оперный театрОдесский оперный театр — одно из красивейших архитектурных сооружения второй половины XIX века. Здание было построено в смешанной ренессансно — барочной стилистике архитектуры в 1883 — 1887 годах. Постройка характеризуется удобной планировкой, имеет зал почти на 1600 зрительских мест и вместительное удобное фойе, а также сцену, оборудованную различными механизмами.

Одесский национальный театр оперы и балета — а именно так звучит полное название этого шедевра архитектуры — имеет колоссальное историко — культурное значение как для самого города Одессы, так и для всей  Украины культуры.

 

оперный театр


 

История проекта.

Первоначально  старое здание театра было построено в 1810 году. Экстерьер постройки был выдержан в классической стилистике. Вместимость зрительного зала составляла всего 800 человек, но на то время это было достаточно много. Кроме того, еще некоторое количество зрителей могли наблюдать за действом на сцене, стоя в партере.

Однако со временем в планировке здания создатели увидели некоторые недостатки, и поэтому сооружение несколько раз перестраивалось, а также изменялась его внутренняя планировка. В 1873 году Одесский оперный театр загорелся в ночное время от газового рожка, и здание очень быстро сгорело полностью.

Прошло несколько лет. Городу Одессе требовался новый театр, который бы соответствовал современным требованиям и мог вмещать в своих стенах большое количество зрителей. Разработкой проекта здания занялись архитектор Герман Гельмер и Фердинанд Фельнер. Это были очень талантливые и известные специалисты своего времени, потому что они стали авторами построек во многих городах Европы. Прототипом для постройки здания театра в Одессе стала Дрезденская опера.

 

оперный театр

 

 

Строительство одесского оперного театра продолжалось 4 года, и за это время здание приобрело наиболее характерные черты. В 1887 году, 1 октября, состоялось торжественное открытие театра. Много выдающихся артистов и музыкантов выступали на его сцене.

Уже в советский период театр получил почетное звание » академический», а в 2007 году ему был присвоен статус » национальный».

 


оперный театр

 

Особенности архитектуры.

Архитектура Одесского оперного театра поражает своей красотой и гармонией четких линий. Здание театра по праву занимает место среди лучших в Европе. Его планировка достаточно проста, но при этом поражает своим совершенством.

Зрительный зал имеет форму подковы, и его со всех боковых сторон охватывают галереи, а перед входом в зал расположено просторное фойе. Из центра здания в разных направлениях проложены проходы, каждый из которых ведет к выходу.

Экстерьер театра во многом приближен к стилистике барокко, но при этом сохраняет свои собственные характерные черты. Все здание трехэтажное, на фасаде украшено изящными колоннами тосканского ордера. Третий этаж здания оформлен легкими и ажурными лоджиями и колоннами ионического ордера, которые придают постройке воздушности и невесомости.

 

оперный театр


 

Крыша постройки выполнена в форме купола, что придает всему сооружению дополнительной гармонии.  Фасадная часть оперного театра в Одессе декорирована скульптурами на мифологическую тематику. Скульптурную группу возглавляет статуя Мельпомены — музы, которая являесят покровительницей искусств и творчества.

В колеснице, на которой восседает Мельпомена, запряжены 4 пантеры. Рядом расположены скульптурные изображения Орфея, играющего на кифаре, а также танцующей музы Терпсихоры.

 

оперный театр

 

Источник: design-fly.ru

Автор — T_Smereka. Это цитата этого сообщения

Первый Городской театр Одессы.
В облике Одессы проступают черты многих городов мира, но он неповторим.
Этот город, основанный на берегу Черного моря в 1794-м году, – не копия, но синтез, результат слияния культур, обычаев, нравов и темпераментов.


