Древние римляне считали греков изначально распущенными и в доказательство указывали на созданные ими обнаженные скульптуры. Но, во-первых, однажды сами римляне переймут эту традицию, а, во-вторых, греки начали делать их довольно поздно — во времена Александра Македонского. И первая же статуя оказалась настолько реалистичной, что один особо горячий поклонник искусства занялся с ней сексом. Она известна как Афродита Книдская и написана с потрясающей гетеры по имени «Жаба».

До скульптора Праксителя женщин не изображали обнаженными. Мужчин — довольно часто, особенно богов. Но женщины — иное дело, у эллинов они были почти бесправными (даже по меркам древнего мира). А быть обнаженным на публике — великое право, хотя мы об этом как-то позабыли. Иначе говоря, сам Пракситель прекрасно понимал, что будет скандал. Когда жители острова Кос заказали ему статую Афродиты, он сделал две версии: одетую и нагую. Заказчики выбрали вариант с одеждой, испугавшись греха. Обнаженную версию купил находившийся в Малой Азии город Книд и не прогадал. Горожане поставили статую в храме Афродиты под открытым небом, после чего в город начали ломиться толпы паломников и просто туристов.


Но эта же популярность довела Праксителя до суда. Натурщицей для статуи была его любовница, набиравшая популярность гетера по имени Фрина (ее имя буквально означает «Жаба»). Фрина была роковой женщиной, и очень своеобразной. Она одевалась скромно, в плотные скрывающие фигуру ткани, всегда покрывала волосы и принимала посетителей только в полной темноте. Такая загадочность привела в ее постель первейших жителей города, и это не могло кончиться хорошо. 

Оратор Ефрий, влюбленный и отвергнутый, потребовал суда. Пытаясь убедить судей в том, что брать в качестве модели для богини гетеру — это кощунство и даже безбожие, он почти преуспел. Но адвокат Фрины Гиперид (также ее бывший любовник) выиграл дело одним жестом. Он скинул с женщины одежду, и судьи убедились в том, что у нее поистине божественное тело. Оно было идеальным для изображения Афродиты. Все обвинения были сняты.

Позже Фрина станет сказочно богатой, будет моделью для нескольких всемирно известных статуй и даже бросит своеобразный вызов Александру Македонскому. После того, как он разрушил стены Фив, она предложила местным жителям восстановить их на ее деньги, но при условии, что на вратах будет висеть табличка: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиванцы посчитали, что брать деньги у гетеры постыдно и отклонили предложение. 


Судьба Афродиты Книдской тоже была полна перипетий. Надо сказать, что древние греки не оставляли статуи такими, какими мы видим их сейчас. Их тщательно раскрашивали, так что скульптура была намного реалистичнее. Многие действительно верили, что это застывшая богиня или даже настоящая, состоящая из плоти и крови, женщина.

Один из паломников влюбился в нее, подкрался посреди ночи и совокупился со статуей. Аид знает, чего он хотел этим добиться — возможно, у него просто была мания. В любом случае, оригинал оказался подпорчен. Как пишет Лукиан: «Наутро мы обнаружили следы любовных объятий, и замеченное вами пятно осталось на мраморе, на теле богини, изобличая совершенное насилие. А сам юноша? Народная молва гласит, что он или в пропасть бросился, или — в морские волны… Словом, юноша исчез бесследно».

Спустя сотни лет Афродиту Книдскую перевезли в Константинополь, где она разделила судьбу бессчетного количества сокровищей Византии — сгорела в пожаре. К счастью, в свое время с нее сняли полсотни копий всевозможных размеров и вариаций, так что мы знаем, как она выглядела. А что Фрина? Она обрела славу не только в соблазнении мужчин, но и в религии.

Греки настолько ассоциировали ее с Афродитой, что доверяли ей воспроизводить известный миф во время торжественной церемоний. В определенные дни она при огромном скоплении народа выходила обнаженной к морю и купалась в его волнах. Считалось, что в этот момент она буквально становилась богиней, которая возвращает себе девственность при каждом омовении.

