О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием — столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею


Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Смежная станция Замоскворецкой линии метрополитена «Новокузнецкая» также находится всего в 10 минутах ходьбы от Третьяковки: сначала нужно будет пройти по Пятницкой улице до Климентовского переулка, а после – тот же самый маршрут. Из наземного транспорта сюда можно добраться на автобусе 25, троллейбусе 8 или трамваях А, 3 или 39. Однако я рекомендую вам пользоваться метро, так как в центре Москвы можно легко попасть в пробку.

Здание на Крымском Валу

До здания галереи на Крымском Валу добраться можно от метро «Парк Культуры» (цифра 3 на карте) или «Октябрьская» (цифра 2), ведь здание находится в парке искусств Музеоне, ровно напротив Парка культуры и отдыха имени Горького. От метро вы доберетесь до галереи за 10-12 минут по улице Крымский Вал. Здесь же ровно напротив входа в парк есть автобусная остановка «ЦПКиО имени Горького», где останавливаются автобус Б и троллейбус 10.


Равно удалена от обеих галерей станция метро «Полянка» Тимирязевско-Серпуховской линии (на карте обозначена цифрой 4). Между галереями можно пройти и пешком — расстояние около 2 километров вы преодолеете за полчаса. Самый простой и живописный вариант — вдоль набережной. Вы сможете полюбоваться панорамой города, а также прогуляться по парку Музеону и осмотреть забавные скульптуры, выставленные там. Если же хотите посмотреть на историко-культурные здания, то отправляйтесь через улицу Якиманка с бесплатным гидом, разработанным галерей и приложением izi.travel. Кстати, на этом же сайте можно скачать и тур по обеим зданиям галереи, информация о приложении доступна вот здесь.

Цены и режим работы

Входные билеты на каждую экспозицию придется покупать отдельно, посещение стоит 400 рублей для взрослых, для пенсионеров и студентов — всего 150 рублей, а детям до 18 лет — бесплатно. При этом в стоимость билета в галерею на Крымском Валу включены и все временные выставки, для посещения же временных экспозиций в Лаврушинском переулке придется платить отдельно.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

Галерея открыта с 10:00 до 18:00 во вторник, среду и воскресенье, а с четверга по субботу она работает с 10:00 до 21:00. Учтите, что войти в залы можно минимум за час до закрытия, так что постарайтесь приехать вечером хотя бы за полтора-два часа до конца рабочего. Понедельник — выходной день, также галерея может быть закрыта в некоторые праздничные дни, специальное расписание публикуется на сайте.

Что представляет собой галерея

Помню, в детстве долго мечтала побывать в Третьяковской галерее, и в один из выходных дней мое желание наконец осуществилось: мы с родителями отправились в Москву знакомиться с русским искусством. Точнее, знакомились с ним взрослые, а я просто любовалась картинами, репродукции которых нам показывали в художественной школе, и гордо приводила родителям краткую искусствоведческую справку о каждом значимом полотне. С тех пор многое уже забылось, но вот это первое впечатление — восторг от того, как много шедевров, «тех самых» картин, которые знает каждый, собрано под одной крышей, — осталось со мной до сих пор.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Историческое здание Третьяковской галереи всегда меня удивляло. Его центральный фасад напоминает мне теремок: кирпично-красные стены и белый декор, три парадных крылечка с треугольными крышами, как у избушек на детских картинках, каменные наличники на окошках и дверях, а в самом верху – будто церковная маковка, под которой расположился герб Москвы с Георгием Победоносцем, пронзающим змея. По-настоящему сказочное здание напоминает ожившую картину Васнецова или иллюстрацию Билибина, настраивая нас на правильный лад.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

Хотя снаружи здание кажется небольшим, внутри на двух этажах разместились целых 62 зала, где хранятся произведения с XI века до начала двадцатого столетия. Если вы любите бродить по галереям неспешно, подолгу изучая каждый зал, в Третьяковской галерее вы запросто проведете целый день. А те, кто предпочитают осматривать только ключевые шедевры, запросто могут растеряться, ведь здесь почти в каждом зале есть известные полотна. Рублев, Васнецов, Брюллов, Айвазовский, Крамской, Суриков, Репин, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Поленов, Нестеров, Серов, Коровин, Борисов-Мусатов, Врубель — уже этот перечень мастеров заставляет трепетать, а ведь я перечислила только самых известных художников, полотна которых представлены в Лаврушинском переулке. При большом желании вы сможете осмотреть всю галерею за полтора-два часа, но я советую вам не спешить и выделить на посещение хотя бы полдня.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

