким причудливым образом руку и сердце. Слоны протопали своим ходом от Багдада до Петербурга, где для них выстроили просторный «слоновый двор» на Караванной и периодически выводили погулять по улицам молодой российской столицы. Иные филологи полагают, что эти прогулки обогатили русский язык: поскольку пользы от заморских зверей было немного, бессмысленные шатания с тех пор якобы обрели синоним «слоняться».

Проблемы в жизни подаренных животных начались с наступлением холодов: чтобы согреть теплолюбивых слоников, им ежедневно приходилось давать ведро водки. Вероятно, в подпитии один обладатель длинного хобота бежал с Караванной, добрался до Васильевского острова и, как писали «Санкт-Петербургские Ведомости», разгромил чухонскую деревню.

Согласись Елизавета стать супругой шаха, слоны могли бы вернуться в солнечные южные края. Однако дочь Петра предпочла осуществить дворцовый переворот, свегнуть родственницу Анну Леопольдовну и занять трон империи. Посему слоны мирно дожили свой век в северном краю, не оставив потомства.

Непременно стоит упомянуть, что к прибытию четырнадцати слонов в Петербурге готовились тщательно. Даже впервые Аничков мост отремонтировали. Огромные животные должны были ступить на переправу, а к тому времени мост уже порядком обветшал — тут-то архитекторы и спохватились.

Источник: pikabu.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.