Написав пост о Зенобии царице Пальмиры, сижу и рассматриваю фотографии прекрасных зданий, которые помнят Зенобию. Помнили.
    Эти величественные сооружения, принадлежащие к числу лучших образцов древнеримской и одновременно древневосточной архитектуры, простояли почти 2000 лет. Большинство из них отстроено в I-III века нашей эры.

  И многих из них мы уже не увидим…

   Джихадисты из ИГИЛ захватили Пальмиру в середине мая 2015 года и обезглавили 81-летнего археолога Халеда Асаада, который служил смотрителем древнего города и не собирался его покидать. А потом они взрывали древний город.

    Храм Бэла в Пальмире — храм, посвящённый местному верховному богу Бэлу, входил в состав комплекса руин древнего сирийского города Пальмиры, являлся главной святыней города. По оценкам ученых, храм был возведен в 32 году нашей эры. Как и храм Баал-Шамина, он сочетал в себе элементы греко-римской и ближневосточной архитектуры: планировка святилища выполнена в ближневосточном стиле, а фасады сделаны по образцу римских и греческих сооружений. Разрушен в 2015 г боевиками ИГИЛ.

Храм Бэла до взрыва:


Пальмира фото до войны

Внутренний зал:
Пальмира фото до войны

Барельефы:
Пальмира фото до войны

Храм Бэла до взрыва (снимок со спутника)
Пальмира фото до войны

После взрыва
Пальмира фото до войны

    Храм Баал-Шамина (Баалшамема) был воздвигнут в I веке нашей эры в честь языческого бога бурь и плодородных дождей, почитавшегося в Финикии, Ханаане и Сирии, и сочетал в себе черты греко-римской и ближневосточной архитектуры. Считался одним из наиболее сохранившихся в Пальмире сооружений и был частично восстановлен.

До взрыва:


Пальмира фото до войны

В конце августа 2015 года террористы взорвали храм Баал-Шамина, мотивируя это борьбой с политеизмом.

Взрыв
Пальмира фото до войны

Что осталось:
Пальмира фото до войны

Помимо храма были уничтожены римские колонны, находившиеся неподалеку.
Пальмира фото до войны

Знаменитая Триумфальная арка Пальмиры.
    Одним из символов Пальмиры была двадцатиметровая Триумфальная арка, возведенная в эпоху императора Септимия Севера в конце II века нашей эры в честь победы над парфянами. На вершине арки было выбито имя императора, который распорядился начать строительство. Она вам ничего не напоминает? Именно эта арка была изображена на советском учебнике «История древнего мира» за пятый класс, написанном Ф.П. Коровкиным, а также на сирийской купюре достоинством сто лир. Арку восстановили в 1930 году. По плану, она сделана треугольной для того, чтобы скрыть поворот главной улицы, поскольку римские улицы должны были быть прямыми. Благодаря этому приему арка со всех сторон кажется перпендикулярной улице древнего города. Джихадисты из «Исламского государства» взорвали арку 5 октября 2015. Так Сирия утратила один из своих главных символов.


Пальмира фото до войны

Агора — площадь для публичных собраний. В центре старого города возвышалось античное здание с изящной аркой, служившей входом в театр. Следуя модным римским веяниям, древние пальмирцы устраивали на арене амфитеатра гладиаторские бои и всяческие собрания.

Пальмира фото до войны

Её состояние на сегодняшний день неизвестно. Но именно здесь, на сцене, игиловцы провели ряд показательных массовых казней.

Пальмира фото до войны

Пальмира фото до войны

Список можно продолжать и продолжать… Когда-то древняя Пальмира была прекрасна.

Пальмира фото до войны
Утренняя панорама древней Пальмиры (довоенная)


Источник: olga74ru.livejournal.com

27 марта 2016 года сирийская армия при поддержке российской авиации полностью освободила Пальмиру, девять месяцев находившуюся под контролем боевиков «Исламского государства» (организация запрещена в РФ). Многие памятники Пальмиры, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеют серьезные повреждения, часть из них осталась нетронутой. По просьбе «Медузы» журналистка Юлия Штутина рассказывает о том, в каком состоянии находятся памятники древнего города.