афродита книдская

Источник: disgustingmen.com

1. Дебельфес.


1.1. Венера Каллипига.

Давным-давно, при королях во Франции, при царях в России озадачиваемые высокими покровителями художники и скульпторы, в особенности во второй половине XVIII века — первой половине XIX века, метались между нелогичным следствием барокко – прихотливым красивым РОКОКО и строгим, очень уж серьезным, но тоже красивым КЛАССИЦИЗМОМ. Особо въедливые искусствоведы, пересчитывающие классицизмы, иногда употребляют в данном случае слово «неоклассизизм», обращая внимание на то, что это, по их мнению, не первый по счету классицизм.

Во Франции к «красоте» особенно стремились Людовики пятнадцатый и шестнадцатый вместе с их фаворитками. Не случайно, с учетом русских императриц, XVIII век называли «le siècle de femme» (век женщины).

В настоящее время «современное искусство» заставляет особо остро чувствовать красоту, поскольку само сплошь безобразно, красота в искусстве нынче понимается «от противного» и «очень противного». И, слава богу, спустившись, например, в московское метро, мы еще видим «красоту» в реальном мире: классицизм в виде самого красивого метро в мире и «рококо» в виде симпатичных москвичек, по сегодняшней моде обтянутых в легинсы.


Хотя красота — понятие широкое, в данном пункте речь идет о специфическом проявлении «красоты», возникшем еще во времена так сказать «античного рококо», конечно же у греков, постепенно «смешивающихся» с римлянами.

Справка (о терминологии).

Во времена Пушкина и Брюллова щеголяли французским, поэтому гулял термин «дебельфес», что на кириллице воспроизводит три французских слова  «des belles fesses»: «des»-артикль, «belles»- красивые, «fesses»-ягодицы.

— В античные времена игривые потомки суровых греков, но тоже античные греки, придумали базовое для данного вида красоты слово «КАЛЛИПИГА», как и данный вид «красоты». В прекрасном переведенном с немецкого «Словаре античности» (рекомендуем) сказано:

«Каллипига (греч. прекраснозадая), римская мраморная статуя, хранится в Национальном музее в Неаполе (копия греческого оригинала 3 века до н.э.), изображающая женскую фигуру, в изящном повороте обнажающую зад. Считается, что это статуя Афродиты Каллипиги, почитавшейся в Сиракузах».

 Кто-кто, а греки с их каноном красоты человеческого тела понимали, что практически невозможно найти конкретного индивида с идеальными формами всех частей тела. Отсюда пошли каноны, идеализация, когда начинали с натуралистического копирования, а потом «улучшали» природу, то есть зародился классицизм. Скульпторы ваяли, обложившись массой литографий и других рисунков с антиков.  Замечательный русский скульптор М.И.Козловский, великолепнейший рисовальщик, уже блестяще выучившийся в Императорской Академии художеств (учились лет по 12), посланный пенсионером в Рим, в 1776 году писал из Рима:

«Что касается до Рима, то истинно место философическое!.. Всеми примечено, что кто ни приезжает в Рим, то некоторым образом переменяется».


Другой русский пенсионер скульптор Антон Иванов раскрывает эту философию, он пишет из Рима:

«Прежде мы думали, что и без антиков можно достичь совершенства. Но теперь ясно видим, что мы весьма ошибались и что оная самая натура нас ослепляет, будучи столь часто различна и имея в себе без сравнения более худова, нежели той красоты, которую антики столь счастливо в своих работах показали…».

Справка (определения из того же Словаря античности). Классика – от латинского «classicus»-образцовый, первоклассный.

Классицизм — периоды и тенденции в истории искусства, когда формы и темы античного искусства являются эстетическим эталоном.

Естественно, искусствоведам не понравятся такие определения, но для общего ориентира они нормальны. А математики добавили бы, что если какое-либо определение внутренне не противоречиво, то оно имеет право на существование, так что можно эти два определения принять за основу.