воле строивших ее людей Одесса вобрала в себя весь опыт урбанизма, накопленный человечеством к началу XIX столетия. Одессу сравнивали с Парижем уже в 1810-м, а тридцать лет спустя называли одним из богатейших и красивейших городов Европы.
Уже в начале XIX века молодой портовый город имел театр, не уступавший лучшим европейским образцам. Театр был сооружен по инициативе градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де Ришелье, которого одесситы до сих пор называют коротко и с любовью – Дюк. Среди прочих забот – торговых, военных, строительных, герцог де Ришелье не забывал, что Одесса – город разноплеменный и разноязыкий. И лучшее, что может объединить разных людей с их разными обычаями, интересами и языками, – это музыка. Поэтому при Ришелье в Одессе пели лучшие голоса Европы. Пели в театре, выстроенном усилиями герцога, в том самом театре, который остался навсегда в стихах Пушкина:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел множество строений в тогдашней столице Российской империи – Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра.
о было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах.
Из мемуарных свидетельств: «Зал старого театра был трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея – под самым потолком, но таким низким, что публика почти касалась его своими головами. Люстры не было, она была подвешена позже. Зал освещался кенкетами, то есть пятисвечевыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, вследствие чего свет зала и сцены казался нам, сидящим на галерее, просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и дамских духов».
В день открытия Городского театра давали одноактную оперу Сергея Вязмитинова «Новое семейство» и водевиль Якова Княжнина «Траур, или Утешенная вдова» в постановке русской труппы актера и антрепренера Порфирия Фортунатова. Регулярные спектакли начались в 1811 году после заключения контракта с русской драматической труппой князя Александра Шаховского. В репертуаре были комедии, трагедии, водевили и комические оперы.
Впрочем, спустя 11 лет русские труппы прекратили свои выступления, и в Городском театре начала доминировать итальянская опера. Монополию на постановки получили антрепренеры Джузеппе Монтовани, затем Иосиф Замбони, Гульельмо Буанаволио и другие.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Название «оперный» появилось значительно позже, в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров. Драма и комедия тоже были частыми гостьями сцены, имена выдающихся актеров и драматургов не сходили с афиш. Балетные дивертисменты в операх и балеты появились в репертуаре чуть позже.
Оперный репертуар первого Городского театра включал постановки Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Доменико Чимарозы, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Одесская публика рукоплескала Екатерине Аматти, Арриги и Анджелике Каталани, Джузеппе Марини, Екатерине Патти-Барилли, Жозефине и Терезине Бромбилла, Понти дель Арми, Альде Бьянки.
Александр Пушкин признавался, что ему итальянская опера в Одессе «обновила душу».


Вторая жизнь Одесского театра. Новое здание.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В 1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.
Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы.
Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсиоровский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.
VFL.RU - ваш фотохостинг
С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет.
роительство велось подрядным способом из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма – 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок – 15 сентября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащенное электричеством и паровым отоплением.
«Одесский театр лучший в мире!», – воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.
VFL.RU - ваш фотохостинг
Открытие нового театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И. Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» Петра Чайковского. Чайковский приезжал в Одессу и на репетициях давал советы исполнителям главных партий и дирижеру Н. Б. Эммануэлю.

