Внешнее казначейство
Здание Казначейства, которое в настоящее время используется в качестве оружейной, было сконструировано по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.), а позднее снесено вместе со Зданием Совета и заменено на новое здание в период с 1526 по 1528 год (во время правления Сулеймана Великолепного).
41.

Строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны. Здание Внешнего Казначейства использовалось в качестве официального государственного казначейства до середины 19-го века. Издавна здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира. Сейчас здесь выставка этих сокровищ.
42.

К моему глубокому разочарованию фотографировать сокровища как и все экспонаты в музее Топкапы запрещено. Все что мне удалось снять в сокровищнице, пока стремительно не подошел охранник в парадной форме эмоционально провозгласив, — Sir! Сan not be photographed!, — вот эти великолепные часы Фаберже XIX века в форме грифона из оникса — подарок султану Абдул-Хамиду II.
43.


Сейчас здесь Музей оружия. Представлена впечатляющая выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много военной одежды и доспехов. Выставка поражает надо сказать честно. Одно стороннее фото для общего представления о выставке оружия. Есть удивительные экземпляры.
44.

45.

46.

47.

48.

Вид от здания Дивана в сторону Ворот Счастья
49.


50.

Если идти от Сокровищницы к Воротам Счастья — обращает на себя внимание вот эта любопытная колонна — Колонна Селима III. Она Использовалась для навешивания мишеней для стрельбы из ружья. Селим III очень увлекался стрельбой по мишеням, да и не только очевидно)
51.

Гарем

В Гарем попасть не удалось поскольку изначального плана по посещению Топкапы у меня не было, а Гарем находится в стороне от основного потока посетителей — за внутренней стеной Второго двора. На фото ниже вход в него виден в левой дальней части кадра — на углу здания Дивана и галереи западной внутренней стены. Поэтому пара фото Гарема — сторонние — уж простите)
52.

Важнейшие события в истории дворца Топкапы произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя. Это произошло в XVI веке когда дворец Топкапы претерпевал большую реконструкцию, в связи с переносом сюда султанского гарема.
53.


Фото Rubén Hoya

Роксолана — одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом Топкапы – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю. Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.

В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10–15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.


54.

Фото nodog please

Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана.  Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных. Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.
55.

Автор неизвестен

В общем есть повод еще раз оказаться в Топкапы и подробно отснять Гарем)

Между зданиями Дивана, Сокровищницы и Дворцовыми кухнями султана находится Манускрипт о Крепости Сухуми.
56.


Этот манускрипт посвящен Крепости Сухуми, построенной по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.) на берегу Чёрного моря. Он были перенесен в Императорский дворец во время Османско-Русской войны (1877-1878 гг.). Датированная 1877 г. монограмма (tughra) Султана Абдул-Ахмида II является введением в стихотворный эпиграф.

57.

Дворцовые кухни

Дворцовые кухни делятся на Главную кухню (Mâtbah-ıÂmire), обслуживавшие Султана и Гарем,  которая соединяется со вторым двором, дверьми Главной Кладовой (Kiler-iÂmire), Частную кухню (Has Mutfak), а также часть кухни, где готовились десерты и сладости. Было также молитвенное помещение для поваров, что любопытно. Дворцовые кухни также приготавливали пищу для высокопоставленных государственных чиновников, членов Совета Министров и для прочих лиц, являющихся членами Дворцовой иерархии.
58.

Дворцовые кухни очень большие. Если смотреть со стороны Мраморного моря — они самые заметные среди строений дворца Топкапы по своим размерам. Вы можете увидеть многочисленные характерные вытяжные керамические трубы этого огромного кухонного комплекса. Кстати, эти здания четко очерчивают размеры Второго двора дворца Топкапы по длине.
59.


Кухни, состоящие из десяти секций, были построены в XV веке и расширены в XVI-м веке во время правления Сулеймана Великолепного. Они были спроектированы заново Главным архитектором дворца Мимаром Синаном после пожара, произошедшего в 1574 году. Низкоглавые купола, возведённые в южной части кухонь, были созданы в XV веке. Стены сделаны из камня и покрыты кирпичом. Над воротами прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года. Здания дворцовых кухонь по всей их длине закрыты галереями Второго двора.
60.

Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году. Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне от 800 до 1 000 поваров ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане). Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи. В настоящее время в десяти комнатах дворцовых кухонь расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.


Здесь повторилась таже история по запрету фотографировать. Однако я все же договорился с доброжелательным охранником сделать пару кадров. Но как только я начал снимать — появился очевидно уже музейный представитель категорически запретивший мне снимать и сделавший выговор охране. После такого очедного казуса я решил уже не царемониться и начинал снимать как только охрана скрывалась из виду. Вот так все же удалось снять вот эти великолепные сооружения. Так что, смотрим!)
61.

62.

63.

Впечатляет, не правда ли!?
64.

65.

66.


67.

А теперь выходим из Дворцовых кухонь. Этот выход находится примерно в середине комплекса по его длине и гораздо более впечатляющий чем тот вход что у Ворот Счастья.
68.

69.

70.

71.

Итак мы с вами находимся у сводчатой галереи Второго двора, что как раз и скрывает от зрителя дворцовые кухни и идет вдоль них.
72.

Здесь в галерее выставлены очевидно найденные при раскопках многочисленные османские надгробные плиты и детали украшений мечетей и дворцов. Мы с вами идем в обратную сторону — как бы в начало осмотра Второго двора.
73.


74.

75.

76.

77.

78.

Ну вот. Фактически мы и в начале осмотра — у Ворот Приветствия. Здесь есть несколько архитектурных артефактов которые тоже можно с любопытством осмотреть.
79.

Возможно это капитель очевидно еще византийских времен судя по форме и стилю резьбы по камню.
80.

Вот она более крупным планом
81.


Это очевидно также безымянные остатки античного храма.
82.

Кстати вот в этом здании справа на фото ниже находится Выставка дворцовых экипажей.
83.

Итак, мы осмотрели Второй двор Дворца Топкапы в Стамбуле и находимся у Ворот Приветстия. Сейчас мы вернемся к Воротам Счастья и с них продолжим осмотр уже Третьего двора Топкапы.
84.

Оригинал взят у https://vladimirdar.livejournal.com/134256.html

Источник: vladimirkrym.livejournal.com

Ворота Блаженства: вход только для избранных

Дворцовый комплекс Топкапы исторически разделен на две части. Внешняя часть — «бирун» — это первый и второй дворы. Внутренняя часть – «эндерун» — это третий и четвертый дворы. Внешняя часть предназначалась для общения султана с подданными. А в эндерун, где находились личные покои султана, с внешней стороны могли пройти только избранные.

Попасть на закрытую от посторонних территорию дворца, в том числе в личные покои султана, можно было через так называемые Ворота Блаженства, это третьи по счету ворота, которые открывают вход в третий двор. Также эти ворота назывались Воротами Аудиенций, так как здесь под открытым небом иногда проходили важные государственные мероприятия, а также встречи с иностранными послами.

Зайти внутрь через ворота блаженства без приглашения султана было непозволительно. Даже главному визирю, который мог проходить через них только в определенное время и в определенные дни недели.

Там, где Роксолана танцевала

Миновав Ворота Блаженства, посетители попадали в Тронный зал, который находится в отдельном павильоне. Скорее всего, режиссёры сериала вдохновились этим залом, когда создавали декорации для сцены, где Александра исполняла свой танец перед повелителем, хотя этот зал был построен позже, по приказу султана Мурада III (внука Сулеймана и Хюррем), лишь в конце XVI века. Сейчас посетители дворца видят уже результат перестроек этого зала, совершенных в XVIII–XIX веках.

Во времена правления султана Сулеймана Кануни Тронного зала еще не было

Тронный зал использовался для различных семейных торжеств, разных церемоний, в том числе религиозных, а также приёма иностранных гостей и послов. На троне восседал сам повелитель. Сверху расположен балкон, где находились музыканты и певцы.

На этом фото виден балкон

Кстати, о троне. Сейчас в императорском зале стоит просто диван, а во времена султанов там был трон, накрытый балдахином и украшенный цветочными мотивами, изображением дракона и птицы симург, а также драгоценными камнями.

