Распечатать

Для активной части маршрута

  • Первый слой – термобелье, либо обтягивающее синтетическое белье
  • Теплый слой – флисовая или шерстяная кофта с горловиной
  • Верхний слой – ветрозащитная куртка
  • Дополнительный слой – теплая жилетка
  • 2-3 футболки из синтетики
  • Шапка тонкая (флисовая)
  • Носки обычные, 3 пары
  • Обувь

  • Дождевик
  • Бахилы или гетры (гамаши, фонарики) туристические
  • Треккинговые палки
  • Очки от солнца
  • Экспедиционный рюкзак (90-120л – мужчины, 75-85л – женщины)
  • Рюкзак штурмовой (30-35 литров)
  • Накидка на рюкзак
  • Накомарник

Для лагеря, спальное

  • Термобелье для сна
  • Спальный мешок для межсезонья. Температура комфорта от 0 до -10
  • Коврик. Либо толстую пенку, либо самонадувающийся коврик, либо современный надувной.
  • Запасное нижнее белье
  • Сланцы либо кроксы.
  • Фонарик на голову с запасными батарейками
  • Поппер(пенопопа, хоба, сидушка)

Посуда

  • Кружка
  • Ложка
  • Миска
  • Нож
  • Пластиковая бутылка (1-1,5л)

Источник: 1Peak.ru

Дневник путешествия 2–13 августа 2011 года.

Плато Мань Пупу Нёр (столбы выветривания) – памятник природы на территории Республики Коми, так же известный, как мансийские болваны.

Вид на плато Мань-Пупу-Нер

Высота «идолов» от 30 до 42 метров. Столбы выветривания  расположены вдали от мест обитания, и добраться туда смогут более-менее физически подготовленные люди. Мань-Пупу-Нёр признано одним из семи чудес России.


Плато маньпупунер фото

Ну вот и свершилось!!! Мы на протяжении полугода готовились к этому путешествию – изучали отчёты, карты, выбирали время. Нас собралось 6 человек – сборная команда, двое из Перми, двое из Самары и двое из Москвы. На заброску из Ивделя к нам присоединились ещё 9 человек и собака, тоже из разных городов, но в процессе похода на четвёртый день мы, нашим коллективом, отделились и отправились к плато самостоятельно.

Плато маньпупунер фото

Пешая часть маршрута по продолжительности составила 11 суток, а по протяжённости 220 километров. Из Ивделя мы забрасывались до так называемой базы Ильича, а закончили маршрут, пройдя Отортен и перевал Дятлова, на броде Ауспии.

 

День первый. 2 августа. Заброска.

Наша группа из 6 человек и остальные семеро прибываем на ж/д вокзал города Ивдель на поезде 337Е из Екатеринбурга в 3:52 по местному времени.

Плато маньпупунер фото

Нас уже ждёт КАМАЗ с закрытым брезентом кузовом. Грузим рюкзаки, прыгаем сами.

Нас забрасывает Владимир, сотрудник ивдельского спасотряда МЧС. Тут же регистрируем группы. По дороге заезжаем за «бонусом». Оказывается, местные ребята умудрились утопить грузовик Урал в болоте, и чтобы его вытащить, цепляем к нашему КАМАЗу телегу с гусеничным тягачом, которым они намеревались вытаскивать застрявшую машину. У телеги колёса были спущены, в итоге прождали очень долго (час-полтора), пока её приведут в порядок.


Ожидание заброски в Ивделе

Наконец, чудо-кэрриал подцепили, и мы двинулись в сторону Базы Ильича, откуда и начинался наш маршрут. Сделав крюк до Ауспии, отцепили вездеход. К слову сказать, погода была отвратительная. Почти не переставая лил проливной дождь, лишь иногда выглядывало солнце. Жутко холодно. По ощущениям градусов 5-8 (скорее всего из-за сырости). С нами в заброске были двое парней с дамой и собакой, из Москвы, которые приехали на своей машине в Ивдель. Собаке из этих четверых было хуже всех. Она была сильно напугана шумом мощной машины и большой плотностью народа в кузове. Там же обнаружился человек по имени Слава, который, по его словам, уже не раз ходил по местным тропам и хорошо знает дорогу.

Заброска от Ивделя

Вместо 5-6 часов заброска суммарно длилась 12. К 16.00 прибыли на базу Ильича, быстро выгрузились и тронулись в путь. В итоге за остаток дня прошли около 4 километров. Перейдя через небольшой ручей, разбили лагерь. Ужинали гречкой с мясом. Чай приготовили здоровский. Не то от него, не то от воздуха, который тут бесцветен, в отличие от городского, сильно кружилась голова. Очень много комаров и гнуса, причём они не боятся дыма.


