Самые красивые решетки и ограды Петербурга

Северная столица очаровывает не только дворцами, садами, мостами и набережными, но и прекрасными оградами, их обрамляющими.

В Петербурге вместо глухих стен и заборов, разделявших улицы и дома средневековых городов, уже с момента его основания сооружались ажурные металлические ограды, решетки и перила. Изготавливали их ковкой или литьем. Ковали чаще небольшие по протяженности решетки, а к литью прибегали тогда, когда требовалось создать длинную, на сотни метров ограду из одинаковых звеньев с повторяющимся рисунком. Об эти способа — тяжелое, грубое металлургическое производство, а результат — изящное чугунное кружево, без которого невозможно представить набережные, площади, улицы, сады и парки Петербурга.

• Решетка Летнего сада

Один из символов Петербурга. Сперва решетку Летнего сада проектировал Фельтен, за строительством следили Валлен-Деламот и Егоров. Последний и стал автором проекта решетки, которую теперь знают все. Строительство начали еще в 1772 году, а закончили только в 1783 годах. Ограду не удалось бы поставить без активного участия тульских мастеров (они ковали решетку) и уральских ремесленников (гранитные столбы и чаши наверху — их работа). Последние даже работали в три смены, только бы успеть все доделать и к зиме вернуться домой.


Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Решетка Михайловского сада

Наряду с решеткой Летнего сада, кованая ограда Михайловского является визитной карточкой Петербурга. Это одна из самых причудливых оград в городе. Причем, создавали ее намного позже, чем тут появился сад, в 1903-1907 годах. К сожалению, автор решетки неизвестен, но обычно говорят, что ее придумал архитектор Альфред Парланд, построивший Спас-на-Крови.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда Шереметьевского дворца

16 мая 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметевых. Красота и разнообразие художественных элементов ставят эту решетку в один ряд с лучшими оградами города на Неве. Разнообразие элементов, мешанина линий, позолота сверху, легкая неразбериха в рисунке — очень приятный пример эклектики в оградах петербургских дворцов и мостов. В 2012 году ограда прошла реставрацию.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Решетка Троицкого моста


И сегодня Троицкий мост покоряет элегантностью форм и общим легким силуэтом. Его изящную решетку, фонари и гранитные обелиски с бронзовыми рострами при въезде проектировали французские архитекторы Р. Патуйар и В. Шаброль. Получилась изящная решетка с аккуратными изгибами и прямыми линиями в середине — отличный пример архитектуры стиля модерн. Все литье было выполнено в цехах на Лиговском проспекте, о чем до сих пор сообщает клеймо Франца Карловича на перилах центрального пролета.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Решетка возле Казанского собора

Как и сам собор, ее создал знаменитый архитектор Воронихин. Установленная в садике неподалеку (а теперь являющаяся естественной границей РГПУ имени Герцена), она была выполнена в торжественной стилистике александровского ампира. Между столбами с ажурными и витиеватыми каннелюрами выкован ромбичный рисунок на тонких устремленных вверх «стрелах», чем-то немного напоминающий древнерусское искусство. Высокий гранитный цоколь уравновешивает орнаментальная полоса по верху решетки.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Решетка сада Сан-Галли


Сад Сан-Галли (бывший сад «Кооператор», он же «садик Фрунзе») — едва ли не единственное зеленое пятно на унылом и закопченном отрезке Лиговки между Московским вокзалом и набережной Обводного. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен затейливой решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева. Глядя на эту роскошную, в «русском стиле» ограду, живо представляешь себе, как хорошо выглядел когда-то сад Сан-Галли.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда возле Домика Петра I

В 1871 году на частные пожертвования была установлена чугунная, изящного рисунка решетка с позолотой, оградившая внутренний сквер вокруг Домика Петра I. Решетка сохранилась до наших дней. Эта художественная ограда украшена вензелями Петра I на звеньях и двуглавыми орлами на угловых столбиках.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда Румянцевского сада

Румянцевский сад находится в середине Университетской набережной, между Меншиковским дворцом и Академией художеств на месте парадного плаца Кадетского корпуса. Сторожилы до сих пор зовут его Соловьевским, тем самым напоминая, что сад был разбит на личные средства купца Соловьева. Сад огорожен оригинальной чугунной литой оградой.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда Певческого моста