А для особенно торжественных церемоний, в императорский зал вносили позолоченный трон Байрам. Он был подарен Мураду III правителем Египта. Он сделан из ореха и покрыт золотыми пластинами. Его вес — около 250 килограммов.

Золотой трон Байрам

Если верить некоторым источникам, за зеркалом располагалась тайная дверь через которую можно было попасть в покои валиде-султан, их личный с султаном хаммам, комнату с фонтаном. А также в личную спальню султана.

По правую руку от султана, на диванах сидели его жёны и валиде.

Справа от трона повелителя было зеркало, за которым располагалась тайная дверь, а еще правее стояли диваны для его женщин

Комната Мурада III

Оттуда же, из тронного зала, сейчас можно пройти в комнату (павильон) Мурада III. Историки сообщают, что султан Мурад III очень активно обустраивал Топкапы. Известно, что он очень любил свою мать Нурбану-султан, и помимо того, что построил для нее новые покои в гареме, он первый из султанов, кто велел построить отдельные комнаты лично для себя рядом с покоями валиде.

Комната Мурада III

Интересен в этой комнате фонтан. Из нескольких его краников постоянно текла вода, причем довольно звучно. Таким образом, если султан с кем-то разговаривал, сидя у фонтана, то те, кто находились даже в нескольких метрах от них, не слышали разговора.

Фонтан в комнате Мурада III

Еще одно интересное место, в которое можно попасть из этой комнаты — это библиотека, построенная Ахмедом III. Когда-то там хранилось 24 тысячи ценнейших книг. Сейчас их там нет, можно только посмотреть интерьер комнаты.

Кстати, говорят там же когда-то хранилось некое пророческое завещание султана Сулеймана Кануни, которое он написал незадолго до смерти и вручил своему главному визирю Соколлу Мехмеду-паше.

Библиотека Ахмеда III

Спальня повелителя и балкон-терраса

На протяжении последующих столетий многие султаны строили и перестраивали спальни каждый сообразно своему желанию и вкусу. Во дворце более 300 комнат, многие из них пока закрыты для посетителей, видимо они находятся на реставрации. Поэтому спальня Сулеймана Великолепного, которая была показана в сериале, скорее всего фантазия режиссеров, основанная на существующих интерьерах дворца Топкапы.

Всех зрителей сериала, конечно же, впечатлил знаменитый балкон-терраса, с которого открывается потрясающий вид на море.

Вид с балкона султана в сериале "Великолепный век"

Кстати, во дворце есть его прототип. Вероятно, декораторы создавали свой балкон, принимая за основу черты существующего.

Балкон в Топкапы

Источник: zen.yandex.ru

Когда мы определились с планами о поездке в Стамбул одна подруга мне сказала: «Если в Топкапы вы увидите Халита Эргенча, то возьмите у него автограф».
Набор слов какой-то. Что такое Топкапы? Кто такой Халит Эргенч?
Оказалось, все просто. Топкапы — это бывший дворец турецких султанов, ставший музеем.
А Халит Эргенч — актер, исполнитель роли султана Сулеймана I Великолепного в сериале «Великолепный век», ставшего любимым зрителями в некоторых странах.

Я сериал не смотрела, но представляю, какие страсти в нем кипели, ведь сюжет основан на реальных событиях — плененная турками украинка-наложница Анастасия (она же Роксолана, Хюррем, Александра) становится возлюбленной султана Османской империи Сулеймана, упорно стремится к власти, достигает ее, беспощадно уничтожая на своем пути всех соперниц и недоброжелателей.

Топкапы турция дворец фото гарема

Халита Эргенча во дворце Топкапы мы не встретили.
Но припасенную на всякий случай фотографию актера в залах дворца доставали несколько раз, чем вызывали улыбки у охраны. Как бы ни ругал премьер Турции Эрдоган сериал «Великолепный век» и его создателей за искажение исторических фактов и попытки «показать молодежи историю Турции в негативном свете», но популярности дворцу Топкапы сериал добавил.

Хотя и без этого место знаменательное и туристами любимое — здесь несколько веков решались судьбы страны, казнили и миловали, на каждом шагу плели интриги и боролись за выживание.
А что творилось в гареме…
Давайте к рассказу обо всем этом и перейдем.

