От Панорамы в Севастополе нас отговаривали:

— Скучно. Ну что там смотреть? Еще 400 рублей тратить!

Но гулять по Историческому бульвару и ждать всех было холодно, а раз купил групповую экскурсию, то и полезай в кузов, в смысле ходи строем…

  • Очерк о начале экскурсии — Балаклава
  • Памятник Затопленным кораблям, Графская пристань и… Лужков
  • Херсонес. Действительно ли тут крестился князь Владимир?

Историческая панорама неожиданно понравилась. Кроме прочего мне было любопытно посмотреть на музейные технологии начала ХХ века.

Панорама трехэтажная, и, вроде как, надо начинать наверху и спускаться вниз.

Но сейчас пандемия и экскурсовод не положен, только аудиосопровождение, а оно на третьем этаже сломалось. Смотрительницы говорят: начинайте с первого. Что ж, как раз историю Крымской войны освежили.


Я люблю такие музеи за возможность увидеть материальные свидетельства давно ушедшего времени: ружья, пистолеты, ядра, кортики, подзорные трубы… Сейчас такие предметы уже не используются.

Особняком стоит сделанное из военных артефактов. Вот такой подсвечник из картечи был сделан в 1904 году. Не знаю, им и в правду, пользовались, или сделали специально к севастопольской экспозиции.

Сделав круг по первому этажу, поднимаюсь на третий.

Панорама — это особый вид картинной галереи, где цельное батальное полотно расположено полукругом. Это единая картина, со множеством деталей.

А на переднем плане — предметы, которые дополняют происходящее. В нашем случае инсталляция быта: санитарные палатки, мешки с песком. Поэтому такие выставки будут интересны и маленьким детям.

Единственные панорамы в России — Бородинской битвы и сражения на Малаховом кургане в Севастополе 6 июня 1855 года написаны одним и тем же художником-баталистом французом из Одессы Францем Рубо.

Сам он считал себя русским художником, а работал по большей части в Германии, в Мюнхене. И в создании панорамы обороны Севастополя ему помогала пара десятков немецких учеников. Заказ был на огромную картину — 115 на 14 метров!


Какой именно эпизод сражения брать за основу Рубо решал сам. Он выбрал первый штурм Малахова кургана, где 5 тысяч русских матросов, солдат и офицеров противостояли 11 тысячам французов. Первый штурм был успешно отбит.

Смотреть панораму надо перемещаясь слева направо. Вначале, то, что происходит в тылу, в финале — рукопашная схватка с французами на батарее Жерве.

Смотровая площадка — это как бы вершина Малахова кургана в конкретный день — 6 (18) июня 1855 года. Рубо сделал сотни эскизов. На картине порядка 4000 фигур, по большей части — оборонявшиеся, то есть нарисован практически каждый второй сражавшийся.

Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал Павел Нахимов.

Но в начале ХХ века их там не было. Точнее, был только Нахимов, но его высокие высокие комиссии велели убрать и поместить вместо него князя Горчакова — командующего армией.

В Великую Отечественную войну во время артобстрела здание панорамы загорелось. Пожарные вынесли оттуда 86 фрагментов — примерно 80 процентов всей картины. Но на них были пробоины — 6000 ран от осколков.

Когда восстанавливали, вернули Нахимова, дописали Пирогова. Снова панорама открылась уже к 100-летию первой обороны Севастополя.


Второй этаж панорамы сплошь из рам. А внутри — инсталляции. На заднем плане — фрагмент полотна, на переднем — какая-то осязаемая деталь — землянка, палатка, оружие. Я не сразу поняла, зачем нужны рамы: чтобы посмотреть на целое иначе, четче увидеть детали.

В здании музея-панорамы мы были около часа. Можно провести и больше времени. Последними выходили мужчины. Все-таки про сражения!

Александра Кудрявцева / ДОРОГАМИ РАДОСТИ

Рассказ о Херсонесе, туда мы поехали из музея "Обороны Севастополя в 1854-1855" , следует… Подписывайтесь на мой канал в Дзене и читайте другие крымские очерки и не только.

Источник: zen.yandex.ru

Цена билета в музей-панораму Оборона Севастополя

Стоимость входа меняется в зависимости от количества людей, которые одновременно находятся в музее. Ниже указана цена билета, действующая при посещении в составе экскурсионной группы (от 10 до 35 человек).