24 октября 1840 года состоялось торжественное открытие нового Певческого моста. Первым в три часа дня по нему проехал сам император, таким образом открыв переправу для движения транспорта и пешеходов. Ширина переправы составила 72 метра, Певческий мост стал одним из трёх самых широких в Санкт-Петербурге. Автор проекта мостовых перил остался неизвестным. Современники предполагали, что автором рисунка ограды могли быть В. П. Стасов или К. Росси.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда Благовещенского моста

В 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза был построен первый постоянный мост через Неву. На нем была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А.П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций между прозрачными стойками, орнамент в виде трезубца Нептуна с пальметкой, с двух сторон фантастические морские коньки с хвостами, вплетенными в растительный фигурный орнамент. Внутреннее пространство стоек заполнено фигурами сосудов, различных по высоте и форме.  В 1936-1938 гг. мост был реконструирован. Чугунные конструкции заменены на стальные, отчего вес моста стал в 4 раза меньше.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото


• Ограда Университетской набережной

Знаменитый рисунок, который тиражировался в путеводителях и фильмах про Петербург. Была поставлена в 1820-е годы вместе со строительством наплавного Исаакиевского моста работы Бетанкура. С тех времен практически не изменилась. Отметим, что с набережной открываются прекрасные виды на Адмиралтейскую и Английскую набережные, площадь Декабристов, Исаакиевский собор и на здание Сената и Синода.

Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

• Ограда Дворцового моста

Саму главную переправу через Неву построили в 1916 году, но из-за войны и последовавшей за ней революции долгое время ограда оставалась деревянной. Только в 1939 году при участии архитектора Носкова и скульптора Крестовского на мосту появилась настоящая чугунная решетка. В отличие от большинства оград на петербургских мостах она была выполнена в строгом стиле раннего сталинского ампира со звездами и минимумом украшений.


Решетка летнего сада в санкт петербурге фото

Источник: piter.my

Решетка Летнего сада

Посещая Санкт — Петербург, невозможно не посетить Летний сад. Я, когда впервые посетила  Санкт — Петербург не упустила случай побывать в Летнем саду. Огромное впечатление произвел на меня этот сад, даже не могу сказать, чем больше — всем. Поэтому, советую, когда будете в Санкт — Петербурге не пропустите посещение и Летнего сада. Получите огромное наслаждение прогуливаясь по дорожкам сада. А, я сегодня остановлюсь на решетке ( ограде ) Летнего сада.

800px-Вход_в_Летний_сад (700x439, 118Kb)

Строительство решетки Летнего сада началось в 1771 г. и продолжилось до 1777 г.. Архитектор решетки был Ю.М. Фельтен, он создал вначале деревянную модель ограды. А, весной 1771 г. начались работы по изготовлению "железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами". 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 г. на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев, так об этом написано в Википедии.


В решетке Летнего сада поражает и восхищает все. В ней построено трое ворот, которые расположенны по осям центральных аллей сада. Малые ворота — это изящная имитация ворот, они как — будто парят в воздухе между колоннами. Надворотные украшения в стиле барокко выполнены по рисункам молодого архитектора П.Е.Егорова. Гранитные столбы выполнялись под руководством каменных дел мастера Т.И.Насонова. Эти три мастера создали ограду изумительной красоты. Пожалуй, нет равной ей в мире по воздушной легкости и изяществу. Анна Ахматова писала: — "Я к розам хочу в тот единственнный сад, где лучшая в мире стоит из оград". 36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами, и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства.

На фото решетка ( ограда ) Летнего сада снимана со всех сторон сада.

f_2b148fb97a54b06d1dcec26384a38 (640x451, 95Kb)

9968 (622x700, 238Kb)


800x600_0ut1hIo1A37wmzMES5KH (700x333, 196Kb)

8ca127c8a470 (640x480, 118Kb)

0_3608e_44677bb0_XL (700x525, 121Kb)

0000001 (650x466, 201Kb)

1299956796_136774096_3- (700x358, 67Kb)

Появилось желание, после просмотра иметь такую же ограду или ворота около своего дома или на дачном участке, а может что — нибудь и другое?  Тогда заходите сюда: belkovka.com. Здесь, Вам предложат различные кованые изделия . Посетите и посмотрите каталог продукции, а он ранообразен — мебель, двери, фонари и многое другое.