Попав в верхний вестибюль, вы можете сразу отправляться в вводный зал и на второй этаж, где находятся первые залы, если вы уже приобрели билет в интернете. Если же вы предпочитаете обычные кассы, то спускайтесь в нижний вестибюль. Здесь же расположены гардероб и камеры хранения, пункт проката аудиогидов и музейные киоски, где продаются сувениры и книги. Сделав всё необходимое, начинаем осмотр залов. Сориентироваться в расположении залов и лестниц можно по схеме (в полном размере она доступна по ссылке).

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Галерея портретов

В первых залах представлены портреты, созданные художниками XIX века. В зале №1 с портретов на нас смотрят русские цари и царицы, их наследники и представители знати. Но уже в следующей комнате появляется разнообразие: на портретах изображены простые люди (например, «Портрет неизвестной в русском костюме» работы И.П. Аргунова ), появляются и игровые полотна на сюжеты из русской истории и античной мифологии.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

Третий зал — еще одна галерея парадных портретов, где лишь одна картина выбивается из общего стройного ряда — это «Голуби» И.Ф. Гроота. Несколько бело-серых птиц у кирпичной стены составляют весь незатейливый сюжет этого полотна. Забавно видеть его по соседству с изображениями императриц и дворян, мне сразу начинало казаться, что в картине должен быть какой-то подтекст, некая аллегория. Не зря же его поместили в этом зале? Но ответа на свои размышления я не нашла, так что вам предстоит самостоятельно решить вопрос о том, как связана эта картина с остальными полотнами в зале. Ряд портретов продолжается и в следующих помещениях, сменяясь ненадолго пейзажной живописью в шестом зале. Меня всегда утомляли такие ряды портретов, однако прогуливаясь по этим залам Третьяковки, отчетливо замечаешь, как менялась техника. Портреты в седьмом зале совершенно не похожи на работы, представленные в залах №1-3. Более естественные позы, живые лица и очень глубокие взгляды, в которых читается не просто настроение, но целая история. Работы В.Л. Боровиковского будто предвосхищают будущие портретные и жанровые сцены К. Брюллова, которые мы увидим в девятом зале.

Работы Александра Иванова

Мы переходим в залы, посвященные художникам первой половины XIX века, и стилистика заметно меняется. Всё как будто становится более глубоким, осмысленным, наполненным скрытыми знаками. Эти картины не просто изображают людей, пейзажи или жанровые сцены, они передают настроения, заставляют остановиться на минуту у холста и прочувствовать изображенное.
В зале №10 находится одна из самых моих любимых картин – «Явление Христа народу» Александра Иванова.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

Не знаю чем, но она запомнилась мне еще с уроков в художественной школе, а вживую и вовсе поразила. Полотно невозможно проигнорировать уже из-за его размеров: 5,5 на 7,5 метров! Фигуры людей, готовящихся войти в реку и принять крещение на первом плане, намного больше натуральной величины. Какая монументальная работа, какой труд! И как тонко, тщательно прописаны детали! Художник работал над этой картиной более 20 лет, но так и не успел завершить полотно. О том, какой титанической труд проделал Иванов, позволяют судить эскизы и наброски, выполненные художником в процессе работы над полотном. Замечательно, что они вывешены в этом и соседнем залах (№10 и 12), так что мы можем увидеть, как менялся первоначальный замысел в процессе работы, как художник искал образы, как двигался к созданию шедевра методом проб и ошибок.

Жанровая живопись 19 века

Любопытен зал №14, посвященный теме крестьянства и русской деревни в живописи XIX века. Портреты сельских жителей и крестьянских ребятишек, сцены из жизни деревни, а также интерьеры загородных дворянских усадеб дают полное представление о жизни и облике русской деревни того времени. Каждый раз, проходя по таким залам, я жалею, что у нас не принято проводить уроки истории в музеях. Как много могли бы узнать и понять дети, рассмотрев такие картины!