    • Дети (до 7 лет) — бесплатно;
    • подростки до 16 лет — 250 руб.;
    • студенты — 350 руб.;
    • взрослые — 500 руб.;
    • льготный контингент — бесплатно.

К льготным категориям граждан относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны, инвалиды, участники ВОВ, дети-сироты, дети-инвалиды, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прочие. Для подтверждения статуса, необходимо наличие соответствующего документа.

Более подробную информацию о том, кто относится к льготной категории граждан, можно узнать, позвонив по номеру телефона: +7 (8692) 222–111 или ознакомившись с информацией на официальном сайте достопримечательности.

Профессиональные фото и видеосъемка панорамы проводится только после оплаты дополнительных услуг, с разрешения директора и в присутствии материально-ответственного лица.

Режим работы


Музей работает каждый день, кроме понедельника. Время работы заведения с 10:00 до 18:00, но стоит обратить внимание, что касса закрывается на полчаса раньше.

Билеты для посещения достопримечательности можно приобрести в кассах музея-заповедника, который расположен по адресу: Севастополь, Исторический бульвар, 1 или онлайн на официальном сайте музея.

Автор картины Оборона Севастополя

В 1901 г. реализацию масштабного проекта поручили Францу Рубо, который являлся основоположником отечественной школы панорамной живописи. Художнику пришлось приехать в Севастополь, где он, перед тем как приступить к работе, занялся изучением историческим документов, ознакомился с местами боев, побеседовал с участниками и очевидцами нападения, а затем в Санкт-Петербурге приступил к эскизу панорамы.

Саму картину живописец вместе с такими известными художниками, как Шенхена, Мерте, Фроша и еще 20 студентами Баварской академии художеств, создал в Мюнхене. Одновременно с написанием живописного полотна, Рубо выполнил натурный план, площадь которого составила 1610 м².

На создание произведения у автора ушло целых 4 года. За всю свою жизнь, кроме известной батальной Панорамы, художник-баталист написал около 200 монументальных полотен. Особой популярностью пользуется известная работа под названием «Бородинская битва» и не менее величественная военная операция «Штурм аула Ахульго», на которой отразилась Кавказская война 1817—1864 гг.

Описание картины


Огромное живописное полотно Панорамы впечатляет своими размерами и невероятной реалистичностью. Его ширина составляет 114 м, а высота — 14 м.

Реальные декорации незаметно переходят в художественное полотно. Перед глазами зрителей открывается картины с изображением берега Южной бухты и постройки Адмиралтейства, где в дыму горят корпуса Лазаревских казарм.

В самом начале полотна продемонстрированы события в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, немного передвигаясь по часовой стрелке, вдоль смотровой площадки, можно приблизиться к кульминации всего боя — рукопашной схватке с англо-французской армией на батарее Жерве. Сюжет картины продуман таким образом, чтобы у каждого была возможность увидеть все этапы штурма и оборонительного сражения.

Все герои на Панораме находятся в движении, и это ощущение полностью передается зрителям. Пока первая пушка перезаряжается, следующая уже стреляет, а третья только что произвела выстрел.

Левее от взрыва стоит профессор медицины Н. И. Пирогов, который впервые в Севастополе применял наркоз, гипсовые повязки и антисептики. У входа в землянку его встречает фельдшер и сестра милосердия.


Главными персонажами сражения автор считал народ, в прославлении его подвига он и видел свою первостепенную задачу. В основу произведения искусства Рубо положил самый яркий эпизод севастопольской битвы — бой, во время которого 75-тыс. русская армия отразила натиск 173-тыс. англо-французского войска. Этот сюжет был выбран не случайно, так как именно он олицетворяет символом мужества и доблести русских воинов, сумевших противостоять более сильному противнику.

По замыслу художника-баталиста, смотровая площадка достопримечательности является вершиной Малахова кургана, считающейся ключевой позицией при обороне Севастополя. Изображение на холсте плавно переходит в предметный план, что создает эффект присутствия при реальных событиях.

Здание панорамы

Помещение, в котором находится достопримечательность, является единственным образцом панорамных сооружений начала ХХ столетия на всей территории бывшего Советского Союза. Построено оно в стиле модернизированного классицизма.