Через несколько лет после захвата Константинополя турками, на старом акрополе Византия, построенном еще при императоре Септимии Севере, началось возведение первого османского дворца. Дворец Топкапы («Дворец у пушечных ворот») со стороны моря защищали древние византийские стены протяженностью около двух километров, а от города его отделяла стена длиной одна тысяча четыреста метров, построенная турками.

Территория дворца состоит из нескольких дворов, в которых располагаются здания, построенные в разное время. Посетители входят на территорию дворцового комплекса Топкапы через массивные ворота «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»).

Они расположены как раз напротив тыльной части Софийского собора. Вход в эти ворота беспрепятственный, но останавливаются здесь туристы часто — сфотографироваться вот с такими бравыми парнями.

Топкапы турция дворец фото гарема

Первый двор — это еще не дворец. Можно сказать предбанник.
Здесь расположена церковь Святой Ирины и кассовая зона, где можно приобрести билеты для посещения дворца. В султанские времена в первом дворе располагались хлебопекарни, монетный двор и штаб-квартира янычар.

В конце первого двора располагаются вторые ворота — «Ворота приветствия». Великим визирям, высоким чиновникам и иностранным послам дозволялось доезжать верхом до этих ворот. Дальше они должны были следовать пешком. Второй двор использовали в государственных целях. Здесь отмечали важнейшие события Османской империи и отмечали религиозные праздники. Здесь же иностранные послы проводили часы на деревянной скамье в тревожном ожидании приема. С ними сидели и неугодные визири. Это ожидание могло стать последним в их жизни.

На втором дворе также располагались кухни, в которых готовили еду примерно для 4000 человек, проживающих на территории дворца. Для султана и его семьи готовили на отдельной кухне, на которую ежедневно доставляли мясо 40 свежих и соленых быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 200 пар цыплят, 100 пар голубей, 50 гусей и 50 индеек. В помещениях кухонь выставлена утварь и представлена выставка китайского и японского фарфора турецких султанов. Турки утверждают, что это третья по величине дворцовая коллекция восточного фарфора в мире, уступающая только пекинской и дрезденской.

Топкапы турция дворец фото гарема

Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже.

Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор — «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Иностранцам в эту часть Топкапы попасть было очень сложно. А любопытным, пытающимся подглядывать за султаном, грозила смерть. Рассказывают, что один из иностранцев решил понаблюдать за происходившим на территории дворца с помощью подзорной трубы. Султан прогуливался по саду, заметил подсматривающего, и тихо отправил стражников в его направлении. Это был последний приступ любопытства в жизни того иностранца.

Топкапы турция дворец фото гарема

Третий и четвертый дворы — это еще и сокровищницы.
Здесь хранятся реликвии пророка, оружие, ювелирные украшения, султанские троны и т.д.
Фотографировать в сокровищницах запрещено, но не сильно-то и хотелось. Мне интереснее ывать на свежем воздухе, чем рассматривать блестящее и жутко дорогое.

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема


Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года.
Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся
между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.

Топкапы турция дворец фото гарема

Про гарем.
Слово «гарем » имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в Х в. они переняли от арабов эту традицию.

До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте которого теперь расположен Стамбульский университет. Топкапы был официальным дворцом, в котором решались государственные дела. Но знаменитая Роксолана уговорила Сулеймана Великолепного разрешить ей поселиться в Топкапы. Позднее, гарем вырос и превратился в большой комплекс, состоящий из нескольких сотен комнат.

Топкапы турция дворец фото гарема

Вначале турки привозили девочек из завоеванных стран. Когда же время войн прошло, они стали покупать их у работорговцев. Вновь прибывавших девочек называли «аджеми» («новенькие») , затем они становились наложницами. После специального обучения двенадцать самых юных и прекрасных наложниц отправляли в услужение султану. Понравившиеся девушки впоследствии могли стать его женами. После смерти султана его жены (в том числе и любимые), имевшие только дочерей, должны были выйти замуж за высокопоставленных чиновников или переехать вместе с матерью умершего султана в старый дворец. Любимые жены, родившие наследников, оставались в гареме навсегда.