В зале №15 внимание стоит обратить на работы П.А. Федотова: сюжеты его полотен отражают жизнь, хотя порой кажется, будто это иллюстрации к сатирическим рассказам Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Знаменитое полотно «Сватовство майора» (на картинке ниже), замечательные «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Жена-модница» — все эти картины отражают детали мещанского быта, и рассказывают нам истории, в чем-то смешные, а в чем-то грустные, но такие знакомые и типичные для того времени. Эту тему продолжают и полотна зала №16, где мы встречаем знаменитую работу В.В. Пукиреева «Неравный брак». Работы В.Г. Перова в следующем зале тоже рассказывают нам о жизни России в XIX веке, но показанные им истории имеют человеческое лицо и куда более трагичны.

Третьяковская галерея на крымском валу фото


От дворян и мещан мы вместе с художником обращаемся к жизни рабочих и крестьян, где сплошные несчастья: нищета, голод, болезни и смерть. Знаменитая «Тройка», где три ребенка тащат на санях огромную бочку с водой несмотря на ненастье вокруг; «Приезд гувернантки в купеческий дом», где честная и добрая девушка поступает на службу к надменному и скупому барину; многочисленные картины с темой смерти — «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына», «Возвращение крестьян с похорон зимою», — все эти полотна показывают безрадостность и безнадежность жизни простого человека.

Залы №18-19 посвящены пейзажной живописи: здесь и знаменитые «Грачи прилетели» Саврасова, и марины Айвазовского; в 21-м зале — работы Куинджи, где поражает игра со светом, а в 25-м нас ждут леса и поля, детально прорисованные Шишкиным.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Переход от социально-бытовой проблематики к пейзажной живописи не случаен: через природу мы видим иной облик России — страны бескрайней, великой, могучей. Это логически приводит нас в зал №26, где мы встречаемся с Русью из сказок и былин на полотнах В.В. Васнецова. Самая знаменитая картина здесь — «Богатыри», ставшая уже своего рода визитной карточной галереи. Помимо былинных героев, в этом зале можно увидеть сестрицу Аленушку, Ивана-Царевича на сером волке, царевен подземного царства.


Третьяковская галерея на крымском валу фото

27-й зал переносит нас из мира сказок в мир экзотической Индии на картинах В.В. Верещагина. Самое впечатляющее (оно же и самое известное) полотно в этом зале — «Апофеоз войны», на котором мы видим гору черепов, окруженную стаей воронов в пустыне. На меня эта картина всегда производит очень гнетущее впечатление, заставляя задуматься и о том, как бессмысленно гибли и гибнут люди в войнах и как быстротечна человеческая жизнь.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Следующие залы представляют нам работы таких мастеров реалистического течения в живописи, как В.И. Суриков. И.Е. Репин, Н.Н. Ге. Живые портреты современников чередуются с картинами на сюжеты из истории России. Здесь и «Боярыня Морозова» (на фото выше), отправленная в ссылку, и «Меньшиков в Березове», и «Утро стрелецкой казни», и «Иван Грозный и сын его Иван», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Живопись рубежа XIX-XX веков: от реализма к новому искусству

Залы, посвященные изобразительному искусства рубежа XIX-XX веков, открывают картины М.А. Врубеля (залы №32-34). Его техника разительно отличает его работы от полотен предшественников, будто четко проводя границу между старым и новым, реалистичной живописью и новыми, пока только рождающимися течениями в искусстве. Среди самых узнаваемых его работ – «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)» (на фото ниже).

Третьяковская галерея на крымском валу фото

На этом мы завершаем осмотр залов первого этажа, но не пугайтесь — на самом деле, две трети галереи мы уже изучили. Внизу нам осталось осмотреть совсем немного. После сюжетно и эмоционально насыщенных картин последних залов мы вновь можем перевести дух, рассматривая пейзажи. В залах №35-38 нас ждут работы Поленова, Левитана, Грабаря и других художников-пейзажистов, а в 39-м — крестьянская живопись М.В. Нестерова.

В залах №40-41 представлены работы В.А. Серова, в том числе и «Девочка с персиками». Судя по прошедшей зимой 2016 года выставке, этот художник пользуется огромной популярностью у москвичей, так что заглянуть сюда непременно стоит. Однако лично мне гораздо интереснее было изучать работы К.А. Коровина (зал №42), которые намного лучше соотносятся с тенденциями в мировой живописи того времени. Его техника — работа с мазками-цветовыми пятнами — позволяет не столько увидеть детали, сколько понять общее настроение и движение, энергетику картин. На иллюстрации ниже — его работа «Париж. Кафе де ля Пэ».

