Автор — Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения

Русское барокко: Большой дворец в Петергофе. Интерьеры. Часть 3.

Дубовый кабинет

Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. В кабинете императора, определяющим материалом художественной отделки является дуб.  Дубовые  щиты сплошь закрывают стены, придавая интерьеру удивительную теплоту и уютность.

Петергоф фото внутри дворца

Петергоф фото внутри дворца


Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаются вытянутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно изящной резьбой. Резьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. Подобное решение интерьера производило сильное впечатление. Берхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем “Дневнике”: “Замечателен особенно кабинет, где находится небольшая библиотека царя, состоящая из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличается своими превосходными резными украшениями”

Петергоф фото внутри дворца

Этим “скульптором” был Николя Пино, выдающийся мастер, приехавший в Россию в августе 1716 года. Его искусство высоко ценилось современниками. Непревзойденный декоратор Пино сам рисовал эскизы для будущих своих работ. О его маcтерстве свидетельствует альбом, хранящийся в Государственном Эрмитаже. Среди множества проектов здесь имеются рисунки Пино для филенок Дубового кабинета Большого Дворца. Некоторые из них почти без изменений были воплощены в деревянной резьбе, композиция других в процессе работы была значительно модифицирована


Петергоф фото внутри дворца

Кабинет был устроен в южной части дворца “по Леблонову чертежу”. Именно он и предложил Пино выполнить резьбу, ибо считал, что “так как однообразные сплошные филенки скучны для глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пилястрами…”
В конце 1718 года “вольные резчики” Фоле, Руст, Фодре и Таконе приступили к работе. Н. Пино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были “выделать и вычистить” панно.

Петергоф фото внутри дворца

Через год первые восемь филенок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиеся четыре. Кроме того, Фоле вырезал орнаментальные украшения для пилястр, разделявших филенки и панно над камином, а Руст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. В работах участвовал и мастер Мишель.

Петергоф фото внутри дворца


К Дубовому кабинету, связанному с именем Петра I, издавна относились как к одной из реликвий. Поэтому принято было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создания каких-либо изменений. В действительности оказалось, что дело обстояло иначе. В середине XVIII века при расширении дворца по проекту Растрелли в восточной стене  Дубового  кабинета на месте окна пробивают дверной проем.

Петергоф фото внутри дворца

Тогда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружается мраморный камин с зеркалом в резной раме. Вслед за этим ликвидируется одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавшая существующей ныне. Эти переделки вынуждают дополнить число панно еще двумя. При этом расположение их на стенах было нарушено. И сейчас о замысле Леблона и Пино можно только догадываться.

Петергоф фото внутри дворца


Два панно, первоначально располагавшиеся, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославлять Петра I и его супругу. Эскизы к этим панно сохранились в Музее декоративных искусств в Париже. При воплощении этих эскизов в дереве Н. Пино внес некоторые изменения. На одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. Голова его украшена лавровым венком — символом славы.

Ниже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: “La Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande Russie” (Высшая добродетель Петра I Императора Великой России). На панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена Минерва — богиня мудрости. Поле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли. Два панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Нептуна и т. п. До войны сохранялась подобная же филенка на северной стене.

Петергоф фото внутри дворца


Совершенно иного содержания два панно справа от камина. На лентах с кистями как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. Здесь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. На раскрытых нотных тетрадях воспроизведены записи мелодий начала XVIII века. В целом разнообразная и великолепная по исполнению резьба  Дубового  кабинета представляла собой уникальный ансамбль в характерной для того времени символической форме, прославлявший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой России и ее преобразователя Петра I. В кабинете издавна сохранялись вещи, связанные с основателем Петергофа.

Петергоф фото внутри дворца

Сейчас на бюро между окон стоят его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером Иоганнесом Беннером. Такие часы, вложенные в кожаный футляр со стеклом, брали в дорогу. Подобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку. У западной стены на столе — кабинет итальянской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, яшмы и различных мраморов. Стулья и кресла первой трети XVIII века с плетеными сиденьями издавна находились в этом помещении.

Коронная 


Была оформлена в середине XVIII века и перестроена 1769—1770 годах по проекту Юрия Фельтена как парадная Опочивальня. Но по назначению не использовались. Она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца. С конца XVIII века комната стала называться Коронной так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны .

Петергоф фото внутри дворца

Мебелировка и оформление повторяют убранство Диванной: в комнате установлена перегородка с альковой нишей, а стены затянуты росписным китайским шёлком, на котором изображается процесс изготовления фарфора в Цзиндэчжене. В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло.

