«Петергоф: фотолетопись страшных дней». В государственном музее-заповеднике открылась выставка немецкой фотохроники. На аллеях Верхнего сада выставили коллажи снимков времен оккупации и послевоенных лет.

Кадры уникальны, как необычна и история создания экспозиции. Три недели назад в музей пришли два петербургских молодых ученых и предложили провести такую выставку. Предоставив фотопленки и не попросив за их использование ни копейки.

Как ученым удалось получить уникальную хронику, расскажет корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Здесь, в тени аккуратно постриженных лип, на вытоптанных тысячами туристов дорожках, совсем рядом с сияющим Большим дворцом Петергофа — кадры горящего и взорванного того же дворца и снимки немецких офицеров, прогуливающихся по парку. И то ли от такого соседства, то ли от того, что так действительно было, даже сегодня и не только музейным работникам становилось как-то не по себе.


На открытии Елена Кальницкая, как ни старалась, слез не сдержала. И не потому, что, будучи директором, могла оценить восстановительные работы, проводимые в музее десятилетиями. А потому, что эти кадры трогали по-особому.

Ведь это не хорошо знакомая официальная фотохроника военных корреспондентов, а снимки из семейных архивов немецких солдат. Как сегодня пикники, детские праздники и юбилеи, они в 1941–1943 снимали себя. На руинах и в царских интерьерах.

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «„Трудно себе представить, как могли цивилизованные, образованные люди позировать и фотографироваться на фоне горящих памятников культуры. Даже если это вражеские памятники. А для них Россия была врагом. Поэтому в этой выставке столько всего человеческого, философского, и ее исторический смысл, конечно, огромен“.

Доступны эти снимки стали, благодаря двум молодым историкам. На известном мировом интернет-аукционе они дотошно искали и выбирали неизвестные кадры военных лет. Продавцы — не собиратели, а, скорее, родственники тех, кто в войну оказался оккупантом Петергофа.

Для петербургских обладателей фотоценностей они не только часть уникальной коллекции, но и удивительный материал для исследований, который предлагает ученым новые исторические версии.


Баир Иринчеев, историк: Здесь, на фотографии 1943 года, видим, что статья Самсона все еще стоит в парке. И здесь мы видим тот же год, когда немецкие офицеры гуляют по парку, и Самсона уже нет. Явно видно, что Самсон упаковали и увезли немцы. Где он затерялся мы уже не знаем. Но хотя бы какую-то более правдоподобную историческую версию, гипотезу на этом уже можно строить».

Снимок горящего дворца, датированный 41 годом, ставит под сомнение и предположение, что здание сгорело от удара советской артиллерии, который был нанесен позже — во время рождественского приема в парадных залах.

Чаще других здесь встречаются кадры солдат Вермахта в готических конюшнях. Кажется, немцы проводили там много времени. Фотографы с интересом фиксировали военные будни.

Пленные морские десантники, перевозка печи на санях… Вот кто-то, кажется, с грустью смотрит на море с верхней террасы Большого дворца и на полыхающий город. И рядом как будто ради веры в мирное будущее снимок, сделанный уже в освобожденном Петергофе в 44-м — расчистка верхнего парка. Спустя два года в нем снова запустили фонтаны.

Источник: www.ntv.ru

Петергоф после войны фото
Питер-2013 // Часть 13

Петергоф после войны фотоПетергоф после войны фото

1. Продолжая экскурсию по Петергофу, двигаемся по Марлинской аллее на запад.
Петергоф после войны фото

2. Здесь встречается один из парных фонтанов — «Адам» в окружении трельяжных беседок.
Петергоф после войны фото

3. Фонтаны «Адам» и «Ева» сохранили скульптурное убранство со времён Петра и Екатерины, их они и олицетворяют.
Петергоф после войны фото

4. Фонтан «Ева» аналогичен по композиции.
Петергоф после войны фото

5. А так это место выглядело в 1944 году.
Петергоф после войны фото

6. Дальше идём по косой аллее, упирающейся в маленький павильончик.

Петергоф после войны фото

7. Это павильон Эрмитаж, первый в России. Слово «эрмитаж» означает «приют отшельника», а в царских резиденциях так назвали здание, где проходили приёмы и обеды без присутствия прислуги. Это достигалось специальными механизмами, доставлявшими блюда с нижнего этажа прямо на стол. Аналогичный павильон есть в Царском Селе, через некоторое время я о нём напишу.
Петергоф после войны фото

8. К сожалению, механизмы Эрмитажа были уничтожены во время войны и восстановлены совсем недавно.
Петергоф после войны фото

9. Идём дальше.
Петергоф после войны фото

10. Скамья-памятник Великой Княгине Александре Николаевне, дочери Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, умершей после родов в возрасте 19 лет.
Петергоф после войны фото

11. Неподалёку от скамьи находится фонтан Львиный каскад.
Петергоф после войны фото

12. Фонтан простоял разрушенным вплоть до 2000 года.
Петергоф после войны фото

13. Каскад «Золотая гора» был разработан по подробнейшим указаниям Петра I. На вершине установлена скульптура Нептуна.