Учитывая несовершенство конкретных человеческих тел, греки и дошли до мысли мериться не просто красотой, а красотой определенных частей тела. И как тут не вспомнить великого Пушкина, который писал:

«Дианы грудь, ланиты Флоры,

прелестны, милые друзья,

однако, ножка Терпсихоры п

релестней чем-то для меня».


Конечно, подобный подход к красоте довольно экстремален, но ведь придумали же специальную терминологию.

1.2. «Зима» Гудона.

Учитывая базовый признак дебельфес, указанный в Словаре античности, к подобного вида красоте смело можно отнести «побочный результат» скульптурной деятельности французского скульптора Ж.А.Гудона (1741-1828). Он изваял из мрамора около 2000 работ (не без помощников, конечно), в подавляющей части это были весьма высокого качества портреты, причем в мраморе. И вдруг в начале 1780-ых он делает статую «Зима», причем как в мраморе, так и в бронзе, что уж совсем нетипично для него, и пытается выставить ее уменьшенные реплики в Салоне (ежегодные выставки живописи и скульптуры в Париже).

Кстати, забегая вперед к Канове, заметим, что Музей носит имя друга Кановы Франсуа Ксавье Фабра , который оставил романтический портрет Кановы:

Ясно, что данная «постановка» восходит к тематике рококо с его купальщицами. На самом деле, мало кого интересует сюжет: замерзла ли там вода в кувшине, изображенном за данной дамой, является ли она членом секции «моржей» и т.п. Однако, рококо – это, конечно, прекрасно, но надо же соблюдать и приличия.

Представляя эти работы директору Лувра графу д`Анживийе, художник Пьер написал тому в сопроводительном письме:


«Завтра жюри будет рассматривать работы, представленные для предстоящего Салона. Среди них имеются две статуи в половину натуральной величины, сделанные господином Гудоном. Одна из них, одетая, не представляет ничего необыкновенного, тогда как другую («Зиму») могут легко снять с экспозиции по причине ее ложной скромности… Я думаю, мне следует заметить в ее защиту, что она лучше первой и что ее можно выставить в углу».

Далее Пьер заканчивает письмо размышлениями, почему «так называемая «Венера Каллипига» не оскорбляет чувства пристойности, в то время как данная фигура, обнажая те же части тела, слишком привлекает внимание и выглядит непристойной».

Д`Анживийе отвечает, что он поступит в соответствии с решением Академии, считая лучшим выходом поставить статую в углу, скрыв таким образом те части тела, которые не следует выставлять напоказ.

В Салонах статуя не появилась, зато быстро стала популярной, ее уменьшили для повторений, имеются реплики из бронзы, мрамора и даже папье-маше, в одной из реплик ее совсем раздели. Это к вопросу, о том, что «добродетель вознаграждается, а порок сам по себе приятен». Одна из «Зим» Гудона, «загулявшая по свету» в своих репликах, попала в небезызвестный дворец Юсупова, где и стоит в Римской комнате:

1.3. «Одалиски» Франсуа Буше (1703-1770).

Вот уж рококо, так рококо! «Критики искусства» Руссо и особенно Дидро, возмущались дамочками Буше. Но, есть подозрение, что в Салонах, где тот выставлялся, вниманием его не обделяли, ну, конечно же, чтобы потом возмутиться «манерностью и жеманностью», отметив при этом, что это прекрасный живописец.


Автор текста книги – замечательный искусствовед Е.Д.Федотова.

Дидро писал, что Буше в некоторых картинах изображал жену в виде «обнаженной вульгарной уличной девки». Однако, для «Одалисок» позировали Виктория и Луиза О`Морфи, то ли актрисы, то ли куртизанки, фламандки, попавшие в мемуары Казановы. Картины нравились Людовику XV, не исключено, что одна из их персонажей была его возлюбленной. А что касается Буше, то куда было ему деваться, куда податься, если в Академиях художеств (в России – точно) были запрещены натурщики женского пола?