Древняя Пальмира была «жемчужиной пустыни» в I-III веках нашей эры. После сокрушительного поражения от римлян город-оазис постепенно пришел в упадок; к началу XX века в тени величественных руин располагалась непримечательная деревня. Специалист по римскому Востоку, археолог Уорвик Болл в своей книге о памятниках культуры Сирии (Warwick Ball. Syria: a historical and architectural guide), перефразируя Лоуренса Аравийского, утверждает, что Пальмира — «вероятно, самые замечательные руины на свете». Еще бы: в середине XVIII века благодаря двум английским путешественникам и художникам Вуду и Докинсу, побывавшим в этом городе-призраке и привезшим из него сотни страниц рисунков и чертежей, в Англии в моду вошли «пальмирские» потолки и карнизы, воспроизведенные в десятках, если не сотнях, неоклассицистических зданий. Из Англии увлечение Пальмирой перешло на континент и распространилось повсеместно. Кстати, многим российским школьникам арки Пальмиры на фоне ярко-синего неба запомнились по обложке учебника по истории древнего мира.


Заброшенный город посреди пустыни оказался символом контакта Востока и Запада, живой архитектурной традиции и исторической памяти. Поэтому когда «Исламское государство», методично разрушившее сотни, если не тысячи памятников культуры в Ираке, наступало на Пальмиру весной 2015 года, перспективы казались самыми мрачными. Когда бойцы ИГ заняли цитадель и музей, публично казнили пожилого хранителя древностей и устроили массовое убийство в римском театре, никаких иллюзий у наблюдателей не осталось. В конце августа 2015 года «Исламское государство» распространило фото и видео подрыва храма Баалшамина, спустя пару дней стало известно, что взорван и другой важный храм — бога Бэла. В сентябре сообщалось, что разрушены уникальные гробницы-башни близ города. Однако вокруг Пальмиры расположены десятки памятников — от скромных палеолитических стоянок до великолепных мамлюкских замков, и об их судьбе ничего не было известно. Собственно, мы и сейчас ничего не знаем о них.


После освобождения Пальмиры в эфир попал ролик, снятый российским беспилотником. В кадре оказались разрушенный храм Бэла и знаменитая триумфальная арка — взорванная. Когда чуть позже появились фотографии с места событий, стало ясно, что уцелело одно из самых восхитительных сооружений города — тетракионион (в англоязычной литературе его чаще называют тетрапилоном): квадратная платформа, по углам которой стоят одинаковые сооружения, состоящие из четырех колонн. Неплохо, кажется, сохранились и колоннады больших улиц, и римский театр. Неудивительно, что Маамун Абдулкарим, директор департамента древностей и музеев Сирии, выступил довольно оптимистично: «Мы ожидали худшего, однако местность, в целом, в хорошем состоянии. Мы могли полностью потерять Пальмиру».

Зато обращенная к жилым кварталам камера фотографа зафиксировала жуткие картины: разрушенные дома, сгоревшие деревья, груды мусора на улицах. Еще неделю назад бойцы ИГ расстреляли 26 солдат правительственной армии где-то у самой границы города. Словом, современная Пальмира выглядит мертвее Пальмиры древней.

Другие печальные снимки корреспонденты агентств сделали в городском музее: вдребезги разбитые рельефы, опрокинутые статуи, рухнувшие потолки, горы мусора в залах. Сирийские чиновники уверяли, что вывезли большинство артефактов из хранилища накануне штурма Пальмиры «Исламским государством» в мае 2015 года. Но понять, копии ли уничтожены или подлинники, пока невозможно.


Сирийские чиновники, в том числе Маамун Абдулкарим, с энтузиазмом заявляют, что на восстановление некоторых разрушенных памятников, например, средневековой крепости, у которой пострадали стены и мост, потребуется два года. Сравнительно несложно будет восстановить и триумфальную арку. В то же время эксперт группы ЮНЕСКО по Сирии Анни Сартр-Фариа в интервью агентству France Presse 28 марта отнюдь не разделила оптимизма Маамуна Абдулкарима. Сартр-Фариа полагает, что у измученной войнами и находящейся в глубоком кризисе Сирии есть задачи более приоритетные, чем восстановление памятников истории.

Тем временем британский Институт цифровой археологии уже 19 апреля покажет в Лондоне на Трафальгарской площади шестиметровую копию пальмирской триумфальной арки, высеченной из мрамора роботом (впечатляющий снимок здесь). В будущем арка должна отправиться в Нью-Йорк. Основатель Института цифровой археологии Роджер Мишель считает, что эта акция вселит надежду и покажет миру, что не все потеряно. Правда, надежду институт собирается вселять на Западе, хотя больше всего она нужна на Востоке.