Петергоф фото внутри дворца


Петергоф фото внутри дворца

Коронная воссоздана по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Комнату украшает плафон «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Стены затянуты расписанным акварелью китайским шёлком конца XVII — начала XVIII века, на котором детально изображён процесс производства фарфора. Ткань реставрирована А. Васильевой.

Петергоф фото внутри дворца

Восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом, а также Куропаточной и Диванной гостиными была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.

Петергоф фото внутри дворца

Запасные комнаты 

Петергоф фото внутри дворца

За Коронной комнатой следуют четыре комнаты, так называемой запасной половины дворца. Они не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца.


Большая голубая гостиная

Петергоф фото внутри дворца

Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады. Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

Петергоф фото внутри дворца

Петергоф фото внутри дворца

В Голубой гостиной выставлен фарфоровый Банкетный сервиз, выполненный на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке. На предметах сервиза можно увидеть как клейма времени Николая I,  так и более поздние (выполнялись доделки взамен утраченных предметов).  Всего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов.


Петергоф фото внутри дворца

Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года. Образцом для этого Банкетного послужил севрский сервиз "с капустными листьями". В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована.

Петергоф фото внутри дворца

Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили. При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. Убранство стола дополняют вазы и рюмки из свинцового хрусталя с алмазным гранением русской работы 20х годов XIX столетия


Петергоф фото внутри дворца 

Четыре больших канделябра с фигурками дельфинов, привезенные из Саксонии во второй половине XIX в., украшали Голубую гостиную и до войны. У восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегося французского бронзовщика середины XIX в. Фердинанда Барбидьена. Диван и кресла французской работы конца XVIII в.

Петергоф фото внутри дворца

Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д.Г. Левицкого — и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы Виже-Лебрен. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. С помощью языка аллегорий прославляются достоинства императриц. Это типичные образцы официальных парадных портретов. Справа от камина — портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.

Кавалерская 

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

Петергоф фото внутри дворца

До войны Кавалерская была больше — имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты. Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета. 

Здесь размещался караул кавалергардов, производились представления кавалеров российских орденов, устраивались приёмы офицеров гвардейских полков. Стены затянуты малиновым штофом, изготовленным на московской мануфактуре Ф. Коровина в конце XIX века. Шёлк воссоздан в 1974 году. В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца, являющихся подлинным произведением искусства. Печь восстановлена под руководством В. Жигунова. Убранство интерьера дополняют картины, среди которых полотно школы П. Рубенса «Апофеоз войны»

Штандартная 

Ранее комната называлась Проходной, и как и Кавалерская, была декорирована по проекту Ф.Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях и окнах, а стены затянуты шелком. На западной стене архитектор поместил камин с большим зеркалом в золоченой раме.

Петергоф фото внутри дворца

Как и в остальных комнатах Большого дворца, ткани, которыми были обиты стены, неоднократно менялись. Начиная с 1818 года, когда здесь поставили "китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку".

Но уже к середине XIX века в Проходной появляется "брокатель по желтому фону с лиловыми разводами". Замена была вызвана тем, что комната начинает использоваться для хранения штандартов гвардейских полков, несших охрану резиденции. Сюда помещают "станки" для штандартов, а комнату в документах именуют "Штандартной".

Кабинет 

Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.

Петергоф фото внутри дворца

На стене пейзаж "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима" кисти Я.-Ф. Хаккерта, портреты Екатерины II-ой и Павла I-го кисти неизвестных русских художников.

В отличие от деловой, рабочей обстановки Кабинета Петра I, дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века лишь весьма условно соответствовали своему названию. Здесь, как и в многочисленных гостиных, находились декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла. И только письменный стол или бюро говорили о том, что это Кабинет.

Петергоф фото внутри дворца

Летом 1849 года в Петергоф  доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы “фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом”. На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами.

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю (1732-1804). Работы семьи столяров и чернодеревцев Кулерю, жившей в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией, славились во второй половине XVIII века добротностью и красотой форм.

Петергоф фото внутри дворцаПетергоф фото внутри дворца

 В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей. В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера. На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах “просвещенного монарха”. Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка. Почти игриво держит она в правой руке скипетр. 

Петергоф фото внутри дворца

На западной стене портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны. Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт. Его картина “Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима” находится на восточной стене. В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.

Туалетная

С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений. Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.

Петергоф фото внутри дворца

Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них — портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо, который никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.

Петергоф фото внутри дворца

Диванная 

Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета “зигзаг”. В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю.М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат — Опочивальню императрицы и Коронную. Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.