Петергоф после войны фото

14. Почти вся скульптура каскада в годы оккупации была спасена в захоронении.
Петергоф после войны фото

15. Другое название каскада — Марлинский. Рядом с ним находится и Марлинский пруд. Здесь разводили осетров для царского стола.
Петергоф после войны фото

16. Пруд назван по дворцу Марли, получившем имя после посещения Петром резиденции французского короля в Марли-ле-Руа. С середины XVIII века дворец приобрёл мемориальный статус, здесь хранились личные вещи Петра I: морская шинель и кафтан с вышитым орденом Андрея Первозванного, книги, стол, выполненный руками царя, его личная посуда.
Петергоф после войны фото

17. В 1941 году коллекции дворца были эвакуированы, а сам он пострадал от попадания немецкой мины замедленного действия.
Петергоф после войны фото

18. Сейчас он восстановлен и служит как музей.

Петергоф после войны фото

19. За дворцом расположен Секторальный пруд, разделённый на части кирпичными мостками.
Петергоф после войны фото

20. Рядом с дворцом — сад Венеры, заслонённый от моря земляным валом.
Петергоф после войны фото

21. В стеклянной витрине выставлены уцелевшие элементы старой отделки Большого дворца.
Петергоф после войны фото

22. На самой западной окраине Нижнего парка канал водосброса втекает в Балтийское море.
Петергоф после войны фото

23. На этом Петергофский ансамбль заканчивается, дальше тянутся заболоченные берега, вдалеке торчит вышка системы управления движением судов.
Петергоф после войны фото

24. А нам ещё осталось осмотреть безлюдный Верхний сад.
Петергоф после войны фото

25. При входе на центральную аллею нас встречают солнечные часы.
Петергоф после войны фото

26. В окружении декоративных растений лежат два Квадратных пруда, из которых вода подаётся в фонтаны Нижнего парка.

Петергоф после войны фото

27. В центре круглого Дубового пруда сидит Амур с театральной маской на голове.
Петергоф после войны фото

28. Вокруг расставлены скульптуры, например безоружная Афина.
Петергоф после войны фото

29. По краям сада тянутся трёхсотметровые галереи-берсо.
Петергоф после войны фото

30. Выше, в центре сада, расположен пруд с фонтаном «Нептун».
Петергоф после войны фото

31. Морской царь запечатлён в окружении свиты.
Петергоф после войны фото

32. Бронзовый ездок собирается прогнать птицу со своего дракончика.
Петергоф после войны фото

33. Выше всех лежит круглая чаша фонтана «Межеумный».
Петергоф после войны фото

34. А так сад выглядел в 1944 году. Хорошо видны разрушенные водопроводы, питавшие водой Большой каскад и другие фонтаны Петергофа.
Петергоф после войны фото

35. Покинув музей-заповедник, мы немного прогулялись до остановки маршрутки. По пути встретился деревянный дом с затейливой резьбой, сохранившийся с конца XIX века.

Петергоф после войны фото

36. За современным отелем высятся шатры красивейшего Петропавловского собора, построенного в 1905 году.
Петергоф после войны фото

37. Во время войны храм пострадал от артобстрела, так как внутри сидел немецкий корректировщик, наблюдавший за перемещениями наших кораблей.
Петергоф после войны фото

38. В 1941 году немцы возле храма захватили подбитый КВ-1.
Петергоф после войны фото

39. Сейчас храм отреставрирован и поражает своими габаритами, превосходя аналогичные Покровский собор и Спас-на-Крови.
Петергоф после войны фото

40. На ограду нанесена репродукция картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Петергоф после войны фото

41. Для меня поразительным открытием стал тот факт, что в Петергофе до войны сохранялись два вагона императорского поезда: опочивальня и столовая. В опочивальне находились кабинеты Николая II и Александры Федоровны, туалетные комнаты с умывальниками, купе камеристки и камердинера, гардероб. Именно в этом вагоне Николай II подписал отречение от престола. Вагоны находились в музее «Империалистическая война и падение самодержавия». Рядом был выставлен вагон поезда Петербург-Москва времён Николая I.

Петергоф после войны фото

42. К несчастью, вагоны были разбиты немецкими вандалами в 1941-1944 годах.
Петергоф после войны фото

43. Остовы вагонов простояли в Александрийском парке до 1953 года, после чего их разобрали. Так исчезла ещё одна реликвия из трагических последних дней Российской Империи.
Петергоф после войны фото

Также рекомендую ознакомиться с записями:
Петергоф после войны фото
Петергоф после войны фото
Петергоф после войны фото
Усадьба Добосно Усадьба Валуево Несвиж

Источник: deletant.livejournal.com

До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя и Похьяёки, к югу от них, на Поповой горе (ныне Бабигонские высоты), — деревня Папингондо.

wsjfJ5i5OIo.jpg

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка.

Особняк Трувеллера. Телефонная станция

Особняк Трувеллера. Телефонная станция

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.

z_325684dd.jpg

С 1762 года Петергоф — город в ведении Дворцового ведомства.