Пальмира не всегда выглядела так, как в этой фотогалерее ЮНЕСКО (сделанной до вторжения «Исламского государства»). В конце 1920-х годов правительство подмандатного Франции государства Дамаск, на территории которого находилась Пальмира, начало масштабные работы по расчистке древних памятников. Деревню, построенную между руинами, расселили, чтобы открыть доступ к храму Бэла. Храм, в свою очередь, частично отреставрировали, превратив его во всемирно известную достопримечательность. На этой фотографии хорошо прослеживается динамика: от плотно застроенной деревни к безлюдному археологическому памятнику. В правом нижнем углу виден результат подрыва храма бойцами ИГ в августе 2015 года. Группа ученых из Французского института Ближнего Востока, опубликовавшая этот снимок, констатировала, что культурная политика 1920-х годов с ее приматом древнего над современным, классического над народным, священного над обыденным, разорвала вполне живые связи между сельским населением и окружающим историческим ландшафтом. Может быть, если бы оставался храм Бэла по-прежнему в окружении многолюдной деревни, руководители ИГ не воспринимали его как воплощение враждебного Запада, а видели бы его частью общего культурного наследия региона и пощадили. 


Разумеется, этот гипотетический вопрос не требует ответа: памятник уничтожен, теперь поздно дискутировать о том, что было бы. Но когда и если начнется реставрация гражданского общества в Сирии, то образованию, просвещению, включению древних контекстов в современные нужно будет уделять огромное внимание. Иначе богатые европейцы так и будут печатать 3D-копии древностей на радость самим себе, а всем остальным придется бесконечно повторять за Гоголем: «Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже очень хорошие лошади».

Источник: meduza.io

Первый раз сюжеты в Сирии для программы «Их нравы» мы снимали в 2004 году. Эта страна очаровала меня сразу. В ней было все, что только может понравиться увлеченному путешественнику. Колоритная смесь не вполне еще современной жизни и арабской сказки, местами украшенная колониальными деталями на фоне богатейших исторических декораций. Здесь было все — от Рима и Византии до Салахаддина и крестоносцев, древние царства и библейские города, покинутые поселения и погибшие цивилизации, аромат специй и вкус неповторимой шаурмы. Все это так плотно переплеталось в Сирии конца 20 века, что голова шла кругом.

Плюс к этому радушные улыбчивые люди — мусульмане, христиане, друзы, алавиты, кого там только не было… И полное отсутствие преступности. Я с большим удивлением наблюдал, как наш водитель Мухаммед кинул свой пухлый кошелек на торпеду незапертой машины, когда мы отправились на очередную съемку.


поинтересовался, а не украдут ли? На что он предложил поспорить, что даже окна специально откроет, чтобы доказать, что никто не возьмет! «У нас не воруют», — гордо заявил он. Поверить в это было трудно, но спор я проиграл. Мы вернулись часа через три, и кошелек лежал на своем месте. Дамаск, Алеппо, Босра, Евфрат, Хама, Серджилла, — среди всех этих имен было одно, которое манило больше всего — Пальмира!

Никуда не денешься — европейские романтики бредили Пальмирой, в США существует несколько городов с подобным названием, русская интеллигенция с упоением называла Петербург Северной Пальмирой. Туристы валили сюда валом. И посмотреть там, на самом деле было на что! Пожилой смотритель и главный знаток древнего города Халид Асаад выделил нам пару часов, чтобы лично провести по всем главным местам его любимых руин, на которых он работал с шестидесятых годов прошлого века, о которых написал несколько десятков книг и сотни статей. Среди любимых колонн и храмов прошла его жизнь, можно было предположить, что и умрет он тоже среди них… но чтобы так… Летом 2015 года я прочел в новостях, что восьмидесятидвухлетний археолог был казнен боевиками, захватившими Пальмиру.

Блистательный город царицы Зенобии видел на своем веку много войн, разрушений, смертей и казней, но чтобы все это повторилось опять в просвещенном 21 веке, во времена торжества повсеместного гуманизма и буйной политкорректности… такого, на самом деле, никто не мог предположить. И я тоже не понимаю, как все это могло произойти. История повторилась, и все, что еще десять лет назад казалось откровенно скучноватым уроком истории, сейчас во всей красе происходит вновь на наших глазах. В этих материалах, подготовленных много лет назад, я хочу напомнить, какой была Сирия до войны, показать жизнь, которой больше нет.