Источник: galkolas.ru


РЕШЕТКА ЛЕТНЕГО САДА
(1784г.)

Железо, покорясь влиянию огня,
Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
Полтавская рука сей разводила сад!

П. Вяземский

Летний сад, который Петр I упоминает в своих указах, помеченных мартом — апрелем 1704 года, ровесник города на Неве. Место для Летнего сада облюбовал сам царь. Участок на левом берегу Невы понравился ему прежде всего, потому, что был давно обжитым. К тому же мыза Конау была довольно далеко от шума и грохота стройки Петропавловской крепости. Царь же Петр хотя силой обладал богатырской, страдал тяжелым нервным расстройством, просыпался от малейшего шороха. И еще, вероятно, особенно приглянулось Петру это место, потому что почти со всех сторон было окружено оно водой, страстно любимой им стихией.

Первый план Летнего сада, вероятно, набросал сам Петр, повидавший еще во время своего заграничного путешествия с Великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704 — 1705 годах, разбивкой царского "огорода", так в те времена обычно называли сад, и устройством в нем фонтанов занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов. Петр I, придававший огромное значение своей новой резиденции, не забывает о ее строительстве среди забот о государстве и в суровых условиях военных походов.

Уже в начале 1710 года Летний сад вызывает восхищение иностранных путешественников: "Вплоть у этой речки (Фонтанки), — пишет один из них, — царская резиденция, т.
небольшой домик в саду, голландского фасада, пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами. Возле — небольшой птичник, в котором щебечут разного рода пташки. Далее — изрядная беседка из плетня и близ нее большой дом для придворной прислуги… Сзади, в саду же, другой большой дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение посредством большого колеса, а подле — небольшой зверинец… Наконец, следует круглая оранжерея с разными небольшими при ней строениями… В середине сада большой, выложенный плитой, водоем, и в центре его грот, из которого бьет фонтан. В оранжерее выставлено несколько померанцевых, лимонных и лавровых деревьев, также гвоздичных кустов".

От напора волн "Большой реки" Летний сад ограждала каменная стена. Специально для того, чтобы здесь могли приставать шлюпки, верейки и прочие суда "невского флота", в нее вбили железные кованые кольца.

Среди каменных домов прозрачной, легкой стеной высится на набережной Невы знаменитая ограда Летнего сада. Как пишет в своей книге Н.В. Семенникова: "Ее строгость и ясность, ее величавая простота, как чеканный пушкинский стих. Она — одно из тех совершенных созданий, что определяют стиль Петербурга, "строгую, стройную" красоту панорамы невских берегов.

Вдоль гранитного парапета набережной, вторя его плавной линии, тянется высокий цоколь ограды. Возносящиеся над ним пепельно-розовые колонны варьируют и развивают тему, воплощенную петербургскими зодчими в бесчисленных колоннадах приневских дворцов. Колонны, как и цоколь, высечены из "петербургского" камня — гранита; в него одеты берега Невы, из него сделан постамент Медного всадника, грандиозные колонны Исаакия и могучие атланты Нового Эрмитажа… "Столбы — из дикого морского камня" рубили на пустынных финских островах и по воде отправляли в Петербург. Однажды осенним штормом разбило судно, груженное восемью столбами. Обросшие раковинами и водорослями, и посейчас лежат они где-то на дне финского залива". 36 гранитных колонн вытесаны каменотесами из села Путилова около Петербурга.

Массивность и тяжесть гранита подчеркивают ажурную легкость железной решетки. Звенья решетки выкованы в Туле, на заводе купца Денисова в 1773 — 1777 годах. Вазы и урны, не предусмотренные первоначальным проектом, установлены в 1784 году.