Плато маньпупунер фото

Сегодня был день рождения нашего командира Дмитрия! Бурно поздравлять его сил не было, так что поздравили в лёгкой устной форме, пожали руку, обняли и улеглись спать. Ночью было жутко холодно.

 

День второй. 3 августа. Вперёд за Славой!

Подъём в 7 утра. Быстро разогреваем вчерашнюю гречку, приносим воды из ручья. Завтракаем, пьём чай. Сворачиваем лагерь, собираем вещи. Выдвигаемся в 8 часов. Дорога хорошая, в гору. Луж практически не встречается. Погода радует – несмотря на предрассветный холод и сырость, светит солнышко. Идём легко и весело.

Идут все 15 человек. Слава с навигатором первый, Дима – командир нашей группы – замыкающим. Идём довольно весело, но КПД оставляет желать лучшего. Часа через 2 доходим до развилки. Двухколейка сворачивает направо, мы уходим налево в сторону русла Лозьвы по лесной тропе. Иногда на ней встречаются поваленные деревья, а также лужи – последствия вчерашней непогоды. Грязь кругом солидная.

Постепенно начинаются небольшие болотца. По плану Славы, мы должны дойти до русла Лозьвы, подняться вверх, свернуть на её приток – Сульпу, подняться вверх по её течению и подойти вплотную к горе Яныгхачечахль, где стоит сарайчик.


Плато маньпупунер фото

Встаём. Обедаем, пьём кофе. Идём дальше. Находим избу. Судя по всему, охотничья. Внутри на стенах – плакаты с фотографиями ещё советских времён, а на одном – даже обнаженная голливудская красавица.

После домика тропа теряется в зелёных рядах ёлок. Слава ведёт нас напрямую к Лозьве. Начинаются болота. О сухости ног никто уже и не думает. Многие поуходили в трясину по пояс. Выходим из болота. Встаём на привал.

Народ нервно курит и трясёт Славу о том, сколько ещё осталось идти по грязи и буреломам. Однако, все на позитиве, поют песни типа «Я так хочу, чтоб болото не кончалось, чтоб оно за мною мчалось, даруя грязь» или «Дерево, а за деревом – дерево, а за деревом – дерево, а за деревом – лес».

Плато маньпупунер фото

Идём дальше. Снова начинается болото. Болотные кочки не выдерживают человеческий вес и уходят в топь. Все мокрые и грязные, выходим на берег Лозьвы. Переходим её вброд, не раздеваясь, так как по пояс одежда всё равно вымокла и смысла в этом нет. Разбиваем лагерь. Ужинаем. Долго сушим ботинки горячими камнями, которые нагреваем возле костра. Увы, не высушиваются. Путь за день – чуть более 12 километров.


 

День третий. 4 августа. На чужих берегах…

Проснулись довольно поздно – часов в 9. Погода замечательная – солнце, небольшие облака на небе. Позавтракали, собрались. Слава в это время уже пинал остальных, что медленно собираются и долго спят. Он отдал нашей группе болотные сапоги.

Горная речка

Пошли по берегу вверх по течению. Иногда встречались каменистые россыпи на берегах. По ним мы шли очень быстро. Порой вода подступала к самым корням деревьев, и приходилось лезть на отвесный берег высотой иногда больше метра, чтобы обойти по сухому. Сегодня должны были дойти до Сульпы – одного из притоков Лозьвы. Наша группа шла где-то между остальными. Выдали Славе и Диме по рации для того, чтобы им удобнее было контролировать группу.

В Лозьву впадало очень много ручьёв и маленьких речек, которые приходилось переходить или по камням, или перелазить по упавшим деревьям. К слову сказать, очень трудоёмкий процесс, особенно с тяжёлым рюкзаком за спиной. Через пару таких речек не было прохода, приходилось снимать обувь.


Речка

Несмотря на то, что мы вшестером шли группой, остальные очень сильно растянулись. Две женщины пошли со Славой вперёд к Сульпе, в результате не смогли за ним угнаться и остались сидеть вдвоём на одном из каменистых пляжиков Лозьвы. Мы их подобрали и через часок догнали Славу.

Дошли до Сульпы, поставили палатки. Поужинали. Спали мёртво. За день прошли 14 километров.

 

День четвёртый. 5 августа. Распад.