Топкапы турция дворец фото гарема

Очень часто решение многих вопросов в Османской империи зависело от прихоти самого влиятельного придворного — «кызлар-агасы» (начальника черных евнухов), который руководил внутренним двором султана (женской половиной). Черных евнухов детьми похищали в Эфиопии и Судане, потом особым способом кастрировали, чтобы сделать охранниками в гареме. Они отвечали за связи гарема с внешним миром, а кызлар-агасы следил еще и за порядком продвижения женщин по ступенькам гаремной иерархии.
К тому же на нем лежала и другая важная обязанность — отбирать в гарем новых девочек-рабынь.

Топкапы турция дворец фото гарема

Имя кызлар-агасы с опаской произносили даже высшие сановники Османской империи, прекрасно сознававшие, что достаточно даже легкого неудовольствия с его стороны — и любой из них может лишиться не только должности, но и жизни. Так, в XVI I I в. кызлар-агасы Бешир в течение почти тридцати лет пользовался практически неограниченной властью. После его смерти выяснилось, что в личной казне этого бывшего раба, хранится около 3 000 000 пиастров, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными камнями.

Топкапы турция дворец фото гарема

За стенами дворца разворачивались истории великих султанов и коварных султанш, одной из которых была 15-летняя украинка (или русская, по-разному говорят) Анастасия, ставшая военной добычей и попавшая к Рустем-паше — визирю султана Сулеймана Великолепного. Визирь рассудил, что яркая и умная красавица будет замечена во дворце и он тоже получит свою выгоду.

За раскатистый смех Роксолану прозвали «Хюррем», что значит «Смеющаяся». В шестнадцать лет она приняла ислам, затем стала возлюбленной Сулеймана Великолепного, вышла за него замуж и вытеснила из его сердца всех, превратившись в незаменимую соратницу и женщину, по-настоящему милую его сердцу. Свое влияние на супруга она использовала в полной мере, устраняя неугодных со своего пути.

В первую очередь Роксолана уничтожала соперниц и всех сыновей султана, кроме законного наследника. Не пощадила Роксолана и собственных детей, пожертвовав жизнями двух сыновей и благополучием двух дочерей, ради любимого сына Селима.

Топкапы турция дворец фото гарема

Досталось и благодетелю, когда-то разглядевшему потенциал Роксоланы. Она отдала ему в жены свою юную дочь. Паша забылся в объятиях девушки. Роксолана с помощью дочери собрала «достоверные» сведения и представила их Сулейману Великолепному как заговор принца Мустафы и Рустем-паши с целью свержения султана. Визирь умер в умелых руках палача, хотя султан в свое время поклялся ему, что, пока он жив, будет жив и паша… Но в кофейнях Стамбула долго еще шептались о том, как отрубленную голову Рустем-паши поставили обрубком на раскаленный песок, а она все бормотала вываливающимся языком: «Хюр-р-рем»…

Говорят, что Хамсе-султан, мать султана Сулеймана, сама ко всему привычная, бросилась к cыну: «Останови Хюррем!» Султан выслушал мать и только повторил свою любимую фразу, вошедшую в историю: «В Топкапы приказы не отменяют».

Топкапы турция дворец фото гарема

С тех пор прошло несколько столетий. Образ Хюррем оброс легендами и домыслами, и теперь трудно понять, какой она была настоящей — отдававшей жестокие приказы об убийстве неугодных или ведущей интеллектуальные беседы с архитектором Синаном.

Прекрасная, умная и жестокая Роксолана умерла раньше своего супруга. Тоскующий султан Сулейман приказал архитектору Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу, ставшую местом успокоения его дорогой Хюррем.

 А итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение.

Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий всему миру».

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

Топкапы турция дворец фото гарема

P.S. При создании поста внимательно читала книгу "Стамбул" Надежды Иониной из серии "Тайны знаменитых городов" и использовала информацию из книги.

