Владимир Дергачев. Фотографии Валентины Балакиревой
image001.jpg
http://21vu.ru/sites/default/files/_pu/2015/03/7cc04da31070095d3e4e1246912c8431.jpg
Монумент «Тысячелетие России – единственный в мире памятник государству — воздвигнут в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском Детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Памятник, представляющий собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте, призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Вокруг шара-державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны. Всего памятник содержит 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:


  • Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России).
  • Среднюю часть памятника занимают 17 «колоссальных фигур», группирующихся вокруг шара-державы. Группы символизируют различные периоды истории Русского государства и ориентированы на географические части света. Это имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
  • В нижней части монумента помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. Нижний ярус делится условно на 4 части — «Просветители», «Государственные деятели», «Военные люди и герои», «Писатели и художники».

Этот монумент называют своеобразным «учебником истории в камне». Попробуйте самостоятельно узнать, кто есть кто. Конечно, с Пушкиным и Петром Первым проблем не возникнет.

Православие (верхняя часть памятника): фигуры — ангел, поддерживающий крест и благословляющий коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме, опирающуюся на щит с гербом и датой «1862».


image003.jpg

Крещение Руси (988—989 годы). Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг).
image005.jpg

Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно, получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес (обращены на юг, к Киеву).
image007.jpg

Избрание на царство Романовых (1613 год). Михаил Федорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.


image009.jpg

Основание Российской империи (1721 год). Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке, и Гений — крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (экспозиция обращена на север, к Петербургу).
image011.jpg

«Просветители». Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них — авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев — основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.
image013.jpg


«Государственные люди». С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей). Она включает Великих киевских князей — Ярослава Мудрого и Владимира Мономах, великих литовских князей Гедимина и Ольгерта, основателя династии Михаила Романова, императоров Петр I, Александр I, Николай I, патриархов Филарета и Гермогена, императрицу Екатерина II, государственных деятелей Виктора Кочубея и Григория Потемкина, Михаил Сперанского и Якова Долгорукова.
image015.jpg

Слева — Екатерина Великая и перед ней коленопреклонённый главный фаворит, светлейший князь Григорий Потёмкин.
image017.jpg

«Военные люди и герои». 36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

Слева – Михаил Кутузов.


image019.jpg

«Писатели и художники». В четвертой группе собраны фигуры людей творческих — 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов (за кадром), Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов и композитор Глинка.
image021.jpg

***
Когда 15 августа 1941 года в Новгород вошли немцы, генерал фон Герцог приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся приняли решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей. Памятник был торжественно открыт 2 ноября 1944 года.

Источник: dergachev-va.livejournal.com

Страницы истории


Монумент «Тысячелетие России» был установлен в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов на Русь. 

В 1857 году был объявлен сбор средств для памятника. Жители страны собрали чуть более 72 тысяч рублей, правительство выделило еще 400 с лишним тысяч из государственной казны.

Очень много времени потребовалось для составления «списка видных людей», который утверждался самим императором. Было много споров и обсуждений. Например, новгородцы выступили против изображения на памятнике Ивана Грозного. Почему? Да потому что жители прекрасно помнили так называемый Новгородский погром.  

Новгородский погром — поход опричного войска на Новгород в 1569—1570 годах под личным руководством Ивана Грозного, сопровождавшийся массовыми убийствами. Жертвами погрома стали по разным оценкам от 2 до 15 тысяч человек. Кроме того, вследствие погрома в городе начали свирепствовать голод и болезни. (По данным Википедии) 

В 1859 году при Императорской Академии художеств был создан Конкурсный совет с участием архитекторов и инженеров. Он рассмотрел 52 представленных эскиза будущего монумента. В итоге остановились на проекте 24-летнего художника Михаила Микешина. 


Указатель

В связи с большим объемом и сложностью работы над изготовлением памятника работала целая группа скульпторов и архитекторов. 

Памятник был открыт 8 сентября 1862 года. Торжества по этому поводу длились целых три дня. 

После Октябрьской революции 1917 года большевики стали рассматривать монумент как символ самодержавия. Сносить его не стали, но со всех сторон закрыли досками и фанерой. Правда, через некоторое время их убрали. 

В годы войны Великий Новгород был оккупирован фашистскими войсками. Немцы разобрали памятник, скульптуры нижнего яруса упаковали в ящики для отправки в Германию. К монументу даже подвели узкоколейку, чтобы увезти решетку и бронзовые фонари.