1.4. «Зима» Фальконе (без «дебельфеса»).

Сейчас «дебельфесом» никого не удивишь. Можно, однако, добавить, что красотой гудоновская «Зима» не блещет, это явно «не его» тематика. И чего в ней нашли парижане? Может быть настоящую зиму не видели? Так это надо в Россию. Здесь можно увидеть либо чудесную зиму со снегом и моржами, либо сходить в Эрмитаж, где другой французский скульптор, проигрывающий, конечно, Гудону по части портрета (Фальконе сделал только один портрет своего однофамильца), оставил свою знаменитую «Зиму», заказанную фавориткой Людовика XV мадам де Помпадур:


К этой «Зиме» претензий нет, она нравилась даже самому Фальконе. Он тоже мастер рококо, его статуи намного элегантней неуклюжей «Зимы» Гудона, а его памятник Петру Великому («Медный всадник») экстраординарен. Фальконе хорошо подготовился к этой потрясающей работе в России, после которой он отошел от скульптурных дел.

Мы тоже направимся в Россию, но в другой заметке на эти темы и расскажем, как итальянец в России изваял дивную по красоте «Венеру».

2.Венера Медицейская (она же Венера Медичи) и Венера Книдская.

Все слышали имя великого древнегреческого афинского скульптора Праксителя. Однако, у него был отец и даже сын, оба по фамилии Кефисодот. Отца и учителя Праксителя звали Кефисодот Старший, сына и ученика Праксителя звали Кефисодот Младший.

Сам Пракситель (примерно 390-330 годы до н.э.) первым сотворил обнаженную богиню любви «Венеру Книдскую», хотя прославился прежде всего образцами мужской скульптуры. Приглашал раскрашивать свои работы художника Никия из Афин.

Его сын в соавторстве с еще одним скульптором (имена все-равно не запомнить) чуть позже изваял «Венеру Медицейскую», уже полностью обнаженную.

На фото лучшая древнеримская копия – Ватиканская. Оригинал мы уже не увидим. Оригинал был тонирован восковыми красками нежных и теплых тонов художником Никием. Реставраторы приделали к копии многие части тела.

В другой книге тоже как ватиканская копия приведена та же статуя, но прикрытая тканью до пояса:


Судя по всему, отсутствующий низ найденной римской копии, реставраторы делали в разных вариантах.

Про Венеру Книдскую рассказывают две истории. Первая – о том, что Праксителю позировала знаменитая греческая гетера Фрина, про которую, в свою очередь, тоже сочинены истории. Это кажется правдоподобным, поскольку статуя получила громкую известность у античных греков из-за красоты «Венеры Книдской», в которую, говорят, даже влюблялись и отнюдь не платонически. Вторая – о том, что вариант обнаженной богини отвергли жители Коса, зато этот вариант выбрали жители острова Книда, отчего она и стала «книдской».

Для данной заметки важнее «Венера Медицейская», так как с ней связано создание Кановой «Венеры Италийской» (см. п. 3 данной заметки).

Поза «Венеры Медицейской» (сына) явно восходит к «Венере Книдской» (отца). При наличии ткани в руке богини ее жест мотивирован, если ткань убрана, то он воспринимается как жест «ложной скромности» (см. п. 1.2), по поводу чего впоследствии один из современников Кановы написал, что Канова сделал свою «Венеру» без ошибок «Венеры Медицейской», «поза которой напоминает кокетку и даже продажную девицу». Большинству зрителей эта статуя очень нравилась и нравится. Отличительным признаком «Венеры Медичи» является опора в виде дельфина (атрибут Афродиты).

Эта статуя после обладания ею флорентийским родом Медичи стала еще называться «Венерой Медичи».

«Венера Медичи» простояла до начала XIX века в галерее Уффици во Флоренции, куда она была перенесена в 1688  на почетное место и стала гордостью галереи.

3. «Венера Италийская» Антонио Кановы (1757-1822).