О Стамбуле уже написала вот что:
Кое-что о Стамбуле
MERHABA, СТАМБУЛ!
Стамбульский музей Пера
Дневник путешествия в Стамбул
По Босфору и не только
О стамбульских котиках и не только
Стрит-арт в Стамбуле
На лестнице Камондо
Одри Тоту, поезд "Восточный экспресс" и стамбульские вокзалы
Сокровища Капалы-чарши
Египетский базар в Стамбуле
Стамбул с высоты небоскреба "Сапфир"
У Галатского моста
Стамбул с Галатской башни
Собор Святой Софии в Стамбуле
Церковь Святой Ирины — православная святыня Стамбула
Цистерна Базилика — подземное водохранилище в Стамбуле
Две небольшие, но очень интересные стамбульские мечети
Пройтись по Истикляль

Фильм о нашем путешествии в Стамбул:

Источник: fluger19.livejournal.com

Гарем во дворце Топкапы в Стамбуле — это отельный музей на территории знаменитого дворца. Гарем (от слова harem) — в переводе «священное место», «место не для всех», был только для избранных, султана и его семьи. Сегодня же посетить его может каждый, стоит только приобрести билет.

Дворец Топкапы был главной резиденцией правителей Османской империи много веков. Величественное здание построили на холме так, что с Босфора и Мраморного моря его видно издалека. На огромной площади дворца, 700 тысяч квадратных метров, внутреннее пространство выполнено в виде четырех отдельных помещений — дворов. Вокруг возвышается мощная стена. Сегодня это музей, один из самых посещаемых в Стамбуле, о нем я рассказывала .

Вход в гарем требует покупки отдельного билета, но не жалейте денег, ведь очень интересно посетить женскую половину Топкапы, овеянную легендами тысячелетий. В Гареме было 300 комнат, различные хамамы (бани), 2 мечети и больница для женщин.

По своей структуре гарем делился н 4 секции: первая — для сотен евнухов, проживающих в гареме, они были ответственны за безопасность в гареме. Вторая секция гарема была посвящена наложницам. Третья секция гарема принадлежала матери султана (Валиде), эти покоим находились между покоями султана и секцией наложниц. Это была самая властная женщина в гареме. Четвертая секция гарема состояла из помещений султана и хамама.

Вход в гарем.

Туристы в Гареме

 

На фото изображен знаменитый Золотой путь — самая старая часть гарема, датируется периодом правления Султана Мехмета. Известно, что по золотому пути султан шел в гарем после разных церемоний. Когда шел здесь шел султан, служащие выстраивались в две шеренги по обе стороны пути, чтобы получить золотые монеты, которые раздавались в такие моменты. Вот почему этот мрачный коридор назывался Золотой путь. Этот корридор был свидетелем огромного количества исторических событий, в том числе и кровавых. Здесь можно также увидеть каменные ступени, ведущие в комнату Чеври Калфа, которая спасла Султана Махмуда II от восстания. Опытная и лояльная султану Калфа спас Султана бросая горячие угли в восставших.

Золотой путь

 

Возможно, вас удивит, что гарем — это не роскошные покои тысяч наложниц, а небольшие комнатки и узкие темные коридоры, в которых постоянно случались не самые приятные события. Интерес к гарему подогревается еще и телесериалом «Великолепный век», где события развиваются в этом дворце во времена правления султана Сулеймана Великолепного.

В гареме Топкапы

 

Дворец Топкапы был возведен в 1462 году султаном Мехметом II, завоевавшим в то время множество земель. Но гарем сюда была перенесен только спустя 50 лет, как говорят, именно Роксолана  (Хюррем Султан) — сначала наложница, а потом жена султана, добилась размещения гарема в Топкапы. При Сулеймане первом и началась крупнейшая перестройка помещений из рабочей резиденции в жилой дворец для тысяч людей. До середины 19 века здание расширялось, богатело и обрастало новыми художественными ценностями.

Современникам сложно понять принцип жизни в гареме султана, как раз это и влечет проникнуть через музейную завесу в тайны отношений мужчины и женщины в давние времена. В 1924 году, когда комплекс распахнул двери как музей, в Турции гаремы не были чем-то удивительным, и местные жители во время экскурсий оценивали, прежде всего, роскошь убранства. Европейцы до сих пор пытаются понять суть отношений и выяснить, как такое количество женщин может быть у одного мужчины, как они могли существовать в замкнутом пространстве?