Само здание сделано в форме круга. Толщина его стен составляет от 106 до 155 см, диаметр и высота — 38 м. Установлено оно на массивном прямоугольном цокольном этаже, обработанном глубоким рустом.

Центральный вход здания Панорамы создан в виде прямоугольной пристройки с классическим порталом, который оформлен двухколонным дорическим портиком с фронтоном. На нем размещается рельефное изображение Георгиевского креста, обвитого Георгиевской лентой. Перед входом в здание располагается большой красивый фонтан.


На фасаде достопримечательности установлено множество бюстов — героев обороны Севастополя, среди которых скульптура адмирала П. С. Нахимова, генерала С. А. Хрулёва, капитана 1-го ранга Г. И. Бутакова, штабс-капитана А. В. Мельникова, квартирмейстера П. М. Кошки, матроса И. В. Шевченко, Даши Севастопольской и многих других.

Экспозиции музея

На первом этаже музея организована экспозиция, посвященная работе над картиной о Крымской войне. Здесь выставляются фотографии, а также такие предметы военного времени, как форма, награды, документы. С их помощью можно окунуться в историю той войны 1853—1856 гг., посмотреть на снимки ее героев.

В настоящее время в помещении Панорамы есть возможность ознакомиться с документальными фильмами, повествующими о том времени, а также увидеть несколько видов оружия, сохранившегося с Крымской войны. Кроме этого в одном из залов музея представлена диорама «Подземно-минная война в Севастополе».

На второй этаж ведет винтовая лестница, где перед зрителями появляется сама панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», которая является одной из самых лучших картин такого масштаба не только в России, но и во всем мире.


Здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» на Гугл-карте

Источник: www.tourister.ru

Друзья, было бы некрасиво с моей стороны томить вас слишком долго. На самом деле, я не пытаюсь подогревать ваше любопытство этими скромными порциями фотографий, но это действительно не всё, что у меня есть. А дело лишь в том, что, как это у многих бывает, ко всему взахлёб отснятому материалу, едва переместившемуся в тёплую компьютерную папочку, очень скоро утрачивается всякий интерес. А сам тем временем денно-ночно выискиваешь новый маршрут, изучаешь местность, объекты, готовишь снаряжение, и с нетерпением ждёшь заветной даты. Я не знаю, сколько таких "долгов" сегодня на мне висит… Но то, что я выдам вам весь Крым — это я обещаю. Спасибо Драйву за то, что он таким образом, через подписчиков и просто любопытствующих пытается меня организовать! =)

Покинув Балаклаву, мы прибыли в город-герой Севастополь. Я даже не знаю, как его можно называть без упоминания его славного прошлого. Несомненно, в тени его героизма стоит масса разных достоинств, изучение которых заслуживает большего внимания, но такими широкими возможностями в рамках экспресс-тура по Крыму мы, увы, не располагали! И наверняка многие горожане, историки, да просто образованные люди, упрекнут меня в непросвещённости, но мы посетили ряд достопримечательностей, которые нам позволило охватить отведённое поездкой время и простота маршрута!


В Севастополе ранее я был один лишь раз, в детстве. Теперь мне предстояло восстановить детские образы в памяти и поделиться ими с родными, а теперь и с вами. Конечно, прежде всего мы решили посмотреть панораму Обороны Севастополя!

Это одна из крупнейших панорам мира. Она представляет собой огромную по размерам картину с длиной по окружности 115 м. и высотой 14 м., дополненную предметным планом площадью около 1000 кв. м, и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.

Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. Эта война была крупнейшей общеевропейской военной кампанией XIX в. Она велась между Россией и создавшими против неё военный союз Турцией, Великобританией, Францией, королевством Сардиния (Италия). Страны-участницы боролись за передел сфер влияния в Европе, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Передней и Малой Азии. Но с осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились против Крыма с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Судьба героического города на южной окраине Российской империи, защитники которого 349 дней отражали натиск сильнейших в Европе армий, потрясла мир.

На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.

Из экспозиционного зала винтовая лестница ведёт на смотровую площадку, откуда, постепенно двигаясь по кругу, посетители обозревают панорамную картину и предметный план.

Поднявшись на круглую смотровую площадку панорамы, вы словно окажетесь на вершине Малахова кургана, и вам откроется волнующая картина сражения за Севастополь, разыгравшегося 6 (18) июня 1855 года при отражении вражеского штурма укреплений Малахова кургана и 3-го бастиона. О ходе событий, запечатленных на панораме, расскажет экскурсовод.