Еще раз слово Н.В. Семенниковой: "Ее прозрачная черно-золотая графика особенно отчетливо выступает в ясные зимние дни, оттененная холодной белизной снега. Искрящийся на солнце, он сплошным мягким ковром покрывает аллеи и газоны, пышными хлопьями ложится на венчающие колонны вазы и урны, превращая их в фантастические сверкающие короны, легким белым контуром обводит тонкие черные копья и золотые орнаменты решетки. Ночью, когда мороз крепчает, на колоннах вырастает мохнатая изморозь и металлические звенья становятся пушистыми от инея. В филигранный серебряный узор сплетаются за ними ветви заиндевевших деревьев; заколдованным царством зимы кажется в такие ночи Летний сад".

Кто же автор ограды Летнего сада? Долго единого мнения на этот счет не существовало. Авторство ограды в разное время приписывалось таким различным по дарованию, непохожим друг на друга зодчим, как Фельтен и Баженов, Валлен-Деламот и Петр Егоров. На основе тщательного анализа некоторых косвенных данных и стилистики сооружения большинство ученых сошлось на том, что этот гениальный замысел принадлежал Фельтену.

Соответственно считается, что Фельтен положил начало и созданию гранитной рамы Невы — ее набережных, пристаней, спусков к воде. Ведь появление ограды Летнего сада самым тесным образом связано с сооружением набережной на левом берегу Невы.

Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12 мая 1725 года был назначен экономом при только что созданной Санкт-Петербургской Академии наук. В 1738 году дочь Фельтена Екатерина вышла замуж за профессора физики и математики Г.-В. Крафта. Дела шли хорошо, пока жив был глава семейства, но 18 апреля 1736 года Матиас Фельтен умер. У вдовы остались дети-подростки — дочь и двое сыновей. Крафт взял на себя заботу о семействе близких родственников. В 1744 году Крафт вернулся в родной Тюбинген и позвал на родину оставленное в Петербурге семейство.

Фельтен к тому времени закончил старший класс гимназии, открытой при Академии наук. После гимназического курса он был достаточно подготовлен, чтобы продолжать занятия в Тюбингенском университете, где в течение нескольких лет изучал у Крафта математические и физические науки. Все виденное в Германии стало хорошей школой, заложило прочную основу в его архитектурном мышлении и, несомненно, повлияло на все дальнейшее творчество зодчего. Германия удержала молодого Фельтена ненадолго. Осенью 1749 года он снова в Петербурге. В ноябре этого года Фельтен обратился с прошением, как тогда было положено, на имя императрицы Елизаветы Петровны о поступлению в Академию.

В декабре 1749 года желание Юрия осуществилось. Незаурядные способности и хорошая предшествующая подготовка быстро подвинули его в занятиях при Академии. В ноябре 1751 года, одолев необходимый курс наук, Фельтен подал челобитную об определении его в службу академическую с жалованьем. Обучавшие его художники дали сдержанные, но вполне положительные аттестации.

С марта 1752 года Фельтен был зачислен на службу в Академию архитекторским гезелем с жалованьем сто пятьдесят рублей в год. В ноябре 1754 года Фельтен попросил разрешения в академической канцелярии ходить "к обер-архитектору г-ну графу Растрелли для упражнения в практической архитектуре, когда при Академии никакого дела не будет". А в сентябре 1755 года Фельтен стал выполнять задания в состоявшей при Канцелярии от строений команде Растрелли, еще не имея там штатного места.

Обер-архитектор императорского двора скоро оценил способности молодого гезеля. Растрелли просил зачислить Фельтена заархитектором, дабы тот мог проявить на деле "природную склонность к архитектуре цивилис". Указом Правительствующего сената от 20 декабря 1755 года Фельтен был приведен к присяге и зачислен на службу.

Несомненно, главное значение для Фельтена имела работа в мастерской Растрелли. Когда в начале августа 1764 года Растрелли с семьей покинул Петербург, ближайшему его помощнику Фельтену пришлось завершать начатое его наставником, а вскоре приступить и к самостоятельному проектированию.

