Владимир Дергачев
image001.jpg
http://wiki.pskovedu.ru/images/f/fb/.jpg

Псково-Печерский монастырь. Слева – большая звонница, справа — купола Успенско-Покровского  храма.  Покровская церковь была возведена в 1759 годах над Успенским храмом.

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно (продолжение)

Из Пскова едем в Псково-Печерский монастырь, затерявшийся в стороне от шумных дорог на границе с Эстонией. От былого могущества православной  церкви в 1968 году в СССР сохранилось 11 действующих монастырей, из них 4 женских. Псково-Печерский монастырь занимает  особое место в православном мире. Название «Печоры» древнеславянского происхождения, означает пещеры.

Монастырь был основан во времена Ивана Грозного. Предание гласит, что недалеко от этих мест остановились на ночлег русские стрельцы, которые услышали человеческое пение, покорившее их своей красотой, но поиски нечего не дали.


круг были глухие безлюдные леса. И только позднее был обнаружен глубокий овраг, на склоне которого в пещерах жили монахи-отшельники.  Но задолго до этого весть о поющем лесе разнесла народная молва, и место было объявлено святым. К всеобщему удивлению трупы в пещере не разлагались, что объяснялось чудом всевышнего.
Вскоре была построена единственная в своем роде крепость-монастырь не на обычном месте (возвышенности), а на склонах глубокого оврага. Могущество монастыря быстро росло, его часто посещали русские цари, щедро одаривая  служителей культа.

Петр Первый недолюбливал монахов, и в один из приездов во время Северной войны погнал служителей  культа на строительство земляных укреплений. Монахи сокрушались: «Кто же будет молиться  за победу  войска русского?» Петр ответил: «Я как наместник Бога на земле, буду молиться». И, засучив рукава, царь целый день звонил в колокол.

Во время моего посещения в 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 с высшим советским образованием (инженеры-механики, педагоги, фронтовики). Несколько десятков послушников – кандидатов в монахи, кандидатский стаж длится от 2 до 14 лет, в зависимости от усердия перед господом богом. Перед религиозными  праздниками священнослужители получали 1,5 литра «божеской» водки.


Монастырь платил большую пошлину  государству за землю, хотя за овраги по закону не платят. Монастырские здания являются собственностью государства. В связи с арендной формой существования монастыря, внесены изменения в  его устав. На территории монастыря разрешается присутствие женщин. Монахи оправдывались, что «земля  – то не наша». Монахов обслуживало около 25 наемных работников, в хозяйстве имелись дизельная электростанция, два автомобиля ЗИМ и т.д.  Наместнику монастыря архимандриту Алипию (Воронову) было  53 года, он участник Великой Отечественной войны, говорили, что офицер, летчик (в действительности гвардии рядовой). Закончил Высшую  художественную  академию им. Грекова и Московскую духовную академию. Наместник подчинен псковскому архиепископу.

В летний период в монастыре проходили практику иностранцы-семинаристы, обучающиеся в Троицко-Сергиевской лавре. Главные доходы монастыря – приношение и дотации из-за границы.

image003.jpg

image005.jpg

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых крупных и известных в России и, находясь на грозных ветрах истории, никогда не закрывался. Название монастыря связано с находящимися в нем так называемыми «Богом зданными (созданными)  пещерами» (по-древнерусски — печорами).


По преданию, пещеры стали известны местным жителям в конце 14 века. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Как свидетельствует монастырская летопись в 1470 году в пещере поселился преподобный Иоанн, ранее служивший в православной церкви  в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Он устроил  пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Холм, в котором находятся пещеры, стали называть Святой горой. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель, а пещеры стали так же кладбищем для иноков.

Находясь на границе между Россией и Ливонским орденом, обитель не раз подвергалась разорению со стороны крестоносцев.

Расцвет обители связан с игуменом, преподобномучеником Корнилием (1501 – 1570). Он поставил в монастыре трапезную надвратную церковь, расширил Успенскую церковь, прокопал далее пещеры. Монастырь стал крупным летописным центром, появились иконописная  и гончарная мастерские, начали лить колокола. Созданная библиотека занялась сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. При игумене обитель превратилась в мощную  крепость.

Москва учитывала стратегическое положение монастыря. Каменные стены Псково-Печерской крепости с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войн, для защиты от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 км от монастыря (развалины сохранились).