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Не менее импрессионистские полотна представлены и в залах №43-46, наиболее значимые художники здесь — В.Э. Борисов-Мусатов, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов и Н.К. Рерих. Их техники совсем не похожи друг на друга, но от предшественников их работы отличаются еще более явно.

Заключительные залы галереи: графика, иконопись, сокровищница

В залах №49-54 расположены выставка графики XVIII – начала XX веков, которая обновляется раз в полгода, так что если вас интересует этот вид изобразительного искусства, обязательно загляните сюда. Последние залы №56-62 посвящены искусству Древней Руси и иконописи. Здесь можно увидеть типичные работы для разных местных школ, а также фрески и иконы, созданные такими прославленными мастерами как Феофан Грек (зал №58) и Андрей Рублев (зал №59). Зал №55 — сокровищница Третьяковской галереи, где представлены иконы и старинные книги, ювелирные изделия и миниатюры.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Как видите, основная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулки удивительно богата, так что посетить этот музей стоит обязательно: даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, вам наверняка будет любопытно увидеть те картины, которые вы не раз встречали в обычной жизни — на страницах учебников, на упаковках продуктов (например, на конфетах), на рекламных плакатах. А те, кто интересуется искусством, могут продолжить знакомство с русскими художниками и скульпторами XX века в здании Третьяковки на Крымском валу.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В отличие от галереи в Лаврушинском переулке, эта экспозиция меньше и осмотреть ее можно значительно быстрее. А вот осмыслить произведения художников-авангардистов, кубистов и представителей других модернистских течений XX века оказывается намного сложнее.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Здесь, как и в основном здании галереи, произведения расположены в хронологическом порядке, от первых шагов художников-авангардистов в 1900-х годах до произведений наших современников. Любопытно, что в первых залах мы видим много образцов экспериментально искусства, среди которых не только картины, но и необычные скульптуры, композиции, кинетические машины. В залах можно посмотреть несколько документальных фильмов о русских авангардистах, что позволит лучше понять их идеи и произведения.

Новые течения в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

Начиная осмотр галереи, мы двигаемся по залам 1910–1920-х годов. Все представленные здесь картины разительно отличаются от творчества классических художников, которое представлено в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Хотя это еще не абстракции, сразу ясно, что перед нами и не реалистическое искусство.

Игра со смыслами и формами, намеренный уход от реализма и поиск иных, более простых способов выражения сложных философских идей, типичны для всего искусства XX века. Интересное выражение она получает в работах М.Ф. Ларионова. На картине «Отдыхающий солдат» (зал №1, на фото ниже) мы видим, казалось бы, знакомую портретную позу — так писали художники Возрождения отдыхающих Венер, однако здесь художник намеренно смешивает высокое и низкое, оперируя контрастами и выражая свое отношение к социальному неравенству общества.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Ещё одно популярное направление живописи тех лет представлено картинами Н.С. Гончаровой — кажется, что ее натюрморты или «Павлин» (залы №1-2) нарисованы пятилетним ребенком, но за кажущейся простотой, примитивизмом, сложные ассоциативные связи.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Одни за другим художники начала века отказываются от всего привычного и реалистичного: цвет, перспектива, манера письма — всё претерпевает изменения, эволюцию которых так любопытно прослеживать, перемещаясь из зала в зал. Пика новое искусство достигает в творчестве авангардистов, ярчайшими представителями которого являются П.Н. Филонов (зал №9), В.В. Кандинский (зал №9), М.З. Шагал (зал №9) и К.С. Малевич (зал №6). Картины Филонова и Кандинского всегда особенно завораживали меня: так интересно было изучать детали, пытаться угадать, что же скрыто за этими формами, цветами, линиями.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Вживую от композиций и импровизаций Кандинского у меня перехватывает дыхание: кажется, я не просто вновь читаю о его экспериментах с цвето-музыкой, но действительно вижу то, о чем писал художник. Эти абстрактные структуры, на первый взгляд кажущиеся просто беспорядочным смешением цветовых пятен и линий, способны погрузить зрителя в особое эмоциональное состояние. Если раньше художники рассказывали и показывали нам истории, теперь они предлагают нам прочувствовать их.