Шестидесятые — семидесятые годы стали периодом становления и расцвета таланта зодчего. Получив звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце и по дворцовому ведомству. Имя Фельтена связано также с созданием замечательного сооружения, ставшего началом современного музея "Государственный Эрмитаж". По проекту Фельтена в 1775 — 1785 годах было построено "здание в линию с Эрмитажем" (Большой, или Старый Эрмитаж). В 1760 — 1770 годах, после отъезда Растрелли, Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. У Екатерины II по мере упрочения ее на престоле рождались грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций, преобразования всей страны. Она вникала во все строительные планы. Исполнителем ее намерений в эти годы был Фельтен. На передний план выдвигались задачи градостроительного порядка. В числе первых мер по преобразованию Петербурга была совпавшая с окончанием строительства Зимнего дворца замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями.

Фельтену принадлежала главенствующая роль в осуществлении этого замысла, хотя, несомненно, участников было много. В результате город обогатился сооружением, величавым по естественной простоте своих очертаний и мастерству обработки гранита безымянными каменотесами.

В июне 1770 года последовало распоряжение об установке решетки у Летнего сада. Совершенство решетки Летнего сада, классическая простота и завершенность ее строгого графического рисунка постоянно приковывают к себе внимание. Она стала своеобразным эталоном сооружений подобного рода. Ее композицию неоднократно варьировали позднее. Ограде Летнего сада посвящали стихи поэты.

С 1772 года началась педагогическая деятельность Фельтена в Академии художеств, занимавшая много времени. Внимания требовали постройки в столице и пригородах. С этих пор непосредственное наблюдение за ведением работ по установке ограды возлагается на Петра Егорова. В частности, по его замечаниям корректировался окончательный рисунок ворот и завершение столбов в виде ваз и урн, поначалу не предусмотренных. Егоров руководил производством работ до самого окончания строительства в 1784 году.

Объективная оценка заслуг Егорова вовсе не противоречит правильному пониманию роли Фельтена в сооружении решетки. С самого начала строительства роль Фельтена была не административной, а определяющей, формирующей характер и вид будущего сооружения.

Большинство гуляющих сегодня вдоль Летнего сада вряд ли знают о том, что там, где они сейчас ступают, текла когда-то Нева. Набережную построили на сваях, отвоевав у воды участок около пятидесяти метров шириной. Для того чтобы сад изолировать от снующих по ней экипажей и пешеходов, в 1770-1784 годах и возвели ограду. Однако она не исказила первоначального замысла Петра. Ее колонны повторили мотив прежних деревянных галерей, и связь сада с просторами Невы осталась ненарушенной. И сегодня, находясь на его аллеях, нельзя не ощутить близость реки. Нева виднеется сквозь звенья решетки, голос ее волн, бьющих о гранитные стены, сливается с шелестом деревьев.

Вторая половина 19-го столетия оставила о себе недобрую память в Летнем саду. Именно тогда "одно из чудес мира" — решетка со стороны Невы изменила свой первоначальный облик, по политической причине.

4 апреля 1866 года в четвертом часу дня на Дворцовой набережной ожидали появления царя, который почти ежедневно здесь прогуливался. Едва Александр II вышел из сада и направился к стоявшему на набережной экипажу, навстречу ему сквозь толпу протискался человек и выстрелил. Стрелявший, студент Московского университета Дмитрий Каракозов, промахнулся. В том же году Каракозова казнили.

В память о "чудесном спасении священной особы царя" в центре ограды, на месте главных, самых больших и величественных ворот, построили безвкусную мраморную часовню. Двое же малых ворот, находившихся прежде против боковых аллей, перенесли и поставили рядом с часовней. Во второй половине XIX — начале XX века "отцы города" мало беспокоились о судьбе старого сада. Напрасно о плачевном состоянии неоднократно писали газеты и журналы: "В каком виде его решетки и статуи! Гранитные столбы фельтеновской решетки осели, урны, того и гляди, потеряют ручки, а средние из трех ворот, выходящих на Неву, закрыты, как заплатой, часовней. Когда идешь по главной аллее, то взгляд невольно ищет дали и вдруг упирается в глухую стену, не имеющую ничего общего с окружающим.

Тонкая решетка террасы, выходящей на Лебяжий канал, проломана и зачинена проволокой, а статуи, без носов, без рук, покрыты плесенью".

