Пассаж в Петербурге

В современном мире часто бывает так, что предприимчивый предприниматель в желании срубить копеечку переходит все рамки приличия и безбожно экономит на постройке, зарплате и реализации. Но иногда в процесс вмешиваются посторонние люди в виде царя, которые говорят, что отделаться для галочки и слепить «тяп-ляп» не получится, и если хочешь строить, то «сделай красиво, ну по-братски!». Сегодня я вам расскажу об одном бизнесмене и вмешательстве Николая I в его финансовые дела.

Владевший небольшим участком у Невского проспекта граф Эссен-Стенбок-Фермора быстро рассмотрел коммерческую жилку в главной улице империи и решил свои владения капитализировать. Ну а что? Проходимость большая, люди по проспекту в лакированных туфлях ходят знатные, а следовательно каждый может вложить копеечку в благосостояние предприимчивого графа. Нужно просто его правильно заставить, а потому построю-ка я торговый дом.

2.


Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Правда о постройке эдакого Торгового Центра тех времен узнал Николай I и решил лично контролировать процесс строительства. «В моей империи, да еще и на ее главной улице строить будешь по моему личному желанию, чертяка! На материалах не экономить, сделать на века, чтоб потомки ходили и аплодировали. Иначе лишу всех наград и пущу по миру».

3.
Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Граф такого поворота не ожидал и столь значительных изменений в финансовом «проекте» не предусматривал. «Понимаете ли, много уважаемый царь, я конечно могу сделать как вы хотите, но тогда в любом случае пойду по миру гулять с голой жопой. Поэтому давайте найдем компромисс, а выделите средства на достройку из личной императорской казны, а я вам скидку в 15% предоставлю на любой товар в галерее».

4.
Пассаж фото

Конечно разговор был несколько иной, а император сия Империи вряд ли бы простил такие набросы в его сторону, но точно знаю одно — к решению столь сложной задачи Николай I руку все-таки приложил, выступив личным поручителем, чуть не разорившегося при постройке графа Фермора в Министерстве Финансов. «Фигушки тебе, а не царские запасы. Не можешь за свой счет нормально построить — ссуду возьми. Но чтоб уже завтра тут роскошный торговый дворец стоял, так потом в Дубае строить будут».

5.


Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Ох, ста восьмидесяти метровый пассаж, построенный по прототипу Голицинской галереи, быстро полюбился жителям. Даже в плохую погоду можно было курсировать под стеклянной крышей возле дорогих магазинов, не промочив сандалии или туфельки, сохранив в сухости платье.

6.
Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Знатные особы каждый вечер собирались на променад, гуляли вдоль витрин и вели беседы около лестниц, пожалуй только красные мокасины с кепкой FBI не надевали и телефоны в руках не крутили, а в остальном стояла привычная атмосфера сегодняшнего торгового комплекса.

7.
Пассаж фото

В два этажа расположились магазины, а для привлечения публики и дополнительного комфорта тут открыли кафе, ресторан и даже концертно-лекционный зал, в который и поехали герои романа «Что делать?». На третьем этаже были квартиры, а в подвале торговали скоропортящимися продуктами, требующими низкой температуры. Правда некоторые источники говорят, что на первом этаже были склады, а вся торговля шла выше. Все возможно, тем более в те времена в первую очередь думали о комфорте продавца, а не о сэкономленном времени покупателя.

8.


Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Ну а чего стоили витрины магазина «Бр. Фридлендеръ», торгующего дамским бельем!

9.
Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

Тут же разместился первый зарубежный банк, а именно французский «Crédit Lyonnais», допущенный к работе в России в 1879, который на вывеске обзывали на русский манер Лiонскiй кредитъ.

10.
Пассаж фото
фото с сайта http://www.hellopiter.ru

В какой-то момент здесь даже успел расквартироваться театр Комиссаржевской, правда он вскоре переехал совсем в другое место на Офицерскую улицу. Кстати, арендодатели основных залов во время революции разбежались, как тараканы при виде мелка «Машенька» и засели в своих норках, рисуя планы спасения. На какое-то время Пассажъ закрыл двери для гостей, но уже в 1922 году открылся вновь. Причем как кооперативное предприятие, где хвастались мнимыми успехами советских коопераций.

11.