Вокзал «Новый Петергоф»

Вокзал «Новый Петергоф»

В конце XVIII века в городе числилось 57 обывательских домов, а в 1801 году вдоль Правленской улицы сложился ансамбль первых каменных зданий. Кроме служащих в ней стали селиться свободные люди, «обыватели».

Английский_парк_в_Петергофе._Фото1900-х.jpg

Английский парк. Фото начала 1900-х годов


Английский дворец, XIX век

Английский дворец, XIX век

В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.

Император Николай II и цесаревич Алексей со свитой обходят подразделения лейб-гвардии Егерского полка. Новый Петергоф. 17 августа 1912.

Император Николай II и цесаревич Алексей со свитой обходят подразделения лейб-гвардии Егерского полка. Новый Петергоф. 17 августа 1912 год

В годы Первой мировой войны в Петергофе дислоцировались первая, вторая и третья школы прапорщиков.

Алексей и его друзья. Нижняя дача в Александрии.

Цесаревич Алексей и его друзья. Нижняя дача в Александрии

Цесаревич Алексей на даче 1908 год

Цесаревич Алексей на даче 1908 год


-8DdCGiAwCs.jpg

До 1917 года Петергоф был одной из главных летних императорских резиденций, которую населяли в основном дворцовые служители, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.

Петергофский аэродром 1922 год

Петергофский аэродром 1922 год

Морлеты, авиамеханики и мотористы 1 Морского Истр-отряда ВВС Балтфлота на маневрах. 1922. Новый Петергоф

Морлеты, авиамеханики и мотористы 1 Морского Истр-отряда ВВС Балтфлота на маневрах. 1922. Новый Петергоф

В 1918 году бывшие императорские дворцы Петергофа превращены в музеи. 18 мая 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия рабочих. За первое лето работы музея его посетило более двух тысяч трудящихся. Вскоре в многочисленных корпусах, где прежде жили придворные и дворцовая челядь, стали открывать дома отдыха, санатории, детские учреждения; в парках появились детские площадки, читальни, эстрады.

Советские солдаты на лошадях объезжают разрушенный гитлеровцами Петергоф. Январь 1944 года

Советские солдаты на лошадях объезжают разрушенный гитлеровцами Петергоф. Январь 1944 года

С 23 сентября 1941 года по 19 января 1944 года город оккупирован германскими войсками. 5 октября 1941 года в Петергофе был высажен Петергофский десант (морской). Линия фронта проходила на западной границе города по линии обороны Ораниенбаумского плацдарма.

Дворец Лейхтенбергских после Великой Отечественной войны. Фото 1945 года

Дворец Лейхтенбергских после Великой Отечественной войны. Фото 1945 года

В результате военных действий город был почти полностью разрушен или сожжён. Наиболее сильно пострадал ансамбль Нижнего парка. Около 30 тысяч предметов живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры из дворцовых коллекций было уничтожено или разграблено; фонтаны и водоводная система выведены из строя; 10 тысяч деревьев — более одной трети зелёного массива — вырублены.

Противотанковый ров. Верхний сад

Противотанковый ров. Верхний сад

В 1944 году Петергоф был переименован в Петродворец, так как немецкое название тяжело воспринималось на фоне разрушений, оставленных немецкой армией. При этом железнодорожные платформы Новый Петергоф и Старый Петергоф не переименовывались.

z_27f6bda5.jpg

Масштаб разрушений в Великую Отечественную войну был столь велик, что не все объекты удалось восстановить. В 1944 году началось восстановление и новое строительство города. В целом, облик довоенного города был сохранен.

Фидель Кастро в Петергофе. 12 июня 1960 года

Фидель Кастро в Петергофе. 12 июня 1960 года

В 1960—1970-е годы началось массовое жилищное строительство в городе. Выросли новые кварталы с пяти-десятиэтажными домами, школами, торговыми центрами. Возле Английского парка, на бывшем Кадетском плацу, создан новый жилой массив с высотными зданиями.

Современный Петергоф. Нижний парк. Большой каскад

Современный Петергоф. Нижний парк. Большой каскад

В мае 2009 года приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в адресном классификаторе название «Петродворец» было заменено на «Петергоф».

Источник: diletant.media

— Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойдённое по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Петергоф превращён в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов, — так описывал Петергоф в январе 1944 года один из корреспондентов ЛенТАСС (статья «На пепелищах Петергофа») сразу после того, как в освобождённый город вошли советские бойцы.

До начала войны из блистательного пригорода Петербурга удалось эвакуировать около 14 тысяч музейных предметов: часть из них хранилась в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала, часть — и вовсе за пределами Ленинграда. Но большой пласт культурного наследия так и остался в осаждённом городе. Некоторые мраморные статуи музейным работникам удалось укрыть в ящиках и закопать на территории Нижнего парка, бронзовые скульптуры и вазы покоились в тоннеле Большого каскада.