Сразу после Октябрьской революции предприимчивые американцы предприняли попытку заполучить чудесную ограду Летнего сада. Играя на трудностях, они предложили правительству молодой Советской республики поменять ее на паровозы. Как известно, немало предметов искусства из России ушло за рубеж, но, к счастью, ограду не отдали.

За годы существования города Нева более трехсот раз выходила из берегов. Самые сильные наводнения были в 1777, 1824, 1924 и 1955 годах. 7 ноября 1824 года вода в Неве поднялась до 372 сантиметров над ординаром у Горного института (ординар — средний многолетний уровень). 23 сентября 1924 года вода достигла отметки 369 сантиметров над ординаром. Не жалея сил, боролись ленинградцы с последствиями наводнения. Сад не только привели в порядок, но и начали работы по реставрации скульптуры и зданий. В 1931 году было принято решение о восстановлении в первоначальном виде большой ограды. Часовню разобрали, но так как найти снятые центральные ворота не удалось, вместо них поставили еще одно, дополнительное звено решетки. Там появилась мраморная доска с лаконичной надписью: "На этом месте 4-го апреля 1866 г. революционер Д.В. Каракозов стрелял в Александра II". В 1948 — 1953 годах ограду реставрировали.
     

Источник: www.booksite.ru

На набережной у ворот Летнего сада на ум приходят строки Анны Ахматовой о том единственном саде, «где лучшая в мире стоит из оград». Почти 250 лет решетка Летнего сада украшает город.

Решетка Летнего сада

Идея соорудить монументальное ограждение с северной стороны сада, у Невы, пришла в светлую голову Екатерины Великой. Воплощать замысел императрица поручила архитекторам Юрию Фельтену и Петру Егорову.

Екатерина Великая

Представляете, с петровских времен здесь стояла другая ограда! Когда берег Невы у входа в Летний сад одели в гранит, старое ограждение на вкус Екатерины оказалось непрезентабельным и требующим замены. 

Начинающий придворный архитектор Фельтен приступил совместного с Егоровым к воплощению в жизнь проекта, собственноручно утвержденного императрицей, в 1770 году.

Цоколь и 36 колонн создавали из розового карельского гранита, добытого в финских каменоломнях под Выборгом. До сих пор удивляет, как во второй половине 18 столетия деревенские каменотесы из Путилово сумели сотворить эту красоту!

Каждая из круглых колонн украшена гранитными урнами и вазами с золочеными цветами из бронзы. Это добавляет сооружению аристократические черты. Ничего удивительного в этом нет, Летний сад был местом прогулок петербургской знати.

Колонны у Летнего Сада

Самым большим чудом ограды для главного столичного сада стала металлическая решетка. Ажурный узор этого творения строг и красив. Сверху звенья из металла украшают золоченые пики.

Металлическая решетка

Что по-настоящему изумляет – решетчатые звенья ковались мастерами вручную. Каждое звено сверху они украсили орнаментом с позолотой, в центральной части звеньев поместили золоченые розетки.

Центральная часть

Были же на Руси умельцы! Изготовили этот шедевр из металла тульские мастера на заводах, владел которыми Игнатий Денисов, петербургский купец. Он подрядился ковать решетку и ворота по чертежам, его кузнецы выполнили это блестяще.

Сооружали ограду для первого зеленого парка Петербурга 14 лет, только в 1784 году она была полностью готова. Екатерининской казне этот проект обошелся в 80 тысяч рубликов. Немалая сумма по тем временам!

Каждый раз удивляюсь, не только утонченной красоте металлического обрамления со стороны набережной Невы, но и тому, настолько оно прозрачно. Смотришь через эту ограду — аллеи, деревья и фонтаны сада как на ладони. 

Со стороны набережной Невы

Советуем прочитать истории про все интересные места Летнего Сада в Санкт-Петербурге, которые стоит посмотреть. 

Всего тульские кузнецы выковали 32 звена решетки, а еще двое малых ворот и одни большие. Существует легенда, что одно из звеньев сделано из золота. Но подтверждения этому не нашлось.