Пассаж фото

Время шло, в Пассаж вернулся не только театр, но и торговая коммерция. Правда по торговой галерее местные жители уже не ходят стройными рядами, предпочитая Галерею или Мегу, а историческими интерьерами в основном любуются туристы.

Хотите больше интересных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм.

Тогда пребудет вам и плюсиков в карму, и годного контента в ленту.

Дворец за Крым
Пассаж фото

     

Прокурор разрешил воровать
Пассаж фото

     

Безносая армия Петра
Пассаж фото

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Пассаж фото


Пассаж фотоПассаж фотоПассаж фото


Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но, пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Источник: alkopona.livejournal.com

Пассаж фото

Пассаж от французского слова «Passer» — проходить, бродить.
Первые пассажи появились в Западной Европе в 1830-40 е годы, они представляли собой тянущуюся в глубину улицу квартала, перекрытую прозрачной кровлей из металла и стекла. На улицу выходили торговые лавки. Первым таким пассажем в Европе стала Орлеанская галерея в Париже.


Пассаж фото

В Санкт-Петербурге веяние времени заметили…

Первый пассаж в Петербурге , так называемый Щукин двор — рынок для торговли живностью, дичью, фруктами и др.. был построен в 1841 -1842 годах на углу ул.Садовой и ул.Чернышева (Ломоносова) и представлял собой около полусотни каменных лавок, расположенных в две линии, которые соединила общая крыша. Затем он стал частью Мариинского рынка после его перестройки по проекту А.А.Кракау в 1863-1864 годы.

Постепенно в городе появилось множество торговых сооружений подобного типа, но название «Пассаж» закрепилось только за одним из них. Построил его граф Яков Иванович Эссен — Стенбок — Фермору. Для этой цели граф купил дом Влодеков на Невском проспекте, и по его заказу архитектор Желязевич спроектировал прилегавший к дому "пассаж".

Пассаж фото

Невский проспект.

Однако Николай I, любивший лично вмешиваться во все дела, счел, что будет лучше разместить крытую галерею в центре здания, а для этого бывший дом Влодеков полагалось снести, а на его месте возвести новый. Дом был, естественно, разрушен, но при этом Фермор, не предвидевший таких больших затрат, оказался на грани разорения.


Пассаж фото

Строительные работы на крыше Пассажа.

Николай I графу помог – под его личное ручательство Фермор получил ссуду в Министерстве финансов. Строительство благополучно завершилось. 22 мая 1848 года "Пассаж" был торжественно открыт и сразу же стал излюбленным местом прогулок петербуржцев.

Пассаж фото

Здание представляло собой длинную крытую улицу – галерею протяженностью около 180 метров, освещенную верхним светом через стеклянные фонари, устроенные в кровле.

Пассаж фото

Это был первый в Петербурге пример столь протяженного светового покрытия.


Пассаж фото

Праздничное украшение Пассажа по случаю празднования 200-летия со дня основания города. 1903.

В 1879 году в части помещений «Пассажа» расположился единственный зарубежный банк, допущенный к работе в России, французский «Crédit Lyonnais». О как ))) и санкции были не страшны )))

По сторонам улицы – пассажа размещались в два этажа магазины. Третий этаж был приспособлен под квартиры. В подвальном этаже располагались помещения для торговли продуктовыми товарами, требующими низкой температуры.

Пассаж фото

Публика в Пассаже. Постановочное фото К. Булла.

Для привлечения публики там были открыты кафе, ресторан и концертно-лекционный зал (туда отправлялись в финале герои романа Чернышевского "Что делать?"). В "Пассаже" устраивались выставки восковых фигур, монстров и уродов, размещался зверинец с обезьянами, редкими птицами и огромным крокодилом. Здесь так же были бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы. Со стороны ул.Большой Итальянской размещался концертный зал, где устраивались музыкальные вечера.


Пассаж фото

Витрина магазина дамского белья "Бр. Фридлендер". 1901 г.

Пассаж фото

Склад-магазин фирмы «Граммофон и пишущая машинка».

Пассаж фото

Магазин штампованных и граверных вещей фабрики Эд. Эд. Новицкого. 1901 г.

Пассаж фото

Такими были ларьки с Махачкалы. Бухарский магазин Таджи Исамухамедова. 1901 г.