20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками. Власти Новгорода приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России». На тот момент у него был полностью уничтожен верхний ярус и не хватало многих деталей, таких как посохи, копья, щиты в руках у отдельных фигур. К монументу вновь подвели узкоколейку, возвели леса. В ноябре 1944 года отреставрированный памятник был вновь открыт. 

Памятник в цифрах 


Монумент сделан в форме колокола. По мнению историков и искусствоведов, это своеобразный звон-благовест потомкам о героических страницах истории России. Общая высота памятника — 15,7 м. Кроме того, в землю уходит 10-метровый фундамент.

На гранитном основании высотой 6 м размещены 129 фигур. Они по периметру окружают монумент и подразделяются на несколько тематических групп. На памятнике чётко видны три яруса.

Верхний ярус 

Он представляет собой шар-державу как олицетворение верховной власти. На державе установлен трехметровый ажурный крест, поддерживаемый ангелом. Ангел благословляет коленопреклоненную женщину. Левой рукой она поддерживает щит с изображением двуглавого орла и надписью «1862». 

Тысячелетие России

Держава и крест символизируют единство власти и православной церкви. Помните так называемую «теорию официальной народности»? Её столпами были православие, самодержавие и народность. По периметру державы идет лента с надписью:  «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862».

Центральный ярус 


На этом ярусе размещены 17 фигур высотой чуть больше трех метров. Скульптуры разбиты на шесть групп, которые чётко ориентированы по частям света.

Мы видим фигуру великого киевского князя Владимира Святославича, Владимира-Крестителя, с восьмиконечным крестом в руках. Слева от него женщина, которая подносит ребенка для крещения. А справа от князя киевлянин низвергает языческого идола. Эти фигуры обращены на юго-запад, в сторону Византии, откуда и было заимствовано христианство.

Рюрик

Справа от князя Владимира мы видим фигуру Рюрика, первого правителя Древней Руси. Он смотрит на юг, в сторону Киева. Рюрик изображен в кольчуге, остроконечном шлеме и наброшенной на плечи звериной шкуре. 


Владимир Креститель

Возникает вопрос: что означает загадочная надпись на остроконечном щите Рюрика? 

Третья скульптурная группа олицетворяет период освобождения от монголо-татарского ига. В центре изображен стоящий в кольчуге и шлеме князь Дмитрий Донской. Он держит в руках знаки власти у татар — бунчук и шестопер. А ногой он попирает поверженного татарского воина. Фигура князя обращена на юго-восток, в сторону Золотой Орды, откуда шло монголо-татарское войско.  

Дмитрий Донской

В этой скульптурной группе несложно узнать Ивана III, носившего титул «государь всея Руси». Скипетр, держава, шапка Мономаха — всё это символы царской власти. Слева от него изображен мурза Золотой Орды, подносящий в знак покорности бунчук, а справа — поверженный рыцарь. Иван III смотрит на восток, в сторону Москвы, которая стала центром сбора русских земель в единое государство. 

Следующая скульптурная группа посвящена образованию Российской империи. Петр Первый в мундире офицера Преображенского полка с лавровым венком на голове. А над ним — ангел, указывающий России новый путь. Эти фигуры обращены на север, в сторону Санкт-Петербурга. 

Иван Третий и Петр Первый

Ещё одна группа фигур посвящена началу царствования династии Романовых. Там изображены Михаил Федорович Романов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Эта группа ориентирована на северо-запад, в сторону Польши, которая претендовала на русский престол. 

Нижний ярус 

На нижнем ярусе монумента «Тысячелетие России» размещены 109 скульптур. Они сгруппированы в тематические разделы.

Давайте посмотрим на две тематических группы нижнего яруса. Отдельных персонажей можно узнать благодаря иллюстрациям из школьных учебников истории. 

Итак, мы идём слева направо. Слева от чаши сидят Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки. За ними стоит княгиня Ольга и князь Владимир Святославич, крестивший Русь. Справа от чаши — преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерского монастыря. Рядом с ними — летописец Нестор, один из авторов знаменитой «Повести временных лет».

Справа от Нестора стоит преподобный Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Перед ним — святой Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Рядом с Алексием изображен преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. И на переднем плане с раскрытой книгой сидит Максим Грек — афонский монах, философ, писатель и переводчик. 

Нестор-летописец

Взгляд сразу выхватывает две фигуры с посохами. Слева — патриарх Московский и всея Руси Никон, который провел церковную реформу. Рядом с ним — митрополит Дмитрий Ростовский. Справа от него виден Феофан Прокопович, писатель, историк, первый вице-президент Священного Синода, созданного при Петре Первом. 