Встали в 9 утра. На завтрак – очень вкусный мясной супец. Вообще нам с завхозом и командиром очень крупно повезло. Отличная идея была засушить фарш и приготовить сублимированное мясо.

Двинулись в путь-дорогу в 11 часов. Движемся вверх по Сульпе. Слава ведёт нас по всем прибрежным кустам, буреломам и болотам. Иногда спускаемся на берег, чтобы попить воды или обойти непроходимый завал. Несколько раз переходили Сульпу вброд, снимая обувь, потом снова её надевая. Некоторые обувь не снимали и шли в мокрой.

Переход через речку

Места, честно говоря, очень красивые, но идти туда без минимальной туристической подготовки не стоит. Часов до 4 дня шуровали и встали на перекус. Совместно нашей группой из 6 человек было принято решение отделиться от команды Славы, так как не дай бог такого Сусанина никому, и брать Яныгхачечахль в радиус, не теряя времени на дальнейший подъём по Сульпе. Двинули на северо-запад. По прямой до сарая, расположенного рядом с горой щебёнки, порядка 7 километров.


Плато маньпупунер фото

Сначала шли просто по буреломам, хотя дорога ничем не отличалась от берега Сульпы, зато было сухо. Километра через два начался плавный подъём, который постепенно сменился крутым. Буреломы постепенно исчезли, и мы вышли на высоту, на которой росли лишь карликовые деревья, мох, лишайники и ивовый стланник. Последний создавал очень большие трудности при прохождении через его заросли.

Много черники и голубики. Иногда встречалась красная смородина. Вышли сначала на медвежью тропу. Видели помёт зверя. Далее шли по ивовым зарослям километра два, которые высотой от колена до шеи сильно мешали нашим манёврам.

Плато маньпупунер фото

Очень быстро стемнело. Практически ничего не видя, шли по навигатору через кусты. Очень хорошо виден Отортен с его снежниками. Народ уже замучился бегать в этот день, сильно хотелось спать.

К полуночи прибыли к сарайчику. Он оказался пустым. Огромное спасибо хотим сказать Щелковскому туристическому клубу «Вершина» за точные координаты ручья, где мы набрали воды. Ребятам огромный респект.


Сарай на Северном Урале

P.S. Со Славой осталось 9 человек, в том числе молодой человек из Москвы с мамой, которой около 70 лет! Надеемся, что с ними всё будет хорошо, и они благополучно доберутся к намеченной цели.

Северный Урал

 

День пятый. 6 августа. За туманом и за запахом тайги.

Так как сильно устали, отсыпались до половины первого и вставали крайне неохотно. На улице моросил мелкий дождик и стоял туман. Видимость не особо хорошая – метров 150. Попили кофе, перекусили. Основные необходимые вещи разложили по трём рюкзакам. Взяли с собой только одну палатку – трёшку. Тем самым уменьшили вес рюкзаков и обеспечили себе хоть и не всегда уютные, но тёплые ночёвки. Остальные три рюкзака оставили в сарае.

Сначала из-за низкой видимости шли вслепую по GPS, постепенно выходя на маршрут. Под ногами – то лишайники, то мох, то черника. Периодически попадался и курум, по которому из-за сырости скользили ботинки. Обувь довольно быстро промокла насквозь.

Северный Урал

Перевалили через одну из окрестных гор и увидели радугу над долиной. Даже две, но вторая гораздо тусклее и незаметнее первой.

Радуга в горах Северного Урала

Затем переваливаемся через еще одну гору и выходим на трек. Погода наладилась, светило солнце. Справа отчётливо виден Главный Уральский Хребет.

В горах Северного Урала

Где-то впереди шли 3 человека, но догнать или связаться с ними не удалось. Спустившись с горы, мы вышли на хорошую духколейную грунтовку. Дело близилось к вечеру. Прошли ещё несколько километров и встали на стоянку метрах в восьмистах от дороги. Путь за день составил 12 километров.

Плато маньпупунер фото

 

День шестой. 7 августа. Дорога дальняя.

Проснулись в 6 утра, позавтракали, попили чаю. Выдвинулись в 8. Пока возвращались на двухколейку, немного намочили ноги, так как роса выпала довольно обильно. После болот, буреломов и гор шли очень быстро.

Дорога хорошая, иногда с грязью и разъезженными джиперами ручьями. Но особых проблем для передвижения они не составляли, так как всегда находилась уже протоптанная тропка в обход.