епость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и  венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов,  шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703).  Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и  заключения Ништадтского мира (1721).

От главных монастырских  ворот с Никольским надвратным храмом вглубь двора к Успенской церкви ведет «кровавая дорога», получившая название после посещения монастыря Иваном Грозным, которому монахи  приготовили торжественную встречу. Как только показался царь, зазвонили колокола, и лошадь царя испугалась и понесла.  Разгневанный Иван влетел на монастырский двор и первым делом отрубил  голову наместнику отцу Корнилию, идущему к нему с хлебом-солью. Но, вероятно, вспомнив про убитого в гневе царевича Ивана, царь опешил, затем поднял на руки  окровавленное тело  игумена и понёс его в Успенский храм. Наставник был объявлен святым (это версия рассказана мне печорским монахом в 1968 году, есть и другая). Согласно летописной версии, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, наставник был собственноручно убит заподозрившим измену в пользу опального князя Курбского царем Иваном Грозным.


В 1822 году монастырь посетил император Александр I и имел келейную беседу с преподобным Лазарем Прозорливым.

По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь  был отнесен к Эстонии, и только в 1940 году вместе с республикой присоединён к СССР.  Это спасло  обитель от разорения и осквернения.

В Великую Отечественную войну храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус. Во время немецкой оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С октября 1941 года  до конца 1944 года наставником монастыря был игумен Павел (Горшков). Братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения.

В мае  1943 года монастырь посетил и выступил перед насельниками предавший советскую Родину генерал-лейтенант А.А. Власов, командующий Русской освободительной армией.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата. В совещании, состоявшемся  28 августа 1943 года в Сретенском храме, приняли участие: митрополит Виленский и Литовский, Сергий (Воскресенский),  экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский, епископ Ковенский, схиепископ Макарий (Васильев) и другие.

Монахи Псково-Печерского монастыря, участники Псковской миссии и  представители немецкой военной администрации. В первом ряду в центре — экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский). 1943 год.


image006.jpg
https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/

После освобождения Псковщины наставник монастыря игумен Павел (Горшков) был арестован и осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году,  реабилитировали посмертно в 1997 году.

В конце 1945 года Печорский район с монастырём передан из Эстонской ССР в  Псковскую область РСФСР. Летом 1946 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). С 1949 по 1954 гг. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1957 году в монастырь переселились семь Валаамских старцев, в 1939 году перевезенные с острова Валаам в Финляндию.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником монастыря назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, также был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.


В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены очередные реставрационные работы.

***
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского Алексия II подал в отставку. Он был обвинён за установку в монастырских пещерах гроба с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года в Санкт-Петербурге. Пышные и скандальные похороны с участием всех криминальных авторитетов Санкт-Петербурга в «Богом зданных пещерах» рядом с нетленными останками православных подвижников возмутили верующих.  Незадолго до этих трагических событий братья Гавриленковы выкупили это место для матери…

***
В 1967-2006 годах в монастыре подвизался один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910 — 2006). Отец Иоанн обладал даром предвидения. Еще двенадцатилетним мальчиком  решил стать монахом. Окончил среднюю школу, бухгалтерские курсы, заочно учился в  Московской духовной академии, писал кандидатскую диссертацию, но в 1950 году незадолго до защиты был арестован. Содержался на Лубянке, в Лефортовской, Бутырской тюрьме в камере вместе с уголовниками. Осужден за антисоветскую агитацию на семь лет. Отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области, работал на лесоповале, затем бухгалтером. Отец Иоанн освобождён досрочно в 1955 году. Советская власть боялась активного священника, и ему пришлось сменить несколько приходов.


2 августа  2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Псково-Печорский монастырь, где встречался  с отцом Иоанном.

Источник: dergachev-va.livejournal.com

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://wiki.pskovedu.ru/images/f/fb/.jpg

Псково-Печерский монастырь. Слева – большая звонница, справа — купола Успенско-Покровского  храма.  Покровская церковь была возведена в 1759 годах над Успенским храмом.

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно (продолжение)

Из Пскова едем в Псково-Печерский монастырь, затерявшийся в стороне от шумных дорог на границе с Эстонией. От былого могущества православной  церкви в 1968 году в СССР сохранилось 11 действующих монастырей, из них 4 женских. Псково-Печерский монастырь занимает  особое место в православном мире. Название «Печоры» древнеславянского происхождения, означает пещеры.