С момента открытия в 1905 году ее посетило около 40 миллионов человек.

Одним из основателей жанра панорамной живописи и его самым ярким представителем стал российский художник-баталист, одессит французского происхождения Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Его первая панорама «Штурм аула Ахульго», посвященная окончанию Кавказской войны и пленению имама Шамиля, была написана в 1890 году и стала всемирно знаменитой. Она экспонировалась в Европе и многих городах России, в том числе — в Севастополе (постоянным местом пребывания этой панорамы был избран г. Грозный.

Во время первой Чеченской войны 1994-1996 г. панорама была практически уничтожена. Ставится вопрос о ее воссоздании, но когда это произойдет, неизвестно). Поэтому, когда в 1901 году родилась идея создания панорамы, посвященной обороне Севастополя, вопрос о том, кому поручить ее написание, не стоял: только Францу Рубо.

Вначале предполагалось создать полотно-галерею, отражающее различные этапы обороны. Но художник предложил написать картину на единый сюжет — «Штурм Севастополя 6 июня 1855 года».

Выполнив большой, 11-метровой длины эскиз, он представил его в 1902 году в Зимнем дворце на суд императора Николая II и получил одобрение. Выполнив десятки этюдов на местности, ознакомившись с фотографиями, гравюрами, воспоминаниями участников обороны, Рубо отправился в Мюнхен — город, где он в юности 5 лет постигал азы батальной живописи. Там, с участием учеников и нескольких местных мастеров, художник принялся за написание полотна и подготовку предметного плана.

В 1904 году гигантский холст, намотанный на барабан, был загружен на две железнодорожные платформы и доставлен в Севастополь.

25 июня 1942 года, в один из последних дней второй обороны, в купол здания Панорамы попала бомба. Здание загорелось, а поскольку воды нигде поблизости не было, тушить его было нечем. Несмотря на титанические усилия пожарных, огонь усиливался. Тогда все бывшие рядом солдаты и матросы стали ножами, кортиками, кинжалами резать полотно на куски и выносить из огня. Было спасено 2/3 картины. Два дня спустя, под сплошным огнем и бомбежками, бесценный груз доставили на борт лидера эсминцев «Ташкент», в последний раз прорвавшегося в Севастополь. 86 фрагментов картины увезли на Кавказ, а здание Панорамы выгорело дотла.

После войны картину исследовали и пришли к выводу: огонь, условия транспортировки и хранения сделали восстановление полотна невозможным. Поэтому было решено по сохранившимся фрагментам, эскизам и фотографиям написать панораму заново. Над воссозданием уникальной картины трудились 17 художников под руководством академика В.Н. Яковлева, а после его смерти — академика П.П. Соколова-Скаля.

При восстановлении панорамы художники внесли несколько новых эпизодов: возвращение матросов Петра Кошки и Федора Заики из ночной боевой вылазки, приезд на Малахов курган знаменитого хирурга Н.И. Пирогова и другие. Уточнен предметный план, изменен и общий цветной тон картины: он стал более светлым, ярким, выразительным. Удивительно, но громадное полотно было написано заново всего за шесть месяцев 1954 года! Еще три месяца ушло на воссоздание предметного плана.

Восстановление здания Панорамы велось с 1948 года. Открытие возрожденного шедевра состоялось 16 октября 1954 года, в ознаменование 100-летия со дня начала первой обороны. Позднее была открыта и диорама «Подземно-минная война за Севастополь», изображающая центральную подземную галерею.

В 1974 году в нишах фасада здания были установлены 13 мраморных бюстов выдающихся героев обороны: В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.А. Хрулева, Л.Н. Толстого, П.М. Кошки, И.В. Шевченко, Даши Севастопольской и других.

Вот такая история! Надеюсь, вам понравилось путешествовать вместе с нами! Если так, то мы отправляемся дальше! Следующая остановка: Набережная Севастополя!