VFL.RU - ваш фотохостинг
Также Петр Ильич Чайковский рекомендовал в качестве главного дирижера Иосифа Прибика, который в 1894 году был принят на должность по конкурсу. Он был музыкальным руководителем одесской Оперы в течение сорока трех лет – до 1937 года. В советские годы Иосиф Прибик одним из первых получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины и звание Героя труда.
С первых лет существования новый театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «…в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси.
рижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.
Эпоха расцвета театра пришлась на 1897 – 1900 годы, когда учреждением управлял певец и антрепренер Александр Сибиряков. В Одессе гастролировали Луиза Тетрацини, Маттиа Баттистини, драматическая труппа Николая Соловцова. С 1903 года антрепризой руководила певица Мария Лубковская. В 1905 году она организовала гастроли выдающегося итальянского баритона Титта Руффо. Вместе с ним в ряде спектаклей – «Евгении Онегине», «Демоне» и других – арии исполняли итальянский тенор Джузеппе Ансельми и сопрано из Польши Янина Вайда-Королевич.
Постановщиком и исполнителем танцев в те годы был Фома (Томаш) Нижинский – отец всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского. Он создал балетные номера, в том числе для опер «Кармен» и «Жизнь за царя». В постановках участвовали в основном воспитанники Варшавской хореографической школы. Собственной балетной труппы в театре не было. Попытка ее создания была предпринята в 1910-х годах.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В 1923 году прима-балерина Екатерина Пушкина, выпускница петербургской хореографической школы по классу Ольги Преображенской, и Ремислав Ремиславский организовали хореографические школы, ученики которых вошли в балетную труппу театра.
В том же году руководителем балетного коллектива стал известный балетмейстер Роберт Баланотти. Первой его постановкой стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (премьера – 7 декабря 1923 года). Сам Баланотти исполнил партию принца Зигфрида, а Одетту-Одилию танцевала Екатерина Пушкина. За следующие два года зрители увидели спектакли «Конек-Горбунок», «Коппелию» и неординарную трактовку балета «Корсар».
VFL.RU - ваш фотохостинг
В 1926 году балетную труппу возглавлял Касьян Голейзовский, в последующие годы – балетмейстеры Павел Вирский, Вахтанг Вронский и многие другие известные мастера балетного искусства. На сцене блистали балерины Евгения Кароссо, Екатерина Пушкина, Вера Преснякова, Дора Алидорт.
VFL.RU - ваш фотохостинг
Второй серьезный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнем. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.
VFL.RU - ваш фотохостинг
После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. В те годы на сцене блистали бас Александр Пирогов, бас-кантанте Платон Цесевич, драматический тенор Юрий Кипоренко-Даманский, лирико-драматический тенор Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, лирико-драматическое сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и другие.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В репертуар входили «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» Петра Чайковского, «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно и «Кармен» Жоржа Бизе.
Наряду с русскими и западноевропейскими операми на сцене театра зазвучали произведения украинских авторов – «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» Николая Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского. Появились постановки опер на украинские сюжеты, написанные русскими композиторами-классиками – «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского, «Мазепа» и «Черевички» Петра Чайковского.
VFL.RU - ваш фотохостинг
Были поставлены в театре и первые советские оперы – «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Щорс» Бориса Лятошинского, «Броненосец Потемкин» Олеся Чишко и другие.
В годы Великой Отечественной войны часть творческих работников была эвакуирована в Алма-Ату, большинство же одесских актеров переехали в Красноярск, объединившись с коллективом Днепропетровского театра оперы и балета. Труппы артистов неоднократно выезжали в действующую армию, где дали около 150 концертов.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В послевоенные годы и в последующие десятилетия театр подтвердил свою высокую репутацию. В буклете, который был выпущен к открытию театра после очередной реставрации 1965 – 1967 годов, значились 28 названий оперных и 24 названия балетных спектаклей.
В Одесском оперном рождались новые спектакли, сменялись целые эпохи, проходившие под влиянием выдающихся творческих лидеров. Здесь сформировались и стали известны миру прекрасные музыканты, певцы, танцовщики. Перечисление всех прославленных имен заняло бы не одну страницу. И сегодня в опере и в балете работает целое созвездие зрелых мастеров и талантливой молодежи.
VFL.RU - ваш фотохостинг
Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах. Артисты и оркестр театра много гастролировали. В 1993-м и 1995-м годах оркестр выезжал в Италию. В 1994-м на сцене театра Карло Феличе в Генуе состоялась премьера «Орлеанской девы» Петра Ильича Чайковского и оратории Людвига ван Бетховена «Христос на Масличной горе». В 1996-м и 1997-м итальянской публике были представлены оперы «Травиата», «Паяцы», «Сельская честь», «Трубадур», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Кармен». В 1996-м году пятнадцать тысяч испанцев за две недели увидели спектакли «Кармен», «Травиата», «Паяцы» и «Сельская честь». Труппа театра гастролировала в Корее («Спящая красавица»), США (с концертной программой балета), Китае («Шопениана» и «Кармен-сюита»), Ливане («Лебединое озеро», «Мадам Баттерфляй», «Аида», «Щелкунчик»), на Кипре («Риголетто», «Мадам Баттерфляй»), в Швейцарии («Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Травиата», «Баядерка», «Спящая красавица», «Тоска», «Жизель»), Арабских Эмиратах («Кармен»), Греции («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Великобритании («Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Мадам Баттерфляй») и в других странах.
VFL.RU - ваш фотохостинг
В 2007 году, в день открытия после реконструкции, Одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «Национальный».
На церемонии открытия театра в 1887 году Фердинанд Фельнер произнес слова, которые в наши дни хочется повторить вслед за ним: «Прочно и незыблемо, как утес, стоит это здание назло завистникам и служит олицетворением силы создавшего его города. После дня, проведенного в борьбе за существование, каждый гражданин найдет здесь спокойствие и ясность духа, а вместе с тем и новый стимул ко всему хорошему и благородному».
Еще больше фото http://opera.odessa.ua/ru/o-teatre/arhitektura/galereya/?page=1
Архитектура http://opera.odessa.ua/ru/o-teatre/arhitektura/
Интерьер http://opera.odessa.ua/ru/o-teatre/arhitektura/interer/
http://opera.odessa.ua/ru/o-teatre/istoriya/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: moyaukraine.livejournal.com