Не успели спрятать самые тяжёлые и большие статуи Тритонов, Неву, Волхова Большого каскада, Тритона из Оранжерейного садика, четырёх мальчиков-тритонов на Марлинском участке, а также венец фонтанной группы — самого «Самсона, раздирающего пасть льва». Уже позже все они окажутся пропавшими без вести: «Самсон» официально признают утратой Петергофа. Утратой, которая всего за два года возродится буквально из небытия.

История создания фонтанного комплекса насчитывает годы кропотливой работы. И если Петергоф в целом является детищем Петра I, то знаменитый фонтанный комплекс — плоды трудов его последователей. Фигуру Самсона, выполненную по модели скульптора Растрелли, установили едва ли не самой последней во всём скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что и дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Петергоф после войны фото Но существует и легенда, что «Самсон» якобы был сооружён гораздо раньше, ещё при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в аллегорических символах — фигурах Самсона, библейского героя, символизирующего Россию, и льва, который как часть шведского герба олицетворял побеждённого противника.

Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда проложили  специальный деревянный трубопровод длиной более четырёх километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Автором первой композиции был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружён по идее русского архитектора Михаила Земцова. Первоначальный Самсон разительно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Герой был изображён с бородой и с развевающимся плащом, а скульптура — выполнена из свинца. Но прожить первенцу удалось, увы, недолго. Со временем из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась. В 1802 году героя отлили в бронзе. Автором новой скульптуры стал русский мастер классицизма Михаил Козловский. В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы. Второй Самсон лишился плаща и теперь действительно больше напоминал древнегреческого богатыря. В таком облике герой встретил 22 июня 1941 года…

После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако и тогда многие из них отказывались верить, что немецкие войска подойдут к Ленинграду настолько близко. Дворцы в спешном порядке готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.

Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20:00 — в день, когда немцы вошли в Петергоф. Лишь спустя 2,5 года — 19 января 1944-го — в город войдут уже наши войска. В практически дотла выжженном парке солдаты увидят лишь руины Большого дворца и так и не найдут Самсона.

По основной версии, скульптуру разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Такой же печальной участи удостоились статуи Волхова, Невы, тритонов. Всего, по данным дирекции ГМЗ «Петергоф», за период боевых действий оккупации было утрачено 454 предмета.

Смириться с утратой Самсона не мог ни один ленинградец. Работы по возрождению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города. Одной из первых пепелище и разруху увидела Марина Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. На протяжении всей блокады она вместе с другими работниками пригородных музеев сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге «Памятники. Люди. События» она рассказывала, как впервые приехала в освобождённый город на военном грузовике вместе с сапёрами.

«Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращён в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь…»  (из писем М.А. Тихомировой матери).

Одновременно с военными к работе приступили и музейные работники — искали то, что ещё можно восстановить. Но работали в окопах, оставшихся от в прошлом прекрасного парка, и простые ленинградцы, и жители Петергофа. Целые группы студентов регулярно приезжали на субботники. Нижний парк, облик которого ещё был далёк от первоначального, впервые был открыт для посетителей летом 1945 года.

Тогда же перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача — восстановить Самсона и всю утраченную скульптурную группу. Работу поручили скульптору Василию Симонову (дедушке бессменного ведущего программы «Умницы и умники», писателя и философа Юрия Вяземского-Симонова и актрисы Евгении Симоновой) и его помощнику Михайлову. Работа осложнялась тем, что никаких чертежей и эскизов не сохранилось. Мастерам пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.

Волхова, Неву и тритонов восстанавливали другие ленинградские скульпторы. Всего мастера буквально возродили заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей.

14 сентября 1947 года богатырь снова вернулся на место. Кадры, запечатлевшие, как Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца, стали отдельным национальным достоянием. Петергоф после войны фото Почти повторить легендарный путь богатырю пришлось более чем через полвека — в 2010 году скульптуры Большого каскада Петергофа отправили на реставрацию. Чтобы золото как можно больше не смывалось водой, монументы покрыли двойным слоем сусального золота (на восстановление позолоты скульптурной композиции ушёл почти килограмм драгоценного металла), а также специальным особо прочным лаком.  Петергоф после войны фото В апреле 2011-го, почти так же, как и в 1947 году, отбыв из мастерских на Васильевском острове, минуя Дворцовую площадь, Невский, Адмиралтейский, Вознесенский, Старо-Петергофский проспекты, Санкт-Петербургское шоссе, фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» снова прибыл на законное место. Сегодня посмотреть на легенду, возрождённую из небытия, ежегодно приезжают миллионы человек.

 

Источник: life.ru

Петергоф в годы войны

 Петергоф — старейшая парадная летняя резиденция русских императоров близ Петербурга. С момента ее основания Петром I и до начала XX столетия здесь были разбиты парки, возведено около двадцати дворцовых зданий, построены изящные садово-парковые павильоны. Парки императорской резиденции украшают более чем 150 фонтанов.