Фасады «Пассажа», выходящие на Невский проспект, Желязевич скомпоновал в приемах итальянского ренессанса. Но эти фасады не сохранились : при перестройке «Пассажа», осуществленной в 1899 – 1900 годах по заказу тогдашней его владелицы, княгини Н.А.Барятинской архитектором С.С.Козловым, здание было надстроено , а фасады переделаны. Тогда же в первом и втором этажах появились большие стеклянные витрины.


Пассаж фото

Пассаж фото

Зал театра Пассажа до революции.

В революцию "Пассаж" закрыли, а в 1904 году театральный зал «Пассажа» сняла В.Ф.Комиссаржевская, ее драматический театр давал здесь спектакли в течение двух сезонов, а в 1906 году переехал на Офицерскую ул.( Ул.Декабристов).

Пассаж фото

Праздничное украшение здания Пассажа к годовщине Октябрьской революции. 7 ноября 1918 г.

Пассаж фото

3 февраля 1922 года он открылся вновь как кооперативное предприятие и был призван олицетворять успехи советской кооперации.

Пассаж фото

"Универсаль Пассаж", кооперативный универмаг ПЕПО. 5 июля 1924 года.

Пассаж фото

Пассаж в советское время.

Сегодня в «Пассаже» размещается Санкт– Петербургский государственный академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской (вход со стороны ул.Итальянской). Театр родился в суровые годы блокады Ленинграда, 18 октября 1942 года вышел первый спектакль по пьесе К.Симонова «Русские люди».

Пассаж фото

А "Пассаж" и сегодня остается крупнейшим магазином Санкт-Петербурга.

Пассаж фото

Инфа и фото (С) разные места интернета. На первом фото публика в галерее Пассажа. 1902 г.

Источник: interesniy-spb.livejournal.com

Ценники изобрели в ГУМе 

Верхние торговые ряды (так 120 лет назад назывался ГУМ ➊) торжественно открылись осенью 1893 г. и снискали славу крупнейшего универмага Европы. Ещё бы — более тысячи магазинов под одной крышей, перекрывающей три продольные и три поперечные улицы, по обеим сторонам которых — фасады с витринами. С конца XVIII в. такие центры именовали пассажами (от фр. passage — проход). Но ни в одном из них до этого не делали мостики, связывающие галереи-балконы на противоположных сторонах улиц.

Карта Фото: АиФ

Стеклянную крышу спроектировал выдающийся инженер Владимир Шухов (всего он остек­лил пять из девяти московских пассажей, построенных до революции), автором же архитектурного проекта, победившего в конкурсе, стал зодчий Александр Померанцев, позже прославившийся четырьмя соборами в память Александра Невского: в Москве, Петербурге, Челябинске и Софии. Контраст современных инженерных решений и «русских» фасадов сделал Верхние торговые ряды зданием «на все времена».

Столь эффектное и дорогое (смета потребовала 5 млн рублей) строение в самом престижном месте города сразу же вывело его за узкие рамки торговли. Здесь стали проводить художественные выставки, устраивать музыкальные вечера, а позднее — театральные представления и показы мод. Тут впервые появились ценники, не позволявшие продавцу произвольно задирать цену, и книга жалоб, одно наличие которой вынуждало торговцев следовать мировому правилу: клиент всегда прав.

Модное место в городе по­зволяло не только отовариваться, но и, оставив вещи в камере хранения, гулять по зимнему саду, пить кофе, обедать в одном из лучших ресторанов. Ещё здесь можно было отправить телеграмму, постричься, вздремнуть часок в комфортабельной комнате отдыха и даже посетить зубоврачебный кабинет.

Место встречи (в центре ГУМа у фонтана) изменить нельзя. Фото: АиФ

«Бродвеи» для бездельников

Верхние торговые ряды стали седьмым по счёту пассажем Москвы. Первым же была «Галерея с магазинами князя М. Н. Голицына» ➋, располагавшаяся на Кузнецком Мосту между Петровкой и Неглинкой. На её месте сейчас открытая площадка перед новым зданием ЦУМа. Голицынский пассаж построил в 1835 г. архитектор Михаил Быковский — автор «флорентийского» собора Ивановского монастыря, собора на Бородинском поле, реставратор Чудова и Вознесенского монастырей Кремля (оба снесены в 1930-х гг.). Фасады в «помпейском» стиле указывали на роскошь, сегодня мы бы назвали лавки галереи бутиками.