Патриарх Никон

В левой части снимка мы видим великих киевских князей. Ярослав Мудрый держит в руках «Русскую правду», первый свод законов Древней Руси. Рядом с ним сидит Владимир Мономах. Справа от него — великие литовские князья Гедимин, Ольгерд и Витовт. Честно говоря, я была изумлена, увидев их фигуры на этом фризе. 

Персонаж со щитом, скипетром и державой это Иван III, великий князь Московский, «государь всея Руси». Здесь мы тоже видим и двуглавого орла на щите, и шапку Мономаха. 

Иван III

Справа от Ивана III стоят сподвижники Ивана Грозного — священник Сильвестр, первая жена Анастасия Захарьина-Юрьева и воевода Алексей Адашев. Затем идёт патриарх Гермоген. А справа от него сидит Михаил Федорович Романов, основатель династии Романовых, со своим отцом, патриархом Филаретом.  

Михаил Романов

За патриархом Филаретом изображены дипломаты Афанасий Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа, и Артамон Матвеев. Справа от них сидит второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. А за ним стоит со скрещенными на груди руками его сын Пётр Первый с одним из своих сподвижников Яковом Долгоруковым. 

На заднем плане — Иван Бецкой, президент Академии художеств, и Александр Безбородько, который несколько лет был канцлером Российской империи. 

Петр Первый

Слева без труда можно узнать сидящую на троне императрицу Екатерину Вторую  и её фаворита, генерал-фельдмаршала Григория Потёмкина. Позади него — министр иностранных дел Виктор Кочубей и император Александр Первый. За императором — его сподвижники: государственный секретарь Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов. Замыкает группу «Государственных людей» император Николай Первый, прозванный современниками «жандармом Европы».  

Александр Первый

Как вы понимаете, фигур на памятнике гораздо больше. Мы посмотрели только две тематических группы — «Просветители» и «Государственные люди». 

Вместо заключения

Туристы обходят монумент либо с путеводителем, либо с аудиогидом, либо с экскурсоводом. Рядом с памятником есть информационные стенды, на которых рассказана история его строительства и реставрации на русском и английском языках. 

Табличка у колокола

У меня от памятника «Тысячелетие России» целый веер впечатлений. Я бы сказала, многоголосие. В нём я слышу голоса учителя истории, россиянки и просто женщины. 

Во-первых, гордость за нашу страну и за нашу историю. Сразу захотелось привезти в Великий Новгород знакомых иностранцев и показать им этот «колокол». 

Во-вторых, восхитила сама идея памятника. Здесь есть символика государственности. Здесь чётко просматривается внешняя политика Руси-России через ориентацию больших фигур по сторонам света. Понравилось тематическое деление по группам. Исторические деятели разных эпох прекрасно «уживаются» друг с другом во времени и в пространстве.  

В-третьих, немного удивил выбор персонажей для размещения на нижнем ярусе. Я уже упоминала великих князей Литовских. 

В-четвертых, у меня даже вылезла небольшая обида за женщин. Я увидела на нижнем ярусе только четверых: княгиню Ольгу, Марфу-Посадницу, Анастасию Юрьеву и Екатерину Великую. Разве в истории России больше не было выдающихся женщин? 

___________________________

Всё-таки хочется завершить очерк на светлой ноте. Памятник, действительно, уникальный. Величественный и неповторимый. Такой своеобразный учебник истории в камне, где на небольшом пространстве спрессовалось несколько столетий. Огромная благодарность и низкий поклон создателям этого шедевра!

© Татьяна Трунова, июнь 2021

Источник: dorogami-dushi.ru

20 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт грандиозный памятник "Тысячелетие России". Русскую историю за тысячу лет можно изучить по этому монументу. Краткий курс истории России из 7-ми шагов.

1Призвание варягов на Русь (862 год)

Если быть точными, то не 862, а 6370 год — ведь летоисчисление в эти времена было иным — годы считали от сотворения мира. Дата эта начертана на памятнике буквами с титлом, по-старинному. Первая "картина" "Тысячелетия России" — древняя Русь, еще не принявшая христианства — языческая земля. Поэтому на монументе изображен языческий бог Перун, стоящий за спиной у Рюрика — первого князя, приглашенного в Новгород княжить из варягов в том самом 6370-ом году. Об этом идет рассказ в "Повести временных лет":
"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде…"
Рюрик стоит в звериной шкуре, у него остроконечный шлем и остроконечный щит.
К слову, эта скульптурная композиция находится с южной стороны памятника, то есть обращена к Киеву.