Монастырь был основан во времена Ивана Грозного. Предание гласит, что недалеко от этих мест остановились на ночлег русские стрельцы, которые услышали человеческое пение, покорившее их своей красотой, но поиски нечего не дали. Вокруг были глухие безлюдные леса. И только позднее был обнаружен глубокий овраг, на склоне которого в пещерах жили монахи-отшельники.  Но задолго до этого весть о поющем лесе разнесла народная молва, и место было объявлено святым. К всеобщему удивлению трупы в пещере не разлагались, что объяснялось чудом всевышнего.
Вскоре была построена единственная в своем роде крепость-монастырь не на обычном месте (возвышенности), а на склонах глубокого оврага. Могущество монастыря быстро росло, его часто посещали русские цари, щедро одаривая  служителей культа.

Петр Первый недолюбливал монахов, и в один из приездов во время Северной войны погнал служителей  культа на строительство земляных укреплений. Монахи сокрушались: «Кто же будет молиться  за победу  войска русского?» Петр ответил: «Я как наместник Бога на земле, буду молиться». И, засучив рукава, царь целый день звонил в колокол.

Во время моего посещения в 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 с высшим советским образованием (инженеры-механики, педагоги, фронтовики). Несколько десятков послушников – кандидатов в монахи, кандидатский стаж длится от 2 до 14 лет, в зависимости от усердия перед господом богом. Перед религиозными  праздниками священнослужители получали 1,5 литра «божеской» водки.


Монастырь платил большую пошлину  государству за землю, хотя за овраги по закону не платят. Монастырские здания являются собственностью государства. В связи с арендной формой существования монастыря, внесены изменения в  его устав. На территории монастыря разрешается присутствие женщин. Монахи оправдывались, что «земля  – то не наша». Монахов обслуживало около 25 наемных работников, в хозяйстве имелись дизельная электростанция, два автомобиля ЗИМ и т.д.  Наместнику монастыря архимандриту Алипию (Воронову) было  53 года, он участник Великой Отечественной войны, говорили, что офицер, летчик (в действительности гвардии рядовой). Закончил Высшую  художественную  академию им. Грекова и Московскую духовную академию. Наместник подчинен псковскому архиепископу.

В летний период в монастыре проходили практику иностранцы-семинаристы, обучающиеся в Троицко-Сергиевской лавре. Главные доходы монастыря – приношение и дотации из-за границы.

image003.jpg

image005.jpg

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых крупных и известных в России и, находясь на грозных ветрах истории, никогда не закрывался. Название монастыря связано с находящимися в нем так называемыми «Богом зданными (созданными)  пещерами» (по-древнерусски — печорами).

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в конце 14 века. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Как свидетельствует монастырская летопись в 1470 году в пещере поселился преподобный Иоанн, ранее служивший в православной церкви  в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Он устроил  пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Холм, в котором находятся пещеры, стали называть Святой горой. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель, а пещеры стали так же кладбищем для иноков.

Находясь на границе между Россией и Ливонским орденом, обитель не раз подвергалась разорению со стороны крестоносцев.

Расцвет обители связан с игуменом, преподобномучеником Корнилием (1501 – 1570). Он поставил в монастыре трапезную надвратную церковь, расширил Успенскую церковь, прокопал далее пещеры. Монастырь стал крупным летописным центром, появились иконописная  и гончарная мастерские, начали лить колокола. Созданная библиотека занялась сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. При игумене обитель превратилась в мощную  крепость.

Москва учитывала стратегическое положение монастыря. Каменные стены Псково-Печерской крепости с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войн, для защиты от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 км от монастыря (развалины сохранились). Крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и  венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов,  шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703).  Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и  заключения Ништадтского мира (1721).

От главных монастырских  ворот с Никольским надвратным храмом вглубь двора к Успенской церкви ведет «кровавая дорога», получившая название после посещения монастыря Иваном Грозным, которому монахи  приготовили торжественную встречу. Как только показался царь, зазвонили колокола, и лошадь царя испугалась и понесла.  Разгневанный Иван влетел на монастырский двор и первым делом отрубил  голову наместнику отцу Корнилию, идущему к нему с хлебом-солью. Но, вероятно, вспомнив про убитого в гневе царевича Ивана, царь опешил, затем поднял на руки  окровавленное тело  игумена и понёс его в Успенский храм. Наставник был объявлен святым (это версия рассказана мне печорским монахом в 1968 году, есть и другая). Согласно летописной версии, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, наставник был собственноручно убит заподозрившим измену в пользу опального князя Курбского царем Иваном Грозным.