4634571_t6_2 (270x350, 21Kb)

Петергоф после войны фото

Петергоф после войны фото

Павильон Эрмитаж

Император Павел I, ревностный почитатель памяти прадеда, считал своим долгом заботиться о Петергофе. В недолгие годы его правления в парках Петра Великого появились новые фонтаны, реставрировались старые, заменялась пришедшая в ветхость скульптура Большого каскада. Для грандиозных работ сюда были привлечены лучшие силы ваятелей России из Петербургской Академии художеств: М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, И. Мартос. С восшествием на престол Николая I Петергоф пережил свое второе рождение, император делал все, чтобы сохранить и приумножить начатое Петром. При нем Петергофская резиденция стала главным местом летнего пребывания императорской семьи. В период правления праправнука основателя летней резиденции здесь появились новые пейзажные парки, с дворцами и павильонами, построенными в различных модных тогда стилях: готические Коттедж и Фермерский дворец, помпеянские Царицын и Розовый павильоны, величественный «греческий» Бельведер, «русские хижины» — Сельский приказный и Никольский домики и другие. В их строительстве участвовали такие ведущие архитекторы XIX столетия, как А. Менелас, А. Штакеншнейдер. Николай I сделал так много для Петергофа, что изменения, происходившие в последующие царствования, не всегда замечались. Тем не менее «Петров двор» никогда не оставался без внимания.

Однако только Николай II сделал Петергоф местом своего пребывания. Здесь последний русский император проводил почти все лето. Для него на берегу Финского залива в парке Александрия по проекту молодого зодчего А. Томишко была построена Нижняя дача, поставившая точку в дворцовом строительстве петровской резиденции.

После революции 1917 года более десяти дворцов и павильонов императорской резиденции стали музеями национального и западноевропейского искусства XVIII — начала XX века. Начались и первые реставрационные работы, которые коснулись главным образом парков и фонтанной системы, изрядно запущенной в предреволюционные годы. С приходом в 1924 году в качестве директора Н. И. Архипова эти работы стали носить систематический характер, и именно он положил начало научной реставрации Петергофского ансамбля и собиранию архива по истории его строительства. Тогда же была проведена инвентаризация большинства художественных ценностей, находившихся во дворцах и парках. Эти данные были использованы, когда началась работа по возрождению музейных экспозиций в послевоенные годы и сегодня — при создании этого каталога.

 

4634571_t6_5_1_ (350x153, 17Kb)

Дворец Монплезир

 

4634571_t6_6b (308x424, 35Kb)

Лаковый кабинет.
Дворец Монплезир

Благодаря реставрации 1920-1930-х годов дворцово-парковый ансамбль Петергофа в предвоенные годы находился в прекрасном состоянии, его популярность возрастала с каждым годом.

В 1940 году в летний сезон Петергоф посетило более двух миллионов человек. Сезон 1941 года должен был открыться 22 июня. Но в этот день нацисты напали на Советский Союз, а уже 23 сентября 1941 года они вошли в Петергоф. И, конечно, не все, что хотелось бы, удалось сделать за столь короткий отрезок времени, отпущенный на эвакуацию. Поэтому, когда сегодня мы сокрушаемся по поводу тех или иных невывезенных музейных экспонатов, каждый из нас должен помнить о невероятно трудных условиях, в которых приходилось тогда работать сотрудникам музеев.

Вот как описывает первый день войны М. Ребане, директор объединенных дворцов и парков Петергофа и Ораниенбаума: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Буквально с первых же дней началась подготовка к эвакуации музейных экспонатов. За короткий период небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать огромную работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь, снять со стен живописные полотна, образцы декоративных тканей, упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Из более чем четырех тысяч предметов, составлявших коллекцию только Большого дворца, удалось вывезти более двух тысяч.

4634571_0006_4_ (350x211, 20Kb)

Развалины Большого дворца и Большого каскада. 1944г

О том, как бережно было укрыто все, что время и обстоятельства не позволили вывезти, рассказывает эвакуационный акт, датированный 22 сентября 1941 года 20 часами, когда бои шли уже в самом Петергофе. В частности, в этом документе говорится: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности».

Пожалуй, самым непростым вопросом, вставшим перед научными сотрудниками, был вопрос о том, какие из экспонатов необходимо подготовить к отправке в первую очередь. Несложно представить и другую трудность, с которой столкнулись хранители: каким образом упаковать фарфоровые люстры с тончайшими лепными цветами, невероятно тяжелую скульптуру или громоздкую неразборную мебель? Предоставленных Петергофу десяти вагонов и такого же количества платформ было явно недостаточно для коллекций петергофских дворцов и парков. Сразу же встала проблема выбора музейных предметов, «достойных» быть эвакуированными или оставленными во дворцах или гротах и подземном тоннеле у дворца. Так в гроты попали ящики с предметами фарфора, люстрами, стеклом из дворцов, а в тоннель с западной стороны Большого дворца — скульптура с Большого каскада. Большой каскад — уникальный памятник не только фонтанного искусства, но и скульптурного убранства. В первые дни войны было решено полностью демонтировать его декоративный убор, статуи и барельефы и вывезти в глубь страны.