За полтора века Кузнецкий Мост изменился мало. Справа на фото можно наблюдать уцелевший пассаж Попова (самое высокое здание). Фото: АиФ

Этот московский пассаж «произвёл» на свет и первую пешеходную зону в столице, стеклянная крыша которой защищала от дождя и снега. Поэтому здесь стало модно фланировать, встречаться со знакомыми, баловаться сладостями в кондитерских да и просто бездельничать.

А вот Голофтеевский пассаж был снесён (на снимке — справа), 1914 год. Фото: РИА Новости

В 1870-х гг. князь Голицын продал пассаж купцу Конону Голофтееву, а в 1913 г. Голофтеевский пассаж открыл двери в своём новом обличье — его перестроили по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга, прославившегося постройками Киевского вокзала и Центрального телеграфа. Сторонник инноваций, главным материалом он выбрал железобетон, благодаря чему оконные проёмы так расширились, что витрины превратились в панорамные окна.

Параллельно Голицынской галерее на месте, ныне занимаемом ЦУМом ➌, в 1870-е гг. появились пассажи Александровский и Солодовниковский (о Гавриле Гаврилыче Солодовникове, чудаке и богатейшем человеке Москвы, читайте материал «Отнюдь не тихая Ленивка» в «АиФ» № 14 за 2013 г.). Последний пассаж считался культурным центром: общество любителей музыки и драматического искусства при нотном магазине Юргенсона устраивало здесь спектакли, концерты и встречи с модными писателями — А. Островским, А. Плещеевым, А. Писемским… Когда знаменитый пейзажист Куинджи захотел выставить в пассаже «Ночь на Днепре» и «Берёзовую рощу», друзья его отговаривали: какой моветон — живопись среди соболей и жемчугов. Но Архип Иванович не смутился товарным соседством — так его искусство стало ближе к народу.

В Солодовниковском пассаже актёры и писатели не считали зазорным выступать, а художники — вывешивать полотна. Фото: Public Domain

На Кузнецком Мосту, 12 ➍, вырос пассаж чаеторговца Попова, а рядом, на Петровке, 10 ➎, — Петровский. Таким образом, узел пересечения Кузнецкого Моста с Петровкой и Неглинной стал средоточием моды и светской жизни.

Смоленский пассаж оказался внутри двора. Фото: АиФ

В 1882 г. в Поповском пассаже открылась первая телефонная станция, а три года спустя на фасаде впервые в Москве появилась световая реклама. С 1958 г. в здании работает научно-техническая библиотека. А Петровский пассаж (его владелице Вере Фирсановой принадлежали расположенные неподалёку Сандуновские бани) стал первым в Москве сооружением, сиявшим в тёмное время суток электрическими огнями, — электростанцию расположили как раз в Сандунах.

Лубянский пассаж ➏ (на месте ныне реконструируемого «Детского мира») и пассаж Постниковой (ул. Тверская, 5/6) ➐, ныне здание Театра им. Ермоловой, наряду с Верх­ними торговыми рядами стали первыми четырёхфасадными постройками — так полнее использовались дорогостоящие участки земли.

К идее пассажей современные зодчие вернулись в 1990-е гг. Звёздный испанский архитектор Рикардо Боффил спроектировал Смоленский пассаж ➑ (Смоленская пл., 3). Он, как Новинский ➒ (Новинский бул., 31) и Тверской ➓ (ул. Тверская, 18) пассажи, а также торговый центр «Охотный ряд»  (Манежная пл.), унаследовали традицию перекрытых торговых улиц, но масштабы сооружений (как и объём торговли) с прошлого века возросли в разы.

Источник: aif.ru

Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/59173.html

Пассажи Больших бульваров

Теперь направимся по улице Ришелье на север, в сторону Больших бульваров – туда, где находится главное царство парижских галерей и пассажей. На приведенном ниже плане места прогулки отмечены красными кружками с цифрами. Эти же цифры затем указаны рядом с фотографиями.

Пассаж фото

Первая остановка – Пассаж Принцев (Passage des Princes), названный так по имени когда-то находившегося здесь отеля. Это последний из пассажей, построенных в Париже в 19-м веке, в эпоху градостроительных преобразований барона Османа. Он был открыт в 1860 г., когда под натиском огромных универсальных магазинов мода на торговые галереи уже фактически прошла. Впоследствии пассаж пришел в упадок, но не так давно был реставрирован и сейчас выглядит слегка "новодельным", хотя, как говорят, его нынешний облик точно соответствует оригиналу.