И теперь очень плавно от «Венеры Медичи» перейдем к «Венере Италийской» Кановы, и все благодаря французам под командованием Наполеона. Итальянцы, предчувствуя недобрые намерения захватчиков, вошедших в Рим, увезли эту статую в Палермо в 1800, но французы все-таки умыкнули ее среди прочих произведений искусства в 1803 и увезли в Париж, где она и простояла до 1815, откуда благодаря вмешательству России, Канове удалось вернуть похищенное обратно. Итальянцы же сразу после похищения, не мешкая, заменили увезенную статую новой, благо, очередной итальянский гений — Канова — к моменту похищения был взращен и блестяще выполнил эту работу.

Что касается же самой увезенной копии, то как уже отмечено выше, ей еще в XVII веке реставраторы приделали отбитые в незапамятные времена руки. Следует отметить, что Антонио Канова был осторожен в вопросах реставрации.

Термин «италийский» толкуется как «принадлежащий древней Италии».

Канова создал «Венеру Италийскую», видя обеих Венер: «Медицейскую» и, главное, «Медичи». Он оставил после себя профильный рисунок «Венеры Медичи» с указанием размеров, однако без приделанных рук. Современники говорят, он хотел избежать вульгарной позы античной Венеры.

Статуя требует кругового обхода. Без «дебельфес» она много бы потеряла. Статуя является одной из центральных его работ, имеет массу повторов, так  как она всем нравится, хотя были и критики.

Любопытно, что «Венера Италийская» сначала была поставлена в галерее Питти взамен увезенной во Францию «Венеры Медичи», а после возвращения той в родной музей, работу Кановы переставили вопреки просьбе самого скульптора в соседний музей Питти.

Канова избежал немотивированного жеста, введя спереди ткань с прекрасными складками, как и в «Венере Каллипиге», поэтому избежал вульгарных ассоциаций.

Канова мастерски претворил в данной статуе свое скульптурное кредо: сочетание идеализации и натуральности. В 1799 аналогично прикрывалась натурщица, которую он изобразил, находясь в родном городе Поссаньо:

Сюжет «альковный»: юная девушка как будто только что встала с постели.

Теоретический наставник Кановы, состоявший с ним в переписке в течение 30 лет, Картмер де Кенси, про «Венеру Италийскую» сказал, что «Канова изваял даму, выходящую после купания». Каждый видит то, что хочет видеть. Однако, ни на какую купальщицу «Венера» Кановы не похожа. В контексте античных Венер она полностью соответствует своему названию.

Тем более, что изобретательная античность оставила потомкам также и иконографический тип «Venere pudica» (Венеры стыдливой). По одному из мифов, Афродита каждый день купалась в море, дабы каждый раз возвращать себе девственность, отчего и раздевалась.

4. «Венера Милосская».

Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.

Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.

Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.

5. Штрих к окончательному закату «рококо» в России.

09.02.1914 молодые Юсуповы: Феликс и Ирина (племянница Николая II) — заключили брак. 30.12.1916 Феликс участвовал в убийстве Распутина. А в феврале 1917 произошла февральская революция, еще без большевиков. Юсуповы эмигрировали.

Аристократическое семейство Юсуповых всегда отличалось тонким вкусом. Об этом можно также судить по их подмосковной усадьбе «Архангельское». Невозможно себе представить какого-либо Юсупова, подобно Морозову шастающего в районе Монмартра с картиной Пикассо или какого-нибудь импрессиониста либо дающим деньги на революцию.

Зато их можно обвинить в любви ко всему изящному, камерному, домашнему, тому, что лет на сто пятьдесят раньше квалифицировали бы как «рококо». В 1914-1916 годах после того, как молодым выделили часть юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, Феликс шикарно и дорого перестроил серебряный будуар (комната его жены, княгини Ирины, с ванной). В Серебряном алькове (спальня, не имеющая окон, выходящих на улицу) он установил копию «Венеры Медичи».