Великолепные ажурные ворота, а их трое, установили четко в соответствии с главными аллеями сада. Входишь в ворота, сразу попадаешь на одну из тенистых аллей.

Вход в ворота

Легенды, связанные с необыкновенной оградой Летнего сада, давно передавались петербуржцами от одного поколения другому. Иначе и быть не могло, ограда стала одним из символов города.

Самая старая из легенд о британце, прибывшем в Петербург на яхте, чтобы увидеть красоты города своими глазами. Говорят, приблизился английский подданный по Неве к набережной у Летнего сада, посмотрел на решетку и был потрясен.

Не захотел путешественник спускаться на берег и смотреть российскую столицу. Сказал, что прекраснее этой ограды уже ничего на свете нет. И уплыл британец в родные края, очарованный восхитительными узорами из металла.

Существует еще одна менее романтичная легенда. В 1924 году американцы так захотели заполучить ограду Летнего сада, что предложили за нее советскому правительству сотню паровозов.

Паровоз

Решили шустрые янки по бартеру разжиться художественной ценностью! Но даже в те тяжелые в хозяйственном плане для страны времена нарком Луначарский этого не допустил.

Сложно поверить, но в 19 столетии нашлись в имперской столице головы, которые додумались внести изменения в стройную красоту ограды Летнего сада и преобразить уникальное сооружение.

Это произошло после неудачной попытки московского студента, которого сегодня скорее назвали бы террористом, чем революционером, Дмитрия Каракозова пальнуть в Александра II в 1866 году.

Император уцелел в этом случае. В память о событии сняли большие ворота ограды и соорудили часовню на том месте, где случилось покушение, а государь остался жив.

Часовня

Если судить по старым фото, то часовня эта на фоне решетки смотрелась нелепо, совершенно инородной, лишней и громоздкой пристройкой к совершенной по форме ажурной ограде.

Часовню, построенную во имя князя Александра Невского, снесли в 1931 году. Думаю, руководствовались при ее сносе, скорее политическими мотивами, чем явной неуместностью строения.

Вот только из-за постройки часовни ограда Летнего сада лишилась главных ворот, которые не были восстановлены. Куда они подевались – можно только догадываться. Вместо больших ворот установили еще одно звено решетки.

Тогда же додумались к металлической части ограды, махнув рукой на ее художественную ценность, справа от ворот приделать памятную доску с надписью о покушении на царя неудачливого стрелка Каракозова.

Радует, что времена изменились, при дальнейшей реставрации решетка Летнего сада лишилась этой нелепой доски, повешенной опять-таки по политическим соображениям.

Хотя на фотографиях ограды в Летнем саду 1970-1980 годов в путеводителях по городу на Неве «каракозовская» доска серого цвета все еще присутствует на дополнительно изготовленном звене решетки.

Решетка в 70-ые годы

В послереволюционные времена знаменитая ограда в Летнем саду стояла заброшенной, пережив сильное наводнение. Только к 1949 году со стороны набережной Невы металлическую решетку зачистили.

Еще через четыре года ограду сада привели в первозданный вид. Снова появилась позолота на розетках, орнаментах решетки и декоре ваз на колоннах.

В 2012 году Летний сад открылся после трех лет реконструкции. В ходе этих работ были воссозданы большие ворота, спроектированные Фельтеном, в ограде на невской набережной.

Кстати, длина ограды в Летнем саду 232 метра. Как кому, а мне нравится прогуливаться вдоль ограды по набережной Невы и рассматривать через решетку скульптуры и деревья.

Длина ограды

А вот самые эффектные фото, и это проверено опытом, получаются у полукруглых веерных решеток в концевой части ограждения. Одна из них находится у Лебяжьей канавки, другая у моста через Фонтанку.

Концевая часть

Любопытно, что эти завершающие ограду веерные решетки выполняют не только декоративную функцию, но и защищают Летний сад от проникновения нежелательных посетителей.

Не секрет, что в Летний сад иногда пытаются пробраться некоторые прыткие граждане, когда он закрыт в ночное время или весной на просушку. Полукруглые решетки с острыми пиками на концах не дают этого сделать. 

Источник: russo-travel.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.