Петергоф фото внутри дворца

Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов. Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII — первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства — большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.Выделение Опочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. Фельтен предложил иное решение, использовав расположение Опочивальни в ризалите здания. В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная “турецкая перегородка” со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.

Петергоф фото внутри дворца

Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий “турецкий”  диван  “с приступом”. По преданию, его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны. На подобные  диваны  была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились “софы по турецкому вкусу”. С этого времени  комната  именовалась  Диванной. Стены  Диванной  обиты “китайскою материею шелковою с разными фигурами”. Сюжет росписи — обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

Петергоф фото внутри дворца

Петергоф фото внутри дворца

Петергоф фото внутри дворца

Источник: boyko-nazarova.livejournal.com

На южном берегу Финского залива располагается Большой дворец. Будучи главной достопримечательностью Петергофа, он восхищает туристов своей масштабностью.

Изначально было создано скромненькое сооружение (по царским меркам, конечно) в стиле барокко – шел 1725 год. Затем, спустя 20 лет Елизавета решает, что интерьеры нужно обновить – захотелось ей, чтоб здание по своему образу и подобию напоминало так полюбившийся ей французский дворец Версаль. Вызвала Растрелли, который смог соорудить то, что хочется императрице.

Внешне дворец выглядит очень большим, но это всего лишь со стороны. Внутри становится понятно, что сооружение узкое и общее количество комнат не превышает цифры 30.

Танцевальный зал. Танцевальный зал носит еще одно название – Купеческий. Под это помещение отдали все западное крыло дворца – 270 квадратных метров! Главная особенность зала – зеркала. Они располагаются на противоположной от окон стене – тем самым создают ощущение пространства.

Приемная. Рядом с танцевальным залом располагается Голубая приемная. Название помещения не случайно – все стены затянуты шелковым штофом соответствующего цвета. Основное предназначение этой комнаты – канцелярская. Весь интерьер сохранен до сих пор.

Чесменский зал. Чесменский зал – самое знаменитое помещение дворца! Названо оно в честь одноименного сражения 1770 года на Эгейском море. Екатерина Вторая, узнав о победе русского войска, решила, что данное событие необходимо увековечить. Заказала у немецкого художника серию картин о Чесменском сражении. Якоб Филипп Гаккерт все выполнил в срок – в 1773 году полотна были полностью готовы.

Тронный зал. Тронный зал является самым большим помещением дворца – 330 квадратных метров! Интерьер выполнен в стиле классицизм — преобладает белый цвет. Главный элемент декора – живопись. Здесь можно увидеть такие картины, как конный портрет Екатерины Второй или, допустим, полотна, посвященные все тому же Чесменскому сражению. Первая картина носит название «Шествие на Петергоф». Екатерина одета в мундир полковника + восседает на любимой лошади по кличке Бриллиант.

Аудиенц-зал. Этот зал использовали для небольших приемов. Важных гостей встречали за богато накрытым столом. Единственное украшение – картина «Освобожденный Иерусалим». В середине 19 века помещение получило название Статс-дамская. Здесь долгими вечерами заседали дамы императорского дворца.

Белая столовая. Это комната является еще одним ярким примером классицизма. После богато украшенных позолотой и зеркалами залов, этот даже может показаться слишком скромным. Здесь нет картин – основным украшением служат барельефы.

Китайские кабинеты. Китайские кабинеты – самое экзотичная часть Большого Дворца. Интерьер комнат выполнен в традиционном стиле Китая. Здесь даже имеются настоящие китайские лаковые ширмы и лаковые миниатюры – это предметы были привезены из поездки Петром Первым.

Картинный зал. Самый центр Большого дворца – Картинный зал. Отсюда открывается великолепный вид на Морской канал и фонтаны Верхнего парка. Изначально, при Петре Первом, здесь располагались гобелены и около 15 картин итальянских мастеров. При Елизавете Петровне интерьер помещения меняется. Влюбленная в творчество Пьетро Ротари, она нанимает его придворным художником. После его смерти, Екатерина Вторая выкупает все его картины. В картинном зале располагается самая большая коллекция творчества Ротари — 368 полотен!

Источник: turizm.ngs.ru

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал – это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал – это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774 — 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Из истории

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714 – 1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725 – 1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740 – 1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем 
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа в 2020 г.

  • Выходные дни – понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • С 10:30 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2020 г.

  • Для граждан России
    • взрослые — 450 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 300 рублей
  • Для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии
    • взрослые — 450 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 1200 рублей
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII — начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.