Пассаж Принцев (8), центральный зал с куполом и витражами в стиле art-nouveau.

DSC_0248-2

Как, наверное, мечтают прийти в этот пассаж парижские дети! И как опасаются заглянуть сюда со своими чадами родители… Ведь пассаж Принцев – это сплошная череда дорогих детских магазинов компании JouéClub, причем продают тут вовсе не те детские товары, которые больше нужны взрослым (типа всяких одёжек — колясок), а именно то, что так мило ребятишкам – игры, игрушки, маски, куклы, зверье, рыбок…, короче все, что может пожелать детская душа.

Галерея пассажа Принцев (8) — один из шедевров османовского Парижа

DSC_0271-2

DSC_0304-2

В пассаже Принцев были установлены одни из самых первых фонарей электрического освещения, которые в последней трети 19-го века пришли на смену газовым рожкам. Какими только эпитетами не награждали эти фонари современники: "…ужасные, неуместные, отвратительные для человеческого глаза лампы ночных кошмаров! Таким светом освещать только сцены убийств и сумасшедшие дома!" – писал Р.Л.Стивенсон – "достаточно увидеть их всего лишь однажды, чтобы просто влюбиться в газ с его теплым, домашним сиянием…". Да, не видывал Роберт-Льюис холода безучастного неона…

Теперь отправимся в "город в городе" — систему сообщающихся галерей, раскинувшуюся от улицы Фейдо во 2-м округе, до улицы Рише в 9-м. Здесь есть рестораны и кафе, магазины одежды и продуктов, театры, музеи, отели, бани, гаражи. Здесь можно провести целый день и не заметить этого, местными закоулками можно пройти несколько кварталов, только изредка пересекая "странные" улицы без крыш из какого-то другого параллельного мира. Как, вы говорите, он называется? Ах, Париж… ну да, да, бывали там когда-то…)

Начнем с пассажа Фейдо (Galerie Feydeau), вход в который расположен недалеко от известного бара-ресторана Гаврош, считающегося одним из последних типичных парижских бистро в районе Больших бульваров.

Le Gavroche

DSC_0312-2

Во всех Интернет-ресурсах пассаж Фейдо упоминается как самый старый в Париже; он был построен в 1791 году. Дальше – молчок. И, в общем-то, не зря. Сейчас этот пассаж больше напоминает окраинную авторемонтную мастерскую или задний двор магазина.

Пассаж Фейдо (9)

DSC_0316-2

Дойдя до конца пассажа, поворачиваем направо и оказываемся в гораздо более симпатичном проходе, называемом галереей Варьете (Galerie des Varietes) — по имени старинного театра, выходящего сюда своим служебным входом (кстати, до недавнего времени владельцем театра был Ж.-П.Бельмондо). Несмотря на обновленный вид, галерея оставляет странноватое впечатление безжизненности и дряхловатости: вроде все прилично, но словно давно не вытирали пыль.

Галерея Варьете (10)

DSC_0320-2

В конце галереи Варьете на самом повороте находится уголковое зеркало, в котором отражаются сразу два соединяющихся тут прохода. Про это место замечательно сказано в повести Золя "Нана": "Он не любил дожидаться в этом проулке… Это было подозрительное место, как раз на углу галереи "Варьете" и галереи Сен-Марка, с темными лавочками, сапожной мастерской без покупателей, пыльными мебельными магазинами, прокуренной, погруженной в дремоту библиотекой для чтения, по вечерам освещавшейся лампами под зелеными абажурами. Здесь всегда можно было встретить хорошо одетых мужчин, терпеливо бродивших у артистического подъезда среди толкавшихся тут же пьяных механиков и обтрепанных статисток"

Но зато я не знаю на парижских улицах другого места, где человек может рассмотреть себя сразу с нескольких сторон…

На углу галерей Варьете и Сен-Марка (10)

DSC_9792-2

Если пройти по пассажу Сен-Марка назад, в направлении улицы Фейдо, то окажешься еще в одном одиноком уголке пассажного города – галерее Монмартр (Galerie Montmarte). Жизнь здесь как будто едва теплится, и даже одинокие прохожие, смотрящиеся чужаками, стараются жаться поближе к стенкам.