Афиша Оперного театра Одессы

Сложившийся репертуар Театра оперы и балета в Одессе включает классические, широко известные оперы, к примеру, в нем — «Травиата», «Иоланта», «Дон Жуан», «Флория Тоска», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Турандот», «Пиковая дама» и другие. Интересны и национальные постановки, исполняющиеся на украинском языке, к таким можно отнести оперу «Запорожец за Дунаем». Также на сцене театра можно увидеть всемирно известные балетные постановки: «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

В афише театра представлены оперные и балетные постановки, рассчитанные на детей и семейное посещение — музыкальная сказка «Изумрудный город», опера «Белоснежка и семь гномов», балет «Айболит XXI», «Золушка», «Алиса в стране чудес», балет-пантомима «Питер Пэн» и другие.

Театр выступает организатором и местом проведения музыкальных концертов (органная музыка, балетные гала-концерты, Фестиваль музыки барокко и другие мероприятия).

Билеты

Зрительный зал имеет подковообразную форму, он рассчитан на 1635 мест. Стоимость билетов на репертуарные оперные и балетные постановки обычно стартует от 40 грн. Купить билеты в Одесский оперный театр можно в кассе театра или онлайн. Подробно о режиме работы кассы и площадках для покупки электронных билетов — на официальном сайте Одесского оперного театра.

История

Театр был открыт в 1810 году усилиями местного градоначальника герцога де Ришелье, в то время он назывался Городским театром. Его зал мог вместить 800 человек, в ложе могли сидеть 44 человека, остальные же размещались стоя — так было принято и в старых итальянских театрах. Вначале он находился под управлением антрепренеров (вплоть до 1919 года), здесь выступали русские труппы, но позднее в репертуаре было больше итальянских опер, также на сцене можно было увидеть драматические и комедийные постановки.

В 1873 году произошел пожар, полностью уничтоживший здание театра. Только спустя 14 лет было выстроено новое здание по проекту венских зодчих Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, который был доработан местными архитекторами. Его внешний вид поражает своей красотой и сейчас, его украшают пилястры, колонны, балконы и другие элементы, поражает проработка деталей некоторых из них. Утонченность портика вместе с куполообразной крышей придают зданию воздушность, эффект парения.

Привлекают внимание изящные лепные элементы и скульптурные группы, многие из них аллегоричны, к примеру, древнегреческая богиня театра Мельпомена, управляющая колесницей, в которую запряжены яростные пантеры, символизируют силу искусства, ведь ей под силу покорить дикость животных. Интерьер театра украшен в стиле позднего французского рококо, зрителей поражают искусно выполненные лепные орнаменты, позолота, элементы из мрамора и хрусталя. В последующие годы были организованы выступления в театре известных по всему миру оперных певцов того времени.