 4634571_t6_8_2_ (307x251, 16Kb)Петергоф после войны фото

Парадный зал в павильоне Эрмитаж

После войны высказывались предположения о том, что некоторые из них находятся на частных виллах за пределами России (пока эти слухи не подтвердились). К сожалению, предметы декоративно-прикладного искусства, спрятанные в подвалах Большого дворца, частично пострадали во время пожара в здании, а в большей своей части были разграблены. В начале войны из Петергофа сначала в Горький, а затем далее, в глубь страны — в Новосибирск и Сарапул, были отправлены несколько эшелонов с музейными коллекциями. В их числе были так называемые петровские вещи, т.е. экспонаты дворцов Монплезир, Марли, Эрмитаж, кроме того, дворцовые ткани, живопись, предметы Особой кладовой.

Другую часть петергофских ящиков перевезли в Ленинград на Московскую товарную станцию, затем перевезли их в Исаакиевский собор. Туда было отправлено двадцать четыре ящика с предметами декоративно-прикладного искусства — фарфор, стекло, ковры и пр. — и пять ящиков с особой пометкой: «Бронза».

Страшная картина разрушений предстала перед глазами первых музейных сотрудников, пришедших в Петергоф сразу же после его освобождения. Вот как описывает это свое посещение сотрудник Петергофа М. Тихомирова 31 января 1944 года: «Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, — неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона. По парку пришлось пробираться узкими тропинками и видеть все новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъемного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала». Кроме того, были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков, созданных в XIX столетии.

4634571_t6_9_2_ (350x174, 21Kb)

Петергофский Ея Императорского Величества дворец
на берегу Финского залива. 1761.
Гравюра по рисунку М.И. Махаева

Нацисты, занявшие Петергоф, превратили его в особо укрепленный пункт. На третий день после оккупации города все жители были выселены из Петергофа. Потому и нет свидетелей разрушений города, нет никакой информации об украденных музейных экспонатах. Опрос свидетелей, которых удалось тогда разыскать, мало что дал. Сообщалось только, что «Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель» в день захвата Петергофа, и что оккупанты запретили тушить пожар под страхом расстрела. Рассказывали, что он горел три дня, и когда жителей угоняли из города, они все еще видели зарево над ним.

Уже в 1944 году, сразу после снятия Ленинградской блокады, начались поиски музейных вещей по пути отступления нацистских войск — в Эстонии, Латвии, а затем и в Германии. В состав комиссии, осуществлявшей эту работу, вошел A. M. Кучумов, главный хранитель музея в Павловске, человек, хорошо знавший коллекции всех пригородных музеев и участвовавший в их эвакуации. Тогда было возвращено по назначению довольно много дворцовых предметов. Ущерб, нанесенный Петергофу, не может быть сравним с потерями других музеев Ленинграда. За время войны он потерял больше раритетов, чем какой-либо другой музей-заповедник в пригородах Ленинграда, и пока удалось разыскать немного принадлежавших ему предметов. Из утраченных более чем 16 тысяч предметов было найдено только около двухсот пятидесяти. Сейчас сложно представить, какие трудности могли бы возникнуть при восстановлении фонтана «Нептун», если бы скульптурная группа не вернулась из Нюрнберга на свое место — в центральный бассейн Верхнего сада. Возможно, стол в Белой столовой Большого дворца, на котором стоит сервиз Екатерины II работы Д. Веджвуда, не был бы столь прекрасен без найденных в Прибалтике предметов из сервиза императрицы. Не была бы полной коллекция живописи дворца Марли без возвращенной из Берлина картины «Птичий двор» художника А. ван Олина, когда-то приобретенной по заказу Петра Великого специально для Петергофа. Поиски пропавших из Петергофских музеев предметов ведутся и сегодня. В 1992 году из Берлина вернулась картина «Кайзер Вильгельм I перед Парижем» из Кабинета Александра II Фермерского дворца. В Прибалтике «промелькнуло» полотно Ф. Крюгера — портрет великого князя Константина Николаевича из Кабинета Николая I в Коттедже. К сожалению, портрет не удалось приобрести. Издаваемый по инициативе Министерства культуры каталог потерь дворцов-музеев Петергофа может оказать в этих поисках существенную помощь.

Свое второе рождение, уже как музей, Петергоф пережил в самом начале становления Советской власти. В 1818 году сюда пришли первые экскурсии рабочих. Затем во многих зданиях стали открывать дома отдыха, санатории, детские сады.

Самая страшная пора в жизни русского Версаля началась с захватом города фашистами. Разнообразные экскурсии в Петербург и его окрестности останавливаются на этой мрачной странице в жизни города подробно. В сентябре 1941 года город оккупировали немцы. Линия фронта проходила по Ораниенбаумскому плацдарму. В результате ожесточенных боев город был почти полностью и разрушен и сожжен.

Больше всего пострадал Нижний парк. От его первозданного облика не осталось ничего. В Большой дворец в первые же дни оккупации попал снаряд. Здание горело три дня. Немцы под страхом расстрела запрещали тушить огонь. Фашисты вырубили деревья, разграбили и уничтожили дворцы комплекса, некоторые коллекции живописи и скульптуры до сих пор безвозвратно утеряны, а водопроводная система фонтанов парка надолго была выведена из строя. Величественный Петергоф превратился в мощную крепость. Доты, дзоты, противотанковые сооружения, рвы, окопы, колючая проволока, минные зоны, воронки от взрывов и завалы сделали территорию парка и сада непроходимой.