2Крещение Руси (988 год)

Время, изменившее летоисчисление на Руси и определившее путь, по которому ей предстоит идти — время князя Владимира. Его фигура с восьмиконечным православным крестом в руке как будто движется вперед и решительно выходит из пространства памятника. Князь изображен уже "испытавшим веры" и принявшим решение о той, какую выберет он сам и его народ. По одну сторону Владимира находится скульптура язычника, разбивающего своего идола. По другую — молодая мать, с доверием взирающая на правителя и несущая крестить своего ребенка. Ее шаг повторяет шаг князя — это символический прием скульптора.
Несколько поколений изображены в этой скульптурной композиции, доминантой которой является высоко поднятый православный крест. Фигура князя Владимира обращена в сторону Византии, откуда он принес на Русь христианство.

3Куликовская битва (1380 год)

С восточной стороны монумента, обращенной к Москве, изображен святой благоверный князь Дмитрий, прозванный Донским за победу в Куликовской битве. Он возвышается над поверженным татарским мурзой и попирает его ногой, а взгляд его устремлен вдаль, на восток. В руке у князя древнерусское оружие — шестопер. Дмитрий Донской, как и князь Владимир, делает шаг вперед, начиная освобождение Руси от татаро-монгольского ига и торжествуя победу христианства над язычеством. "Сказание о Мамаевом побоище" подчеркивает эту мысль:
"Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как молитвами пречистой богородицы и русских чудотворцев православное христианство — Русскую землю бог возвысил, а безбожных язычников посрамил".

4Основание самодержавия (1491 год)

Татарин окончательно побежден, он преклонил колена и вручает царю знак власти — конский хвост, привязанный к дереву, называемый по-татарски бунчук. Иван Третий, или Иван Васильевич, при котором Русь окончательно освободилась от власти ордынских ханов и объединилась вокруг Москвы, изображен на монументе в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой. Успешные для России войны позволили Ивану Васильевичу передать своему наследнику земли, в несколько раз большие тех, которые когда-то принял он сам. Как символ военных побед изображены на памятнике "Тысячелетие России" побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь, чей меч сломан. Но в этой группе фигур есть еще одна, пятая, на заднем плане. Это фигура жителя Сибири, которую вскоре начнут осваивать.

5Начало династии Романовых (1613 год)

Пятая скульптурная группа грандиозного памятника посвящена событиям начала XVII века и воцарению Романовых. Молодой царь Михаил Федорович, взошедший на престол 17-ти лет от роду, изображен принимающим шапку Мономаха и скипетр — символы державной власти. Но его фигура не стоит на первом плане — перед ним стоят Козьма Минин и князь Пожарский — русские национальные герои, организатор и руководитель Земского ополчения 1611-1612 гг., боровшегося против шведской и польской интервенции. Вспомним часть пламенной речи Минина, обращенной к русскому народу:
"Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником".
Минин подносит молодому Романову шапку Мономаха и скипетр, а князь Пожарский изображен с обнаженным мечом, обороняющим молодого царя.

6Основание Российской империи

И снова скипетр, но уже в новых руках — Петра Первого. Эта часть монумента обращена, конечно, на Север, в сторону Невы и новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Под ногами Петра — побежденный им швед, пытающийся защитить свое разорванное знамя, стоя на коленях.
Над самим Петром парит огромный ангел, чьи крылья закрывают половину шара, вокруг которого находятся все описанные скульптуры. Шар этот символизирует саму державу. Рука этого ангела вытянута вперед, то есть указывает путь на Север.
Сам Пётр I стоит в порфире, в высоких сапогах, и его голова увенчана лавровым венком. Эта группа отображает одну из самых известных эпох в истории Русского государства до середины XIX века. Она напоминает о победе русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и торжествует образование Российской империи.

7Великая Отечественная война

И эта веха российской истории есть в памятнике, открытом за восемьдесят лет до нее. Более 1500 деталей грандиозного монумента были изготовлены заново к 1944 году, после того как были разрушены и разворованы в войну. По приказу нацистского генерала фон Герцога немцы увезли по железной дороге части монумента — бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг него. После этого, по свидетельствам очевидцев, огромные статуи, образовывавшие скульптурные композиции "Тысячелетия России", валялись на снегу, "трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли…"
Несмотря на это, памятник очень быстро восстановили и торжественно открыли во второй раз.

7 символов иконы "Неопалимая купина"

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.