Когда-то Сирия была частью римской провинции Аравия. Прекрасные города, построенные на засушливой ближневосточной земле руками рабов трудолюбивых римлян, поражали воображение историков и путешественников. Потом с Римской империей случилась крупная неприятность. Она была разрушена варварами, а вместе с ней со временем были уничтожены и ее слишком правильные города. Кого здесь только не было с тех пор: византийцы и турки, персы и монголы. Все они что-то строили, но больше разрушали. С тех пор на этой земле осталось огромное количество античных развалин и, в первую очередь, колонн. Сирия – идеальное место для тех, кто влюблен в античное архитектурное наследие, материализованное в колоннах. Их здесь сотни: витые и гладкие, с портиками и без, стоящие и упавшие. Есть города, где кроме колонн вообще ничего не сохранилось. Например, Апамея. Но все это, конечно, прелюдия к Пальмире, потому что Пальмира – это главная гордость Сирии и ее Мекка.

Пальмира находится в четырех часах езды от Дамаска. Трудно поверить, но посетить уникальные руины древнего города можно абсолютно бесплатно. Для законопослушных туристов это кажется невероятным. Такое место, а денег никто не берет. Даже больше, через античные руины проходит обычная асфальтовая дорога. И миновать удивительный античный город, отправляясь из Дамаска в Дейр-эз-Зор или обратно, не получится. Это несколько принижает торжественность момента, но с другой стороны, ты понимаешь, что для сирийцев Пальмира – это такое же будничное явление, как для римлян Колизей, а для стамбульцев святая София.

Возникновение города посреди засушливой пустыни стало возможным исключительно благодаря источнику Эфка и выросшему вокруг него пальмовому оазису. Люди поселись здесь давно, но частью цивилизованного мира, по мнению римских историков, город стал только в шестьдесят четвертом году до рождества Христова после присоединения Сирии Помпеем к Римской империи. Впрочем, Пальмира, еще долго оставалась этаким государством в государстве. Слишком уж она была независима, да и находилась вдали от остального мира, правда в центре караванной торговли. Она связывала Рим и Парфянское царство, Китай и Персидский залив, Индию и Средиземноморье. Чрез город проходил великий шелковый путь, и часть несметных богатств, которые везли с собой самые разные купцы оседала в карманах жителей Пальмиры.

Жители Пальмиры чувствовали себя весьма свободно, а слава и деньги вскружили голову очаровательной царице Зенобии. Она осмелилась бросить вызов самому Риму, за что и поплатилась. Самоуверенная царица потерпела от империи страшное поражение. Легионы императора Аврелиана разрушили город, фактически поставив в его счастливой судьбе финальную точку. С тех пор, то есть с 272 года начался непреодолимый и окончательный упадок Пальмиры. Неуклонное превращение ее в те романтические руины, что мы можем увидеть сегодня. Лучший вид на город открывается с большой горы, на вершине которой арабы после завоевания Пальмиры в седьмом веке построили неприступный замок. В то время город уже не представлял никакой ценности и практически опустел. Пески постепенно засыпали то, что осталось от крупнейшей некогда римской колонии. А потом о цветущем город в оазисе постепенно забыли.

Новое открытие Пальмиры началось только в девятнадцатом веке. Европейские романтики обнаружили, что здесь, вдали от разрушительной цивилизации сохранилось прекрасное античное поселение с храмами и улицами, площадями, театрами и арками. Они так разрекламировали Пальмиру, что слово это стало, чуть ли не нарицательным. А к концу двадцатого века Пальмира и вовсе превратилась, в одну из главных достопримечательностей Ближнего Востока. Верблюд – такой же привычный элемент Пальмиры, как и многочисленные колонны. В отличие от большинства античных городов центральная улица Пальмиры не была вымощена мраморными плитами. Сюда приходили сотни караванов. И чтобы верблюдам удобнее было проходить через город, главный «проспект» был засыпан песком. Верблюды и теперь ходят по этой дороге, катая туристов. Причем их хозяева-бедуины проявляют необычайную силу убеждения. Отказаться от поездки иной раз бывает очень сложно.