В 1822 году монастырь посетил император Александр I и имел келейную беседу с преподобным Лазарем Прозорливым.

По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь  был отнесен к Эстонии, и только в 1940 году вместе с республикой присоединён к СССР.  Это спасло  обитель от разорения и осквернения.

В Великую Отечественную войну храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус. Во время немецкой оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С октября 1941 года  до конца 1944 года наставником монастыря был игумен Павел (Горшков). Братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения.

В мае  1943 года монастырь посетил и выступил перед насельниками предавший советскую Родину генерал-лейтенант А.А. Власов, командующий Русской освободительной армией.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата. В совещании, состоявшемся  28 августа 1943 года в Сретенском храме, приняли участие: митрополит Виленский и Литовский, Сергий (Воскресенский),  экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский, епископ Ковенский, схиепископ Макарий (Васильев) и другие.

Монахи Псково-Печерского монастыря, участники Псковской миссии и  представители немецкой военной администрации. В первом ряду в центре — экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский). 1943 год.
image006.jpg
https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/

После освобождения Псковщины наставник монастыря игумен Павел (Горшков) был арестован и осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году,  реабилитировали посмертно в 1997 году.

В конце 1945 года Печорский район с монастырём передан из Эстонской ССР в  Псковскую область РСФСР. Летом 1946 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). С 1949 по 1954 гг. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1957 году в монастырь переселились семь Валаамских старцев, в 1939 году перевезенные с острова Валаам в Финляндию.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником монастыря назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, также был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.

В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены очередные реставрационные работы.

***
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского Алексия II подал в отставку. Он был обвинён за установку в монастырских пещерах гроба с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года в Санкт-Петербурге. Пышные и скандальные похороны с участием всех криминальных авторитетов Санкт-Петербурга в «Богом зданных пещерах» рядом с нетленными останками православных подвижников возмутили верующих.  Незадолго до этих трагических событий братья Гавриленковы выкупили это место для матери…

***
В 1967-2006 годах в монастыре подвизался один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910 — 2006). Отец Иоанн обладал даром предвидения. Еще двенадцатилетним мальчиком  решил стать монахом. Окончил среднюю школу, бухгалтерские курсы, заочно учился в  Московской духовной академии, писал кандидатскую диссертацию, но в 1950 году незадолго до защиты был арестован. Содержался на Лубянке, в Лефортовской, Бутырской тюрьме в камере вместе с уголовниками. Осужден за антисоветскую агитацию на семь лет. Отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области, работал на лесоповале, затем бухгалтером. Отец Иоанн освобождён досрочно в 1955 году. Советская власть боялась активного священника, и ему пришлось сменить несколько приходов.

2 августа  2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Псково-Печорский монастырь, где встречался  с отцом Иоанном.

Источник: dergachev-va.livejournal.com

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми Богом зданными (т. е. созданными) пещерами.

По дороге к монастырю мы прошли мимо деревянного храма святой великомученицы Варвары, построена в 1779 году. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

За Варваринской  — каменная церковь Сорока мучеников Севастийских.

01. Панорама Соборной площади
Псково печерский монастырь фото

Здесь же, у этой церкви, расположен памятник Корнилию Псково-Печерскому.

Корнилий Псково-Печерский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников.

Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и некоторые ученые считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит (Иван Грозный заподозрил его в измене).
02
Псково печерский монастырь фото

03. Петровская башня. Это вход в монастырь.
Псково печерский монастырь фото

Последняя по времени строительства монастырская башня — надвратная Петровская (1699 г.), создавалась как новый главный вход в монастырь. Название свое она получила в честь Петра I. Башня изящная, с крытой галереей в верхней части и с многоярусным завершием в стиле барокко. В башне устроена церковь Корнилия.
04
Псково печерский монастырь фото
05
Псково печерский монастырь фото
06
Псково печерский монастырь фото

07. Проходим через Святые врата под Петровской башней и попадаем на внутренний двор.
Псково печерский монастырь фото
08
Псково печерский монастырь фото

09. Здесь церковь Николы Вратаря (1565 г.). Церковь примыкает к Никольской башне.
При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию.