Галерея Монмартр (11)

DSC_0348-2

Оживление царит лишь на центральной улице городка – в пассаже Панорам (Passage des Panoramas). Он был построен на месте бывшего особняка Монморанси-Люксембург, а свое название получил от двух ротонд с круговыми окнами. На эти окна проецировались панорамы разных городов, создавая у зрителей замечательный эффект присутствия. В те времена это было в диковинку, и народ валом валил на нее посмотреть, что, конечно, было очень важно для процветания пассажа. Пассаж Панорам является одним из центров парижской филателии. Со времени постройки в 1834 году здесь существует мастерская-магазин гравера Штерна, который в частности рисовал и гравировал почтовые марки.

Пассаж Панорам (12), "филателистический" конец

DSC_0355-2

Ближе к Большим бульварам пассаж "богатеет" декором, основные его помещения занимают рестораны и салоны.

Пассаж Панорам (12), ресторанная часть

DSC_0360-2

Пассаж Панорам (12), чайный салон

Stitched_006-2

Выйдя из пассажа Панорам, пересекаем бульвар Монмартр и попадаем прямо ко входу в продолжение крытого города — пассаж Жуфруа (Passage Jouffroy)

Два города. У входа в пассаж Жуфруа (13)

DSC_0370-2

Этот пассаж больше других похож на питерский Пассаж, тот единственный, который именуется у нас с заглавной буквы. Пассаж Жуфруа шире, просторнее остальных, он более строг в архитектурном решении, вот только "мостиков" нет… Он первым в Париже стал отапливаться, что приносило ему заслуженную популярность, особенно возраставшую в зимнее время.

В пассаже Жуфруа (13)

DSC_0410-2

О чем спрашивает эта японская туристка у продавщицы? Скорее всего, про одну из двух местных достопримечательностей: музей восковых фигур Гревена, или про отель Шопен, где одно время жил и творил композитор.

Музей "смотрит" в пассаж не только своей боковой стеной и выходом. Его присутствие ощущается и как взгляд — из-за занавески один из персонажей музея наблюдает за посетителями. Некоторые, заметив его, непроизвольно шарахаются : )

Окно в музей Гревен (13)

DSC_9019-2

А отель Шопена (14) расположен рядом с выходом из музея, прямо в торце пассажа, который делает здесь поворот.

DSC_6167-2

DSC_0419-2

После поворота пассаж совершенно меняет не только свой облик, но и свой дух. Если в начале, около бульвара Монмартр, расположены магазины одежды, рестораны, бутики, то за поворотом мы попадаем в царство букинистов и книжных торговцев. По сторонам разложены книги, в витринах гравюры и открытки. Даже публика здесь иная, более интеллигентная, что ли.

Книжный конец пассажа Жуфруа (14)

DSC_0424-2

Мимо не пройти… (14)

DSC_0449-2

Читатели (14)

DSC_0456-2

DSC_9807-2

Заканчивается пассаж Жуфруа переходом через улицу Гран Бательер, за которым начинается следующий пассаж – Вердо (Passage Verdeau).

Переход в пассаж Вердо (15)

DSC_0468-2

На последнем снимке видна одна из общих черт парижских пассажей и галерей – обилие отражений. Как ни строй кадр, они тут как тут, эти призрачные двойники пассажной жизни. Сначала они вроде мешают, но потом начинаешь их непроизвольно искать, ловить, любоваться ими.

Пассаж Вердо больше всего напомнил мне клуб: с одной стороны – книжные магазины, с другой – кафе и рестораны. Так и хочется прикупить интересную книжку и сесть за столик ее почитать.

Пассаж Вердо (15)

DSC_0470-2

У самого выхода обнаружился необычный экспонат. Интересно, на нем ездят?

DSC_9808-2

Окончание здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/60401.html

Источник: nikolai-endegor.livejournal.com

Фразу из гоголевского "Ревизора", наверное, произносят вслух или мысленно все те, кто впервые попал в питерский или одесский Пассаж! И восхищаться, действительно, есть чем!

Одесса. Пассаж. Фото автора

Давайте тоже полюбуемся на эти два удивительных универмага с богатой историей и посмотрим, что у них общего и чем они отличаются. Ведь, именно Пассажи в Санкт-Петербурге и Одессе построены по всем правилам.