Казимир Малевич: авангард и кубизм в изобразительном искусстве

Самым знаменитым художником, работы которого представлены здесь, без сомнения является Казимир Малевич. Как в Лувре толпы туристов притягивает к себе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, так в Третьяковке на Крымском валу все стремятся увидеть «Черный супрематический квадрат» Малевича. Эта противоречивая картина, пожалуй, навсегда останется предметом жарких споров между профессионалами и любителями живописи. Признаюсь, если вы не разделяете взглядов на то, что это произведение — шедевр по своему революционному замыслу и имеет программное значение для авангарда, вас картина вряд ли впечатлит: просто черный потрескавшийся квадрат на белом фоне. Лично мне любопытно было увидеть вживую этот символ революции в искусстве, но намного интереснее оказалось рассматривать другие произведения Малевича. Любопытно, что в двух залах можно проследить, как менялось творческое видение художника: от реалистического символизма к авангарду, кубизму и снова к более реалистичному искусству. Его поиски, оригинальность и новизна его творчества достойна не просто пары залов, но целой отдельной галереи.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Помимо картин художников, в залах о кубизме и авангарде можно увидеть реконструкции мастерской Общества молодых художников и павильона «Рабочий клуб» Родченко (на фото ниже), которые отражают новые направления авангарда и конструктивизма в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Картины К.С. Петрова-Водкина (зал №13) пронизаны символизмом. Так, нельзя не остановиться возле его полотна «Купание красного коня» — пожалуй, самого знаменитого произведения художника. Никогда не интересовавшее меня в репродукциях, в оригинале оно почему-то заставляет меня остановиться и всмотреться в происходящее. Лицо мальчика, его поза, фигура самого коня — кажется, все наполнено здесь глубоким символическим смыслом: это и об искуплении грехов, и о духовной чистоте, и о новом, рождающемся революционном искусстве. Третьяковская галерея на крымском валу фото

Не менее любопытны и другие работы художника: обычные на первый взгляд портреты и зарисовки оказываются наделенными глубоким, часто библейским значением.

Утилитарная живопись 1930-х

На этом самые сложные для восприятия залы заканчиваются, от революционного искусства мы переходим к утилитарной живописи, которая призвана выполнять идеологические функции. Меня мало увлекали эти залы — что интересного в парадных портретах и огромных полотнах с заседаний Советов? Однако просто пройти мимо этих залов нельзя: все же фигуративное искусство 30-х составляет отчетливый контраст с живописью начала века. Строительство, труд, прогресс, спорт, патриотизм — вот главные темы полотен этих залов. От философии к пропаганде, от глобальных проблем — к частным социальным противоречиям. Вглядываясь в работы А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, И.И. Бродского, я будто вижу, как в живописи проявляется та же цензура, что в литературе.
От программного к жизненному, бытовому мы вовзращаемся в картинах художников военного и послевоенного времени. Простые люди, простые дела, мирная жизнь и её такие доступные и понятные радости — на десятилетие реализм и стремление отразить полноту простой жизни возвращаются в советское искусство. Среди произведений этих залов особенно выделяются работы А.А. Пластова «Сенокос», «Ужин трактористов», «Весна» (на фото ниже).

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Каждое из полотен имеет два плана: реалистичный, на котором мы видим сцены из обычного быта крестьян и рабочих, и символический, где художник говорит о простых, но вечных ценностях, восхваляет жизнь, показывает нам красоту будней.

От 1960-х до наших дней: залы современного искусства

Последние залы галереи посвящены искусству 1960–2000-х, в котором отражение нашли самые разные течения. Однако эти залы кажутся мне наименее интересными из всех: многие произведения современных художников выглядят откровенно странными, но, в отличие от работ революционеров-авангардистов, я не чувствую за ними такой же смысловой или эмоциональной глубины.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Образовательные курсы в галерее

Третьяковская галерея — это не только музей, но и современный образовательный центр, где можно прослушать отдельные лекции и целые курсы об искусстве определенных эпох. Любопытно, что есть специальная лекционная программа для детей 7-9 лет, подростков и взрослых, так что интересно будет в любом возрасте. Как правило курс всключает от 4 до 8 лекций, а также возможны экскурсии и прогулки по городу. Приобрести билеты на курсы можно онлайн и в кассах галереи. Стоимость разового посещения для взрослых составляет 270 рублей, для студентов и пенсионеров — от 170 рублей; детский лекторий дешевле — от 130 рублей за занятие. Посмотреть полный список программ и расписание курсов можно вот здесь.