А все дело в том, что гареме существовала строгая система правил, иерархия обслуживающего персонала и наложниц, управляла этим «женским царством» мать султана, которую называли Валиде. Затем вниз по иерархии шли сестры правителя, потом жены, здесь же жили дети. Залы, коридоры, переходы устроены так, что наложницы редко могли увидеть наследников, и одновременно в таком доме могло размещаться более тысяч женщин. Вместе с прислугой это был целый город со своими законами. Глава евнухов, Акагалар, отвечал за гарем перед султаном.

Часть в наложницы отдавали девочек родители, чтобы у них появился шанс обратить на себя внимание самого Султана, родить наследника Османской империи. Девушкам давали другое имя, а затем обучали всем тонкостям кулинарии, этикета, вышивки, танцам и пению. Через определенное количество лет, если девушка не стала матерью наследника, ее выдавали замуж за какого-нибудь государственного чиновника, да еще и платили пожизненное содержание.

Каждый шаг девушки в гареме был прописан в негласном своде правил, сформировавшемся за тысячелетия. Подготовка наложницы для ночи с Повелителем сопровождалась множеством ритуалов. Девушка отправлялась в баню, ее мазали эфирными маслами, потом красиво одевали и причесывали. Фаворитки султана жили лучше других, они постоянно получали щедрые подарки, селились в более просторных комнатах с балконами. У каждой наложницы были личные средства — башмалык, которые можно было потратить на женские мелочи.
Гарем имел все необходимое для того, чтобы женщины не покидали его годами: площадки для игр, сады, бани, мечеть, кухни и даже зоопарк. Каждое столетие дворец достраивался чем-нибудь необходимым, в итоге его длина составила более 5 километров.

Слово «гарем» в переводе означает «запрет», за вход в гарем без дозволения полагалась смерть. Сегодня мы с вами можем прогуляться по открытым для туристов комнатам и коридорам, побывать в нескольких дворах для прогулки наложниц. Рекомендую взять в кассе аудиогид на русском языке, тогда вы сможете узнать множество подробностей о жизни в гареме.

Двор евнухов- это внутренний вход в гарем. Это место было построено в первой половине 16-го века, после того, как Хюррем Султан поселилась во дворце. Евнухи — молодые африканцы, которых кастрировали для работы в гареме.

Двор в Гареме

 

Мечеть в гареме.

Мечеть

 

Зеркало около покоев наложниц. Однако данное зеркало было предназначено вовсе не для любования собой. Напротив находится точно такое же зеркало, и они вместе образовывали систему «видеонаблюдения» того времени.

Зеркало около покоев наложниц

 

Двор матери султана.

Двор фавориток. Эта великолепная терраса была построена в 15 веке. основная фишка двора, что отсюда видно море, а со стороны моря не видно ничего! Члены династической семьи могли спускаться прямо к бассейну, который располагался рядом с залами Мурада III/

Бассейн.

Бассейен

 

Вид на башню Галата из дворика наложниц.

Вид на башню Галата из дворика наложниц

 

Окна комнат гарема.

Комнаты гарема

 

Мечеть.

Мечеть Гарема

 

Имперский холл — центр Селамика (помещений только для мужчин). В этом зале проводились церемонии, приемы послов, банкеты.

Имперский холл

 

Частные покои Мурада III. Эта комната была сердцем дворца на протяжении столетий. Эта комната была построена архитектором Синаном в 1579 году. Стены комнаты покрыты лучшей плиткой из Изника.

Частные поком Мурада III

 

Частые комнаты Ахмета III. Помещение было построено в 1608 году, и 30 лет было самым важным залом дворца.

Двери, украшенные перламутром

 

В одном  из парадных залах гарема.

Потолок в одном из залов

 

В одном из парадных залов дворца

 

Балконы гарема. Фото Reisende

 

В целом, в гареме гулять можно довольно долго, разглядывая остатки былой восточной роскоши. Рекомендую вам для похода немного подготовится и почитать про жизнь султанского двора, гарема, тогда посещение Топкапы будет еще интереснее.

Источник: shagau.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.