А в Античном зале Юсуповского дворца соседствуют копии примерно конца XVIII — начала XIX века двух наших «красавиц»: гудоновской «Зимы» и «Каллипиги». «Зима» непосредственно из мастерской Гудона, а «Каллипига» — из Италии:

Стояла «Венера Медицейская» и в Белом зале в царском Зимнем дворце времен царствования Николая I. Имеется целая серия акварельных зарисовок интерьеров, сделанных при его преемнике Александре II. Без всяких мыслей о рококо и прочей терминологии эти интерьеры очень символически передавали эстетические взгляды их владельцев: тягу к красоте. Об этом немного расскажем в следующей части заметки.

Оканчивалась эпоха красоты под революционные мечтания и изложение своих эстетических представлений не умевшими рисовать художниками.

В 1917 г. «рококо» закончилось. Венеры с приходом импрессионизма и других измов утратили все свои эстетические достоинства. Невозможно близко понять, почему Ренуар изобразил Венеру в столь неподобающих формах.

Понравилась статья? Подписывайтесь на новости сайта. Будет продолжение!

 

Источник: sculptprivet.ru

Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка.

Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название «Венеры Милосской» вводит в заблуждение

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Ники.

Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками.

Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя — Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода.

Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская — объект национальной гордости французов

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры — статую Венеры Медичи — из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

Отсутствующие руки Венеры Милосской — гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Источник: www.livemaster.ru

1. Название «Венеры Милосской» вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя — Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская — объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры — статую Венеры Медичи — из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской — 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской — гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

С античных времен сохранилось огромное множество греческих и римских статуй, изображающих богиню любви и красоты Афродиту (Венеру). Самая знаменитая из них — Венера Милосская, однако помимо нее существует весьма много других, красивых и любопытных скульптур.

Сегодня я расскажу о той статуе, которая больше всех шокировала викторианцев.

Копия статуи на Петергофском каскаде
Статуя афродиты фото

Её официальное прозвище на греческом языке — Венера Каллипига (Καλλίπυγος), переводится именно так, как стоит в заголовке статьи: «Обладающая прекрасными ягодицами». У слова «Каллипига» два корня: первое слово значит «красивый», как, например, в «каллиграфии» (красивое письмо), ну а второй корень обычно встречается только в медицинских диагнозах. Это прозвание скульптура получила своей необычной иконографии, странной позе богини.

Статуя афродиты фото
source

Обычно статуи Венеры изображают прекрасную, спокойно позирующую женщину, которая прямо взирает на зрителя. Каллипига — совсем иная. Она отворачивается от зрителя, оглядывается назад, смотрит себе через плечо, приподнимая платье (пеплос) — будто желая убедиться, что у нее все в порядке. Этот игривый поворот головы богини и завлекающее сочетание одетого и нагого тела придает статуе особенную пикантность.

Кроме того, это доказательство тезиса, что полная нагота намного приличней, чем полуприкрытая одеждой.

Копия начала 19 века (vannieantiquairs.com)
Статуя афродиты фото

История этой статуи теряется во мгле веков. Считается, что сначала существовала древнегреческая статуя из бронзы, сделанная около 300 года до н.э. Она до наших дней не дошла. То, что существует сейчас — мраморная копия, сделанная для римлян в 1-м веке до н.э. Её обнаружили в 16 веке в Риме, по слухам — в развалинах дворца Нерона.

Самое любопытное, что когда эту статую раскопали, не было никаких доказательств того, что это именно Венера. Вдобавок, у статуи не было головы — то есть, не было того самого особенного жеста, который придает особенный эротизм статуе.

Фрагмент аналогичной статуи (source)
Статуя афродиты фото

Голова, созданная по образцу других античных женских изображений, была добавлена к найденному телу только в 16 веке, скульптором-реставратором эпохи Возрождения. В то время все античные статуи старались дополнять, придавать им цельность. Никто не ценил красоту обломков. Именно поэтому сегодня, глядя на многие античные скульптуры, стоит учитывать, что во многом их красота — результат вдохновения не только греческого скульптора, но и какого-нибудь позднего итальянского.