Источник: www.drive2.ru

Одну из крупнейших панорам в мире, входящую в так называемый список 60-ти — Панораму "Оборона Севастополя 1854–1855 гг." я посещал не один раз — вот только возможности полноценной съемка сюжетов, а тем более покадровой съемки для последующей склейки широкого полотна из-за огромного количества посетителей все никак не выдавалось. И вот в середине марта мы с Яшей Панорама севастополь фотоoskanov  и его семьей наконец-то смогли реализовать давнее желание — получить заветные кадры. Правда съемку пришлось вести с рук в условиях не совсем комфортной для фотографирования освещенности, в том числе и наборку снимков для склейки панорамы.
В этом репортаже я хочу рассказать об этом гигантском полотне с предметным планом, акцентироваться на отдельных его фрагментах, а в нижней части поста — показать склеенную серию снимков, которая является панорамой Панорамы.

Сама Панорама рассказывает об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя — отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы — основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.

Панорама севастополь фото

Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." была открыта 14 мая 1905 г., в ознаменование 50-летия славной эпопеи. Оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О. И. Энберга и архитектора В. А. Фельдмана. Диаметр здания — 36 м, высота его также 36 м.
Внутри здания располагается живописное полотно длиной по окружности 115 метров, высотой 14 метров и площадью 1610 квадратных метром поражает своими размерами, а изображённые на ней события – широтой и масштабностью. Панорамная форма картины позволяют показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города.
По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается ранним утром 6 июня 1855 г на вершине Малахова кургана в день штурма. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как "первое серьезное поражение французско-английской армии".
В этот день союзники предприняли первый штурм города. Восемь французских и английских дивизий численностью 43 тыс. человек атаковали укрепления Корабельной стороны, которые защищали 24 тыс. российских войск. Панорама запечатлела разгар грандиозного сражения за город.

2. В центре бастиона Малахова кургана полуразрушенная каменная башня с командным пунктом наверху — композиционный центр живописного полотна. Основа композиции — батальные сцены. Располагая их с постепенным нарастанием напряжённости, автор Панорамы сумел показать все фазы оборонительного боя — от стрельбы артиллерийских орудий на батареях Малахова кургана до рукопашной схватки с французами за батарею Жерве — кульминации сражения.
Выше, у бруствера перед Оборонительной башней Малахова кургана за боем наблюдает адмирал Павел Нахимов, которого называли душой обороны.
Слева от нее ведет огонь батарея Сухина, к которой солдаты подкатывают еще одно орудие. На башне четыре офицера наблюдают за наступающими французами. Перед башней — солдаты Полтавского полка, часть которых, в правой части снимка, спешит на помощь батарее Жерве. Ближе к нам — флотский священник. Еще ближе сестра милосердия Прасковья Графова перевязывает раненого офицера. За этот день она окажет помощь 200 раненым. Справа, на деревянном пандусе, над другими возвышается фигура начальника четвертого отделения оборонительной линии Фёдора Керна, отдающего приказания командиру Корниловского бастиона (фигура слева)
Панорама севастополь фото

3. На несколько километров вдаль просматривается поле сражения, покрытое пороховым дымом. Через просветы видны французские войска — солдаты в синих мундирах атакуют Малахов курган. Орудийным и ружейным огнём встречают неприятеля защитники батареи Никифирова. В тылу батареи — солдаты Полтавского пехотного полка.
На переднем плане — батарея Сенявина. Только что упавшее неприятельское ядро заливает водой Трофим Александров
Панорама севастополь фото

4. На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана. На флагштоке поднят красный флаг (в кадр не попал. его видно на общей панораме в конце поста) — сигнал большой опасности, вызванной штурмом и угрожающей Малахову кургану. Справа — землянка для солдат сигнального поста, слева — ландшафт Малахова кургана с чугунными шарами (ядрами), осколками разорвавшихся бомб.
Девушка с коромыслом на плече — Даша Севастопольская — одна из известнейших персоналий Севастопольской обороны.
Девушка Даша  с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но лошадь с повозкой, груженной личным скарбом и «санитарной экипировкой», двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша – первой медсестрой милосердия.
Панорама севастополь фото

5. Землянки, в которых защитники проводили короткие минуты отдыха — их много на предметном плане
Панорама севастополь фото

6. Часть дороги , продолжение которой изображено на живописном полотне. По ней на помощь защитникам Малахова кургана бегут солдаты Черниговского пехотного полка. В правой части — санитарная повозка и погибшие защитники, лежащие под иконой с зажженными заупокойными свечами
Панорама севастополь фото