Третьяковская галерея на крымском валу фото

Для тех же, кто любит не просто слушать лекции об искусстве, а практиковаться в создании собственных произведений, подойдут занятия творческих мастерских. Разовое занятие живописью для взрослых будет стоить 800 рублей, скульптурой — 1000, а детские занятия — 600 рублей. Посмотреть даты и тематику занятий можно в разделах “Художественная практика” на сайте галереи.

Перерыв на обед

Если во время осматра галерейных залов вы проголодались, можете заглянуть в ресторан «Братья Третьяковы» в историческом здании в Лаврушинском переулке. Здесь гостям предлагают блюда русской кухни, но цены не самые демократичные: супы от 230 рублей, салаты — от 270 до 700 рублей, а горячие блюда — в районе 500. Десерты обойдутся в 150-300 рублей, кофе — в 110-240 рублей (каппучино — 160), а чаи стоят 320 рублей за чайник на двоих. Ознакомиться с меню и специальными предложениями ресторана можно на его официальном сайте. Если в музейном ресторане обедать не желаете, возле метро и в окрестных улочках вы найдете множество сетевых кафе, в том числе Макдональдс, Кофе Хаус, Шоколадницу и Варенничную №1.

Поблизости от здания на Крымском Валу также расположилось несколько кафешек. Перекусить или выпить кофе можно в одном из небольших уютных заведений на набережной, сетевые Бургер Кинг и Шоколадница, а также несколько других кафе находятся возле станции метро «Октябрьская» всего в 10 минутах ходьбы от галереи.

Сувениры

Я всегда очень люблю заглядывать в сувенирные магазины при музеях: в отличие от обычных сувенирных лавок с одинаковой китайской продукцией, здесь всегда найдется что-нибудь оригинальное и интересное, и особенно радует, что российские музеи подтягиваются до уровня ведущих европейских. В сувенирном отделе Третьяковки я приобрела на память несколько открыток с репродукциями картин: и глаз радуют, и цена прелестная — всего 10 рублей за штуку. Из более серьезных подарков здесь можно найти коллекционные альбомы и книги о галерее и русской живописи вообще (смотрите каталог здесь), цены от 300 до 3500 рублей, заказать репродукции шедевров (от 750 рублей) или приобрести шелковые шарфы с мотивами из известных полотен, 3500 рублей. Посмотреть, что продается в сувенирной лавке галереи можно в интернет-магазине.

***

Для меня Третьяковская галерея — настоящее собрание сокровищ и жемчужин русского изобразительного искусства, где можно найти и работы классиков, и живопись художников-авангардистов, и современные произведения. Прогуляться по залам галереи непременно должен каждый, ведь здесь так много всего, что вы обязательно увидите ту картину, которая отражает ваше настроение и мировоззрение.

Источник: travelask.ru

Как идет процесс передачи здания на Крымском Валу, что происходит на данном этапе и сколько времени это может занять?

В настоящий момент происходит ликвидация МКСХ (Международная конфедерация союзов художников. — TANR), и эта процедура может быть достаточно длительной. Точно сказать, когда она закончится, я думаю, сегодня не может ни один человек, потому что там множество непростых имущественных вопросов, которые должны быть абсолютно четко урегулированы. И только тогда, когда пройдет этот этап, может начаться процесс передачи кому бы то ни было той собственности, которой владела МКСХ, и уже может ставиться вопрос о том, что будет в этом здании, какого рода проекты там будут реализовываться и так далее. Я могу сказать — и, наверное, об этом говорили мои коллеги из Союза художников, — что ликвидационная комиссия работает и что сотрудники Союза художников России и Третьяковской галереи, а также РОСИЗО занимались в конце прошлого года инвентаризацией части художественной коллекции МКСХ.

Это та часть, которая была оставлена на Крымском Валу после выставки «Шедевры советского искусства. Наследие великой страны»?

Да. Работа была действительно проделана очень быстро, очень квалифицированно. Фактически на неделю мы сняли часть отдела второй половины ХХ века, и они занимались только этим. Была создана база данных с фотографиями, и теперь у всех есть исчерпывающая информация об этих вещах: точные размеры, техники, атрибуции, — и это важная составляющая работы по передаче в дальнейшем кому-то собственности, принадлежавшей МКСХ.

Как бы вы оценили коллекцию МКСХ? Насколько она полная, представительная для того периода?