Французское слово "Пассаж" обозначает "проход", а применительно к магазинам подразумевает здание, с крытой галереей и рядом магазинов (лавок), имеющее выходы на параллельные улицы.

Первое подобное здание было открыто во Франции благодаря Луи Филиппу Второму, герцогу Орлеанскому. Он был создателем пассажа Пале-Руаяль в Париже. Именно оттуда мода на такие магазины стала распространяться по всей Европе.

В России первый Пассаж был открыт в Петербурге.

Санкт-Петербург. Пассаж. Фото автора

Интересно, что к его строительству причастна известная светская львица Елена Влодек (в замужестве Завадовская).

"Ей поклонялись большинство джентльменов высшего света – и Пушкин, и Николай I. Влодек и ее муж много путешествовали, а на время своего отсутствия сдавали дом. Когда у семьи началась черная полоса: умер единственный сын, наследников не осталось, а состояние таяло, они решили продать дом. Покупателем стал Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор, известный визионер и прожектер, потомственный дворянин, который лелеял мечту о пассаже как о центре торговли и культуры. Он пригласил 32-летнего архитектора Рудольфа Желязевича — самого молодого академика архитектуры, который смог бы включить дом Завадовских в будущий пассаж, не разрушая его. Строился пассаж довольно быстро (с 1845 по 1848 годы), при этом с тех времен изменилось не так много: раньше кровля была деревянной и состояла из балок с остеклением, на полу лежал паркет, а вместо электрического освещения были газовые фонари. Цоколь был отведен для гастрономии и рынка, две галереи – нижняя и верхняя – изменились только по стилю, а на третьем этаже владелец хотел сделать 56 квартир.

По материалам сайта Собака.ru

А одесский Пассаж стал одной из вершин творчества архитектора Льва Львовича Влодека. Но Елена Влодек и Лев Влодек не родственники, а однофамильцы.

Одесса. Пассаж. Фото автора

В 1822 году одесский предприниматель Крамарев решил построить на пересечении двух центральных улиц Одессы доходный дом. По окончании строительства в дом въехал брат одного из самых известных русских поэтов Александра Пушкина — Лев, который работал на таможне. Льва Сергеевича в той квартире часто посещали известные персоны и представители богемы, были среди них Николай Гоголь и Его Величество Император.

Затем дом выкупил Моисей Менделевич — купец и глава компании, которая занималась торговлей хлебом. В его планах было снести доходный дом и построить «Пассаж», где продавалось бы все от граммофонов до почтовых открыток. Преобразить дом Крамарева было поручено известному архитектору Льву Влодеку и его помощникам Фишелю и Мильману. Что они успешно и сделали в 1898-1899 годах. Одесситы стали называть универмаг «Пассаж Менделевича».

По материалам сайта hotelribas.com

Где находятся?

Оба этих торговых здания находятся на главных улицах: в Одессе — на Дерибасовской, в Санкт-Петербурге — на Невском. Вот как выглядят их фасады.

Слева — Одесса, справа — Петербург. Фото автора

Правда, здание одесского Пассажа — угловое, второй фасад выходит на улицу Преображенскую.

В каком стиле построены?

Желязевич выполнил фасад Пассажа в Петербурге в стиле неоренессанса, но в 1900 году инженер Козлов произвел капитальную перестройку: надстроил этаж, центральный вход выделил порталом, появились пилястры коринфского ордера, аттик, а декор выполнил в стиле поздней классической эклектики.

Слева — Одесса, справа — Петербург. Фото автора

Одесский пассаж выполнен в стиле модернизированной эклектики, где присутствует смешение мотивов барокко и ренессанса. А по количеству и размаху лепного и скульптурного оформления Пассажу нет равных в Одессе. В этом отношении превосходит визитную карточку города — здание Оперного театра.

Здесь не режет глаз древнеримские Фортуна с факелом и Меркурий на паровозике, Аполлон  с атрибутикой советского рабочего. В отдельных фрагментах угадываются элементы Летнего Сада в Санкт-Петербурге, вязь меандра – тип орнамента Древней Греции. Архитекторы словно взяли все лучшее из мирового наследия и перенесли на одно здание.

По материалам сайта hotelribas.com

А входная арка одесского пассажа выполнена в мавританском стиле.

Одесса. Пассаж. Фото автора

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.