После событий Октябрьской революции театр стал государственным, в 1925 году зал, сцена и декорации пострадали в результате пожара, на восстановительные работы ушло около года. В репертуаре того времени были классические шедевры, постановки на произведения украинских авторов, советские оперы. Во время Великой Отечественной войны часть труппы была эвакуирована в Алма-Ату, остальные же стали сотрудничать в Красноярске с Днепропетровским театром оперы и балета, выезжая и на фронт для выступлений перед бойцами. К счастью, здание театра не было уничтожено в ходе военных действий. После войны репертуар театра значительно обновляется, труппа активно гастролирует, участвуя и в международных фестивалях.

Реставрация и частичная реконструкция здания и интерьера проводилась в 1965 году, позднее осуществлялся капитальный ремонт, который в силу недостатка средств растянулся на долгих 11 лет. В 2007 году двери отреставрированного театра были вновь открыты для публики.

Как добраться

Доехать до театра можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ланжероновская».

Можно также воспользоваться услугами такси, в Одессе доступны приложения: Uklon, Uber, Bond.

Театр оперы и балета в Одессе, видео:

Источник: www.tourister.ru

И снова об Одессе…
Казалось бы я был там чуть более суток.
Цель визита был футбольный матч…Но этот город не отпускает..Я пересматриваю папку с фото и открываю для себя, чтото новое связанное с Одессой.
Сегодня я покажу гордость жемчужины у моря- Одесский оперный театр
DSC0814912.jpg

Впереди много исторического текста..Кому не интересно -просто посмотрите картинки
DSC08127.jpg

Одессу сравнивали с Парижем уже в 1810-м, а тридцать лет спустя называли одним из богатейших и красивейших городов Европы.

Уже в начале XIX века молодой портовый город имел театр, не уступавший лучшим европейским образцам. Театр был сооружен по инициативе градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де Ришелье, которого одесситы до сих пор называют коротко и с любовью – Дюк. Среди прочих забот – торговых, военных, строительных, герцог де Ришелье не забывал, что Одесса – город разноплеменный и разноязыкий. И лучшее, что может объединить разных людей с их разными обычаями, интересами и языками, – это музыка. Поэтому при Ришелье в Одессе пели лучшие голоса Европы. Пели в театре, выстроенном усилиями герцога, в том самом театре, который остался навсегда в стихах Пушкина:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел множество строений в тогдашней столице Российской империи – Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах.
Название «оперный» появилось значительно позже, в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров. Драма и комедия тоже были частыми гостьями сцены, имена выдающихся актеров и драматургов не сходили с афиш. Балетные дивертисменты в операх и балеты появились в репертуаре чуть позже.

Оперный репертуар первого Городского театра включал постановки Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Доменико Чимарозы, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Одесская публика рукоплескала Екатерине Аматти, Арриги и Анджелике Каталани, Джузеппе Марини, Екатерине Патти-Барилли, Жозефине и Терезине Бромбилла, Понти дель Арми, Альде Бьянки.

Александр Пушкин признавался, что ему итальянская опера в Одессе «обновила душу».

В 1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только пепел.

Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы.
С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма – 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок – 15 сентября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащенное электричеством и паровым отоплением.
Открытие нового театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
Второй серьезный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнем. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений
DSC08130.jpg

В годы Великой Отечественной войны часть творческих работников была эвакуирована в Алма-Ату, большинство же одесских актеров переехали в Красноярск, объединившись с коллективом Днепропетровского театра оперы и балета. Труппы артистов неоднократно выезжали в действующую армию, где дали около 150 концертов.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.

В послевоенные годы и в последующие десятилетия театр подтвердил свою высокую репутацию. В буклете, который был выпущен к открытию театра после очередной реставрации 1965 – 1967 годов, значились 28 названий оперных и 24 названия балетных спектаклей.