Это не вся коллекция. Часть коллекции хранится в Подольске, и пока инвентаризация этого материала еще не начиналась. Но понятно, что там есть вещи высочайшего уровня, являющиеся национальным достоянием. Некоторые из них все знают, они были представлены на аукционе Sotheby’s в Лондоне, те вещи, которые не были проданы, в частности блестящая работа Александра Дейнеки «Юный конструктор» самого начала 1960-х годов, которая хорошо известна по бесконечным воспроизведениям в журнале «Юность» и во многих других изданиях. Что-то представляет интерес, предположим, для региональных музеев, где не такие уж большие коллекции искусства ХХ века и советского искусства. Коллекция действительно достаточно достойного уровня. Но нам предстоит еще очень многое сделать, и мы готовы всячески содействовать максимально быстрой инвентаризации оставшегося. Все, что сотрудники галереи могут сделать, их знания, их экспертиза полностью в распоряжении ликвидационной комиссии.

И это одна часть вопроса. Вторая, которая интересует, наверное, больше всего, — это то, что касается самого здания на Крымском Валу, 10, принадлежавшей МКСХ половины, которая должна перейти в собственность государства. Более подробно об этом мы сможем поговорить после того, как все необходимые процедуры будут завершены и действительно уже будет оформляться перевод этих помещений в федеральную собственность.

Если вспомнить концепцию развития Третьяковской галереи, то там обозначены конкретные сроки завершения реконструкции здания на Крымском Валу — 2023 год. Будут ли они соблюдены в связи с новыми обстоятельствами?

Начало реконструкции здания на Крымском Валу намечено на 2021–2022 годы. Мы этим занимаемся очень серьезно, активнейшим образом сотрудничаем с архитектурным бюро Рема Колхаса ОМА/АМО. Над этим проектом работает лично Рем Колхас, и все принципиальные решения предлагаются им. Второе архитектурное бюро на этом проекте — это архитектурное бюро «Резерв» Владимира Плоткина, глубоко уважаемого мной архитектора, очень умного и тонкого человека. Они понимают и ценят архитектурные достоинства здания и хотят эту невероятную пространственность, эти масштабы сохранить и придать ему новую жизнь, но это не архитектурная реставрация. Проект Сукояна и Шевердяева относится к концу 1950-х — началу 1960-х годов. Понимание того, что такое музей и что такое выставочные пространства, за эти десятилетия изменилось кардинально, появились другие требования к комфорту. Так, сначала в проекте были эскалаторы, потом их не стало, сейчас они снова планируются. В новом проекте соблюдается баланс: с одной стороны, сохранение стиля и духа архитектуры, а с другой — приспособление под нужды музея, который смотрит в будущее. Это очень хороший, правильный баланс, точно сформулированный. В конечном итоге все, что внутри, будет логично и грамотно организовано, обращено к зрителю.

Чего это касается в первую очередь?

Конечно, постоянной экспозиции и доступности той части коллекции, которой не будет в постоянной экспозиции (она будет представлена в открытых хранениях живописи, скульптуры, появление которых мы планируем в этом здании). Но хочу подчеркнуть: то, что мы делаем сейчас, — это концепция, это не архитектурный проект. Сейчас речь идет о решениях, которые касаются важнейших и принципиальных вопросов и зонирования внутри самого здания. Когда мы только начинали работу над концепцией, более года назад, то заручились письмом от МКСХ, что они не возражают против разработки концепции реконструкции здания. Мы в этом здании живем уже многие десятилетия, и все прекрасно представляют себе, что его реконструкция не прихоть, а абсолютно назревшая необходимость, потому что его состояние очень сложное. Поэтому необходимы были серьезные обследования.

Они уже проведены?

Часть, необходимая для работы над концепцией, сделана. А другую часть обследований, весьма и весьма дорогостоящих, мы намерены провести в этом году.

Если говорить о стратегических планах, что даст этот проект Третьяковской галерее?

Например, будет серьезно трансформироваться образовательная зона. Экспозиционная зона будет другой, она будет позволять людям прерваться, отдохнуть, подумать. Будет дана и возможность восприятия постоянной экспозиции, и возможность попасть в открытые запасники. Но при этом все, что можно сохранить и оставить на своем месте, останется на своем месте.

На сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы была опубликована информация о том, что во внутреннем дворе появится дополнительный пятиэтажный объем. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Тот внутренний двор, который все знают, останется тем же внутренним двором. Его параметры в плане не изменятся, они будут такими же. Речь идет о наращивании высоты здания над 60-м залом еще на этаж. Насколько я помню, это нужно для того, чтобы сделать постоянную экспозицию не по одному бесконечному кольцу, по которому невозможно пройти, а по двум.