Победное наступление советских войск началось 14 января 1944 года. Через 5 дней город удалось освободить от захватчиков. В этом же году он был переименован в Петродворец. Слишком болезненно звучало немецкое слово на фоне немыслимых разрушений. Но даже когда город был очищен от врагов, его разрушение продолжалось. Перед своим отступлением немцы постарались как можно сильнее заминировать территорию. При расчистки территории то и дело происходили взрывы, в результате которых появлялись новые жертвы не только среди людей, но и в ряду уцелевших памятников архитектуры.

Одним из самых больших послеоккупационных разрушений стал дворец Марли. Он был взорван миной замедленного действия. В 1944 году началось восстановление исторического комплекса. В этой работе принимали участие не только известные архитекторы, но и простые жители. Они тысячами выезжали на расчистку завалов. 17 июня 1945 года, спустя всего месяц после окончания войны, Нижний парк уже был открыт для посещения. Кульминационным моментом спустя еще два года стало возрождение на прежнем месте легендарной бронзовой группы «Самсон, раздирающий пасть льва». Почти во всех турах в Санкт-Петербург есть отдельная страница, посвященная блокаде Ленинграда.

Жителям города не просто хватило сил отстоять Петербург, умирая от голода помогать фронту, но и спасти от полного уничтожение великое достояние Северной Пальмиры – его непревзойденные памятники искусства.

Исключительно тяжелые испытания выпали на долю Петергофа в годы Великой Отечественной войны. Более 900 дней его территорию пересекала линия фронта. Когда бои шли еще на дальних подступах к Ленинграду, началась эвакуация оборудования завода точных технических камней и музейных ценностей. На плечи немногочисленного коллектива сотрудников дворцов легла трудная задача: из более чем 40 тысяч музейных экспонатов – картин, художественных изделий, скульптуры – отобрать и отправить в тыл в первую очередь те, которые представляли наибольшую ценность.
Прежде всего эвакуировали коллекции фламандских и голландских мастеров XVII и первой половины XVIII века из «Монплезира», павильона «Эрмитаж», Большого дворца. Были спасены личные вещи Петра I, образцы мебели, фарфора, гобелены. Однако фронт быстро приближался к городу, и невозможно было спасти все, что считалось необходимым. Не удалось снять массивные бронзовые скульптуры в Нижнем парке – «Самсон», «Нева», «Волхов» и «Тритоны».
Пятьдесят мраморных и двадцать четыре бронзовые скульптуры Верхнего и Нижнего парков зарыли в землю, спрятали в тоннеле под Большим дворцом. Последние автомашины с нагруженным музейным имуществом отправились из Петергофа уже в тот момент, когда бои шли на его окраинах. Самоотверженность и мужество рабочих, научных сотрудников, эвакуировавших музейные экспонаты, неоценимы: благодаря их труду стало возможным восстановление дворцово-паркового ансамбля Петергофа после окончания войны.
23 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Новый Петергоф – ту часть города, где находились здания горисполкома, горкома партии, телеграфа, телефонной станции, школы, больницы, а также дворцы-музеи и парки, большая часть жилых домов и завод точных технических камней. Героическими усилиями наших войск и ополченцев дальнейшее продвижение врага было приостановлено. Линия фронта разрезала Петергоф на две части. Передний край обороны проходил от Финского залива вдоль Троицкого ручья посредине Английского парка и далее : на юго-запад, параллельно Копорской дороге, и по берегу реки Воронки.
В тылу у захватчиков остались свободными Старый Петергоф, Ораниенбаум, Красная Горка. На этой полосе у берега Финского залива – по фронту 65, а в глубину 20 километров – укрепилась группа советских войск. Это и был Ораниенбаумский плацдарм, или «Малая немля», превращенная в неприступную крепость, в один из боевых заслонов города Ленина. В Новом Петергофе фашисты хозяйничали так же, как и в других оккупированных советских городах и селах, они грабили ценности, чинили зверскую расправу над жителями, не успевшими эвакуироваться.
 В составе немецких войск, занявших город, действовала 2-я рота батальона особого назначения, в функции которой входило отбирать культурные ценности и отправлять в Германию. В течение нескольких месяцев оккупанты вывозили оставшееся музейное и парковое имущество, а то, что нельзя было вывезти, преднамеренно методически уничтожали. От гитлеровских варваров жестоко пострадали знаменитая фонтанная система, все дворцы, павильоны, парковые насаждения. Артиллерийскими обстрелами и бомбежками фашисты уничтожили дворцово-парковые сооружения Старого Петергофа.   