Архитектурный облик одесского оперного театра был и остается иллюстрацией к тому, как удачно иногда бывает соединение искусства и богатства. В оформлении фасада и интерьеров театра сочетается несколько стилей. Здесь можно найти элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Главный фасад театра имеет полуовальную форму с двумя боковыми флигелями, от которых начинаются роскошные лестницы. Лицевая часть здания разделена колоннами и пилястрами и оборудована балконами, в центре расположен узкий двухъярусный портал.

DSC08134.jpg

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Внешне сооружение состоит из трех этажей. Лоджии первых двух украшены лишь колоннами тосканского ордера. Эти этажи образуют единое целое и выглядят фундаментально, придавая строению статичный вид. Третий этаж более легкий, ажурный, с тщательной проработкой деталей. Благодаря многочисленным арочным лоджиям, колоннам и пилястрам ионического ордера он уравновешивает тяжесть нижних этажей. Дополнительные эффекты в архитектурный облик театра вносят утонченный портик и куполообразная крыша. В результате сооружение как будто парит над землей.

DSC08149.jpg

Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884 – 1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что указывает на пожар 1925 года. Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановлен») как напоминание о реставрационных работах в театре.

DSC08135.jpg

Центральный вход украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

DSC08133.jpg

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют то, во имя чего строился театр – поэзию, драму, комедию и музыку. Над скульптурами работали мастера Ф. Нетали, Ф. Фридль, Л. Стрицкиус и Ф. Этель.

DSC08136.jpg

DSC08231.jpg

DSC08239.jpg

Внутри театр выглядит не менее эффектно, чем снаружи (фото не мои, а с просторов интернета)
691.jpg

3336.jpg

3365.jpg

3366.jpg

3367.jpg

3368.jpg

3369.jpg

3371.jpg

3375.jpg

3378.jpg

3379.jpg

Спасибо за внимание..И компанию

Источник: otrageniya.livejournal.com

Оригинал в моем блоге

С этим театром у меня связана масса приятных воспоминаний. Знакомство с миром оперного искусства я начал здесь с «Катерины» Николая Аркаса, либретто которой написано по одноименной поэме Т.Г.Шевченко. Затем были «Риголетто» — моя любимая опера Верди, «Севильский цирюльник» и прочие шедевры.

Одесса оперный театр фото

Первый театр Одессы был открыт в 1810-м, его здание располагалось немного выше, ближе к скверу Пале-Рояль. Зрительный зал был выполнен по примеру старых итальянских театров – три яруса с ложами, четыре десятка кресел в партере, и 700 стоячих мест там же. На протяжение XIX века здание подвергалось неоднократным перестройкам, пока не сгорело дотла 2 января 1873-го.

Одесса оперный театр фото

Спроектировать новое здание театра поручили венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые взяли за образец Дрезденскую оперу. Его открытие в 1887-м состоялось в тот же день, что и в 1810-м – 1 октября.

Одесса оперный театр фото

Впервые я увидел Одесский оперный в строительных лесах – с 1996 по 2007 года проходила его последняя масштабная реставрация, во время которой спектакли труппы проходили на сценах Украинского музыкально-драматического театра имени В.Василько и Театра музкомедии имени Михаила Водяного (тот самый Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»).

Какие-то ремонтные работы проводятся и сейчас.

Одесса оперный театр фото

Наш сегодняшний очерк посвящен скульптурам, украшающим фасад театра, а также расположенным вблизи него.

Одесса оперный театр фото

Длинный ряд римских цифр на фронтоне портика обозначает годы строительства театра (1884-1887). Фраза «ardebat anno» — напоминание об еще одном пожаре – 1925 года. Дальнейшие цифры означают 1967 год, “restitutum” – восстановление. Информацию о последней реконструкции вносить уже не стали.

Композиция над фасадом – муза трагедии Мельпомена, с факелом в руке и на колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Маски у основания — традиционные принадлежности участников хора в античном театре.