Третьяковская галерея — музей федеральный, вокруг — парк «Музеон», московская земля. Вы уже обсуждаете, как будете работать? Наверняка Третьяковской галерее какие-то фестивали захочется проводить в парке, может быть, расширить свое присутствие?

Фестивали не проблема, мы их проводим вместе с «Музеоном». В принципе, у нас нормальные профессиональные отношения, но, конечно, есть пока что сложности с проездом и так далее. Сейчас мы обсуждаем концепцию развития этого здания, в том числе вопросы, связанные с подъездом и проездом. И может быть, с созданием дополнительных входов, которые бы позволили некоторым функциям (например, образовательным) осуществляться и после закрытия музея.

Могут ли еще измениться планы по срокам начала реконструкции?

Один из главных вопросов — финансирование работ. Это непростая задача, поэтому здесь сроки будут, конечно же, зависеть от возможности финансирования. Реконструкция здания может начаться только тогда, когда будет обеспечена возможность достойного хранения всего, что сегодня экспонируется и находится на Крымском Валу. Поэтому надо найти, оборудовать и обустроить те пространства, которые примут запасники Крымского Вала и часть постоянной экспозиции. Часть, наверное, как некий дайджест будем экспонировать в новом здании на Кадашёвской набережной. А хранение с неизбежностью будет за пределами тех пространств, которыми мы сегодня располагаем. Где эти пространства будут? Давайте решать вопрос шаг за шагом. Мы наметили уже в феврале окончательное обсуждение того, что предложат наши коллеги, и очень надеемся, что в ближайшее время сможем подробно рассказать о том, что планируется делать в здании на Крымском Валу.

Источник: www.theartnewspaper.ru

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

Источник: www.culture.ru

Выставка «Наталия Гончарова. Между востоком и западом». Ходили всей семьей, с дочерями 4 и 9 лет, в рамках занятий детской студии при Третьяковской галерее (в которой занимается старшая). Удовольствие получили все: и дети, и взрослые.

Хотя я себя считаю вполне осведомленным родителем, до выставки о Наталии Гончаровой я практически ничего не знала. Тем не менее, Наталия Гончарова – одна из самых известных русских художниц ХХ в. а, кроме того, одна – из самых дорогих. Ее картины сегодня стоят целое состояние. После Первой мировой войны Наталия Гончарова оказалась в Париже, откуда не смогла вернуться в Россию. Но вот все картины свои завещала передать Родине, именно поэтому в Третьяковской галерее достаточно много ее произведений. Однако до последнего времени они не выставлялись.

Наталия Гончарова была очень плодовитым художником. Посетив экспозицию можно познакомиться со всеми модными течениями в живописи начала ХХ в., так как в них во всех работала Гончарова: и кубизм, и экспрессионизм, и пуатилизм…

Есть здесь и картины в реалистическом стиле. Перепробовав все, она начала работать во всех стилях, назвав такой подход «всечество».

Мы были на выставке с «подготовленными» детьми, т.е. такими которые любят рисовать и не первый раз в художественном музее. Им было интересно, периодически они делали наброски.

Думаю и менее подготовленным детям можно показывать Гончарову. Ее картины понятны, и наполнены позитивной энергией, чего стоит один «Павлин» (в египетском стиле),

много ярких красок и интересных цветовых решений.

Однако если ребенок никогда не был в Третьяковской галерее и не видел «Трех богатырей», то, конечно, лучше сначала познакомиться с традиционным набором классических произведений.

Не советую просто ходить и любоваться картинами. Однако, что мне сегодня нравиться в Третьяковке, и на Крымском валу – это большой выбор экскурсионного обслуживания. Так пока мы ждали своего руководителя, объявили две экскурсии: одну для взрослых, а другую интерактивную для детей.
На сколько я поняла, присоединиться к ним можно было за входной билет + 150 рублей. Кроме того, всегда можно взять «аугид». Впрочем, недавно подруга рассказала мне замечательный способ «хождение по музеям». Проведение экскурсии поручается старшим детям, которые перед посещением экспозиции изучают материал в Сети, а потом пытаются доступно представить всем собравшимся (мамы на подстраховке).

Источник: www.osd.ru

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ). 

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий  инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея — вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Источник: www.tretyakovgallery.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.