Справа вход в Никольскую церковь, слева — проход в монастырь.
Псково печерский монастырь фото

10. На каждом храме в монастыре укреплены таблички, где указано название и год постройки.
Псково печерский монастырь фото

11. Входим в часовню на первом этаже. Через неё пролегает путь в нижнюю, главную часть монастыря.
Псково печерский монастырь фото

12. Дорога носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
Псково печерский монастырь фото

13. Спускаемся по широкой дороге всё ниже и ниже.
Псково печерский монастырь фото

14. И перед нами постепенно разворачивается сказочная, сказочная по красоте картина.
Псково печерский монастырь фото

Успенский Пещерный храм — главный и древнейший соборный храм монастыря. Это так называемый пещерный храм. Мы видим только фасад, сам храм скрыт, он простирается далеко в горе. На крыше храма — пять ярко нарядных куполов. Это визитная карточка обители, таких индивидуальных куполов больше нигде не встретишь, хотя говорят, что они похожи на киевские.

15.
Псково печерский монастырь фото

16. Если оглянуться назад, наверх, то увидим церковь Николы Вратаря не вершине
Псково печерский монастырь фото

17. Коляска императрицы Анны Иоанновны (1732 г).
Псково печерский монастырь фото

18. Лестница к Михайловскому собору. Там мы тоже побываем в конце нашего путешествия. Лестницу освещают очень красивые фонари.
Псково печерский монастырь фото

19. Купол Михайловского собора. Он наверху, на вершине, потом и туда поднимемся, но сначала осмотрим монастырь внизу. Здесь есть чем полюбоваться.
Псково печерский монастырь фото

20. Еще одни купол, но это мы уже спустились вниз к храмам монастыря на Успенскую площадь.
Псково печерский монастырь фото

Псково печерский монастырь фото

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.
22
Псково печерский монастырь фото
23
Псково печерский монастырь фото

Псково печерский монастырь фото
25
Псково печерский монастырь фото

26. Братский корпус построенный в стиле классицизма с колоннами — утопает в зелени и цветах.
Псково печерский монастырь фото

Псково печерский монастырь фото

28
Псково печерский монастырь фото

На стене звонницы нарисован ангел с протянутой вверх рукой. На что он указывает рукой? Правильно, на часы. А в другой руке он держит свиток, где написано.

29
Псково печерский монастырь фото

Первые башенные часы рядом со звонницей были установлены еще в XVI веке. В настоящее время работает часовой механизм производства XVII века. В прошлом веке они дважды ремонтировались реставратором Ю. Завариным. После второй реставрации был восстановлен секундный круг со стрелкой, имеющей 80 делений, что свойственно некоторым часам XVII века.

30
Псково печерский монастырь фото
31
Псково печерский монастырь фото
32
Псково печерский монастырь фото
33
Псково печерский монастырь фото
34
Псково печерский монастырь фото

Один храм переходит в другой, они расположены рядом. Успенский собор, затем звонница, а она в свою очередь переходит в ризницу (красного цвета на переднем плане), а за ней белый — Сретенский храм. Слева к нему примыкает церковь во имя Благовещения Богоматери (Благовещенский храм), которая была построена при участии уже известного нам Корнилия.

Согласно летописным источникам, строителем Ризницы был игумен Корнилий, который являлся бывшим настоятелем Псково-Печерского монастыря, работающего там с 1539 по 1570 годы, в период особо значимой деятельности которого при монастыре проходило бурное развитие церковного строительства.
35.
Псково печерский монастырь фото
36
Псково печерский монастырь фото
37
Псково печерский монастырь фото

В Ризнице находится на хранении большое множество предметов, относящихся к церковной утвари, причем многие из них стали интересными образцами прикладного русского искусства 16-19 столетий. К отдельным произведениям прикладного искусства относятся вклады, которые тесно связаны с именами знаменитых исторических личностей, например, Борис Годунов, Иван Грозный, царь Федор Иоаннович, Анна Иоанновна, Петр Первый и многие другие. Именно в этом месте хранились серебряные и золотые кресты, богато украшенные самоцветами и крупным дорогим жемчугом, Евангелия, оформленные в драгоценных окладах, серебряные и золотые сосуды, митры, чеканной работы кадила, парчовые ризы и другие интересные вещи, которые отличались высоким классом художественной работы. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в город Печоры в 1973 году.