Для того чтобы посмотреть все самое интересное в Пальмире потребуется целый день. Памятники разбросаны на огромной территории, и обежать их за пару часов не получится. Здесь не надо спешить. Если вы уж добрались до этого места, то лучше потратить лишний день, но насладиться Пальмирой в полной мере. Думали ли владыки Пальмиры, что их цветущий город превратится однажды в один большой музейный экспонат? Скорее всего — нет. Они просто строили то, что считали нужным, и что сейчас не может не вызывать восхищенья. Лучше всего город выглядит на рассвете или закате, когда низкое солнце окрашивает пустыню в оранжевые цвета, а узкие причудливые тени от тысяч колонн разрисовывают древний город забавными узорами.

Вся Пальмира буквально засыпана древними камнями. И каждый из туристов не может удержаться от соблазна, поиграть в археологов. Съемочная группа программы «Их нравы» тоже не удержалась. А удержаться очень трудно, потому что история буквально валяется под ногами: затейливые черепки и осколки фарфора, глиняные фрагменты. Мы насобирали целую кучу подобного «материала», всерьез рассуждая о том, к какому веку принадлежит все это богатство. Однако сирийские друзья со смехом рассеяли все наши догадки, рассказав, что некоторое время назад ученые специально набили в этих местах кучу глиняных горшков, причем абсолютно новых. Таким образом, они пытались спасти остатки руин, чтобы посетители удовлетворились «античными» находками и не занимались вандализмом. А везти сувенир на память, естественно стремится каждый.

Еще одна забавная история произошла с торговцами фальшивым антиквариатом. То есть, это мы знаем, что он фальшивый. И торговцы знают, но уверяют, что это самые, что ни наесть, оригиналы. Каждый из подобных коммерсантов рассказывает приблизительно одну и туже историю. Он сам лично раскопал древнюю могилу. Если хотите, то можно отойти посмотреть на нее. И вот в ней-то и были найдены, фигурки и монеты, статуи и украшения. Даже будучи уверенным на сто процентов, что это подделка, трудно удержаться и не купить столь милую вещицу на память о такой замечательной стране. Мы тоже купили: камни какие-то, мраморные головки, но самое интересное оказалось, что купленная за десять долларов медная вазочка на поверку в Москве оказалась работы неизвестного арабского мастера трехсот или четырехсотлетней давности. Так что чудеса иногда случаются.

Прелесть Пальмиры была еще и в том, что отправиться на прогулку по руинам можно было в любое время суток. Их практически никто не охранял и по ним можно было спокойно гулять, хоть всю ночь. При тусклом лунном свете руины города выглядели особенно впечатляюще. Начинало казаться, что вот-вот на Декуманусе ровным строем появятся безжалостные легионы или полчища варваров. Как теперь оказалось, это были не просто фантазии…

В 16 веке на высоком холме, нависшем над городом, построил свой замок эмир Ливана Фахраддин 2. До недавнего времени это было местом религиозного паломничества друзов со всего мира. Фахраддин 2 был друзом, и при нем фактически появилось независимое друзское государство, при нем оно достигло наивысшего расцвета и вместе с ним кануло в Лету.

Чудеса быстро закончились, начался бизнес. В Пальмире, захваченной террористами,  за деньги, естественно, начали работать черные археологи, которые забирали и продавали, не только все, что могли найти, но и что понравится из самого музейного комплекса руин. Впрочем, и это еще не самое страшное.

Античный город, спокойно доживший до 21 века подвергся целенаправленному уничтожению. 

20 мая 2015 года территория Пальмиры была захвачена ИГИЛ 

27 июня разрушена статуя льва Аллат 

В июле уничтожен храм Баалшамина 

30 августа взорван храм Бэла 

4 сентября уничтожены погребальные башни 

В октябре разрушена центральная арка Пальмиры с обложки учебника истории 6 класса.

13 марта сирийская армия при поддержке российских ВКС начала освобождение Пальмиры, 25 марта был взят замок Фахраддина, а еще через два дня древний город был полностью освобожден.

5 мая в театре Пальмиры выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Сейчас могу лишь добавить, что я горд, что российская армия принимала участие в спасении и разминировании этого уникального комплекса, который несмотря на все разрушения уцелел каким-то чудом!

Источник: cont.ws


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.