Горы Северного Урала

Встретили троих ребят из Москвы, которых вчера видели на склоне. Они только проснулись к 10 утра. Идут с нами в попутном направлении. Периодически на дороге попадался придавленный к земле ивовый стланник. По левую руку стоял красавец Койп.

Гора Койп, Северный Урал

Спускаемся с одного из холмов. Встаём на обед. Кушаем сало с шоколадной пастой, запиваем кофе. Очень много черники. На очередном подъёме в гору ребята из Москвы нас обогнали. Навстречу нам шла группа молодёжи из Первоуральска, которые до Пупов так и не добрались и возвращались на выброску.

На вершине горы двухколейка затерялась где-то в россыпях курума и было предложено идти не по треку, а «срезать» путь через лес, к стоянке недалеко от истока Печоры. Сначала спускались по куруму, затем по чапыжнику в человеческий рост, через которые пробираться было довольно проблематично.

В горах Северного Урала

Через некоторое время вошли в лес. Километра три шли по буреломам, а потом по медвежьей тропе (попадался на глаза медвежий помёт). Несмотря на то, что мы немного выиграли в расстоянии, потеряли очень много времени и сил. Пришли на место в районе половины одиннадцатого. Разбили лагерь, поужинали. Все в предвкушении, ведь завтра – ПУПЫ! До цели – немногим более 6 километров.

Участники похода

 

День седьмой. 8 августа. Маньпупунёр.

Проснулись в 11 часов. Периодически накрапывал дождик. Облачность низкая. Сыро и холодно. Долго не вылезали из палатки, пока кратковременные дожди более-менее не стихли. Позавтракали под тентом. За это время дождь окончательно прошёл, кое-где вдалеке над горами появились просветы.

В общем, о ночном дожде напоминала теперь только насквозь мокрая обувь. Сушили её мелкой галькой, которую набирали в Печоре, закладывали в котёл с водой и доводили до кипения. Занимались этой процедурой часов до 3 дня. Командир пошёл в палатку отдохнуть перед решающим рывком.

Исток Печоры

В 5 вечера мы выдвинулись на Пупы. Шли по треку. Первое время он совпадал с тропой. Затем тропа закончилась, и мы шли через лес, минуя кусты и буреломы. Передвигались медленно, с привалами. От стоянки на Печоре до Шамана примерно 6 км по треку. Лес постепенно поредел, а позже с набором высоты и вообще прекратился. На смену лесу пошёл редкий кустарник, позже прекратился и он. Мы вышли на высоту тундры. Опустился очень густой туман. Видимость – не более 30 метров. Шли только по навигатору.

Плато в тумане напоминало сцену для какого-то фантастического фильма. Все ноги были мокрыми, так как очень много росы на мхах и лишайниках. Наконец из тумана показался Шаман, самый высокий останец, – феерическое зрелище!!! Дар речи потеряли и по плато бродили молча, восхищаясь увиденным. Густой туман, конечно, очень мешал, но впечатлений ничуть не испортил. Дух у всех перехватило…

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Начался сильный ветер и дождь. Бежим назад к лагерю. Очень быстро. Без привалов и остановок. К 10 вечера возвращаемся в лагерь. Сушимся, ужинаем. Ложимся спать. Засыпали долго, все ворочались, поглощённые перевариванием впечатлений, практически не разговаривали…

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Около останцев Мань-Пупу-Нер

Мань-Пупу-Нер

Мань-Пупу-Нер

Мань-Пупу-Нер

 

День восьмой. 9 августа. Марш-бросок.

Встали в 8. Позавтракали. Вышли в 10 часов. По плану предстояло пройти 40 километров и вернуться в сарай на Яныгхачечахле к 12 ночи. Прошли по тропе мимо истока Печоры. Шли очень быстро и слаженно. С утра прошёл небольшой кратковременный дождик, и буквально через час-полтора солнце вышло из-за туч. Поднялись в гору и вышли на ту же двухколейку, по которой пришли сюда.

Плато маньпупунер фото

Ближе к обеду встретились с группой, которая забрасывалась с нами, но осталась со Славой. Сам он нас как-то проигнорировал. До сарая после разбега они шли не день, как мы, а 3 дня. Немного позже встретили Бориса – одиночку из Астрахани, который уже тут больше месяца «отдыхает». Причём у него не было ни спальника, ни палатки, а ночевал он закутавшись в полиэтилен.

Северный Урал

Ближе к вечеру мы свернули с двухколейки и пошли прямиком в гору. На тот момент прошли уже более 30 километров. В гору поднялись по радиусу. Начался ужасно сильный ветер с юго-запада.

