На южном берегу Финского залива располагается Большой дворец. Будучи главной достопримечательностью Петергофа, он восхищает туристов своей масштабностью.

Изначально было создано скромненькое сооружение (по царским меркам, конечно) в стиле барокко – шел 1725 год. Затем, спустя 20 лет Елизавета решает, что интерьеры нужно обновить – захотелось ей, чтоб здание по своему образу и подобию напоминало так полюбившийся ей французский дворец Версаль. Вызвала Растрелли, который смог соорудить то, что хочется императрице.

Внешне дворец выглядит очень большим, но это всего лишь со стороны. Внутри становится понятно, что сооружение узкое и общее количество комнат не превышает цифры 30.

Танцевальный зал. Танцевальный зал носит еще одно название – Купеческий. Под это помещение отдали все западное крыло дворца – 270 квадратных метров! Главная особенность зала – зеркала. Они располагаются на противоположной от окон стене – тем самым создают ощущение пространства.


Приемная. Рядом с танцевальным залом располагается Голубая приемная. Название помещения не случайно – все стены затянуты шелковым штофом соответствующего цвета. Основное предназначение этой комнаты – канцелярская. Весь интерьер сохранен до сих пор.

Чесменский зал. Чесменский зал – самое знаменитое помещение дворца! Названо оно в честь одноименного сражения 1770 года на Эгейском море. Екатерина Вторая, узнав о победе русского войска, решила, что данное событие необходимо увековечить. Заказала у немецкого художника серию картин о Чесменском сражении. Якоб Филипп Гаккерт все выполнил в срок – в 1773 году полотна были полностью готовы.

Тронный зал. Тронный зал является самым большим помещением дворца – 330 квадратных метров! Интерьер выполнен в стиле классицизм — преобладает белый цвет. Главный элемент декора – живопись. Здесь можно увидеть такие картины, как конный портрет Екатерины Второй или, допустим, полотна, посвященные все тому же Чесменскому сражению. Первая картина носит название «Шествие на Петергоф». Екатерина одета в мундир полковника + восседает на любимой лошади по кличке Бриллиант.

Аудиенц-зал. Этот зал использовали для небольших приемов. Важных гостей встречали за богато накрытым столом. Единственное украшение – картина «Освобожденный Иерусалим». В середине 19 века помещение получило название Статс-дамская. Здесь долгими вечерами заседали дамы императорского дворца.

Белая столовая. Это комната является еще одним ярким примером классицизма. После богато украшенных позолотой и зеркалами залов, этот даже может показаться слишком скромным. Здесь нет картин – основным украшением служат барельефы.


Китайские кабинеты. Китайские кабинеты – самое экзотичная часть Большого Дворца. Интерьер комнат выполнен в традиционном стиле Китая. Здесь даже имеются настоящие китайские лаковые ширмы и лаковые миниатюры – это предметы были привезены из поездки Петром Первым.

Картинный зал. Самый центр Большого дворца – Картинный зал. Отсюда открывается великолепный вид на Морской канал и фонтаны Верхнего парка. Изначально, при Петре Первом, здесь располагались гобелены и около 15 картин итальянских мастеров. При Елизавете Петровне интерьер помещения меняется. Влюбленная в творчество Пьетро Ротари, она нанимает его придворным художником. После его смерти, Екатерина Вторая выкупает все его картины. В картинном зале располагается самая большая коллекция творчества Ротари — 368 полотен!

Источник: turizm.ngs.ru

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».


Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:


  • Чесменский зал – это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал – это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото

  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774 — 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Из истории


  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714 – 1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725 – 1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740 – 1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы

  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем 
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Режим работы Большого дворца Петергофа в 2020 г.

  • Выходные дни – понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • С 10:30 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость билетов в Большой дворец Петергофа в 2020 г.

  • Для граждан России
    • взрослые — 450 руб.
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 300 руб.
  • Для граждан CНГ (с 1 января 2020 — ЕАЭС)
    • взрослые — 450 руб.
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 1000 руб. (с 1 января — 1200 руб.)
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Любительская фото и видеосъемка запрещена

Сегодня, как и в прежние времена, Большой дворец в Петергофе восхищает своим великолепием. Вы познакомитесь с искусством русского дворцового интерьера XVIII — начала XIX веков и увидите, как барочные залы, созданные Растрелли, соседствуют с торжественными апартаментами периода классицизма и комнатами с элементами стиля рококо.

Источник: www.spb-guide.ru

Дворец Марли

Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов — Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.

Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.

На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.

В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.

Координаты: 59.88878100,29.89637600

Фермерский дворец


Фермерский дворец был построен в 1831 году как загородный дом семьи императора, а для посетителей он стал открыт лишь в 2010 году. Реставрационные работы велись с 2003 года.

До того, как здание вошло в музейный комплекс (1979 год) в Фермерском Дворце происходило масса событий.

В советское время там был дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны дворец являлся штаб-квартирой фашистских войск. Сразу после войны в здание въехало общежитие Петродворцового часового завода.

Координаты: 59.87923000,29.93330900

Морская пристань. Петродворец

В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями.


В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала.

До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка.

Координаты: 59.89011600,29.91213300

Дворец «Коттедж»

Дворец «Коттедж» — центральное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия построенного в 1826—1829 годах для императора Николая Павловича и его семьи по проекту архитектора А. А. Менеласа.

Архитектура дворца выполнена в готическом стиле, а построен он был на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова. Всего в здании 2 этажа и мансарда, с четкой планировкой.

В 1842-1843 гг. к восточному фасаду «Коттеджа» пристраивается столовая с мрaморной террасой.

После Октябрьской революции дворец являлся историко-художественным музеем, а во время Великой Отечественной войны тут располагался медицинский пункт гитлеровской армии.

В 1979 году дворец открывается для посетителей.

Координаты: 59.87835400,29.94530300

Дворец Монплезир

В переводе с французского Монплезир означает «мое удовольствие» — традиционное название загородных построек того времени.

Строительство дворца, место для которого было выбрано императором Петром I, было закончено в 1723 году. В разработке архитектуры здания принимали участие такие мастера, как Леблон, Микетти, Браунштейн.

Общая протяженность здания составляет 73 метра, на территории которого расположены терраса, медная статуя Нептуна, Монплезирский сад, фонтан Сноп, четыре фонтана «Колокол» украшают золоченые бронзовые фигуры Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи.

В наши дни во дворце Монплезир можно посетить музей, который работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды каждого месяца, а также закрыт в дождливую погоду.

Координаты: 59.88667200,29.91945700

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец — это крупнейшее архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Он находится в городе Петергофе на южном берегу Финского залива.

Дворец построен архитектором Франческо Растрелли в стиле Елизаветинского барокко. Его строительство длилось в период 1714—1755 годов и отражает несколько периодов истории императорской резиденции.

Фасад Большого дворца, который составляет 300 метров, растянулся вдоль береговой линии и поражает своим великолепием.

Сегодня это Историко-художественный музей, экспозиции которого дают возможность ознакомиться с искусством русского дворцового интерьера 18-19 веков. Посетители смогут увидеть множество парадных залов, картинных галерей и салонов Большого дворца, в том числе кабинет Петра I, занимающий особое место в интерьере дворца и отделанный светлым дубом.

Координаты: 59.88465000,29.90880000

Источник: www.openarium.ru

1 этап постройки: 1715-1725 гг. 

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Источник: peterhofmuseum.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.