Та самая дополненная статуя ныне хранится в Археологическом музее Неаполя. Ее поворот, впрочем, вполне логичен: реставратор следовал логике напряжения оставшейся мраморной мускулатуры.

Фрагмент оригинальной статуи, Неаполь
Статуя афродиты фото

Примерно тогда же решили, что скульптура изображает Венеру. Аналогичным образом, на основе домыслов и допущений, к ней приложили античное слово «Прекраснозадая», известное из древних рукописей. В числе прочих писателей Афиней, автор конца 2 века, указал, что храм Афродиты Каллипиги стоял в Сицилии, в городе Сиракузы.

Согласно записанной им истории, две прекрасные сестры-крестьянки как-то поспорили, у кого из них была более стройная указанная часть тела. Они обратились к молодому прохожему, чтобы он рассудил их спор (показав себя, естественно, во всей красе). Тот проголосовал за старшую сестру (а затем, выражаясь библейским языком, познал её). Впоследствии он понял, что не может выбросить ее из головы. Узнав о случившемся, его младший брат тоже решил посмотреть на прекрасных спорщиц: и влюбился в младшую сестру. Они объявили своему отцу (богатому, сестры молодцы — хорошего прохожего выбрали), что женятся только на них, и были сыграны две свадьбы. Соседи прозвали сестер Каллипигами, и позже эти богатые, уже замужние дамы, построили в честь Афродиты храм, причем именно в честь Афродиты Каллипиги.

Вот, собственно, в Новое время и решили, что наша скульптура, быть может — храмовая статуя того самого сиракузского храма.

source
Статуя афродиты фото

Вот стихотворное переложение этой легенды:

Жан де Лафонтен

Афродита Каллипига
(перевод Вильгельма Левика)

Когда-то задницы двух эллинок-сестер
У всех, кто видел их, снискали девам славу.
Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор —
Которой первенство принадлежит по праву?
Был призван юноша, в таких делах знаток,
Он долго сравнивал и все решить не мог,
Но выбрал наконец меньшую по заслугам
И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,
И старшей — брат его счастливым стал супругом.
И столько радости взаимной было там,
Что, благодарные, воздвигли сестры храм
В честь их пособницы Киприды Дивнозадой —
Кем строенный, когда — не знаю ничего,
Но и среди святынь, прославленных Элладой,
С благоговением входил бы я в него.

Фрагмент оригинальной статуи, Неаполь.
Заметьте, что на русский язык ее прозвание еще переводили как "Прекраснобедрая", так поприличней звучит.

Статуя афродиты фото

Так что, собственно, никаких железных доказательств того, что это Венера Каллипига — не существует. Впрочем, то, что это при любом раскладе каллипига — безусловно! (Потому что теперь это греческое слово спокойно можно использовать для любого произведения искусства, сосредотачивающего внимание зрителя именно на этой части тела, даже про фото Кардашьян тоже так сказать можно).

Статуя афродиты фото

В 19 веке статуя выставлялась в особенном зале неаполитанского музея, причем туда допускали лишь мужчин, и лишь в сопровождении музейного охранника. Но даже это не оберегало статую! Как свидетельствует очевидец в 1836 году, на мраморе появлялись темные следы от поцелуев, которыми ее украдкой покрывали возбужденные туристы. Некоторые прямо в нее влюблялись, тяжело и надолго. Пишут, что одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили зарисовать в альбом эту столь неприличную статую!

При этом со скульптуры (в востановленном виде) делались многочисленные копии и вариации, ведь скульптура — это особенный жанр, в котором позволяется намного больше, чем в живописи.

Копия в Павловском парке.
Если исходная статуя действительно была бронзовой, то она выглядела как-то так.
На мой взгляд, мрамор удачней — он позволяет передавать дышащую, нежную женскую кожу.

Статуя афродиты фото

Не забываем подписываться на мой инстаграмм про искусство.

Источник: shakko.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.