Стемнело очень быстро. Темно, туман, накрапывает дождь, но мы идём. Все с фонарями, но видно всё равно плохо. Скорость очень резко снизилась. Одному из членов команды стало плохо. Время позднее – около часа ночи.

Принимаем решение встать на холодную ночёвку. Нашли какие-то ёлки, которые прикрывали палатку от ветра (одну из её дуг это всё равно не спасло). Ночью было очень сыро, особенно тем, кто спал по краям. Из 41 запланированного километра мы прошли 37. Ночью слышали, как медведь ворочал камни неподалёку от палатки, ибо больше не кому…

Ночь в горах Северного Урала

Проснулись в 6, вылезли из палатки, выпили кофе и немного «горячительного» для согреву. Прошли ещё 4 километра и к 9 вышли к сараю.

 

День девятый. 10 августа. Днёвка в сарае.

Возле сарая стояли автомобили с московскими номерами, стояла одна палатка снаружи и две внутри. Как раз к нашему приходу народ проснулся. Пообщались, попили кофе. С ребятами обменялись контактами. Они работают в магазине «4x4shop» и часто ездят вот в такие путешествия. Они собрались и уехали.

Плато маньпупунер фото

Мы позавтракали, затопили печку в сарае, отогрелись и легли спать. Погодка наладилась – просто супер. Светит солнышко, тепло. К обеду немного застыл приготовленный с утра тортик (печенье, сгущёнка, орешки и сахар). Все проснулись, командир угощал всех очень вкусной сладкой гречкой с черникой, которую приготовил.

Северный Урал

В этот день к сараю пришла группа Александра Богданова – хорошего знакомого нашего командира из Екатеринбурга. Ребята в Поритайтсори потеряли одну палатку, так что придётся им потесниться. Ночевали вдевятером, пригласив в сарай ещё трёх ребят из группы Александра. Долго не засыпали – общались, мы делились впечатлениями, они внимательно слушали и анализировали.

Плато маньпупунер фото

 

День десятый. 11 августа. Бегом домой.

Проснулись в 9 утра, вышли в 11 после плотного завтрака и утреннего чаепития выдвигаемся в сторону Отыртена. Идём по двухколейке, наезженной вездеходами, очень быстро. Дорога идёт в гору высотой чуть более 1000 метров по радиусу, и мы поднимаемся по ней с несколькими привалами.

Плато маньпупунер фото

Делаем ещё один привал наверху, прячемся от ветра за останцом. Несмотря на то, что ярко светит солнышко, на высоте ветер довольно прохладный, поэтому под рюкзаком идём легко одетые, чтобы не потеть, а на привалах иногда накидываем тёплую одежду. Далее по той же двухколейке спускаемся с горы, выходим в низину, минуем её, встаём на привал рядом с родником, пополняем запасы воды и начинаем штурмовать отрог Отортена. Двухколейка уходит направо, а мы поднимаемся вверх по мху и периодически выступающему куруму. Взойдя на отрог Отортена, перекусываем орешками и остатками конфет.

Проходим Отортен траверсом, на самую вершину подниматься не стали. Скорость очень низкая. Девушки ругают курум. Хотя подниматься по нему – одно удовольствие. Выходим к «воротам Отортена» – нескольким останцам, которые и вправду напоминают ворота куда-то. Выходим на другой отрог, внизу – Озеро Последнего Гуся и пара снежников.

Озеро Последнего Гуся

Нам навстречу прошла целая демонстрация народу, которые тоже шли на Пупы. Миновав ещё одну небольшую гору, спустились немного ниже и встали на ночёвку с прекрасным видом на гору Холат Сяхыл. В этот день по дороге нашли пару оленьих рогов.

Через некоторое время увидели на склоне троих ребят из Москвы, с которыми ранее пересекались. Командир сделал выстрел из ракетницы, они нас заметили и встали на ночлег неподалёку от нашей стоянки. Дрова, кстати, кем-то были любезно заготовлены и принесены откуда-то снизу, так как кроме ивового стланника никакой растительности не наблюдалось в радиусе метров в 500-700. Вода, правда, закипала очень долго. Поужинали, легли спать.

Северный Урал

 

День одиннадцатый. 12 августа. В лесах и на горах.

Проснулись в 6 утра, позавтракали, свернули лагерь, набрали воды из ручья, который находился рядом с нашей стоянкой. Выдвинулись в путь. Скорость по мелкому куруму, который лежал на ровных площадках, значительно увеличилась. Мы набрали высоту и направились в сторону Холатчахля. Ребята из Москвы к моменту нашего отхода ещё даже не встали.