Одесса оперный театр фото

Правая скульптура – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству.

Одесса оперный театр фото

Левая – Орфей играет на кифаре кентавру.

По балюстраде расположены фигурки амуров, каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Амуры – новодел, их заменили в ходе последней реконструкции на стеклопластиковые копии, так как оригиналы из инкерманского камня оказывали слишком большое давление на старое здание. Все остальные скульптурные группы — подлинные.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

В круглых нишах верхнего этажа — бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя, олицетворяющие поэзию, музыку, драму и комедию.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Центральный вход украшен еще двумя статуями, в основу первой лег эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит».

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Вторая – сцена из комедии Аристофана «Птицы» — о том, как пернатые построили между небом и землей город, перехватывавший у олимпийских богов дым жертвоприношений.

Одесса оперный театр фото

Интересно, были ли в Древней Греции дети-актеры?

Одесса оперный театр фото

На площади между театром и зданием Английского клуба (сейчас — Музей морского флота) установлен самый большой из одесских фонтанов.

Одесса оперный театр фото

Первоначально здесь была только одна чаша, струи воды в которой были направлены от краев к центру. Затем чаш стало две, с 11-ю вертикальными форсунками в верхней и 14-ю в нижней. В ночное время струи фонтана подсвечивают разными цветами 46 прожекторов.

Одесса оперный театр фото

Рядом – еще один, очень милый скульптурный фонтан «Молодость» работы Макса Блонда (народное название – «Дети и лягушка»).

Одесса оперный театр фото

Раньше все это стояло на месте центрального фонтана, но в 1970-ые было перенесено.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Перед фасадом археологического музея застыл троянский жрец Лаокоон с сыновьями. Копия всемирной известной скульптуры, оригинал которой находится в Ватикане в музее Пио-Клементино, часто страдает от вандалов. Одесские власти всерьез рассматривают варианты ее ограждения, но разве это кого-нибудь останавливало?

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Боковой фасад одного из зданий на Театральной площади представляет собой мемориал, на котором увековечены имена одесситов, удостоенных званий Героев Советского Союза, Социалистического труда и кавалеров Ордена Славы.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Мемориал украшают плакучие софоры.

Одесса оперный театр фото

Сквер Пале-Рояль спрятан за зданием театра, между Екатериниской и Ланжероновской улицами и переулком Чайковского. Первоначально здесь был военный плац, перенесенный на Соборную площадь, затем – торговые ряды гостиного двора, построенные по проекту архитектора Торичелли. Позже садовник Людвиг Леклер разбил здесь небольшой сквер с диагональными аллеями, а элитные магазины переехали в Пассаж на Дерибасовскую.

Одесса оперный театр фото

В центре — фонтан «Нимфа», незадолго до моего приезда также пострадавший от вандалов.

Одесса оперный театр фото

Одесса оперный театр фото

Как и во времена Леклера, часть сквера заняли столики уличных кафе. Кто-то из их хозяев разместил здесь футуристическую конструкцию, которая мало вписывается в общий ансамбль.

Одесса оперный театр фото

Еще одна копия античного памятника – «Эрот и Психея».

Одесса оперный театр фото

Царевна Психея, принесенная в жертву чудовищу, была перенесена в чудесный дворец и стала женой божества любви Эрота (в римской мифологии — Амур). Супруг посещал ее только ночью, не открывая своей внешности. Однажды мучимая любопытством Психея подкралась к спящему Эроту со светильником, и капля масла упала ему на плечо. Эрот исчезает, Психея ищет его, но он уже на Олимпе.

Мстительная Афродита заставляет Психею исполнять разные поручения, сравнимые с подвигами Геракла. Наконец Эрот вымаливает у Зевса прощение для нее, и возлюбленные воссоединяются.

Одесса оперный театр фото

На этой счастливой ноте и закончим.

Одесса оперный театр фото

Источник: ua-travels.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.