                                                              Вот во что превратили Петергоф фашисткие оккупанты

 

4634571_1pet_2_ (317x479, 43Kb)

4634571_1cc_2_ (604x423, 63Kb)

4634571_3pet__2_ (304x416, 26Kb)

4634571_4_2_ (554x480, 71Kb)

4634571_5pet_2_ (528x360, 27Kb)

немецкий офицер на берегу Ольгиного пруда

4634571_1034718_2_ (400x289, 56Kb)

4634571_4155870_2_ (283x500, 23Kb)

4634571_47605897_2_ (500x325, 32Kb)

Руины Большого дворца

4634571_66176666_2_ (500x328, 26Kb)

Морской канал

4634571_90827738_2_ (450x500, 27Kb)

4634571_103767211_4_ (500x282, 22Kb)

4634571_104077059_2_ (500x214, 14Kb)

4634571_116167953_2_ (500x363, 26Kb)

4634571_161007659_2_ (345x500, 34Kb)

4634571_170477545_2_ (320x500, 22Kb)

4634571_173952421_2_ (500x306, 23Kb)

4634571_180224382_2_ (500x375, 27Kb)

4634571_201771821_3_ (500x313, 19Kb)

4634571_238833478_2_ (500x321, 33Kb)

4634571_255596833_2_ (500x393, 31Kb)

Руины дворца Марли

4634571_259650052_2_ (499x347, 26Kb)

4634571_300513584_2_ (336x500, 20Kb)

Танки на берегу Ольгиного пруда

4634571_345676100_2_ (500x453, 31Kb)

4634571_364573229_1_ (500x314, 19Kb)

4634571_467549871_1_ (300x500, 18Kb)

 

4634571_375230217_1_ (499x292, 23Kb)

4634571_402030591_1_ (329x500, 35Kb)

4634571_430180695_1_ (500x339, 27Kb)

4634571_467432274_1_ (500x336, 22Kb)

4634571_527610048_2_ (500x329, 32Kb)

4634571_529108618_1_ (500x336, 26Kb)

4634571_545124915_1_ (290x500, 25Kb)

4634571_548198486_1_ (499x322, 18Kb)

4634571_607853458_1_ (500x410, 38Kb)

4634571_615805926_1_ (500x367, 25Kb)

4634571_648166902_1_ (500x336, 27Kb)

4634571_659085502_1_ (500x355, 38Kb)

4634571_668428303_1_ (500x398, 32Kb)

4634571_705786172_1_ (500x343, 24Kb)

4634571_766779510_1_ (500x375, 20Kb)

4634571_914234641_1_ (500x314, 14Kb)

4634571_917907224_1_ (500x375, 36Kb)

4634571_923118118_1_ (347x500, 25Kb)

4634571_935430653_1_ (500x387, 28Kb)

4634571_988986270_1_ (500x386, 29Kb)

4634571_992371495_1_ (500x331, 27Kb)

4634571_x_8d0f4779_1_ (517x356, 47Kb)

4634571_x_148cbcfd_1_ (582x480, 81Kb)

4634571_x_339d2be7_1_ (269x479, 24Kb)

Скульптурная композиция фонтана "Адам"

Установка скульптуры "Самсон"

4634571_x_62381f69_1_ (360x479, 33Kb)

4634571_x_bf0131fa (560x480, 54Kb)

4634571_oo (440x500, 27Kb)

4634571_ti_1_ (500x375, 27Kb)

4634571_x_4bfcbe42_1_ (591x480, 81Kb)

 Но петергоф, как и вся страна, выжил!!!

 Поклонимся великим тем годам
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым
Всем тем которых забывать нельзя
Поклонимся поклонимся друзья
Всем миром всем народом всей землёй
Поклонимся за тот великий бой
Всем миром всем народом всей землёй
Поклонимся за тот великий бой

 И теперь он вновь сверкает фонтанами и золотом, радуя всех, кто его решил посетить! 

   4634571_39231073_1233854928_1734 (600x413, 76Kb)

          

 

 "Наш сад"
Ольга Берггольц (1910-1975)

(Стихотворение написано через неделю после
освобождения Петергофа и накануне полного
снятия блокады Ленинграда)

Ты помнишь ли сиянье Петергофа,
дремучие петровские сады,
и этот влажный лепет, бред и вздохи
всегда живой, хлопочущей воды?

Так много было здесь тепла и света,
что в городе зимою, в пору вьюг,
все мнилось мне: а в Петергофе — лето,
алмазный, синий, праздничный июль.

Молчи — увы! Волшебный сад изрублен,
мертвы источники с живой водой,
и праздник человечества поруган
свирепой чужеземною ордой.

…Но мы пришли к тебе, земная радость, —
тебя не вытоптать, не истребить.
Но мы пришли к тебе, стоящей рядом,
тысячеверстною дорогой битв.

Пришли — и, символом свершенной мести,
в знак человеческого торжества
воздвигнем вновь, на том же самом месте,
Самсона, раздирающего льва.

И вновь из пепла черного, отсюда,
где смерть и прах, восстанет прежний сад.
Да будет так! Я твердо верю в чудо:
ты дал мне эту веру, Ленинград.

26 января 1944

Все материалы взяты с интернета

Оригинал записи и комментарии на

Источник: xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.