Плато маньпупунер фото

Тут нашему взору предстал обитатель местных плоскогорий – олень, который длительное время позировал перед объективами наших фотоаппаратов на расстоянии метров 150. Шли очень быстро, в идеале хотелось бы в этот же день добраться до Ауспии и там забазироваться. Погода тоже очень радовала – солнце и лёгкий ветерок с юга.

Олень

Вышли на джиперскую двухколейку. Немного спустившись по ней, мы вышли к отрогу Холатчахля. Поднявшись на него, вышли на курум, и пошли по левой стороне траверсом. Дорога ушла по мхам и лишайникам вправо. На Холатчахле курум несколько отличается от курума на Отыртене. Он более мелкий и на нём легче поскользнуться. Среди камней тёк ручей, мы сделали привал, попили воды и набрали с собой в запас свежей. Ниже нас по долине нас догоняли трое ребят из Москвы, которые ночевали с нами.

Пройдя ещё немного, сбросили высоту и вышли на перевал Дятлова. Там ребята из Москвы нас догнали. Отметились в тетрадке, которая лежит в железной банке под памятником группе Дятлова. Ребята ушли раньше нас. Мы пофотографировались на перевале и начали спуск к Ауспии.

Перевал Дятлова

Перевал Дятлова

Тропа после болот и пурума казалась просто хай-вэем, и уже через полчаса мы были на берегу Ауспии, где довольно много мест для стоянки. Сразу после спуска встретили у реки отдыхающих, прошли ещё немного и встали на перекус. Доели запасы халвы, сахара и конфет, не считая НЗ, помылись в реке. Заварили зелёного чаю, пришлось пить без сахара. Собрались, переоделись, двинули дальше. Думали, что нас уже ничто не остановит…

Тропа иногда шла по болотам, иногда на ней попадались поваленные деревья. Вышли к Ложке. Сфотографировались.

Стоянка с Ложкой

Ребята из Москвы встали там на ночёвку. Мимо нас в сторону брода (место выброски) пробежала какая-то группа в кроссовках с такой скоростью, что можно было бы до Пупов за 3 дня добежать. И тут началась гроза, да такая что повзрослели!!! Мы шли очень быстро по болотам и грязи до полной темноты, пока это было возможно. В конце концов, решили сделать последнюю ночёвку в одной палатке. Растянули тент, разожгли костёр, немного просушили вещи. Завели будильник на раннее утро, легли спать.

 

День двенадцатый. 13 августа. «А я бы ещё недельку пофестивалил»

Проснулись по будильнику в 5 утра. Попили кофе. Ночью шёл дождь и всё было сырое. Свернули лагерь. Вышли в 7 часов. До выброски оставалось пройти 8 километров. Тропа плавно начала удаляться от Ауспии влево. Кое-где по-прежнему встречались болота. Где-то через полтора часа начала показываться двухколейка. Через 2 часа она приобрела вид разъезженной грязевой колеи. Прошли мимо нескольких стоянок, где народ ещё только поднимался. В двух местах на дороге попалось глубокое болото, которое приходилось облазить по кустам.

Ещё километра через 3 мы вышли на финишную прямую, свернув направо, в сторону брода. И вот, наконец, увидели машину, которая нас забрасывала, торчавшую кабиной из кустов.

Выброска

Дойдя до брода, помылись, доели остатки мяса, отдали стоящему на Ауспии народу НЗ. Сели в машину, командир пустил в небо сигнальную ракету, и мы отправились в Ивдель. Выброска заняла примерно 6 часов. Вовремя вернулась только наша группа.

© Наталья ШМАЕНКОВА

UraloVed.ru

Плато Маньпупунер на карте: 

Источник: UraloVed.ru

Плато маньпупунер фото

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика ? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю — сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

А это же вот тут, рядом.

Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.

Плато маньпупунер фото

Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Плато маньпупунер фото

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.

Плато маньпупунер фото

В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

Плато маньпупунер фото

Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Плато маньпупунер фото

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Плато маньпупунер фото

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Плато маньпупунер фото

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.

Плато маньпупунер фото

У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера,  и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Плато маньпупунер фото

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер,  относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.

Плато маньпупунер фото

Ну и еще о легендах …

Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)

Плато маньпупунер фото

Мансийские предания.

Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Плато маньпупунер фото

Старожильческое русское население и  былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Плато маньпупунер фото

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото

Плато маньпупунер фото


[источники]

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.