7. Полевые укрытия из туров для защиты от пуль и осколков снарядов
Панорама севастополь фото

8. Землянка-камбуз. Обороняющихся несмотря ни на что нужно накормить
Панорама севастополь фото

9. Офицерский блиндаж, разрушенный прямым попаданием вражеского орудия. Детализация — как предметная, так и цветовая просто поражает своей точностью и реалистичностью
Панорама севастополь фото

10. Помимо батальных сцен, изображенных на полотне, огромное внимание уделено бытовой части обороняющих город — ведь часто в фильмах и на картинах этот момент совершенно упущен. И вот, наравне с дымом, пушками, огнем и убитыми мы видим развешенное солдатское белье, солдат переводящих дух и пьющих воду, жилые землянки…
На переднем плане — разрушенный офицерский блиндаж, около которого солдат набирает из бочки воду,чтобы погасить угли.
Панорама севастополь фото

11. На предметном плане — батарея Станиславского. В орудийных двориках орудия, неподалёку ящики с зарядами, ядра, артиллерийские принадлежности.
Орудия сделаны из дерева, снаряды — из гипса или папье-маше.
На полотне —  во главе группы офицеров в темно-зеленом мундире и фуражке — начальник пехоты Малахова кургана Дмитрий Юферов, наблюдающий за боем на батарее
Панорама севастополь фото

12. Крестом из ядер обозначено место смертельного ранения вице-адмирала Владимира Корнилова
Панорама севастополь фото

13.  Решающее событие штурма 6 июня 1855г. разворачивается на прикрывавшей Малахов курган батарее под командованием мичмана Петра Жерве. На батарее развивается трёхцветное французское знамя — неприятель добился здесь наибольшего успеха. Над городом нависла серьёзная опасность.
Слева видим разрушенное здание, за которым идет рукопашный бой. На белом коне — Степан Хрулёв, начальник сухопутных войск Корабельной стороны, ведущий в атаку 5-ю роту Севского пехотного полка, которой командует штабс-капитан Островский. Справа адъютант Хрулёва на коне скачет за подкреплением на ходу указывая саблей, где оно необходимо. Ниже большого очага пламени, видны две роты Якутского полка, которых ведет в атаку генерал-лейтенант Павлов. К ним на помощь спешат солдаты Елецкого полка. Угроза французского прорыва ликвидирована ценой жизни 105 бойцов Севского полка. На дальнем плане, в районе третьего бастиона солдаты Брянского, Охотского и Камчатского полков картечью отбивают атаку англичан. Их атаки захлебывались три раза. На переднем плане — оставленная артиллеристами батарея Станиславского. У батарейной иконы с горящими свечами лежит накрытый шинелью убитый солдат — единственная объёмная фигура человека
Панорама севастополь фото

14. Оставленная артиллеристами батарея Станиславского
Панорама севастополь фото

15. Правый фланг батареи Сенявина
Панорама севастополь фото

16. Большая часть полотна панорамы, склеенная мною в единое изображение. Просьба отнестись к недостаткам изображения с поправкой на съемку кадров для склейки панорам с рук на довольно длинной выдержке
Панорама севастополь фото

И немного истории Панорамы…
Во время Великой Отечественной войны фашистские бомбы разрушили здание Панорамы, уникальная картина загорелась. Рискуя жизнью, советские воины вынесли часть живописного полотна из пылающего здания.
После войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу, состоявшую из 17 человек, возглавил вначале академик В. Н. Яковлев, а после его смерти другой известный живописец — академик П. П. Соколов-Скаля. Изучив события, о которых рассказывала панорама, а также спасенные фрагменты живописного полотна, фотографий, старые буклеты, советские художники заново написали картину, воссоздали предметный план.
Дело в том, что спасенные фрагменты были сильно повреждены, а некоторые и вовсе утеряны, поэтому было принято решение не реставрировать полотно, а создавать его заново. Спасенные же фрагменты являются частью экспозиции и некоторые из них можно видеть своими глазами в музее около здания Панорамы.
Напряженный труд коллектива художников был завершен к 100-летию первой героической обороны Севастополя. В 1970 г. в здании Панорамы открылась экспозиция Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающая о незабываемых событиях и героях обороны, а также о самой панораме.

Источник: aquatek-filips.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.