38
Псково печерский монастырь фото

Две белки на поляне играют в догонялки.
39
Псково печерский монастырь фото
40
Псково печерский монастырь фото

Неподалеку от главного Успенского храма, ближе к восточной части, расположена церковь, освященная во имя Благовещения Богоматери. Церковь была устроена преподобным Корнилием на том месте, где ранее стоял храм во имя Сорока мучеников Севастийских, который вскоре был разобран и перенесен за монастырский забор. Освящение храма состоялось 15 октября 1541 года.
41
Псково печерский монастырь фото
42
Псково печерский монастырь фото

От Ризницы взят образец наличников окон северного фасада храма – они побелены белым цветом и таким же цветом оставлена горизонтальная тяга между первым этажом и цоколем.
43
Псково печерский монастырь фото

У Лазаревскаого храма.
44
Псково печерский монастырь фото

Ворота и фреска на стене Лазаревского храма.
45
Псково печерский монастырь фото
46
Псково печерский монастырь фото
47
Псково печерский монастырь фото
48
Псково печерский монастырь фото
49
Псково печерский монастырь фото
50
Псково печерский монастырь фото
51
Псково печерский монастырь фото

52. Сад перед домом настоятеля огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.
Псково печерский монастырь фото

Часовня с артезианским колодцем. Это часовня над Живоносным источником, о ней я упоминал выше, когда рассказывал о корнильевском колодце, который расположен поблизости. 1880-е г.
Ротонда — многоугольная одноярусная центрическая построена в стиле эклектики. В нишах на фасаде помещены иконы.
53
Псково печерский монастырь фото
54
Псково печерский монастырь фото
55
Псково печерский монастырь фото
56
Псково печерский монастырь фото
57
Псково печерский монастырь фото

58. Окна братского корпуса.
Псково печерский монастырь фото
59
Псково печерский монастырь фото

60. Мы поднялись наверх. Вид на Михайловский храм.
Псково печерский монастырь фото

От нижней части монастыря наверх ведет крутая лестница, поднявшись по ней, мы попадаем на площадку пред самым большим собором Псково-Печерского монастыря — во имя Архангела Михаила. Храм был построен в ХIХ веке в память о воинах, защищавших Псковский край и святую обитель от врагов во время Отечественной войны 1812 года.
61.
Псково печерский монастырь фото

62. В сквере за Михайловским собором.
Псково печерский монастырь фото

63. Вид на Михайловский собор.
Псково печерский монастырь фото

Еще раз парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса. На этот раз мы смотрим на нее сверху.
64
Псково печерский монастырь фото

65. На верхней площадке у крепостной стены. Часовня в честь иконы Божией Матери "Умиление Псково-Печерское".
Псково печерский монастырь фото

66.Особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.
Псково печерский монастырь фото

67. Стены и башни монастыря.
Псково печерский монастырь фото

68. Здесь проходил крепостной ров. На старых фотографиях видно, что он заполнен водой.
Псково печерский монастырь фото
69
Псково печерский монастырь фото

В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название).
70
Псково печерский монастырь фото

71. Купол сторожевой башни со шпилем. При большом увеличении можно разглядеть, что на проволочках — железные птицы.
Псково печерский монастырь фото

72. Ветер поднимает опавшую листву в аллее. Сильный ветер поднялся, сейчас дождь начнется.
Псково печерский монастырь фото

73. Иконы на стене портика Михайловского собора.
Псково печерский монастырь фото
74
Псково печерский монастырь фото
75
Псково печерский монастырь фото

76. Обратно мы возвращаемся той же дорогой. Икона над входом в храм Сорока мучеников Севастийских. В Москве тоже есть храм, освященный во имя Сорока мучеников Севастийских. Когда пойду в Новоспасский монастырь, я вам этот храм покажу.
Псково печерский монастырь фото

77. Колокол храма Сорока мучеников Севастийских.
Псково печерский монастырь фото

78. Дорога к монастырю
Псково печерский монастырь фото

Источник: foto-programmer.livejournal.com

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Псково-Печерский монастырь. Архимандрит АлипийКогда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Иоанн

Читайте также — Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

Псково-Печерский монастырь«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также — Мой монастырь

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

e-mail: [email protected]

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

 

Источник: www.pravmir.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.